Issues in Elitology. 2024. No 3 | ISSN: 2712-8415
Political elitism | doi: 10.46539/elit.v5i3.213
Conservative Traditions of Modern Eurasian Political Elites
Vadim O. Kazakov
Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia Email: vad_555[at]bk.ru
Abstract
This article is devoted to the study and comparison of the features of modern conservatism in the leading countries of Eurasia. Four Eurasian countries were selected for the study: Russia, Iran, India, China. It is these countries that have attracted the attention of the modern scientific community in recent years. The paper uses a comparative approach to identify differences and similarities in the understanding of traditional values by the political elites of the countries represented. In addition, the article analyzes the place and role of traditional values in the public policy of the selected Eurasian countries. The relevance of the article lies in defining the concept of conservatism and its place in the system of axiological representations of the elites of the Eurasian space. This allows us to better understand current political trends, identify the current ideological foundation of the political elites of the countries under study, as well as the prospects and opportunities for political and economic integration between the countries of this region. In the study of this issue, methods are used: analysis, comparison, concretization, systematization. The study provides a definition of classical conservatism, highlights the features of conservatism in individual countries of the region.
Keywords
Conservatism; traditionalism; elite; Eurasia; ideology; conservative ideology; Eurasian space; leader; sovereignty.
icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License
Консервативные традиции современных евразийских политических элит
Казаков Вадим Олегович
Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, Россия Email: vad_555[at]bk.ru
Аннотация
Данная статья посвящена изучению и сравнению особенностей современного консерватизма в ведущих странах Евразии. Для изучения были выбраны четыре страны Евразии: Россия, Иран, Индия, Китай. Именно эти страны в последние годы привлекают внимание современного научного сообщества. В работе был использован компаративистский подход для выявления различий и сходства в понимании традиционных ценностей политическими элитами представленных стран. Помимо этого, в статье анализируется место и роль традиционных ценностей в государственной политике выделенных стран Евразии. Актуальность статьи заключается в определении понятия консерватизма и его места в системе аксиологических представлений элит Евразийского пространства. Это позволяет нам лучше понять современные политические тенденции, выявить актуальный идеологический фундамент политических элит изучаемых стран, а также перспективы и возможности политико-экономической интеграции между странами этого региона. При исследовании данного вопроса используются методы: анализа, сравнения, конкретизации, систематизации. В исследовании даётся определение классического консерватизма, выделяются особенности консерватизма отдельных стран региона.
Ключевые слова
Консерватизм; традиционализм; элита; Евразия; идеология; консервативная идеология; евразийское пространство; лидер; суверенитет.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Issues in Elitology. 2024. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political elitism | doi: 10.46539/elit.v5i3.213
В наши дни можно наблюдать как страны евразийского пространства начинают активно конструировать национальные идеологии, отталкиваясь от своего уникальный опыта и национальной самоидентификации. При сходстве оперируемых понятий, опираясь на особенности истории и культуры лидеры, политические элиты и экспертное сообщество ряда стран Евразии вносят авторское понимание, раскрашивая сухие научные трактовки красками культурных интерпретаций, исторических смыслов и опыта государственного строительства. Государства, выделенные для исследования: Россия, Иран, Индия, Китай - являются носителями разных культур, истории, научных традиций. Этот фактор и придаёт данному исследованию особый интерес.
Классический консерватизм возник как реакция на французскую буржуазную революцию. Формулирование консервативной мысли представлено в работе Эдмунда Берка «Размышления о революции во Франции» (1790). Развитие консервативной мысли прослеживается в работе Карла Манхейма «Консервативная мысль» (1925) [Mannheim, 1953]. Основным различием между классическим консерватизмом и современным является отношение к частной собственности [Гилев, 2019]. Бёрком сформулированы и основополагающие ценности консерватизма: политическая мудрость, традиция, патриотизм, порядок, независимые суды, знатность, свободное и сильное монархическое государство, дисциплинированная армия, реформируемая и пользующаяся уважением церковь, моральные ценности, иерархически организованное общество, законность, историческое право и наследственная собственность, прагматизм, признание естественного неравенства людей, семья, довольный и защищенный трудолюбивый народ [Арефьев; Осипов, 2013]. Классический консерватизм заложил общие принципы, которые используются и сегодня.
Представление традиционных ценностей российскими политическими элитами
Россия является носителем очень богатой и насыщенной истории. В течение длительного исторического пути она не раз меняла политический режим и государственное устройство. История и культура страны - взаимосвязаны и переплетены теснейшим образом.
