Трибуна молодых
УДК 02 ББК 78.303
ЧТЕНИЕ БИБЛИОТЕКАРЯ-ПРОФЕССИОНАЛА
© В.Н. Павлюк, 2007
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15
Очерчивается круг проблем, которые необходимо решать в сфере чтения библиотекаря-профессионала для повышения уровня его образования.
Ключевые слова: библиотекарь, читатель, чтение.
Существует формула: качество любой работы зависит от уровня профессионализма ее исполнителя. Чем выше профессионализм, тем лучше качество. В сегодняшнем быстротечном мире современных технологий любую профильную деятельность должен осуществлять только профессионал. Дело в том, что существует общий закон эффективной и рациональной деятельности: профессионал должен знать больше непрофессионала (народное понятие - «дело мастера боится»).
В каждой деятельности этот закон приобретает свои конкретные очертания. Но есть такие виды работы, где действия непрофессионала особенно губительны. Это виды деятельности, которые относятся к группе «человек-человек»: библиотекари, педагоги, воспитатели, журналисты и т. п.
Библиотечная профессия объединяет два типа профессий, которые можно выразить формулами «человек - человек» и «человек - знаковые системы», в единый интегрированный тип «человек -знаковые системы - человек», поскольку библиотечная работа относится к сфере социальных коммуникаций [2].
Деятельность каждого библиотекаря, обслуживающего читателя, впрочем, как и представителя любой другой профессии группы «человек-человек», должна быть основана на определенной научной теории. Каждый библиотекарь-профессионал обязан обладать определенным набором функциональных умений и навыков, требующихся для работы в сфере библиотечного дела. Определенные
Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит.
Катон Старший (234-149 гг. до н. э.)1
стандартные требования в области профессиональной деятельности предъявляются к каждому [4].
Одним из общепризнанных путей повышения профессионального уровня является чтение. К теме чтения библиотекаря и библиотечной профессии в России обращались в то время, когда формировалась профессия библиотекаря, начал выходить журнал «Библиотекарь» (1910). Л.Б. Хавкина открыла при Университете им. А.Л. Шанявского в Москве первые в стране библиотечные курсы (1913 г.). Вопросы чтения обсуждались на различных форумах. Так, известно выступление А.Э. Ра-бина на Межвузовской научно-практической конференции, посвященной 50-летию советской власти (7-8 декабря 1967 г.) - «Некоторые вопросы культуры и стиля работы советского библиотекаря» [8, с. 43]. В 1985 г. Л.И. Шматовой в Ленинградском ордена Дружбы народов государственном институте культуры им. Н. К. Крупской была защищена кандидатская диссертация на тему «Развитие культуры чтения библиотекаря» [10]. В 1986 г. в том же вузе К.Н. Артёменко защитила кандидатскую диссертацию на тему «Профессиональное чтение библиотекарей: состояние, управление, методическое обеспечение» [1]. Тему чтения библиотекарей исследуют Г.А. Райкова [7] (Российская государственная библиотека), Е.К. Высоцкая и О.С. Либова (Российская национальная библиотека), В.С. Крейденко (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств) и др.
1 Катон Дионисий. Краткие правила и двустишия о нравах, писанные сыну. - М., 1792. - Кн. 1. - Цит. по: Крейденко, В. С. Чтение библиотекарей: значение, нерешенные вопросы // Что мы читаем? Какие мы? : сб. науч. тр. - СПб., 1996. - Вып. 2. -С. 9-22.
Чтение библиотекаря - одна из проблем библиотековедения, выходящая на личность библиотекаря как читателя.
В связи с этим чтение библиотекаря должно рассматриваться в двух направлениях. Оно должно предполагать:
1) знание документального потока в сфере библиотечно-библиографической деятельности и способов его освоения, обеспечивающих информационную базу для выполнения любых функций библиотеки;
2) читательское развитие личности библиотекаря в целом, способное обеспечить рациональное и высокопродуктивное освоение документального потока в сфере профессиональной и непрофессиональной деятельности тех категорий читателей, которые нуждаются в этом и чтение которых организует библиотекарь по их желанию специфическими профессиональными методами [2].
Профессиональное чтение включает:
1) чтение деловое, т.е. вытекающее из необходимости решения конкретных задач, диктуемых каждодневной профессиональной деятельностью библиотекаря;
2) чтение на перспективу;
3) чтение, расширяющее общий кругозор, знание смежных областей, которое может быть востребовано в будущем при работе со специалистами различных отраслей - посетителями библиотеки [9].
Какие специфические особенности чтения библиотекаря превращают его чтение в «инструмент профессии»?
Это то, что библиотекарь должен:
1) уметь читать так, чтобы совмещать в себе и читателя, и исследователя;
2) читая книгу «для себя», думать о тех, кому он будет эту книгу рекомендовать, кому она будет полезной;
3) читая книгу, быть профессионально объективным;
4) уметь предвидеть читательский спрос на новую литературу.
Особенностью современной библиотечной практики является внедрение компьютерной техники. В связи с этим библиотекарь как читатель должен разбираться в достоинствах и недостатках традиционной книги, а также источников информации, предоставляемых обществу новой коммуникативной средой [3, 9].
