Научная статья на тему 'Чудо в пространственно-временной структуре устных рассказов о Евдокии Чудиновской'

Чудо в пространственно-временной структуре устных рассказов о Евдокии Чудиновской Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
447
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУДО / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / СВЯТОСТЬ / УСТНЫЕ РАССКАЗЫ / СВЯТАЯ / ЕВДОКИЯ ЧУДИНОВСКАЯ / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / MIRACLE / SPACE / TIME / SACREDNESS / VERBAL NARRATIVES / SAINT EVDOKIA CHUDINOVSKAYA / CHELYABINSK REGION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Машковский Михаил Борисович

В статье, на материале устных рассказов о южноуральской местночтимой святой Евдокии Чудиновской, делается попытка выяснить место чуда в его взаимодействии с такими художественными категориями, как пространство и время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Miracle in the space-time structure of verbal narratives about Evdokiya Chudinovskaya

In the article makes attempt to find out the place of a miracle in its interaction with such art categories as space and time. Research conducts on verbal narratives about Saint Evdokiya Chudinovskaya. In the research process shows up close link between miracle and sacredness in the folk consciousness, what makes possible to draw conclusions concerning chronological organization of verbal narratives about Evdokiya Chudinovskaya. Time rates in connection with main miracles, which are presented by the saint and her grave. Researches miraculous semantics of places, which are usually connected with activity of Evdokiya Chudinovskaya by the folk consciousness

Текст научной работы на тему «Чудо в пространственно-временной структуре устных рассказов о Евдокии Чудиновской»

НОВЫЙ взгляд НА ЛИТЕРАТУРНУЮ КЛАССИКУ

М. Б. МАШКОВСКИЙ

(Челябинский государственный педагогический университет Челябинск, Россия)

УДК 821.161.1-3(470.55) ББК Ш33(235.55)-43

ЧУДО В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЕ УСТНЫ1Х РАССКАЗОВ О ЕВДОКИИ ЧУДИНОВСКОЙ

Аннотация. В статье, на материале устных рассказов о южноуральской местночтимой святой Евдокии Чудиновской, делается попытка выяснить место чуда в его взаимодействии с такими художественными категориями, как пространство и время.

Ключевые слова: чудо, пространство, время, святость, устные рассказы, святая, Евдокия Чудиновская, Челябинская область.

Евдокия Чудиновская - одна из самых известных и почитаемых в Челябинской области местночтимых святых. Распространению её культа, центром которого является с. Чудиново, Октябрьского района, Челябинской области, способствуют устные рассказы о являемых могилой святой чудесах, а также публикации материалов о ней в периодической печати и Интернете. В 2002 году была предпринята попытка создания жития Евдокии (до сих пор она официально не канонизирована), к настоящему моменту претерпевшего несколько переизданий, что также свидетельствует о популярности святой.

С конца XX в., когда активизировался интерес к «духовному» фольклору в целом, появлялись работы таких ученых, как В.Н. Топоров, С.А. Джанумов, С.В. Алпатов, А.В. Тарабукина, А.Б. Мороз и др., посвященные разным аспектам восприятия святых и святынь народным сознанием.

Существует множество толкований понятия «чудо», однако для нашего исследования наиболее подходящим, в силу его общего

характера, является определение, данное в «Толковом словаря русского языка» Д.Н. Ушакова: «Чудо - в религиозных и мифологических представлениях - явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное вследствие вмешательства потусторонней силы» [Ушаков]. Также для нас вполне реальной, благодаря наличию большого количества полевых записей, становится возможность обратиться к пониманию чуда самими информантами.

Исследуемые тексты были записаны фольклорно-этногра-фическими экспедициями ЧГПУ разных лет в селах и деревнях Октябрьского и Троицкого районов Челябинской области.

Примечательно, что уже само название села Чудиново стимулирует бытование рассказов, в основе которых лежит чудесный мотив: «[А почему село у вас Чудиново называется?] Село было оно центральное, как село Октябрьское, это было районное, центр был. И как-то один день, перед базаром, кони на колени встали (на конях же тогда привозили всё). И вот с того времени такое чудо и стали называть Чудиново...» (зап. от Александра Ивановича.., с. Чудиново -здесь и далее цитаты записей из ФА ЧГПУ), «[А почему деревня называется Чудиново?] Одни говорят, что чудесное место, другие, что Дуняша чудеса делала...» (зап. от М.А. Филиппова, с. Чудиново). Однако не все жители Чудиново верят рассказам о чудесах, многие из которых связаны с Евдокией, а зачастую выражают скептическое отношение к святой.

