Научная статья / Article УДК: 39(571.150)
DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.63
ЧУЙСКИЙ ТРАКТ КАК ГРАНИЦА ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ
Надежда Алексеевна Тадина
Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия
Резюме. На основе собранного этнографического материала и опубликованных сведений в историко-этнографической литературе освещена роль Чуй-ского тракта как ориентира в складывании этнических стереотипов. Охарактеризованы межэтнические образы сельчан низовий и верховий местности региона, моноэтнических русских и алтайских сел, смешанных русско-алтайских сел. Другой внутриэтнический аспект важен в условиях глобализации, когда актуальна проблема этнической идентичности. В ней наблюдается многосоставный принцип этнической среды алтайцев — по родовой принадлежности, по степени ассимиляции, по проживанию в селе предгорья, высокогорья или центральной части Республики Алтай, если ориентироваться по Чуйскому тракту.
Ключевые слова: Чуйский тракт, алтайцы, образ этнической группы, сёок-род Для цитирования: Тадина Н.А. Чуйский тракт как граница этнических стереотипов // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. Вып. XXVIII. С. 436-441. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.63
THE CHUYSKY TRACT AS A BORDER OF ETHNIC STEREOTYPES
Nadezhda A. Tadina
Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia
Abstract. Based on the collected ethnographic material and the information published in the historical and ethnographic literature, the article highlights the role of the Chuisky tract as a landmark in the formation of ethnic stereotypes. The interethnic villager images of the lower and upper reaches of the region, mono-ethnic Russian and Altai villages, mixed Russian-Altai villages are characterized. Another intra-ethnic aspect is important in the context of globalization, when the problem of ethnic identity is relevant. It is related with the multi-component principle of the ethnic environment of the Altaians — according to tribal affiliation, according to the degree of assimilation while living in a village in the foothills, highlands or the central part of the Altai Republic due to the position on the Chuisky tract.
Keywords: Chuisky tract, Altaians, image of an ethnic group, seok-clan Tor citation: Tadina N.A. The Cnuysky Tract as a Border of Ethnic Stereotypes // Conservation and Study of the Cultural Heritage of Altai Krai. 2022. Vol. XXVIII. Pp. 436-441. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.63
Чуйский тракт, автомобильная дорога федерального значения, пролегает по территории Алтайского края и Республики Алтай до государственной границы с Монголией. Проходит по шести административным
районам Республики Алтай — Майминскому, Чемальскому, Шебалинско-му, Онгудайскому, Улаганскому и Кош-Агачскому. По Чуйскому тракту расположены села и райцентры, небольшие и крупные, скученные и протянувшиеся вдоль автодороги, как село Камлак Шебалинского района — на 3 километра. Эта трасса не только соединяет горные и предгорные районы в повседневной жизни населения региона, но и представляет ориентир на местности, став частью рельефа, нанесенного на карты. Наши полевые материалы, собранные методом этнографического наблюдения, позволяют осветить роль Чуйского тракта как границы сложившихся этнических стереотипов в этнокультурной жизни региона. Данный подход к освещению предлагаемой проблемы предпринимается впервые.
Рассмотрим роль Чуйского тракта как связующего населенные пункты предгорья северной части и высокогорья на юге Горного Алтая с этнокультурной и этносоциальной позиций. Эта автодорожная магистраль проходит по разнообразному ландшафту, что говорит о наличии нескольких хозяйственно-культурных типов у придорожного населения: скотоводы горностепной зоны, сочетающие свои занятия с огородничеством, охотой и рыбной ловлей; скотоводы-охотники горной таежно-степной зоны и таежные охотники, занимающиеся также собирательством и, в некоторых местах, огородничеством. В речной долине или высокогорной степи коренное население развивалось на разной материальной основе и формировалось в этнические группы со своим названием. В основе деления алтайского этноса на этнотерриториальные группы лежит природная основа: предгорье и центральные районы — алтай-кижи и тубалары, высокогорье — теленгиты. Введенное В.И. Вербицким деление алтайцев на «северных» и «южных» по территориально-ландшафтному признаку распространилось в историко-этнографической литературе (Вербицкий, 1893, с. 5-7). Обычным способом передвижения была конная езда, а в непроходимой тайге до сих пор зимой используются лыжи. Для северных алтайцев характерен охотничий образ жизни, а для южных — скотоводческий (Потапов, 1953, с. 205, 208).
