Научная статья на тему 'Complex approach to the analysis of business reputation as a notion of contemporary public life'

Complex approach to the analysis of business reputation as a notion of contemporary public life Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПУТАЦИЯ / РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РЕПУТАЦИИ / REPUTATION / REPUTATIONAL CAPITAL / COMMUNICATIVE APPROACH TO REPUTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Tyulenev I. S.

The modern social life is nowadays characterized by the enhanced attention to such phenomenon as business reputation. Reputational factors start to play a more significant role in the process of the reception of specific market advantages in highly competitive business-environment. In the article the author investigates basic approaches to the concept of business reputation given by representatives of various sciences, paying special attention to the communicative approach. Only within the limits of communicative approach and its support on conceptual philosophical doctrines can the complex analysis of reputation as an integrated social phenomenon is provided and a thorough consideration of the entire process of formation and management of a company's reputational capital is studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Complex approach to the analysis of business reputation as a notion of contemporary public life»

правовой культуры, демократизацией всех сторон жизни человека и общества в целом.

В этом смысле учет теоретических достижений, в том числе и творцов американской прагматической и неопрагматической традиции, как сильных, так и слабых их сторон, может пойти всем нам только на пользу. Думается, российская культура, и тот тип ортодоксально догматизированной ментальности, который лежит в ее основе, нуждаются в прививке здорового скептицизма или даже умеренного цинизма в оценке человека и общества. Следствием подобного рода интеллектуальной инъекции может стать жизненно необходимое для современного российского общества преодоление догматичности мышления и привычных для россиян фетишизированных форм социально-политического бытия, без которого движение вперед вообще невозможно.

Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2007 года, будущий президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что Россия в ХХ веке «была подвергнута тяжелейшим испытаниям: революциям, Гражданской войне, мировым войнам, экономическому коллапсу. Сегодня мы строим новые институты, основанные на базовых принципах полноценной демократии. Демократии без ненужных дополни-

тельных определений. Демократии эффективной, опирающейся на принципы рыночной экономики, верховенства закона и подотчетности власти остальному обществу. И хорошо понимаем, что еще ни одно недемократическое государство не стало по-настоящему процветающим. По одной простой причине: свобода лучше несвободы» [4, с. 116-117]. По нашему мнению, американский прагматизма и неопрагматизм, как образец неортодоксального философского мышления и социальной теории, может обеспечить подобного рода изменение российского общественного сознания как нельзя лучше.

Библиографический список

1. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. - М.: Республика, 1977. - С. 495.

2. Джеймс У. Воля к вере и другие очерки популярной философии // Воля к вере. - М.: Республика, 1997.

3. Дьюи Дж. Общество и его проблемы. - М.: Идея-Пресс, 2002. - С. 160.

4. Медведев Д.А. Выступление на Всемирном экономическом форуме в Давосе. 27 января 2007 года // Национальные приоритеты. Статьи и выступления. - М., 2008.

УДК 1:316.66:338.24

Тюленев Иван Сергеевич

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

gorodrek1@yandex.ru

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Современная общественная жизнь характеризуется повышенным вниманием к такому явлению, как деловая репутация, играющей всё большую роль в процессе получения конкретных рыночных преимуществ в высоко конкурентной бизнес-среде. В статье в рамках коммуникационного подхода с опорой на концептуальные философские учения обеспечивается комплексный анализ репутации как сложного общественного явления, а также рассматривается весь процесс формирования и управления репутационным капиталом компании.

Ключевые слова: репутация, репутационный капитал, коммуникационный подход к репутации.

Последние десятилетия ХХ века характеризуются кардинальными ценностными преобразованиями, затронувшими как отдельные слои общества, так и общественную структуру в целом. В инструментарии, применяющемся компаниями для борьбы в высококонкурентной бизнес-среде, на первый план вышли репутационные факторы: репутация брэнда, репутация первых лиц, репутация стратегии

компании и пр., и репутация как способ управления общественным доверием постепенно становится одним из ключевых элементов современных бизнес-технологий. Как следствие, возник интерес к понятию корпоративной репутации со стороны представителей различных наук: экономических, правовых, социальных и особенно коммуникационных, в рамках которых происходит не только наиболее комплексный анализ понятия

репутации, но и рассмотрение всего процесса формирования и управления репутационным капиталом компании.

