Научная статья на тему 'Чтение как средство воспитания в дневниках и переписке семьи царственных страстотерпцев'

Чтение как средство воспитания в дневниках и переписке семьи царственных страстотерпцев Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / READING / ИМПЕРАТОР / EMPEROR / ИМПЕРАТРИЦА / EMPRESS / ВЕЛИКИЕ КНЯЖНЫ / GRAND DUCHESSES / ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА / SPIRITUAL LITERATURE / СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / SECULAR LITERATURE / ПИСЬМА / LETTERS / ДНЕВНИКИ / DIARIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Загородняя А.И., Моторин А.В.

Анализируются дневники и письма царственных страстотерпцев Романовых. Особое внимание уделено роли чтения в жизни царской семьи, воспитательному воздействию духовной и светской литературы на становление семейной системы ценностей и мировоззрения. Рассмотрено, каким книгам и в какой период времени отдавали предпочтение император, императрица, их дети. Показывается актуальность воспитательных приемов, применявшихся царственными родителями для воспитания своих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING AS A MEANS OF EDUCATION IN THE DIARIES AND CORRESPONDENCE OF THE FAMILY OF THE ROYAL MARTYRS

In the article, diaries and letters of the Royal passion-bearers Romanovs are analyzed. Special attention is paid to the role of reading in the life of the Royal family, the educational impact of spiritual and secular literature on the formation of the family system of values and worldview. It is reviewed what books and in what period of time the Emperor, the Empress, their children gave preference to. Relevance of educative techniques used by Royal parents to educate their children is shown.

Текст научной работы на тему «Чтение как средство воспитания в дневниках и переписке семьи царственных страстотерпцев»

УДК 82-6 + 37.034 + 929

А.И.Загородняя, А.В.Моторин

ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СЕМЬИ ЦАРСТВЕННЫХ

СТРАСТОТЕРПЦЕВ

Анализируются дневники и письма царственных страстотерпцев Романовых. Особое внимание уделено роли чтения в жизни царской семьи, воспитательному воздействию духовной и светской литературы на становление семейной системы ценностей и мировоззрения. Рассмотрено, каким книгам и в какой период времени отдавали предпочтение император, императрица, их дети. Показывается актуальность воспитательных приемов, применявшихся царственными родителями для воспитания своих детей.

Ключевые слова: чтение, император, императрица, великие княжны, духовная литература, светская литература, письма, дневники

В семье последнего царя России большое внимание уделялось чтению. Литература подбиралась не

случайно, а с воспитательными целями — в семье росли четыре дочери и сын.

Специальный библиотекарь каждый месяц подготавливал 20 лучших книг всех стран. Больше всего святой Николай читал книги на русском языке, но с женой чаще — книги на английском [1, с. 12].

Буквально каждый день в дневнике царя встречается фраза о любимом занятии — чтении. Если вдруг не удавалось взять в руки книгу — это также отмечалось в дневнике, но с явным огорчением.

Личная библиотека Николая II насчитывала более 15 тысяч экземпляров книг, непрерывно пополнялась новыми изданиями и имела свой экслибрис [2]. Новые литературные произведения пользовались популярностью в семье императора и с удовольствием прочитывались в семейном кругу. Николай II не боялся прочитать неинтересную книгу и считал знакомство с ней в любом случае полезным. Однако несмотря на любовь к чтению, названия, авторы книг указывались не всегда. Приведем несколько выписок из дневников императора.

«26-го января 1895... Вечером начал с Мама и Аликс «madame Mere» — мать Наполеона» [3, с. 21].

«23-го ноября 1903. После обеда начал читать вслух польский роман «Quo Vadis», несколько дней до этого окончили вместе чтение неизданной «Истории смерти Павла Петровича» Коцебу из библиотеки покойного Лобанова» [3, с. 125].

«1-го февраля 1913. После обеда начал читать вслух "Кн. Скопин-Шуйский"» [3, с. 314].

Подбор чтения говорит об пристальном внимании царя-страстотерпца к кризисным эпохам в истории империй, в особенности России, что не удивительно, ведь сам он жил и правил в такую эпоху.

Вообще святой Николай II читал книги самого разного рода: исторические труды, жизнеописания и монографии, духовную литературу, французскую и английскую художественную литературу в оригинале, произведения русской классики [2]. Единственное чтение было ему в тягость — чтение государственных бумаг, докладов. Но царь понимал, что это важное, необходимое занятие, без которого не обойтись и которое надо совершать с терпением, что также отражалось в его дневнике: «24-го апреля 1896. .Читал бумаги до докладов, так что утренней прогулки не состоялось!» [3, с. 90].

