Научная статья на тему 'ЧТО ТАКОЕ БИБЛЕЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ?'

ЧТО ТАКОЕ БИБЛЕЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
359
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛЕЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ / HEILSGESCHICHTE / ПРОГРЕССИРУЮЩЕЕ ОТКРОВЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Добыкин Дмитрий Георгиевич

В статье рассматриваются особенности библейского богословия как отдельной дисциплины. Анализируется основной метод толкования библейского текста - историкограмматический. Объясняются два взаимосвязанных друг с другом термина, важных для библейского богословия: история спасения (Heilsgeschichte) и прогрессирующее откровение. Говорится о соотношении между православным учением и построениями библейского богословия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT IS BIBLICAL THEOLOGY?

The article examines the features of biblical theology as a separate discipline. The main method of interpretation of a biblical text - a historical and grammatical one - is analyzed. It explains two interrelated terms that are important to biblical theology: the history of salvation (Heilsgeschichte) and progressive revelation. It is said about the relationship between Orthodox teaching and the constructions of biblical theology.

Текст научной работы на тему «ЧТО ТАКОЕ БИБЛЕЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ?»

ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 1 (13) 2022

Д. Г. Добыкин Что такое библейское богословие?

УДК 27-278:27-284

DOI 10.47132/2541-9587_2022_1_79

Аннотация: В статье рассматриваются особенности библейского богословия как отдельной дисциплины. Анализируется основной метод толкования библейского текста — историко-грамматический. Объясняются два взаимосвязанных друг с другом термина, важных для библейского богословия: история спасения (Heilsgeschichte) и прогрессирующее откровение. Говорится о соотношении между православным учением и построениями библейского богословия.

Ключевые слова: библейское богословие, систематическое богословие, история спасения, Heilsgeschichte, прогрессирующее откровение.

Сведения об авторе: Дмитрий Георгиевич Добыкин

Кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: sravnika@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5401-9071

Для цитирования: Добыкин Д. Г. Что такое библейское богословие? // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 1 (13). С. 79-92.

Статья поступила в редакцию 02.11.2021; одобрена после рецензирования 09.11.2021; принята к публикации 16.11.2021.

PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 1 (13) 2022

D. G. Dobykin What is Biblical Theology?

UDC 27-278:27-284

DOI 10.47132/2541-9587_2022_1_79

Abstract: The article examines the features of biblical theology as a separate discipline. The main method of interpretation of a biblical text — a historical and grammatical one — is analyzed. It explains two interrelated terms that are important to biblical theology: the history of salvation (Heilsgeschichte) and progressive revelation. It is said about the relationship between Orthodox teaching and the constructions of biblical theology.

Keywords: biblical theology, systematic theology, salvation history, Heilsgeschichte, progressive revelation.

About the author: Dmitry Georgievich Dobykin

Candidate of Theology, Associate Professor of the Department of Biblical Studies of the St. Petersburg

Theological Academy.

E-mail: sravnika@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5401-9071

For citation: Dobykin D. G. What is Biblical Theology? Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2022, no. 1 (13), pp. 79-92.

The article was submitted 02.11.2021; approved after reviewing 09.11.2021; accepted for publication 16.11.2021.

Первая глава Послания к Римлянам утверждает, что каждый человек должен думать о Боге (Рим 1:19-21, 32). Даже неверующие задумываются о Нем и своем отношении к Нему. Тем более христиане должны размышлять о Боге и Его воле. Если эти мысли целенаправленны и на чем-то основываются, то они превращаются в богословие.

Существует много определений богословия как формальной дисциплины. Поскольку «библейское богословие» как наука возникло на Западе, то для его определения стоит обратиться к Фоме Аквинскому. В своей известной книге «Сумма теологии» (I, 1, 7) он называет богословие «священной наукой», которая «трактует обо всем с точки зрения Бога: или потому, что оно и есть Бог, или потому, что оно соотносится с Богом как со своей причиной и целью»1.

В этом определении заслуживают особого внимания два аспекта.

Во-первых, для Фомы Аквинского богословие — это наука, т.е. предмет интеллектуального и ученого исследования, имеющего определенную направленность. Согласно его пониманию, некоторые люди занимаются изучением биологии, психологии, юриспруденции или истории, а другие изучают богословие, которое, таким образом, является такой же наукой, как и прочие.

Т. е., первостепенная задача богослова — размышлять о богословских концепциях, преподавать их и описывать. Фома Аквинский, конечно, не считал, что теология должна ограничиваться чисто теоретическими задачами, напротив, она должна затрагивать все стороны христианской жизни. Тем не менее, он видел в богословии прежде всего интеллектуальный поиск.

