Научная статья на тему 'Competence model of professional activity Bachelor of Economics'

Competence model of professional activity Bachelor of Economics Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ / BACHELOR OF ECONOMICS / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCIES / COMPETENCE MODEL / PROFESSIONAL BA IN ECONOMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Частухина Валентина Анатольевна

В статье изложена процедура проектирования компетентностной модели профессиональной деятельности бакалавра экономики, которая включает определение цели, объекта, предмета, видов и функций деятельности, необходимых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Частухина Валентина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper sets out the process of designing competence model professional BA in Economics, which includes defining the purpose, object, object types and functions of the required competencies.

Текст научной работы на тему «Competence model of professional activity Bachelor of Economics»

2. Гильмеева Р.Х., Л.А. Волович, Л.П. Тихонова. Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе преподавания гуманитарных дисциплин // Казанский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 75-90.

3. Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в ССУЗ (концептуальные идеи) / Л.А. Волович [и др.] / под ред. Гильмеевой Р.Х. Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2008. 23 с.

4. Мухаметзянова Г.В. Новые парадигмы педагогической науки - теоретико-методологическое основание международного сотрудничества в системе профессионального образования / Международное сотрудничество в професси-

ональном образовании: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. 18 ноября 2009 г. Казань: АСО, 2009. 446 с. С. 11-16.

5. Трегубова Т.М. Оптимизация адаптационно-образовательного потенциала зарубежного опыта и его использование в Российской профессиональной школе / Формирование академической мобильности студентов в контексте международной образовательной интеграции: Материалы Республиканской научно-практической конференции. Казань: ИПП ПО РАО, 2008. 198 с. С.50-54.

6. Турина И.А. Самообразование в русской дидактике второй половины XIX -начала XX в. // Педагогическое образование и наука. 2007(72-76). №5. С. 72-76.

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ

В.А. Частухина

В статье изложена процедура проектирования компетентностной модели профессиональной деятельности бакалавра экономики, которая включает определение цели, объекта, предмета, видов и функций деятельности, необходимых компетенций.

Ключевые слова: профессиональное образование, бакалавр экономики, компетентность, профессиональные компетенции, компетентностная модель, профессиональная деятельность бакалавра экономики.

Competence model of professional activity Bachelor of Economics. The paper sets out the process of designing competence model professional BA in Economics, which includes defining the purpose, object, object types and functions of the required competencies.

Key words: Bachelor of Economics, competence, professional competencies, competence model, professional BA in Economics.

Поскольку бакалавр экономики, ленный, в первую очередь, на практи-

согласно ФГОС ВПО третьего поколе- ческую деятельность, его востребо-

ния определен как специалист первой ванность на рынке труда определяется

ступени высшего ^р^гага^ наце- главным образом его профессиональ-34

ной компетентностью. Эту компетентность можно охарактеризовать как готовность и способность мобилизовать персональные ресурсы, заявленные в виде знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых бакалавру экономики для решения профессиональных задач в стандартных и нестандартных ситуациях. Структура профессиональной компетентности формируется, исходя из квалификационных характеристик и требований, предъявляемых к бакалавру экономики. Процесс формирования профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования экономиста, которое включает не только систему учебных курсов, но и приобретаемые в процессе изучения этих курсов профессиональные знания, умения, навыки, характеристики личности [2].

Компетентностный подход ориентирует будущего бакалавра не только на овладение сугубо профессиональными знаниями, но и на приобретение личностного опыта. Рассматривая проблему критериев готовности бакалавров экономического профиля к профессиональной деятельности, невозможно свести содержание профессиональной готовности экономиста только к реализации его функций или к учету только теоретической и практической готовности. Дело в том, что "знать и уметь" для экономиста всегда мало. Не менее важно активно-положительное отношение к выполняемой деятельности и проявление при этом творческого подхода. Речь должна идти не только о критериях операционально-деятель-ностной готовности, но и о личностных критериях, входящих в профессиональную компетентность. Поэтому прогностическая модель бакалавра на-

правления подготовки «Экономист», основывающаяся на данном подходе, должна включать в себя основные профессиональные компетенции.