При необходимости аргументировать профанность Евдокии информанты апеллируют, через рассказы «бабок», «старых людей» и личные впечатления, к «историческому» этапу её существования: «[А о Дуняше что-нибудь расскажете ?] Мы её как-то сильно за святую не считаем <...> Так она при церкви замуж не выходила... Раз не замужем, стали про неё всякие легенды рассказывать. » (зап. от Валентины Акимовны.., с. Чудиново), «[Что вы знаете о Дуне Чудиновской ?] Мы тут не жили, а зато чудиновские нам рассказывали, чебурацким, что она такая, как мы. Ну, она все время в церкви молилась, читала, молилася...» (зап. от М.А. Тимофеевой, с.Чудиново), «[А что вы знаете о святой Дуняше?] Святой?! Не знаю я насколько она святая. Еще наши бабки говорили, что она просто вела праведную жизнь и все...» (зап. от Г.П. Зудовой, с. Чудиново). И важно здесь то, что посмертные чудеса в таких рассказах не упоминаются и не получают оценки - это доказывает существование тесной связи между святостью и чудом в народном сознании, где

святой только в том случае действительно святой, если он творит чудеса. Следует согласиться с тезисом А.Б. Мороза и других исследователей о том, что в народе святые «рассматриваются не как люди, заслужившие святость перед Богом, а как наделенные таковой изначально» [Мороз 2009: 81], т.к. подтверждение находим в рассказах о Евдокии, где ведение праведной жизни и постоянное пребывание в церкви за молитвой не становятся для информантов поводом считать её святой. Из всего вышесказанного следует, что всё существование святой рассматривается народным сознанием в контексте чуда, которое становится лейтмотивом, соединяющим посюстороннее с потусторонним и устраняющим хронологический предел в перспективе.

Видимо, эта специфика народного восприятия святой лежит и в основе трансформации даты смерти («Более шестидесяти лет назад... 5 марта (21 февраля) 1948 года в селе Чудиново.отошла к господу девица Евдокия Маханъкова...» [Бережнов 2012: 6]) в дату рождения: «А вот тут он писал, значит <...> А в марте у нее, забыл, какого числа, денъ рождения...» (зап. от Н.В. Федорца, с. Чудиново), «Ну, в книге написано, что не все факты доказаны <...> Вот здесъ особенно пятого марта, в денъ рождения, тут съезжается столъко автобусов. Какой-то Бажовский фестивалъ...» (зап. от М.А. Филиппова, с. Чудиново) - отсутствие точки начала компенсируется наличием точки конца, нерелевантной для народного сознания.

Понимание чуда самими информантами имплицитно выражается ими в ответах на вопросы собирателей. Так, связь чуда со святостью, выявленная нами ранее, еще раз подтверждается рассказчиками: «[Почему ее святой признали? Чудеса какие-то творила?] Ну, она людям помогала, прозорливой была, много предсказывала» (зап. от Валентины Григорьевны.., с. Чудиново), «[Она святая, потому что чудеса творила?] Да, идут к ней, что надо в записках, под песочек записки кладут, ну, на могилку <имеется в виду вариант распространенного в рассказах о Евдокии обряда прошения об исцелении и другой помощи -М. М.>» (зап. от В.П. Слободчуковой, с. Чудиново). Здесь представлены две самые активно бытующие в рассказах о святой реализации мотива чуда: прозорливость и исцеление. Их распространенность в устных рассказах обусловлена, по-видимому, связью с категорией времени: прозорливость для народного сознания привлекательна как способность заглянуть далеко через границу настоящего, перетекающего в прошлое («Когда Евдокия гуляла, на встречу ей шли две женщины, и одна из них жаловаласъ

другой. Евдокия остановилась и сказала <...>, что у неё все будет хорошо. Спустя три дня всё так и получилось...» (зап. от Н. Сашковой, с. Кочердык)). Исцеление же представляется возможностью преодолеть естественный ход времени, что в рассказах достигается установлением прямой зависимости описываемых событий друг от друга за счет устранения хронологического разрыва между ними: «У меня племянница привезла одну из Челябинска. Пятнадцать лет она не могла забеременеть, у каких только врачей не была. Всё! Её посоветовали приехать к Дуняше <...> Вот я сам свидетель! Мне не надо никаких пропаганды. Она сходила к Дуняше. Родила ведь! Мы года через два в Челябинске оказались на дне рождения этой племянницы, и она подводит ребенка о к о л о д в у х лет ...» (зап. от М. А. Филиппова, с. Чудиново) и др.

