Научная статья на тему 'Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования'

Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования Текст научной статьи по специальности «Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы»

CC BY
2246
298
Поделиться
Ключевые слова
образование / открытое образование / чтение / чтение школьников / феномен / феномен чтения / культура чтения / педагогика чтения

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Галактионова Татьяна Гелиевна

Представлено проблемное поле исследования чтения школьников как социально-педагогического феномена открытого образования. Констатируется особая ситуация развития чтения в условиях современного общества. Зафиксирован ряд противоречий социокультурного и педагогического характера. Подчеркивается роль чтения как важнейшего средства сохранения интеллектуальной культуры, преемственности знаний, фактора развития и способа формирования нравственного потенциала подрастающего поколения. Уточнена сущность понятия «чтение» и, в частности, «чтение школьников». Определены основные характеристики открытого образования как социально-педагогического контекста актуализации проблемы чтения школьников. Обоснован социально-педагогический характер и актуальность проблемы чтения школьников в условиях открытого образования.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Галактионова Татьяна Гелиевна,

The problem aspects of research in schoolchildren"s reading are regarded as a social-pedagogical phenomenon of Open Education. A special situation of reading development in the conditions of the modern society is stated. Social-cultural and pedagogical contradictions are described. The role of reading as a major means of intellectual culture preservation, as a form of long-life knowledge, as a factor of development and as a way of moral potential forming in the younger generation has been outlined. The essence of the concepts of «reading» and « reading of schoolchildren in particular is specified. The basic characteristics of Open Education as a social-pedagogical context of actualization of schoolchildren"s reading problem are determined. The social-pedagogical character and the importance of schoolchildren"s reading problem in the conditions of Open Education are substantiated.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования»

Т. Г. Галактионова

ЧТЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Представлено проблемное поле исследования чтения школьников как социальнопедагогического феномена открытого образования. Констатируется особая ситуация развития чтения в условиях современного общества. Зафиксирован ряд противоречий социокультурного и педагогического характера. Подчеркивается роль чтения как важнейшего средства сохранения интеллектуальной культуры, преемственности знаний, фактора развития и способа формирования нравственного потенциала подрастающего поколения. Уточнена сущность понятия «чтение» и, в частности, «чтение школьников». Определены основные характеристики открытого образования как социально-педагогического контекста актуализации проблемы чтения школьников. Обоснован социально-педагогический характер и актуальность проблемы чтения школьников в условиях открытого образования.

Сложность современного мира актуализирует задачу гуманитарного развития личности. Исключительная роль в этом процессе принадлежит чтению. Исследуя чтение в условиях открытого образования как социальнопедагогическую проблему, мы будем

придерживаться позиции, при которой образование рассматривается как социокультурный феномен. При этом очевидно, что чтение может фигурировать как один из основных аспектов взаимодействия образования и культуры.

Социально-педагогический подход к феномену чтения предполагает его осмысление как целостного явления, которое находится во взаимосвязи с другими социально-педагогическими явлениями: с образованием, воспитанием, обучением.

Социокультурные перемены образовательного контекста, процессы информатизации и глобализации дают основания констатировать особую ситуацию развития чтения в мире на современном этапе. По мнению большинства исследователей, «наблюдающаяся в настоящее время тенденция падения интереса к чтению в России — тревожное явление для страны, в которой чтение, особенно чтение книг, традиционно было занятием исключительно интеллектуальным, неизменно возглавлявшим перечень любимых занятий»1.

«Нет сомнения в том, — отмечает С. Н. Плотников, — что чтение является очень чутким, надежным и, в определенном смысле, даже универсальным показателем состояния общества в целом. Поэтому, изучая чтение, мы как бы ощущаем атмосферу, слышим тональность, настрой духовной жизни общества и, наоборот, анализируя общественные процессы, мы тем самым рисуем фон, на котором разворачивается драматургия чтения»2. Говоря о современной действительности, необходимо учитывать влияние системы ценностей современного общества на динамику процессов в сфере образования в целом, и чтения в частности.

С одной стороны, актуализируются тенденции гуманизации и гуманитаризации образования, проблемы взаимодействия и диалога культур в образовательном процессе, с другой — наблюдается целый спектр негативных явлений: культурная разобщенность

поколений и социальных групп, трансформация роли и места чтения в обще-

ственном сознании. Поэтому в настоящее время необходимо подчеркнуть роль чтения не только как важнейшего средства сохранения интеллектуальной культуры общества, преемственности знаний и существенного фактора со-циокоммуникативного развития человека, но и как способа развития нравственного потенциала подрастающего поколения.