Консерватизм в России имеет давнюю и славную историю. После десятилетий господства коммунистической идеологии с конца 1990-х гг. консервативная тенденция начинает отчетливо прослеживаться в общественном запросе и отражается в ряде программных документов и стратегических решениях руководства страны. В России запускается несколько консервативных проектов. «Российский консерватизм», как партийный идеологический символ
был закреплён в программных документах на 11-м съезде «Единой России» в ноябре 2009 г.
Безусловно, действующий политический лидер, Владимир Владимирович Путин, является ярким представителем консервативной идеологии в стране, что находит подтверждение в его выступлениях, заявлениях, программах и документах. Именно они и являются основой для нашего исследования. Президент последовательно взял курс на консерватизм, сделав его конституционной константой, а традиционные ценности являются одной из опор действующего государственного строя.
Когда президент России В.В. Путин был избран на должность в 2012 году, то в своём первом послании Федеральному Собранию, он отметил важность суверенитета, духовной и национальной идентичности россиян. Была отмечена важность истории и подчеркнуто, что у России единая, неразрывная тысячелетняя история. Приведем цитату: «Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство - изначально так было, - государство-цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире»[Путин, 2012].
В том же самом послании президент говорит: «Для России нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии. При этом хочу сказать и даже подчеркнуть: мы разделяем именно универсальные демократические принципы, принятые во всём мире. Однако российская демократия - это власть именно российского народа с его собственными традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, навязанных нам извне».
Мы также можем привести отрывок из послания 2013 г.: «И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира. Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию» [Путин, 2013].В процитированной выше речи, президент отмечает, что разрушение традиционных ценностей антидемократично и ведёт за собой негативные последствия для общества.
Российский политический лидер употребил термин консерватизм и в послании следующего 2014 года: «Добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства - это такие же базовые консервативные, подчеркну, ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны. Все мы хотим одного - блага России. И отношения
Issues in Elitology. 2G24. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political elitism I doi: 1G.46539/elit.v5i3.213
бизнеса и государства должны строиться на философии общего дела, на партнёрстве и равноправном диалоге» [Путин, 2G14].№ приведённых выше цитат можно выделить тот факт, что традиционным консервативным ценностям глава государства уделяет особое внимание. Об этом может свидетельствовать отдельное их закрепление в принятой Концепции внешней политики России 2G23 года. Одной из стратегических задач является: «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия многонационального народа Российской Федерации» (пункт В, статьи 15, главы 3. Концепция внешней политики Российской Федерации от 31 марта 2G23].
Опираясь на тезисы российского лидера, можно заключить, что российский консерватизм является симбиозом универсальных, общепринятых демократических принципов и российских традиций, включая уникальный опыт предков с момента создания русской цивилизации. Под традиционными ценностями президент имеет ввиду: традиционные семейные ценности, религиозные ценности, ценности гуманизма, патриотизм, уважение к истории. Говоря другими словами, Российский консерватизм берёт наиболее благоприятные черты из современного всемирного демократического опыта, опыта дореволюционной России и Советской социалистической России. Формируется консерватизм со спецификой российской цивилизации.
Традиции иранского консерватизма
Консервативные политические традиции в иранских элитах утвердились после исламской революции 1979 г., когда на смену прозападной идеологии шаха Реза Пехлеви пришли традиционалистский религиозный фундаментализм. Тридцать пятый и последний шахиншах Ирана (1941 - 1979 гг.) Мохаммад Реза Пехлеви(1919 - 19BG) фактически установил в стране откровенный авторитарный политический режим [Вартумян & Карабущенко & Шебзухова, 2G23, C97-9B].
С 1963 г. шах проводил политику «Белой революции» - под давлением американцев осуществлял комплекс политических и социально-экономических реформ, направленных на модернизацию и преодоление феодальных пережитков [Reza Gholami, 2G16, р^]. В работе «К великой цивилизации» последний шахиншах утверждал, что монархия не только законна, но и необходима для Ирана, поскольку является залогом прогресса и обеспечения социальной справедливости в обществе [Mohammed Reza Shah Pahlavi, 1967, Р.16G]. В книге «К великой цивилизации» Пехлеви доказывал незыблемость шахской власти и в качестве опорного доказательства указывал, что монархия была единственной формой правления в Иране на протяжении его более чем 2GGG-летней истории [Мохаммед Реза Шах Пехлеви, 1977, с.250.]
Идеолог революции, аятолла Рухолла Хомейни (1B9B - 19B9) утверждал, что «Исламская революция - это стадия, на которой исламское движение
превращает регион или страну в исламское государство» [Siddiqui, 1986, Р. 13]. Поэтому «государство ислама» - это не национальное, а идеологическое государство, построенное на особых принципах и конкретных идеях [Левин, 1988, с.113]. В результате исламской революции 1979 г. в Иране «утвердилась радикальная теократия, предложившая свои варианты политической идеологи и политической системы управления. Подобного рода жесткий теократический радикализм пришелся не по нраву многим светским политическим режимам. Страны «западной демократии» объявили ИРИ «священную войну». В 2008 г. в России знаменитое «Завещание» аятоллы Хомейни было официально признано экстремистской литературой...» [Вартумян & Карабущенко & Шебзу-хова, 2023, с.101].
