Научная статья на тему 'Что мы знаем о российском учителе?'

Что мы знаем о российском учителе? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Юрьевна Забатурина, Наталья Васильевна Ковалёва

Первоочередные действия в области общего образования направлены на обеспечение перехода к внедрению эффектов модернизации как базы для дальнейшего системного инновационного развития образования. Основная движущая сила этих преобразований — школьный учитель. Неслучайно одно из ключевых направлений инициативы «Наша новая школа» связано с развитием учительского потенциала. Речь идёт о повышении квалификации педагогов и школьного менеджмента, усилении профессиональной подготовки учителей в вузах, модернизации системы педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что мы знаем о российском учителе?»

Ирина Юрьевна Забатурина, старший научный сотрудник Центра статистики и мониторинга образования Государственного института — Высшей школы экономики. Наталья Васильевна Ковалёва, директор Центра статистики и мониторинга образования ГУ — ВШЭ

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РОССИЙСКОМ УЧИТЕЛЕ?

Первоочередные действия в области общего образования направлены на обеспечение перехода к внедрению эффектов модернизации как базы для дальнейшего системного инновационного развития образования. Основная движущая сила этих преобразо-Ф ваний — школьный учитель. Неслучайно

одно из ключевых направлений инициативы «Наша новая школа» связано с развитием учительского потенциала. Речь идёт о повышении квалификации педагогов и школьного менеджмента, усилении профессиональной подготовки учителей в вузах, модернизации системы педагогического образования.

Престиж профессии

В нынешний год — Год учителя — больше, чем обычно, говорят и пишут о том, что Учитель должен занять в нашем обществе достойное место. Результаты репрезентативного опроса населения, проведённого Высшей школой экономики, показали, что в глазах наших сограждан учитель — весьма уважаемый человек. Но это, к сожалению, только «вообще». Как только акцент в вопросе менялся, и мы спрашиваем не об учительской

профессии вообще, а формулируем его так: «Хотели бы Вы видеть Вашего сына, дочь, внука или внучку учителем, преподавателем?», то получаем достаточно чёткий отрицательный ответ. Почти две трети россиян (61% респондентов) не желают молодому поколению такой профессиональной судьбы и вдвое меньше (27%) поддерживают такой выбор. Распределение ответов на этот вопрос, на наш взгляд, можно рассматривать в качестве одного из целевых индикаторов модернизации образования. Понятно, что один год, даже если это Год учителя, вряд ли изменит ситуацию. Но хотелось бы, чтобы за годом учителя последовала пятилетка, развивающая всё, что удастся сделать или начать в 2010 году. Тогда к концу этого периода можно ожидать, что соотношение ответов изменится на противоположное. Точно так же хотелось бы, чтобы усилия (немалые средства), вкладываемые в образование, улучшили мнение наших сограждан относительно соответствия нынешней системы образования их представлениям о том, каким оно должно быть в современной России. Справедливости ради подчеркнём, что поло-

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО ^^...... .

^ жительные ответы на соответствующим вопрос преобладают (соответственно, 43% и 36%), однако далеко не настолько, чтобы успокаиваться. Более приближённый к человеку вопрос «Насколько Вы удовлетворены качеством образования в школах, гимназиях, лицеях Вашего города (района)?» дал такое распределение ответов: 51% — положительно его оценивают и 29% — отрицательно. Понятно, что все эти оценки связаны между собой.

Портрет учителя

Чтобы представить своего рода коллективный образ российского учителя, обратимся к данным государственной статистики и результатам мониторинга экономики обра-зования1, в рамках которого ежегодно проводится опрос преподавателей образовательных учреждений (эксперт исследования. — Я.М. Рощина).

Статистика образования позволяет создать лишь наброски к портрету современного школьного учителя, хотя именно в преддверье Года учителя были предприняты попытки существенно расширить круг статистических показателей, характеризующих персонал школ.