В условиях автоматизации библиотечно-информационных процессов и внедрения новых информационных технологий качество профессионального чтения библиотекаря играет важную роль в профессиональной деятельности, во многом определяет ее эффективность и требует со стороны различных систем библиотечного образования более пристального внимания. Тому много причин.
Среди них - постоянный рост объема информационной продукции, обусловливающий проблему функциональной грамотности; разнообразие носителей информации, увеличение в фондах доли аудио- и видеокассет, дискет, компакт-дисков, а следовательно - включение в технологический процесс компьютеров. То есть возникает потребность в «компьютерно-грамотных» библиотекарях. Более того, библиотекаря нельзя назвать полноценным читателем, если эта грамотность не стала неотъемлемой частью его читательской деятельности. Причем он должен владеть этими знаниями настолько хорошо, чтобы появилась возможность сделать их достоянием каждого пользователя библиотеки, которому, как и библиотекарю, предстоит все больше и больше погружаться в мир, до предела насыщенный электроникой.
Растет потребность в специалистах, которые могут выполнять функции референтов фирм, информационных менеджеров, информационных посредников, библиотекарей-когнитологов, библио-текарей-психологов и т. д.
Для этого библиотекарям необходимо нетолько иметь высокий уровень читательского мастерства, но и знать теорию и методику освоения специализированного документального потока, обладать психосемиотико-коммуникативной культурой, быть готовыми оказывать читателям различную помощь вплоть до организации психологической поддержки интеллектуально-информационной деятельности на инновационной основе.
В конечном счете - это школа развития интеллекта и психосемиотико-коммуникативной культуры личности, «ключевое» сущностное свойство, определяющее его профессиональную пригодность и возможности успешно трудиться. Это «читательское лицо» библиотекаря.
Понятие «читательское лицо» включает и раскрывает такие моменты, как:
• знание истории, теории, методики, технологии и организации рационального чтения;
• владение основами гигиены чтения;
• культура чтения [4].
Библиотекарь обязан знать значительно больше книг, чем самые начитанные читатели его библиотеки, т.е. быть информированным о более широком круге изданий, как имеющихся в библиотеке, так и находящихся за ее пределами. Современная ситуация свидетельствует об изменениях в библиотечном деле. Библиотекари должны быть в курсе всех инноваций.
Заметно, что в последнее время меняется сама модель профессионального чтения. То, что раньше было кругом чтения для узких специалистов, сейчас входит в число необходимой литературы для библиотекаря, особенно работающего в крупной научной библиотеке.
Проблема библиотекаря состоит в том, что у него не всегда достаточно времени, которое он мог бы выделить для своего образования и чтения новой литературы. Подготовка к работе по удовлетворению потребностей читателей в книгах и других источниках информации и знаний сегодня в значительной степени осуществляется за счет свободного времени библиотекаря.
Выход из этой ситуации заключается в ежедневной работе библиотекаря над своим читательским мастерством, которое повышается путем:
а) постоянного изучения теории чтения и овладения умениями и навыками рационального чтения. Такое чтение является для библиотекаря основным профессиональным «инструментом»;
б) активного овладения специальными дополнительными библиотечными способами чтения и использования их.
Рациональное чтение - это сознательное научное применение закономерностей процесса чтения и его целесообразная организация для достижения наиболее эффективного восприятия и обработки информации. Иными словами, рациональное чтение позволяет в кратчайшие сроки с наименьшими затратами времени воспринять и усвоить максимум информации в соответствии с целью чтения [6].
Таким образом, проблема чтения и одна из ее важных частей - чтение библиотекаря - наиболее значимая и емкая, непосредственно связанная с сутью библиотечной деятельности, так как «в библиотеке все начинается с читателя и все возвращается к нему» [5].
Чтение - это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Существование библиотеки - это развитие читательской деятельности ее пользователей. Библиотека - древнейший общественный институт, неотъемлемая часть современной культуры имеет возможности, используя новые подходы и технологии, успешно преодолевать многие проблемы чтения.
При любом аспекте рассмотрения данной проблемы в библиотечных целях она обязательно выходит на личность библиотекаря как читателя, разумеется, не умаляя других важных личностных и профессиональных качеств, прямо или косвенно связанных с рассматриваемым здесь профессионализмом библиотекаря, а также необходимых для эффективного общения библиотекаря с пользователями.
Каким читателем должен быть сам библиотекарь, особенно работающий в отделе обслуживания крупной научной библиотеки, чтобы иметь моральное право быть советчиком и помощником у пользователей в выборе ими книг для чтения и изучения, а в глазах пользователей, посещающих
библиотеку, - считаться признанным авторитетом в «читательских делах»? [4]. В круг интересов библиотекарей обязательно должно входить и то, что интересует пользователя, и литература в области библиотечного дела.