Развитие информационного общества повлекло за собой изменение или создание новых смыслов, феноменологических конструкций общения и рационализации, что определило повышение значимости понятия «репутация» и управления репутационным капиталом. Соответственно, понятие «репутация» и другое, возникающее на его основе, широко используются в теории и практике развития различных сфер жизни общества.

Понятие репутации в его энциклопедическом понимании трактуется как «общественное мнение, сложившееся о ком-либо, чем-либо на основании его качеств, достоинств, недостатков и тому подобного» [1, с. 436].

Понятие «деловая репутация» рассматривают как составную часть нематериальных ресурсов компании более подробно в рамках экономического подхода [2, с. 38].

С точки зрения экономического подхода, понятие «репутация» определяют как разницу между покупной ценой организации и стоимостью по балансу всех ее активов и обязательств [3].

Деловую репутацию также рассматривают с точки зрения экономических характеристик [4]. Она возникает в том случае, если компания получает стабильно высокие прибыли и ее доход на активы значительно превышает средний; стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов на величину, в которую оценивается его деловая репутация.

При оценке деловой репутации представителей экономических наук в первую очередь интересуют вопросы ее стоимостного определения. Существуют различные методики вычисления стоимости репутации [5; 6; 7, с. 65].

За последние 15 лет доля стоимости деловой репутации в общей стоимости западных компаний возросла от 18 до 82% [8, с. 23]. Повышение индекса деловой репутации фирмы на 1% дает прирост ее рыночной стоимости на 3%. Таким образом, репутация является тем нематериальным, юридически не идентифицируемым активом, который сложно оценить в стоимостном выражении, но который обусловливает дополнительные существенные доходы и иные экономические выгоды.

С точки зрения правового подхода к понятию «репутация», Гражданский Кодекс РФ определя-

ет деловую репутацию как относящуюся к общественно значимой деятельности лица (как физического, так и юридического), его оценку обществом, мнение общества о качествах, достоинствах и недостатках этого лица. В российской правовой литературе проблемы деловой репутации рассматриваются в связке с честью и достоинством гражданина, сквозь призму квалификации специфики гражданско-правовых способов защиты данных нематериальных благ. Причиненный деловой репутации вред характеризуется как моральный и может быть возмещен как денежной компенсацией (ст. 151, 1099-1101 ГК РФ), так и посредством опровержения по суду сведений, порочащих деловую репутацию (ст. 152 ГК РФ) [9].

В современной социологии под репутацией понимают достаточно фиксированный набор личностных характеристик человека, подтвержденный на большой жизненной дистанции. Репутация формируется постепенно, разворачиваясь в биографическом времени. На основе представлений о репутации других субъектов общественной жизни в сознании личности складываются образы окружающих ее людей. Репутация компаний, продуктов складывается в соответствии с набором социальных норм, принятых в обществе, которым следуют данные личности. Как общественное явление, репутация выполняет функцию экономии в построении социальных взаимодействий, так как она сокращает по времени процесс формирования доверия, лежащий в их основе [10, с. 18-20].

Каждая из отмеченных выше научных дисциплин и сфер деятельности людей изучает те или иные аспекты репутации, ограниченные своим предметом и методологическим аппаратом. Однако для успешного формирования репутации как нематериального актива на практике необходим всесторонний анализ данного понятия - как комплексного явления современной общественной жизни. Данный анализ осуществляется в рамках коммуникационного подхода, на основании которого вырабатываются ключевые методики формирования, поддержания и оценки репутационного капитала.