Характеристика учителей была дополнена данными о распределении их числен-

1 Мониторинг экономики образования — крупнейшее комплексное обследование ресурсов сферы образования, предпочтений и стратегий участников образовательных рынков—домохозяйств, учащихся и преподавателей, руководителей образовательных учреждений, работодателей, государства. По заказу Минобрнауки России и Рособразования проводится Высшей школой экономики при участии ведущих социологических центров, начиная с 2002 года (см. информацию на сайте http://education-monitoring.hse.ru/)

ности по возрасту, квалификации, виду занятости и типам образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, а также сведениями о численности внутренних и внешних совместителей.

Та статистическая информация, которая попадает в поле зрения исследователей, позволяет описать российское учительство в количественном (статистическом) аспекте следующим образом. Фронт их работы таков. В 2009/10 учебном году по программам общего образования работают 51 583 дневных общеобразовательных учреждений (из них 50 799 учреждений Рособразования, 104 — других министерств и ведомств и 680 — негосударственных) и 1445 вечерних (сменных) школ, практически полностью (1443 школы) в ведении Рособразова-ния. По программам начального, основного и среднего (полного) общего образования учатся 13 690,1 тыс. человек. В 2009 году получили аттестат об основном общем образовании 1234,4 тыс. учащихся, о среднем (полном) общем образовании — 886,5 тыс. учащихся. Кроме того, 39,3 тыс. человек (2008 г.) были выпущены из образовательных учреждений и классов для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с деви-антным поведением.

Сбор информации о персонале образовательных учреждений организован по дневным учреждениям Рособразования, всем государственным и муниципальным вечерним (сменным) общеобразовательным учреждениям и по негосударственным школам.

На начало 2009/10 учебного года численность школьных учителей составляла

1109,2 тыс. человек, из которых 1080,5 тыс. (97,4%) преподавали в государственных и муниципальных дневных школах2, 16,6 тыс. (1,5%) — в государственных и муниципальных вечерних (сменных) общеобразовательных школах и 12,0 тыс. учителей (1,1%) обучают детей и подростков в негосударственных школах. В среднем на одного учителя приходится 12 учеников в государственных и муниципальных школах, шесть учеников в негосударственных дневных и 22 ученика (всех форм обучения) в вечерних (сменных) школах, а с учётом внешних совместителей — 12, 5 и 12 учеников соответственно.

Учителя дневных школ

В них насчитывается 1080,5 тыс. учителей; общая численность работников этих школ — 2241,6 тыс. человек. В школах работают 48,0 тыс. директоров и 113,2 тыс. заместителей директоров, которые, как правило, ведут и преподавательскую работу, а также 21,6 тыс. педагогов-психологов, 19,3 тыс. социальных педагогов, 11,6 тыс. учителей-логопедов, 4,1 тыс. мастеров производственного обучения, 92,7 тыс. воспитателей и 47,8 тыс. других педагогических работников. На каждые 100 учителей приходится 18 руководящих работников3, 10 человек учебно-вспомогательного персонала и 62 человека обслуживающего персонала.

Большинство учителей — 1018,7 тыс. человек (94,3%) — заняты в начальных,

2 Здесь и далее приводятся данные по учреждениям Рособразования.

3 Руководителей образовательных учреждений и их заместителей, заведующих учебной частью, главных бухгалтеров и других руководящих работников.

..............^У'т

основных и средних общеобразовательных школах, включая школы с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи.

В городских школах преподают 621,3 тыс. учителей (57,5%); в сельских — 459,2 тыс. учителей (42,5%). Около 25% педагогов — 273,2 тыс. человек (25,3%) — учителя 1-4-х классов, а три четверти составляют учителя, преподающие отдельные предметы, — 807,3 тыс. человек. Такое распределение численности учителей практически не отличается по городским и сельским школам (соответственно 25,4% и 74,6% в городских и 25,2% и 74,8% в сельских школах).

Учителя-предметники

Среди учителей-предметников 16,6% составляют учителя русского языка и литературы, 13,9% — учителя иностранных языков, 13,3% — математики, 8,1% — истории, обще-ствознания, экономики, 7,9% — физической культуры, 6,8% — трудового обучения, 4,6% — физики, 4,5% — биологии, 4,4% — географии, 3,8% — химии, 3,7% — информатики, 3,1% — музыки и пения, 2,7% — нерусского языка и литературы, 2,6% — изобразительного искусства и черчения, 2,4% — основ безопасности жизнедеятельности, 1,6% — учителя других предметов. В сельских школах заметно ниже доля преподавателей иностранных языков, которые составляют лишь 10,2% против 16,6% в городских школах, учителей информатики (3,1% против 4,1%) и учителей музыки и пения (2,9% и 3,3% соответственно). К сожалению, эти статистические данные не сопровождаются сведениями о числе вакантных должностей, позволя-

'22"""......