Пытаясь разобраться в этих процессах, мы будем придерживаться точки зрения Пауля Наторпа, утверждавшего, что социальные и педагогические вопросы во всем мире наиболее жгучи, при этом социальный вопрос является вместе с тем и педагогическим, выделенным лишь более крупным шрифтом, а педагогический вопрос является, в свою очередь, и социальным3.

Дюркгейм считал основой всякого теоретического построения в педагогике положение о том, что воспитание — это явление главным образом социальное как по своим функциям, так и по происхождению, и, следовательно, педагогика зависит от социологии сильнее, чем от любой другой науки4.

Роль чтения должна ослабляться в период бурного развития средств массовой коммуникации и информации, однако большинство исследователей констатируют ее изменение.

М. П. Воюшина отмечает, что падение интереса к чтению, сужение читательского кругозора у современных детей — проблема не столько методическая, сколько социальная. Детский мир просто более наглядно демонстрирует те же тенденции, которые проявляются в мире взрослых5.

На основании результатов исследований, проводимых специалистами в области чтения за последние 10 лет, можно выделить и констатировать следующие основные тенденции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изменилось соотношение деловой и свободной мотивации обращения к чтению, чтение становится все более утилитарным и прагматичным;

- произошло сокращение доли чтения в структуре свободного времени;

- приоритет отдается массовому и развлекательному чтению;

- книга как источник информации находится в жесткой конкуренции с электронными носителями;

- чтение самообразовательное, культурное, эстетическое превращается в элитарное занятие.

Названные процессы являются сегодня общепризнанными проблемами мирового масштаба и находятся в зоне особого внимания прогрессивной общественности. Сейчас уже нет сомнений, что чтение необходимо относить к числу общенациональных проблем, от решения которых зависит будущее нации6.

Целью нашего исследования является рассмотрение чтения школьников как социально-педагогического феномена

открытого образования. Для этого принципиально важно:

• уточнить сущность понятия «чтение» и «чтение школьников», в частности;

• определить основные характеристики открытого образования как социально-педагогического контекста актуализации проблемы чтения школьников;

• обосновать социально-педагогический характер и актуальность проблемы чтения школьников в условиях открытого образования;

• проанализировать возможности педагогической науки как источника решения проблемы чтения школьников в условиях открытого образования;

• определить теоретико-методологические основы исследования чтения школьников как социально-педагогического феномена открытого образования;

• рассмотреть российский и зарубежный педагогический опыт развития чтения в качестве практических предпосылок исследования чтения школьников как социально-педагогического феномена открытого образования;

Методологической основой исследования является системно-культурологический подход. Подобная интеграция двух методологических течений является следствием убеждения, что именно их совокупный потенциал позволит наиболее полно и продуктивно изучить и проанализировать чтение школьников как общенаучную проблему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наше обращение к системному подходу как способу исследования обусловлено необходимостью рассмотрения «чтения» в единстве частного и целого, как некоей системы в ее целостности, развитии и взаимосвязи с другими социально-педагогическими системами, поскольку чтение как полифункциональ-ное явление реализует не только коммуникативную, информационную, познавательную, образовательную, но также профессиональную, прагматическую,

развлекательную, а порой и политическую роль в обществе.

С другой стороны, совершенно очевидно, что чтение является одним из самых значимых культурных явлений человеческой цивилизации, способом передачи и обретения культуры.

Культурологический подход к определению феномена чтения школьников предполагает:

- осмысление детства и юности (школьного периода жизни человека) как сущностной категории культуры и социума;

- определение феномена чтения через пространство культуры-среды, которое, по мнению Д. С. Лихачева, имеет не только протяженность, но и глубину. Автор подчеркивает необходимость рас-

сматривать культуру как определенное пространство, «сакральное поле», из которого нельзя изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные. Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной ее части7. Это утверждение относится и к проблеме чтения, к реальной опасности утраты традиционной культуры чтения, о которой с тревогой говорят исследователи детского чтения сегодня.

Определяя наше понимание чтения, мы будем также придерживаться основных положений философии чтения, выдвинутых Н. С. Плотниковым , поэтому, говоря о чтении школьников как социально-педагогическом феномене, мы, в первую очередь, понимаем само чтение как социокультурный феномен человеческого бытия, как восприятие тестов природы в широком семиотическом смысле, как диалог человека с природой, с другими людьми, с самим собой.