Тесно связанное в народном сознании со временем, чудо организует пространство устных рассказов о Евдокии Чудиновской, где центральными топосами являются место жительства святой и её могила.

Рассказы жителей Чудиново демонстрируют вариативность в определении места в селе, где жила Евдокии: «[А где жила Дуня?] Жила вот тут вот, на площади. Вот церковь, туда немножко подальше. Я домик её захватила. А сейчас уже всё убрали. [Просто пусто?] Просто пусто. Вот где-то в промежутке за церковью она жила» (зап. от Агафьи Тихоновны.. , с. Чудиново), «[А Дуня жила здесь где-то?] Она в сторожке жила. [В сторожке, в церкви?] Да, в церкви. [Нам говорили, что она жила на площади] Нет, в церкви. Как заходишь, там сторожка была, заходишь на крыльцо и направо» (зап. от В.П. Слободчуковой, с. Чудиново), «[А о Дуняше что-нибудь расскажете?] Ну, вот как видите, Дуняша <...> Она жила на квартире в центре, при церкви служила. » (зап. от Валентины Акимовны.. , с. Чудиново). Различные для каждого информанта пространственные точки привязаны, как мы видим, к конкретному топосу, к церкви, которая традиционно осмысливается как место явления чуда, что отражено в фольклорных текстах (напр., рассказ жительницы Кыштыма о том, как стены разрушенной церкви проявлением фресок указывают, откуда необходимо начать реставрацию). Необходимо отметить, что связь Евдокии с церковью в народном сознании достаточно прочна и репрезентируется в разных сюжетах: «Жадные люди, которые не жертвовали церкви, уезжали к себе, но потом приползали к Дунюшке на коленях и умоляли принять пожертвования потому, что их преследовали неудачи. » (зап. от

Л.Б. Митюковой, с. Клястицкое), «Бабка меня водила в церковь в детстве, кажется мне - это Дуняша была...» (зап. от Н. И. Галкина, с. Чудиново) и др.

Печатью необычности отмечены в рассказах о Евдокии и другие топосы, определяемые как жизненное пространство святой. Так, жителем села Чудиново отмечается, что дом святой находился не у церкви, не в центре, а на периферии села: «А домишко-то её я еще помню маленько: там вон, на Бакай. На выезде дом был. Там долго бабки-то еще жили. Пять-шесть бабок бездомных...» (зап. от М.А. Филиппова, с. Чудиново) - этот текст не основывается на чудесных мотивах, однако, благодаря реализуемому в нем представлению о крае поселения как границе обжитого и неисследованного пространств, где живет колдунья или колдун, он позволяет расширить понимание специфики образа Евдокии в народном сознании. «[Верите ли вы в чудеса Дуни Чудиновской?] <...> Я верю. Мы живём, можно сказать, на святом месте. Потому в нашей квартире жила Дунюшка, как мне мама рассказывала. А там, где наш огород, жила её родственница. Тут у нас какая-то связь, мне самой это интересно...» (зап. от Н.А. Еремеевой, с. Чудиново) - хотя частный характер рассказа и отсутствие вариантов не позволяют делать широкие обобщения, констатируемая рассказчицей «святость» пространства, на наш взгляд, органически встраивает данное представление в выявленную ранее связь чуда и святости в народном сознании, воплощаемую в устных рассказах о Евдокии.

Могильный комплекс Евдокии, находящийся на чудиновском кладбище, состоит из собственно могилы святой, купола, защищающего её от осадков и позволяющего проводить службу при неблагоприятных условиях, и нескольких безымянных крестов, стоящих вдоль дорожки к могиле.

Сакральность могилы, как наиболее отрефлектированого в устных рассказах компонента комплекса, создается чудесами, происходящими на ней: «И сколько вот у нас на кладбище было пожаров, доходил до Дуняшиной могилы и жар...» (зап. от К.И. Левинской, с. Чудиново), «Потом у нас пожар был на кладбище раза два. И вот пожар до Дуни доходит, и все, и останавливается!» (зап. от М.А. Филиппова, с. Чудиново) - огонь выступает в рассказах не только антагонистом могилы святой (отождествление места погребения святого с его образом вообще характерно для народного почитания святых), но и одним из главных средств общения с Евдокией [об этом см. Машковский 2014: 88].