~ющими рассчитать показатели укомплектованности штатов учителями этих специальностей. Однако заметим, что на начало прошлого 2008/09 учебного года из 1125 основных и средних школ с 51,9 тыс. учащихся 5—11(12)-х классов, в которых вообще не преподавались иностранные языки, 1076 учреждений (95,6%) с 46,4 тыс. учащихся (89,4%) были расположены в сельской местности, а на начало 2009/10 учебного года доля сельских школ, не имеющих кабинетов основ информатики и вычислительной техники, составляла 28,1% в их общем числе (в городской местности — 8,6%).

Женское лицо нашего учителя

Женщины составляют 87,6% от общей численности учителей, учителя начальных классов на 99% состоят из учителей-женщин, а учителя-предметники — на 83,7%. Мужчины доминируют только среди учителей основ безопасности жизнедеятельности (76,4%) и физической культуры (53,8%) и значимо представлены среди учителей трудового обучения (41,4%), информатики (26,2%) и физики (23,1%).

Уровень образования учительского корпуса

Учителя с высшим профессиональным образованием составляют 82,1% от их общей численности (с высшим педагогическим образованием работают 77,8% учителей), для городских школ значение этого показателя составляет 87,3%, а для сельских — 75,1%. Вместе с тем 7,0 тыс. учителей преподают, имея лишь среднее (полное) общее

образование, причём 5 тыс. из них — сельские учителя.

Педагоги с высшим профессиональным образованием составляют 67,7% от общей численности учителей начальных классов (с высшим педагогическим — 66,6%), в городских и сельских школах — 76,1% и 56,2% соответственно. Учителя без высшего или среднего профессионального образования составляют 0,9% от общей численности учителей 1-4-х классов.

Среди учителей-предметников больше всего педагогов с высшим профессиональным образованием среди преподавателей химии (97,8%), физики (97,5%), математики (96,2%), биологии (95,7%), русского языка и литературы (94,6%) и географии. Лиц с высшим педагогическим образованием также больше всего среди учителей перечисленных специальностей, но располагаются эти преподаватели в несколько ином порядке: первое место принадлежит учителям математики (93,3%), второе — учителям русского языка и литературы (92,5%), третье — преподавателям химии (92%) и далее учителям физики (91,8%), биологии (91,5%) и снова географии (90,5%).

Среди учителей иностранных языков лица с высшим профессиональным образованием составляют 91.0% от их общей численности, с высшим педагогическим — 87,7%. Менее всего педагогов с высшим профессиональным образованием среди учителей музыки и пения (51,6%), в сельских школах — 38,7%, трудового обучения (60,2%), изобразительного искусства и черчения — (63,3%). Физическую культуру преподают 71,9% учителей с высшим образованием, основы безопасности жизнедеятельности — 76,6%,

нерусский язык и литературу — 85,3%, информатику — 87,6%.

Наши учителя стареют

В конце 2009 г. лица пенсионного возраста среди учителей составляли 17,7%, при этом в городских школах учителя в возрасте старше трудоспособного составляли почти пятую часть, а в сельской местности — седьмую. В более «почтенном» возрасте находятся учителя химии — доля лиц пенсионного возраста составляет среди них более четверти, в пенсионном возрасте находится и примерно каждый четвёртый учитель физики и математики, каждый пятый учитель трудового обучения, русского языка и литературы, биологии и географии. Менее всего доля лиц в возрасте старше трудоспособного среди преподавателей информатики (7,1%) и нерусского языка и литературы (11,9%). В городских школах эти показатели ещё хуже: в пенсионном возрасте находятся 29,2% учителей физики, 28,7% — трудового обучения, 28,6% — химии, 26,0% — математики, 24,1% — основ безопасности жизнедеятельности, 24% — биологии, 23,9% — русского языка и литературы, 20,2% — иностранного языка. В сельских школах более пятой части составляют лица пенсионного возраста среди учителей химии (23,1%) и математики (22,4%). Среди учителей 1-4-х классов лица пенсионного возраста составляют 12,3% от их общей численности, в городских школах — 13,3%, в сельских — 10,9%.

