Научная статья на тему 'Численность «Трудмобилизованных среднеазиатского военного округа» на промышленных предприятиях Южного Урала в 1943-1945 годах'

Численность «Трудмобилизованных среднеазиатского военного округа» на промышленных предприятиях Южного Урала в 1943-1945 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЧКАЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТРУДМОБИЛИЗОВАННЫЕ ИЗ СРЕДНЕ-АЗИАТСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА Т/М САВО / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РАБОЧАЯ СИЛА / LABOUR-CONSCRIBED PEOPLE FROM CENTRAL-ASIAN MILITARY DISTRICT (LCP CAMD) / NUMBER CHANGE / CHELYABINSK REGION / CHKALOV REGION / INDUSTRIAL ENTERPRISES / LABOUR FORCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шмыров Борис Даниилович

Статья посвящена изучению динамики численности рабочих, мобилизованных на трудовой фронт на основании постановления государственного Комитета Обороны № 2414с от 14 октября 1942 г. «О мобилизации в Узбекской, Казахской, Киргизской, Таджикской и Турк-менской ССР военнообязанных для работы в промышленности и строительстве жел. дорог и пром. предприятий». Исследуется изменение численности указанной категории рабочей силы в южноуральском регионе в 1943-1945 гг. и выявляются причины, вызвавшие количественные колебания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шмыров Борис Даниилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Shift in the Number of Labour-conscribed People from the Central Asian Military District in Industrial Enterprises of South Ural in 1943-1945

The article is devoted to studying a shift in the number of the workers mobilized due to the decision of the State Committee of Defense № 2414c, issued on October, 14th, 1942 "About the mobilization of people liable for call-up for work in the industry and construction of railways and industrial enterprises from Uzbek, Kazakh, Kirghiz, Tadjik and Turkmen Soviet Socialistic Republics". Changes of the given labour force number during the given period and the causes of the changes are considered.

Текст научной работы на тему «Численность «Трудмобилизованных среднеазиатского военного округа» на промышленных предприятиях Южного Урала в 1943-1945 годах»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 16 (270). История. Вып. 51. С. 69-72.

Б. Д. Шмыров

ЧИСЛЕННОСТЬ «ТРУДМОБИЛИЗОВАННЫХ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА»

НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЮЖНОГО УРАЛА

В 1943-1945 ГОДАХ

Статья подготовлена при поддержке гранта Министерства образования и науки РФ по программе «Научные кадры инновационной России». Проект № 2012-1.1-12-000-3001-8228

Статья посвящена изучению динамики численности рабочих, мобилизованных на трудовой фронт на основании постановления государственного Комитета Обороны № 2414с от 14 октября 1942 г. «О мобилизации в Узбекской, Казахской, Киргизской, Таджикской и Туркменской ССР военнообязанных для работы в промышленности и строительстве жел. дорог и пром. предприятий». Исследуется изменение численности указанной категории рабочей силы в южноуральском регионе в 1943-1945 гг. и выявляются причины, вызвавшие количественные колебания.

Ключевые слова: изменение численности, Челябинская область, Чкаловская область, трудмобилизованные из Средне-Азиатского военного округа - т/м САВО, промышленные предприятия, рабочая сила.

Рациональное использование трудовых ресурсов - одна из важнейших проблем сегодняшнего дня. Глобализация экономики, миграция населения и связанные с ней перемещения рабочей силы ставят вопрос её эффективного использования с учётом местных потребностей, национальных и культурных особенностей. В условиях мирового экономического кризиса всё чаще регулятором этих процессов выступают государственные структуры.

В отечественной истории опыт массового перемещения рабочей силы и государственного регулирования этим процессом в экстремальных условиях был накоплен в годы Великой Отечественной войны. Одним из принимающих регионов стал Южный Урал, который в короткие сроки был превращён в мощный центр оборонного производства. Одной из категорий массовой рабочей силы, перемещённой в регион, были «трудмоби-лизованные из Средне-Азиатского военного округа» (т/м САВО).

В отечественной историографии уделено достаточно пристальное внимание проблеме использования трудовых ресурсов в годы войны. Исследователям удалось в полном объёме показать использование труда кадровых рабочих, подростков, женщин и людей пожилого возраста, мобилизованных для работы в промышленность и строительство1. В то же время интересующая нас категория оста-

лась практически без внимания. В советской историографии мы можем встретить лишь отдельные упоминания об их производственной деятельности, участии в социалистическом соревновании2. В постсоветский период в центре внимания оказались вопросы отношения к ним местных властей, их отношения к «трудовой армии»3. Вопрос динамики численности т/м САВО, выявление причин, оказавших на неё влияние, остались вне поля зрения исследователей. Целью статьи является восполнение данного пробела на материалах Южного Урала.

Во второй половине 1942 г. в экономике СССР обострилось положение с трудовыми ресурсами. По объективным причинам в промышленности и в строительстве не хватало рабочих рук. Заводы и фабрики, строительные площадки нуждались не только в квалифицированных специалистах, но и в разнорабочих. Осенью 1942 г. советское руководство начинает проводить дополнительные мобилизации различных категорий трудящихся страны для работы на объектах народного хозяйства. В том числе, была проведена мобилизация в республиках Средней Азии и в Казахстане.