Но и в меньшей степени отраженные в рассказах объекты также способствуют сакрализации пространства комплекса. Так, второй крест на могиле регламентирует обрядовое поведение: «[Кто такая Дуняша?] Ну, святая. И вот её, какая её спасала Ирина, тоже вот вместе схоронена [Кто такая Ирина ?] Ну, а Ирина, вот у какой она скрывалась. [От кого?] Ну как? Её же вот все били тогда вот, издевались над ней <...> Она в лесах, и вот эта вот Ирина её спасала, что вот их и захоронили вместе. [Они рядом?] Рядом, да. Вот её могила. А когда вот ходишь туда вот, поклоняешься, и тут кто стоит, говорит, что Ирине тоже поклоняйтесь, <...> что она спасительница» (зап. от Валентины.., д. Бакшан); кресты у дорожки имеют культовую природу: «В безымянных могилах подле могилы святой похоронены те, за кого она молилась - 24 человека. Грешниками были...» (зап. от паломницы, с. Чудиново).

Вышеупомянутые рассказы об околомогильных объектах не базируются на чуде, однако появление купола над могилой мотивируется именно им: «[А вот у Дуняши над могилой купол построен, это батюшка строил?] Мужчина один приезжал как-то к Дуне, у него жена болела, а потом вылечилась, и он вроде как в благодарность, никого не спросил и начал строить это. » (зап. от М.А. Филиппова, с. Чудиново). Если рассказы о посюсторонней сущности Евдокии Чудиновской повествуют, главным образом, о её прозорливости, то центром большинства рассказов, связанных с потусторонней ипостасью святой, являются «чудесные» исцеления, полученные от её могилы в результате соблюдения ритуалов и исполнения табу.

В целом, рассказы о «чудесных» исцелениях достаточно однотипны и строятся по одной схеме (сообщение о недуге объекта повествования > обращение им за помощью к «чудотворной» могиле и совершение необходимых действий > исцеление), в которой могут варьироваться ритуальные действия и частные подробности. Пространство же каждого рассказа, меняющееся в зависимости от локализации субъекта и объекта повествования, обнаруживает свою нерелевантность для информантов, что связано с временной спецификой чуда исцеления в народном сознании, о чем было сказано выше. Записи, приводимые далее, демонстрируют неразвернутость пространства: «Дунюшка скоро вот будет канонизироваться и всё равно людям помогает, вот, например, я знаю один случай: женщина долго не могла беременеть - вот эта тётечка, которая прошла - а вот батюшка сказал - мы были буквально 17 декабря - а он сказал,

что обязательно у неё будет ребёнок. Да ребёнку в этом году - это было 2 года назад - в сентябре уже будет 2 года, мальчик родился. Так что это конечно чудо-чудо...» (зап. от «рабы божьей Зои», с. Чудиново), «Один раз дед брал песку, попросили Олю, дочь, там по работе у сотрудницы кто-то болел, и вот вылечился песком. Песком с могилы. У него ноги болели, что ли...» (зап. от А.Ф. Новоселовой, с. Чудиново).

Таким образом, наделенная в народном сознании изначально святостью и, следовательно, чудотворностью, в устных рассказах Евдокия Чудиновская существует только в односторонне ограниченном времени, где чудо, ею совершаемое, базируется на возможности нарушения естественного хода событий. Чудо, в свою очередь организует и сакрализует пространство активности святой, а также формирует её образ.

ЛИТЕРАТУРА

Бережнов А.С. Сказание о Евдокии Чудиновской / Издание пятое, дополненное. - Еманжелинск, 2012.

Машковский М.Б. Образ Евдокии Чудиновской в устных рассказах жителей Челябинской области (по материалам экспедиций последних лет) // Литература в контексте современности: Жанровые трансформации в литературе и фольклоре: сб. материалов VII Всероссийской научной конф. с международным участием (Челябинск, 2-3 октября 2014 г.) / Отв. ред. И. А. Голованов; Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: Изд-во ООО «Энциклопедия», 2014. - 198 с.

Мороз А.Б. Святые Русского Севера: Народная агиография/ А.Б. Мороз. - М.: ОГИ, 2009. - 528 с. - (Нация и культура / Фольклор: Новые исследования).

Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/ushakov/1089370.

Статья рекомендована д.ф.н., проф. Н.В. Барковской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.