Опыт работы

Более половины всех учителей имеют стаж работы более 20 лет. Из них учителя: матема-

..............к^УгэЧ

тики (65%), физики (60,4%), русского языка и литературы (59,6%), химии (59,2%), биологии (56,4%), трудового обучения (56,1%), начальных классов (55,8%), географии (55,2%), музыки и пения (51,0%), основ безопасности жизнедеятельности (50,4%).

Высшую квалификационную категорию имеет каждый четвёртый учитель, каждый третий городской и каждый седьмой сельский учитель. Среди учителей начальных классов высшую квалификационную категорию имеют соответственно 22,1%, 29,5% и 12,1% учителей, среди учителей-предметников — 26,2%, 34,4% и 15,2%.

Учителя-совместители

На начало 2009/10 учебного года в государственных и муниципальных дневных школах в должности учителя работали 50,1 тыс. (4,4% от общей численности учителей). Больше всего работников со стороны привлекалось для преподавания музыки и пения -18,6% от общей численности преподавателей этого предмета), информатики (10,5%), изобразительного искусства и черчения (8,6%), химии (8,5%), физики (8%).

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что портрет учителя, работающего в дневной общеобразовательной школе (включая школы с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, сана-торно-лесные школы и школы-интернаты общего типа и санаторно-лесные), несколько изменился по сравнению с 2000 г.:

— профессия учителя становится всё более женской сферой деятельности;

— учитель становится более образованным: если в 2000 г. доля лиц с высшим про-

24

фессиональным образованием среди учителей составляла 75,8%, то в 2009 г. она возросла до 82,3%, а доля педагогов, не имеющих высшего или среднего профессионального образования, за тот же период сократилась с 3,7% до 1,1%;

— учитель стареет: доля лиц в возрасте старше трудоспособного составила в 2009 г. 17,4% против 10,6% в 2000 г.

Государственные и муниципальные вечерние (сменные) общеобразовательные школы

На начало 2009/10 учебного года в государственных и муниципальных вечерних (сменных) школах насчитывалось 16,6 тыс. учителей или более половины (55,8%) всех работников (29,8 тыс. человек), а также 1,5 тыс. директоров и 1,9 тыс. заместителей директоров, 0,5 тыс. социальных педагогов, 0,3 тыс. педагогов-психологов, 0,2 тыс. мастеров производственного обучения и 0,4 тыс. других педагогических работников. На каждые 100 учителей приходится 24 руководящих работника, 8 человек учебно-вспомогательного персонала и 39 человек обслуживающего персонала.

Учителя-женщины составляют 85,2%, лица с высшим профессиональным образованием — 95,5%, с высшим педагогическим образованием — 89,6%, лица без высшего или среднего профессионального образования — 0,8%, учителя в пенсионном возрасте — 34,9%, со стажем работы более 20 лет — 60,4%, с высшей квалификационной категорией — 20,2%.

Больше всего женщин среди учителей музыки и пения (все учителя), русского языка и литературы (93,4%), биологии (91,1%),

иностранных языков (91,0) и химии (90,1%), а мужчин среди учителей основ безопасности жизнедеятельности (мужчины составляют 59,5%), физкультуры (51,8%) и информатики (31,8%).

Доля лиц с высшим профессиональным образованием выше среди учителей химии (98,7%), физики (98,4%), математики (97,9%), русского языка и литературы (97,5%), биологии (97,1%), истории, права, обществозна-ния, экономики (96,7%) и географии (95,7%) и ниже среди учителей трудового обучения (50,0%), музыки и пения (60,0%) и изобразительного искусства и черчения (68,1%).

Старше прочих учителя физики (лица пенсионного возраста составляют 43,5%), химии (42,5%), математики (39,7%), русского языка и литературы (36,4%), а относительно моложе учителя информатики (лица в трудоспособном возрасте составляют 87,9%), музыки и пения (85,0%), изобразительного искусства и черчения (80,9%) и нерусского языка и литературы (79,6%).

