Александр МАйороВ
чудотворные иконы в галицко-волынской руси начала хш В.
Возникшее в южных пределах древней Галицкой земли Молдавское государство на протяжении нескольких веков оставалось надежным оплотом культурно-религиозных традиций местного православного населения. Молдавия долгое время также помогала сохранять православие на древнерусских землях, вошедших в состав соседних католических держав. Каноническая связь галицкого и закарпатского духовенства с Молдавской православной церковью сохранялась и после введения Брестской церковной унии. Вплоть до XVIII в. многие галицкие и мукачевские православные иерархи получали поставле-ние в Молдавии1.
Подобно византийским императорам и правителям славянских государств на Балканах древнерусские князья, а затем и молдавские господари проявляли постоянную заботу о приобретении высокочтимых христианских реликвий и прежде всего чудотворных икон.
Вероятно, ко времени Романа Мстиславича относится появление в Галицко-Волынской Руси особо почитаемой чудотворной иконы Холмской Богородицы, неоднократно привлекавшей к себе внимание исследователей2. После Второй мировой войны этот образ считался утраченным. Несколько десятилетий икона тайно хранилась в семье последнего настоятеля Холмского кафедрального собора Рождества Богородицы о. Гавриила Коробчука. В 1996 г. она в сильно поврежденном виде поступила на реставрацию в Музей волынской иконы в Луцке, а в 2000 г. была передана в этот музей на вечное хранение3.
Образ Холмской Богородицы относят к числу выдающихся произведений константинопольской иконописной школы, выполненных первоклассными мастерами. По своему художественному уровню холмская икона может быть сравнима со знаменитым образом Владимирской Божией Матери. Точное время ее создания неизвестно. В Холм икона попала, очевидно, при Данииле Романовиче, перенесшем ее сюда из Галича4.
Сам Даниил Романович с еще большей энергией продолжил деятельность своего отца, стремясь сосредоточить в Холме - новой столице Галицко-Волынской Руси - священные реликвии со всех под-
контрольных ему территорий. Галицко-Волынская летопись отмечает, что построенную в Холме соборную церковь Иоанна Златоуста Даниил «оукраси же иконы, еже принесе ис киева, каменьемъ драгымъ, и бисеромъ златымъ - и Спаса, [и] пречистое Богородице, иже емоу сестра Федора вда из монастыря [святого] Федора; иконы же прине[се] изо оуроучего оустретенье от отца его» (очевидно, Мстислава Удалого, тестя Даниила. - А.М.)5.
Упомянутую в этом сообщении икону Пресвятой Богородицы из Федоровского Вотча монастыря в Киеве иногда отождествляют с Холмской иконой Божией Матери, полагая, что она была создана и принесена на Русь еще в первой половине ХІІ в. или даже ранее и, прежде чем попасть в Холм, более столетия пребывала в Киеве6. Однако ряд иконографических особенностей Холмской Богородицы заставляет нас усомниться в этом.
На холмской иконе представлен поясной образ Марии, относящийся к типу Богородицы Дексиократусы: Мария держит полулежащего младенца иисуса на своей правой руке повернутым к зрителю в пол-
икона холмской Божией Матери.
Конец ХІІ - начало ХІІІ в. Дерево (кипарис), левкас, темпера, позолота.
Национальный Музей волынской иконы (Луцк, Украина).
Список с холмской иконы Божией Матери
ХІХ в. дерево, масло, позолота. Церковь Св. Иоанна Богослова в Холме. Репродукция начала ХХ в.
оборота; Иисус в свою очередь в левой руке держит свиток, а правой совершает благословение, стопа его левой ноги обнажена и обращена к зрителю. Поза полулежащего младенца служит прообразом страстей Христа во гробе и символизирует его предназначенность жертве7.
Согласно исследованиям Н.П. Кондакова, иконографический тип Богородицы Дексиократусы происходит от Нерукотворного образа Девы Марии из церкви Пресвятой Богородицы в Диосполе (Лидде) близ Иерусалима8. По преданию, Богоматерь, пребывая в Лидде, вошла в храм и прислонилась там к столбу, после чего ее лик чудесным образом запечатлелся на камне. Язычники и иудеи неоднократно пытались спилить лик Богородицы, но он вновь и вновь появлялся на прежнем месте. Исходя из этого сказания, объясняется обратная иконография Марии, держащей младенца в правой, а не в левой руке9.
