Научная статья на тему 'ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
эмоциональная отзывчивость / художественные произведения / развитие / особенности / дошкольный возраст / осмысленное чтение / emotional responsiveness / artistic works / development / features / preschool age / meaningful reading

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетникова Е.В.

В статье рассматривается вопрос организации нравственного воспитания детей. Раскрывается содержание и структура понятия «эмоциональная отзывчивость». Обосновывается актуальность развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Определяется роль чтения художественных произведений героической тематики в качестве средства развития эмоциональной отзывчивости в старшем дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Решетникова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING HEROIC-THEMEDWORKS OF ART AS MEANS OF DEVELOPING EMOTIONAL RESPONSIVENESS IN SENIOR PRESCHOOL AGE

The article considers the issue of the organization of moral education of children. The content and structure of the concept of "emotional responsiveness" are revealed. The relevance of the development of emotional responsiveness in older preschool children is substantiated. The role of reading heroic-themed works of fiction as a means of developing emotional responsiveness in older preschool age is determined.

Текст научной работы на тему «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 37

Решетникова Е.В.

педагог-психолог Детский сад «Улыбка» (г. Сосновка, Россия)

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос организации нравственного воспитания детей. Раскрывается содержание и структура понятия «эмоциональная отзывчивость». Обосновывается актуальность развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Определяется роль чтения художественных произведений героической тематики в качестве средства развития эмоциональной отзывчивости в старшем дошкольном возрасте.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, художественные произведения, развитие, особенности, дошкольный возраст, осмысленное чтение.

Особенностью дошкольного возраста является необычайная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира. В этой связи актуализируется задача обогащения чувственного опыта ребенка на основе эмоционального переживания и чувства эмоциональной отзывчивости на содержание художественных произведений героической тематики. Под обогащением чувственного опыта понимается специальное педагогически организованное расширение эмоциональной сферы ребенка за счет формирования у него умения понимать смысл произведения и отзываться на его события. Эмоциональный отклик на героическую тематику произведения побуждает ребенка испытывать все многообразие чувств, которые он способен

пережить в процессе восприятия художественного произведения в силу своих возрастных особенностей [1].

Развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста - актуальная проблема теории и практики эстетического развития дошкольников. Эмоциональная отзывчивость является необходимым условием восприятия художественного произведения, способствующим пониманию эмоционального содержания произведения во всех видах искусства. Эмоциональная отзывчивость у старших дошкольников при восприятии художественных произведений представляет взаимосвязанный процесс переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение, обусловливающего понимание его эмоционального содержания [2].

Старший дошкольный возраст является «переходным» к использованию художественных произведений, как средства развития эмоционального отношения к литературным героям, отрицательным и положительным поступкам и их последствиям. В этом возрасте начинается понимание мотивов поступков героев, появляется отклик на эмоциональное состояние персонажей и желание помочь им.

Результатом данной образовательной работы должно стать осмысленное чтение и понимание мотивов персонажей литературного произведения и авторского посыла, появление способности испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Общими методами работы являются, чтение художественной литературы, сопроводительная беседа, повторное прочтение, рассуждение, пересказ.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

Ими разработано несколько критериев:

Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги.

Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык.

Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт.

Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.

Конкретные педагогические задачи.

Круг детского чтения составляют художественные произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг [3, 4].

П.М. Якобсон писал, что процесс восприятия художественного произведения предполагает непосредственное эмоциональное переживание и постижение логики развития сюжета произведения.

Восприятие художественного произведения - это процесс внутренней деятельности, в которой участвуют воображение, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную роль в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

Все вышеуказанное можно обобщить и сделать следующий вывод: усложнение задач образовательной работы с художественными произведениями происходит в соответствии с особенностями возрастного

периода ребенка. Планируемые результаты напрямую связаны с поставленными задачами и имеют огромное значение в становлении личности ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Использование педагогом разнообразных методов и форм организации образовательной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей, накапливаться опыт восприятия и осмысления различных по характеру художественных произведений героической тематики, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. А эмоциональная отзывчивость на художественные произведения героической тематики , связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать и сопереживать другому человеку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды. - М., 1986. - С. 26;

2. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 96 с.;

3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 410 с.;

4. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Груздова. - М.,1998. - 16 с

Reshetnikova E.V.

Kindergarten "Smile" (Sosnovka, Russia)

READING HEROIC-THEMED WORKS OF ART AS MEANS OF DEVELOPING EMOTIONAL RESPONSIVENESS IN SENIOR PRESCHOOL AGE

Abstract: the article considers the issue of the organization of moral education of children. The content and structure of the concept of "emotional responsiveness" are revealed. The relevance of the development of emotional responsiveness in older preschool children is substantiated. The role of reading heroic-themed works of fiction as a means of developing emotional responsiveness in older preschool age is determined.

Keywords: emotional responsiveness, artistic works, development, features, preschool age, meaningful reading.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.