Научная статья на тему 'Что удалось сделать в сельском Татарстане за десять лет реализации системы самообложения населения'

Что удалось сделать в сельском Татарстане за десять лет реализации системы самообложения населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства самообложения / сельские поселения / местный референдум / сход граждан / сельская самоорганизация / государственное софинансирование / self-taxation / local issues / rural settlements / local referendum / citizens' meeting / rural self-organization / state co-financing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагдиева Эльвина Азадовна

Дефицит бюджетных средств в муниципальных образованиях Республики Татарстан вынуждает местную власть к поиску дополнительных источников финансирования для решения проблем сельских поселений. Одним из способов стало участие сельских муниципалитетов в развитии системы самообложения граждан. Она в Татарстане реализуется с 2013 г. В статье ставится задача оценки эффектов системы самообложения в сельских поселениях республики, накопленных за 10 лет ее функционирования. Автор путем анализа законодательной базы Российской Федерации и Республики Татарстан раскрывает основные понятия и положения, применяемые в системе самообложения граждан. С помощью интервью, проведенных им в муниципальных образованиях Республики Татарстан с главами, депутатами, активистами сельских поселений рассмотрен опыт применения и особенности общественного участия в системе самообложения на протяжении последних десяти лет. Выявлено, что итоги реализации системы самообложения выражаются в выросшем уровне доверия к ней со стороны сельчан, в почти стопроцентной собираемости взносов, в вовлечении жителей сел в формирование бюджетных планов муниципалитетов, в повышении гражданской ответственности представителей сельских сообществ Татарстана. «Внешний» эффект от системы самообложения выражается в количестве решенных проблем местного значения: ремонте и строительстве сельских дорог, водоснабжения, уличного освещения, благоустройстве кладбищ, памятников и обелисков, площадок для мусорных контейнеров, тротуаров, набережных, родников, парков и скверов. Этот, далеко не полный перечень проведенных работ с использованием системы самообложения сельчан и за счет софинансирования со стороны государственных органов Татарстана, значительно поднял уровень и качество сельской жизни в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What has been done in rural Tatarstan during a decade of implementing the system of population’ self-taxation

The budget deficit in municipalities of the Republic of Tatarstan forces local authorities to search for additional sources of funding to solve the problems of rural settlements. One of the ways was the participation of rural municipalities in the development of a system of self-taxation for citizens. It has been implemented in Tatarstan since 2013. The article sets the task of assessing the effects of the self-taxation system in rural settlements of the republic, accumulated over 10 years of its operation. By analyzing the legislative framework of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan, the author reveals the basic concepts and provisions used in the system of self-taxation of citizens. Using interviews he conducted in municipalities of the Republic of Tatarstan with heads, deputies, and activists of rural settlements, the experience of using and features of public participation in the self-taxation system over the past ten years was examined. It was revealed that the results of the implementation of the self-taxation system are expressed in an increased level of trust in it on the part of villagers, in almost one hundred percent collection of contributions, in the involvement of village residents in the formation of municipal budget plans, in increasing the civic responsibility of representatives of rural communities of Tatarstan. The “external” effect of the self-taxation system is expressed in the number of solved problems of local importance: repair and construction of rural roads, water supply, street lighting, improvement of cemeteries, monuments and obelisks, sites for garbage containers, sidewalks, embankments, springs, parks and public gardens. This list of work of conducted works, which is far from complete, using the villagers’ self-taxation system and through co-financing from the government bodies of Tatarstan, has significantly increased the level and quality of rural life in the republic.

Текст научной работы на тему «Что удалось сделать в сельском Татарстане за десять лет реализации системы самообложения населения»

Оригинальная статья / Original paper https://doi.org/10.22378/he.2024-9-2.262-275

Что удалось сделать в сельском Татарстане за десять лет реализации системы самообложения населения

Э.А. Сагдиева

Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан Казань, Российская Федерация elvina_n@inbox.ru

Резюме. Дефицит бюджетных средств в муниципальных образованиях Республики Татарстан вынуждает местную власть к поиску дополнительных источников финансирования для решения проблем сельских поселений. Одним из способов стало участие сельских муниципалитетов в развитии системы самообложения граждан. Она в Татарстане реализуется с 2013 г. В статье ставится задача оценки эффектов системы самообложения в сельских поселениях республики, накопленных за 10 лет ее функционирования.