В политическом мышлении иранских элит наблюдается преобладание религиозных категорий, которые и отражают теократический характер этой политической системы. Так, даже единственный либеральный президент Ирана (1997 - 2005 гг.) Сеид Мухаммад Хатами, весьма активно оперировал именно религиозными понятиями, а не светской политической лексикой [Вартумян & Карабущенко & Шебзухова, 2023, с.200].
Выразителем популистских консервативных лозунгов стал шестой президент Исламской республики Иран (2005 - 2013 гг.) Ахмадинежад, который пользовался поддержкой трёх основных сил ИРИ - религиозного лидера страны аятоллы Хаменеи, КСИР и консервативного духовенства. Вашингтон неоднократно объявлял его символом «стержня оси зла» [Юрьева, 2009, с1]. Так, по мнению британского профессора университета Дарема А. Эхтешеми (The University of Durham), «фигура Президента Ахмадинежада олицетворяет намного более радикальный сдвиг в социальной структуре иранской элиты, чем может показаться на первый взгляд. Его программа, которая затрагивает различные аспекты жизни Ирана, выглядит весьма радикальной даже по сравнению с замыслами первого поколения революционеров» [Эхтешеми Ануш, 2008, с.46].
В политическом мировоззрении современных иранских элит преобладают религиозные ценности, которые и предопределяют их теократическую сущность. В политическом мышлении преобладают консервативные ценности, которые выражаются в поддержке исламской гендерной сегрегации; в ужесточении политики по Интернету и цензуре (особенно к западной культуры) в сторону ещё большей изоляции; поддержке подавления и преследования разношёрстной светской и монархической иранской оппозиции; курсе на еще большую изоляцию «сионистского режима» в Израиле [Вартумян &Карабу-щенко & Шебзухова, 2023, с.208]. Антиамериканизм и антисемитизм являются важнейшими составляющими современного консервативного мышления ИРИ.
За современным Ираном стоит богатый многоэтапный исторический путь. Это страна выбрана для исследования не случайно, так как имеет особое цивилизационное наследие. Современную историю Ирана принято отсчитывать с Исламской революции 1979 года. Важно отметить, что Иран - мусуль-
Issues in Elitology. 2024. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political elitism | doi: 10.46539/elit.v5i3.213
манская страна. Поэтому влияние на государственную концепцию Ирана оказывают не только политические, но и религиозные элиты [Кассамединова, 2023]. Политические лидеры Ирана, говоря об традициях, имеют ввиду религиозные ценности. Иранские лидеры, выступая на мероприятиях, не забывает подчеркнуть свою религиозность.
В качестве примера можно взять президента Аятоллу Али Хаменеи. В своём обращении к народу, именуемом как «Второй шаг к революции», он говорит о важности молитвы, религиозных церемоний. Аятолла Али Хаменеи говорит, что популярность традиционных, в том числе, и религиозных ценностей возрастает среди Иранской молодёжи, несмотря на массированную пропаганду Запада. Лидер в своей речи очень часто цитирует заветы пророков, обращается к богу [Аятолла Али Хаменеи, 2018]. Лидер в своей речи очень часто цитирует заветы пророков, обращается к богу [Аятолла Али Хаменеи, 2018].
Из сказанного иранским политическим лидером можно сделать вывод о том, что иранская государственная политика имеет очевидный консервативный характер. Уже название «Исламская республика Иран» говорит само за себя. Иранские политические лидеры всегда упоминают о важности и прогрессивности Исламской революции 1979 года. Они ставят на особое место задачу сохранения морального облика иранской молодёжи, привлечение их к религиозной деятельности. При всём этом, иранские политики говорят о важности демократических ценностей. Иранский консерватизм представляет собой сочетание исламских традиций и фундаментальных демократических ценностей.
Традиции индийского консерватизма
Известный индийский политолог П. Шаран [Parmatma Sharan, P.] в своем исследовании «Теория сравнительной политологии» выделял традиционную и современную элиту. Согласно его классификации, они различаются ресурсами властвования. Традиционная элита - старейшая форма политических элит, как известно, основана на различных традициях, обрядах, ритуальных процедурах и всех формах религий. Традиционная элита - это аристократы, военные и представители религиозных конфессий. Впоследствии, такой вид как религиозные элиты, значительно потеряли свое влияние в эпоху секуляризации, исключая Ватикан. Но, в Индии касты (хотя официально и отменены) по-прежнему продолжают влиять на социальную стратификацию страны [Шаран & Шаран, 1992]. Высшей кастой была каста брахманов, которые одновременно являлись как духовными лидерами, так и управляли самим обществом [Алаев, & Вигасин, & Сафронова, 2010, с.57-58].