Доля внешних совместителей среди учителей — а на начало 2009/10 учебного года их насчитывалось 12,7 тыс. человек — составляет 43,3% от общей численности преподавателей, или на каждые 100 учителей «основного состава» приходится 77 преподавателей, привлечённых со стороны. Особенно интенсивно привлекаются учителя нерусского языка и литературы (внешние совместители в 1,5 раза превышают численность штатных сотрудников) и информатики (в 1,2 раза).

Подготовка специалистов

Высшее образование. В 2009 г. российскими вузами было подготовлено 134,6 тыс. специ-

алистов в области образования и педагоги-ки4, из них подавляющее большинство — 131,2 тыс. человек (97,4%) — в государственных и муниципальных учебных заведениях. За счёт бюджетных средств в 2009 г. было выпущено 84,7 тыс. специалистов (62,9% от их общей численности; (в 2005 г. — 61,8%). В рамках целевой контрактной подготовки в 2009 г. было подготовлено 7,8 тыс. специалистов в области образования и педагогики, но только две трети из них получили направление на работу в рамках целевых контрактов.

Среднее профессиональное образование. Учреждения СПО также готовят специалистов в области образования и педагогики, но в более скромном объёме: в 2009 г. выпуск в этой области подготовки составил 50,2 тыс. человек5, это — 8,4% от общего выпуска специалистов данного уровня (в 2005 г. 54,9 тыс. человек и 8,0% соответственно).

Будущие педагоги

На начало 2009/10 учебного года в системе высшего и среднего профессионального образования насчитывалось 802,5 тыс. студентов всфере образования и педагогики, из них 50,3 тыс. человек (6,3%) обучались по программам подготовки бакалавров и магис-

4 Данные приведены по группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогика» в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2003, принятым и введённым в действие постановлением Гос -стандарта РФ от 30 сентября 2003 г. №№ 276-ст с последующими изменениями и дополнениями.

5 Данные за 2009 г. и на начало 2009/10 учебного года приведены только по государственным и муниципальным учреждениям среднего профессионального образования.

..............К^У'25Ч

тров, 556,4 тыс. человек (69,3%) — по про-Ъ^ч! граммам подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и 195,8 тыс. человек (24,4%) — по программам среднего профессионального образования. Женщины составляли две трети студентов как в вузах, так и в учреждениях СПО. На бюджетных местах обучались 388,4 тыс. человек по программам высшего и 175,8 тыс. человек по программам среднего профессионального образования.

В 2009 году на обучение в области образования и педагогики в бакалавриат и магистратуру были приняты 18,5 тыс. человек (на бюджетные места — 13,3 тыс. человек), в специалитет — 99,8 тыс. человек, а на обучение по программам среднего профессионального образования — 57,2 тыс. человек.

Повышение квалификации

Около 80% школьных учителей заявили о том, что в последние три года повышение квалификации в разных формах (стажировки, летние школы, аспирантура и т.д.) остаётся примерно на одном уровне — около 80%.

Бюджет времени учителя

Школьные учителя больше всего времени тратят на аудиторные занятия (уроки) — 21-22 часа в неделю, а также на административную работу (эти затраты снизились с 26 до 21,7 часа) и подготовку к занятиям (15,3 часа в 2006 г. и 12,5 часа в 2009 г.). Те, кто занимается репетиторством, тратят на это около 5-6 часов в неделю, а на преподавание в других учебных заведениях — около 10-11 часов (13,9 часов — в 2008 г.).

26

Доходы учителя

Зарплата школьного учителя в своём учебном заведении выросла почти вдвое: 15,2 тысячи рублей в 2009 г. против 7,6 тысячи рублей в 2006 г., так же как доходы от работы в других учебных заведениях (рост с 3 до 5,7 тысячи рублей), научной деятельности (с 1,9 до 7,9 тыс. руб. в 2008-м и 21 тыс. руб. в 2009-м. Понятно, что последний источник имеют лишь отдельные учителя. Заработки на основе репетиторства выросли незначительно (3,5 в 2006-м и 4,2 тыс. руб. в 2009 г.), равно как и заработки от других видов дополнительной работы.