Автор путем анализа законодательной базы Российской Федерации и Республики Татарстан раскрывает основные понятия и положения, применяемые в системе самообложения граждан. С помощью интервью, проведенных им в муниципальных образованиях Республики Татарстан с главами, депутатами, активистами сельских поселений рассмотрен опыт применения и особенности общественного участия в системе самообложения на протяжении последних десяти лет. Выявлено, что итоги реализации системы самообложения выражаются в выросшем уровне доверия к ней со стороны сельчан, в почти стопроцентной собираемости взносов, в вовлечении жителей сел в формирование бюджетных планов муниципалитетов, в повышении гражданской ответственности представителей сельских сообществ Татарстана. «Внешний» эффект от системы самообложения выражается в количестве решенных проблем местного значения: ремонте и строительстве сельских дорог, водоснабжения, уличного освещения, благоустройстве кладбищ, памятников и обелисков, площадок для мусорных контейнеров, тротуаров, набережных, родников, парков и скверов. Этот, далеко не полный перечень проведенных работ с использованием системы самообложения сельчан и за счет софи-нансирования со стороны государственных органов Татарстана, значительно поднял уровень и качество сельской жизни в республике.

Ключевые слова: средства самообложения, сельские поселения, местный референдум, сход граждан, сельская самоорганизация, государственное софинансирование.

Для цитирования: Сагдиева Э.А. Что удалось сделать в сельском Татарстане за десять лет реализации системы самообложения населения. Историческая этнология. 2024. Т. 9. № 2. С. 262-275. https://doi.org/10.22378/he.2024-9-2.262-275

© Сагдиева Э.А., 2024

What has been done in rural Tatarstan during a decade of implementing the system of population' self-taxation

E.A. Sagdieva

Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

elvina_n@inbox.ru

Abstract. The budget deficit in municipalities of the Republic of Tatarstan forces local authorities to search for additional sources of funding to solve the problems of rural settlements. One of the ways was the participation of rural municipalities in the development of a system of self-taxation for citizens. It has been implemented in Tatarstan since 2013. The article sets the task of assessing the effects of the self-taxation system in rural settlements of the republic, accumulated over 10 years of its operation.

By analyzing the legislative framework of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan, the author reveals the basic concepts and provisions used in the system of self-taxation of citizens. Using interviews he conducted in municipalities of the Republic of Tatarstan with heads, deputies, and activists of rural settlements, the experience of using and features of public participation in the self-taxation system over the past ten years was examined. It was revealed that the results of the implementation of the self-taxation system are expressed in an increased level of trust in it on the part of villagers, in almost one hundred percent collection of contributions, in the involvement of village residents in the formation of municipal budget plans, in increasing the civic responsibility of representatives of rural communities of Tatarstan. The "external" effect of the self-taxation system is expressed in the number of solved problems of local importance: repair and construction of rural roads, water supply, street lighting, improvement of cemeteries, monuments and obelisks, sites for garbage containers, sidewalks, embankments, springs, parks and public gardens. This list of work of conducted works, which is far from complete, using the villagers' self-taxation system and through co-financing from the government bodies of Tatarstan, has significantly increased the level and quality of rural life in the republic.

Keywords: self-taxation, local issues, rural settlements, local referendum, citizens' meeting, rural self-organization, state co-financing.

For citation: Sagdieva E.A. (2024) What has been done in rural Tatarstan during a decade of implementing the system of population' self-taxation. Istoricheskaya etnologiya [Historical Ethnology]. Vol. 9. No. 2: 262-275. https://doi.org/10.22378/he.2024-9-2.262-275 (In Russ.)

Проблемы сельских поселений в современной России остаются ключевыми во внутренней политике страны. Одним из используемых способов их решения является привлечение сельчан к обсуждению вопросов местного значения. Государство в этом случае выступает в качестве партнера, софинансирую-щего инициативы сельчан. Сами жители сел вкладывают собственные финансовые средства в важные для них задачи развития поселений. Такое государственно-частное взаимодействие получило выражение в виде системы самообложения. В Татарстане она функционирует с 2013 года. Города и городские округа республики практически не участвуют в самообложении из-за сложностей

организации его общественных обсуждений среди горожан и сбора с них финансовых средств. С января 2024 г. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 29.11.23 №1532 из участников механизма самообложения исключены районные центры муниципальных образований1. Возможно, в скором будущем, это коснется и городов. Данным территориям предлагается иной инструмент партисипаторного бюджетирования - инициативное. Одной из причин такого решения видимо является ежегодно увеличивающиеся объемы собираемых финансовых средств в сельских поселениях в условиях ограниченного республиканского бюджета2, являющегося необходимой частью системы самооблажения. Необходимость и востребованность системы самообложения сельскими муниципалитетами подтверждают увеличивающиеся с 2013 г. размеры сборов финансовых средств как с граждан, так и с поселений в целом. За десятилетие суть системы самообложения не менялась, но в нее были внесены несколько законодательных поправок. Это позволило еще более активно использовать систему самообложения.

На основе анализа нормативно-правовой базы Российской Федерации, Республики Татарстан и интервью, проведенных в муниципальных образованиях Татарстана в 2023 г., оценим эффект действия системы самообложения в сельских поселениях региона за период ее десятилетнего функционирования. Автор статьи провел 16 интервью с главами, депутатами, активистами поселений в пяти муниципальных образованиях Республики Татарстан.

