Научная статья на тему 'ЧУЙСКИЙ ТРАКТ КАК ГРАНИЦА ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ'

ЧУЙСКИЙ ТРАКТ КАК ГРАНИЦА ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУЙСКИЙ ТРАКТ / АЛТАЙЦЫ / ОБРАЗ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ / СЁОК-РОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тадина Надежда Алексеевна

На основе собранного этнографического материала и опубликованных сведений в историко-этнографической литературе освещена роль Чуйского тракта как ориентира в складывании этнических стереотипов. Охарактеризованы межэтнические образы сельчан низовий и верховий местности региона, моноэтнических русских и алтайских сел, смешанных русско-алтайских сел. Другой внутриэтнический аспект важен в условиях глобализации, когда актуальна проблема этнической идентичности. В ней наблюдается многосоставный принцип этнической среды алтайцев - по родовой принадлежности, по степени ассимиляции, по проживанию в селе предгорья, высокогорья или центральной части Республики Алтай, если ориентироваться по Чуйскому тракту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHUYSKY TRACT AS A BORDER OF ETHNIC STEREOTYPES

Based on the collected ethnographic material and the information published in the historical and ethnographic literature, the article highlights the role of the Chuisky tract as a landmark in the formation of ethnic stereotypes. The interethnic villager images of the lower and upper reaches of the region, mono-ethnic Russian and Altai villages, mixed Russian-Altai villages are characterized. Another intra-ethnic aspect is important in the context of globalization, when the problem of ethnic identity is relevant. It is related with the multi-component principle of the ethnic environment of the Altaians - according to tribal affiliation, according to the degree of assimilation while living in a village in the foothills, highlands or the central part of the Altai Republic due to the position on the Chuisky tract.

Текст научной работы на тему «ЧУЙСКИЙ ТРАКТ КАК ГРАНИЦА ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ»

Научная статья / Article УДК: 39(571.150)

DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.63

ЧУЙСКИЙ ТРАКТ КАК ГРАНИЦА ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

Надежда Алексеевна Тадина

Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия

Резюме. На основе собранного этнографического материала и опубликованных сведений в историко-этнографической литературе освещена роль Чуй-ского тракта как ориентира в складывании этнических стереотипов. Охарактеризованы межэтнические образы сельчан низовий и верховий местности региона, моноэтнических русских и алтайских сел, смешанных русско-алтайских сел. Другой внутриэтнический аспект важен в условиях глобализации, когда актуальна проблема этнической идентичности. В ней наблюдается многосоставный принцип этнической среды алтайцев — по родовой принадлежности, по степени ассимиляции, по проживанию в селе предгорья, высокогорья или центральной части Республики Алтай, если ориентироваться по Чуйскому тракту.

Ключевые слова: Чуйский тракт, алтайцы, образ этнической группы, сёок-род Для цитирования: Тадина Н.А. Чуйский тракт как граница этнических стереотипов // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. Вып. XXVIII. С. 436-441. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.63

THE CHUYSKY TRACT AS A BORDER OF ETHNIC STEREOTYPES

Nadezhda A. Tadina

Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia

Abstract. Based on the collected ethnographic material and the information published in the historical and ethnographic literature, the article highlights the role of the Chuisky tract as a landmark in the formation of ethnic stereotypes. The interethnic villager images of the lower and upper reaches of the region, mono-ethnic Russian and Altai villages, mixed Russian-Altai villages are characterized. Another intra-ethnic aspect is important in the context of globalization, when the problem of ethnic identity is relevant. It is related with the multi-component principle of the ethnic environment of the Altaians — according to tribal affiliation, according to the degree of assimilation while living in a village in the foothills, highlands or the central part of the Altai Republic due to the position on the Chuisky tract.

