ЧЛЕНУ-КОРРЕСПОНДЕНТУ РАН Д.И. КОЗЛОВУ - 80 ЛЕТ
Член-корреспондент РАН Д.И. Козлов -генеральный директор - генеральный конструктор Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс», доктор технических наук, профессор, дважды Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РФ, заслуженный работник промышленности СССР, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР, лауреат Государственной премии РФ, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной Войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями.
1 июля 1941 года, будучи студентом Ленинградского военно-механического института (ЛВМИ), ушел добровольцем на фронт. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. После третьего ранения в сентябре 1944 года был демобилизован из армии, вернулся в институт и окончил его в декабре 1945 года по специальности «инженер-механик».
В 1945-1946 годах Д.И. Козлов - слушатель специальных курсов при ЛВМИ. С 1946 по 1961 год - работал в Калининграде Московской области инженером-конструктором, начальником группы завода № 88 (НИИ-88) МО СССР, ведущим конструктором, заместителем главного конструктора Опытно-конструкторского бюро 1 (ОКБ-1) Госкомитета СМ СССР по оборонной тематике. В послевоенные годы был командирован в Германию (Нордхаузен), где начал работать с С.П. Королевым. В 1951 году начал вести первую межконтинентальную баллистическую ракету Р-5, а затем, с 1953 года, знаменитую баллистическую ракету Р-7. В начале 1958 года Д.И. Козлов был направлен в Куйбышев для организации на авиационном заводе № 1 (впоследствии - завод “Прогресс”) серийного выпуска ракеты 8К71 - одной из первых модификаций Р-7. Первая серийная Р-7, изготовленная в Куйбышеве, была запущена в феврале 1959 года. С тех пор жизнь и дея-
тельность Д.И. Козлова неотделима от Самары.
С 1961 по 1974 год Д.И. Козлов - заместитель, затем первый заместитель главного конструктора ОКБ-1 (с 1967 года - Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения), начальник и главный конструктор филиала № 3 ОКБ-1 (с 1967 года - Куйбышевского филиала Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения) Министерства общего машиностроения СССР.
В 1974 году на базе Куйбышевского филиала было организовано Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) под руководством Д.И. Козлова, с 1974 по 1996 год Д.И. Козлов - начальник и главный (до 1983 года), а затем генеральный конструктор ЦСКБ, с 1996 года генеральный директор - генеральный конструктор Государственного научно-производственного ракетно-космического центра “ЦСКБ-Прогресс”.
Под руководством Д.И. Козлова создано
восемь модификаций Р-7, 21 тип спутников военного, гражданского и научного назначения, в том числе космические аппараты наблюдения, сделан огромный вклад в науку, экономику и оборону страны.
С 1962 года сменилось шесть поколений космических аппаратов наблюдения. С 1964 года на филиал N 3 ОКБ-1 возложена ответственность за развитие этого направления. Коллектив Куйбышевского филиала в тесном сотрудничестве с ведущими специалистами ОКБ-1 в конце 1969 года обеспечил разработку и запуск в производство космических аппаратов серии «Космос», положивших начало средствам национального космического контроля.
С 1968 по 1979 год на предприятии были разработаны и запущены автономные спутники «Наука». С их помощью проводилась широкая программа исследований околоземного космического пространства. На этих же спутниках была произведена серия научных и прикладных экспериментов по отработке систем перспективных космических аппаратов.
В рамках международной программы «Интеркосмос» были разработаны и запущены на орбиту в 1972 и 1978 годах спутники «Энергия» и «Эфир», предназначенные для исследования частиц первичных космических лучей.
Для исследования природных ресурсов Земли были разработаны и с 1979 года эксплуатируются космические аппараты «Ресурс-Ф1», а с 1987 года - «Ресурс-Ф2».
В процессе работы юбилейного космического аппарата «Космос-2000» впервые в мире получены фотопланы приполярной области Антарктиды, параллельно решались задачи определения объема разрушений во время землетрясения в Армении.
Основной целью исследований в области космической технологии и биотехнологии является организация промышленного производства в космосе особо ценных мате-
риалов в интересах народного хозяйства страны. В настоящее время задачи космической технологии и биотехнологии решаются с помощью космических комплексов «Фотон».
Под руководством Д.И. Козлова с 1989 года предприятием ведется самостоятельная работа с зарубежными заказчиками: реализуется долгосрочная программа сотрудничества с Европейским космическим агентством, Национальным центром космических исследований Франции, немецким космическим агентством; предприятие участвует в конкурсе на создание телекоммуникационной системы следующего века; на мировом рынке продаются ракеты “Союз”; снимки из космоса с высокими показателями разрешения и точности привязки координат продаются США.
В кругах специалистов получили признание научные работы доктора технических наук Д.И. Козлова и возглавляемого им коллектива в области механики, динамики движения сложных систем, прочности, автоматического управления и регулирования. Немаловажную роль сыграли позиция и поддержка генерального конструктора, члена-кор-респондента Академии наук Д.И. Козлова при создании в 1989 году Куйбышевского научного центра АН СССР, преемником которого является Самарский научный центр РАН.
Д.И. Козлов уделяет большое внимание подготовке квалифицированных кадров для ракетно-космической отрасли. С 1967 по 1970 год профессор Д.И. Козлов - заведующий кафедрой динамики полета и систем управления, а с 1980 года - заведующий кафедрой летательных аппаратов Куйбышевского авиационного института (Самарского государственного аэрокосмического университета).
Д.И. Козлов участвует в деятельности общественных научных организаций, он действительный член Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Российской инженерной академии, Академии технологических наук РФ, почетный член Академии навигации и управления движением РФ.