В других работах (Сагдиева, 2020: 2246-2247) мы рассмотрели вклад таких исследователей, как Н.С. Сергиенко, И.В. Балынин, Н.В. Ворошилов, О.В. Си-винцева, К.В. Будник в изучение разных аспектов самообложения. Исторический опыт, имеющиеся практики и факторы, ограничивающие привлечение средств самообложения, и их дальнейшее развитие на инициативной основе рассмотрены в работах Ю.И. Черкасовой и Т.А. Найденовой (Черкасова, 2013: 221-230; Найденова, 2016: 100-104). А.А. Русанов описывает особенности реализации практик самообложения и их финансовые итоги в Пермском крае, где проект развивался под девизом: «Активные граждане - сильный муниципалитет» (Русанов, 2017: 24-28). Правовую природу самообложения подробно рассматривают Т.М. Гришина, А.Г. Филина (Гришина, 2019: 83-93; Филина, 2018). В работах отмечается правовая неопределенность самообложения, которая не позволяет использовать данный вид финансовых сборов на полную мощность. Исследователи указывают на необходимость проработки следующих аспектов: налоговая или неналоговая сущность самообложения, уточнение субъекта самообложения (граждане или жители муниципального образования), определе-

1 Постановление КМ РТ от 29.11.23 №1532. URL: https://pravo.tatarstan.ru/ npa_kabmin/post/?npa_id=1310951 (дата обращения: 28.12.2023)

2 Кабмин РТ свернет самообложение в городах и райцентрах: «Средства бюджета ограничены» // Бизнес Online, 18.10.2023. URL: https://mkam.business-gazeta.ru/news/610913 (дата обращения: 16.12.2023).

ние состава льготной категории лиц, проработка механизма воздействия на уклоняющихся от уплаты лиц.

В Республике Татарстан самообложение граждан регулируется Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ, 06.10.2003) и Законом Республики Татарстан «О местном референдуме» (№ 23-ЗРТ, 24.03.2004). В этих нормативных документах указывается, что средства самообложения - это разовые взносы граждан поселения, которые собираются для решения конкретных задач. Все собранные средства самообложения софинансируются из республиканского бюджета в соотношении 4 рубля на каждый собранный сельчанами рубль - для сельских и городских поселений республики, за исключением муниципального образования «город Иннополис» Верхнеуслонского муниципального района Татарстана. Для последнего сумма софинансирования составляет 3 рубля к одному рублю . Решение о проведении самообложения может приниматься на референдумах или сходах граждан. После введенных поправок, принятых Федеральными законами «О внесении изменений в статьи 25.1 и 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 05.12.2017 N 389-ФЗ) и «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (от 01.05.2019 N 87-ФЗ), сходы граждан по вопросу введения и использования средств самообложения могут проводиться в отдельно взятом населенном пункте, входящем в состав поселения. Поправки позволили проводить сходы граждан поэтапно в том случае, если в населенном пункте нет условий для одновременного размещения в помещении всех жителей, обладающих избирательным правом. Все этапы схода в поселении должны быть проведены в течении одного месяца со дня принятия решения о проведении схода граждан. Решение схода граждан считается принятым, если в нем приняло участие и проголосовало более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом (ч. 2 ст. 25.1 № 131-ФЗ). Чаще всего несостоявшимися сходы граждан случаются в районных центрах, поскольку там проживает большое количество жителей, которые могут не знать об этом мероприятии, находиться в другом месте или быть равнодушными к проблемам благоустройства поселения.

Размер суммы, который должен быть собран, зависит от поставленных, приоритетных для села задач. Обычно главы поселений, сделав необходимые расчеты для решения текущей проблемы села и количества зарегистрированных граждан, предлагают на голосование необходимую сумму к сбору с каждого жителя, принимающего участие в обсуждении. Размер платежей устанавливается равным для всех граждан старше 18 лет. В каждом поселении, как правило, выделяются группы граждан, к которым применяется особый подход. Одна - это многодетные, пожилые, малоимущие. С них взимается уменьшен-

3 Постановление КМ РТ от 29.11.23 №1532. URL: https://pravo.tatarstan.ru/ npa_kabmin/post/?npa_id=1310951 (дата обращения: 28.12.2023)

ный платеж. Другая группа - студенты, солдаты-срочники, в том числе участники СВО, инвалиды, пожилые, старше 80 лет. Их полностью освобождают от платежей. Количество таких лиц согласно ст. 56 № 131-Ф3 не должно превышать 30% от общего количества зарегистрированных граждан в поселении.

Как показывает официальная статистика, количество проведенных референдумов и сходов в Татарстане ежегодно увеличивается. Это позволяет говорить о востребованности практик самообложения. Так, в 2014 г. провели референдумы и сходы 655 поселений республики, в 2023 г. - 887.