Keywords: Chuisky tract, Altaians, image of an ethnic group, seok-clan Tor citation: Tadina N.A. The Cnuysky Tract as a Border of Ethnic Stereotypes // Conservation and Study of the Cultural Heritage of Altai Krai. 2022. Vol. XXVIII. Pp. 436-441. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.63

Чуйский тракт, автомобильная дорога федерального значения, пролегает по территории Алтайского края и Республики Алтай до государственной границы с Монголией. Проходит по шести административным

районам Республики Алтай — Майминскому, Чемальскому, Шебалинско-му, Онгудайскому, Улаганскому и Кош-Агачскому. По Чуйскому тракту расположены села и райцентры, небольшие и крупные, скученные и протянувшиеся вдоль автодороги, как село Камлак Шебалинского района — на 3 километра. Эта трасса не только соединяет горные и предгорные районы в повседневной жизни населения региона, но и представляет ориентир на местности, став частью рельефа, нанесенного на карты. Наши полевые материалы, собранные методом этнографического наблюдения, позволяют осветить роль Чуйского тракта как границы сложившихся этнических стереотипов в этнокультурной жизни региона. Данный подход к освещению предлагаемой проблемы предпринимается впервые.

Рассмотрим роль Чуйского тракта как связующего населенные пункты предгорья северной части и высокогорья на юге Горного Алтая с этнокультурной и этносоциальной позиций. Эта автодорожная магистраль проходит по разнообразному ландшафту, что говорит о наличии нескольких хозяйственно-культурных типов у придорожного населения: скотоводы горностепной зоны, сочетающие свои занятия с огородничеством, охотой и рыбной ловлей; скотоводы-охотники горной таежно-степной зоны и таежные охотники, занимающиеся также собирательством и, в некоторых местах, огородничеством. В речной долине или высокогорной степи коренное население развивалось на разной материальной основе и формировалось в этнические группы со своим названием. В основе деления алтайского этноса на этнотерриториальные группы лежит природная основа: предгорье и центральные районы — алтай-кижи и тубалары, высокогорье — теленгиты. Введенное В.И. Вербицким деление алтайцев на «северных» и «южных» по территориально-ландшафтному признаку распространилось в историко-этнографической литературе (Вербицкий, 1893, с. 5-7). Обычным способом передвижения была конная езда, а в непроходимой тайге до сих пор зимой используются лыжи. Для северных алтайцев характерен охотничий образ жизни, а для южных — скотоводческий (Потапов, 1953, с. 205, 208).

Этнокультурные различия алтайцев, обусловленные природными особенностями, влияют на социальный процесс обретения обобщенного образа отдельной локальной группы. Майминский район, по которому проходит Чуйский тракт, входит в регион формирования северных алтайцев, называемых]ыш кижи (таежный человек), от слова]ыш — густые труднопроходимые леса. Река Иша, прозванная по названию этих лесов, пересекает Чуйский тракт и впадает в Катунь на территории Майминского района. Здесь северных алтайцев представляет этнотер-риториальная группа тубаларов, вошедшая в 2000 г. в Список малочисленных народов России (О Едином перечне ..., 2000).

Алтайский этностереотип ]ыш кижи имеет в основе природный признак. После присоединения предгорий к России (1-я половина

XVIII в.) этот образ пополнился образом туба, имеющим этносоциальное содержание (Тадина, 2019, с. 90). Определение туба выступает в двояком значении: как этноним тубаларов и как прозвище маргинала. В силу своего расселения северные алтайцы первыми подверглись влиянию русской культуры. Первыми вступили в торговые отношения с русскими купцами. Основными статьями денежного дохода являлись ореховый промысел, добыча пушнины. В результате государственной политики перевода на оседлость и христианизации Алтайской духовной миссией, а затем политики коллективизации, осуществлявшейся советской властью, алтайцы стали жить в деревнях. Поселялись в избы, приучались к православной культуре, вступали в смешанные браки, причем дети от таких браков считались русскими. Северные алтайцы становились проводниками в горные районы и проповедниками православия среди южных алтайцев. В советское время представители северных алтайцев, шумливые, склонные командовать и указывать по пустякам, становились активными партийными деятелями. Североалтайский стереотип туба, сложившийся в результате языковой и поведенческой ассимиляции, воспринимается как прозвище, данное южными алтайцами.

