Научная статья на тему 'ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЮ О ДЕТСКИХ СТРАХАХ?'

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЮ О ДЕТСКИХ СТРАХАХ? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ДЕТСКИЕ СТРАХИ / СКАЗКИ / ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вознюк Виталина Диняровна

Рассматриваются этиологические аспекты возникновения детских страхов у детей дошкольного возраста. Обсуждается роль семьи и педагогов в формировании адекватного отношения детей к воспринимаемому миру предметов и явлений. Уточняется роль народных сказок в творческом развитии детей, в воспитании бережного отношения к природе и окружающему миру предметов. Даются рекомендации по профилактике негативных последствий, обусловленных влиянием детских страхов, переживаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT DOES A TEACHER NEED TO KNOW ABOUT CHILDREN’S FEARS?

The etiological aspects of the occurrence of childhood fears in preschool children are considered. The role of the family and teachers in the formation of an adequate attitude of children to the perceived world of objects and phenomena is discussed. The role of folk tales in the creative development of children, in fostering a careful attitude to nature and the surrounding world of objects is clarified. Recommendations are given for the prevention of negative consequences caused by the influence of children’s fears and experiences.

Текст научной работы на тему «ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЮ О ДЕТСКИХ СТРАХАХ?»

УДК 373.2+37.015.3

В. Д. Вознюк

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЮ О ДЕТСКИХ СТРАХАХ?

Эмоциональная сфера человека является наименее изученной областью в смежных науках о человеке. И биологи, и физиологии, и психологи, и врачи пытаются увидеть свой предмет в исследованиях, посвященных эмоциям и чувствам, страхам и переживаниям, маньякальным и депрессивным состояниям, пр. Поэтому анализ становления эмоциональности лучше представить в онтогенетическом аспекте [1-2], когда первые проявления эмоций в раннем возрасте являют собой, с одной стороны, особенности физиологического реагирования на внутренние и внешние раздражители, а с другой, - это первые признаки пробуждающегося сознания, формирования личности с её отношениями к окружающему миру.

Именно детский возраст выступает одним из чистых в исследовательской практике, поскольку лишён той части субъективизма, которым больше всего страдают взрослые. Непосредственность и конкретность мышления свидетельствуют об очевидности поступков, намерениях и действиях малыша, побуждая к открытости его первых шагов мотивированного поведения. Знакомство с окружающим миром и взрослыми является неотъемлемой частью социализации ребёнка, где разворачиваются в своём развитии базовые эмоции человека [3], с которыми в течение всей последующей жизни

будут связаны радости и огорчения, успехи и неудачи, тревоги и страхи, обусловливающие снижение или повышение энергетического функционального потенциала, мотивацион-но-волевой активности или депрес-сивности, прочие психические состояния, являющиеся предметом научно-прикладных исследований различных наук о человеке.

Уже в среднем и старшем дошкольном возрасте благодаря интенсивному развитию речи, образного мышления, памяти, а также включению ребёнка в сферы взаимодействия и деятельности со сверстниками и старшими, его восприятие и отражение окружающей действительности наполняется адекватно осмысленными эмоциями и чувствами. Ведь не случайно дошкольный возраст - один из наиболее значимых в психическом развитии человека. Согласно исследованиям школы А. Н. Леонтьева, установлено, что в данный период происходит интенсивное становление личности, а развитие когнитивных функций способствует активизации интеллектуальной деятельности, что в целом отражается на формирующемся мировоззрении и самосознании взрослеющей личности, а также приводит к существенным изменениям в эмоционально-волевой и потребностно-мотиваци-онной сферах личности [4-6].

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте происходит наря-

ду с существенными изменениями в сфере интересов, потребностей и мотивов поведения ребёнка. Таким образом, формируется новое самосознание, различные реакции, речевое оформление, обеспечивающее интеллектуализацию, обобщение и осознанность. Дошкольник начинает управлять собственными эмоциями, получает социально-приемлемые виды поведения и возможности для выражения чувств, адекватного проявления эмоций. Можно отметить оценку собственных поступков, осмысленную ориентацию переживаний, понимание и осознание разных предположений, например: «Я сердит», «Я напуган», «Я радуюсь».

Однако, рассуждая о развитии эмоциональной сферы в детском возрасте, хотелось бы отметить те явления, которые наиболее всего настораживают педагогов-практиков дошкольных образовательных организаций, родных и близких детей - это особенности поведения детей в связи с испытываемыми «детскими страхами» [7]. С этими явлениями могут быть связаны снижение продуктивности деятельности, нежелание детей посещать дошкольные организации и другие общественно-полезные мероприятия, организуемые семьей. Воспитатели дошкольного учреждения одни из первых наблюдают изменения в поведении ребёнка, вызванные влиянием тех или иных факторов.

