Голохвастова Н. В. Чтение как элемент повседневной культуры крепостных служащих уральской горнозаводской вотчины (на примере пермских вотчин Строгановых конца XVIII — первой половины XIX века) // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3 (84). C. 93-98.
Golohvastova N. V. Reading as an element of an everyday culture of serf employees in Ural Mining Estates (of Perm Patrimonies of the Stroganof Estates late XVIII — first half of the XIX century). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 3 (84). Pp. 93-98. (In Russ.)
УДК 908+326.3
Н. В. Голохвастова
Прикамский социальный институт, Пермь, Россия
ЧТЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЕПОСТНЫХ СЛУЖАЩИХ УРАЛЬСКОЙ ГОРНОЗАВОДСКОЙ ВОТЧИНЫ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКИХ ВОТЧИН СТРОГАНОВЫХ КОНЦА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА)
Голохвастова Наталия Вениаминовна — кандидат исторических наук, заведующая кафедрой «Теория и история государства и права».
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается место такого занятия, как чтение, в повседневной жизни крепостных служащих уральских горнозаводских вотчин. Исследуются факторы, оказывавшие влияние на особое отношение к книге — рукописной и печатной. Обращается внимание на круг чтения, состав частных библиотек, принадлежавших крепостным служащим в пермских вотчинах Строгановых. Делается вывод о формировании у крепостных служащих повседневной культуры чтения.
Ключевые слова: крепостные служащие, уральская горнозаводская вотчина, социально-психологические особенности, повседневная культура, круг чтения, библиотеки.
N. V. Golohvastova
Prikamsky Social Institute, Perm, Russia
READING AS AN ELEMENT OF AN EVERYDAY CULTURE OF SERF EMPLOYEES IN URAL MINING ESTATES (OF PERM PATRIMONIES OF THE STROGANOF ESTATES LATE XVIII — FIRST HALF OF THE XIX CENTURY)
Golokhvastova Natalia V. — Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of Theory and History of State and Law.
E-mail: [email protected]
The article examines the place of such an occupation as reading in the daily life of serf employees of the Ural mining estates. The factors that influence the special attitude to the book, handwritten and printed, are investigated. Attention is drawn to the circle of reading, the composition of private libraries owned by serfs in the Perm estates of the Stroganovs. The conclusion is drawn about the formation of serfdom in the daily culture of reading.
Keywords: serf employees, Ural Mining Estate, socio-psychological characteristics, everyday culture, reading circle, libraries.
© Голохвастова Н. В., 2019
Одной из своеобразнейших групп в социальной структуре российского общества конца XVIII — первой половины XIX века, особенно в структуре уральских горнозаводских имений, были крепостные служащие. Они явственно выделялись из массы зависимого населения по характеру занятий, условиям труда и быта, по образовательному и культурному уровню, по своим социально-психологическим особенностям. Основное их отличие состояло в том, что, находясь на службе у вотчинника, они выполняли зачастую (хотя и в разном объеме) функции, свойственные, по определению М. Д. Курмачевой, «интеллигентским профессиям» [13, с. 7].
Особая роль служащих в системе управления такими сложными, многоотраслевыми комплексами, каковыми были горнозаводские вотчины, способствовала формированию типичных для представителей этой группы социально-психологических черт, которые проявлялись в их повседневной жизни и по которым можно составить более полное представление о данном социальном слое. Как отмечают исследователи истории повседневности, в ее центре — «повторяющееся, "нормальное" и привычное, конструирующее стиль и образ жизни у представителей разных социальных слоев, включая эмоциональные реакции на жизненные события и мотивы поведения» [14, с. 7-8].
Одной из таких специфических черт крепостных служащих было особенное отношение к книге. Своеобразная книжная культура формировалась у представителей этой категории с самого детства под влиянием ряда факторов.
Большинство крепостных служащих имели образование: в первую очередь, они проходили курс обучения в приходских училищах в вотчинах, программа которых включала такие предметы, как чтение, письмо, Закон Божий, грамматика, арифметика и чистописание, а также история (российская и всеобщая), география, физика, а иногда и латинский язык, основы рисования и живописи. Некоторые из детей служащих направлялись владельцами в Пермское уездное училище, Московскую земледельческую школу и др. [9; 15; 18, с. 20]. Часть представителей этого слоя получали профессиональное образование в основанной самими Строгановыми Санкт-Петербургской школе земледелия и горнозаводских наук, приближавшейся по уровню образования к высшим учебным заведениям или непосредственно в высших учебных заведениях, но последних были единицы. В процессе обучения будущие крепостные служащие приобщались к чтению как естественному занятию образованного человека. Качественное образование действовало в среде служащих как критерий объединения — отграничения. Так, будущий главный лесничий и главноуправляющий Пермского нераздельного имения графов Строгановых А. Е. Теплоухов, являясь студентом Тарандской лесной академии в Саксонии, писал своему другу, с которым вместе обучался в Санкт-Петербургской строгановской школе, А. М. Пестрякову: «Ты, Шарин и я <.. .> поставлены в ряд просвещенных людей» [3]. Напротив, отсутствие образования в среде служащих, особенно второй четверти XIX века, рассматривалось как нехарактерная черта, даже как недостаток. Например, член Главного управления имением С. И. Конюхов в одном из донесений графу С. Г. Строганову, сообщая о злоупотреблениях сельского приказчика Симанова, отмечал как негативный момент, что последний «образованием <...> стоит не выше обыкновенных пищиков, из крестьян» [17].
