Научная статья на тему 'ЧОДОН П. ОРАКУЛ НЕЧУНГА И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ТИБЕТСКОЙ ДИАСПОРЫ'

ЧОДОН П. ОРАКУЛ НЕЧУНГА И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ТИБЕТСКОЙ ДИАСПОРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИБЕТСКАЯ ДИАСПОРА / ФОРМИРОВАНИЕ ТИБЕТСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ИНСТИТУТ ОРАКУЛОВ ТИБЕТА / ЭССЕНЦИАЛИЗМ / ОРАКУЛ НЕЧУНГА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧОДОН П. ОРАКУЛ НЕЧУНГА И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ТИБЕТСКОЙ ДИАСПОРЫ»

ЧОДОН П. ОРАКУЛ НЕЧУНГА И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ТИБЕТСКОЙ ДИАСПОРЫ.

CHOEDON P. The Nechung Oracle and the Construction of Identity in the Tibetan Diaspora // Asian Ethnology. - 2021. - Vol. 80, N 2. -P. 391-412. - URL: https://www.jstor.org/stable/48634119

Ключевые слова: тибетская диаспора; формирование тибетской идентичности; институт оракулов Тибета; эссенциализм; Оракул Нечунга.

Keywords: Tibetan diaspora; formation of Tibetan identity; institution of Tibetan oracles; essentialism; Oracle of Nechung.

Для цитирования: Петрухина Д.В. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5 : История. -Москва : ИНИОН РАН, 2022. - № 4. - С. 198-201. Реф. ст.: Choedon P. The Nechung Oracle and the Construction of Identity in the Tibetan Diaspora // Asian Ethnology. - 2021. - Vol. 80, N 2. - P. 391-412.

Статья Пемы Чодон, выпускницы Университета им. Дж. Неру, посвящена исследованию, которое она провела в рамках гран-тового проекта Эстонского научного Совета и Европейского Фонда региональных исследований. Чодон провела опрос 68 тибетцев, проживающих в разных частях света: от Индии до Северной Америки. Теоретическим фундаментом исследования стали работы ученых, изучавших население Тибета в целом и феномен тибетских оракулов в частности.

В центре внимания автора находится статус оракула Нечунга и роль, которую ему отводят тибетцы, отправившиеся в изгнание вслед за Далай-ламой. Оракул Нечунга, объявленный Государственным оракулом Тибета, в настоящее время исполняет две функции: оказание ритуальных консультаций тибетской администрации в изгнании и олицетворение культуры тибетской диаспоры.

Для тибетцев, рассеянных по всему миру, большое значение имеет сохранение этнической идентичности и культуры. Проживая вдали от своей этнической территории (Тибетского нагорья), они сформировали для себя комплекс определяющих их культуру маркеров, приверженность которым будет способствовать ее сохранению. Одним из таких маркеров стал оракул Нечунга.

Сегодня не все тибетцы едины в этом выборе. В 2016 г. в Парламенте Тибета в изгнании был поднят вопрос о целесообразности продолжения практики обращения к оракулу Нечунга. Одним из весомых аргументов выступающего явилась принадлежность этого оракула к конкретной буддийской традиции, которой придерживается только часть тибетцев. Несмотря на этот факт, большинство представителей диаспоры вышли на митинги и осудили высказавшегося депутата (с. 293). Подобная реакция обусловлена историей взаимоотношений оракула Нечунга и Далай-ламы.

С древних времен в Тибете существует два вида оракулов -людей, впадающих в транс вследствие их одержимости божественной сущностью. В местных оракулов вселяются локальные божества и низкоуровневые духи природы, к которым люди приходят за удачей, бытовыми советами, прогнозами погоды и за защитой от злых духов. Высокопоставленные оракулы (кутены) являются вместилищами главных божеств и могут предсказывать условия реинкарнации духовных лидеров (лам) и давать советы в политике. При этом в обеих группах оракулов есть как мужчины, так и женщины.