Этнокультурные различия алтайцев, обусловленные природными особенностями, влияют на социальный процесс обретения обобщенного образа отдельной локальной группы. Майминский район, по которому проходит Чуйский тракт, входит в регион формирования северных алтайцев, называемых]ыш кижи (таежный человек), от слова]ыш — густые труднопроходимые леса. Река Иша, прозванная по названию этих лесов, пересекает Чуйский тракт и впадает в Катунь на территории Майминского района. Здесь северных алтайцев представляет этнотер-риториальная группа тубаларов, вошедшая в 2000 г. в Список малочисленных народов России (О Едином перечне ..., 2000).
Алтайский этностереотип ]ыш кижи имеет в основе природный признак. После присоединения предгорий к России (1-я половина
XVIII в.) этот образ пополнился образом туба, имеющим этносоциальное содержание (Тадина, 2019, с. 90). Определение туба выступает в двояком значении: как этноним тубаларов и как прозвище маргинала. В силу своего расселения северные алтайцы первыми подверглись влиянию русской культуры. Первыми вступили в торговые отношения с русскими купцами. Основными статьями денежного дохода являлись ореховый промысел, добыча пушнины. В результате государственной политики перевода на оседлость и христианизации Алтайской духовной миссией, а затем политики коллективизации, осуществлявшейся советской властью, алтайцы стали жить в деревнях. Поселялись в избы, приучались к православной культуре, вступали в смешанные браки, причем дети от таких браков считались русскими. Северные алтайцы становились проводниками в горные районы и проповедниками православия среди южных алтайцев. В советское время представители северных алтайцев, шумливые, склонные командовать и указывать по пустякам, становились активными партийными деятелями. Североалтайский стереотип туба, сложившийся в результате языковой и поведенческой ассимиляции, воспринимается как прозвище, данное южными алтайцами.
Основную часть населения предгорья, в селах Майминского, Че-мальского и Шебалинского районов, стоящих по Чуйскому тракту, представляют русские — потомки переселенцев, осваивавших этот край на протяжении двух-трех столетий. Русские Горного Алтая как этническое большинство расселены преимущественно на севере региона, в предгорной части, и в горах — в крупных поселках и селах по Чуйскому тракту, одним словом, там, где благоприятные места для занятия огородничеством, садоводством и земледелием. Сначала села были миссионерскими станами, некоторые — купеческими центрами, а при советской власти становились центрами колхозной жизни с ее клубами, школами, библиотеками, молочными фермами, сырзаводами, механизированными станциями и прочими атрибутами новой жизни. В постсоветский период предгорные районы: Майминский, Чемальский и Шебалинский — становятся популярными для туристов, так как здесь теплый климат и они находятся недалеко от въезда в Республику Алтай, здесь хорошо развита инфраструктура, а население сел составляют русские. По обе стороны отрезка Чуйского тракта, проходящего по этим районам, стоят многочисленные турбазы, собственники которых — в основном из соседних индустриально развитых регионов.
На всем протяжении Чуйского тракта в Республике Алтай своеобразными ориентирами стали перевалы. За Семинским перевалом, высотой 1717 м, начинается Онгудайский район, там большинство населения составляют алтай-кижи. До сих пор сохраняются моноэтнические алтайские села, даже у тракта, это села Шашыкман, Купчегень, Хаба-ровка, Иня, Иодро, Чуй-Оозы. Есть смешанные русско-алтайские села,
расположенные вдоль тракта: Туехта, Каракол, Короты, Онгудай. Алтайцы, живущие в таких селах, особенно молодежь, не владеют родным языком, либо понимают, но не говорят, либо говорят на разговорном уровне. Их называют орусып калган (обрусевшие) или туба по примеру северных субэтносов — тубаларов, челканцев и кумандинцев.
Деление этнотерриториальных групп алтайцев на более мелкие подгруппы свидетельствует о взаимосвязи ландшафта местности и этноса. Подгруппа именуется по названию реки, в окрестности которой расселена. В Онгудайском районе Чуйский тракт пролегает по Кара-кольской и Урсульской речным долинам, откуда в начале прошлого века распространилось бурханистское движение, лежащее в основе традиционного мировоззрения алтайцев. Другой факт, укрепивший региональную идентичность, диалект алтай-кижи данного региона был положен в основу литературного алтайского языка, хотя просветительство под эгидой Духовной миссии начиналось с телеутского и тубаларского диалектов. Согласно этностереотипу принято считать, что онгудайским алтайцам важна идеология общества, мораль и нравственность, качество воспитания поколений по традиционным канонам. Большинство писателей, ученых вышло из Онгудайского района. Бытует мнение, что онгудайцы по складу мышления в основном гуманитарного направления, а алтай-кижи Усть-Канского района — коммерческого, так как среди них больше юристов, экономистов, чиновников.