Важным фактором, влиявшим на то, что чтение становилось неотъемлемым элементом повседневной культуры вотчинного служащего, было формирование этого слоя в конце XVIII — первой половине XIX века уже в основном за счет «воспроизводства»: в службу вступали дети, внуки крепостных служащих. В их семьях на протяжении десятилетий складывался особый образ жизни, в котором книга играла значительную роль.
Развитию книжной культуры крепостных способствовало и активное церковное строительство в пермских вотчинах Строгановых: храмы нуждались в первую очередь в
богослужебной литературе. Книжные собрания приходских церквей специалисты считают волостными библиотеками, имевшими большое значение в развитии грамотности, нравственном воспитании местного населения. Постепенно и в семьях крепостных прихожан складывалась традиция книжно-рукописного собирательства. Частные собрания крепостных включали литературу разных жанров [19, с. 171-172].
Ярким примером этого является история рукописной библиотеки строгановских крепостных Демидовых XVIII — первой половины XIX века, хранящейся в фондах Пермского краеведческого музея. Эта уникальная библиотека, состоящая из 30 книг, собиралась, пополнялась и передавалась из поколения в поколение в семье Демидовых — крепостных села Слудка Пермского имения графов Строгановых. Сначала это были крестьяне, затем сменили род занятий (Сила Васильевич Демидов в первой половине XIX века — строгановский караванный приказчик). Но и в среде крестьян, из которых в основном формировалось первое поколение «служителей», существовали люди, хорошо умевшие читать и писать. Из них и складывался круг любителей чтения, которые собирали личные библиотеки, чаще всего переписывая книги от руки, обмениваясь ими. В составе библиотеки Демидовых, которую начали собирать дед и отец будущего караванного, — духовная литература (христианские жития, библейские книги, молитвы), исторические повести (о нашествии хана Батыя, о Ермаке и др.), развлекательные романы (о рыцаре Бове-королевиче), повествования о далеких странах и правителях («Об Индейском царстве», «О царе Аггее»), сатирические произведения (повести «О пьянстве и покаянии», «О судье Шемяке», «О куре и лисице»), сборники латинских пословиц, русских поговорок, своего рода «энциклопедии», лечебники и др. В XIX веке С. В. Демидов пополнил библиотеку в основном светскими произведениями, печатными изданиями [20, с. 37-47].
Состав библиотеки не случаен: следует помнить, что начали собирать ее в XVШ веке крестьяне. Сочетание религиозных и светских произведений, разноплановость последних говорит о широте интересов крепостных; о гармоничном соединении образованности и народной культуры; о внимании ее владельцев и читателей к внутреннему миру человека, к вопросам его бытия, хотя и выраженным в простой форме.
Встречались в этих библиотеках и уникальные рукописи. Так, служащий канцелярии вотчинного правления Григорий Богданов составил сборник, куда включил 257 латинских афоризмов, дословно переведенных составителем, и 224 соответствующие им по содержанию русские пословицы: очевидно, латинские меткие выражения были тщательно осмыслены крепостным [19, с. 172].
Наличие подобных по составу и, по большей части, рукописных библиотек было, очевидно, характерной чертой семейств образованных крепостных крестьян и служащих пермских вотчин Строгановых в XVIII — начале XIX века. Например, приехавший на обучение в Ильинское приходское училище 13-летний Василий Волегов (выходец из семьи крепостных служащих, впоследствии - главноуправляющий майоратом Строгановых) был «охотником читать по вечерам» и очень сожалел в разговоре со своим ильинским «опекуном» Я. Ваниным, что «у них на Лысьве» остался целый ящик книг, среди которых были «О Бове-королевиче», «О царе Аггее», «Об Илье Муромце» и подобные произведения [4].