Умение читать природу, по мнению С. Н. Плотникова, означает грамотное умение жить в сфере своего обитания. Результат этого чтения — понимание условий своего выживания.

Чтение как отношение к другому человеку означает умение читать другого как текст. Степень гармоничности этого диалогового чтения фиксирует уровень культуры чтения и читателя.

В качестве текста, как и в качестве читателя, может выступать отдельный человек, народ, наука и общество. Тогда понимающее чтение становится индикатором культурности этих социальных образований.

Чтение как отношение к самому себе означает умение читать самого себя как текст. Только углубленное чтение в диалоге с самим собой дает истинную само-рефлексию. Этот тип чтения С. Н. Плотников считает самым сложным, ибо он есть самооценка собственной культу-

ры ... . Чтение в диалоговом режиме с самим собой есть высшая форма самопознания.

Философия чтения рассматривается автором в новой парадигме человека и текста в трех названных сферах. Принимая во внимание этот герменевтический взгляд на сущность чтения, попробуем конкретизировать его функциональную сторону. Остановимся на том смысловом значении, которое вкладывал в чтение Н. С. Плотников, говоря, что «чтение — это жизнехранящая функция культуры. Это технология интеллектуального воспроизводства в обществе. Это коммуникативный посредник, живой диалог с современниками и ушед-

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шими .

Чтение понимается как созидательный процесс сотворения человеком в себе самом новых качеств. А человеческие качества, подчеркивает автор, и есть главная проблема современного мира. Необходимо отметить, что именно это и является первейшей заботой как родителей, так и педагогов.

Понятие «феномен» (от греч. рЬато-тепоп — являющееся) представляет в настоящее время одну из важнейших общенаучных категорий. В определении сущности этого философского понятия мы будем придерживаться позиции Э. Гуссерля, рассматривавшего «феномен» как единство явления и

сущности10.

Однако оперирование этим словом в обыденном смысле — «необычный, исключительный факт, явление» — могло бы придать особый смысл заявленной проблеме исследования.

Понятие «феномен» (по Хайдеггеру) определяет эмпирический и трансцендентный аспекты значения, явление действительности, реалии жизни и вместе с тем — конструкт сознания, духовное переживание.

Термин «социально-педагогический феномен» используется в настоящее время для характеристики самых разнообразных явлений действительности. С учетом различных подходов к определению сущности социальной педагогики понятие «социально-педагогический феномен» также трактуется по-разному. Нам наиболее близко понимание социальной педагогики как науки о «воспитательных влияниях социальной сре-ды»11. Отражая позиции социальной философии, данное определение подчеркивает значимость исследования воспитательных сил общества и способов их актуализации. Соответственно «социально-педагогический феномен» — это явление общественной жизни, имеющее педагогическую обусловленность и отражающее образовательно-культурную характеристику конкретного социума.

Понимание чтения как социальнопедагогического феномена позволяет интегрировать его специальные характеристики, относиться к нему как к комплексному полифункциональному явлению, которое определяет гуманитарную культуру общества и проявляется в системном взаимодействии нравственного потенциала и образовательной компетентности личности.

Рассматривая чтение как социальнопедагогический феномен, мы намереваемся подчеркнуть значимость педагогических условий социального контекста, в котором формируется культура чтения. Ограничение возрастного периода до категории «школьников» обусловлено максимальной значимостью именно этого периода жизни для дальнейшего личностного и профессионального становления человека.

С. Н. Плотников определяет суть понятия homo legens: это — другой человек, отличающийся в интеллектуальном развитии от нечитающего. Проведенные

исследования в ряде стран показали: читатели, в отличие от нечитателей, способны осмысливать проблемы категориями, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильное решение; имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью: она выразительнее,

строже по мысли и богаче по запасу слов; точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и более приятны в общении; обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Делается вывод, что чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека12. Кроме того, это большой труд, технология интеллектуального саморазвития, способ включения человека в мировую культуру13. В отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео и т. п., чтение — всегда труд, интенсивный, доставляющий удовольствие, но труд.

Определяя понятие «культуры чтения», мы будем придерживаться того масштабного видения, которое выразил Д. С. Лихачев, призывая рассматривать культуру «как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания.. ,»14 В таком понимании «культура чтения» представляется как определенное пространство, как целостная среда, порожденная феноменом чтения во имя нравственной и интеллектуальной гармонии личности.

