Научная статья на тему 'Что такое смена?'

Что такое смена? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
366
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩИЕ НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ / СУТЬ ПЕРИОДОВ СМЕНЫ / ПОСТЛАГЕРНЫЙ ЭТАП / RHYTHM OF LIFE ACTIVITY / COMMON STANDARDS AND REQUIREMENTS / CONTENT OF CHANGED PERIODS / POST-CAMPING PHASE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хуснутдинова Ирина Наиловна

Cмена основа деятельности лагеря. Жизнедеятельность лагеря фокусируется в смене. Смена точное название для ритмов жизнедеятельности детского лагеря, временного детского коллектива. Смена в лагере это изменение окружения, стиля жизнедеятельности, привычных форм и методов работы, а порой и самого себя. Периоды смены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Хуснутдинова Ирина Наиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что такое смена?»

ЧТО ТАКОЕ СМЕНА?

Ирина Наиловна Хуснутдинова,

методист Всероссийского детского центра «Орлёнок»

Смена — очень точное название для ритмов жизнедеятельности детского лагеря, временного детского коллектива. Почему? Потому что смена в лагере — это изменение ребёнком своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и самого себя. Для большинства взрослых в лагере смена — это тоже смена — стиля жизни, привычных форм и методов работы.

• ритм жизнедеятельности • общие нормы и требования • суть периодов смены

• постлагерный этап

Периоды смены

В структуре смены выделяют пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный.

Во время подготовительного периода проходит эмоциональная настройка ребёнка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребёнок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На этом этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.

Организационный период. Это первые 3—4 дня смены, время адаптации. Идёт интенсивный процесс знакомства ребёнка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача педагога — помочь ребёнку раскрыться, показать свои лучшие качества. Отношения между детьми неустойчивые, ещё нет общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические основы существования детского объединения. В этот период особенно важно найти верный тон, стиль взаимоотношений взрослых и детей. Взаимодействие отрядной программы с общелагерной можно условно представить следующей схемой. Сфера взаимодействия: соблюдение общелагерных законов; участие отряда в делах лагеря; общение с другими отрядами, межотрядные дела; личное «неформальное» общение детей.

Что должно произойти в организационный период?

1. Знакомство ребят друг с другом, с вожатыми.

Для этого необходимо: • включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение;

1ЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

• создать доброжелательную атмосферу;

• помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям;

• помочь проявиться лучшим качествам;

• дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности;

• рассказать о себе самом, показать себя в деле;

• проявить доверие к ребёнку, показать его значимость, уважение к его личности.

Как это сделать?

Игры на знакомство, визитки с именами, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, «огонёк» знакомства, совместные дела — творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы — обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Чёрный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, вечер знакомства с представлением делегаций, с рассказом о своём крае, знакомство с другими отрядами.

2. Знакомство с окружающими людьми и с самим лагерем.

Для этого необходимо:

• познакомить с теми взрослыми, к кому ребёнок может обратиться при возникновении трудностей, — врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами;

• познакомить с людьми, которые могут ответить на личные вопросы ребёнка, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вахтёры, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения);

• познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере;

• познакомить с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребёнка, дать информацию о том, как ими пользоваться;

• познакомить с окружающей природой; обозначить опасные места лагеря.

Как это сделать?

Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знаком-

ства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию. Важно не только дать информацию, но и создать условия для её самостоятельного получения.

3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности.

Для этого необходимо:

• познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей;

• познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями,

с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течение дня, научить поддерживать уют;

• познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, посещения столовой;

• познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере;

• договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым.

Как это сделать?

> Оргсбор отряда, хозсбор, «огонёк» знакомства, вечер «орлятских» легенд, экскурсии, дела о законах и традициях, принятие декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, информационный стенд, график дежурства, памятки дежурным;

> совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений;

> напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей;

> письмо-наказ предыдущей смены.

И.Н. Хуснутдинова. Что такое смена?