В семьях крепостных служащих закладывались основы книжной культуры. Круг чтения резко менялся вместе с повышением уровня образования. Окунувшиеся в столичную культурную среду выпускники Санкт-Петербургской строгановской школы научились любить и ценить русскую классическую художественную литературу. Так, юный Александр Теплоухов увлекается поэзией — Державиным, Баратынским, Батюшковым: «Сочинения сии доставляют мне в моей уединенной жизни истинное наслаждение». Сильное впечатление производит на него роман А. С. Пушкина «Рославлев»: «Приятный
и столь занимателен, что я почти две ночи употребил для его прочтения, да две ночи бредил о небесной сентиментальной его Полине, которая своими несчастиями совершенно отравила мое двухсуточное душевное спокойствие» [1]. Другой выпускник названной школы А. И. Тютюков, будучи уже управляющим Билимбаевским округом и заводом, выписывает в 1839 году для своей библиотеки собрание сочинений А. С. Пушкина в шести томах. В письме к нему пермский вице-губернатор М. Владимиров отмечает, что хорошо знает любовь Александра Ивановича «к отечественной словесности» [19]. В личной библиотеке уже упоминавшегося В. А. Волегова в середине XIX века также имелись произведения Пушкина, Грибоедова, Жуковского, Майкова, Гоголя [6].
Формирование личных библиотек элитой строгановских служащих первой половины XIX века — продолжение традиции на новом качественном уровне. Основу их книжных собраний в этот период составляют учебные и научные издания, так как получившие профессиональное образование служащие приобрели на всю жизнь стремление к постоянному самообразованию, самоусовершенствованию. А. Е. Теплоухов собрал у себя в Ильинском «Лесную библиотеку», которую постоянно пополнял и пользоваться которой разрешал всем лесным служащим имения - большинство из них были его учениками на лесном отделении Санкт-Петербургской строгановской школы в первой половине 1840-х годов: «Чтобы лесным служителям, коих при устройстве лесов графини Строгановой служит под моим начальством 24 человека из воспитанников помянутой школы, во время проживания по деревням не было скучно, я сообщаю им разные хозяйственные журналы и книги из библиотеки моей. Любознательные из них извлекают свою пользу» [2; 10].
Личная библиотека В. А. Волегова включала более 160 книг: 100 — учебные и научные издания (по русскому языку, математике, физике, химии, географии, истории, риторике, архитектуре, искусствоведению, экономике, статистике, бухгалтерии, горному делу, металлургии, минералогии, лесоводству, сельскому хозяйству, медицине), 14 — юридическая литература, нормативные акты, 8 — художественная литература, 39 — книги духовного содержания). Кроме того, в нее входило 30 наименований периодических и продолжающихся изданий, среди которых — журналы различных министерств (внутренних дел, юстиции, путей сообщения), «Горный журнал», «Мануфактурные известия», «Земледельческая газета», «Коммерческая газета», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости», «Сын Отечества» и многие др. Управленческая элита в первую очередь стремилась иметь под рукой издания для пополнения, уточнения знаний по многим отраслям, необходимых им для компетентного исполнения широкого комплекса административно-производственных функций в такой сложнейшей системе, какой было многоотраслевое горнозаводское имение. Особое место занимала православная литература; причем были в собрании В. А. Волегова рукописные книги уставного и полууставного письма [5]. Наличие большого количества периодики говорит о живом интересе служащих Пермского нераздельного имения Строгановых к жизни страны. Особенно активно крепостные служащие читали газеты в те периоды, когда речь шла о социальных переменах в жизни российского общества, непосредственно касавшихся их судьбы. Так, из деловой переписки управления строгановского майората с владельцем известно, что в период, предшествовавший отмене крепостного права, внимание вотчинных служащих было приковано к газетам, оповещавшим о подготовке «великой реформы» и ходе ее проведения в западных и северных губерниях России. В произведениях уральской писательницы А. А. Кирпищи-ковой, дочери крепостного управителя завода (правда, не Строгановых, а Лазаревых), содержатся упоминания о том, что высшие служащие постоянно читали центральные периодические издания и отнюдь не были в стороне от политической жизни страны, особенно в 50-е годы XIX века: «Только и было разговоров и толков, что о войне и политике. Споры по поводу политических соображений доходили до ссор» [12; 16].
Источником политических и правовых знаний крепостных служащих уральского горнозаводского имения, помимо газет, были регулярно получаемые в заводских конторах и окружных управлениях копии императорских указов, правительственных положений, государственных законов, предписаний уральского горного правления и т. п., находившиеся в непосредственном пользовании административно-управленческого аппарата вотчин. Так, например, в «Реестре на предписания и указы, поступившие к дополнению и пояснению законов за 1855 г.» в Билимбаевское окружное правление графа Строганова за период с января по июнь, перечислено более 20 документов, среди которых значатся: копия с «Указа Уральского Горного Правления по предмету сдачи в рекруты и отсылки в Сибирь людей худого поведения» (2 июня 1855 г., № 907), копия с «Высочайше утвержденного 13 декабря 1854 г. мнения Государственного совета относительно смягчения наказаний за нарушение правил о порядке сплава лесных материалов» (29 мая 1855 г., № 1987) и другие документы [8].