Так, в Государственной публичной научнотехнической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) -крупнейшей научной библиотеке Азиатского региона - учебно-методической базой для библиотечных специалистов являются библиотечноинформационные ресурсы учебно-методического кабинета библиотековедения (УМКБ). Кабинет формирует фонд по библиотековедению, библиографоведению, книговедению, информатике, библиотечно-информационной деятельности (на основе обязательного экземпляра произведений печати), в том числе фонд неопубликованных материалов, занимается его раскрытием и пропагандой -в фонде кабинета хранится свыше 17 тыс. единиц печатных изданий. Здесь представлена отечественная и иностранная литература - книги, периодические и продолжающиеся издания, авторефераты диссертаций, диссертации сотрудников библиотеки и диссертации, защищенные в диссертационном совете при ГПНТБ СО РАН (специальность «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»), ГОСТы системы «СИБИД» и др. УМКБ ведет библиотечно-информационное обслуживание читателей; формирует библиографические базы данных по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и библиотечноинформационной деятельности; его ресурсы являются основой для проведения научно-исследовательской и методической работы по профилю библиотечной деятельности; это класс для проведения всех обучающих мероприятий ГПНТБ СО РАН. Он входит в сектор непрерывного образования (Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования) отдела научноисследовательской и методической работы библиотеки. Сектор занимается организацией деятельности системы непрерывного библиотечного образования на уровне региона и формированием фактографических, полнотекстовых баз данных, учебно-методических комплексов профильной тематики.
Именно в учебно-методическом кабинете осуществляется чтение библиотекаря-профессионала. В этих целях здесь регулярно организуются профильные тематические выставки литературы по актуальным проблемам библиотековедения, книговедения, библиографоведения, в том числе наиболее востребованные - по экономике библиотечного дела, новым информационным технологиям.
Организация книжной выставки преследует цель пробудить и закрепить интерес к книге, теме,
к какому-то важному вопросу, увеличить спрос на литературу по данной теме и по отрасли знания в целом.
Целью выставки является продвижение к пользователю лучшей литературы либо путем информирования читателей о новых книгах, получивших широкую популярность, либо путем подбора наиболее ценных книг по определенному вопросу или тематике.
Выставка новых поступлений экспонирует книги, журналы, объединенные по формальному признаку: времени выхода в свет и поступления в библиотеку. Выставка необходима для того, чтобы читатель-специалист своевременно получил необходимую информацию о новинках в области библиотечно-информационной деятельности.
Ведется здесь и календарь знаменательных дат, представляющий материалы к памятным и юбилейным датам выдающихся деятелей в области библиотечно-информационной деятельности.
Постоянно функционирует выставка иностранных журналов по библиотечному делу и информатике. С нашей точки зрения, современный квалифицированный библиотекарь должен знать о зарубежных библиотечных новациях.
Данные выставки позволяют библиотекарю быть подготовленным, начитанным в сфере библиотечно-информационной деятельности. Начитанность библиотекаря отличается от объема, прочитанного пользователем, качеством приобретаемых знаний и их систематичностью [4].
Сегодня крайне необходимо серьезное научное исследование чтения библиотекарей ГПНТБ СО РАН и дальнейшая разработка учебной программы по курсу «Чтение библиотекаря-профессионала»,
обучение по которой возможно организовать в рамках действия системы дополнительного профессионального образования, а именно деятельности Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования. Это задача на ближайшее будущее.
Список литературы
1. Артёменко, К. Н. Профессиональное чтение библиотекарей: состояние, управление, методическое обеспечение : автореф. дис. ... канд. пед. наук / К. Н. Артёменко. - Л., 1986. - 17 с.
2. Бородина, В. А. Профессиональное чтение библиоте-каря-библиографа: вузовский курс // Библиотековедение. - 1996. - № 4/5. - С. 80-86.
3. Кирмайер, М. Мультимедия : пер. с нем. / М. Кир-майер. - СПб., 1994. - 185 с.
4. Крейденко, В. С. Чтение библиотекарей: значение, нерешенные вопросы // Что мы читаем? Какие мы? -СПб., 1996. - Вып. 2. - С. 9-22.
5. Крейденко, В. С. Библиотечно-библиографическое обслуживание читателей : альбом нагляд. материалов / В. С. Крейденко, А. Т. Ужовский. - СПб., 1992. -44 с.
6. Лёзер, Ф. Рациональное чтение : более быстрое и основат. : пер. с нем. / Ф. Лёзер. - М., 1980. - 160 с.
7. Райкова, Г. А. Профессиональное чтение современного библиотекаря (по итогам исследования) // Библиотековедение. - 2О04. - № 5. - С. 63-70.
8. Сукиасян, Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование : сб. ст. и докл. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 448 с.
9. Хайцева, Л. Б. Чтение библиотекарей : (по материалам науч.-практ. конф. в Ставрополе) // Мир библиотек сегодня. - М., 1995. - Вып. 3. - С. 45-53.
10. Шматова, Л. И. Развитие культуры чтения библиотекаря : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. И. Шматова. - Л., 1985. - 16 с.
Материал поступил в редакцию 13.03.2007 г.
Сведения об авторе: Павлюк Валентина Николаевна - главный библиотекарь
отдела научно-исследовательской и методической работы, тел.: (383) 266-75-21, доп. 165, e-mail:[email protected]
бВ