Здесь стоит указать на различия между западным и восточным пониманием богословия. Если для Запада богословие — это, бесспорно, наука, то для православия все сложнее. Сейчас наиболее популярным пособием по догматическому богословию является курс лекций прот. Олега Давыден-кова. Именно из него многие узнают о том, что такое богословие. В начале он дает вполне «западное» определения богословия и как комплекса дисциплин, и «как науки, раскрывающей содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви»2. Однако потом он приводит высказывания аввы Евагрия Пон-тийского3 и блж. Диадоха Фотикийского4, в которых говорится, что истинный богослов — этот тот, кто хорошо молится и презирает мирскую суету. Можно добавить, что такой же взгляд на богословие можно найти в 27-м и 28-м (а о богословии — первом и втором) слове свт. Григория Богослова5. Далее прот. Олег Давыденков приводит разные мнения, показывающие, что богословие связано с верой.

1 Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43. К.; М., 2002. С. 13.

2 Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. М., 2005. С. 3.

3 Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 61 // Творения аввы Евагрия: аскетические и богословские трактаты. М., 1994. С. 83.

4 Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово. 67 // Попов К. Блаженный Диадох (V века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Творения бл. Диадоха: греч. текст, ред. по древ. греч. рукописям, с предисл., рус. пер., разночтениями, примеч. и прил. К., 1903. С. 353-374.

5 Григорий Богослов, свт. Творения. Т. I. СПб., 1912. С. 385-412.

Конечно, для Фомы Аквинского вера важна, но для него богословие — это наука, в которой изучаются определенные материалы и на их основании выносятся суждения. Результат же такого исследования зависит, прежде всего, от таланта ученого6.

Интересно, что спор, который идёт в России — можно ли считать теологию наукой, — возможен только в контексте православия, потому что для западного сознания теология — это наука, а для православного — это вера и молитва.

Во-вторых, согласно определению Фомы Аквинского, в богословии выделяются два уровня. С одной стороны, оно занимается вопросами, относящимися непосредственно к «самому Богу». Например, мы определяем свойства Бога — всеведение, вездесущность, святость, и относим их к исследованию «собственно богословия». Т. е. объектом исследования является Сам Бог.

С другой стороны, согласно пониманию Фомы, богословие исследует и иные вопросы, которые так или иначе связаны с Богом. К таким вопросам относятся учения о человеке, грехе, спасении, этике, Церкви, и т.д.

Таким образом, в определении, которое дал Фома Аквинский, богословие — это наука, которая исследует, что говорится о Боге, либо о том, что Бога касается.

Следующее, что нужно понять — это вопрос об источниках знания о Боге. У человека нет особых органов чувств, также не существует идеальных методик или приборов, с помощью которых можно узнать о Боге, о Его свойствах, о Его воле и т.д., т.е. обо всех вопросах, которые связаны с богословием. Поэтому все, что Бог хочет сообщить о Себе и о Своей воле, Он делает через Откровение, которое приходит людям двумя путями: естественным и сверхъестественным7. Естественное Откровение — это опосредованное сообщение через окружающий мир, историю, физическую и духовную природу человека. Конечно, такое Откровение может дать какие-то знания о Боге, но эти знания не систематичны и, самое главное, не дают полноты информации. Поэтому единственный способ узнать о Боге во всей полноте, точнее, узнать о Боге настолько, насколько Он хочет открыть Себя8, — это получить весть от Него самого. Согласно Посланию к Евреям (Евр 1:1) это сверхъестественное Откровение в течение долгого времени подавалась разными способами, но затем оно было записано и стало источником для исследования и высказывания богословских суждений о том, «что есть Бог, или ... что ... с Богом».

6 Несмотря на присутствующий у Фомы определенный интеллектуально-дидактический оптимизм, он указывает, что «эта наука исходит из положений, установленных в свете высшей науки, преподанной самим Богом и теми, кто удостоился блаженства» (I, 1, 2). Из этого он делает вывод о двух способах богословствования. Первый «относится к мудрости, перечисленной среди даров Духа Господня (1 Кор 2:15)» и связанный с «переживанием божественного». В этом он сближается с восточным пониманием богословия. Второй же способ богословствования «основывается на этой доктрине, постигаемой посредством обучения, хотя ее основоположения и получены через откровение» (I, 1, 6).

7 Подробнее см.: Добыкин Д.Г. Введение в Ветхий Завет. Курс лекций по ветхозаветной исагогике. СПб., 2016. С. 17-39.

8 Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего (Втор 29:29).

