Персона
что волнует российских автовладельцев?
Интервью с адвокатом Александром Александровичем Липатниковым. WHAT CONCERNS THE RUSSIAN CAR OWNERS?
Interview with the advocate Alexander Aleksandrovich Lipatnikov.
Визитная карточка
Липатников Александр Александрович - адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы. Окончил Российскую правовую академию Министерства юстиции в г. Москве. В процессе осуществления адвокатской деятельности специализируется на защите интересов клиентов по административным и уголовным делам. В разное время защищал интересы крупных российских и международных компаний, государственных органов и известных лиц. Среди его профессиональных достижений значатся многочисленные победы в ВС РФ и ВАС РФ. Некоторые судебные процессы получили статус прецедента, сформировавшего практику по аналогичным спорам.
- Здравствуйте, уважаемый Александр Александрович! Собственники транспортных средств в современной России сталкиваются с достаточно многочисленными проблемами юридического характера, в первую очередь касающимися особенностей растаможивания автомобилей, приобретенных за рубежом, нюансов медицинского освидетельствования и проведения независимой экспертизы, страхования и получения страховых выплат. Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы и препятствия растаможивания автомобилей в России?
- Первый и очень важный момент, который волнует многих российских автовладельцев, относится к особенностям ввоза автомобилей иностранного производства из-за границы. Это изменения, происходящие в оформлении паспорта транспортного средства на автомобили, ввезенные в Российскую Федерацию и другие страны Таможенного союза из государств, странами Таможенного союза не являющихся.
Растаможивание автомобиля - одна из самых сложных и дорогих процедур, с которой сталкиваются владельцы автомобилей иностранного производства, только ввозимых на территорию Российской Федерации. Купить автомобиль за границей просто и не всегда дорого, но вот при-его ввозе его в Россию начинаются основные проблемы для автовладельца, обусловленные особенностями российского законодательства.
Как известно, ввозимые из-за границы автомобили должны пройти соответствующее таможенное оформление, предусмотренное Таможенным кодексом Таможенного союза. Растаможивание автомобиля в России осуществляется следующими путями: 1) автомобиль куплен в иностранном
государстве, и его владелец сам оформляет таможенную документацию; 2) автомобиль куплен в иностранном государстве, но обязанности по растаможиванию берет на себя специальный таможенный брокер; 3) автомобиль куплен уже в Российской Федерации, но процедуру растамо-живания он еще не прошел, и владелец сам ее проводит.
При растаможивании автомобиля его владелец может столкнуться с определенными проблемами. Во-первых, надо учитывать, что стоимость растаможивания каждого конкретного автомобиля высчитывается индивидуально. Новый автомобиль растаможить дешевле, чем автомобиль, произведенный более пяти лет назад. Стоимость растаможивания старого автомобиля может в несколько раз превышать его рыночную стоимость в стране производства. Во-вторых, если автомобиль не соответствует стандартам ЕВРО-5, то легальным путем получить ПТС невозможно. Все временные и ресурсные затраты окажутся напрасными. Использование же поддельных документов в конечном итоге может повлечь очень серьезные неприятности с законом.
Высокая стоимость растаможивания автомобиля является главным препятствием к ввозу иностранных автомобилей в Россию. Гражданин, собравшийся ввозить автомобиль, должен помнить о том, что ему придется уплатить таможенную пошлину и утилизационный сбор. Кроме того, необходимо внести на депозит таможни залог, сумма которого равна или превышает стоимость растаможивания. Неизрасходованные после уплаты пошлин и сборов средства возвращаются владельцу, но в течение определенного промежутка времени, обычно занимающего до двух месяцев.