Российскими экспертами отмечается, что «в современных политических элитах Индии обнаруживается сплав традиционных и модернизационных элементов, которые и определяют ее нынешнее лицо. Если традиции уходят вглубь истории Индии и отражают суть самой политической культуры Индии,
то модернизация выражается в попытке усвоения, в частности, западной модели политической системы (политические партии, избирательная система, парламентская форма республиканского правления и т.д.). Но традиции остались. Если касты были официально отменены и де-юре их больше нет, то де-факто они продолжают существовать на бытовом уровне и оказывать свое влияние на общественно-политический климат Индии. Самими индийцами касты воспринимаются не как сегрегация (в чисто западной традиции), а как плюрализм и толерантность - цветущая сложность многообразия, где каждая каста существует, не мешая существованию другим» [Головина, 2023, с. 86-87].В этом и заключается особенность современной индийской демократии, где традиционализм и модернизм оказываются включенными в единую политическую систему.
Индийское общество патриархально по своей природе. Поэтому и политический класс Индии тоже представляет собой ярко выраженный патриархат: согласно статистическим данным 2015 года, большинство индийской политической элиты состоит из мужчин - 89,2 % против 10,8 % женщин [Bhandari, Parul, 2019, p.40]. Если женщины и участвуют в деятельности политического класса, то, как правило, они являются выходцами из знатных индийских родов [Sanghvi, 2006, Р.125]. В политической действительности индийской республики бережно сохраняются политические традиции, восходящие еще к ведическим временам. В Индии до сих пор в соответствии с индуистской традицией правителей называют «раями» или «махараджами», которые рассматриваются как божества или инкарнации божеств [Паул, 2005, с.115]. Подобного рода традиции и определяют консервативное мышление политических элит Индии, которая на сегодняшний день является крупнейшей демократией в мире.
Индийский консерватизм базируется на религиозных традициях индуизма, буддизма и ислама [Неру, 1999, с.78-79.] В её богатейшей политической истории были как периоды распада, так и имперской концентрации [Ramusack, 2004, р.100-101].Все это многообразие и определяет патриархальные традиции Индии. Но есть одна историческая память, которая всё ещё несет индийскому политическому сознанию боль - это воспоминания о британском колониальном правлении [Ганди, 1969, с.505-510]. Заноза антиколониализма глубоко засела в политическом сознании Индии, делая её лидером движения неприсоединения.
Индия также является одной из древнейших цивилизаций. Как и многие страны Востока, Индия сохранила традиционный уклад в многих сферах жизнедеятельности. Современных политические элиты Индии представляют собой симбиоз традиционных и модернизационных элементов [Головина, 2023]. На современную индийскую политическую систему влияют такие факторы, как кастовость индийского общества и религиозные ценности. Если мы будем брать выступления индийских политических лидеров, то найти в них прямую цитату о важности, конкретно, индийских традиционных ценностей
Issues in Elitology. 2024. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political elitism | doi: 10.46539/elit.v5i3.213
не представляется возможным. К примеру, премьер-министр Индии, Нарендра Моди, выступая на Саммите Будущего в ООН, говорит, что для определения вектора развития будущего человечества необходимо руководствоваться подходом, ориентированном на человеческие ценности [Моди, 2024]. В своём выступлении на встрече с индийской диаспорой в Польше премьер-министр высказался насчёт ситуации на Украине: «Индия верит в традицию Будды, поэтому верит в мир, а не в войну. Индия выступает за мир в этом регионе, и очевидно, что сейчас не время для войны».
Традиции китайского консерватизма
В развитии современной китайской политической элиты выделяют два исторических этапа: 1) 1949 - 1978 г. (когда к власти пришла КПК и у власти был Мао Цзэдун) и 2) с 1978 года - по настоящее время [Зайцев, 2013. с. 730]. «На первой стадии ясно проявляется стремление руководства коммунистов убедить народ в правильности своих решений и узаконить свою власть перед населением. С этой целью была развернута массовая пропаганда, дискредитирующая всю предыдущую историю Китая, даже критикуя конфуцианство» [Масюткина, 2022, с.148]. О самобытности китайского пути говорил ещё Мао Цзэдун (1893-1976), который ссылался на традиции, возникшие внутри самой Коммунистической партии Китая (КПК) [Мао Цзэдун, 1969. с. 512-513]. Критика такого подходя со стороны либерально настроенной части общества звучит, но не находит широкой поддержки в массах [Масюткина, 2022, с.148].