Значительное количество образцов подобной иконографии известно в христианском искусстве XIII в., прежде всего, в коллекции икон монастыря Св. Екатерины на Синае, где, как и на холмской иконе, младенец Иисус изображен полулежащим на правой руке Богородицы, и его обнаженная левая стопа обращена к зрителю. На рубеже XII
- XIII вв. такой иконографический тип получает распространение на Балканах, что было связано с деятельностью св. Саввы Сербского. По мнению О.Е. Этин-гоф, наибольшее сходство образ Холмской Божией Матери обнаруживает именно с сербскими иконами Богородицы Дексиократусы XIII в.10 Исследовательница указывает и еще одну ближайшую параллель - икону «Богоматерь с младенцем» из греческого монастыря Св. Нила Россанского в Гротта-феррате близ Рима, созданную ок. 1200 г., вероятно, одновременно с холмской иконой Божией Матери; обе они восходят к константинопольским образцам, происходящим из одной среды11.
Богоматерь Агиосоритисса
Начало ХІІІ в. Мозаичная икона. Константинополь (?).
Церковь Св. Андрея монастыря Ордена клариссинок (Краков, Польша).
Ко временам Романа Мстиславича, вероятно, относится появление в Галиче еще одной христианской святыни - византийской мозаичной иконы Богоматери Агиосоритиссы, ныне хранящейся в монастыре Ордена клариссинок под Краковом. Согласно монастырской легенде, записанной в ХVIII в., икона была первоначально принесена в Галич из Константинополя и затем досталась правившему там в 12141221 гг. (с перерывами) венгерскому королевичу Коломану12.
Точнее говоря, обладательницей иконы стала жена Коломана Саломея, дочь малопольского князя Лешка Белого. После смерти мужа Саломея приняла монашество и стала активным членом недавно созданного Ордена св. Клары Ассизской - Второго (женского) Ордена францисканцев. С помощью Саломеи в Польше было основано несколько монастырей клариссинок, сначала в Сандомирце, а затем в Скали под Краковом. После смерти Саломеи в 1268 г., согласно ее
завещанию, икона Богоматери Агиосоритиссы вместе с другими ценностями стала собственностью монастыря клариссинок под Крако-
вом13.
Из Галицко-Волынской Руси происходит еще одна высокочтимая чудотворная икона, известная ныне как ченстоховская икона Бо-жией Матери. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой и относящаяся к иконографическому типу Богородицы Одигитрии, ченстоховская икона ныне является одной из главных святынь в Польше, почитаемой как католиками, так и православными. Из-за темного оттенка лика ченсто-ховская Богородица также
тт „ „„ известна как «Черная Ма-
Ченстоховская икона Божией Матери „
ХП - начало ХШ в. Дерево, левкас, тем- донна». В настоящее время
пера, позолота. икона хранится в монастыре
Монастырь Ясна Гора (г. Ченстохова, Ясная Гора (Jasna Gora) Ор-
Польша). дена св. Павла Отшельника
(Орден паулинов), расположенном в г. Ченстохова Силезского воеводства14.
О времени создания ченстоховской иконы в литературе высказываются самые разные предположения. Большинство исследователей сходятся на том, что икона создана в Константинополе в ХІІ - первой половине ХІІІ в., хотя иногда предлагаются и более ранние датировки. Достоверно история иконы прослеживается с конца ХІІІ в., когда галицко-волынский князь Лев Данилович перенес ее в город Белз. Здесь святыня прославилась многочисленными чудесами. После завоевания поляками Галицко-Волынской Руси князь Владислав Опольский в 1382 г. перенес икону на Ясную Гору около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. С этого времени икона получила свое нынешнее название15.
По мнению А.И. Рогова, первоначальное появление этой иконы на Руси могло быть связано с пребыванием в Галицкой земле византийского императора Алексея ІІІ Ангела, бежавшего из Константинополя в 1203 г.16
Нам представляется, что появление в Галицко-Волынской Руси трех упомянутых произведений высокого византийского искусства ХІІ - начала ХІІІ в. следует связывать с женитьбой князя Романа Мстиславича на византийской принцессе Евфросиние-Анне, дочери императора Исаака ІІ и племяннице императора Алексея ІІІ17. Прибывшая в Галич в самом начале ХІІІ в. царевна Евфросиния привезла с собой богатое приданное, среди которого наряду с чудотворными образами Божией Матери оказались также мощи высоко чтимого в христианском мире св. Онуфрия Великого18.