Основную часть населения предгорья, в селах Майминского, Че-мальского и Шебалинского районов, стоящих по Чуйскому тракту, представляют русские — потомки переселенцев, осваивавших этот край на протяжении двух-трех столетий. Русские Горного Алтая как этническое большинство расселены преимущественно на севере региона, в предгорной части, и в горах — в крупных поселках и селах по Чуйскому тракту, одним словом, там, где благоприятные места для занятия огородничеством, садоводством и земледелием. Сначала села были миссионерскими станами, некоторые — купеческими центрами, а при советской власти становились центрами колхозной жизни с ее клубами, школами, библиотеками, молочными фермами, сырзаводами, механизированными станциями и прочими атрибутами новой жизни. В постсоветский период предгорные районы: Майминский, Чемальский и Шебалинский — становятся популярными для туристов, так как здесь теплый климат и они находятся недалеко от въезда в Республику Алтай, здесь хорошо развита инфраструктура, а население сел составляют русские. По обе стороны отрезка Чуйского тракта, проходящего по этим районам, стоят многочисленные турбазы, собственники которых — в основном из соседних индустриально развитых регионов.

На всем протяжении Чуйского тракта в Республике Алтай своеобразными ориентирами стали перевалы. За Семинским перевалом, высотой 1717 м, начинается Онгудайский район, там большинство населения составляют алтай-кижи. До сих пор сохраняются моноэтнические алтайские села, даже у тракта, это села Шашыкман, Купчегень, Хаба-ровка, Иня, Иодро, Чуй-Оозы. Есть смешанные русско-алтайские села,

расположенные вдоль тракта: Туехта, Каракол, Короты, Онгудай. Алтайцы, живущие в таких селах, особенно молодежь, не владеют родным языком, либо понимают, но не говорят, либо говорят на разговорном уровне. Их называют орусып калган (обрусевшие) или туба по примеру северных субэтносов — тубаларов, челканцев и кумандинцев.

Деление этнотерриториальных групп алтайцев на более мелкие подгруппы свидетельствует о взаимосвязи ландшафта местности и этноса. Подгруппа именуется по названию реки, в окрестности которой расселена. В Онгудайском районе Чуйский тракт пролегает по Кара-кольской и Урсульской речным долинам, откуда в начале прошлого века распространилось бурханистское движение, лежащее в основе традиционного мировоззрения алтайцев. Другой факт, укрепивший региональную идентичность, диалект алтай-кижи данного региона был положен в основу литературного алтайского языка, хотя просветительство под эгидой Духовной миссии начиналось с телеутского и тубаларского диалектов. Согласно этностереотипу принято считать, что онгудайским алтайцам важна идеология общества, мораль и нравственность, качество воспитания поколений по традиционным канонам. Большинство писателей, ученых вышло из Онгудайского района. Бытует мнение, что онгудайцы по складу мышления в основном гуманитарного направления, а алтай-кижи Усть-Канского района — коммерческого, так как среди них больше юристов, экономистов, чиновников.

Следующий перевал на Чуйском тракте, на территории Онгудайского района, называемый Чике-Таман, высотой 1259 м, является ориентиром в определении алтайских этностереотипов. Разделение южных алтайцев на алтай-кижи и теленгитов соответствует ландшафтным границам. Теленгиты расселены в высокогорных районах — Кош-Агачском и Улаганском. У улаганских теленгитов есть определение алтай-кижи: «заперевалочный», т.е. живущий за перевалом Чике-Таман — в нижних районах. Алтай-кижи прозвали теленгитов орортинин', что означает «с верховий», «из высокогорных районов». Те, в свою очередь, называют алтай-кижи томортинин', т.е. «из низкогорий, из нижних районов», вкладывая в это понятие этносоциальный смысл: «из смешанных русско-алтайских районов, а значит, в той или иной степени обрусевшие».

