ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА ИЗ РОМАНА М.Ю.
ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Макарова М.Д., Богачёва А.В. ®
Ассистент; доцент, канд. пед. наук, Институт филологии и журналистики Национальный исследовательский университет им. Н.И. Лобачевского
Аннотация
Статья посвящена вопросам использования аутентичных текстов на примере текстов художественной литературы на уроках по русскому языку как иностранному; работе с художественным текстом на конкретном примере.
Ключевые слова: аутентичный текст, работа с текстом, сюжет, проблема, образность. Keywords: Russian language as a foreign one, authentic text.
Использование аутентичных текстов является неотъемлемым компонентом обучения речевому общению в языковом учебном процессе. Под аутентичными текстами мы понимаем те тексты, которые созданы носителями языка для носителей языка. Почему же столь важно включать их в образовательный процесс? Именно аутентичные тексты показывают конкретные языковые единицы, речевые модели и пр., использованные в тех или иных ситуациях, при этом мы наблюдаем это в реальных естественных условиях. Следовательно, аутентичные тексты расширяют словарный запас читателя, развивают его умения речевой деятельности, дают представление использования конкретных речевых моделей. Аутентичных текстов много, в данной статье мы остановимся на художественных.
Выбор текста в первую очередь зависит от уровня владения языком читателя. Но это не значит, что работу с аутентичными текстами начинают только на продвинутом уровне. Работу с подобным материалом нужно начинать сразу. Мы будем ориентироваться на базовый уровень, поскольку данная аудитория является у нас преобладающей.
При работе с данной аудиторией мы должны помнить, что, в первую очередь, художественный текст должен обладать интересным сюжетом, кульминацией. Ситуация, описываемая в тексте, должна быть знакомой учащемуся, в этом случае у него возникает интерес к обсуждению поднятой в тексте проблемы. Для понимания текста учащийся должен понять авторскую стратегию. Если согласованности в позициях читателя и автора не наблюдается, то читатель, к примеру, может упустить важный момент или трактовать произведение иначе.
Задача преподавателя при прочтении текста состоит в том, чтобы помочь разглядеть знаки, скрытые от глаз читателя, который не является носителем языка. Кроме этого, трактовка текста во многом зависит не только от жизненного опыта читателя, но и от культурных особенностей его страны, воспитания. К примеру, на уроках чтения русской прозы при обсуждении поступка Анны Карениной (со студентами-филологами) некоторым студентам её поступок оказался непонятен, они даже осудили её, другие в свою очередь -поддержали.
В работе с нашей целевой аудиторией мы используем традиционный метод: от сюжета к языку. Но при изучении поэзии действенным оказался обратный метод. К примеру, знакомство с творчеством Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой мы начали с прослушивания их стихотворений. На наш взгляд, эмоциональное восприятие текста позволяет иностранцу развивать логическое, творческое мышление, безусловно, развивать и выполнять коммуникативную функцию.
® Макарова М.Д., Богачёва А.В., 2017 г.
Мы проводим минимальную адаптацию текста. Трудные моменты, встречающиеся в нём, мы стараемся рассмотреть в предтекстовой работе и в процессе чтения. Мы должны понимать, что данный уровень владения языком не позволяет учащемуся оценить язык как таковой, его метафоричность, образность.
Итак, работа с художественным текстом включает в себя три этапа: предтекстовую, притекстовую и послетекстовую работу.
Предтекстовая работа. На данном этапе работы с художественным текстом мы предлагаем учащимся посмотреть презентацию о жизни и творчестве писателя, сделав при этом акцент на фактах, которые могли бы заинтересовать данную аудиторию: забавная история из детства, история любви, службы и пр. При чтении классической литературы, как правило, учащиеся если и не читали произведение, то слышали о нём. Также мы уделяем внимание названию произведения, просим подумать, почему автор так его назвал. Пример предтекстовой работы: Знакомо ли Вам имя М.Ю. Лермонтова? Как Вы понимаете название романа? Кого мы можем назвать героем? «Наше время» - время М.Ю. Лермонтова или нас с вами? Каким должен быть герой нашего времени? Опишите его. Сколько ему должно быть лет, чем он занимается, интересуется?