примечания
1. Головацкий Я. Карпатская Русь (историко-этнографический очерк) // Русин. Международный исторический журнал. 2008. № 3-4 (13-14). С. 251; Суляк С. Русины: этапы истории (часть 1) // Там же. 2005. № 1. С. 54-56.
2. См., например: М.В. Город Холм и его древняя святыня чудотворная икона Божьей Матери. Варшава, 1882; Будилович А. Холмская чудотворная икона Божьей Матери. Варшава, 1892; Гербачевский Ф. Русские древности и памятники православия Холмско-Подляшской Руси (Люблинской и Седлец-кой губерний). Варшава, 1892. С. 21-23.
3. Романюк О. Чудотворна ікона Холмської Богородиці: повернення з небуття. Луцьк, 2003.
4. См.: Александрович В. Холмська ікона Богородиці. Львів, 2001 (Історичні та культурологічні студії. Т. І); Міляєва Л. Ікона Холмської Богоматері (стан збереженості, іконографія, списки) // Студії имстецтвознавчі. Київ, 2004. Ч.
1 (5); Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины ХІІІ века в России. М., 2005. С. 164-169, 618-621.
5. ПСРЛ. М., 2000. Т. II. Стб. 844.
6. Петров Н.И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при императорской Киевской Духовной академии. Вып. III. Южнорусские иконы. Киев, 1914. С. 13; Пуцко В.Г. Білгородська гривна // Старожитності Русі - України. Збірник наукових праць. До 70-річчя М.Ю. Брайчевського. Київ, 1994. С. 195-197; Квасюк А., Романюк О. 1) Холмська чудотворна ікона Божої Матері, повернення з небуття // Пам’ятки сакрального мистецтва Волині на межі тисячоліть. Мат-ли VII міжнарод. наук. конф-ції з волинського іконопису. Луцьк, 2000; 2) Перший етап реставрації та досліджень чудотворної Холмської ікони Божої Матері // Сакральне мистецтво Волині. Мат-ли ІХ міжнарод. наук. конф-ції. Луцьк, 2002; МіляєваЛ. Ікона Холмської Богоматері...
7. Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. С. 167.
8. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т II. С. 275, 277-278.
9. Grabar A. L’art de la fin de l’Antiquité et du Moyen Âge. Paris, 1968. Vol. 1. P. 529-534.
10. Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. С. 168-169.
11. Там же. С. 620.
12. Подр. см.: там же. С. 169-170, 622-623.
13. Stoksik J. Powstanie i pózniejszy rozwój uposazenia klasztoru klarysek w Krakowie w XIII i XIV wieku // Rocznik Krakowski. Kraków, 1961. T. XXXV; Bieniarzówna J., Wyrozumski J., Malecki J. M., Mitkowski J. Dzieje Krakowa: Kraków do schylku wieków srednich. Kraków, 1992. S. 124-125.
14. Pasierb J. St., Samek J., Michlewski J., Rosikon J. The Shrine of the Black Madonna at Czestochowa. Warszawa, 1980; Pasierb J. St., Samek J. Skarby Jasnej Góry. Warszawa, 1983. S. 210.
15. Tomkowicz S. Obraz Matki Boskej Chçstochowskiej // Prace Komisji historii sztuki PAU. 1930. T. 4; Рогов А.И. Ченстоховская икона Богоматери как памятник византийско-русско-польских связей // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси / Редкол.: В. Н. Лазарев и др. М., 1972; Biskupski R. Ikony w zbiorach polskich. Warszawa, 1991. S. 34.
16. Рогов А.И. Ченстоховская икона Богоматери... С. 317.
17. См.: МайоровА.В. Дочь византийского императора Исаака II в Галицко-Волынской Руси: княгиня и монахиня // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2010. № 1 (39).
18. См.: Майоров А.В. Перенесение мощей и культ св. Онуфрия Великого в Галицко-Волынской Руси и Западной Европе // Русин. Международный исторический журнал. 2010. № 3.