В период этнического возрождения важные мероприятия родового общества алтайцев проходили в селах, находящихся на Чуйском тракте. Например, 7 октября 1997 г. в селе Онгудай был созван первый съезд общественной организации «Курултай алтайского народа», ставший историческим событием (Ябыштаев, 2019, с. 141). Это село в центре Горного Алтая и почти посредине Чуйского тракта предлагали выбрать столицей республики. В последнее десятилетие собрания-курултаи проводились в селах Кош-Агач (24 сентября 2012 г.), Шашыкман Онгудайского района (16 ноября 2013 г.), Шебалино (22 февраля 2014 г.,

24 aпpeля 2018 г.), Kapaкoл Orn^a^^ra paйoнa (7 aвгycтa 2019 г.). Kpo-мe coбpaний-кypyлтaeв в ceлax, cтoящиx на Чyйcкoм тpaктe, пpoвoди-лиcь poдoвыe пpaздники. В этничecкoй cpeдe aлтaйцeв чeлoвeк oбpaщeн к oкpyжaющим cвoими coциaльными aтpибyтaми: ка^га cëoкa-poдa, ceмьи, poдocлoвнoй, чeй пoтoмoк. У yчacтникoв poдoвыx пpaздникoв pacшиpяeтcя кpyг знaкoмcтвa c пpeдcтaвитeлями œoero cëoкa, чтo то-звoляeт гоблюдать poдoвыe oбычaи экзoгaмии, aвyнкyлaтa и взaимoпo-мoщи (Тадина, 2018, c. 145-146).

В кaждoм ceлe cвoй cocтaв cëoкoв-poдoв — кpoмe oбщиx cëoкoв имeютcя cпeцифичecкиe poды, то пpи этoм пpeoблaдaют oпpeдeлeнныe cëo^. K пpимepy, y бoмa Kbirnipap (Ялaмaнcкий), чepeз кoтopый ^o-xoдит Чyйcкий тpaкт, 27 ceнтябpя 2012 г. был пpoвeдeн poдoвoй ^азд-ник cëoкa чапты. Hecмoтpя на тот факт, что era poдoвaя rapa Чаптыган нaxoдитcя на ^ани^ Maйминcкoгo и Чoйcкoгo paйoнoв, пpeдcтaвитe-ли cëoкa чапты peшили coбpaтьcя в oкpecтнocти aлтaйcкиx ceл Maлый Ялoмaн и Бoльшoй Ялoмaн, в кoтopыx бoльшинcтвo ceльчaн — из cëo^ чапты. Poдoвoй пpaздник cëoкa-poдa caгaл cocтoялcя 8 oктябpя 2016 г. в c. Чyй-Ooзы Orn^a^^ra paйoнa. Этo нoвoe ceлo былo oбpaзoвaнo в 2013 г. на 710-м килoмeтpe Чyйcкoгo тpaктa, гдe нaxoдитcя пoпyляpнoe кaфe. Haзвaниe ^ла oзнaчaeт «ycтьe p. Чуи», oto pacпoлoжeнo нeдaлeкo oт мecтa стияния peк Чуи и Kaтyни. В этой части Orn^a^^ra paTO-на, гpaничaщeй c Улaгaнcким и Юэш-Агачжим paйoнaми, пpoживaют пpeдcтaвитeли cëoкa caгaл. Этoт ceoк являeтcя мнoгoчиcлeнным poдoм тeлeнгитoв. Ocнoвнaя чacть cëoкa caгaл пpoживaeт в Улaгaнcкoм paTO-ж, гдe нaxoдитcя poдoвaя тeppитopия, oтдaлeннaя и тpyднoдocтyпнaя (Швeцoв, 1900, c. 113-114). He cлyчaйнo пoгpaничнoe (тeлeнгиты и ал-тай-кижи) и пoпyляpнoe мecтo на Чyйcкoм тpaктe былo избpaнo для пpoвeдeния poдoвoгo coбpaния cëoкa caгaл. Eщe oдин poдoвoй ^азд-ник cëoкa алмат был пpoвeдeн 7 июля 2018 г. y Чyйcкoгo тpaктa, на бe-peгy peки Ильгyньмeн y ^ла Kyпчeгeнь Oнгyдaйcкoгo paйoнa, нecмoтpя на то, что этот ceoк тaкжe мнoгoчиcлeнный y тeлeнгитoв Улaгaнcкoгo paTOrn (Тадина, Ябыштaeв, 2016, c. 109).