евразийская
> 3 (28) 2017 <
адвокатура
Государство стремится с помощью таможенных пошлин и сборов оградить отечественный автопром от серьезной конкуренции в лице продукции заграничного производителя. О реальных конкурентных преимуществах многих европейских и японских марок автомобилей осведомлены практически все автовладельцы. Поэтому, чтобы остановить массовую закупку иномарок за рубежом, а там они, кстати, стоят достаточно дешево, и до валютной инфляции их покупку могли позволить себе далеко не единицы, существуют достаточно высокие планки таможенных пошлин и сборов. Приобретать и провозить автомобили в обход официальных автосалонов должно быть невыгодно для большинства граждан, и такие условия, можно сказать, созданы.
Но если все же вы решили обзавестись автомобилем из другого государства, то помните, что к процедуре растаможивания и оформления ПТС необходимо отнестись крайне ответственно. За несоответствие данных ПТС аннулируется, автомобиль арестовывается, а на физическое лицо может быть наложен штраф до 400 тыс. рублей. Поэтому ни в коем случае нельзя связываться с сомнительными организациями или гражданами, обещающими дешевое и беспроблемное рас-таможивание. Достаточно много людей не только потеряли свои деньги, но и приобрели проблемы с правоохранительными органами, оказавшись вовлеченными в различные «серые схемы» обхода растаможивания.
С 1 января 2017 года все легковые автомобили, которые выходят на рынок Таможенного союза, должны быть оснащены специальным устройством ЭРА-ГЛОНАСС. Сразу следует сказать, что у новых автомобилей проблем не возникнет - производитель заранее позаботится о том, чтобы их оснащение отвечало всем законодательным требованиям. Однако в очень сложной ситуации окажутся те граждане, что захотят ввезти в Россию подержанные автомобили иностранного производства. Как известно, купить их за границей можно относительно дешево, даже после валютной инфляции. Именно они составляли серьезную конкуренцию продукции отечественного автопрома в массовом сегменте. Тем более, что качество их часто было выше, чем у российских моделей. Но после нововведения ввезти в страну подержанную иномарку стало практически невозможно - ведь ЭРА-ГЛОНАСС у нее нет, и взять его неоткуда. Соответственно, автомобиль просто не получит ПТС.
Это очень серьезная проблема, и с ней еще столкнется множество российских автовладель-
цев из среднего класса, которые прежде рассчитывали приобретать за рубежом «бюджетные», но вполне ходовые автомобили. В первую очередь, запрет коснется японских праворульных автомобилей, знаменитых электромобилей (Tesla и т. п.). Интересно, что для действительно старых автомобилей, старше 30 лет, сделали исключение - для них ЭРА-ГЛОНАСС не обязателен. Но ведь и массовыми такие автомобили уже не являются.
- каким образом в настоящее время осуществляется проведение независимой экспертизы ДТП?
- Очень актуальная для современной России проблема - обеспечение беспристрастной оценки последствий дорожно-транспортного происшествия. К сожалению, от ДТП не застрахован ни один водитель, поэтому и вопрос о том, как провести независимую экспертизу, волнует большинство российских автовладельцев. Обычно независимая экспертиза проводится для того, чтобы оценить ущерб, причиненный транспортному средству дорожно-транспортным происшествием.
Проводить экспертизу должна страховая компания, причем в течение пяти дней со времени ДТП. Однако по понятным причинам представители страховой компании стараются насчитать как можно меньшую сумму ущерба, чтобы затем выплатить меньшую страховую компенсацию. Так у автовладельца возникает мотивация к поиску независимого эксперта, который способен провести независимую экспертизу дорожно-транспортного происшествия. Цель этого мероприятия - доказать, что ущерб транспортному средству нанесен более серьезный, чем тот, что указан представителем страховой компании.