События, которые происходят в социальной жизни обычно формируют конкретный эмоциональный фон ребёнка, оказывают воздействие на его физическое развитие. Содержательная сторона страха в дошколь-

ном возрасте указывает на преобладание социально-посредственных опасностей из-за чувства нестабильности в окружающей среде. Чаще всего большинство страхов отражаются на нормальном развитии ребёнка, исходят от родителей, а также от ближайшего окружения [8].

Но зададимся вопросом. А можно ли избежать «чувство страха» в своём развитии, в процессе приобретения жизненного опыта в деятельности с предметами и явлениями окружающего мира, в общении с окружающими людьми и т. д.? И можно услышать ответ, что, наверное, избежать этого никто не смог, так как проявление данной эмоции является вполне объективным фактом, свидетельствующим о проявлении критичности, понимании того, что происходит и как необходимо действовать в той или иной конкретной ситуации. Но прежде этому предшествует приобретение опыта. А в детском возрасте опыта понимания многий явлений ещё нет, инфантилизм и непосредственность личности, субъективные переживания усиливают признаки «панической атаки», что усиливает проявление страха. Подобные явления могут наблюдаться и у взрослых, когда эмоциональная сфера блокирует когнитивные функции (рассудок), тогда и поведение взрослого человека становится менее рассудочным, преобладают эмоциональные формы реагирования, близкие к психопатическим реакциям [9].

Очевидно, что справедливо отмечается то, что дошкольный возраст - это «период наибольшей выраженности страхов», что связано не с эмоцио-

нальным развитием, а с повышением понимания детьми разных опасностей [10]. Как отмечают А. И. Захаров, страхи у дошкольников обусловлены кризисным периодом чувствительности психики, а также недостаточным пониманием сути многих явлений, с которыми связан их быт, особенности общения со взрослыми [там же]. По мнению С. Н. Ко-строминой и А. А. Реана [11], дошкольники существенно подвержены влиянию фантастических образов и эмоций, которые вызываются сказками и фантазиями. Данный возрастной период авторы называют возвратом фантазии и сказок, где переплетены телесные ощущения, образное мышление, эмоциональные переживания, разные реакции.

Сказочные образы вызывают у детей в дошкольном периоде интенсивные переживания страха, которые приводят к нарушению покоя и образованию навязчивых мыслей. Так, Н. Я. и М. М. Семаго [12] подметили тот факт, что тревожные фантазии могут наблюдаться у детей в состоянии бодрствования, что приводит к применению самых безобидных предметов, как опасных, например, метла ассоциируется с «Бабой-Ягой», плащ - с «Дракулой» и т. д.

В психологии и клинике детских душевных заболеваний нередко подобные явления рассматривают в аспекте «возрастных новообразований», относящихся к психическому развитию ребёнка или проявлению болезненной симптоматики. Однако всё же мы склонны считать, что данные новообразования связаны с периодом получения ребёнком соци-

ального опыта, начинающимся пониманием реальности окружающего мира и своего нахождения в нём.

Другие авторы рассматривает состояние тревожности как психологическую защиту в структуре адаптивных реакций взрослеющей личности, нацеленных на изменения: когнитивные, дезадаптивные, эмоциональные, поведенческие для снижения психотравмирующих воздействий на «Я-концепцию личности» [13]. Такие негативные эмоции, как страх, тревога и эмоциональный стресс формируют в личности переоценку ценностей о себе, снижение психофизического комфорта и сохранение благоприятной самооценки.

При анализе феноменологии страха следует различать понятия «тревога» и «страх». Страх - это реакция на настоящую угрозу, которая выражена словами: «Я боюсь чего-либо, кого-то», тревога же является безобъектным страхом, выражающимся словами: «Мне неспокойно», «Я боюсь» [14]. Если страх - это сигнал опасности, то необходимо выяснить, какая угроза вызывает данную эмоцию. Среди объектов страха можно выделить: опасности, угрожающие самосохранению организма, например, явления природы, дикие животные, конфликты, а также события, которые могут вызвать тревожное состояние, например, жажда, голод, насмешки окружающих. В таком состоянии у ребёнка появляется чувство беспомощности и угнетения. Другим объектом страха может являться опасность наказания, например, страх перед родителями, который выражен в виде феномена совести.

Еще одним объектом страха являются окружающие люди или неизвестная ситуация. Этот вид эмоции появляется в связи с предчувствием того, что неизвестно, сопровождается неприятными переживаниями из-за отсутствия контроля.

Чувство собственной неполноценности также может вызывать определенные эмоции, что может возникнуть при неспособности ребёнка оценить итоги собственной деятельности, тогда происходит снижение собственной оценки, снижается активность и мотивация поведения, которые находятся под контролем взрослых в плане поощрений или наказания [15].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на эмоциональное состояние ребёнка воздействует большое количество страхов. Они могут привести к ряду неблагопри-

ятных последствий, которым сопутствуют: неуверенность; беспокойство; сверхкомпенсация в виде защитных реакций, препятствующих проникновению неприятного чувства сознания. Кроме того, страхи могут неблагоприятно сказаться и на физическом самочувствии ребёнка, например, при навязчивых постоянных страхах возникают головные боли, головокружение, тошнота.

