Научная статья на тему 'ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА ИЗ РОМАНА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ")'

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА ИЗ РОМАНА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА С ТЕКСТОМ / АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ / AUTHENTIC TEXT / СЮЖЕТ / ПРОБЛЕМА / ОБРАЗНОСТЬ / RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN ONE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макарова М.Д., Богачёва А.В.

Статья посвящена вопросам использования аутентичных текстов на примере текстов художественной литературы на уроках по русскому языку как иностранному; работе с художественным текстом на конкретном примере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Макарова М.Д., Богачёва А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА ИЗ РОМАНА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ")»

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА ИЗ РОМАНА М.Ю.

ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Макарова М.Д., Богачёва А.В. ®

Ассистент; доцент, канд. пед. наук, Институт филологии и журналистики Национальный исследовательский университет им. Н.И. Лобачевского

Аннотация

Статья посвящена вопросам использования аутентичных текстов на примере текстов художественной литературы на уроках по русскому языку как иностранному; работе с художественным текстом на конкретном примере.

Ключевые слова: аутентичный текст, работа с текстом, сюжет, проблема, образность. Keywords: Russian language as a foreign one, authentic text.

Использование аутентичных текстов является неотъемлемым компонентом обучения речевому общению в языковом учебном процессе. Под аутентичными текстами мы понимаем те тексты, которые созданы носителями языка для носителей языка. Почему же столь важно включать их в образовательный процесс? Именно аутентичные тексты показывают конкретные языковые единицы, речевые модели и пр., использованные в тех или иных ситуациях, при этом мы наблюдаем это в реальных естественных условиях. Следовательно, аутентичные тексты расширяют словарный запас читателя, развивают его умения речевой деятельности, дают представление использования конкретных речевых моделей. Аутентичных текстов много, в данной статье мы остановимся на художественных.

Выбор текста в первую очередь зависит от уровня владения языком читателя. Но это не значит, что работу с аутентичными текстами начинают только на продвинутом уровне. Работу с подобным материалом нужно начинать сразу. Мы будем ориентироваться на базовый уровень, поскольку данная аудитория является у нас преобладающей.

При работе с данной аудиторией мы должны помнить, что, в первую очередь, художественный текст должен обладать интересным сюжетом, кульминацией. Ситуация, описываемая в тексте, должна быть знакомой учащемуся, в этом случае у него возникает интерес к обсуждению поднятой в тексте проблемы. Для понимания текста учащийся должен понять авторскую стратегию. Если согласованности в позициях читателя и автора не наблюдается, то читатель, к примеру, может упустить важный момент или трактовать произведение иначе.

Задача преподавателя при прочтении текста состоит в том, чтобы помочь разглядеть знаки, скрытые от глаз читателя, который не является носителем языка. Кроме этого, трактовка текста во многом зависит не только от жизненного опыта читателя, но и от культурных особенностей его страны, воспитания. К примеру, на уроках чтения русской прозы при обсуждении поступка Анны Карениной (со студентами-филологами) некоторым студентам её поступок оказался непонятен, они даже осудили её, другие в свою очередь -поддержали.

В работе с нашей целевой аудиторией мы используем традиционный метод: от сюжета к языку. Но при изучении поэзии действенным оказался обратный метод. К примеру, знакомство с творчеством Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой мы начали с прослушивания их стихотворений. На наш взгляд, эмоциональное восприятие текста позволяет иностранцу развивать логическое, творческое мышление, безусловно, развивать и выполнять коммуникативную функцию.

® Макарова М.Д., Богачёва А.В., 2017 г.

Мы проводим минимальную адаптацию текста. Трудные моменты, встречающиеся в нём, мы стараемся рассмотреть в предтекстовой работе и в процессе чтения. Мы должны понимать, что данный уровень владения языком не позволяет учащемуся оценить язык как таковой, его метафоричность, образность.

Итак, работа с художественным текстом включает в себя три этапа: предтекстовую, притекстовую и послетекстовую работу.

Предтекстовая работа. На данном этапе работы с художественным текстом мы предлагаем учащимся посмотреть презентацию о жизни и творчестве писателя, сделав при этом акцент на фактах, которые могли бы заинтересовать данную аудиторию: забавная история из детства, история любви, службы и пр. При чтении классической литературы, как правило, учащиеся если и не читали произведение, то слышали о нём. Также мы уделяем внимание названию произведения, просим подумать, почему автор так его назвал. Пример предтекстовой работы: Знакомо ли Вам имя М.Ю. Лермонтова? Как Вы понимаете название романа? Кого мы можем назвать героем? «Наше время» - время М.Ю. Лермонтова или нас с вами? Каким должен быть герой нашего времени? Опишите его. Сколько ему должно быть лет, чем он занимается, интересуется?