При проектировании компетент-ностной модели бакалавра экономики необходимо:

1) за основу взять профессиональные компетенции в том квалификационном ряде, который сформирован в проектах стандартов третьего поколения бакалавров по направлению 080100 (521600) «Экономика»;

2) скорректировать их с учетом требований работодателей как заказчиков;

3) провести уровневую квалификационную дифференциацию по направлениям подготовки бакалавров и магистров соответствующей специальности;

4) классифицировать и выделить предметно-ориентированные компетенции, формируемые при изучении экспериментального курса;

5) смоделировать профессиональную деятельность бакалавра экономики, выделив основные структурные составляющие этой модели: цель - объект -предмет - виды деятельности - функции - компетентности - типовые задачи.

На основе анализа существующих в педагогических исследованиях вариантов проектирования моделей профессиональной деятельности специалистов, мы определяем, что первой составляющей модели является цель профессиональной деятельности экономиста-бакалавра. Она направлена на организацию, оценку, контроль и анализ экономической деятельности любого уровня (финансовой, производственной, инвестиционной) в следующих областях экономики: функционирую-

щие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях любой формы собственности, в образовательных организациях и в органах государственного управления.

Второй составляющей является объект деятельности. Объектами профессиональной деятельности бакалавра экономики являются основной и оборотный капитал организаций и фирм независимо от их вида деятельности и форм собственности, имущественная деятельность хозяйствующих субъектов, их затраты и финансовые результаты, кредитно-денежные отношения и обязательства, функционирующие рынки, финансовые и материальные потоки, производственные процессы.

Следующий компонент - это предмет деятельности, который представляет собой информацию различного уровня о деятельности объекта, выраженную в натуральных, трудовых и стоимостных показателях и статистических данных. Предметом деятельности является изучение действия и влияния экономических законов на развитие социально-экономических процессов в рамках отраслей или отдельных предприятий, а также факторов выявления резервов, обеспечивающих наилучшие результаты при оптимальных ограничениях.

Бакалавр экономики, согласно ФГОС ВПО (п.4.3), осуществляет свои задачи в следующих видах профессиональной деятельности: расчет-но-экономической, аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, педагогической [3]. Если сравнить эту деятельность с деятельностью магистра, то на первый план деятельности бакалавра выходит 36

расчетно-экономическая, вполне соответствующая практической направленности этой ступени подготовки. Приоритетной для магистра является научно-исследовательская деятельность. Что касается проектно-экономи-ческой деятельности, то, как мы считаем, ее наличие у бакалавров также обязательно, потому что он участвует в разработке проектных решений, в подготовке предложений и мероприятий по реализации новых проектов и программ, пусть и не в той степени участия как магистр, а выступая как член команды, готовящий расчетно-проект-ную документацию.

К основным функциям деятельности экономиста бакалавра относятся следующие: сбор и анализ экономических показателей, ведение аналитических расчетов по производственным фондам, составление и анализ балансов, бухгалтерской и статистической отчетности, нормирование расходных статей, совершенствование методики исчисления основных показателей эффективности производства, осуществление аудита всех видов экономической и управленческой деятельности, а также контроля за соблюдением норм природопользования и охране окружающей среды, обеспечение реализации производственных программ и проектов, организация, планирование деятельности предприятия и внешнеэкономической деятельности, руководство планированием и экспертиза проектной и предпроектной документации на соответствие ее международным стандартам, принятие экономических и управленческих решений.