Примечательно то, что в ссылке император перечитывал русскую классику. Некогда любивший читать новинки литературы со всего мира, он теперь осознанно выбирает уже прочитанное, несущее в себе глубокий смысл и теплые воспоминания о прошедшем. К тому же, Николай II выбрал классические русские произведения как подспорье для осознания происходящего. Царя заботила судьба России, тревожили революционные идеи. Он пытался понять душу народа, решившегося на такой отчаянный шаг — свержение своего Государя, и выбрал самый верный способ.

Императрица любила чтение так же пламенно, как и ее супруг. Оно присутствовало в жизни Александры Федоровны всегда. В юности принцесса часто читала близким во время болезни, да и став старше, продолжала читать вслух детям и подругам. Чтение приобрело особое значение, когда будущая Императрица начала изучать русский язык [4]. Александра Федоровна очень любила тихие и спокойные семейные вечера, во время которых её супруг читал вслух очередную книгу. Пышная жизнь тяготила императрицу, и в чтении она находила отдохновение.

Книги прочно вошли в домашний быт царицы и присутствовали, например, в ее будуаре: «На столе лежали книги и газеты, разные декоративные безделушки. В будуаре Царица проводила большую часть времени, здесь, лежа на кушетке, она много читала и писала письма» [1, с. 11].

Александра Федоровна прочитывала доклады, государственные бумаги (манифесты, указы), с которыми работал ее супруг. В одном из своих писем она пишет ему: «Я прочитала массу докладов» [1, с. 125].

Абсолютно доверяя мужу, царица в письмах описывает прошедшие дни и всегда указывает прочитанное. Это и статьи из журналов, газет, письма, новые книги. Часто выбор императрицы падал на иностранные статьи о России. Она изучала их и после давала мужу ценные советы либо поддерживала его в случае критики со стороны иностранных держав.

Александра Федоровна имела привычку упоминать в дневниковых записях названия книг, читаемых в семейном кругу, например: «Собака Баскервилей», «Дракула». Читались произведения Тургенева, Метерлинка, Дюма, Гоголя, Альфонса Доде, Лескова и Салтыкова-Щедрина [2]. В светской части чтения семья дышала общим воздухом эпохи Серебряного века со всеми его искушениями.

Читала Александра Федоровна с увлечением не только светскую литературу, но и христианскую. Наиболее понравившиеся высказывания императрица выписывала в свой дневник.

В 1917—1918 годах тетрадь государыни вместила огромное количество цитат. Из святых подвижников наибольшее количество высказываний, переписанных императрицей, принадлежит преподобному Серафиму Саровскому. Также присутствуют цитаты из трудов Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина. Они сделаны вперемежку со стихами российских литераторов, в основном ныне малоизвестных. Все стихи были религиозного содержания:

<.. .> Есть дивная сила в сердечной молитве;

И, ею согретый, иду

Спокойно навстречу я жизненной битве;

И горя бестрепетно жду. Розенгейм

<...> Ибо великие награды и воздаяния получаются не только за то, что делаешь добро, но и за то, что терпишь зло. Св. Иоанн Златоуст» [5, с. 85].

В годы ссылки именно духовная литература помогала каждому члену царской семьи переносить лишения с честью, достоинством и терпением.

Из дневников Александры Федоровны известно, что накануне последней для царской семьи Пасхи в Екатеринбурге Николай II неоднократно читал вслух Библию: императрица упоминает Книгу Иова и 12 Евангелий [2].

Царственные родители привили детям любовь к чтению с раннего возраста. Уже сами имена, данные старшим дочерям при рождении, свидетельствуют о литературном воздействии на них. Александра Федоровна и Николай Александрович назвали своих дочерей Ольгой и Татьяной в честь главных героинь из романа Пушкина «Евгений Онегин». Так император объяснил великому князю Константину Константиновичу [6, с. 172]. Ф.М.Достоевский в своей речи, произнесенной на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве, сообщает об уникальной способности А.С.Пушкина угадывать чувства народа, описывая самую его душу. Раскрывает Ф.М.Достоевский и образ Татьяны Лариной: «Это тип твердый, стоящий твёрдо на своей почве» [7, с.711]. Автор имеет в виду осознание Татьяной своей принадлежности к русскому народу твердое следование Божьим заповедям. Образ Ольги с ее легким простым характером также отражал некоторые особенности русской народной души. Глубокое понимание произведения Пушкина, душевных черт его героев, объясняет выбор имен для старших царских дочерей.

Прививали детям любовь к чтению, безусловно, и тихие семейные вечера, на которых Император вслух прочитывал то или иное произведение. Великие княжны разбирались в литературе своей эпохи и особенно тяготели к поэзии Сергея Есенина.

Известно, что во время одного из концертов, устроенных полковником Д.Н.Ломаном, Сергей Есенин преподнес Императрице первый сборник своих стихов «Радуница», выполненный в черно-белую набойку, который, к сожалению, не сохранился [8].