Китай - одна из древнейших и самобытных цивилизаций мира. На протяжении всей своей богатой истории, Китай являлся довольно традиционной, консервативной восточной страной. Редко можно было наблюдать кардинальные перемены в основах государственного строя. Самым бурным стал -ХХ век. Именно XX век стал точкой отсчёта современной истории Китая.
Что же такое консерватизм в современной Китайской Народной Республике? Что говорит китайская современная политическая элита? Представителем нынешней политической элиты и лидером современного Китая является Си Цзиньпин. Как мы знаем, Китай - страна с социалистическим государственным строем. Этот факт уже даёт нам понять, что о классическом западном представлении консерватизма говорить будет довольно трудно. Но всё же здесь не всё так просто, о чем свидетельствует ряд особенностей.
Си Цзиньпин - основатель концепции «Новая эра социализма с китайской спецификой». На основе выступлений и докладов лидера КНР мы разберём, имеют ли место консерватизм, традиционные ценности и если да, то как их понимает главное лицо китайской политической элиты [Си Цзиньпин, 2022].
Но, конечно же, самым значительным и объёмным стал доклад китайского лидера на ХКНациональном съезде Коммунистической партии Китая. Культурному аспекту председатель компартии выделил отдельную часть в своём выступлении. В ней он говорит о важности культуры и её прямом
влиянии на великое возрождение китайской нации. Приведем цитату из доклада Си Цзиньпиня: «Истоком и источником социалистической культуры с китайской спецификой является выдающаяся традиционная культура Китая, сформировавшаяся в течение более чем пятитысячелетней истории китайской цивилизации. Она вплавлена в революционную и передовую социалистическую культуру, созданную китайским народом под руководством партии в ходе революции, строительства и реформ, укоренилась в великой практике социализма с китайской спецификой. Развитие социалистической культуры с китайской спецификой означает, что, руководствуясь марксизмом, твердо стоя на позиции сохранения китайской культуры, исходя из реалий современного Китая, в увязке с условиями современной эпохи следует развивать национальную, научную и массовую социалистическую культуру, обращенную к модернизации, внешнему миру и будущему, способствовать согласованному развитию социалистической духовной и материальной культуры. Необходимо стоять на позиции служения народу и делу социализма, неуклонно придерживаться курса "пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ", стимулировать творческое внедрение плодов культуры и ее инновационное развитие для того, чтобы китайская культура непрерывно сияла блеском новых достижений»[Си Цзиньпин, 2017].
Также, заканчивая «культурную» часть своего выступления, председатель обратился к народу со словами: «Товарищи! Начиная с момента своего образования, Коммунистическая партия Китая является не только активным проводником и практикующим носителем передовой китайской культуры, но и верным наследником и продолжателем выдающейся китайской традиционной культуры. Современные китайские коммунисты и китайский народ должны и способны взять на себя новую культурную миссию, в созидательной практике создавать культуру и в ходе исторического прогресса достичь прогресса культуры!» [Си Цзиньпин, 2017].
Опираясь на выступления председателя Китайской народной республики, можно отметить, что китайский консерватизм представляет собой сочетание ценностей социализма и традиционных китайских ценностей. Как сказал сам китайский лидер, нужно сочетание древней китайской мудрости и инновационных достижений социализма. Можно констатировать, что в Китае формируется социалистический консерватизм в традициях древней китайской цивилизации.
Особенности евразийского консерватизма
Евразийский консерватизм опирается на традиции своих политических систем, которые сами являются продуктами общественных практик их многотысячелетних цивилизаций. Каждая из этих традиций уникальна сама по себе. В связи с этим им не обязательно быть похожими друг на друга, тем более быть похожими на западные политические традиции [Карабущенко, 2021]. Поэтому в
Issues in Elitology. 2024. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political elitism | doi: 10.46539/elit.v5i3.213
отличие от либерализма (который универсален), консерватизм каждый сам по себе уникален. Для того, чтобы понять основы этих консервативных традиций, необходимо детально изучать национальную историю этих стран (государств-цивилизаций) [Воскресенский, 2007].
Российский консерватизм базируется на собственном понимании истории, борясь с любым актом ее неверной интерпретации или откровенной фальсификации. На совещании с постоянными членами Совета Безопасности об объективной трактовке истории (20.09.2024) В.В. Путин отметил, что «в последние годы история очень часто используется в современной политике как средство достижения определённых политических целей в отношении нашей страны. Причём делается это зачастую весьма недобросовестным способом. А это, конечно, уже касается сегодняшней текущей политики и отношения к этому со стороны официальных властей, нашей страны» [Путин, 2024]. Противостояние России с коллективным Западом идет и на фронтах исторической науки, которая вновь стала ареной острой идейной борьбы двух мировых полюсов.