Таким oбpaзoм, Чyйcкий тpaкт выcтyпaeт в poли гpaницы этничe-жия cтepeoтипoв на двyx ypoвняx. Oдин xapaктepизyeт мeжэтничecкиe cтepeoтипы пpи oпpeдeлeнии oбpaзa ceльчaн низoвий и вepxoвий, мoнo-этничecкиx (pyccкиx и алтажкж ceл) и cмeшaнныx pyccкo-aлтaйcкиx тел. Дpyгoй ypoвeнь вaжeн вo внyтpиэтничecкoй жизни aлтaйцeв в ycлoвияx ггобализации и тpaнcфopмaциoнныx измeнeний oбщecтвa, гагда ак^аль-нoй cтaнoвитcя пpoблeмa этничecкoй идeнтичнocти. В нeй нaблюдaeтcя мнoгococтaвный пpинцип фopмиpoвaния — пo poдoвoй пpинaдлeжнo-cти, пo cтeпeни а^имиляции в pyccкoязычнoй cpeдe, пo perao^ пpoжи-вания (в пpeдгopьe, выcoкoгopьe или цeнтpaльнoй чacти Гopнoгo Алтая) c opиeнтaциeй пpи этoм то pacпoлoжeнию ceлa на Чyйcкoм тpaктe.

Список источников

Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. 221 с.

О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации №255 от 24 марта 2000 г. // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/181870/ (дата обращения: 08.03.2022).

Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М. ; Л., 1953. 444 с., 2 л. ил., карт.

Тадина Н.А. О трех этапах модернизации родового общества алтайцев // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. 2019. Т. 28. С. 88-97.

Тадина Н.А. От родовых камней алтайцев до памятных знаков Республики Алтай // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. №3. С. 142-150.

Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С. Теленгитские памятники этнокультурному ренессансу // Вестник Томского государственного университета. 2016. №5. С. 109-113.

Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Барнаул, 1900. Т. 1: Кочевники Бийского уезда. Вып. 1. 561 с.

Ябыштаев Т.С. Пути возрожденного зайсаната в Республике Алтай // Вестник Томского государственного университета. 2019. №440. С. 139-145.

Информация об авторах / Information about the Authors

Надежда Алексеевна Тадина, Горно-Алтайский государственный университет, кафедра истории и археологии, доцент; 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 1, кандидат исторических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0003-1363-8735, ntadina@yandex.ru

Nadezhda A. Tadina, Gorno-Altai State University, Department of History and Archaeology, Associate Professor; 649000, Gorno-Altaisk, st. Lenkina, 1, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0003-1363-8735, ntadina@yandex.ru

Научная статья / Article УДК: 069.157

DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.64

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЭКСПОЗИЦИИ (по опыту Алтайского государственного краеведческого музея)

Евгения Сергеевна Твердикова

Алтайский государственный краеведческий музей, Барнаул, Россия

Резюме. Статья посвящена обзору теоретических и практических разработок экскурсионной работы в условиях ограниченного экспозиционного пространства. Подобная ситуация может сложиться в силу различных условий — от несчастного случая (пожар, коммунальная авария) до ограничения выставочного пространства по причине ремонта или реконструкции помещений музея. Для реализации демонстрационной музейной работы в подобных условиях во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.