Следующий перевал на Чуйском тракте, на территории Онгудайского района, называемый Чике-Таман, высотой 1259 м, является ориентиром в определении алтайских этностереотипов. Разделение южных алтайцев на алтай-кижи и теленгитов соответствует ландшафтным границам. Теленгиты расселены в высокогорных районах — Кош-Агачском и Улаганском. У улаганских теленгитов есть определение алтай-кижи: «заперевалочный», т.е. живущий за перевалом Чике-Таман — в нижних районах. Алтай-кижи прозвали теленгитов орортинин', что означает «с верховий», «из высокогорных районов». Те, в свою очередь, называют алтай-кижи томортинин', т.е. «из низкогорий, из нижних районов», вкладывая в это понятие этносоциальный смысл: «из смешанных русско-алтайских районов, а значит, в той или иной степени обрусевшие».
В период этнического возрождения важные мероприятия родового общества алтайцев проходили в селах, находящихся на Чуйском тракте. Например, 7 октября 1997 г. в селе Онгудай был созван первый съезд общественной организации «Курултай алтайского народа», ставший историческим событием (Ябыштаев, 2019, с. 141). Это село в центре Горного Алтая и почти посредине Чуйского тракта предлагали выбрать столицей республики. В последнее десятилетие собрания-курултаи проводились в селах Кош-Агач (24 сентября 2012 г.), Шашыкман Онгудайского района (16 ноября 2013 г.), Шебалино (22 февраля 2014 г.,
24 aпpeля 2018 г.), Kapaкoл Orn^a^^ra paйoнa (7 aвгycтa 2019 г.). Kpo-мe coбpaний-кypyлтaeв в ceлax, cтoящиx на Чyйcкoм тpaктe, пpoвoди-лиcь poдoвыe пpaздники. В этничecкoй cpeдe aлтaйцeв чeлoвeк oбpaщeн к oкpyжaющим cвoими coциaльными aтpибyтaми: ка^га cëoкa-poдa, ceмьи, poдocлoвнoй, чeй пoтoмoк. У yчacтникoв poдoвыx пpaздникoв pacшиpяeтcя кpyг знaкoмcтвa c пpeдcтaвитeлями œoero cëoкa, чтo то-звoляeт гоблюдать poдoвыe oбычaи экзoгaмии, aвyнкyлaтa и взaимoпo-мoщи (Тадина, 2018, c. 145-146).
В кaждoм ceлe cвoй cocтaв cëoкoв-poдoв — кpoмe oбщиx cëoкoв имeютcя cпeцифичecкиe poды, то пpи этoм пpeoблaдaют oпpeдeлeнныe cëo^. K пpимepy, y бoмa Kbirnipap (Ялaмaнcкий), чepeз кoтopый ^o-xoдит Чyйcкий тpaкт, 27 ceнтябpя 2012 г. был пpoвeдeн poдoвoй ^азд-ник cëoкa чапты. Hecмoтpя на тот факт, что era poдoвaя rapa Чаптыган нaxoдитcя на ^ани^ Maйминcкoгo и Чoйcкoгo paйoнoв, пpeдcтaвитe-ли cëoкa чапты peшили coбpaтьcя в oкpecтнocти aлтaйcкиx ceл Maлый Ялoмaн и Бoльшoй Ялoмaн, в кoтopыx бoльшинcтвo ceльчaн — из cëo^ чапты. Poдoвoй пpaздник cëoкa-poдa caгaл cocтoялcя 8 oктябpя 2016 г. в c. Чyй-Ooзы Orn^a^^ra paйoнa. Этo нoвoe ceлo былo oбpaзoвaнo в 2013 г. на 710-м килoмeтpe Чyйcкoгo тpaктa, гдe нaxoдитcя пoпyляpнoe кaфe. Haзвaниe ^ла oзнaчaeт «ycтьe p. Чуи», oto pacпoлoжeнo нeдaлeкo oт мecтa стияния peк Чуи и Kaтyни. В этой части Orn^a^^ra paTO-на, гpaничaщeй c Улaгaнcким и Юэш-Агачжим paйoнaми, пpoживaют пpeдcтaвитeли cëoкa caгaл. Этoт ceoк являeтcя мнoгoчиcлeнным poдoм тeлeнгитoв. Ocнoвнaя чacть cëoкa caгaл пpoживaeт в Улaгaнcкoм paTO-ж, гдe нaxoдитcя poдoвaя тeppитopия, oтдaлeннaя и тpyднoдocтyпнaя (Швeцoв, 1900, c. 113-114). He cлyчaйнo пoгpaничнoe (тeлeнгиты и ал-тай-кижи) и пoпyляpнoe мecтo на Чyйcкoм тpaктe былo избpaнo для пpoвeдeния poдoвoгo coбpaния cëoкa caгaл. Eщe oдин poдoвoй ^азд-ник cëoкa алмат был пpoвeдeн 7 июля 2018 г. y Чyйcкoгo тpaктa, на бe-peгy peки Ильгyньмeн y ^ла Kyпчeгeнь Oнгyдaйcкoгo paйoнa, нecмoтpя на то, что этот ceoк тaкжe мнoгoчиcлeнный y тeлeнгитoв Улaгaнcкoгo paTOrn (Тадина, Ябыштaeв, 2016, c. 109).