Следует отметить, что отсутствие страха также является тревожным знаком, не получая сигнала тревоги, субъект может не чувствовать приближающийся реальной опасности, к которой надо подготовиться. Признак человека, у которого есть разум - фактор благодаря, которому происходит сохранение личности, однако, его выражение и регулярность не должны выходить за рамки допустимого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин Е. П. Психология страха: учебное пособие. Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2015. 381 с.

2. Худик В. А., Тельнюк И. В. Генезис эмоций и проблема понимания детских поведенческих реакций // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал. 2007. № 1. С. 34-51.

3. Изард К. Е. Эмоции человека: [Пер. с англ.] / Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.

4. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения: [сборник] / Под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009. 422 с.

5. Субботский Е. В. Золотой век детства. М.: Знание, 1981. 96 с.

6. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: Комплекс. психол. коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1988. 198 с.

7. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. 448 с.

8. Ажиев А. В., Гадаборшева З. И. Страхи в структуре эмоционального развития дошкольников // Педагогика и психология в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Грозный, 24 октября 2019 года. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2019. С. 43-49.

9. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий: Их статика, динамика, систематика. М.: Север, 1933. 141 с.

10. Захаров А. И. Указ. соч.

11. Костромина С. Н., Реан А. А. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. СПб.: Изд-во «Прайм-Еврознак, 2013. 224 с.

12. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика углубленной психологической диагностики: от раннего до подросткового возраста: [монография]. М.: АРКТИ, 2016. 557 с.

13. Батралиева Л. Р. Ребёнок в современном мире: Материалы XI Международной научно-практической конференции (29 февраля 2016 г.) / Сб. науч. тр. / Л. Р. Батралиева [и др.]. М.: Перо, Центр научной мысли, 2016. 137 с.

14. Ажиев А. В., Гадаборшева З. И. Указ. соч.

15. Васильева Н. А. Феномен страха: онтологический статус и пути преодоления страха // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С. 228-231.

REFERENCES

1. Ilyin E. P. Psychology of fear: a study guide. St. Petersburg [et al.]: Piter, 2015. 381 p. (In Russ.).

2. Khudik V. A., Telnyuk I. V. Genesis of emotions and the problem of understanding children's behavioral reactions // Detskij sad ot A do Ya. Scientific and methodological journal. 2007. No. 1. P. 34-51. (In Russ.).

3. Izard K. E. Human emotions: [Trans. from English] / Edited by L. Ya. Gozman, M. S. Egorova. M.: Publishing House of Moscow State University, 1980. 439 p. (In USSR).

4. Leontiev A. N. Psychological foundations of child development and learning: [collection] / Edited by D. A. Leontiev, A. A. Leontiev. M.: Smysl, 2009. 422 p. (In Russ.).

5. Subbotsky E. V. The Golden Age of Childhood. M.: Znaniye, 1981. 96 p. (In USSR).

6. Spivakovskaya A. S. Prevention of childhood neuroses: Complex. psychol. correction. M.: Publishing House of Moscow State University, 1988. 198 p. (In USSR).

7. Zakharov A. I. Day and night fears in children. Series "Psychology of the child". St. Petersburg: SOYUZ Publishing House, 2000. 448 p. (In Russ.).

8. Azhiev A. V., Gadaborsheva Z. I. Fears in the structure of the emotional development of preschoolers // Pedagogy and psychology in the modern world: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference of young scientists,

graduate students, undergraduates and students, Grozny, October 24, 2019. Grozny: Chechen State Pedagogical University, 2019. P. 43-49. (In Russ.).

9. Gannushkin P. B. Clinic of psychopathy: Their statics, dynamics, systematics. M.: Sever, 1933. 141 p. (In USSR).

10. Zakharov A. I. Index of the composition.

11. Kostromina S. N., Rean A. A. Psychology of childhood. Workshop. Tests, methods for psychologists, teachers, parents. St. Petersburg: Prime-Eurosign Publishing House, 2013. 224 p. (In Russ.).

12. Semago N. Ya., Semago M. M. Theory and practice of in-depth psychological diagnostics: from early to adolescence: [monograph]. M.: ARKTI, 2016. 557 p. (In Russ.).

13. Batralieva L. R. A child in the modern world: Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference (February 29, 2016) / Sat. scientific tr. / L. R. Batralieva [and others]. M.: Pero, Tsentr nauchnoy mysli, 2016. 137 p. (In Russ.).

14. Azhiev A. V., Gadaborsheva Z. I. Index of the composition.

15. Vasil'eva N. A. Phenomenon of fear: ontological status and ways of overcoming fear // World of science, culture, education. 2014. No. 5 (48). P. 228-231. (In Russ.).

Поступила в редакцию 09.11.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.