Читательская культура в России является одной из самых существенных сфер духовной жизни страны. Говоря о чтении как социально-педагогической про-

блеме, мы не можем игнорировать общественно-политические аспекты этого явления. В этом плане принципиально важно такое утверждение: «Свободное общество есть "читающее общество", и, наоборот, общество, в котором сужается круг читателей, есть больное общество». Кроме того, очевидно, что без мероприятий по стимулированию чтения число читателей неуклонно сокращает-ся15. Воспитание читателя рассматривается как особая функция общества. Именно эта область научного знания, по мнению специалистов, является предметом педагогики чтения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю. М. Тугов в своем монографическом исследовании16 раскрывая понятие «воспитание читателя», говорит о двух основных значениях:

• в широком, социальном смысле — когда речь идет о воспитательном воздействии всей окружающей среды на читателя, на его вкусы и предпочтения;

• в педагогическом смысле — имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое под руководством специально выделяемых обществом людей.

Педагогика чтения изучает воспитание читателя во всех его аспектах, акцентируя внимание на сознательно организованном воспитательном процессе. Цель воспитания читателя, по мнению Ю. М. Тугова, определяется социальной ролью чтения в развитии человечества, в жизни отдельного человека. Эта цель определяется социальной ролью чтения в развитии человечества, статусом чтения в конкретный исторический период времени и местом чтения в жизни конкретного человека.

Для более полного понимания особенностей современной ситуации необходимо рассмотреть явление открытого образования как социально-педагогического контекста актуализации проблемы

чтения школьников. Для этого принципиально важно:

- обосновать открытое образование как объективную реальность современного социума;

- представить анализ категории «открытости» в системе научного знания;

- определить феномен открытости в контексте культуры чтения;

- дать характеристику различным концепциям открытого образования;

- определить ключевые положения теории и практики открытого образования.

Анализ отечественных и зарубежных публикаций, касающихся проблематики открытого образования, показывает, что понятие «открытое образование» трактуется и используется в разных контекстах по-разному. Как минимум, можно выделить два содержательных направления: информационно-технологическое и общепедагогическое.

В концепции первого направления открытое образование позиционируется как дистанционное обучение на основе использования информационных образовательных технологий и ресурсов.

В общепедагогическом подходе идеи открытости в образовании, как правило, фигурируют в следующих аспектах:

• как фактор социально-педагогического взаимодействия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• как методический принцип организации образовательного процесса;

• как практика школы, реализуемая в соответствующих педагогических технологиях.

«Открытое образование» в социальном плане понимается как адекватное проявление открытого общества, которое воспринимает и использует для своего прогрессивного развития идеи, цели и способы формирования общественных отношений, соответствующих идеалам свободного общества.

Утверждение демократических принципов сделало современное общество плюралистическим. Знакомство с другими культурами, признание их значимости приводит к появлению конкурирующих норм. В том числе это может быть отнесено и к культурным нормам разных поколений, и в частности, к их отношению к чтению.

Рассмотрение феномена открытости как характеристики, отражающей степень нормирования обществом жизненных решений индивида, позволяет сделать вывод о том, что демократические общества и системы образования создают условия для протекания в высокой степени открытого образовательного процесса, что, в свою очередь, означает возникновение реального многообразия, многовариантности как условий наиболее полной самореализации личности. «При этом культура открытого общества может служить своеобразным аттрактором, который способен обозначить перспективу самоорганизации процесса, явиться его отправной точкой, а не

17

единственной детерминантой» .

Проблему чтения школьников в условиях открытого образования целесообразно рассматривать с учетом следующих выводов, сделанных на основании анализа различных подходов к проблеме открытости с целью определения ее философско-методологических основ:

- открытость представляет собой сложное многомерное явление;

- открытость является важной характеристикой, обусловливающей динамику развития любой системы;

- открытость является важным фактором для комплексного взаимодействия со средой, для создания условий развертывания процессов самоорганизации в системе и для перехода ее в новое качество;

- открытость человека отражает его постоянную незавершенность, стремление к дальнейшему развитию, к достижению определенного идеала. Человек как потенциальная бесконечность, как «открытый вопрос» обусловливает соответствующий открытый характер образовательного процесса;

- открытость определяет возможность активной деятельности людей по изменению социальных институтов в своих интересах;

- высокая степень социальной мобильности требует соответствующего открытого мышления, то есть способности к творчеству, сотрудничеству, гибкости и альтернативности подходов в

практическом анализе действительно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18

сти .

Следует подчеркнуть, что «открытый» и «закрытый» типы целостной школьной системы представляют собой два разных полюса на континуальной шкале психолого-педагогических ценностей; в более же широком контексте они отражают две различные жизненные философии, два взгляда на человека и его возможности. Идея свободы, а значит, «открытости» читательского восприятия и писательского творчества, определяет концепцию интуитивизма Ю. Айхенвальда19.