Притекстовая работа. Задача преподавателя в ходе работы - разделить текст на фрагменты таким образом, чтобы в каждом были некие ситуации, герои, описание внешности, интерьера, природы - всё то, о чём учащийся сможет рассказать; также преподавателю необходимо постоянно обращать внимание на ключевые моменты. Если в нашем фрагменте встречается незнакомое слово, мы стараемся, чтобы учащийся смог понять его значение, а потом и смысл, через контекст, словообразовательную цепь, другие части речи. В процессе чтения к учащимся нужно непрерывно обращаться, заставлять их подумать, представить, поделиться своим мнением, эмоциями.
Иллюстрация данного типа работы. Прочитаем фрагмент романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов. <...> Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. <...> С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трёх лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. <...> Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке, так, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - <...>Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. <...> Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.
Задания к данному фрагменту. Как Вы думаете, из какой семьи наш герой: богатой/бедной? Где живёт наш герой, какой у него образ жизни (он работает, учится, служит, ...)? О чём говорит нам фраза «сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов»? Как Вы думаете, почему представление о возрасте героя разное? Как Вы понимаете фразу «в его улыбке было что-то детское»? Это хорошо? О чём это говорит? Нравится ли Вам сопоставление внешности героя с породистой лошадью? Что значит «вздёрнутый нос», охарактеризуйте людей, о которых так говорят. Кто, по-вашему, «светская женщина»? Почему наш герой нравится таким женщинам? Скажите, описание героя и ваше имеют общее, в чём? Что значит слово «походка»? На какой глагол движения оно похоже? Как Вы думаете, что может быть «крепким»? Составьте словосочетания. Как Вы понимаете словосочетание «глубокая грусть»? Составьте словосочетания со словом «глубокий». О чём говорит ленивая походка? Как это характеризует человека? Как Вы поняли словосочетание «ослепительная белизна», дайте
синонимы. Дайте антонимы к словам «смеяться, небрежный, грусть». Подберите синонимы к словам ««оригинальный, стройный, заключение».
Послетекстовая работа. На данном этапе работы мы просим учащихся сделать вывод, высказать своё мнение, эмоции и чувства, начать дискуссию. Хотели бы Вы познакомиться с этим героем в реальной жизни? Как Вы думаете, кто он, герой нашего с вами времени?
Задания ко второму фрагменту. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, -меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать. Что вы можете сказать о характере героя, его главных качествах? Объяснение героя помогают нам лучше понять его? Найдите в данном фрагменте все антонимичные пары. Как Вы понимаете выражение «ставить кого-то ниже» в данном контексте? Как Вы понимаете значение слова « выучился»?
Сейчас существует множество экранизаций классики. Мы находим описываемый фрагмент, просматриваем его и просим сравнить, высказать мнение о том, что понравилось, что нет, так ли учащиеся представляли себе героев. Кроме этого, мы проводим работу над лексикой в форме подбора синонимов, антонимов. Она также может выполняться дома - всё зависит от количества времени.
В данной статье мы рассмотрели фрагмент урока по чтению художественных текстов на примере фрагмента романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Данная работа с текстом не требует от читателя знания текста всего произведения, но мы надеемся, что побудит его к прочтению; не требует обширных знаний об эпохе и истории России. Мы можем сделать вывод, что чтение аутентичных текстов возможно на любом уровне владения языком, главное - привлечь при работе с текстом уже имеющиеся умения и знания учащихся, помочь им преодолеть трудности, которые неизбежны, побудить к прочтению всего произведения.
Литература
1. Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке? СПб.: Златоуст, 2001, 264 с.
2. Кулибина Н.В. Образность русского художественного текста в лингвострановедческом рассмотрении // Художественный текст как объект лингвострановедческого анализа. М.: Изд-во ИРЯ им. Пушкина, 1957, С. 36-49.
3. Методика преподавания русского языка как иностранного / под ред. А.Н. Щукина. М.: Высш. шк., 2005, 334 с.