Научная статья на тему 'ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ И КАК ОНА ВЛИЯЕТ НА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА'

ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ И КАК ОНА ВЛИЯЕТ НА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корунова Т.С., Гоношилина И.Г.

Если рассматривать жизнь человека как его движение вперёд, по пути к развитию, то можно сказать, что жизнь - это процесс постоянного преодоления новых границ, достижения лучших результатов, саморазвития и личностного роста. И в этом процессе одну из главных ролей играет вопрос смысла всех действий и поступков, которые совершает человек. Что же оказывает влияние на деятельность человека и его поведение? Что его побуждает и что мотивирует? Ведь у любого действия (и даже бездействия) практически всегда есть свой мотив.И для того что бы люди могли проще понимать окружающих людей и самих себя, а также чужие и свои собственные поступки, следует ввести такое понятие как мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ И КАК ОНА ВЛИЯЕТ НА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

получателей бюджетных средств в режиме реального времени без дополнительных трудовых и технологических затрат;

- решение кадровой проблемы путем укомплектования штата работников высококвалифицированными специалистами и обеспечения достойного денежного содержания;

- повышение ответственности руководителей учреждений за качество предоставляемых услуг населению.

Использованные источники:

1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКА: ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Москва, 2008. Сер. Высшее образование

2. СОБЫТИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. теория и практика / Уфа, 2012.

Корунова Т.С. магистрант 1 года обучения факультет «Радиотехнический» Гоношилина И.Г., к.филос.н.

доцент

кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский Государственный Политехнический университет

Россия, г. Ульяновск ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ И КАК ОНА ВЛИЯЕТ НА ПОВЕДЕНИЯ

ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. Если рассматривать жизнь человека как его движение вперёд, по пути к развитию, то можно сказать, что жизнь - это процесс постоянного преодоления новых границ, достижения лучших результатов, саморазвития и личностного роста. И в этом процессе одну из главных ролей играет вопрос смысла всех действий и поступков, которые совершает человек. Что же оказывает влияние на деятельность человека и его поведение? Что его побуждает и что мотивирует? Ведь у любого действия (и даже бездействия) практически всегда есть свой мотив.И для того что бы люди могли проще понимать окружающих людей и самих себя, а также чужие и свои собственные поступки, следует ввести такое понятие как мотивация.

Мотивация - это совокупность психологических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Изучение мотивации это анализ причин и факторов, которые инициируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенных целей. Для объяснения того, либо иного поведения человека создаются различные психологические теории

мотивации и устанавливают законы по контролю человеческого поведения.Приемы мотивации различны и зачастую индивидуальны. Что касается теорий, то обратимся к наиболее известным из них.

Согласно теории ожиданий Виктора Врума, человек выбирает те или иные действия исходя из своих представлений о последствиях этих действий [1]. Т.е. мотивацией может служить стремление человека с помощью прилагаемых им усилий получить ожидаемый им результат, при условии, что этот результат имеет для него ценность, или, наоборот, избежать этого результата (понятие "валентность).

Существует три важных элемента теории ожиданий:

• "Ожидание" - "сиюминутное убеждение относительно вероятности того, что конкретное действие приведет к конкретному результату".

• "Валентность" - "аффективные ориентации на определенные результаты", т.е. степень ожидаемой удовлетворенности. При положительной валентности человек добивается результата, при отрицательной - стремиться его избежать. "Валентность" - это ожидаемая удовлетворенность, а "ценность" - это действительная удовлетворенность. Очевидно, что они могут не совпадать.

• "Инструментальность" - понимание того, что промежуточный результат является звеном цепочки, которая ведет к важному результату. Т.е. промежуточный результат имеет ценность не сам по себе, а только как необходимый этап следующего результата, действительно ценного.

Если коротко, то теория ожиданий утверждает, что для мотивации человека необходимо, чтобы он имел четкое представление о том, что от его усилий зависят результаты его труда, что из результатов его труда вытекают для него определенные последствия, и, что эти последствия имеют для него ценность [1].

Побуждения к действиям могут быть как извне, так и исходить от самого человека. Мотивационная сущность человека сама определяет источник побуждений. Для нерешительного и малоподвижного человека необходим внешний раздражитель. А активному человеку помогает внутренний потенциал. Исходя из вышесказанного, способы удовлетворения потребностей можно разделить на два вида:

• активный человек будет искать способы достижения успеха;

• нерешительный и сомневающийся человек ищет пути для избежания нежелательных обстоятельств.

Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие потребностей и намерения к их выполнению.

А. Маслоу считал, что мотивация основана стремлении человека к удовлетворению своих потребностей. Он выделил пять основных потребностей и расположил их в следующей иерархии, от базовых к высшим:

1. Физиологические потребности, например, утоление голода и жажды

2. Потребность в безопасности, например, потребность в жилье, тепле, в порядке

3. Потребность в принадлежности и любви, например, потребность иметь семью, быть членом социальной группы

4. Потребность в признании, например, потребность в статусе, самоуважении

5. Потребность самоактуализации, например, потребность в личном росте и развитии

По Маслоу люди удовлетворяют свои потребности поочередно от базовых к высшим. Т.е. переход к удовлетворению потребностей более высокого уровня происходит только после того, как будут удовлетворены все потребности более низкого уровня: "человек желает удовлетворить из двух потребностей более базовую, когда он неудовлетворен в отношении их обеих" [1].

Мотивации определяется потребностями так же и в саморазвитии и наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности, являющимися одними из ведущих психологических потребностей Я человека. Любой стимул (событие, сообщение, коммуникация), с которым человек сталкивается при выполнении деятельности, может иметь для него контролирующее или информирующее значение.

Согласно теории потребностей Девида МакКлелланд, людям присущи три потребности: власть, успех и причастность. Исходя из понимания ведущей потребности работника, разрабатываются мотивационные приемы. Упрощенно это можно представить следующим образом: если доминирует потребность власти, индивиду необходимо обеспечить продвижение по службе, если более важен успех — важно дать возможность довести работу до успешного завершения, а если ведущей оказывается потребность в причастности, то большую пользу может принести организация этих людей в процессе работы[2].

В итоге, поведение человека в различных ситуациях и приводит его к определенным результатам. И данные результаты, прежде всего, дают направление анализа и изучения условий мотивации.

Использованные источники:

1. Электронный ресурс: http://hr-portal.ru/article/8-samyh-izvestnyh-teoriy-motivacii;

2. Электронный ресурс: http://www.kapr.ru/articles/2011/2/5043.html.

Кузьменко Е. О. магистрант

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.