Научная статья на тему 'Что позволяет стратегия развития лесного комплекса России до 2020 года сегодня и что делать дальше?'

Что позволяет стратегия развития лесного комплекса России до 2020 года сегодня и что делать дальше? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / WOOD COMPLEX / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожемяко Н. П.

Кожемяко Н.П. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ СТРА ТЕГИЯ РА ЗВИТИЯ ЛЕСНО ГО КОМПЛЕКСА РО ССИИ ДО 2020 ГОДА СЕГОДН Я И ЧТО ДЕ ЛАТЬ ДА ЛЬШЕ? В статье проведен анализ Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года. Предложены направления государственного регулирования дальнейшего развития лесного комплекса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kozhemyako N.P. WHAT DO LET NOW GO THE STRATEGY OF FORESTRY INDUSTRIAL OF THE RUSSIA AS 2020 Y.O. AND WHAT DO IT A LONG? In this publication it is feature the strategy of forestry industry of the Russia. Anther prove on possibility and perspective this strategy.

Текст научной работы на тему «Что позволяет стратегия развития лесного комплекса России до 2020 года сегодня и что делать дальше?»

ЭКОНОМИКА

ным оптовым покупателям и новым покупателям, появившимся под действием результативной рекламы, будет равна:

1038000+1227500=2265500 руб.

Это пример весьма условной результативной рекламы с разовыми затратами на нее 50000 руб. позволил увеличить месячную выручку оптовой базы в 2,18 раза.

В этом достаточно условном примере показано, что результативная разовая реклама товара повысила фактический месячный запас финансовой устойчивости по объему выручки в 2,18 раза, увеличила месячную прибыль более чем в два раза.

Анализ, исследование форсирующих свойств результативной рекламы изделий по-

казал реальную возможность адаптации методов теории автоматического регулирования для решения ряда других задач управления в экономических системах производственного и коммерческого бизнеса при условии достаточно адекватной идентификации экономических процессов.

Библиографический список

1. Бугаков, В.М. Менеджмент на предприятиях лесного комплекса / В.М. Бугаков. - Воронеж: ВГЛ-ТА, 2008. - 288 с.

2. Петровский, В.С. Экономика, управление и финансовая устойчивость малых предприятий / В.С. Петровский. - Воронеж: ВГУ, 2003. - 295 с.

3. Петровский, В.С. Теория управления / В.С. Петровский. - Воронеж: ВГЛТА, 1998. - 166с.

ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

России до 2020 года сегодня и ЧТО делать дальше?

Н.П. КОЖЕМЯКО, докторант каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ, канд. экон. наук

Россия - страна с колоссальными запасами лесных ресурсов, оцениваемыми в 82,1 млрд м3 и позволяющими занимать лидирующие позиции среди лесопромышленных развитых стран, с одной стороны, и низкой эффективностью их использования, с другой стороны.

По результатам 2007 г. лесной комплекс занимает весьма скромное место в национальной экономике. Так, доля лесного комплекса в валовом внутреннем сборе продукции составила 1,3 %, в объеме отгруженной продукции - 4,7 %, в валютной выручке от экспорта - 3,2 %.

Такая ситуация сложилась под влиянием ряда нерешенных проблем развития лесного комплекса. В качестве основных системных проблем необходимо выделить две:

- в части лесного хозяйства: недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием лесов и недостаточный объем лесохозяйственных мероприятий, обусловленный низким техническим уровнем и дефицитом кадрового состава;

- в части лесопромышленного комплекса: недостаточное развитие мощностей по глу-

caf-econvnesh@mgul.ac.ru бокой механической, химической и энергетической переработке древесины, недостаточно развитая лесотранспортная инфраструктура.

Для изменения сложившейся ситуации по результатам совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 5 декабря 2007 г. № ВЗ-П9-29пр и от 27 декабря 2007 г. № ВЗ-П9-41пр и заседания Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве Российской Федерации, г. Сыктывкар от 29 января 2008 г. № 1 Правительством Российской Федерации было принято решение о необходимости разработки Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Разработка стратегии была поручена ФГУП «Государственный научный центр лесопромышленного комплекса», ОАО «НИПИЭИ-леспром» и другим отраслевым институтам.

Предпосылками разработки Стратегии развития лесного комплекса послужило наличие значительных неиспользуемых запасов лесных ресурсов в России и устойчивый рост внутреннего и внешнего рынков древесины и продуктов ее глубокой переработки в долгосрочной перспективе.