В частности, теоретики связей с общественностью в своих определениях подчеркивают информационную основу репутации и ее субъективный характер: «Репутация - существующее мнение о компании (персоне), осведомленность о ее деятельности и ее оценка, представленные

в восприятии различных аудиторий, составляющих общественное мнение» [11, с. 62]; ее устойчивость и важную роль в формировании положения компании в рыночной среде: «Репутация -устойчивая совокупность мнений заинтересованных сторон (сотрудников, инвесторов, кредиторов, аналитиков, властей, СМИ и т.д.) о достоинствах и недостатках компании, определяющая принятие решений по отношению к ней» [12]. Некоторые специалисты дают определение репутации на основе методов оценки, которые к ней применяются: «Репутация - это коллективное мнение о компании, формирующееся с течением времени в сознании целевых групп на основе экспертной оценки экономического, социального и экологического аспектов ее деятельности» [13]. Сторонники экономического подхода пытаются связать коммуникационную природу и стоимостную оценку репутации: «Репутация -это дополнительная добавленная стоимость, получаемая за счет стимулирования благоприятной (ценностно-значимой) реакции целевых аудиторий» [14].

В целом, вне зависимости от того, какой аспект репутации выделяется автором как ключевой, связи с общественностью пытаются как оценить действительный вклад репутации в экономическую эффективность, так и изучить механизм ее возникновения и влияния на главные финансовые показатели предприятия. Репутация -это не только сумма нематериальных активов компании, но и инструмент, который возможно использовать для преобразования этих активов в выраженные в конкретных стоимостях конкурентные преимущества, оцениваемые в рамках коммуникационного процесса основными целевыми аудиториями.

Для оценки коммуникационной составляющей репутации компании используется методика репутационного аудита. В ее основе лежат такие качественные методы исследований, как кабинетный анализ документов (текстов, предназначенных для коммуникации с внешней средой, публикаций деловой и финансовой прессы, обзоров аналитиков рынка), так и экспертные интервью с представителями аудиторий, которые являются носителями репутации организации.

Исследовательская программа обычно фокусируется на изучении информированности аудиторий о деятельности компании, существующих мнений и отношений (эмоциональных оценок).

Как правило, к опросу привлекаются эксперты, которые представляют деловое окружение компании и взаимодействуют с ней в связи с наличием общих интересов.

Анализ документов и опрос экспертов затрагивает, как правило, блок вопросов, касающихся репутации собственников и топ-менеджеров компании, ее корпоративной стратегии, финансового положения, состава и качества управленческой команды, репутации товара или услуги, а также социальной ответственности.

Необходимо иметь в виду, что вклад всех этих параметров в создание репутации не одинаков. Особенности репутации как социального явления измеряются в ее непрерывном развитии, дополняются новыми критериями, меняют степень значимости в определении понятия «хорошая репутация бизнеса».

Традиционно в число экспертов, участвующих в репутационном аудите, попадают чиновники разных уровней, представители партнерских компаний, менеджеры финансовых учреждений, аналитики рынка, журналисты.

Еще одним подходом к оценке репутации компаний является пресс-рейтинг репутации, разработанный специалистами Национального института изучения репутации [15]. В этом случае оценка репутации компаний производится на основе контент-анализа прессы. При этом авторы методики исходят из того, что пресса является одним из важнейших каналов распространения информации, трудно переоценить ее влияние на формирование репутации компании. Поэтому оценка того, как с точки зрения репутации компания представлена в прессе сегодня, обернется ее завтрашней репутацией в реальной жизни.

Создание положительной репутации - многогранная задача, комплексно и последовательно решаемая на длительном промежутке времени. Основой формирования репутации компании является ее информационная открытость, раскрытие информации о результатах работы в отчетном периоде, направлениях и планах перспективного развития. Не менее существенны такие методы поддержания репутации, как корпоративная культура и социальная ответственность.

Эксперты выделяют три крупные группы составляющих, формирующих репутацию компании, - финансовую, корпоративную и рыночную. Такая классификация опирается на предпочтения отдельных групп людей - «потребителей» дело-

вой репутации. Так, финансовые составляющие более интересны потенциальным и существующим инвесторам, рыночные - потребителям и деловым партнерам, а корпоративные - работникам компании.

Группы компонентов репутации компании реального сектора могут быть представлены в следующей совокупности [16, с. 64-67; 17, с. 98]:

1. Финансовая группа: масштабы деятельности и темпы роста. Финансовая репутация, стабильность, привлекательность для иностранных инвесторов.

2. Рыночная группа: клиенты и партнеры компании, качество продукции и сервис, позиционирование компании на рынке, длительность работы.

3. Корпоративная группа: репутация первого лица, престижность работы в компании, квалифицированность специалистов.