После того, как клиент пишет заявление и подписывает договор с экспертной организацией, начинается следующая стадия проведения независимой экспертизы. Экспертом изучается пострадавший автомобиль, оценивается его стоимость, составляется перечень повреждений, которые обязательно должны быть задокументированы посредством фотографирования. После этих действий эксперт оценивает масштабы понесенного урона и готовит отчет по результатам экспертизы. Заключение эксперта предоставляется в страховую компанию, после чего последняя должна выплатить в полном размере указанную сумму понесенного ущерба и возместить расходы, сопутствовавшие дорожно-транспортному происшествию (например, вызов эвакуатора и т. д.). Однако, как мы знаем, далеко не во всех случаях страховые компании соглашаются с выводами не-
зависимой экспертизы, и автовладельцам приходится обращаться за восстановлением справедливости в суд. В этом случае выводы независимого эксперта становятся дополнительным аргументом в пользу правоты истца. Если ему удастся доказать свою правоту, то страховая компания будет обязана возместить просрочку страховой выплаты, затраты на услуги независимого эксперта и судебные издержки.
Разумеется, и независимая экспертиза имеет целый ряд нюансов. Прежде всего, ее должен проводить дипломированный техник, внесенный в федеральный реестр. Кроме того, все организации, занимающиеся проведением экспертиз в своем регионе или населенном пункте, хорошо известны и страховым компаниям, и судебным органам. Поэтому не стоит доверять экспертизу организации или эксперту с сомнительной репутацией -в этом случае существенно снизится вероятность выиграть судебный иск, а значит, вся полнота оплаты услуг эксперта и судебные издержки лягут на проигравшего истца. С другой стороны, есть такие экспертные бюро, с которыми страховые компании предпочитают не связываться, и вопрос о страховой выплате решается в претензионном порядке. В любом случае, если есть сомнения в справедливости оценки ущерба страховой компанией, то независимая экспертиза необходима.
Есть еще один нюанс. Если стоимость проведения экспертизы страховой компании оплатил сам автовладелец, то тогда ему обязаны предоставить результаты экспертизы, если же за нее платила страховая компания, то и документ с результатами экспертизы находится у нее, а предоставлять его или нет - это уже второй вопрос. Поэтому все же лучше оплачивать экспертизу самостоятельно, чтобы в случае последующего судебного разбирательства иметь на руках наиболее полный пакет документов.
До недавнего времени не было четкого и единого механизма расчета при проведении независимой экспертизы. Это влекло за собой множество проблем, в первую очередь - существенные различия в суммах оценки ущерба специалистами страховых компаний и независимыми экспертами. Одни и те же повреждения могли рассчитываться различными страховыми компаниями и экспертными организациями по-разному. Унификация методов расчета между клиентом и страховой компанией позволила значительно упорядочить оценку понесенного ущерба. Более того, были выделены два варианта возможного возмещения ущерба - калькуляционный (финансовый) и натуральный (посредством проведения ремонт-
но-восстановительных работ). Теперь, если водитель выбирает натуральный способ, страховая компания оказывается практически не в силах повлиять на ситуацию и не может занизить страховую выплату, поскольку платит не автовладельцу, а станции технического обслуживания за выполнение определенных видов работ.
После подписания президентом РФ В.В. Путиным поправок в закон об ОСАГО денежные выплаты по ОСАГО в подавляющем большинстве случаев будут заменены «натуральной компенсацией», т. е. ремонтно-восстановительными работами за счет страховой компании. Необходимо отметить, что это законодательное нововведение неизбежно отразится и на проведении независимых экспертиз при ДТП. Насколько это будет выгодно автовладельцам, страховщикам и экспертам, покажут время и непосредственная практика.
Еще одна проблема, очень волнующая российских водителей, - медицинское освидетельствование. Ведь с ним сталкиваются не только те, кто употребляет алкогольные напитки за рулем, но и абсолютно трезвые водители. Любой водитель транспортного средства может быть подвергнут медицинскому освидетельствованию.
- расскажите потробнее об этой процедуре.