Любое христианское богословие является библейским, потому что оно основывается на Библии и ссылается на неё. Естественно, встаёт вопрос об особенности именно библейского богословия как отдельной науки. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять отличия каждого вида богословия. Но перед этим необходимо разобраться с методами, которые применяются в богословии для исследования Священного Писания. Основной метод — историко-грамматический, целью которого является «установление буквального смысла библейского текста, переданного посредством грамматической конструкции, которая понимается и истолковывается согласно историческому контексту»9. Этот метод используется двумя возможными способами: дедуктивным и индуктивным.

При дедуктивном способе изучение идет от известного к неизвестному (от общего к частному). Вначале даются определенные утверждения о Боге или то, что Его касается, которые затем подтверждаются библейскими текстами. Например, утверждается, что Бог вездесущ, что подтверждается 3 Цар 8:27, Пс 138:7-10, Ис 66:1, Иер 23:23-24, Ам 9:1-4, Ин 4:20, Деян 7:8-49.

При индуктивном способе изучение идет от конкретных фактов или частных случаев к общему заключению, т.е. сначала задается вопрос, затем изучается библейский текст, после которого делается заключение. Из-за того, что при анализе параллельных мест Священного Писания экзегет может столкнуться с такими отрывками, которые, говоря об одном и том же, противоречат друг другу, этот способ более сложный. Но именно этот способ предпочтительнее для библеистики.

Оба этих способа являются правильными, имеют свои преимущества и свою область применения, и оба используются во всех видах богословия.

Если говорить о «собственно богословии», то можно выделить четыре его раздела: догматическое, систематическое, историческое и библейское, которые различаются между собой10.

Догматическое богословие можно определить как систематизированное изложение догматов христианства, т.е. вероучительных истин, не подлежащих сомнению. Одно из свойств догматов — богооткровенность, что означает, что они происходят из Божественного Откровения, т.е. даются человеку Самим Богом11. Догматическое богословие различает догмат как богооткровен-ную истину и догматическую формулу — словесное выражение догмата. В Священном Писании есть догматы, но нет догматических формулировок, которые и изучает догматическое богословие. Митрополит Макарий (Булгаков) пишет о соотношении Священного Писания и догматического богословия: «Ибо хотя все христианские догматы до одного заключаются в Божественном Откровении, но мы, как частные верующие, заимствуя их каждый непосредственно

9 Добыкин Д. Г. Православное учение о толковании Священного Писания: лекции по библейской герменевтике. СПб., 2016. С. 69.

10 Применением истин богословия занимается практическое богословие, которое состоит из нескольких связанных между собой подразделов: прикладное богословие (миссиология, религиозное образование), церковное администрирование, гомилетика, пастырское богословие, душепопечение, аскетика, политическое богословие и т.д.

11 Давыденков О., свящ. Догматическое богословие... С. 18.

из Откровения, легко можем не понять того или другого догмата, или понять превратно, или, если и поймем правильно, не можем быть решительно убеждены, что наше разумение догматов совершенно истинно, — тогда как Церковь на то, между прочим, и учреждена Господом, чтобы быть ей хранительницей и истолковательницей Его Откровения для всех людей, быть столпом и утверждением истины (1 Тим 3:14), и с этой целью соблюдается Духом Святым так, что не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться. Следовательно, для того, дабы нам вполне убедиться, что известные откровенные истины надобно признавать за догматы, и что их надобно понимать так, а не иначе, нам необходимо услышать эти истины и точное определение их из уст Христовой Церкви, — разумеется, Церкви истинной, православной. ... Посему, наконец, в писаниях древних пастырей христианские догматы нередко называются прямо догматами Церкви, словами Церкви, а христиане, неизменно содержащие догматы, называются принадлежащими Церкви. Этой новой чертой христианские догматы отличаются: от частных мнений, какие могут составлять сами верующие непосредственно на основании Божественного Откровения, касательно истин веры, и которые, хотя бы были совершенно справедливы, навсегда останутся только мнениями, если не будут определены и преподаваемы для всех Церковью»12. Из этого определения можно сделать вывод о том, что хотя догматические формулировки возводятся к Библии, однако Священное Писание в этом виде богословия нужна для того, чтобы показать их истинность, а не служить вместе со Священным Преданием источником для догматов.

Следующий вид богословия — систематическое — можно определить, как упорядоченное изложение того, о чём говорит Библия по какой-либо теме. Чтобы понять отличие систематического от догматического богословия, нужно вспомнить историю его возникновения.