Дополнительные приработки

Дополнительную оплачиваемую работу чаще всего имели преподаватели вузов, однако и среди школьных учителей более трети имеют вторичную занятость (снизилась с 40,8% в 2006 г. до 36,2 в 2009 г.).

Учитель и его школа

Многие учителя хотели бы сменить место работы или перестать работать, но этот показатель снижается: в последнее время он снизился с 44,3 до 35,9%.

На традиционный вопрос мониторинга экономики и образования «Представьте себе следующую ситуацию: вам предлагают перейти на другую работу с более высоким уровнем заработной платы, чем у вас сейчас. Но это нетворческая, однообразная работа с жёстким графиком, не связанная с физическим трудом, не требующая высокой квалификации и переобучения. Согласились бы вы перейти на такую работу (например, на

должность клерка крупной компании и т.п.)? Если да, то при каком минимальном уровне заработной платы? (тыс. руб.)» ответы показали, что для того чтобы стимулировать учителя к смене места работы, ему, в среднем, надо предложить не менее 45 тыс. руб. (в 2006 г. — 26 тыс.).

Педагоги-совместители и их заработки

Вопрос мониторнга экономики образования сформулирован так: «Если Вы нештатный сотрудник данной школы, при каком уровне оплаты труда заведении вы согласились бы перейти сюда работать в качестве штатного сотрудника (на полную ставку)? (тыс. руб. в месяц за полную ставку)». Позиция школьных учителей в этом вопросе меняется: с 2006 по 2008 г. существенно вырос (с 21 до 32 тыс. руб.) тот уровень заработной платы, который мог бы привлечь внешних совместителей на постоянную работу в данную школу, однако в 2009 году (возможно, что это отголоски кризиса) он снова упал — до 27 тыс. руб.

Учителя и наука

По всем категориям преподавателей в целом доля занимающихся научной работой за три года выросла. Это подтверждают результаты мониторинга экономики образования. Понятно, что в этом вопросе всё большую активность проявляют преподаватели вузов: если в 2006 г. об этом говорили 69,3%, то в 2009 г. — уже 80,8%. На остальных уровнях образования эта доля не превышала 40%. В то же время отметим рост популярности участия в научных исследованиях

? 27 С

среди школьных учителей. Сейчас об этом заявляют 38,7% (33,6% в 2006 г.).

Навыки учителя

Иностранный язык и компьютер постепенно становятся неотъемлемыми атрибутами общей культуры педагога. Знание иностранного языка на высоком уровне (хорошо или очень хорошо, по самооценке) среди школьных учителей распространено не слишком широко. Однако всего за три года ситуация в этом плане меняется: о хорошем знании иностранного языка сейчас говорят 22% учителей (18% в 2006 г.).

Не реже одного-двух раз в неделю пользовались компьютером в 2006 г. половина учителей школ, в 2009 г. — почти три четверти (72%). Среди них активно растёт (с 21 до 56%) и доля пользователей Интернетом и электронной почтой. Что касается компьютерной грамотности, доля школьных учителей, считающих, что они владеют навыками работы со стандартными компьютерными программами хорошо или очень хорошо, выросла с 30,5 до 49,7%., со специальными навыками — с 7,8 и 12%.

Взятки — Подарки

Результаты опроса домохозяйств, проведённого в рамках мониторинга экономики образования (эксперты исследования: М.И. Левин и Е.Б. Галицкий), показали, что практика неофициальных подношений администрации, воспитателям или учителям за особое отношение к ребёнку достаточно широко распространена. Впрочем, 31% сказали, что не знают и не слышали от своих родственников / знакомых о подарках и взятках, а 7% по тем или иным причинам затруднились ответить на вопрос. Однако большинство респондентов вспоминали всевозможные примеры неофициальных платежей и подарков — за приём в определённый детский сад или школу, за помощь на вступительных экзаменах или при зачислении в вуз, за то или иное содействие ребёнку (помощь на экзаменах, перевод на другой курс и т.п.) во время его вузовской жизни, за особое отношение к ребёнку в школе. Как видим, школа в этом отношении отражает ситуацию в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.