Научная статья на тему 'Чувашская симфоническая музыка (краткий исторический обзор)'

Чувашская симфоническая музыка (краткий исторический обзор) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
799
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СИМФОНИЯ / ЧУВАШСКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧУВАШСКИХ КОМПОЗИТОРОВ / СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Артюков Николай Петрович

В статье рассматривается история становления чувашской симфонической музыки и проблема ее участия в жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чувашская симфоническая музыка (краткий исторический обзор)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 785.11

Артюков Николай Петрович

доцент кафедры теории, истории искусств, музыкального образования и исполнительства

Чувашского государственного института культуры и искусств,

г. Чебоксары, РФ E-mail: n.artvukov@,vandex.ru

ЧУВАШСКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (краткий исторический обзор)

Аннотация

В статье рассматривается история становления чувашской симфонической музыки и проблема ее участия в жизни общества.

Ключевые слова

Симфония, чувашская симфоническая музыка, произведения чувашских композиторов,

симфонический оркестр

Когда мы говорим о достижении культуры Чувашской республики, как правило, вспоминаем Симбирскую чувашскую учительскую школу.

А. В. Луначарский, оценивая значение этой школы, говорил, что она стала источником возрождения всей чувашской культуры. В Симбирской школе формировался талант первых чувашских композиторов и музыкальных деятелей, в том числе и основоположника чувашской профессиональной музыки Ф.Павлова. Именно ему суждено было стать автором первого чувашского симфонического произведения, балетной фантазии "Сарнай и Палнай".

Тридцатые годы XX столетия - время становления чувашской симфонической музыки. С. Максимов (воспитанник Симбирской школы), В. Кривоносов, И. Люблин создали ряд симфонических произведений. В тот период в развитие чувашской симфонической музыки большой вклад внес композитор В. Иванишин. Выпускник композиторского факультета Ленинградской государственной консерватории по классу профессора М. О. Штейнберга в 1935 г. впервые приехал в г. Чебоксары. Здесь он "изучил язык и фольклор чувашей, литературу и искусство" [3. c.20], знакомился со многими образцами чувашских народных песенных жанров. С этого момента, главным источником, из которого Иванишин черпал свое вдохновение, была чувашская народная песня (чувашский народный мелос). Этот живительный родник питал композитора на протяжении всей его дальнейшей творческой жизни. Самыми значительными работами В. Иванишина были первая чувашская опера "Нарспи" по одноименной поэме К. В. Иванова и Чувашская симфония. В симфонии чувствуется блестящее классическое образование В. Иванишина. Премьера симфонии состоялась 18 декабря 1936 г. в Ленинграде в помещении Смольнинского лектория. Газеты сообщали, что она в сезоне 1936-1937 гг. несколько раз с большим успехом исполнялась в Ленинградской филармонии и Ленинградском радиоцентре. «Четкая, стройная форма, ясная, свежая гармония, интересно задуманная оркестровка -несомненно, положительные качества этой первой чувашской симфонии», - писал В. М. Кривоносов

о сочинении В. Иванишина, назвав его большим вкладом в чувашскую музыкальную литературу [1, с.113]. Композитор в симфонии достиг органичности музыкально-стилистического синтеза, исходя из различных уровней музыкального сознания: с одной стороны, это язык классицизма, с другой - музыкально-

эстетический мир чувашского края. Своеобразное движение “от разных берегов”. Главным достоинством симфонии Иванишина, несомненно, является ее эмоциональная содержательность. Широкую известность в творческой деятельности В. Иванишина получила и опера «Нарспи», на ее материале композитором была написана симфоническая сюита «Сильби». В ней 4 части: Прелюдия (Andante); Песня и Скерцо (Allegro moderato); Интермеццо (Allegretto); Хоровод и Пляска (Andante con moto);

В 30-е годы прошлого столетия, самостоятельную главу в историю симфонической музыки Чувашии вписал Г. Воробьев.