У представителей магистерской Реформации13 вначале существовало несколько романтическое представление, что, используя Библию, можно очистить католическое богословие от всего наносного и освободить Церковь из «вавилонского пленения». Очень быстро стало понятно, что ничего не получается, и пути лютеран, кальвинистов и англикан окончательно разошлись. Когда же возникла радикальная реформация, которая отвергла вообще какие-либо попытки реформирования западного богословия, и предложила воссоздать правильную Церковь на основании Библии, то это, в конце концов, привело к возникновению множества протестантских деноминаций, которые между собой не могли договориться. Для того, чтобы показать свою уникальность, необходимо было систематически изложить свое толкование библейского учения. Из-за того, что и магистерская, и особенно радикальная Реформация отвергали догматические формулировки как пережитки католичества,

12 Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб., 1883.

13 Магистерская реформация (лютеране, кальвинисты и англикане) была связана и поддерживалась светской властью. В противоположность ей Радикальная Реформация (анабаптисты) провозглашала, что церковь должна быть отделена от государства и светские власти не имеют никаких прав в ней (См. МакГрат А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994. С. 20).

пришлось создавать систематическое богословие. Системы, по которой излагались учения, естественно, были разработаны до того, как возникло систематическое богословие, и по большому счету они повторяют системы догматического богословия. Чтобы наполнить эти системы, выдвигались некоторые утверждения, для подтверждения которых находились библейские тексты. Естественно, для поиска используется дедуктивный способ.

Так как для систематического богословия важно построить непротиворе-чащую систему, то те тексты, которые противоречат утверждениям, обычно не цитируются.

Несмотря на то, что книги по систематическому богословию похожи на догматические, нужно понимать, что те выводы, которые делает систематик, не являются догматическими формулировками. Поэтому все книги по систематическому богословию протестантами понимаются как авторские произведения и не могут служить бесспорным источником того, во что верит конкретная деноминация.

Поскольку невозможно существовать, не имея четкого изложения веры, которого должны придерживаться все члены Церкви, то в протестантизме возникли т.н. символические книги14, содержание которых близко к догматическим формулировкам. Однако и их статус в протестантизме не такой обязательный, как для православных и католиков — решения Соборов.

Изучением того, как шло развитие догматического и систематического богословия, занимается историческое богословие. Это может делаться двумя способами. Первый способ, который называют синхронный или историей христианской мысли, изучает богословие определенного периода, отдельной богословской школы или определенного богослова. Второй способ, ди-ахронный или история догматов, изучает истории определенного учения (или учений) за весь период церковной истории15.

Библейское богословие похоже и на систематическое, и на историческое богословие, и в то же время отличается от них. Этот вид богословия рассматривает хронологическое развитие библейских учений на основании историко-грамматического метода толкования Священного Писания. И систематическое, и библейское богословие говорит о библейских учениях, но первое излагает их систематично, а второе — исторично.

Взаимосвязь между библейским и систематическое богословие следующим образом объясняет Грэм Голдсуорси: «Библейская теология, как она определена здесь, динамична, а не статична. То есть она следует за движением и процессом Божьего откровения в Библии. Это тесно связано с систематической теологией (они зависят друг от друга), но здесь делается другой акцент. Библейская теология занимается не изложением окончательных доктрин, которые составляют содержание христианской веры, а скорее описанием процесса, посредством

14 Для лютеран это «Книга согласия» (1580 г.), для реформатских церквей — «Гейдельбергский катехизис» (1563 г.), для англиканской церкви — «Тридцать девять статей» (1571 г.), для конгрегационалиств и пресвитериан — «Вестминстерское исповедание» и «Вестминстерские катехизисы» (1647 г.), для баптистов — «Лондонское баптистское исповедание веры» (1689 г.).

15 См., например: Райри Ч. Основы Богословия. М., 1997. С. 16.

которого откровение разворачивается и движется к цели, которая является окончательным откровением Бога о его целях в Иисусе Христе. Библейское богословие стремится понять взаимосвязь между различными эпохами в раскрытии Божьей деятельности, записанной в Библии. Систематику в основном интересует ... изложение христианской доктрины. С другой стороны, библейский богослов озабочен, скорее, постепенным раскрытием истины»16.

Библейское богословие обычно рассматривает учения Священного Писания, как в его единстве, так и в его многообразии.

Единство Библии основано на вере в то, что и Ветхий, и Новый Завет — нераздельные части сверхъестественного Откровения, Которое исходит от одного и того же Бога. Это единство выражается в одном и том же учении о Боге Творце, Промыслителе и Спасителе мира, о природе, призвании и судьбах человека, о грехе и праведности, о спасении, о последнем Суде и вечной жизни. Объединяет их всех учение о Царстве и его Царе — Мессии. Во Христе соединяются и обетование Завета, и явление Царства, которое приходит в мир и ожидается во славе в грядущем. Человек, отпавший через грех от Бога, будет возвращен к Нему искупительной силой Богочеловека Христа. Все эти темы тесно связаны между собой, но полное их раскрытие возможно только в объеме всего Писания, т.к. в Библии одни книги дополняют другие.