158

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2009

ЭКОНОМИКА

Основной целью стратегии является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста экономики лесного комплекса России, достижение которой невозможно без решения следующих задач:

- обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение их ресурсо-экологического потенциала;

- удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства;

- снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение);

- повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны;

- обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Положительным моментом разработанной стратегии является то, что лесной комплекс рассматривается как единая совокупная система, включающая лесное хозяйство, лесозаготовки, обработку древесины и производство изделий из дерева, производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона и изделий из них, производство мебели, а также производство лесохимической продукции. Её отличительной особенностью является то, что помимо основных видов деятельности, связанных с использованием лесных ресурсов, включается лесное машиностроение, а также научно-техническая сфера. Такой подход предполагает комплексность использования лесосырьевого потенциала России.

Для решения проблем развития лесного хозяйства в рамках разработанной стратегии в качестве основных направлений определены следующие:

- формирование государственной лесной политики, отвечающей интересам государства, бизнеса и общества;

- совершенствование лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами;

- создание системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;

- совершенствование информационного обеспечения планирования и управления лесами, методов инвентаризации и мониторинга лесов;

- обеспечение интенсификации и эффективного использования лесов на инновационной основе;

- обеспечение ведения лесного хозяйства на условиях, отвечающих современным экологическим и социально-экономическим требованиям охраны, защиты лесов и воспроизводства лесов;

- развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

- развитие материально-технической базы лесного хозяйства;

- организация научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства, международного сотрудничества;

- развитие государственного лесного контроля и надзора.

Для решения проблем лесопромышленного комплекса в стратегии определены следующие направления:

- повышение уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья;

- совершенствование структуры и рост объемов лесопромышленного производства. Данное направление влечет создание условий для увеличения производственных мощностей по глубокой переработке древесины, поскольку по результатам 2007г. резерв мощностей незначительный (рис. 1).

□ Использование мощности ■ Резерв мощности

Рис. 1. Использование производственной мощности в 2007 г., %

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2009

159

ЭКОНОМИКА

Таблица

Результаты реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации

Индикаторы и показатели 2007 (факт) 2020

Отгружено продукции собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС), млрд руб. 616,9 2680

Отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами инновационного характера, млрд рублей 2,3 40,3

Налоговые поступления в бюджет, млрд руб. 64,1 342

Производительность труда одного работающего, тыс. руб. 761 3739

Душевое потребление бумаги и картона, кг 46 100

Душевое потребление листовых древесных материалов, м3/1000человек 62,2 151,3

Душевое потребление мебели, руб. 1303 5112

Объемы заготовки древесины, млн м3 207 294

Глубокая химическая и химико-механическая переработка древесины, млн м3 101,7 230

Уровень переработки заготовленной древесины, % 49,1 78,5

Доля импортной продукции глубокой переработки на внутреннем рынке:

- по бумаге и картону, % 22,5 10,5

- по древесным листовым материалам, %о 18,7 2,7

- по мебели, % 41,0 10,7

Вырублено лесов, тыс. га (Сплошные рубки) 757 1000

Лесовосстановление, тыс. га 872 1040

Плата за использование лесов в бюджетную систему, млрд руб. 14,8 31,2

61,9 %

Мир

14,5 %

1,8 %

5,5 %

16,3 %

Российская Федерация

23,0 % ------------------- 9,1%

, 0,8 %

29,9 %

37,2 %

■ Продукция целлюлозно-бумажной промышленности

□ Листовые древесные материалы

□ Прочие лесоматериалы

■ Круглый лес

□ Пиломатериалы

Рис. 2. Структура мирового и российского экспорта лесобумажной продукции

- увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью и рост дохода на 1куб. м заготовленной древесины;

- улучшение структуры и увеличение доли лесобумажной продукции Российской Федерации на экспортных рынках, в первую очередь высокой добавленной стоимости. В

настоящее время структура российского лесного экспорта кардинально отличается от мировой, что характеризует сырьевую направленность экспорта лесобумажной продукции из России (рис. 2);

- развитие инфраструктуры в регионах реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов;

- снижение энергоемкости производства и развитие производства биотоплива;

- снижение экологической нагрузки на окружающую среду.

Таким образом, обозначенные цели и указанные задачи в рамках стратегии определяют в качестве приоритетных направлений развития лесного комплекса до 2020 г следующие:

- развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины;

- организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.

Реализация стратегии за счет сбалансированного развития лесного хозяйства и промышленной переработки древесины позволит получить многоуровневый синергетический эффект.

За прогнозируемый период по инновационному сценарию объем отгруженной ле-

160

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.