151

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______

Г. В. Воробьев родился в Чебоксарах в 1918 г. Окончил музыкальный техникум по двум специальностям - как композитор и как пианист. Затем занимался в классе композиции Московской консерватории. Композитор, педагог и дирижер В. Ходяшев писал: "Совсем короток был творческий путь молодого музыканта, прерванный на пороге полного расцвета его чудесного дарования (28 августа 1939 года Г. Воробьева не стало, ему тогда только исполнился 21 год). Однако за это время Г. Воробьев успел сформироваться в подлинного композитора-профессионала" [4, c. 5]. Наиболее зрелое из сочинений молодого композитора - Симфония до-минор. Симфония впервые была исполнена в Москве во время декады советской музыки в ноябре 1940 года оркестром Всесоюзного радиокомитета под управлением А. Ковалева.

Таким образом, к началу 40 годов XX столетия чувашская симфоническая музыка достигла уровня достаточной творческой зрелости. Лучшие произведения тех лет вошли в золотой фонд чувашской музыки.

Война нарушила естественное течение мирной жизни советских людей. В те суровые годы основой творчества чувашских композиторов стала массовая песня. Это и понятно, ведь для песни оперативное отражение впечатлений и событий жизни - явление более чем естественное. И, тем не менее, студент композиторского факультета Ленинградской консерватории Г. Хирбю завершает первую часть своей доминорной симфонии. У молодого композитора была непреодолимая жажда высказать свои мысли, вместе со всем народом вступить в бой за гуманизм и разить врага своим оружием. Однако, в то время автор еще не был подготовлен к созданию симфонии, недоставало опыта оркестрового мышления. До конца своей жизни Г. Хирбю неоднократно возвращался к ней, но симфония так и не получила оркестрового воплощения.

Следующий этап развития чувашской музыки условно начинается с 1946 года. Послевоенные достижения в музыкальной культуре республики ознаменовались значительными качественными изменениями. В области симфонической музыки наибольшую активность проявил тогда А. Токарев. Выдвинулись, как авторы оркестровых сочинений Т. Фандеев, Ф. Васильев, Г. Хирбю, А. Асламас, В. Ходяшев. Достижения в послевоенной чувашской симфонической музыке связаны и с именами А. Петрова, М. Алексеева, А. Васильева.

Я здесь не буду останавливаться на творчестве современных молодых авторов. Но хочу подчеркнуть, сегодня мы располагаем богатыми по содержанию симфоническими творениями чувашских композиторов: симфонии, симфониетты, симфонические поэмы, фантазии, разнообразные увертюры и сюиты, концерты для разных инструментов с симфоническим оркестром.

При самом кратком обзоре истории чувашской симфонической музыки, необходимо сказать о симфоническом оркестре Чувашской государственной филармонии. Ведь музыкально-творческие проблемы всегда рассматривались во взаимодействии с музыкальном исполнительством. Пока произведение не звучит, оно не участвует в жизни общества. Симфонический оркестр не только формирует, воспитывает слушательскую аудиторию, но и способствует развитию творческой личности композитора, его таланта.

Отрадно, что с самого своего начала чувашская симфония находилась в достаточно благоприятных условиях. В ее становлении и развитии громадную роль сыграл симфонический оркестр филармонии, организованный в мае 1932 года, который в течении нескольких десятилетий был единственным коллективом подобного рода в Поволжье. Со дня основания оркестр вел активную пропаганду произведений чувашских композиторов.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) оркестр был вынужден прекратить свою работу. Только через год после победы он возобновил свою деятельность. Как и в тридцатые годы, главной задачей оркестра стала пропаганда чувашской симфонической музыки. Кроме того, он в немалой степени помогал становлению молодых композиторов того времени. Образно говоря, оркестр в те годы явился, с одной стороны, лабораторией для композиторов, с другой - "консерваторией" для слушателей. Несомненная заслуга в этом художественного руководителя и главного дирижера В. Ходяшева.