Наблюдается положительная динамика и по объемам поступавших средств за счет самообложения граждан. В 2014 г. было собрано 80,3 млн руб., в 2023 г. сумма увеличилась почти в пять раз и достигла 379,86 млн руб. Всего с 2014 по 2023 гг. сельчане собрали 2 млрд 361,89 млн руб. Увеличивалась и сумма софи-нансирования из бюджета Татарстана. В 2014 г. она составляла 277,7 млн руб., в 2023 г. - 1352,1 млн руб. (рис. 1). За последние 10 лет из бюджета Республики Татарстан было выделено 9 млрд 165,1 млн руб.

Рис. 1.

Финансовые показатели программы самообложения в Республике Татарстан за 2014-2023 гг.*

9 Количество поступивших средств самообложения, млн.руб

• Выделено из бюджета РТ в целях софинансирования средств самообложения, млн.руб

* Составлено по: (Местное самоуправление..., 2023: 10).

Изменялся и размер сумм, собираемых с жителей сел. Если в первые годы сельчане скидывались по 100-300 рублей, позже по 600-800 руб., то в последние годы они выделяют из личного бюджета от 1000 до 2000 руб. Размер вложений может различаться, как внутри одного поселения, так и в пределах села или улицы (если поселение достаточно большое). «Сначала 100 рублей собирали, потом 300 сколько-то лет было, потом 500. В этом году 600 и в Бексере (село - авт.) 800 у нас» (№1, глава СП). Некоторые жители сел, оценивая текущую экономическую и ценовую рыночную ситуацию, нередко сами выступают ини-

циаторами повышения собираемых сумм. Главы поселения, зная финансовый и трудовой потенциал жителей поселения, принимают итоговое решение, которое выставляется на всеобщее голосование.

Вчера был как раз сход, с населения собираем 500 рублей. Первый год мы собирали по 300. Но по 300 - это мало, по 500. Но судя по тому, что цены на стройматериалы сейчас растут, вчера были предложения по 1000 от некоторых товарищей. Но я не пошел на это... 40 процентов почти пенсионеры, очень тяжело. ... сегодня на селе пенсии не блещут своими показателями. (№3, глава СП).

Основные мероприятия по самообложению, реализация которых софинан-сируется из республиканского бюджета, прописаны в Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.22 №13974. Это работы по благоустройству поселений и местных кладбищ. Из рекомендованного перечня мероприятий сельские поселения в Татарстане расходуют: 49% средств на дорожные работы, 15% на благоустройство территории поселений, 13,5% на работу по водоснабжению, 6,5% на благоустройство и содержание кладбищ, 3,4% на содержание дорог, 2,7% на строительство, обустройство спортивных и детских площадок, 2,5% на обеспечение пожарной безопасности; 2% на обустройство мест массового отдыха, 1,7% на закупку транспортных средств; 1,4% на установку и реконструкцию памятников, стел,; 0,2% на очистку рек и озер, 2% на прочие мероприятия5.

Самой главной проблемой, которую в Татарстане пытаются решить с помощью практик самообложения, являются сельские дороги. Поселения, активно участвующие в самообложении, смогли отремонтировать имеющееся дорожное полотно, покрыть щебнем грунтовые дороги (в том числе и до кладбищ), асфальтировать дорожные участки. Некоторые активные главы сельских администраций смогли привлечь к решению дорожной проблемы одновременно несколько государственных программ, увеличив, тем самым масштабы дорожных работ. Например, в одном сельском поселении благодаря софинансированию собранной суммы самообложения были проведены работы по подготовке части дорожного полотна к асфальтированию. На само асфальтирование выделились средства из республиканского бюджета по другой программе, была получена поддержка и от местной сельскохозяйственной организации.

... Асфальта много - это мы сначала дорогу сделали по программе самообложение и хозяйство помогло, асфальт положили. Потом родилось письмо на имя Раиса (руководителя Республики Татарстан -авт.). Написали, мол, население очень активно участвовало по программе самообложения, сделано очень много дорог. Нельзя ли нас включить в программу асфальтирования, пока дороги держатся? Нас

4 Постановление КМ РТ от 23.12.22 №1397. URL: https://cesi.tatarstan.ru/file/pub/ pub_3577309.docx (дата обращения: 28.12.2023).

5 Местное самоуправление в Татарстане // Информационно-аналитическое, общественно-политическое издание. №4, декабрь 2023. (дата обращения: 26.12.2023).

поддержали и с республиканского бюджета выделили нам энную сумму денег и асфальт провели. ... Уже основание было наше. Делали на самообложение, а асфальт делали по республиканской программе. Это очень хорошо получилось у нас (№2, глава СП).

Такие масштабные проекты удается реализовывать лишь большим поселениям. Малочисленные села решают проблемы по-другому.

. Мы просто приобретаем щебенку. Потом уж или колхозные трактора или частные, чтобы это все на дорогу выложить. ... А если там все по нормативу, все по ГОСТу делать, там же все убирать надо, подложку. Очень много денег надо. У нас из-за того, что населения мало, все вот это по правилам делать не получается. Мы где плохо, эту приобретенную щебенку просто ложим. Но у нас песчаная земля, поэтому не так плохо получается (№1, глава СП).