- Требование медицинского освидетельствования водителя может быть выдвинуто сотрудниками ГИБДД в следующих случаях: 1) несогласие с результатами проверки сотрудниками ГИБДД на состояние опьянения; 2) отказ от проверки на состояние опьянения; 3) наличие достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения; 4) участие водителя в дорожно-транспортном происшествии с пострадавшими; 5) подозрение водителя в причастности к совершению преступления. Медицинское освидетельствование проводится для того, чтобы убедиться в том, находится или не находится водитель в состоянии опьянения. Если он трезв, то проведение освидетельствования выгодно самому водителю в первую очередь. Поэтому, как правило, трезвый водитель сам без проблем согласится на проведение этой процедуры. Но водители, находящиеся в состоянии опьянения, стремятся избежать ответственности и отказываются от проведения проверки на состояние опьянения. Поэтому если водитель откажется от медицинского освидетельствования, то он получит административный штраф в размере тридцать тысяч рублей с лишением права на управление транспортным средством от 1,5 до 2 лет.
евразийская
> 3 (28) 2017 <
адвокатура
Многие невнимательные водители совершают известную ошибку, на которую их так любят толкать инспекторы ГИБДД. Если от проверки на состояние опьянения инспектором можно отказаться без последствий, то от медицинского освидетельствования нельзя, а инспектор подчеркнуто спрашивает водителя, действительно ли он отказывается от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Когда водитель подписывает отказ, он сразу же приобретает серьезные проблемы - крупный денежный штраф и лишение прав. Поэтому всегда нужно сохранять максимальную внимательность и не отказываться от медицинского освидетельствования. С другой стороны, многие водители, совершившие дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими, находясь в состоянии алкогольного опьянения, осознанно отказываются от медицинского освидетельствования, стремясь уйти от более серьезной ответственности.
- Каковы, на Ваш взгляд, основные правовые нюансы, проблемы и противоречия автострахового бизнеса в современной России?
- Автострахование - едва ли не самая актуальная и постоянно обсуждаемая в среде владельцев автотранспортных средств тема. Внимание к особенностям российского автострахового бизнеса особенно возросло после начала реформирования ОСАГО. Вплоть до настоящего времени автостраховой бизнес остается основополагающим компонентом всей сферы страхования в современной России. Ничто в России не страхуют в таком количестве, как автомобили. Поэтому основная часть отечественного страхового бизнеса приходится на автомобильное страхование. Естественно, что автострахование в современной России имеет свои правовые нюансы.
Согласно подписанному президентом РФ В.В. Путиным 27 марта 2017 г. закону, вносящему поправки в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», с 28 апреля 2017 г. устанавливается приоритет «натурального» возмещения ущерба, понесенного автовладельцами в результате дорожно-транспортных происшествий. Это влечет за собой кардинальные изменения в сложившемся порядке автострахования, поскольку теперь в подавляющем большинстве случаев страховые компании будут возмещать ущерб не в виде страховых выплат, а посредством проведения ремонтно-восстановительных работ. Пострадавшее транспортное средство будет направляться на станцию технического обслуживания, состоящую в договорных отношениях со страховой компанией.
Инициаторы правового нововведения рассчитывают на улучшение положения российского автострахового бизнеса, поскольку в последнее время он терпел существенные убытки в результате мошенничества со страховыми выплатами и деятельности так называемых «автоюристов», специализирующихся на судебном взыскании крупных сумм страховых выплат у страховых компаний. В результате сложившейся ситуации встал вопрос о дальнейших перспективах его существования в России. В частности, от работы с ОСАГО отказались все иностранные страховые компании, пытавшиеся «зайти» на российский автостраховой рынок, а российские автостраховые компании только за 2016 г. потеряли, по разным данным, от 28 млрд до 40 млрд рублей. Это колоссальные деньги, и многие игроки рынка автострахования всерьез задумались о том, что его стоит покинуть или, по крайней мере, отказаться от ОСАГО, даже несмотря на всю сложность оформления данной процедуры.
- А как реформа ОСАГО отразится на автовладельцах и страховых компаниях?