Конечно, не все крепостные служащие могли позволить себе собирать личные библиотеки, но очень многие пользовались общественными библиотеками и библиотеками правлений (или «господскими»), которые были достаточно велики. Например, в 1858 году в Ильинской общественной библиотеке насчитывалось 558 сочинений (1385 томов); 84 сочинения (221 том) находились в это время на руках у служащих округов Пермского нераздельного имения Строгановых; 45 сочинений (84 тома) было выдано читателям библиотеки, которые выехали из имения, и посторонним чиновникам. Библиотечный фонд создавался и пополнялся за счет самих служащих [11, с. 54].
Таким образом, чтение стало широко распространенным занятием строгановских крепостных служащих. Книга прочно вошла в их повседневность, помогая осуществлять профессиональную деятельность, давая возможность поддерживать достаточно высокий образовательный и культурный уровень, развиваться, быть в курсе социально-политических перемен в стране. Формированию отношения служащих к чтению как к необходимой составляющей жизни способствовали воспитание в семье, образование и, в большой степени, культурная среда, существовавшая в административных и заводских центрах пермских вотчин Строгановых в конце XVIII — первой половине XIX века.
Библиографический список*
1. ГАПК. Ф. 613. Оп. 1. Д. 22. Л. 30; Д. 404. Л. 30; Д. 466. Л. 1об.
2. ГАПК. Ф. 613. Оп. 1. Д. 372. Л. 10-16; Д. 373. Л. 32; Д. 376. Л. 30.
3. ГАПК. Ф. 613. Оп. 1. Д. 466. Л. 4.
4. ГАПК. Ф. 672. Оп. 1. Д. 263. Л. 1об.
5. ГАПК. Ф. 672. Оп. 1. Д. 303.
6. ГАПК. Ф. 672. Оп. 1. Д. 303. Л. 7, 15-15об.
7. ГАСО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 14. Л. 79-80, 98.
8. ГАСО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 28.
9. ИКМ. Осн. фонд. № 1963/84. Л. 452об., 455об., 17об., 33об., 176об., 208об., 234об., 398об., 409об., 415об.; № 1990/108. Л. 57; № 1991/109. Л. 116об.
10. ИКМ. Осн.фонд. № 1935/56.
11. Калинина Т. А. Село Ильинское как один из центров просвещения крепостного населения (конец XVIII — первая половина XIX вв.) // Сторонушка Ильинская: материалы науч.-практ. конф., посвященной 75-летию Ильинского краеведческого музея. 28-29 июня 1996 г. Ильинский, 1997. С.48-57.
* Сокращения: Государственный архив Пермского края — ГАПК; Государственный архив Свердловской области — ГАСО; Ильинский краеведческий музей — ИКМ; Российский государственный архив древних актов — РГАДА.
12. Кирпищикова А. А. Из записок управительской дочери // Как жили в Куморе. Пермь, 1987. С. 173-271.
13. Курмачева М. Д. Крепостная интеллигенция России (вторая половина XVIII — начало XIX вв.). М., 1983.
14. Пушкарева Н. Л., Любичанковский С. В. Понимание истории повседневности в современном историческом исследовании: от школы анналов к российской философской школе [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. № 1. Т. 4. С. 7-21. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/ponimanie-istorii-povsednevnosti-v-sovremennom-istoricheskom-issledovanii-ot-shkoly-annalov-k-rossiyskoy-filosofskoy-shkole/viewer (дата обращения: 12.11.2019).
15. РГАДА. Ф. 1278. Оп. 2. Д. 1366. Л. 54об. -55, 115об., 130об.-131.
16. РГАДА. Ф. 1278. Оп. 2. Д. 5025. Л. 28, 33-33об.
17. РГАДА. Ф. 1278. Оп. 2. Д. 1472. Л. 98-98об.
18. Рогов Н. А. Материалы для истории Пермского заповедного имения графов Строгановых. Пермь, 1892.
19. Род Строгановых / Т. Г. Мезенина, А. Г. Мосин, Н. А. Мудрова, Е. Г. Неклюдов. Екатеринбург, 2007.
20. Соболева Л. С. «Списал оную собственноручно и радетельно» (рукописная библиотека строгановских крестьян XVIII века) // Сторонушка Ильинская: материалы науч.-практ. конф., посвященной 75-летию Ильинского краеведческого музея. 28-29 июня 1996 г. Ильинский, 1997. С.37-47.