Борьба за историю становится для таких стран одной из разновидностей борьбы за политический суверенитет и культурную идентичность. Отсюда и рост сопротивления вестернизации мирового сообщества. Вестернизация воспринималась и оценивалась как колонизация Западом других. Евразийский консерватизм основан на опыте сопротивления Востока Западу. В этом его историческая особенность. Бывшие колонии оценивают колониализм как преступление против человечности [Аджемоглу & Робинсон, 2016]. В этой связи российские эксперты отмечают, что «на наших глазах тема колониального прошлого превращается в предмет не только и даже не столько научных споров и свойственных академическому миру торгов за ресурсы, сколько в объект самых беззастенчивых пропагандистских манипуляций».[Миллер, 2024, с.68] Именно против этих спекулятивных манипуляций и выступают противники т.н. «американского порядка». В настоящее время антиамериканизм стал одним из самых узнаваемых маркеров в характеристиках консервативного типа евразийского элитарного политического мышления.
Выводы
На основе анализа текстов выступлений глав изучаемых стран, можно сделать выводы, что все страны исследования последовательно и однозначно относят себя к сторонникам консервативных традиций и идеологии. Безусловно, линии сравнения позволяют увидеть и особенности традиций, религии, самобытную историю и идеологические отличия. Но есть и общие черты, объединяющие их. Ярким примером является непринятие навязываемой коллективным Западом политической государственной модели и западных ценностных систем, основанных на индивидуальном эгоизме и гедонизме. Сходство проявляется в опоре на гуманитарные духовно-нравственные
основы, ценность семьи, общие демократические ценности, а самое главное, наготовность к переменам, адаптацию политической системы с учетом особенностям своей народной культуры, традиций, исторического опыта.
Таким образом, консерватизм приобретает выраженные черты долгосрочной тенденции способной стабилизировать современные общества и политические системы. Современный консерватизм стоит на страже национально-территориальных границ и против размывания национальных традиций, манипулирования историей и ущемления национальных интересов стран мира.
Список литературы
Bhandari P. Money, Culture, Class: Elite Women as Modern Subjects. Routledge, 2019. DOI: 10.4324/9781351121637
Mannheim К. Conservative Thought // Mannheim К. Essays on Sociology and Social Psychology. London, 1953.
Mohammed Reza Shah Pahlavi. The White Revolution of Iran. Imperial Pahlavi Library; First Edition edition. 1967. 177 p.
Ramusack B. The Indian Princes and Their States. Cambridge, 2004.
Reza Gholami. Secularism and Identity: Non-Islamiosity in the Iranian Diaspora. Routledge, 2016. Sanghvi V. The Congress, Indira to Sonia Gandhi. Delhi, 2006.
Siddiqui K. Nation-States as Obstacles to the Total Transformation of the Ummah // The Impact of Nationalism on the Muslim World / ред. Ghayasussin M.L. Al-Hoda, 1986.
Аджемоглу Д., Робинсон Дж.А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М.: АСТ, 2016. 693 с.
Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М., 2010. С. 57-58.
Арефьев М.А., Осипов И.Д. Идейные истоки и ценности русского консерватизма // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 2. № 2. С. 172183.
Аятолла Али Хаменеи. «Второй шаг революции», адресованное иранскому народу. URL: https:// farsi.khamenei.ir/message-content?id=41673
Аятолла Али Хаменеи. Заявления на встрече членов Всемирной ассамблеи народа Вифлеема и Союза исламского радио и телевидения. URL: https://farsi.khamenei.ir/speech-content? id=30524
Берк Э. Размышления о революции во Франции // Конституции государств (стран мира). Библиотека конституций Романа Пашкова. URL: https://worldconstitutions.ru/? p=1116&page=4&attempt=1
Вартумян А.А., Карабущенко П.Л., Шебзухова Т.А. Страна ариев: Пять тысячелетий между Каспием и Персидским заливом. Монография. Москва: Издательство «КДУ» «Добро-свет», 2023. 300 с.
Воскресенский А.Д. (ред.) Политические системы и политические культуры Востока. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ, Восток-Запад, 2007. 829 с.
Issues in Elitology. 2024. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political elitism | doi: 10.46539/elit.v5i3.213
Встреча премьер-министра Нарендра Моди с индийской диаспорой в Польше. URL: https:// www.hindustantimes.com/india-news/on-eve-of-ukraine-visit-pm-narendra-modis-not-time-for-war-message-from-poland-101724287826340.html
Ганди М.К. Моя жизнь. М.: Наука, 1969. 1010 с.
Гилев Я.Ю. Классический консерватизм Эдмунда Берка // Новые идеи в философии. 2019. № 6(27). С. 233-239. EDN ZZUGXK.