- Сферы деятельности, характеризующиеся большим оборотом средств, традиционно становятся объектом пристального внимания аферистов, и рынок автострахования не стал исключением. Чтобы минимизировать риски убытков от действий мошенников, был разработан Федеральный закон № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», подписанный президентом РФ 27 марта этого года. Предложенный в законе комплекс мер, как считают отечественные законодатели, не только позволит российскому рынку автострахования воспрепятствовать дальнейшему распространению различных мошеннических схем, но и одновременно станет серьёзным барьером для автоюристов, вмешательство которых является серьезной помехой для страховых компаний, несущих ощутимые финансовые потери.
Если же на смену финансовым компенсациям причиненного ущерба придет такой инструмент, как предоставление ремонтных услуг пострадавшему в ДТП, то, как предполагают разработчики документа, интерес недобросовестных посредников к системе автострахования заметно ослабеет. Реформа ОСАГО, как можно предположить, восстанавливает утерянную было традицию коммуникации между автовладельцем и страховой компанией. Теперь автовладельцу незачем прибегать к помощи или мнимой помощи автоюристов, так как он по закону все равно получает от страховой
компании ремонтно-восстановительные работы. В свою очередь, страховая компания избавляется от необходимости выплачивать большие суммы компенсаций автоюристам, которые специализируются именно на «раздевании» страховщиков с помощью судебных исков.
Но этот оптимизм в значительной мере охлаждают многочисленные возражения. Главное из них сводится к тому, что умерить активность автоюристов, несмотря на принятие закона, будет не так-то просто. Скорее всего, они переключат свое внимание на создание таких судебных коллизий, где будет сделан акцент на неудовлетворительном качестве выполненных ремонтных работ, завышении их реальной стоимости, нарушении сроков и т. д. В этом случае предусмотренные законодателями механизмы разрешения подобных споров могут сыграть против самих же страховых компаний, которые в ходе судебных тяжб рискуют понести весомые финансовые убытки. Не исключено, что эти убытки будут не менее существенными, чем затраты на страховые выплаты до вступления в силу поправок к закону об ОСАГО.
К тому же такой сегмент рынка оказания автотранспортных услуг, как ремонт автомобиля на СТО, сам по себе привлекателен для мошенников. Ведь ремонт автомобилей тоже относится к тем сферам, где обращаются немалые финансовые средства, а значит, поле для манипуляций здесь более чем обширное. Вывод очевиден: сам факт принятия подобного закона отнюдь не означает для страховщиков появление долгожданной панацеи от тех рисков, которые характерны для их профессиональной деятельности.
Интересы автовладельцев могут быть ущемлены в той части, что с наибольшей долей вероятности страховщики будут навязывать пострадавшим в ДТП ремонтные услуги тех станций технического обслуживания автотранспортных средств, с которыми у них заключен договор. Можно ли заказать ремонт в сервисном центре, не являющемся официальным дилером компании-производителя автотранспортного средства? Такая возможность не исключается, однако в этом случае вопрос гарантии и качества предоставляемых услуг остается открытым.
Ещё один подводный камень для страховщиков - это предусмотренное законом обязательное гарантийное обслуживание всех пострадавших в ДТП автомобилей, вне зависимости от года выпуска и технического состояния. По сути, страховая компания обязана финансировать устранение поломок и неисправностей, возникших из-за банальной изношенности транспортного средства.
Несмотря на то, что исполнителем технических работ является СТО, ответственность за сроки и качество их проведения ложится на страховую компанию. Это тоже чревато немалыми финансовыми потерями, которые, в свою очередь, может усугубить актуальный для РФ вопрос дефицита необходимых для проведения качественного ремонта деталей - особенно при условии сохранения действующих тарифов на ОСАГО.