Изучение публикаций по поводу педагогического аспекта категории открытости позволило выявить две основные тенденции. Первая — характеризуется использованием «открытости» как педагогического принципа, без выведения этого понятия в название дефиниции, вторая — прямо обращается к этому термину, вернее, к его производному прилагательному в обозначении тех или иных педагогических явлений: открытое обучение, открытый план, открытое образование.

В некоторых исследованиях открытость рассматривается в узко педагогическом, дидактическом контексте, в других же — в анализ включается и общекультурное толкование открытости.

Рассмотрение различных подходов к педагогическому пониманию открытости образовательного процесса приводит нас к пониманию сложности, многомерности этого явления. Определение «открытости» в концепциях открытого образовательного процесса достаточно часто находит свое воплощение в описании различных параметров открытости, в конкретных нормативных высказываниях о характеристиках открытости.

Различают методическую, содержательную и институциональную открытость. Сущностные характеристики открытости являются методологической основой для формирования различных концепций открытого образования.

В соответствии с выбранной доминантой открытое образование рассматривается как элемент синергетической концепции социоприродного развития, как образование, обеспечивающее свободный доступ к информации и овладение комплексом необходимых компетенций в различные периоды жизни человека, как разноуровневое вариативное обучение, как новое качество образования, для которого характерны определенные ценностные и технологические доминанты.

Идеи открытости в образовании, как правило, фигурируют на трех основных уровнях: образовательного процесса,

образовательного учреждения, системы образования.

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики открытого образования позволяет перечислить все значимые черты, которые приписываются этому явлению, с учетом разных подхо-

дов к его пониманию: открытость, модульность, непрерывность, параллельность, возможность дальнодействия, широкий охват, асинхронность, рентабельность, продуктивность, социальность, интернациональность, поликультурность, доступность, высокое качество, фундаментальность, массовость в сочетании с необходимым индивидуальным подходом, демократичность.

Полученные выводы позволяют констатировать особую ситуацию развития открытого образования как реального явления и как научного феномена в современной действительности, которая выражается в следующем:

• существуют различные теоретические подходы к пониманию сущности открытого образования;

• в реальной практике объективно присутствуют различные тенденции, отражающие основные характерные особенности этого явления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• многие положения открытого образования имеют в настоящее время скорее декларативный и желаемый, чем общепринятый характер, реализуемый в действительности.

Перечисленные выводы необходимо учитывать при рассмотрении открытого образования как социально-педагогического контекста актуализации проблемы чтения школьников.

Таким образом, можно говорить, что складывается представление об открытой модели образовательного процесса, соответствующей постклассическому пониманию образования. Ее особенностью является интеграция всех способов освоения человеком мира, реализация таких принципов, как сотрудничество, сотворчество, индивидуализация, информатизация, компьютеризация, гуманизация, деполитизация, экологизация образования, психологическая установка обучающегося на сверхзадачу, что при-

водит к постоянному поиску, формиро-

-20

ванию новых ориентиров и целей .

Разносторонний анализ открытого образования как социокультурного явления позволил выделить ряд его ценностных, содержательных и технологических доминант, определяющих, в свою очередь, направления развития чтения.

Первое и ключевое условие — это ориентация на жизнь в открытом и меняющемся мире.

В отношении чтения это означает, что очевидная трансформация роли чтения в социокультурном контексте постиндустриального общества является естественным и закономерным процессом. Однако культура чтения может рассматриваться как некий элемент стабильности традиционной культуры в преемственности поколений, что является необходимым условием эволюционного развития общества.

Идеологической доминантой открытого образования можно назвать диалог как ценность демократического сознания.

Задача чтения — посредством своей воспитательной функции обеспечить опыт нравственного становления, толерантного взаимодействия и формирования гражданской позиции подрастающего поколения.

В качестве общепедагогической доминанты выступает непрерывное образование, позволяющие индивиду в различные периоды его жизни получить доступ к информационно-образовательным ресурсам, а также воспринимать образование как средство и цель развития личности.

Открытость как важная характеристика непрерывного образования становится реальным способом реагирования образования на изменения окружающей жизни, Из этого следует, что ориентация открытого образования на непрерывность и продолжительность в те-

чение всей жизни человека актуализирует необходимость высокого уровня культуры чтения как главного инструмента самообразования и базовой компетентности

Дидактической доминантой предлагается считать проблемный и информационно-исследовательский подход.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это подчеркивает значимость чтения как способа развития аналитических навыков, которые вырабатываются на основании использования различных стратегий работы с текстом.