Притекстовая работа. Задача преподавателя в ходе работы - разделить текст на фрагменты таким образом, чтобы в каждом были некие ситуации, герои, описание внешности, интерьера, природы - всё то, о чём учащийся сможет рассказать; также преподавателю необходимо постоянно обращать внимание на ключевые моменты. Если в нашем фрагменте встречается незнакомое слово, мы стараемся, чтобы учащийся смог понять его значение, а потом и смысл, через контекст, словообразовательную цепь, другие части речи. В процессе чтения к учащимся нужно непрерывно обращаться, заставлять их подумать, представить, поделиться своим мнением, эмоциями.

Иллюстрация данного типа работы. Прочитаем фрагмент романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов. <...> Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. <...> С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трёх лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. <...> Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке, так, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - <...>Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. <...> Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.

Задания к данному фрагменту. Как Вы думаете, из какой семьи наш герой: богатой/бедной? Где живёт наш герой, какой у него образ жизни (он работает, учится, служит, ...)? О чём говорит нам фраза «сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов»? Как Вы думаете, почему представление о возрасте героя разное? Как Вы понимаете фразу «в его улыбке было что-то детское»? Это хорошо? О чём это говорит? Нравится ли Вам сопоставление внешности героя с породистой лошадью? Что значит «вздёрнутый нос», охарактеризуйте людей, о которых так говорят. Кто, по-вашему, «светская женщина»? Почему наш герой нравится таким женщинам? Скажите, описание героя и ваше имеют общее, в чём? Что значит слово «походка»? На какой глагол движения оно похоже? Как Вы думаете, что может быть «крепким»? Составьте словосочетания. Как Вы понимаете словосочетание «глубокая грусть»? Составьте словосочетания со словом «глубокий». О чём говорит ленивая походка? Как это характеризует человека? Как Вы поняли словосочетание «ослепительная белизна», дайте

синонимы. Дайте антонимы к словам «смеяться, небрежный, грусть». Подберите синонимы к словам ««оригинальный, стройный, заключение».

Послетекстовая работа. На данном этапе работы мы просим учащихся сделать вывод, высказать своё мнение, эмоции и чувства, начать дискуссию. Хотели бы Вы познакомиться с этим героем в реальной жизни? Как Вы думаете, кто он, герой нашего с вами времени?

Задания ко второму фрагменту. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, -меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать. Что вы можете сказать о характере героя, его главных качествах? Объяснение героя помогают нам лучше понять его? Найдите в данном фрагменте все антонимичные пары. Как Вы понимаете выражение «ставить кого-то ниже» в данном контексте? Как Вы понимаете значение слова « выучился»?

Сейчас существует множество экранизаций классики. Мы находим описываемый фрагмент, просматриваем его и просим сравнить, высказать мнение о том, что понравилось, что нет, так ли учащиеся представляли себе героев. Кроме этого, мы проводим работу над лексикой в форме подбора синонимов, антонимов. Она также может выполняться дома - всё зависит от количества времени.

В данной статье мы рассмотрели фрагмент урока по чтению художественных текстов на примере фрагмента романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Данная работа с текстом не требует от читателя знания текста всего произведения, но мы надеемся, что побудит его к прочтению; не требует обширных знаний об эпохе и истории России. Мы можем сделать вывод, что чтение аутентичных текстов возможно на любом уровне владения языком, главное - привлечь при работе с текстом уже имеющиеся умения и знания учащихся, помочь им преодолеть трудности, которые неизбежны, побудить к прочтению всего произведения.

Литература

1. Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке? СПб.: Златоуст, 2001, 264 с.

2. Кулибина Н.В. Образность русского художественного текста в лингвострановедческом рассмотрении // Художественный текст как объект лингвострановедческого анализа. М.: Изд-во ИРЯ им. Пушкина, 1957, С. 36-49.

3. Методика преподавания русского языка как иностранного / под ред. А.Н. Щукина. М.: Высш. шк., 2005, 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.