Головина Я.В. Особенности современных индийских политических элит: традиции и модернизация // Вопросы элитологии. Т. 4. № 3. 2023. С. 84-95. DOI: 10.46539/elit.v4i3.162
Зайцев Я.А. Особенности становления и функционирования политической элиты КНР // Молодой ученый. 2013. № 11. С. 728-732.
Карабущенко П.Л. Политическая культура евразийских элит: от частного к общему // Вопросы элитологии. Т. 2. № 4. 2021. С. 63-84. DOI: 10.46539/elit.v2i4.85
Кассамединова А.А. Концепция лидерства Ирана в современном мире: взгляд изнутри иранской элиты // Вопросы элитологии. Т. 4. № 3. 2023. С. 76-82. DOI: 10.46539/elit.v4i3.161
Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.). 31.03.2023. URL: https://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/official_documents/1860586
Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., 1988.
Мао Цзэдун. Избранные произведения. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1969. Т. 4. С. 501-518.
Масюткина В.Р. Политическая элита Китайской народной республики и современные вызовы и угрозы // Вопросы элитологии. Т. 3. № 3. 2022. С. 145-155. DOI: 10.46539/elit.v3i3.1
Миллер А.И. Устои «глобальной» мемориальной культуры под вопросом // Россия в глобальной политике. 2024. Т. 22. № 3. С. 68-81. DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-3-68-81
Мохаммед Реза Шах Пехлеви. К великой цивилизации. Тегеран: Изд-во Центра по исследованию политической культуры периода Пехлеви, 1977. 350 с. (на перс. яз.)
Неру Дж. Открытие Индии. М., 1999. 780 с.
Паул Дж. Сказочный мир махараджей / Пер. с англ. А.Л. Сафроновой. М., 2005.
Путин В.В. Послание Федеральному собранию, 2012. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts /messages/17118
Путин В.В. Послание Федеральному собранию, 2013. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/messages/19825
Путин В.В. Послание Федеральному собранию, 2018. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/messages/19825
Путин В.В. Совещание с постоянными членами Совета Безопасности. 20.09.2024. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/75148
Саммит будущего в ООН. 23.09.2024. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/ltd/ n24/252/91/pdf/n2425291.pdf
Си Цзиньпин. Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства: Доклад на XX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая 16 октября 2022 года. 73 с. URL: https://csruso.ru/wp-content/uploads/2022/11/.pdf
Си Цзиньпин. Доклад на XIX съезде КПК. URL: https://www.gov.cn/zhuanti/2017-10/27/ content_5234876.htm
Шаран П., Сравнительная политология / Пер. с англ. М.: Б.и., 1992. 226 с.
Эхтешеми А. Неоконсерваторы наращивают влияние // ProetContra. 2008. Т. 12. № 4. С. 1-8.
Юрьева Д. Коридор для Ахмадинежада // Российская газета. 17.06.2009. С. 1.
References
Ajemoglu D., Robinson J.A. Why some countries are rich and others are poor. The Origin of Power, Prosperity and Poverty. Moscow: AST, 2016. 693 p (in Russian).
Alaev L.B., Vigasin A.A., Safronova A.L. History of India. M., 2010. pp. 57-58. (in Russian).
Arefyev M.A., Osipov I.D. Ideological origins and values of Russian conservatism // Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. 2013. Vol. 2. No. 2. pp. 172-183 (in Russian).
Ayatollah Ali Khamenei. "The second step of the Revolution", addressed to the Iranian people. URL: https://farsi.khamenei.ir/message-content?id=41673
Ayatollah Ali Khamenei. Statements at the meeting of the members of the World Assembly of the People of Bethlehem and the Union of Islamic Radio and Television. URL: https:// farsi.khamenei.ir/speech-content?id=30524
Bhandari P. Money, Culture, Class: Elite Women as Modern Subjects. Routledge, 2019. URL: DOI: 10.4324/9781351121637
Burke E. Reflections on the revolution in France // Constitutions of states (countries of the world). Roman Pashkov's Library of Constitutions. URL: https://worldconstitutions.ru/? p=1116&page=4&attempt=1 (in Russian).
Ekhteshemi A. Neoconservatives are increasing their influence // ProetContra. 2008. Vol. 12. No. 4. pp. 1-8. (in Russian).
Gandhi M.K. My life. M.: Nauka, 1969. 1010 p. (in Russian).
Gilev Ya.Yu. Classical conservatism of Edmund Burke // New ideas in philosophy. 2019. No. 6(27). pp. 233-239. EDN ZZUGXK. (in Russian).
Golovina Ya.V. Features of modern Indian political elites: traditions and modernization // Questions of elitology. Vol. 3. No. 3. 2023. pp. 84-95. DOI: 10.46539/elit.v4i3.162 (in Russian).