Страховым компаниям возмещение ущерба, понесенного автовладельцем в ДТП, после реформы будет обходиться в любом случае дороже, чем прежде. Ведь стоимость ремонтно-восстано-вительных работ, тем более с использованием новых деталей, не столь уж и мала. Автовладелец должен забрать после ремонтно-восстановитель-ных работ свое транспортное средство в таком состоянии, чтобы он сел за руль и смог спокойно поехать по своим делам. Но от страховых компаний организация такого комплекса мероприятий потребует существенных затрат. Между тем тарифы не растут уже очень давно, хотя их увеличения и добиваются страховые компании. Именно расширение тарифного коридора в изменившихся условиях способно избавить страховые компании от убытков. Получается, что натуральное возмещение понесенного ущерба оказывается эффективным лишь в качестве компонента более широкой стратегии по улучшению положения страховщиков, включающей, в том числе, и рост тарифов. Именно эта мера должна стать следующим пунктом в направлении «исцеления» отечественного автострахования.
- Какие нормативные нововведения, по Вашему мнению, ждут автостраховую отрасль в ближайшем будущем?
- В первых числах апреля Министерство финансов РФ выступило с очередными поправками, касающимися действующего закона об ОСАГО.
Если до того отечественные СК при разбирательстве обстоятельств ДТП в ряде случаев могли выставить пешеходу, пострадавшему в результате произошедшей аварии, регрессное требование о последующем возмещении причиненного транспортному средству материального ущерба, то теперь они лишены этого права в силу того, что именно автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.
- Каков порядок осуществления компенсационных выплат?
- Если речь идёт о причинении вреда жизни или здоровью потерпевшего, то рассчитывать на получение возмещения из фонда РСА можно лишь в тех случаях, если СК, где был застрахован
евразийская
> 3 (28) 2017 <
адвокатура
виновник ДТП, признана банкротом; если у компании по каким-либо причинам отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности; если виновника ДТП установить не удалось; наконец, в случае, когда виновник аварии не выплачивал взносы по договору обязательного страхования, в силу чего действие данного договора было прекращено.
Помимо вышесказанного, если экспертиза покажет, что причиной аварии стали неполадки, которые могли быть выявлены ещё в процессе проведения технического осмотра автотранспортного средства, то, согласно законодательству, РСА уполномочена при необходимости заявить регрессные требования по отношению к сервису, где виновнику ДТП была выдана диагностическая карта.
Согласно новому закону теперь в самой процедуре получения средств из компенсационного фонда РСА появятся определенные ограничения. Так, действие закона «О защите прав потребителей» больше не будет касаться процедуры востребования компенсаций за ущерб в дорож-
но-транспортном происшествии, что раньше давало возможность взыскивать суммы, кратно превышающие сам размер оплаченного вреда по ОСАГО. Кроме того, теперь запрещена переуступка прав на эти требования третьим лицам, а именно автоюристам.
Конечно, обязательное страхование никогда не станет прибыльным бизнесом, поскольку услуги ОСАГО охватывают всех автовладельцев, в том числе и людей с низким уровнем достатка. Но необходимо добиться такого уровня прибыли, чтобы автостраховые компании, по крайней мере, не покидали рынок ОСАГО. Ведь постепенный уход многих, прежде активных игроков с рынка автострахования - очень заметная тенденция современного российского страхового бизнеса. И эта тенденция нуждается в срочном исправлении, в том числе и с помощью государства.
- Большое спасибо Бам за беседу!
Беседовал доктор юридических наук, доцент, главный редактор журнала «Евразийская адвокатура»
А.В. Рагулин
шшрш^ШМШ 1кшч1[к1©=[й1©етщ01дт[1!л1[ы§ш[й1
шишшш пгошлшм [пш&
уважаемые ЧИТАТЕЛИ!
Мы рады представить вашему вниманию
евразийский научно-исследовательский институт проблем права
Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.
Приглашаем вас к сотрудничеству!
Контактная информация Website: www.eurasniipp.ru E-mail: [email protected] Телефон: +7-917-40-61-340