Жители сел положительно оценивают решение дорожных проблем, поскольку все они помнят, как в период осенней и весенней распутицы не могли передвигаться по улицам поселения. «Все эти деньги у нас в основном в прошлом году пошли на строительство дорог, щебенчатые дороги строили. . на кладбище ... четыреста с лишним метров щебенчатой дороги сделали. Это ведь хорошее дело. Сейчас у нас по сельским дорогам можно проехать. Хоть и в грязь, и в любую погоду можно заезжать» (№4, депутат СП). Сельчане очень рады дорогам, которая дает возможность щеголять в красивой и удобной обуви, а не только ходить в галошах и резиновых сапогах. «Без урамнардан кайчандыр бутый белэн йерер идек. А без хэзер, нэрсэ ул бутый - белмибез. Ченки безнен урамнарда как асфальт, без туфли белэн йерибез» (Мы раньше по улицам ходили в резиновых сапогах, галошах. А сейчас мы и не знаем, что это такое. Поскольку сейчас на наших улицах как асфальт, мы в туфлях ходим. - перевод авт.) (№5, активист СП).

Помимо дорог во многих поселениях решилась проблема с освещением улиц. Произведен монтаж новых ЛЭП, установлены дополнительные опоры, осуществлена замена ламп на энергосберегающие с фотоэлементами. «Все деревни освещены. Пришел, было 26 лампочек. На сегодняшний день их доходит уже до 80. Но это опять часть еще поставлено за счет программ. ... На будущий год, по-моему, дополнительно еще 16 лампочек у меня поставить» (№3, глава СП). Для решения проблем главы поселений используют не только программу по самообложению населения, но и стараются включиться в другие государственные программы. Самый большой объем работ осуществляется за счет федеральных или республиканских средств, а оставшиеся проблемы решаются путем самообложения жителей сел. От такого тандема выигрывают все: специализированные организации получают заказ и работу, а сельчане облагороженную территорию.

... уличное освещение мы каждый год ставим. Сначала пятый провод проводили, потом светильники по программе у нас было «Освещение сельской местности», мы попадали туда. И где оставалось,

мы за счет самообложения каждый год ставим. Они же быстро из строя выходят. Что-то по гарантии сделаем, в течение всего года за счет этих денег. Мы уж вперед начинаем: «Давайте, за счет самообложения. Зимой же мы не можем без света. Когда поступят, мы Вам перечислим». Каждый год выходим из положения (№1, глава СП). Еще одной большой и финансово затратной проблемой в селах является водоснабжение. Во многих поселениях водопроводные трубы находятся в изношенном состоянии или вообще отсутствуют, где-то были лишь колодцы, а на постоянное обслуживание водонапорных башен не хватало финансовых средств. Нередко в селах низкое качество питьевой воды. Данная проблема также решается в селах путем участия в нескольких программах и за счет самообложения.

На днях работали по водоотведению, водопровод оформляли. Один километр водопровода оформленного обойдется на 10000 рублей. У нас водотрасса 13 км, 130000 рублей надо нам, чтобы оформить. А в бюджете не заложены такие деньги. Но, слава богу, район помогает пока. И особенно нам помогает программа по самообложению. За эти десять лет мы многое сделали (№5, глава СП). Чаще всего за счет средств самообложения делается проектно-сметная документация, на которую в бюджете поселений нет средств. Уже готовые документы подаются для участия в государственных программах для проведения работ по водоснабжению.

У нас в первое время средства самообложения пошли на проведение водопроводных систем. ... только колодцы были. ... на проект-но-сметную документацию. Очень дорого. Потом, когда была готова проектно-сметная документация, залезли в российскую программу «Чистая вода». ... Сейчас у нас отличная чистая вода, артезианская. Каждый старается в дом протянуть (№4, депутат СП).

Благоустраивая родное село с помощью системы самообложения, жители уделяют особое внимание пожарной безопасности, закупают противопожарную технику, устанавливают пожарные гидранты. Они обязательно ремонтируют, устанавливают обелиски, памятники, стелы воинам и почетным жителям села, облагораживают родники (в том числе осуществляют прокладку труб от них для обеспечения жителей питьевой водой), озеленяют парковые зоны, расчищают и укрепляют прибрежные территории, покрывают брусчаткой тротуары. Многие поселения заботятся о нуждах маленьких жителей, устанавливая детские, спортивные площадки, которые со временем становятся весьма востребованными.