Karabushchenko P.L. Political culture of the Eurasian elites: from the private to the general // Questions of elitology. Vol. 2. No. 4. 2021. pp. 63-84. DOI: 10.46539/elit.v2i4.85 (in Russian).
Kassamedinova A.A. The concept of Iran's leadership in the modern world: a look from inside the Iranian elite // Issues of elitology. Vol. 4. No. 3. 2023. pp. 76-82. DOI: 10.46539/elit.v4i3.161 (in Russian).
Levin Z.I. Islam and nationalism in the countries of the Foreign East. Moscow, 1988. (in Russian).
Mannheim K. Conservative Thought // Mannheim K. Essays on Sociology and Social Psychology. London, 1953. (in Russian).
Mao Zedong. Selected works. Beijing: Publishing House of Literature in Foreign Languages, 1969. Vol. 4. pp. 501-518. (in Russian).
Issues in Elitology. 2024. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political elitism | doi: 10.46539/elit.v5i3.213
Masyutkina V.R. The political elite of the People's Republic of China and modern challenges and threats // Issues of elitology. Vol. 3. No. 3. 2022. pp. 145-155. DOI: 10.46539/elit.v3i3.1 (in Russian).
Miller A.I. Foundations of the "global" memorial culture in question // Russia in global politics. 2024. Vol. 22. No. 3. pp. 68-81. DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-3-68-81 (in Russian).
Mohammad Reza Shah Pahlavi. Towards a great civilization. Tehran: Publishing House of the Center for the Study of Political Culture of the Pahlavi Period, 1977. 350 p. (in Persian)
Mohammed Reza Shah Pahlavi. The White Revolution of Iran. Imperial Pahlavi Library; First Edition edition. 1967. 177 p.
Nehru J. The Discovery of India. M., 1999. 780 p. (in Russian).
Paul J. The fabulous world of the Maharajas / Translated from the English by A.L. Safronova. M., 2005. (in Russian).
Prime Minister Narendra Modi's meeting with the Indian Diaspora in Poland. URL: https://www.hin-dustantimes.com/india-news/on-eve-of-ukraine-visit-pm-narendra-modis-not-time-for-war-message-from-poland-101724287826340.html
Putin V.V. Message to the Federal Assembly, 2012. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/messages/17118 (in Russian).
Putin V.V. Message to the Federal Assembly, 2013. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/messages/19825 (in Russian).
Putin V.V. Message to the Federal Assembly, 2018. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/messages/19825 (in Russian).
Ramusack B. The Indian Princes and Their States. Cambridge, 2004.
Reza Gholami. Secularism and Identity: Non-Islamiosity in the Iranian Diaspora. Routledge, 2016.
Sanghvi V. The Congress, Indira to Sonia Gandhi. Delhi, 2006.
Sharan P. Comparative political science M.: B.I., 1992. 226 p. (in Russian).
Siddiqui K. Nation-States as Obstacles to the Total Transformation of the Ummah // The Impact of Nationalism on the Muslim World / ред. Ghayasussin M.L. Al-Hoda, 1986.
The concept of the foreign policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on March 31, 2023). 03/31/2023. URL: https://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/official_documents/1860586
The UN Summit of the Future. 09/23/2024. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/ltd/ n24/252/91/pdf/n2425291.pdf
Vartumyan A.A., Karabushchenko P.L., Shebzukhova T.A. The Land of the Aryans: Five Millennia between the Caspian Sea and the Persian Gulf. Monograph. Moscow: Publishing house "KDU" "Dobrosvet", 2023. 300 p. (in Russian).
Vladimir Putin, Meeting with permanent members of the Security Council. 20.09.2024. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/75148 (in Russian).
Voskresensky A.D. (ed.) Political systems and political cultures of the East. 2nd ed., reprint. and addi -tional M.: AST, East-West, 2007. 829 p. (in Russian).
Xi Jinping. Carrying high the great banner of socialism with Chinese characteristics, to fight together for the comprehensive construction of a modernized socialist state: Report at the XX National
Congress of the Communist Party of China on October 16, 2022. 73 p. URL: https:/ csruso.ru/wp-content/uploads/2022/11/.pdf (in Russian).
Xi Jinping. Report at the XIX Congress of the CPC. URL: https://www.gov.cn/zhuanti/2017-10/27/ content_5234876.htm
Yuryeva D. Corridor for Ahmadinejad // Rossiyskaya Gazeta. 06/17/2009. p. 1. (in Russian).
Zaitsev Ya.A. Features of the formation and functioning of the political elite of the People's Republic of China // Young Scientist. 2013. No. 11. pp. 728-732. (in Russian).