В 1959 году на базе Чувашского академического театра драмы и симфонического оркестра был создан Чувашский музыкально-драматический театр. Значение этого события трудно переоценить. Благодаря этому театру стали реальностью чувашская опера, несколько позже - чувашский балет. Чувашская национальная культура поднялась на новую ступень. В то же время, надо признать, мы не только приобрели, но, к сожалению, и утратили. Со дня основания музыкально-драматического театра филармония лишилась симфонического оркестра и чувашская симфоническая музыка осталась без своего исполнителя. Конечно,

152

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________

нельзя сказать, что симфонические произведения чувашских композиторов совсем не исполнялись. Филармония и Союз композиторов Чувашии старались кое-что делать по организации симфонических концертов силами оркестров музыкального театра и музыкального училища, а также оркестрами из союзных республик и областей, приезжающими к нам на гастроли. Однако, отсутствие филармонического оркестра сыграло отрицательную роль в судьбе симфонических произведений чувашских композиторов. В 1975 году М. Кондратьев писал: "Музыкальную общественность республики волнуют вопросы пропаганды творчества чувашских авторов. За последние годы Чувашская государственная филармония не провела ни одного концерта чувашской симфонической и камерной музыки" [2. c.237]. К концу XX века, чувашская симфоническая музыка фактически перестала звучать, она была отчуждена от слушателя.

В 2000 году при Чувашской государственной академической капеллы был организован симфонический оркестр. Это время радикальных метаморфоз, когда полномасштабно перевернулись с ног на голову базовые принципы организации музыкальной жизни. Между тем, художественный руководитель и главный дирижер капеллы М. Яклашкин поставил высокую цель возродить утраченные традиции, связанные с пропагандой национальной симфонической музыки. За время своего существования симфонический оркестр Чувашской государственной академической капеллы сумел создать весьма солидный репертуар. В репертуаре коллектива, наряду с произведениями зарубежных и русских классиков, немало сочинений композиторов Чувашии. Но, несмотря на это, уровень пропаганды чувашской симфонической музыки остается весьма низок. Сейчас основная масса любителей музыки, учащейся и студенческой молодежи не слышали и не знает симфонические произведения композиторов Чувашии. В этой связи хочется пожелать оркестрам Чувашской государственной академической капеллы и Чувашского государственного театра оперы и балета смелее включать в свой репертуар симфонии, симфониетты, симфонические поэмы, фантазии, увертюры и сюиты, концерты для разных инструментов с симфоническим оркестром. При систематической и целенаправленной пропаганде (при регулярном звучании в концертных залах, в теле-радио программах) они смогут стать мощным средством воспитания патриотизма, любви к Родине. Ведь в симфонических творениях композиторам Чувашии удалось "отобразить" жизнь, историю, природу, быт чувашского края, чувашского народа.

Список использованной литературы:

1. Илюхин, Ю.А. Композиторы Советской Чувашии / Ю.А. Илюхин . Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1982. -319 с.

2. Кондратьев, М.Г. Музыкальная жизнь Чувашии сезона 1973/74 года / М.Г. Кондратьев // Чувашское искусство. - Вып. 57. - Чебоксары,1975. - С. 239-243.

3. Памяти погибших композиторов и музыковедов, 1941-1945: сб. ст. / ред.-сост. А. В. Богданова. - Москва: Советский композитор, 1985 -

Вып. 1. - 1985. - 137 с.

4. Ходяшев, В.А. Геннадий Воробьев: краткий очерк жизни и творчества / В.А. Ходяшев. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1967. - 60 с.: ил.

© Н.П. Артюков, 2015

УДК 78

Васильева Виктория Сергеевна

Адъюнкт Академии ИПАН г. Москва, E-mail: vtu [email protected].

ВЕЛИКИЙ ГЕНИЙ ЭПОХИ «КЛАССИЦИЗМ»

245-летию со дня рождения великого композитора Людвига ван Бетховена посвящается...

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.