В соответствии с Законом РФ заказчиками образования выступают государство, общество и личность, поэтому применительно к высшему

профессиональному образованию необходимо вести речь не только о требованиях государства в виде ФГОС ВПО, но и о требованиях работодателя как «заказчика» системы профобразования и частных лиц, выступающих в качестве «потребителей» деятельности вузов. Современный рынок труда характеризуется мобильностью, гибкостью, динамикой и инновационными изменениями. Под влиянием этого меняются и требования работодателей. Нами был проведен опрос 12 работодателей города Нижнекамска, осуществляющих свою деятельность в коммерческой, банковской сфере и сфере услуг, в ходе которого им было предложено оценить набор компетенций, разработанных кадровым агентством «Навигатор» [4], необходимых для эффективной деятельности бакалавра-экономиста по типу «обязательно-желательно».

Результаты данного опроса, показывают, что от молодых бакалавров-экономистов на сегодняшний момент ждут:

- высокого профессионализма и навыков работы с большим объемом информации;

- высокой стрессоустойчивости, готовности к эффективному поведению в кризисных ситуациях;

- готовности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, повышения профессионализма;

- умений и навыков делового общения, умения работать в команде, следования корпоративной этике;

- умения принимать взвешенные и ответственные решения, порой в нестандартных ситуациях;

- навыков исполнительской дисциплины;

- способности к аналитическому и критическому мышлению;

- способности к самостоятельности и самоуправлению деятельностью.

Сравнение требований социального заказа общества и работодателей, выявленных в результате анализа списка компетенций, стандартов, требований рекрутинговых агентств, публикаций по исследованиям рынка труда и результатов опросов работодателей Республики Татарстан и других регионов России [1,5], позволило сформировать заключительный компонент модели профессиональной деятельности бакалавра экономики, выделить основные кластеры компетентности профессиональной деятельности. Эти компетенции, по нашему мнению, во многом формируются с учетом профессионально-ориентированной направленности подготовки экономистов-бакалавров. В отличие от ФГОС ВПО третьего поколения, где все компетенции подразделяются на общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК), мы их структурируем более целенаправленно. Подразделяем по степени общности на профессиональную компетентность в широком смысле слова, предполагающую фундаментальную естественнонаучную и общеэкономическую подготовку, широкий научно-экономический кругозор, способность быстро овладевать новыми профессиями, высокую мобильность. В более специализированном виде компетентность включает способность решать задачи, характерные для данной специальности, а также более узкие, согласованные с работодателями-заказчиками, соответствующие первичным должностям выпускников и требующие углубленной подготовки. Совместно с ними мы интегрируем так называемые надпрофессиональные или околопрофессиональные компетенции, включающие социальные, этические, экологические, психолого-педагогичес-

кие, правовые компетенции, требующие системных междисциплинарных интегративных знаний и развития личностных качеств. Рассмотрим эти компетенции:

1) общепрофессиональные компетенции (ОП), которые ведут к пониманию общих тенденций развития данной отрасли или экономической структуры согласно современным политическим и общественным веяниям. Эти компетенции способствуют видению важности политического и экономического окружения, в котором происходит профессиональная деятельность специалиста. К ним мы относим познавательную компетенцию - способность к получению фундаментальных, не отделенных друг от друга новых знаний и умений, и овладение на деятельнос-тном уровне комплексной процедурой их получения, возможность использования знаний новейших ресурсо-и природосберегающих технологий, с целью рационализации производственно-экономических процессов. В соответствии с основной целью подготовки конкурентоспособного бакалавра, считаем необходимым выделить в общепрофессиональной компетентности нишу для предпринимательской компетенции как способности и готовности к самозанятости, а также для компетенции, ориентированной на работодателя, характеризующей способность бакалавра экономики к эффективному поведению на рынке труда. Эти компетенции учитывают требования современного этапа развития рыночной экономики, присутствующие во многих исследованиях социально-экономических и кадровых проблем России;

2) узкопрофессиональные компетенции (УП), которые можно трактовать как квалифицированность, то есть, владение основными умениями, 38