.уже многое сделано. Это дороги, это памятник, это родники, это ограждения, это приведение первых санитарных зон в нормативное состояние. Много чего. Даже вот мимо памятника... мы нынче его

реставрировали, отремонтировали» (№3, глава СП). «Мы два родника с нуля прямо, все старое сносим и с нуля строим. Потом мы три памятника в село, к 75-летию. Из них в Гарях (село - авт.) почти полностью на самообложение, здесь мы брусчатку купили, еще что-то там купили. ... Потом у нас детскую площадку купили, всю парковую зону поставили на эти средства самообложения (№1, глава СП). Немало средств и внимания в поселениях направлено на родники. «БYгенге кендэ все родники мы восстановили, например. На территории. Ул бит изге эш. Кая барсацда, менэ безнец чишмэлэр. Старые родники. Теге вакытта юк иде же. И вот шуларны без восстановить итеп бетердек инде. Yзебездэ, шул самообложение белэн» (На сегодняшний день все родники мы восстановили, например, на территории. Это ведь святое дело. Куда ни пойдешь, везде наши родники, старые родники. В былые времена ими не занимались же. И вот их мы восстановили, закончили. Сами, на средства самообложения. - перевод авт.) (№7, глава СП).

Много внимания уделяется кладбищам. За последнее десятилетие каждое поселение, принимавшее участие в самообложении, привело в порядок погосты на своих территориях. В селах проложили дороги до кладбищ, сделали ограждения, периодически проводятся спилы деревьев и кустарников, расчистка территории, окрашиваются отдельные элементы кладбищенской инфраструктуры. «Зияратларга кеше бик зур рэхмэт эйтэ. Анда бик ^п агачлар кистек, коймала-рын яца баштан тоттык. Бетен щир тэртипкэ килде. Эгэрдэ самооблажение про-граммасы булмаса без бернэрсэ дэ эшли алмый идек» (За кладбища люди очень благодарны. Мы там срезали очень много деревьев, забор построили новый. Всю землю привели в порядок. Если бы не программа самообложения, мы бы ничего этого не смогли сделать. - перевод авт.) (№6, глава СП). «Кладбища? Да. Христианское и мусульманское мы частично поменяли забор, ремонтировали, ворота делали» (№1, глава СП).

Достаточно острой проблемой в селах является вопрос с бытовым мусором. Во многих поселениях действует принцип «мешкового» сбора отходов. Жители выставляют свой мелкий бытовой мусор в мешках вдоль улицы в день его сбора региональным оператором. В последние годы в связи с переходом на контейнерный сбор сельские администрации должны организовать специальные площадки для контейнеров в соответствии с предъявляемыми нормам. Эти работы проводились за счет самообложения сельчан. «. контейнерные площадки. ... Сейчас из мешкового сбора говорят, чтобы мы перешли. ... Решайте вопрос за счет самообложения. Но контейнера мы сейчас уже хотя бы не должны покупать. УК ЖКХ дает нам» (№1, глава СП). С января 2024 года - этот «мусорный» вопрос узаконили в Постановлении КМ РТ от 29.11.2023, №1532, в котором были внесены изменения в Постановление КМ РТ от 23.12.22 №1397 о том, что средства самообложения могут расходоваться также на «устройство

площадок накопления ТКО, приобретение контейнеров для сбора ТКО, ликви-

6

дация несанкционированных свалок» .

Предложения, выносимые на референдумах и сходах граждан, разнообразны по видам, объемам и требуемым затратам. Схожесть проблем во всех поселениях подтверждает их актуальность. Все информанты отмечают важность самообложения, поскольку финансовая обеспеченность сел довольно скудная. Если в первые годы реализации механизма самообложения поселения решали наиболее насущные проблемы, такие как дороги, водоснабжение, уличное освещение, то в последние годы все чаще на повестку сходов ставятся такие вопросы благоустройства, как разбивка парковых зон, озеленение, обустройство набережных, реставрация родников. В некоторых поселениях поступают предложения о выделении части средств самообложения на содержание церквей и мечетей , в том числе на газификацию этих культовых сооружений. Но направлять средства самообложения на эти цели неправомерно, поскольку они не являются вопросом местного значения муниципальных образований и не могут быть решены за счет средств самообложения граждан . Пожертвования являются единственной возможностью поддержания культовых объектов в селах.

Общественную поддержку практик самообложения в селах подтверждает количество участвующих сельчан. Но из года в год находятся те, кто высказывает недовольство по этому вопросу. «Халыкнын бар бик телэп йергэне, бар авыррак йергэне. ... Бетенесе дэ 100 % дип эйтеп булмый. 90% йерсэ дэ. Ел са-ен шул ук кешелэр була» (Среди людей есть очень желающие участвовать, есть и не желающие. ... Нельзя сказать, что все 100% участвуют. 90% есть. Каждый год - это одни и те же люди. - перевод авт.). (№6, глава СП). В поселениях, расположенных в близи от городов, имеются «особые» причины отказов сельчан от участия в самообложении. Например, «. близость к Казани. Почему в Казани нет (самообложения - авт.)? Почему в Казани все за счет бюджета? Почему там все цветет, все пахнет и все светло? Почему мы должны! Вот есть такое. Не все уж конечно (так рассуждают в селе - авт.)» (№1, глава СП). Представители сельской администрации подчеркивают, что несмотря на единичные случаи отказов от участия в самообложении, большая часть жителей активно поддерживают его. «Есть разные. Но в основном понимают, дают (деньги -авт.). В деревне, как говорится, стадо без паршивой овцы не бывает» (№4, активист СП). С теми гражданами, которые отказываются вносить деньги по самообложению, сельские администрации проводят беседы, разъяснения. Иногда