Таким oбpaзoм, Чyйcкий тpaкт выcтyпaeт в poли гpaницы этничe-жия cтepeoтипoв на двyx ypoвняx. Oдин xapaктepизyeт мeжэтничecкиe cтepeoтипы пpи oпpeдeлeнии oбpaзa ceльчaн низoвий и вepxoвий, мoнo-этничecкиx (pyccкиx и алтажкж ceл) и cмeшaнныx pyccкo-aлтaйcкиx тел. Дpyгoй ypoвeнь вaжeн вo внyтpиэтничecкoй жизни aлтaйцeв в ycлoвияx ггобализации и тpaнcфopмaциoнныx измeнeний oбщecтвa, гагда ак^аль-нoй cтaнoвитcя пpoблeмa этничecкoй идeнтичнocти. В нeй нaблюдaeтcя мнoгococтaвный пpинцип фopмиpoвaния — пo poдoвoй пpинaдлeжнo-cти, пo cтeпeни а^имиляции в pyccкoязычнoй cpeдe, пo perao^ пpoжи-вания (в пpeдгopьe, выcoкoгopьe или цeнтpaльнoй чacти Гopнoгo Алтая) c opиeнтaциeй пpи этoм то pacпoлoжeнию ceлa на Чyйcкoм тpaктe.
Список источников
Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. 221 с.
О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации №255 от 24 марта 2000 г. // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/181870/ (дата обращения: 08.03.2022).
Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М. ; Л., 1953. 444 с., 2 л. ил., карт.
Тадина Н.А. О трех этапах модернизации родового общества алтайцев // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. 2019. Т. 28. С. 88-97.
Тадина Н.А. От родовых камней алтайцев до памятных знаков Республики Алтай // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. №3. С. 142-150.
Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С. Теленгитские памятники этнокультурному ренессансу // Вестник Томского государственного университета. 2016. №5. С. 109-113.
Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Барнаул, 1900. Т. 1: Кочевники Бийского уезда. Вып. 1. 561 с.
Ябыштаев Т.С. Пути возрожденного зайсаната в Республике Алтай // Вестник Томского государственного университета. 2019. №440. С. 139-145.
Информация об авторах / Information about the Authors
Надежда Алексеевна Тадина, Горно-Алтайский государственный университет, кафедра истории и археологии, доцент; 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 1, кандидат исторических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0003-1363-8735, ntadina@yandex.ru
Nadezhda A. Tadina, Gorno-Altai State University, Department of History and Archaeology, Associate Professor; 649000, Gorno-Altaisk, st. Lenkina, 1, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0003-1363-8735, ntadina@yandex.ru
Научная статья / Article УДК: 069.157
DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.64
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЭКСПОЗИЦИИ (по опыту Алтайского государственного краеведческого музея)
Евгения Сергеевна Твердикова
Алтайский государственный краеведческий музей, Барнаул, Россия
Резюме. Статья посвящена обзору теоретических и практических разработок экскурсионной работы в условиях ограниченного экспозиционного пространства. Подобная ситуация может сложиться в силу различных условий — от несчастного случая (пожар, коммунальная авария) до ограничения выставочного пространства по причине ремонта или реконструкции помещений музея. Для реализации демонстрационной музейной работы в подобных условиях во-