В то же время библейское богословие обращает внимание на многообразия учений определенной части Священного Писания, или определенного периода времени. Цель такого изучения — наиболее точно установить, что имел в виду библейский автор или авторы в своем произведении. На библейское многообразие можно смотреть с двух сторон. Одни исследователи подчеркивают своеобразие и независимость различных библейских традиций, которые даже противопоставляются друг другу. Другие, напротив, признавая особенности авторов и школ Писания, находят между ними существенную связь17.

Библейское богословие как отдельная наука возникла в качестве оппозиции догматическому и систематическому богословию, т.к. они подверглись, по мнению богословов этого направления, эллинизации и схоластизации в ходе церковной истории. Поэтому и появилось требование «чистого» библейского богословия, которое и должно было объективно реконструировать богословие всей Библии или отдельных библейских книг и их авторов.

Началом библейского богословия как отдельной дисциплины принято считать инаугурационную речь «De iusto discrimine theologiae biblicae et dogmanticae regundisque recte utrisque finibus» («О подобающем различении библейского и догматического богословия и о правильном определении целей каждого из них»)18 Иоганна Филиппа Габлера (1753-1826), который в 1787 г. сформировал общепринятый подход к библейскому богословию как к науке, рассматривающей учения Библии в их историческом развитии.

16 Goldsworthy G. The Goldsworthy Trilogy: Gospel and Kingdom, Wisdom, and Revelation. London, 2002. P. 45.

17 Мень А., прот. Богословие библейское // Его же. Библиологический словарь. Т. 1. М., 2002. С. 139-140.

18 Перевод статьи и ее краткий комментарий см.: Добыкин Д. Г., Капитонов В. А. Жизнь и взгляды Иоанна Габлера // Христианское чтение. 2021. № 1. С. 156-167.

Иоганн Габлер начинает свою речь с утверждения о том, что все христиане согласны с тем, что Библия, и особенно Новый Завет, является «единственным чистым источником, из которого можно почерпнуть знания о христианской религии».

Необходимо указать на мнение Габлера о том, что на основе здравого смысла в Священном Писании можно определить божественное (например, учение о спасении) и человеческое, т. е. выраженное как компромисс с идеями и потребностями конкретного общества или эпохи. Несмотря на мнение о частичном вдохновении Священного Писания, именно к нему нужно обратиться, чтобы получить целостное знание и надежду на спасение. Хотя у христиан одна и та же Библия, между ними существуют несколько причин для различия и разногласия. Во-первых, частичное отсутствие ясности в самом Священном Писании. Во-вторых, недобросовестная интерпретация, «вчитывание» своих мнений в Библии или «лакейская манера ее толкования». В-третьих, игнорирование «различий между религией и богословием». В-четвертых, и это самое главное, непонимание разницы между библейским и догматическим богословием, что, естественно, приводит к разногласиям.

По словам И. Габлера, разницу между библейским и догматическим богословием можно увидеть даже в различии того, на чем они основаны. Основой библейского богословия является только Священное Писание. Догматическое богословие основано не только на Священном Писании, но и на других источниках, «особенно из области философии и истории». Более того, Священное Писание в догматике используется для подкрепления системы богословских истин и не обращает внимания на конкретные формы раскрытия библейских учений в ходе истории.

Разница видна и в целях библейского и догматического богословия. Библейское богословие показывает, что «священные писатели думали о Божественных делах», и оно последовательно и неизменно по своей сути. Догматическое богословие, по мнению И. Габлера, менялось со временем в зависимости от эпохи, места, личности, школы и т.д., подтверждение чему легко найти в истории христианства.

Иоганн Габлер предложил трехступенчатую методологию библейского богословия, которая может быть использована для достижения христианского единства. Он считал, что библейский текст имеет одно значение, поэтому при тщательном и внимательном толковании можно описать содержание Священного Писания без догматических пристрастий. Он описал взаимосвязь между экзегезой и догмой следующим образом: «Догматика должна зависеть от экзегезы, а не наоборот, экзегеза от догматики».

Габлер утверждал, что, прежде всего, необходимо выделить из библейского текста явные божественные учения. Если они не выражены четко, то их нужно выкристаллизовать, сравнивая различные отрывки. При сравнении следует обратить внимание на то, что, хотя все библейские авторы были вдохновлены Богом, они говорили по-разному, и поэтому их следует рассматривать не вместе (как это было бы в сравнительном богословии), а различать периоды Ветхого и Нового Завета, каждого из авторов и их стиль изложения. И. Габлер предлагает различные лингвистические и исторические рекомендации о том, как это сделать и на что обратить внимание.