6 Постановление КМ РТ от 29.11.23 №1532. URL: https://pravo.tatarstan.ru/npa_ kabmin/post/?npa_id=1310951 (дата обращения: 28.12.2023)

7 Антонов К. Самообложение со всех сторон // Коммерсантъ. 07.07.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6085051 (дата обращения: 16.12.2023).

8 «Правомерно ли направлять средства самообложение на ремонт и газификацию мечетей, церквей?» // Официальный сайт Министерства юстиции Республики Татарстан. URL: https://minjust.tatarstan.ru/pravomerno-li-napravlyat-sredstva-samooblozhenie-n.htm (дата обращения: 16.12.2023).

предпринимаются попытки введения штрафов по статье 2.6 КоАП РТ «Неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления». Но судебные решения в пользу граждан показывают неправомерность такого

9

взыскания .

Сельская администрация и депутатский корпус самостоятельно ищут исполнителей работ для реализации проекта на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей. В противном случае администрация обязана находить подрядчиков посредством электронных торгов согласно Федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. При проведении тендера отбирается компания, предложившая наименьшую сумму для реализации проекта. Тем не менее проблема завышения цен сохраняется, по мнению некоторых глав поселений. Они убеждены, что объем выполненных работ можно увеличить, перечислив деньги в организацию, которую они найдут сами.

Сбор платежей по самообложению в поселениях организован по-разному. Где-то назначаются ответственные по улицам из жителей, которые осуществляют подомовой обход и сбор денежных средств, в других селах секретарь сельской администрации либо принимает платежи, либо раздает жителям квитанции на оплату. Все собранные средства зачисляются на специальный счет в банке.

Поскольку сельчане участвуют в самообложении «личным рублем», спрос к проведенным работам у них повышенный. Большинство интересуется всеми этапами проведенных работ, оценивают их количество и качество.

... Говоришь, это на ваши деньги сделано. Когда начинают эту улицу, приходят, смотрят они, контролируют. Бывает так: на этой улице разгрузишь иногда, две улицы делаешь. Потом начинаешь щебень перевозить. «О, с нашей улицы щебень куда-то увозят», - начинают. Я говорю, просто вам разгрузили лишнего, перевозят на соседнюю улицу, с села никуда не уходит. Это называется контроль. Потом по качеству бывает ... Контракт выиграла одна фирма, сделала дорогу. ... три года гарантийка. На второй или на третий год начала проваливаться, выходить щебень ... «Приедем, приедем, мы» (ответ фирмы на запрос от поселения - авт.). ... Вот сегодня написали мы в прокуратуру с населением. Я говорю: «Вы думаете, это я что ли делаю? Давайте соберемся, давайте напишем». Как сегодня ушло заявление в прокуратуру, так на следующий день приехали, сделали эту дорогу. Это называется контроль качества. Это хорошо (№2, глава СП). Главы администраций отмечают: «На сходах, на отчетном собрании мы отчитываемся до копейки. Можем все документы показывать, если кому надо, куда и какая сумма ушла» (№5, глава СП).

9 Антонов К. За отказ от самообложения пригрозили штрафом // Коммерсантъ. 24.04.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3954012 (дата обращения: 16.12.2023).

* * *

Насущные проблемы благоустройства сел в Татарстане на протяжении последних десяти лет решаются при совместном участии сельчан, органов местного самоуправления и республиканской власти путем системы самообложения. На референдумах и сходах, граждане, прописанные в селах, путем голосования определяют приоритетность сельских проблем по благоустройству. Далее, те проблемы, которым сельчане отдали большинство голосов, сельская администрация предлагает к решению с помощью самообложения. Чем больше поселение по размерам, тем более масштабные цели в нем реализуются. Итоговые суммы собранных с сельчан средств с добавленным софинансированием позволяют решать финансово затратные проблемы сел. Вовлеченность сельчан в реализацию проектов повышает их гражданскую позицию, уровень их заинтересованности в сохранении сельских инфраструктурных объектов.

