ЭКОНОМИКА
ным оптовым покупателям и новым покупателям, появившимся под действием результативной рекламы, будет равна:
1038000+1227500=2265500 руб.
Это пример весьма условной результативной рекламы с разовыми затратами на нее 50000 руб. позволил увеличить месячную выручку оптовой базы в 2,18 раза.
В этом достаточно условном примере показано, что результативная разовая реклама товара повысила фактический месячный запас финансовой устойчивости по объему выручки в 2,18 раза, увеличила месячную прибыль более чем в два раза.
Анализ, исследование форсирующих свойств результативной рекламы изделий по-
казал реальную возможность адаптации методов теории автоматического регулирования для решения ряда других задач управления в экономических системах производственного и коммерческого бизнеса при условии достаточно адекватной идентификации экономических процессов.
Библиографический список
1. Бугаков, В.М. Менеджмент на предприятиях лесного комплекса / В.М. Бугаков. - Воронеж: ВГЛ-ТА, 2008. - 288 с.
2. Петровский, В.С. Экономика, управление и финансовая устойчивость малых предприятий / В.С. Петровский. - Воронеж: ВГУ, 2003. - 295 с.
3. Петровский, В.С. Теория управления / В.С. Петровский. - Воронеж: ВГЛТА, 1998. - 166с.
ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА
России до 2020 года сегодня и ЧТО делать дальше?
Н.П. КОЖЕМЯКО, докторант каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ, канд. экон. наук
Россия - страна с колоссальными запасами лесных ресурсов, оцениваемыми в 82,1 млрд м3 и позволяющими занимать лидирующие позиции среди лесопромышленных развитых стран, с одной стороны, и низкой эффективностью их использования, с другой стороны.
По результатам 2007 г. лесной комплекс занимает весьма скромное место в национальной экономике. Так, доля лесного комплекса в валовом внутреннем сборе продукции составила 1,3 %, в объеме отгруженной продукции - 4,7 %, в валютной выручке от экспорта - 3,2 %.
Такая ситуация сложилась под влиянием ряда нерешенных проблем развития лесного комплекса. В качестве основных системных проблем необходимо выделить две:
- в части лесного хозяйства: недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием лесов и недостаточный объем лесохозяйственных мероприятий, обусловленный низким техническим уровнем и дефицитом кадрового состава;
- в части лесопромышленного комплекса: недостаточное развитие мощностей по глу-
[email protected] бокой механической, химической и энергетической переработке древесины, недостаточно развитая лесотранспортная инфраструктура.
Для изменения сложившейся ситуации по результатам совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 5 декабря 2007 г. № ВЗ-П9-29пр и от 27 декабря 2007 г. № ВЗ-П9-41пр и заседания Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве Российской Федерации, г. Сыктывкар от 29 января 2008 г. № 1 Правительством Российской Федерации было принято решение о необходимости разработки Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Разработка стратегии была поручена ФГУП «Государственный научный центр лесопромышленного комплекса», ОАО «НИПИЭИ-леспром» и другим отраслевым институтам.
Предпосылками разработки Стратегии развития лесного комплекса послужило наличие значительных неиспользуемых запасов лесных ресурсов в России и устойчивый рост внутреннего и внешнего рынков древесины и продуктов ее глубокой переработки в долгосрочной перспективе.
158
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2009
ЭКОНОМИКА
Основной целью стратегии является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста экономики лесного комплекса России, достижение которой невозможно без решения следующих задач:
- обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение их ресурсо-экологического потенциала;
- удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства;
- снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение);
- повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны;
- обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
Положительным моментом разработанной стратегии является то, что лесной комплекс рассматривается как единая совокупная система, включающая лесное хозяйство, лесозаготовки, обработку древесины и производство изделий из дерева, производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона и изделий из них, производство мебели, а также производство лесохимической продукции. Её отличительной особенностью является то, что помимо основных видов деятельности, связанных с использованием лесных ресурсов, включается лесное машиностроение, а также научно-техническая сфера. Такой подход предполагает комплексность использования лесосырьевого потенциала России.