навыками и знаниями, обеспечивающими выполнение конкретных профессиональных действий, причем на самом современном уровне, включая компьютерные и производственные технологии, и способствующие дальнейшему профессиональному развитию. Среди узкопрофессиональных логично выделить компетенции экономического анализа, экономического планирования и проектирования, экономической практики и экономического контроля;

3) коммуникативно-информационные компетенции (КИ) — среди которых можно выделить коммуникативно-организаторскую компетенцию и информационную. К первой относится владение навыками устной и письменной речи, классификаторами и понятийным аппаратом, применяемым в профессиональной деятельности. Сюда же относится умение работать в коллективе, не только знание, но и способность применять правовые основы трудового законодательства, основы управления трудовым коллективом в профессиональной сфере. Информационная компетенция развивает умение работать с документацией, технической и экономической литературой для получения информации о новейших достижениях в интересующей области. К этой же сфере относится и владение новыми информационными технологиями, понимание границ их применения, сильных и слабых сторон;

4) креативные компетенции (К) — это развитие мотивации к постоянному творческому процессу, к высоким достижениям в профессиональной деятельности бакалавра, умение проводить экономические исследования, способность к поиску новых или альтернативных вариантов решений, способность к планированию своей деятельности с целью обеспечения вы-

соких профессиональных достижений. Эти компетенции подразумевают наличие исследовательской и проблемно-кративной компетенций;

5) профессионально-личностные компетенции (ПЛ) — развитие профессионально-личностных качеств включает в себя, в первую очередь, активно-позитивное отношение к выбранной профессии, чувство удовлетворенности и сопричастности к успехам своей страны в данной области, позиционирование себя как представителя данной профессии. Профессионально-личностные компетенции обеспечиваются совокупностью компонентов, имеющих личностно -деятельностный характер: память, рефлексия, аналитическое и творческое мышление, деловая организованность и настойчивость, наблюдательность, тяга к знаниям, решительность и требовательность, эмоциональная устойчивость, коммуни-

кабельность, толерантность. Сюда же относится и умение ориентироваться в межличностных отношениях, способность достигать поставленной цели, положительный эмоциональный настрой на получение конечного результата, устойчивые мотивации для творческого и карьерного роста, умение контролировать эффективность результатов деятельности объектов и субъектов труда. Кроме профессионально-этической компетенции, для бакалавра экономики акцент необходимо делать и на способности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, что в условиях глобализации экономики и мобильности профессиональных кадров в Европе отнесено к одной из ключевых компетенций.

Классификация компетенций профессиональной деятельности бакалавра экономики представлена на следующем рисунке.

Компетентность профессиональной деятельности

Общепрофессиональная компетентность Узкопрофессиональная компетентность Коммуникативно-информационная компетентность Креативная компетентност ь Профессионально -личностная компетентность

о 5

со _ о ш

00 Э

2 о-

а. а)

Ф ш

о. о

с о

ф о

■е

о

Рис. Структура компетентностей профессиональной деятельности бакалавра экономики

Овладение этими компетенциями должно обеспечить высокий профессионализм бакалавра экономики, его конкурентоспособность и, как следствие этого, востребованность в обществе и самореализацию.

Наряду с функциями, видами деятельности, важно четко представлять основные типы профессиональных задач, соответствующих компетенциям, которые необходимо сформировать у бакалавра экономического направления. Данный этап проектирования наиболее важен, так как профессиональные задачи - это аналог профессиональной деятельности. Они позволяют проецировать эту деятельность на учебную и в соответствии с этим отбирать, структурировать содержание экономической подготовки и способы действий. Цель профессиональной деятельности экономиста ставит перед ним задачи, которые ему необходимо решать: расчет экономических показателей деятельности организации; перспективное, текущее и оперативное планирование; составление балансов и техпромфинпланов; планирование грузопотоков, товарооборота; расчет календарно-плановых нормативов; анализ финансовой деятельности; анализ рисков и эффективности внешнеэкономической деятельности; оценка ликвидности и платежеспособности предприятия; распределение инвестиций и капиталовложений, технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов; эффективное ведение документооборота и др.