К особенно близким душе книгам царская семья возвращалась часто. Царица и царевны вовсе не зря любили стихотворения Есенина, собранные в «Радунице». Основное место в стихотворениях занимает образ крестьянской России. В сборнике Родина предстает задумчивой и удалой, более грустной, чем радостной, озарённой «радужным» светом. Это особенно привлекало молодых, романтичных царевен. Россия в «Радунице» — богомольная, странническая, монастырская. Не подлежит сомнению, что и царь с царицей с особенными чувствами прочитывали стихотворения Есенина из сборника «Радуница» и предавались раздумьям.

От матери дочерям было передано религиозное настроение. Царевны так же, как и она, заводили тетради и выписывали в них поучения, высказывания.

В тяжелый 1917 год в тетради Великой княжны Татьяны Николаевны приведено поучение Серафима Саровского: «Надобно всеми мерами стараться, чтобы сохранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески удерживаться от гнева и посредством внимания оберегать ум и сердце от непристойных колебаний. — Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не до нас касались. Мир душевный приобретается скорбями. — Если же невозможно, чтоб не возмутиться, то по крайней мере надобно удерживать язык по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах» [5, с. 86].

Великая княжна Татьяна Николаевна записывала цитаты, собранные ее матерью в период 1890—1910 годов. Туда входят и поучения святых отцов.

Великая княжна Ольга Николаевна любила читать, пожалуй, больше остальных сестер. В ее тетрадях и дневниках также присутствуют выписки из поучений святых отцов и подвижников. Это и Иоанн Златоуст, и Георгий Затворник, и Серафим Саровский, а также выдержки из сочинений современных духовных писателей.

Их современных писателей княжна Ольга переписала, в частности, стихотворение Сергея Сергеевича Бехтеева «Молитва». Его обнаружило следствие по убийству Царской семьи, и первоначально авторство

приписывалось самой Великой княжне. Приведем отрывок из этого стихотворения: «Пошли нам, Господи, терпенье В годину буйных мрачных дней, Сносить народное гоненье И пытки наших палачей. Дай крепость нам, о Боже правый, Злодейство ближнего прощать.» [5, с. 312].

Великая княжна Мария имела свою тетрадь с выписками святых отцов, причем у нее чаще встречались изречения Георгия Затворника и святого Иоанна Златоуста [5, с. 94].

С ранних лет, приучая дочерей к послушанию, обучая их чтению, императрица писала записки и письма к ним. Александра Федоровна имела исключительно благие намерения, пользуясь записками не только по причине плохого самочувствия или в связи с высокой занятостью, но и с целью обучения. Так девочки учились чтению, развивали английскую речь (царица предпочитала переписку на английском языке). Конечно, чаще всего записки носили практический характер и содержали в себе домашние поручения, однако многие имеют и духовные наставления.

Вот несколько выдержек из писем Александры Федоровны к дочерям (в переводе с английского). «24 января 1909 года. Моя дорогая Татьяна <...> Старайся быть как можно лучше и не причиняй мне беспокойства, тогда я буду спокойна, я ведь не могу подняться наверх и посмотреть, как дела с уроками, как ты себя ведешь и как разговариваешь. Веди себя хорошо». «Понедельник 4 августа 1905 года, рядом с Псковом. Дорогая Оленька <...> Постарайся вести себя очень хорошо и помни: локти на стол не класть, сидеть прямо и аккуратно есть мясо». «1 января 1909 года. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Моя милая маленькая Ольга, пусть новый 1909 год принесет тебе много счастья и всяческие блага. Старайся быть примером того, какой должна быть хорошая, маленькая, послушная девочка. Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сестрам. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся подарить солнечной улыбкой. Ты бываешь такой милой и вежливой со мной, будь такой же и с сестрами. Покажи свое любящее сердце. Прежде всего научись любить Бога всеми силами души, и Он всегда будет с тобой. Молись Ему от всего сердца. Помни, что Он все видит и слышит. Он нежно любит Своих детей, но они должны научиться исполнять Его волю» [9, с. 400-407].

Поучения матери носили мягкий, доброжелательный характер. Буквально в каждой записке содержится совет, наставление, воспитывающее юных царевен. И нет сомнений в том, что все сказанное было услышано.

Необычный для нас способ воспитания детей дал свои результаты. Современники отмечали развитость царских детей, начитанность, религиозность. Будучи истинно верующими, посвящая себя поклонению Богу, непрестанной молитве о благом, княжны успевали следить за современной модой, имели увлечения, соответствующие времени. К примеру, вся семья играла в теннис, увлекалась фотографией. Девушки были творческими личностями — пели, прекрасно танцевали, музицировали, рисовали и сочиняли.