Таким образом, репутация представляет собой комплексное общественное явление, имеющее коммуникативную природу. Репутация отдельной организации является прямым результатом всей ее эффективной деятельности, выраженной через коммуникативные процессы, ориентированные на среду, в которой действует компания. Именно коммуникационный подход к определению понятия и оценке репутации позволяет четко идентифицировать все технологии, которые используются в деятельности компании для ее формирования, представить каждую из данных технологий в виде двустороннего коммуникационного процесса и определить степень интеграции данных коммуникаций для наиболее эффективного управления репутационным капиталом организации. В итоге это позволяет организации более качественно управлять нематериальными активами, анализировать преимущества, обеспеченные положительной деловой репутацией, выявлять новые, сравнивать результаты развития с показателями конкурентов и использовать нематериальные активы в конкурентной борьбе, обеспечивая себе все новые преимущества.

Вышеизложенное раскрывает значение комплексного подхода к анализу понятий «репутация» и «репутационный капитал» на основе разработки этих понятий различными научными направлениями, синтеза и сравнения различных точек зрения по этому вопросу. Однако очевидно, что сам по себе комплексный анализ требует дальнейшего развития. Положительная динамика в данном направлении возможна при опоре

на концептуальное философское учение о репутационном капитале, так как именно оно выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научно-исторического знания о понятии репутации.

Возможно также установление связей между понятием репутационного капитала и понятием авторитета, которые обнаруживаются при рассмотрении последнего с позиций различных философских концепций. Подобный подход может стать одной из основ данного исследования.

Проблема авторитета личности в философии изучается в разных аспектах и терминологических обозначениях, в широком и узком смысле. Большое внимание феномену авторитета личности уделялось представителями различных течений антропологической философии. Существуют концепции, где основными считаются вопросы нравственного совершенствования личности в обществе, находящемся на стадии современного социального и научно-технического развития.

Вышеперечисленные факторы свидетельствуют о том, что концептуальное философское учение позволяет достичь всестороннего изучения исследуемого понятия в разных аспектах, терминологических обозначениях, с учетом конктрет-но-исторических условий.

Библиографический список

1. Современный Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997. - С. 436.

2. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. - СПб., 2001. - С. 38.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (НМА) ПБУ 14/2000. -Режим доступа: http://mvf.klerk.ru/pbu/pbu14.htm

4. Ивлиева Н.Н. Деловая репутация как элемент оценки рыночной стоимости банка. - Режим доступа: http://www.c-pp.ru/reports.php?rep=4&raz=6

5. Interbrand World’s Most Valuable Brand’s 2001 Methodology. — Режим доступа: http:// www.interbrand.com

6. Strassmann P. Measuring and Managing Knowledge Capital // Knowledge Executive Report. -1999. - Режим доступа: http://www.strassmann.com/ pubs/measuring-kc/

7. Шипова Е.В. Оценка интеллектуальной собственности. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. - С. 65.

8. КозыревА.Н. Оценка интеллектуальной собственности. - М.: Экспертное бюро-М, 1997. - С. 23.

9. Гражданский кодекс РФ. - Режим доступа: http: //www. consultant. ru/popular/gkrf1/

10. Покровский Н.Ю. Репутация в эпоху перемен // PR в России. - 2003. - №>10. - С. 18-20.

11. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М.: Социальные отношения, 2003. - С. 62.

12. Дзялошинский И.М. Круглый стол: Имидж. Репутация. Капитализация. // PR-Линия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pr-line.ru/iournal/stol.asp

13. Новиченкова Л. Деловая репутация: от системы к результату // Управление компанией.

05.06.2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. april .bv/artides/theorv/421. html

14. Ханов Г Круглый стол: Дни PR в Москве -2004. - Режим доступа: http://www.publicitv.ru/ agencv/aboiit/expert/579.html

15. Репутация - это ресурс // Финанс. - 2004. -№3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finansmag.ru/4939

16. Спивак В.А. Корпоративная культура. -СПб. : Питер, 2001. - С. 64-67.

17. Шарков Ф.И. Интегрированные бренд-коммуникации. - М. : Рип-холдинг, 2004. - С. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.