Сформулировав учения каждого автора, нужно сделать следующий шаг — определить, какие идеи были общими для различных библейских авторов. Среди общих идей необходимо выделить те, которые являются «вечными» и поэтому относятся непосредственно к нам, и которые являются «временными», т.е. адресованными только людям определенной эпохи или Завета.

Конечно, утверждение И. Габлера о том, что библейский текст имеет только одно значение, весьма спорно. Если обратиться к Евангелию, то видно, что Господь наш Иисус Христос и святые апостолы указывали на разные уровни ветхозаветного текста и использовали разные методы толкования. Поэтому, если считать, что библейский текст имеет одно значение, будет трудно объяснить некоторые отрывки из Нового и Ветхого Заветов.

Не со всеми положениями в речи Иоганна Габлера можно согласиться, особенно с его представлением о «частичной» богодухновенности и упованием на возможность разума отделить божественное от человеческого, или с таким резким противопоставлением библейского и догматического богословия. Однако основная ценность речи заключается в призыве смотреть на историческое развитие библейского учения.

Чтобы говорить об этом, нужно рассмотреть два взаимосвязанных друг с другом термина. Первый — это «история спасения», но чаще используют без перевода немецкий термин «Heilsgeschichte». История спасения — это Божье деяние, которое Он совершал для спасения людей. Термин Heilsgeschichte появился в середине XIX в. и к середине XX в. стал центральным термином в западном богословии.

История спасения начинается сразу после грехопадения обещанием будущего спасения (Быт 3:15). Она описана в Ветхом Завете и завершается в Новом. Основные ее моменты, которые особо тщательно рассматривает библейское богословие — избрание Авраама, переселение Иакова и его сыновей в Египет, Исход евреев из Египта под руководством Моисея, дарование Закона и заключение Завета на горе Синай, завоевание Обетованной Земли, создание израильской монархии, деятельность пророков, Вавилонский плен, восстановление Храма, и, наконец, Воплощение Иисуса Христа, Его безгрешная жизнь, смерть и воскресение. Продолжением истории спасения является история Церкви и жизнь каждого отдельного христианина. Завершение истории спасения — Второе Пришествие, всеобщее воскресение, Страшный суд и вечная жизнь.

Концепция истории спасения основана на вере в Бога, который являет Себя человеку в конкретных исторических событиях, и на вере в то, что история имеет свое направление и цель. Это динамичная и по своей сути позитивная концепция истории, несмотря на грехопадение и всеобщую греховность человечества.

Западное понятие «история спасения» можно сравнить с восточным «домостроительство (октуо^а) нашего спасения» (Еф 1:3-9), которое понимается как «предвечный Божественный план, в соответствии с которым Бог творит мир, промышляет о нем и ведет его к конечной благой цели»19. Стоит

19 Зайцев А.А. Домостроительство // Православная энциклопедия. Т.15. М., 2007. С. 642-643.

отметить некоторые особенности понимания домостроительства спасения, которое рассматривается в двух аспектах: «домостроительство Сына, пришедшего во плоти и «соделавшего» спасение нашей природы, и домостроительство Святого Духа, посланного в мир осуществить задачу спасения каждого отдельного человека»20. Естественно, эти два аспекта находятся во взаимосвязи. Также указывается на то, что история спасения началась еще до того, как Бог создал мир, т.е. с предвечного совета Пресвятой Троицы, на котором были определены необходимые средства для спасения человечества — добровольное Воплощение Сына Божия и Его искупительная Жертва.

Второй термин, связанный с Heilsgeschichte, называется прогрессирующее (или развивающиеся) Откровение. Прогрессирующее Откровение — это постепенное открытие Богом людям знания о Себе и Своей воли в течении истории спасения. Бог спасает людей, но, чтобы они спасались, они должны знать, как верить и что делать, а это они узнавали из Откровения, которое, несмотря на свою неполноту, было достаточным для богоугодной жизни на каждом этапе истории спасения. Прогресс шел не от лжи к правде — он шел от меньшего знания к более полному. Полнота же Откровения открылась в Сыне Божием (Евр 1:1-2а). Можно сказать, что люди в ветхозаветную эпоху знали о Боге меньше, чем знают о Нем сейчас, но это не означает, что они знали Бога хуже.

Если вернуться к определению библейского богословия, то можно сказать, что это наука, изучающая «Hielsgeschichte» и прогрессирующее Откровение.

