Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 747
симуляционное обучение волонтеров уходу за паллиативными больными и кормлению через гастростому
Жугель И. М, Афанасьева А. А, Беляева А. В., Гостимский И. А., Григорьева К. М., Кравцова К. А., Лисовская Е. О., Мелешкина А. А., Насифуллина Л. Р., Смирнов Ю. В.
Научный руководитель: к.м.н. доцент Гавщук М.В. Кафедра общей медицинской практики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
контактная информация: Жугель Илья Михайлович — студент 4 курса Педиатрического факультета. E-mail: [email protected].
ключевые слова: Обучение, гастростома, симуляция.
Актуальность исследования: большинство паллиативных больных с гастростомой не могут самостоятельно обслуживать себя и нуждаются в посторонней помощи по уходу и питанию [1, 2]. В стационаре эту помощь оказывает средний и младший медицинский персонал. На амбулаторном этапе таким пациентам помогают сотрудники поликлиник и родственники. Загруженность системы здравоохранения делает актуальным привлечение для помощи больным волонтеров из числа подготовленных студентов медицинских образовательных учреждений.
цель исследования: оценить эффективность подготовки и привлечения волонтеров для ухода и питания паллиативных больных с гастростомой.
Материалы и методы: Для эксперимента разработан симулятор, имитирующий гастро-стомированного пациента, представляющий собой емкость с крышкой, через которую установлены 10 трубок, наиболее часто используемых для гастростомии: 2 фирменные силиконовые гастростомические трубки с прижимными пластиками (бамперами) 24 Fr, 2 фирменные силиконовые гастростомические трубки с надувными баллонами на конце 24 Fr, 2 полиуретановых назогастральных зонда 18 Fr, 2 латексных мочевых катетера Пеццера № 34 по шкале Шарьера, 2 латексных с силиконовым покрытием мочевых катетеров Фолея 26 Fr. Таким образом было симулировано 10 различных по трубке гастростом, через которые проводилось питание 5 раз в день в течение 30 дней болюсным методом с соблюдением всех правил [3]. В качестве волонтеров выступила группа студентов 1-5 курсов кружка СНО кафедры общей медицинской практики. С волонтерами проведены занятия по особенностям ухода и питания через гастростому, Разработан алгоритм и стандартизированный чек-лист для контроля выполнения всех этапов манипуляции, который заполнялся при каждой симуляции кормления. Дополнительно велся журнал учета выполненных процедур и видеофиксация.
Результаты: на протяжении 30 дней волонтеры проводили кормление через гастростому симулированных больных. Разработанные алгоритмы и чек-листы манипуляции позволили соблюдать стандартную методику кормления, а отметки о выполнении обеспечили самоконтроль и последующий анализ эксперимента. Наибольшие трудности вызвала необходимость соблюдения длительного графика кормлений, так как эксперимент проводился без «отрыва» волонтеров от учебы. В этой ситуации помогли современные средства мобильной связи и общение в общем чате, что помогло сохранить график эксперимента. однообразная деятельность волонтеров и отсутствие видимой динамики в эксперименте обнажила случаи «эмоционального выгорания». Необходимость выполнения однообразных манипуляций в течение длительного времени вызвала психологическую усталость и сомнения в целесообразности. После эксперимента 2 (20%) волонтеров признали, что не смогут длительно выполнять безрезультатную деятельность на симуляторе.
Выводы: включение волонтеров в работу по уходу и кормлению помогает обеспечить паллиативных больных надлежащим уходом. Для работы с паллиативными пациентами необходима психологическая подготовка и тестирование волонтеров о профессиональном соответствии.
forcipe
том 4 спецвыпуск 2021
elSSN 2658-4182
Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2021»
Литература
1. Гавщук М.В., Гостимский А.В., Завьялова А.Н., Барсукова И.М., Карпатский И.В., Лисовский О.В., Гостимский И.А. Эволюция гастростомы в паллиативной медицине // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2018. № 4 (64) . С. 232-236.
2. Завьялова А.Н., Лисовский О.В., Гостимский А.В., Карпатский И.В., Погорельчук В.В., Семенова И.П., Борисенко А.Н., Алексеенко А.А. Как осуществлять питание детей с органическим поражением головного мозга, не способных есть самостоятельно? // В сборнике: Традиции и инновации петербургской педиатрии. Сборник трудов научно-практической конференции. Под редакцией А.С. Симаходского, В.П. Новиковой, Т.М. Первуниной, И.А. Леоновой. 2017. С. 122-129.
3. Гостимский А.В., Гавщук М.В., Завьялова А.Н., Барсукова И.М., Найденов А.А., Карпатский И.В., Петросян А.А., Лисовский О.В. Особенности нутритивной поддержки и ухода за пациентами с гастростомой // Медицина: теория и практика . — 2018. — Т. 3, № 2 . С. 3-10.
FORCIPE
VOL. 4 SUPPLEMENT 2021
ISSN 2658-4174