На основании выделенных ком-петентностей нами было проведено разграничение требований к профессиональным и универсальным компетенциям бакалавров и магистров, которое состоит в делении комплекса решаемых ими проблем на основные и инноваци-40

онные, и систематизирована совокупность задач образовательных программ по направлению экономики первого и второго уровня высшего образования.

Последняя структурная единица модели профессиональной деятельности бакалавра экономики - это способы и средства решения поставленных задач. Они включают в себя работу с технической, бухгалтерской и нормативной документацией, справочно-эко-номической литературой, применение компьютерных и мультимедийных технологий, методы наблюдения и планирования, расчет и сравнение финансово-экономических показателей, анализ экономической деятельности, моделирование производственно-экономических задач, применение математических, статистических и экспертных методов при их решении.

Итак, на основании анализа современных теорий компетентностного подхода, ФГОС ВПО, квалификационных характеристик, требований современной экономики и работодателей к профессиональным и личностным качествам специалиста нами были выделены различия в требованиях к подготовке бакалавра и магистра экономики, которые принципиально состоят в делении комплекса решаемых ими проблем на основные и специализированные или инновационные. Представлена компетентностная модель профессиональной деятельности экономиста бакалавра, включающая следующие составляющие:

1) цель деятельности;

2) объект деятельности;

3) предмет;

4) виды деятельности;

5) основные функции;

6) профессиональные компетенции, включающие познавательную, предпринимательскую, ориентацию на

работодателя, компетенции экономического анализа, планирования и проектирования, экономической практики и контроля, коммуникативно-организаторскую, информационную, исследовательскую, проблемно-креативную, профессионально-этическую и компетенцию непрерывного самообразования и самосовершенствования;

7) типовые задачи профессиональной деятельности, сформулированные в терминах компетенций;

8) способы и средства решения этих задач.

Литература:

1. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции специалиста в условиях глобализации экономики/ О.М.Бобиенко. - URL: http://ww w.ti sbi.ru/ science/ve stnik/2006/ issue4/Obraz1.html#_ftn9. Дата обращения: 2.02.10.

2. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему/ Отв. ред.Н.Б.Пугачева. - Казань: «Идел-Пресс», 2008. - 608с.

3. Приказы Минобрнауки об утверждении ФГОС. - URL: . Дата обращения: 1.04.10.

4. Словарь-перечень компетенций / Кадровое агентство «Навигатор». - URL: http://navigator.lg.ua/arts. php?mode=r&art=r0041. Дата обращения: 3.10.09.

5. Сычева А. Бизнес-образование для занятых людей: качество, ценности, выбор. Полная версия результатов исследования /А.Сычева, Е.Арутюнова. - URL: http://old. e-xecutive.ru/ publications/ ratings/article_ 4726/. Дата обращения: 1.04.10.

6. Мухаметзянова Г.В., Айтуганов И.М., Корчагин Е.А., Матухин Е.Л., Со-молдина Л.Н., Сафин Р.С. Взаимодействие образования и производства: содержание, модели, реализации / Каз. пед. журнал. № 3. -2010. С. 5-10.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ НОВОГО ТИПА

Т.П. Макарова

Рассмотрены проблемы поиска свободных ресурсов для внедрения педагогических инноваций в управлении учебными заведениями нового типа. Показаны основные виды научно-педагогической информации: фоновая, педагогическая, коммерческая.

Ключевые слова: профессиональное образование, программированное обучение, инновационная среда.

Problems of development of innovative environmtnt in the process of modernization of new type educational institutions management. In the article problems of program and target approach to the management of educational institutions are considered. Peculiarities of technology of managing teacher's culture forming are shown.

Key words: professional education, manаgement of edicational institutions inno-vational spere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.