Для решения проблем развития лесного хозяйства в рамках разработанной стратегии в качестве основных направлений определены следующие:
- формирование государственной лесной политики, отвечающей интересам государства, бизнеса и общества;
- совершенствование лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами;
- создание системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;
- совершенствование информационного обеспечения планирования и управления лесами, методов инвентаризации и мониторинга лесов;
- обеспечение интенсификации и эффективного использования лесов на инновационной основе;
- обеспечение ведения лесного хозяйства на условиях, отвечающих современным экологическим и социально-экономическим требованиям охраны, защиты лесов и воспроизводства лесов;
- развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
- развитие материально-технической базы лесного хозяйства;
- организация научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства, международного сотрудничества;
- развитие государственного лесного контроля и надзора.
Для решения проблем лесопромышленного комплекса в стратегии определены следующие направления:
- повышение уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья;
- совершенствование структуры и рост объемов лесопромышленного производства. Данное направление влечет создание условий для увеличения производственных мощностей по глубокой переработке древесины, поскольку по результатам 2007г. резерв мощностей незначительный (рис. 1).
□ Использование мощности ■ Резерв мощности
Рис. 1. Использование производственной мощности в 2007 г., %
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2009
159
ЭКОНОМИКА
Таблица
Результаты реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации
Индикаторы и показатели 2007 (факт) 2020
Отгружено продукции собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС), млрд руб. 616,9 2680
Отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами инновационного характера, млрд рублей 2,3 40,3
Налоговые поступления в бюджет, млрд руб. 64,1 342
Производительность труда одного работающего, тыс. руб. 761 3739
Душевое потребление бумаги и картона, кг 46 100
Душевое потребление листовых древесных материалов, м3/1000человек 62,2 151,3
Душевое потребление мебели, руб. 1303 5112
Объемы заготовки древесины, млн м3 207 294
Глубокая химическая и химико-механическая переработка древесины, млн м3 101,7 230
Уровень переработки заготовленной древесины, % 49,1 78,5
Доля импортной продукции глубокой переработки на внутреннем рынке:
- по бумаге и картону, % 22,5 10,5
- по древесным листовым материалам, %о 18,7 2,7
- по мебели, % 41,0 10,7
Вырублено лесов, тыс. га (Сплошные рубки) 757 1000
Лесовосстановление, тыс. га 872 1040
Плата за использование лесов в бюджетную систему, млрд руб. 14,8 31,2
61,9 %
Мир
14,5 %
1,8 %
5,5 %
16,3 %
Российская Федерация
23,0 % ------------------- 9,1%
, 0,8 %
29,9 %
37,2 %
■ Продукция целлюлозно-бумажной промышленности
□ Листовые древесные материалы
□ Прочие лесоматериалы
■ Круглый лес
□ Пиломатериалы
Рис. 2. Структура мирового и российского экспорта лесобумажной продукции
- увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью и рост дохода на 1куб. м заготовленной древесины;
- улучшение структуры и увеличение доли лесобумажной продукции Российской Федерации на экспортных рынках, в первую очередь высокой добавленной стоимости. В
настоящее время структура российского лесного экспорта кардинально отличается от мировой, что характеризует сырьевую направленность экспорта лесобумажной продукции из России (рис. 2);
- развитие инфраструктуры в регионах реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов;
- снижение энергоемкости производства и развитие производства биотоплива;
- снижение экологической нагрузки на окружающую среду.
Таким образом, обозначенные цели и указанные задачи в рамках стратегии определяют в качестве приоритетных направлений развития лесного комплекса до 2020 г следующие:
- развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины;
- организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.
Реализация стратегии за счет сбалансированного развития лесного хозяйства и промышленной переработки древесины позволит получить многоуровневый синергетический эффект.
За прогнозируемый период по инновационному сценарию объем отгруженной ле-
160
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2009