Образование понимается как средство созидания и результат созидательной деятельности.

Это утверждение актуализирует чтение как вид творческой, созидающей деятельности. «Чтение, — говорил

Н. Рубакин, — это только начало. Творчество жизни — вот цель.»

Методической доминантой оказывается ценность для становления человека эмоционально окрашенных событий в образовательном процессе. А также совместная деятельность и общение.

Здесь возрастает роль чтения как специфической формы речевой культуры, одной из основных форм опосредованной коммуникации. С другой стороны повышается его значимость как способа эстетического воспитания, развития эмоционального восприятия.

Воспитательная доминанта. Актуализируется роль чтения как целенаправленной воспитательной деятельности, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, стимулировать интеллектуальный и эмоциональный рост, изменять поведение и через это — способствовать развитию богатой и устойчивой личности.

Технологической доминантой являются широкие возможности современных информационных технологий, ау-

дио- и визуальных ресурсов, а также развивающейся системы дистанционного обучения. При рассмотрении данных доминант мы придерживаемся позиции, что современные информационные технологии не есть сущность открытого образования, а есть лишь одно из его средств.

Названные факторы оказывают существенное влияние на современную ситуацию развития чтения. С одной стороны, они объективно занимают конкурирующие позиции с традиционным чтением. Благодаря этому констатируется спад интереса к традиционному чтению, утрата приоритетных позиций книжной культуры. С другой стороны, интенсивное развитие современных технологий становится предпосылкой к формированию новой культуры чтения с учетом особенностей экранного текста, визуального ряда, полифонии и гипертекста. Более того, привлекательность современных технологий может использоваться как средство мотивации и приобщения к чтению детей и подростков.

Содержательной доминантой открытого образования является поли-культурный контекст. При этом принципиально важным оказывается ценностное равенство различных источников образования (уважительное отношение к личному опыту ученика как к источнику образования).

В этом аспекте повышается роль книги, с одной стороны, как носителя колоссальных запасов культурных ценностей разных стран и народов, с другой стороны, как источника для формирования самосознания, отношения и обретения нравственного опыта, через прочтение художественных произведений.

Социально-педагогической доми-

нантой выступает открытость школы

социуму, то есть различные виды социального взаимодействия. Образование понимается как средство личностной самореализации и достижения социального успеха.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом этих позиций можно утверждать, что развитие навыков чтения является важнейшим условием выживания и успешной ориентации в информационном пространстве.

При этом принципиальным условием открытого образования является гарантия педагогической помощи и поддержки человеку в проблемных ситуациях. Нам представляется, что роль книги в решении этого вопроса может быть очень важна. Не случайно существует даже специальная область науки и практики — такая как «библиотерапия» — одна из форм психотерапии, построенная на использовании специально подобранных книг, которые позволяют оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние человека. Грамотный перенос этого способа в педагогическую практику поможет ребенку справиться со своей проблемой не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования на нее, но и за счет формирования у юного читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая будет залогом успешного решения проблемы в будущем.

Совокупность представленных содержательных доминант открытого образования в итоге обеспечивает высокую культуру его качества.

С позиций сторонников открытого образования, образовательное учреждение обладает высокой культурой качества образования в том случае, если оно:

- нашло оптимальные способы приобщения учащихся к лучшим образцам отечественной и мировой культуры;

- создало комплекс «культурных условий» (определенный климат, стиль взаимоотношений) передачи культуры, то есть сформировало соответствующую образовательную среду, в которой чтение является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка;

- мобилизовало внутренние и внешние факторы влияния на личность детей;

- обеспечило набор ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе.

Новые реалии требуют и от института образования открытости по отношению к будущему, мобильности и изменчивости опыта в пределах жизни одного поколения. Полученные выводы в полной мере соответствуют нашей гипотезе о том, что социально-педагогический контекст открытого образования актуализирует проблему чтения современных школьников.