Главная проблема, которая стоит перед исследователями и без решения которой невозможно начинать рассматривать библейские учения, заключается в вопросе о последовательности дарования прогрессирующего Откровения в истории спасения. Среди богословов и библеистов существуют противоположные точки зрения. В зависимости от выбора схемы дарования Откровения по-разному рассматривается и развитие библейского учения.

Традиционная схема построена на основании иудео-христианского предания и расположения книг в Священном Писании. Взгляды на ветхозаветное Откровение можно суммировать следующим образом. Моисей написал все Пятикнижие, за исключением некоторых отрывков. Книги ранних пророков были написаны до Вавилонского плена или в самом его начале. Книга пророка Исаии была написана одним человеком, который жил в УШ-УП вв. Р. Х. Книга пророка Даниила написана в VI в. Р. Х. Книга пророка Захарии написана одним человеком в VI в. Р. Х. Учительные книги принадлежат тем людям, кому они приписываются. Новозаветное Откровение началось с посланий, 13-ть из которых написаны св. ап. Павлом, за исключением Послания к евреям (которое, однако, вышло из его окружения). Соборные послания и Евангелия созданы теми, чьи имена указаны в названии, Апокалипсис — св. ап. Иоанном Богословом. Нельзя сказать, что эти взгляды общие для всех сторонников традиционной точки зрения, но многое из этого считается верным. Часто противники этих взглядов называют их фундаменталистскими.

20 Диодор (Ларионов), мон. Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопед-ского — Часть 4: домостроительное дело Сына Божия // Портал Богослов.ги. иК^ https://bogoslov.ru/article/351107 (дата обращения 10.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Противоположная точка зрения утверждает следующее. Моисей был родоначальником нескольких традиций, которые в разное время были записаны и объединены в Пятикнижие уже после Вавилонского плена. Книги второзаконнической история были написаны в период Плена, а книги Хронист — около 300 г. до Р. Х. Не все псалмы, надписанные «псалом Давидов», принадлежат ему. Учительные книги окончательно были написаны в период Второго Храма. Книга пророка Исайи написана не только в УШ-УП вв. до Р. Х. но и в период Плена (Второисайя) и после Плена (Тритоисайя). 1-8 главы книга пророка Захарии, написаны в VI в. самим пророком (Протозахария), 9-14 главы (Второзахария) были дополнены в У в. другим пророком. Некоторые делят этот раздел на Второго Захарию (9-11 главы) и Третьего Захарию (12-14 главы). Книга пророка Даниила написана около 165 г. до Р. Х.

Согласно этой схеме, Бог сначала давал Откровение через пророков, а окончанием Божественного Откровения является Пятикнижие. Если, согласно традиционной схеме, Пятикнижие сформировало мировоззрение пророков, то здесь пророки сформировали мировоззрение Пятикнижия.

Из тринадцати посланий Нового Завета, приписываемых св. ап. Павлу, большинство ученых сегодня различают две группы: послания, написанные самим Павлом (они называют протопаулины), и послания, написанные его последователями (девтеропаулины). Подлинными считаются семь посланий: 1 Фессалоникийцам, 1 Коринфянам, 2 Коринфянам, Филиппийцам, Филимону, Галатам, Римлянам. Шесть посланий считаются спорными: 2 Фессалони-кийцам, Колоссянам, Ефесянам, 1 и 2 Тимофею, Титу. Св. ап. Петр не был автором двух посланий, которые ему приписываются, и они были написаны двумя разными авторами. Три послания Иоанна написаны, скорее всего, не св. ап. Иоанном Богословом. Другие соборные послания написаны не теми людьми, которые названы в их заглавии. Все Евангелия и Деяния были написаны в период от 70 по 110 гг. и также не апостолами. Апокалипсис написан или в 60, или 90 гг., и не св. ап. Иоанном Богословом.

Сторонники этой схемы прогрессирующего Откровения называют ее научной, а противники — либеральной. Несмотря на то, что многие книги Ветхого и Нового Завета являются псевдоэпиграфическими для сторонников этой точки зрения, это не указывает на их меньшую ценность. Они все равно остаются частью Божественного Откровения и основополагающими для христианской Церкви.

Вне зависимости от схемы дарования Откровения, для библейского богословия важно показать, что между ветхозаветной и новозаветной историей был еще один этап.

Последние истории в канонической части Священного Писания Ветхого Завета относятся к У в. до Р. Х. и находятся в книге Неемии. Между ними и первым событием в новозаветной истории прошло около 400 лет. В библе-истике это время называется или «межзаветный период» (т.е. период между Ветхим и Новым Заветом), или «эпоха Второго Храма». Минус первого названия в том, что никакого «межзаветного» завета не было, а продолжал действовать Ветхий Завет. Во втором названии также есть свои минусы. Второй храм был построен в VI в., т. е. раньше, чем история книги Неемии, и был разрушен

в 70-м г. по Р. Х., когда Церковь уже существовала 40 лет, и был заключен Новый Завет.