За десять лет реализации системы самообложения в Татарстане многие сельские поселения республики смогли решить наиболее важные для них задачи развития. В селах, принявших участие в самообложении, практически не осталось грунтовых дорог, во всех них имеется щебеночное или асфальтовое покрытие. На сельских улицах стало светло в ночное время суток из-за увеличенного количества фонарных опор и применения энергосберегающих ламп. Жители многих сел получили доступ к чистой питьевой воде благодаря новой или отремонтированной системе водоснабжения. Улучшилась система пожарной безопасности, установленные пожарные гидранты и закупленная пожарная техника позволяют быстро приступать к ликвидации происшествий. Самообложение помогло привести в порядок местные погосты (обнесены заборами, проложены дороги, расчищены территории захоронений). За счет самообложения частично решается проблемный для сел вопрос с вывозом бытового мусора. Дань памяти и благодарность героям войн, знаменитым выходцам из села выражается в обелисках и мемориальных комплексах, на строительство и ремонт которых задействуются средства самообложения. Решив базовые проблемы сел, их жители в последние годы стали все чаще вкладываться в обустройство парков, скверов, набережных, родников, тротуаров и закупку оборудования, необходимого для сельских домов культуры. Нередко для полной реализации крупных проектов в селах требуются большие финансовые средства. Их возможно получить за счет включения в Государственную программу Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». Для участия в ней требуется базовая обеспеченность, например, в виде проектно-сметной документации или минимального объема ранее проведенных работ. Поскольку в бюджете поселений средств на это нет, собранные средства самообложения с софинан-сированием позволяют обеспечить необходимые базовые требования. Это позволяет селам включиться в указанную государственную программу.

За 2013-2023 гг. целевое использование средств самообложения сельчан одновременно с республиканским софинансированием значительно подняло качество и уровень жизни в сельских поселениях Татарстана. Взаимодействие

местного самоуправления, сельских граждан и республиканской власти способствует развитию сельских территорий.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests

The author declares no relevant conflict of interests.

ЛИТЕРАТУРА

Гришина Т.М. Самообложение населения в России: проблемы реализации и перспективы развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. № 2. С. 83-93. https://doi.org/10.18384/2310-6794-2019-2-83-93

Найденова Т.А. Средства самообложения граждан как источник доходов местных бюджетов // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №10-1. С. 100-104.

Русанов А.А. Опыт применения самообложения в Пермском крае // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2017. № 1. С.24-28.

Сагдиева Э.А. Самообложение населения: опыт Республики Татарстан // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса, Тюмень, 14-16 октября 2020 года / Отв. редактор В.А. Мансуров. Тюмень: Российское общество социологов, 2020. С. 2246-2253. https://doi.org/10.19181/kongress.2020.270

Филина А.Г. Правовая природа средств самообложения граждан [Электронный ресурс] // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. №7(23). 2018. URL: https://interactiveplus.ru/ru/article/472859/discussion_platform (дата обращения: 09.12.2023)

Черкасова Ю.И. Самообложение граждан: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета МВД России. 2013. №10. С. 221-230.

REFERENCES

Cherkasova Yu.I. (2013) Self-taxation of the population in Russia: problems of implementation and development prospects. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossiii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. No. 10: 221-230. (In Russ.)

Filina A.G. (2018) The legal nature of self-taxation of citizens. Alleya nauiki. [Alley of Science]. No. 7(23). URL: https://interactiveplus.ru/ru/article/472859/discussion_platform (accessed: 09.12.2023) (In Russ.)

Grishina T.M. (2019) Samooblozhenie naseleniya v Rossii: problemy realizatsii i perspektivy razvitiya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yurispru-dentsiya [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence]. No. 2: 83-93. https://doi.org/10.18384/2310-6794-2019-2-83-93 (In Russ.)

Naydenova T.A. (2016) Means of self-taxation of citizens as a source of income for local budgets. Simvolnauki [Symbol of Science]. No. 10-1: 100-104. (In Russ.)

Rusanov A.A. (2017) The experience of applying self-taxation in the Perm Region. Munitsipal'noye imusрchestvo: economika, pravo, upravleniye [Municipal property: economics, law, management]. No.1: 24-28. (In Russ.)

Sagdieva E.A. (2020) Self-taxation of the population: the experience of the Republic of Tatarstan. In: Sociology and society: traditions and innovations in the social development of regions: Collection of reports of the 6th All-Russian Sociological Congress, Tyumen, October 14-16, 2020. Tyumen: Russian Society of Sociologists: 2246-2253. https://doi.org/10.19181/ kongress.2020.270 (In Russ.)

Сведения об авторе: Сагдиева Эльвина Азадовна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела этнологических исследований, Институт истории им. Ш. Мард-жани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация); https://orcid.org/0000-0003-4510-9467; e-mail: elvina_n@inbox.ru

About the author: Elvina A. Sagdieva, Cand. Sc. (Sociology), Senior Research Fellow at the Department of Ethnological Research, Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7, Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); https://orcid.org/0000-0003-4510-9467; e-mail: elvina_n@mail.ru

Поступила в редакцию / Received 14.12.2023 Доработана после рецензирования / Revised 7.02.2024 Принята к публикации / Accepted 29.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.