У всех оракулов контакт с духом происходит схожим образом: отмечается резкое изменение тембра голоса и манеры поведения, наблюдаются признаки высокой физической нагрузки, повышенное потоотделение, судороги, закатывание глаз, пеноотделение изо рта, прилив сил. Традиционно мистерии транса предшествуют ритуальные воззвания и жертвоприношения различным божествам.

В настоящее время Правительство в изгнании пользуется услугами трех высоких оракулов: Нечунга, Гадонга и Церинг Чен-га, среди которых первый имеет особое значение для диаспоры. Традиция обращения к оракулу Нечунга восходит к Далай-ламе V, жившему в XVII в.

Петрухина Д. В.

Современным, 14-м по счету, оракулом Нечунга является родившийся в 1957 г. Туптен Нгодуп - монах высокого ранга. Он считается вместилищем божества Дордже Дракдена - посланника Пехара (мифического предка тибетских царей). На протяжении истории оракул Нечунга играл решающую роль в поисках реинкарнации четырех Далай-лам - VI, VII, XIII и XIV. Событием, определяющим важность оракула Нечунга для всех тибетцев, стало спасение жизни Далай-ламы XIV в 1959 г., когда им был указан безопасный путь в Индию. В изгнание за своим духовным лидером тогда отправились 100 тыс. тибетцев.

Считается, что божество Нечунга (Пехар) переселилось в новый монастырь, построенный в Дарамсале после исхода Далай-ламы XIV из Тибета. С тех пор оракул Нечунга официально является «Государственным оракулом Центральной тибетской администрации», которая обращается к нему дважды в год за консультацией по политическим вопросам. Сам Далай-лама советуется с оракулом семь-восемь раз в год. В автобиографии духовный лидер отмечает, что они с оракулом Нечунга несут равную ответственность за весь Тибет, но у каждого из них свой путь: если Далай-лама - мирный лидер, то оракул - яростный защитник (с. 396).

Критика оракулов началась еще в начале XX в. с распространением среди тибетцев современного образования. Сегодня можно наблюдать большое количество иллюстраций и статей, высмеивающих оракулов. Однако в сознании многих тибетцев предсказание оракула Нечунга в 1959 г. прочно связало его с личностью Далай-ламы XIV, как следствие, отрицательное отношение к первому воспринимается как действия против последнего (с. 398).

Большая часть респондентов Чодон осудила критику оракула Нечунга в Парламенте. Тем не менее опрошенные также указали на свободу выражения мнений в демократическом обществе. Другая часть участников опроса, согласных с критическими высказываниями, указала на необходимость более мягкого выражения недовольства ради уважения чувств тех, кто верит в оракула.

Относительно статуса оракула Нечунга мнения также разделились. Большинство респондентов назвали его «защитником Далай-ламы XIV и всего Тибета» (с. 399), некоторые определили его как часть традиционной культуры. Шестая часть опрошенных не верит в оракулов, так как это нерациональная и устаревшая тради-

ция, насмешка над демократией. Некоторые из респондентов моложе 35 лет выразили доверие оракулам в личных, но не в политических вопросах.

Исследование отношения тибетцев диаспоры к местным оракулам показало, что практически никто к ним не обращается. Автор это связывает с развитием образования и медицинских услуг. Однако у населения многих труднодоступных районов Тибета нет доступа к современному здравоохранению, поэтому они вынуждены обращаться к оракулам за консультацией (с. 402).

По итогам своего исследования П. Чодон делает вывод о сохранении важной роли оракула Нечунга как культурного символа. Разрозненные части тибетской диаспоры нуждаются в элементах культуры, которые могли бы объединить их в единую общность. Оракул Нечунга, к которому обращаются с XVII в., стал для современной диаспоры общетибетской традицией, по этой причине большинство тибетцев (независимо от веры в силу оракулов), признают его высокую значимость. Другим подобным элементом, объединяющим всех тибетцев, является Далай-лама. Живущие за пределами своей исторической родины тибетцы стараются развивать общую этническую идентичность, которая помогла бы им в сохранении уникальной тибетской культуры.

Д.В. Петрухина*

Петрухина Дарья Валерьевна - научный сотрудник отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: darkamercante@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.