Изучение основных научных характеристик феномена «чтения», а также анализ современных педагогических подходов к решению проблемы чтения школьников у нас в стране и за рубежом в условиях открытого образования позволяют выявить следующие группы противоречий:

• противоречия социокультурного плана

- между постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности как к фактору успешной социализации в условиях информационного общества и прогрессирующими тенденциями функциональной неграмотности среди молодежи;

- между необходимостью сохранения национальной идентичности в условиях активной и наступательной глобализации и уменьшением значимости традиционной книжной культуры в ценностных приоритетах подрастающего поколения;

• противоречия научного плана

- между обширными знаниями во всех возможных диапазонах исследования чтения и недостаточностью теоретических знаний о чтении школьников как социально-педагогическом феномене открытого образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• противоречия педагогического плана

- между стратегией современного образования на освоение школьниками базовых компетентностей и недостаточной разработанностью педагогических методов и технологий, адекватных решению этих задач, в частности, в сфере развития детского и подросткового чтения;

- между ориентацией современного педагогического теоретического знания на демократические принципы и неготовностью большинства педагогов к диалогическому взаимодействию с учеником по проблемам чтения, с учетом особенностей детской и подростковой субкультуры;

- между установкой стандартных программ по литературе на изучение классических произведений и недостаточной мотивацией учащихся к этому кругу чтения;

- между декларированием открытости как ключевой характеристики современного образования и неготовностью школы к реализации этих принципов в практике педагогического процесса с целью приобщения к чтению современных школьников;

- между интегративным характером педагогической деятельности, направленной на развитие чтения школьников, и недостаточной ориентацией педагогов школы к командному взаимодействию в решении этой проблемы;

- между декларируемой гуманитаризацией современного образования и неготовностью педагогов к активному использованию потенциала чтения в ос-

воении школьниками предметных областей знания;

- между ориентацией современного образования на непрерывность и усиление роли самостоятельной деятельности школьников и недостаточной компетентностью педагогов в вопросах эффективных стратегий работы с текстом;

• противоречия организационно-методического плана

- между богатым опытом современной отечественной и зарубежной педагогики чтения и методики литературного образования в сфере развития чтения школьников и недостаточной популяризацией и использованием эффективных педагогических приемов и способов в решении этой проблемы;

- между богатым историческим педагогическим наследием по вопросам развития чтения школьников и невос-требованностью этого знания в практике современных педагогов;

- между обширным образовательным потенциалом современного социума в плане развития чтения школьников и отсутствием необходимого опыта социального партнерства школы в этом вопросе;

- между высоким педагогическим потенциалом визуальной культуры и отсутствием теоретических и практических разработок по проблемам целенаправленного педагогического дизайна образовательного пространства школы, ориентированного на развитие культуры чтения школьников;

• противоречия в развитии культуры чтения школьников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- между престижностью чтения среди учеников начальной школы и нигилизмом по отношению к чтению среди старшеклассников;

- между широким выбором книжных изданий и неумением ребенка самостоятельно выстроить круг своего чтения;

- между ключевой ролью семейного воспитания в вопросах приобщения ребенка к чтению и неготовностью большинства родителей к решению этой проблемы.

Ведущая идея исследования

Реалии открытого образования инициируют объективные изменения чтения школьников, которые обусловлены совокупностью соответствующих социально-педагогических факторов и могут позитивно трансформироваться вследствие комплексного подхода к решению проблемы на основании реализации социально-педагогической концепции развития чтения современных школьников.

Выводы, полученные на основании проведенного исследования, позволяют утверждать:

1. Чтение школьников в условиях открытого образования — это актуальная научная проблема, от решения которой зависит интелектуально-нравственный и социокультурный потенциал нации. В контексте современных подходов к образованию проблема чтения школьников может рассматриваться в следующих аспектах:

- как междисциплинарная научная проблема, которая требует системного исследования с учетом комплекса гуманитарного знания о человеке, культуре и обществе;

- как гуманитарная проблема сохранения и развития одной из самых существенных сфер духовной жизни страны

— читательской культуры России;

- как социально-педагогическая проблема самореализации личности в условиях открытого образования;

- как педагогическая проблема воспитания Homo Legens — человека читающего.

2. Системно-культурологический подход как методологическая основа исследования позволяет выстроить системное видение чтения школьников как социально-педагогического феномена в контексте культуры открытого образования. При этом образование рассматривается как подсистема культуры. Педагогическая доминанта исследования определена идеями аксиологического подхода.

3. Богатый потенциал отечественного и зарубежного педагогического наследия и современный опыт развития чтения школьников являются объективными предпосылками к исследованию чтения школьников как социально-педагогического феномена открытого образования.