Этот период очень важен для библейского богословия, потому что именно тогда на основании Ветхого Завета были сформулированы те учения и методы толкования, которые есть в Новом Завете. Если не учитывать межзаветный период / эпоху Второго Храма, и брать только ветхозаветные тексты, то не всегда понятно, почему и как они используются в Новом Завете. Особенно хорошо это видно в учении о Мессии. Многие тексты, которые в Новом Завете понимаются как мессианские, в контексте Ветхого Завета, если использовать только историко-грамматический метод толкования, таковыми не являются. Свое мессианское значение они приобрели именно в «400 лет молчания» Божественного Откровения.

Последний вопрос, который необходимо разобрать, связан с соотношением православного учения и построениями библейского богословия. Этот вопрос связан с тем, что библейское богословие возникло на Западе, оно там развивалось, и, по большому счету, когда православные изучают его, то они обращаются к западным исследованиям.

Естественно, существуют два диаметрально противоположных мнения. Есть мнение о противоречии православного и библейского богословия друг другу, и потому его не стоит изучать. Противоположное мнение — православное и библейское богословие не вступают в противоречие друг с другом, потому что оно имеет один источник Откровения — Бога. Однако не стоит быть ни слишком пессимистичным, но и ни слишком оптимистичным.

Во-первых, важно понять, что библейское богословие, конечно, рассматривает многие вопросы, которые есть в догматическом и систематическом богословии, но чаще всего библейское богословие анализирует то, чем ни догматика, ни систематика не занимаются. Например, библейское богословие изучает Божии Заветы с человечеством и их соотношениям между собой. Конечно, в пособиях этот термин упоминается, но цельного учения нет. Тоже самое можно сказать об учении о Царстве Божьем. Или учение о жертве, которое в библейском богословии рассматривается как развитие ветхозаветных жертв и как они раскрылись в жертве Иисуса Христа. Из-за того, что этих тем нет в ни в догматическом богословии, ни в систематическом, то сложно говорить об их противоречивости и непротиворечивости библейскому богословию. Они просто разные.

Во-вторых, из-за того, что библейские учения изложены не систематично, и существуют тексты, вступающие в кажущееся противоречие, то многое зависит от исследователя, который делает выводы. Поэтому книги по библейскому богословию могут как противоречить православному вероучению, так и совпадать с ним.

Источники и литература

Источники

1. Григорий Богослов, свт. Творения. Т. I. СПб: Изд-во П. П. Сойкина, 1912. 680 с.

2. Попов К. Блаженный Диадох (V века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Творения бл. Диадоха: греч. текст, ред. по древ. греч. рукописям, с пре-дисл., рус. пер., разночтениями, примеч. и прил. К.: Тип. И. И. Горбунова, 1903. [2], XXXIV, 622 с.

3. Творения аввы Евагрия: аскетические и богословские трактаты / Пер. с древ-негреч., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1994. 364 с.

4. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43 / Пер. с лат. С. И. Еремеева, А. А. Юдина. К.: Эльга, Ника-Центр; М.: Элькор-МК, 2002. 560 с.

Литература

5. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. 415 с.

6. Диодор (Ларионов), мон. Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопед-ского — Часть 4: домостроительное дело Сына Божия // Портал Богослов.ги. URL: https://bogoslov.ru/article/351107 (дата обращения 10.10.2021).

7. Добыкин Д. Г. Введение в Ветхий Завет. Курс лекций по ветхозаветной исаго-гике. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2016. 176 с.

8. Добыкин Д. Г. Православное учение о толковании Священного Писания: лекции по библейской герменевтике. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2016. 272 с.

9. Добыкин Д.Г., Капитонов В.А. Жизнь и взгляды Иоанна Габлера // Христианское чтение. 2021. № 1. С. 156-167.

10. Зайцев А.А. Домостроительство // Православная энциклопедия. Т.15. М., 2007. С. 642-643.

11. Макарий (Булгаков), митроп. Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб.: Типография Р. Голике, 1883. 598 с.

12. МакГрат А. Богословская мысль Реформации. Одесса: ОБШ «Богомыслие», 1994. 316 с.

13. Мень А., прот. Богословие библейское // Его же. Библиологический словарь. Т. 1. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. 608 с.

14. Райри Ч. Основы Богословия. М.: Духовное пробуждение, 1997. 656 с.

15. Goldsworthy G. The Goldsworthy Trilogy: Gospel and Kingdom, Wisdom, and Revelation. London: Paternoster Publishing, 2002. 575 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.