Педагогический подход Александры Федоровны и Николая II однозначно стоит нашего внимания. Читая своим детям шедевры литературы, как светской, так и христианской, они сумели воспитать достойных детей, которые в тяжкую для всей страны минуту не поддались страхам и искушениям, а с достоинством вынесли все мучения, выпавшие на их нелегкую долю.

1. Платонов О.А. Николай II в секретной переписке. М.: Родник, 1996. 1078 с.

2. Ольшанская Н. Круг чтения Николая II [Электр. ресурс] // Arzamas. URL: http://arzamas.academy/materials/478 (дата обращения: 10.01.2018).

3. Дневники Николая II [Электр. ресурс]. URL: http://www.tsaarinikolai.com/tekstit/Dnevniki_Nikolaja.pdf (дата обращения: 08.01.2018).

4. Степичева Т.В. Чтение в семье императора Николая II [Электр. ресурс] // Семья растет. URL: http://www.semya-rastet.ru/razd/chtenie_v_seme_imperatora_nikolaja_ii/ (дата обращения: 10.01.2018).

5. Капков К.Г. Духовный мир Императора Николая II и его Семьи. Ливадия; М; с. Белянка Белгородской обл.; Исилькуль; м. Сольба Ярославской области: Летопись, 2017. 352 с.

6. Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра. Любовь и жизнь. М.: Прогресс, 1998. 654 с.

7. Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Сост., комментарии А.В.Белова; отв. ред. О.А.Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 880 с.

8. Стырикович Б.В. Сергей Есенин и царская семья (быль и легенда) [Электр. ресурс]. URL: http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/kultura-iskusstvo-i-obshestvo-v-carskom-sele/bv-styrikovich-sergei-esenin-i-carskaja-semja-byl-i-legenda.html#.WqLln-xubIU (дата обращения: 29.01.2018).

9. Царские дети / Сост. Н.К.Бонецкая. М.: Сретенский монастырь, 2004. 448 с.

References

1. Platonov O.A. Nikolay II v sekretnoy perepiske. M.: Rodnik, 1996. 1078 s.

2. Ol'shanskaya N. Krug chteniya Nikolaya II [Elektr. resurs] // Arzamas. URL: http://arzamas.academy/materials/478 (data obrashcheniya: 10.01.2018).

3. Dnevniki Nikolaya II [Elektr. resurs]. URL: http://www.tsaarinikolai.com/tekstit/Dnevniki_Nikolaja.pdf (data obrashcheniya: 08.01.2018).

4. Stepicheva T.V. Chtenie v sem'e imperatora Nikolaya II [Elektr. resurs] // Sem'ya rastet. URL: http://www.semya-rastet.ru/razd/chtenie_v_seme_imperatora_nikolaja_ii/ (data obrashcheniya: 10.01.2018).

5. Kapkov K.G. Dukhovnyy mir Imperatora Nikolaya II i ego Sem'i. Livadiya; M; s. Belyanka Belgorodskoy obl.; Isil'kul'; m. Sol'ba Yaroslavskoy oblasti: Letopis', 2017. 352 s.

6. Meylunas A., Mironenko S. Nikolay i Aleksandra. Lyubov' i zhizn'. M.: Progress, 1998. 654 s.

7. Dostoevskiy F.M. Dnevnik pisatelya / Sost., kommentarii A.V.Belova; о^. red. O.A.Platonov. M.: Institut russkoy tsivilizatsii, 2010. 880

s.

8. Styrikovich B.V. Sergey Esenin i tsarskaya sem'ya (byl' i legenda) [Elektr. resurs]. URL: http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/kultura-iskusstvo-i-obshestvo-v-carskom-sele/bv-styrikovich-sergei-esenin-i-carskaja-semja-byl-i-legenda.html#.WqLln-xubIU (data obrashcheniya: 29.01.2018).

9. Tsarskie deti / Sost. N.K.Bonetskaya. M.: Sretenskiy monastyr', 2004. 448 s.

Zagorodnyaya A.I., Motorin A.V. Reading as a means of education in the diaries and correspondence of the family of the Royal martyrs. In the article, diaries and letters of the Royal passion-bearers Romanovs are analyzed. Special attention is paid to the role of reading in the life of the Royal family, the educational impact of spiritual and secular literature on the formation of the family system of values and worldview. It is reviewed what books and in what period of time the Emperor, the Empress, their children gave preference to. Relevance of educative techniques used by Royal parents to educate their children is shown.

Keywords: reading, emperor, empress, grand duchesses, spiritual literature, secular literature, letters, diaries.

Сведения об авторе. А.И.Загородняя — студентка Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого; nastasya.zagorodnyaja@yandex.ru; А.В.Моторин — доктор филол. наук, профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, ИНПО, ФПОИТ, ПМНО; amotorin@yandex.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 05.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.