4. Концепция культуры чтения школьников как социально-педагогического феномена открытого образования включает в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- представление об открытом образовании как о социокультурном явлении, отражающем объективные тенденции развития современного общества в условиях глобализации, демократизации и информатизации. С педагогической точки зрения, открытое образование представляет собой новое качество образования, которое характеризуется совокупностью ценностных, дидактических, технологических и содержательных доминант. Особенность современной образовательной ситуации заключается в наличии объективных предпосылок, которые определяют переходный этап развития образования от традиционной модели к открытому образованию. Открытому образованию соответствует особый тип педагогической культуры. Открытое

образование является объективным социально-педагогическим контекстом

актуализации проблемы чтения школьников;

- представление о чтении школьников как о социально-педагогическом феномене, который определяет гуманитарную культуру общества и проявляется в системном взаимодействии нравственного потенциала и образовательной компетентности личности.

В основе понимания культуры чтения мы рассматриваем творческую деятельность человека читающего и, следовательно, развитие самого человека как субъекта деятельности. Развитие культуры чтения при таком подходе совпадает с развитием личности Читателя.

Развитие чтения школьников в условиях открытого образования — это многомерное, полифункциональное понятие, которое, с одной стороны, характеризует деятельность социально-педагогического характера по созданию условий для прогрессивных изменений в читательской культуре личности, с другой стороны, характеризует процесс длительных, накапливающихся необратимых поступательных изменений самой личности читателя-школьника в педагогически организованном пространстве культуры чтения.

В целом развитие чтения объективно способствует процессам гуманитаризации, которая «рассматривается сегодня как одна из ведущих тенденций развития отечественного образования»21.

Все изложенное доказывает актуальность подхода к чтению как к социально-педагогическому феномену и предполагает новый уровень его развития в условиях открытого образования.

1 Бутенко И. А., Бирюков Б. В. Чтение 90-х годов: предмет раздумий, предмет исследований // Homo Legens [памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995)]. 1999. С. 198.

2 Плотников С. Н Читательская культура России (социологический очерк) // Homo Legens [памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995)]. 1999. С. 17-63.

3 Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности СПб., 1911.

4 Дюркгейм Э. Педагогика и социология. М., 1995. С. 245.

5 Воюшина М. П. Методические пути решения социальной проблемы // Культура чтения в контексте модернизации Российской школы: Материалы Второй научно-практической конференции. 25 января 2003 г. СПб., 2003. С. 11-13.

6 Плотников С. Н. Читательская культура России: Социологический очерк // Homo Legens [памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995)]. 1999. С. 17-63.

7 Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Плотников С. Н. Тезисы выступления Философия чтения // Homo Legens [памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995)]. 1999. С. 67-68.

9 Там же. С. 47.

10 Словарь философских терминов. М., 2004.

11 Семенов В. Д. Социальная педагогика: История и современность. Екатеринбург, 1993.

12 Плотников С. Н. Читательская культура России. Социологический очерк // Homo Legens [памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995)]. 1999. С. 17-63.

13 Там же. С. 86.

14 Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000. С. 10.

15 Шнайдер П. Памяти Плотникова С. Н. // Homo Legens [памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995)]. 1999. С. 143.

16 Тугов Ю. М. Педагогика чтения. Общая теория // Библиография. 1993, сентябрь—октябрь. С.123-132.

17 Педагогика открытости и диалога культур / Под ред. М. Н. Певзнера, В. О. Букетова, О. М. Зайченко. М., 2000. С. 35.

18 Там же. С. 36.

19 ЛяпушкинаЕ. И. Введение в литературную герменевтику: Учеб. пособ. СПб., 2002. С. 14-15.

20 Шевелева С. С. Философско-методологические основы современной системы образования: позднеклассический подход: Автореф. ... канд. филос. наук. М.,1996.

21 Козырев В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование: Монография. СПб., 2004. С. 38.

T. Galaktionova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SCHOOLCHILDREN’S READING AS A SOCIAL-PEDAGOGICAL PHENOMENON OF OPEN EDUCATION: PROBLEMS OF RESEARCH

The problem aspects of research in schoolchildren’s reading are regarded as a social-pedagogical phenomenon of Open Education. A special situation of reading development in the conditions of the modern society is stated. Social-cultural and pedagogical contradictions are described. The role of reading as a major means of intellectual culture preservation, as a form of long-life knowledge, as a factor of development and as a way of moral potential forming in the younger generation has been outlined. The essence of the concepts of «reading» and « reading of schoolchildren in particular is specified. The basic characteristics of Open Education as a social-pedagogical context of actualization of schoolchildren ’s reading problem are determined. The social-pedagogical character and the importance of schoolchildren’s reading problem in the conditions of Open Education are substantiated.