4. Формирование представлений о перспективах деятельности.

Для этого необходимо:

• предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене;

• заинтересовать детей, включив в интенсивную деятельность, в планирование деятельности;

• задать ситуацию выбора деятельности;

• выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены.

Как это сделать?

Диагностика интересов и потребностей детей; разведка интересных дел, планирование; орг-сбор; дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т.п.; интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми.

Итак, организационный период — это время предъявления детям чётких требований и создания условий, при которых (в сочетании с искренностью, доброжелательностью и вниманием вожатого) выполнять эти требования им становится интересным и необходимым.

Вожатый в это время — ведущий, организатор, лидер. Чтобы в группе ребят возникла общность, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, необходима деятельность — интересная, информационно наполненная, полезная. В первые дни смены дети чаще всего неспособны сами её организовать, им необходима помощь. Дети — активные участники дел, помощники.

Основной период смены — время личностной самореализации ребёнка. Главный мотив здесь — выбор видов деятельности, позволяющих реализовать личностный творческий потенциал. Педагог с позиции главного организатора и руководителя переходит на позицию консультанта, координатора. В межличностном плане — это время конфликтов (время присматривания прошло, оценки и выводы сделаны). Возникают отношения, которые можно

разделить на отношения по симпатиям и деловые отношения. Значимую роль начинает играть общественное мнение, складывающееся в отряде.

Основной период смены делится на два этапа: учебно-демонстрационный и демонстрационно-закрепляющий.

На учебно-демонстрационном этапе (5—12-й дни смены) решаются задачи:

• овладение ребёнком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции

в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии;

• создание условий для появления индивидуальности каждого ребёнка, его творческого и нравственного потенциала;

• развёртывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков;

• корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности;

• создание условий для деятельности органов детского самоуправления.

На демонстрационно-закрепляющем этапе решаются следующие задачи:

• организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в её разработке и проведении;

• создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления;

• показ детских достижений и приобретений посредством разнообразных форм: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции;

• показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;

• корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;

• анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование

ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

успешности участников программы в разнообразных видах деятельности.

В основном периоде акцент делается не только на внутриотрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную.

Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:

1. Группа или один ребёнок, выполняющие поручения педагога.

2. Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело

и берётся за его организацию, задействуя остальных ребят.

3. Творческая группа: разрабатывает идею, придумывает и раздаёт задания группам, проверяет их готовность, проводит дело, анализирует вместе со всеми.

4. Совет дела: избирается из представителей от всех групп отряда, обсуждает идею внутри совета дела, возвращается в свои группы для обсуждения идеи, принимает критику, собирается с новыми предложениями и замечаниями, разрабатывает идею, продумывает задания, организует подготовку и проведение, задействуя членов отряда, проводит дело, анализирует

в совете, анализирует вместе со всеми.

Таким образом можно готовить и проводить не только отрядные дела, но и межотрядные и общелагерные.

Заключительный период (последние 3—4 дня смены) — время подведения итогов и самоанализа. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретённого опыта может быть полезно в дальнейшей по-слелагерной жизни. Значение педагога как главного организатора снова усиливается.

Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало ЧП, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. Поэтому заключительный период очень важен с точки зрения безопасности ребёнка. Детское объединение становится более сплочённым, общие интересы выступают на первый план.

Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное.

Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:

• групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

• оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;

• создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;

• стимулирование положительных изменений в личности участников смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;

• организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;

• диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.

Дела, которые помогут эти задачи решить: итоговый сбор отряда, прощальный «огонёк», деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря»).

Необходимо найти баланс между массовыми формами работы развлекательно-зрелищного характера (общелагерный уровень) и индивидуально-групповыми формами, имеющими, помимо развлекательной направленности, аналитико-ре-флексивную (внутриотрядный уровень).

Постлагерный период (срок неопределённый, зависит от конкретных обстоятельств). Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребёнок (подросток) окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь ещё раз. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.