14 октября 1942 г. было принято постановление Государственного Комитета Обороны № 2414с от 14 октября 1942 г. «О мобилизации в Узбекской, Казахской, Киргизской, Таджикской и Туркменской ССР военнообязанных для работы в промышленности и строитель-

стве жел. дорог и пром. предприятий», которое положило начало этому процессу4.

Мобилизованное население из республик Средней Азии и Казахстана было направлено и стало прибывать в Челябинскую и Чка-ловскую области в феврале-марте 1943 г. Уже к маю 1943 г. они работали, по нашим подсчётам, как минимум на 33 промышленных предприятиях и хозяйственных объектах Челябинской области5, а их численность достигла 19674 человека6. Одним из основных мест их дислокации и работы стал ИТЛ «Че-лябметаллургстрой»/ЧМС НКВД СССР на строительстве Челябинского металлургического завода. В период с V по X 1943 г. численность «трудмобилизованных из САВО» на этом объекте увеличилась более чем в 11 раз - с 437 до 5002 чел.7

В Чкаловской области т/м САВО до первой декады мая 1943 г. были представлены уроженцами Узбекистана. К 10.05.1943 г. их количество составляло 1296 человек: в строительных организациях, в т. ч. ОСМЧ-23 и медно-серный завод - 831 человек, промышленные предприятия - 125 человек, предприятия железнодорожного транспорта - 340 человек. К середине июня 1943 г. численность т/м САВО в Чкаловской области значительно увеличилась и достигла 10600 человек8. По нашим подсчетам, количество т/м САВО на Южном Урале к концу первого полугодия

1943 г. можно оценить в 30274 человека9.

Таблица 1

Национальный состав т/м САВО на хозяйственных объектах Челябинской области в 1943 г., чел.10

Национальность 1943

апрель сентябрь

Казахи 3 135 3 280

Каракалпаки 282 Нет данных

Киргизы 1 322 1 603

Узбеки 6 562 7 500

Таджики 2 497 3 548

Туркмены 1 592 1 200

Евреи 56 -

Другие (в том числе иранцы, корейцы, татары, уйгуры) 3 974 2 850

Всего 19 674 19 981

В состав «трудмобилизованных из САВО» входили представители 11 национальностей. Архивные данные позволяют проследить их

национальный состав на материалах по Челябинской области. Вместе с тем нельзя не отметить, что именно узбеки составляли в процентном отношении наибольшую часть от других национальностей Средней Азии и Казахстана, мобилизованных на трудовой фронт. Их численность на сентябрь 1943 г. составляла 37,5 % от общего числа «трудмобилизованных». Аналогичная ситуация с преобладанием лиц узбекской национальности складывалась и в Чкаловской области.

После прибытия т/м САВО на Южный Урал выяснилось, что подавляющая масса уроженцев Средней Азии не знает русского языка, ввиду этого общение с ними было крайне затруднено. Кроме того, т/м САВО практически не имели квалификации и могли быть использованы только как черно- или разнорабочие. Большинство приехавших при отправлении медицинского осмотра не проходили, и значительная часть рабочих была отправлена обратно в связи с их нетрудоспособностью. При адаптации в регионе серьёзной проблемой стала структура продовольственного рациона, к которому они были не готовы. Это выразилось в замене привычных для прибывших из Средней Азии рабочих риса, домашних лепёшек, хлопкового масла, баранины и бараньего жира на картофель, крупы, ржаной хлеб, говядину, говяжий и свиной жир при полном отсутствии зелёного чая, сушёных сухофруктов и национального жевательного табака типа «Насвай».

Необходимо отметить и на не свойственный для бывших жителей сельской местности Средней Азии их образ жизни на Южном Урале - скученность, минимальные санитарно-гигиенические и бытовые условия в местах проживания, ускоренный темп трудовой деятельности на производстве и в строительстве, практическое отсутствие возможности нормального отдыха после работы. Всё вместе взятое привело к снижению как морально-психологического, так и физического состояния контингента т/м САВО. Следствием этого стали заболевания, смерть и дезертирство.

Проведенные местными властями проверки показали, что подобные явления носили массовый характер. Так, руководство треста «Коркиншахтстрой» к 01.01.1944 г. не решало вопрос по улучшению продовольственного довольствия «т/м САВО» и питания больных из их числа. В результате только за период с 20.12.1943 по 08.03.1944 г. в тресте

из-за истощения умерло 47 т/м САВО. Проверка положения т/м САВО на Кировском заводе в Челябинске весной 1944 г. показала, что «из имеющихся в наличие 916 человек болеет дистрофией 220 человек, среди них имеются больные 2 и 3 степени... Для дистрофиков организован стационар, но полностью больные не охвачены, только в землянках № 18 лежат 8 человек, не охвачены врачами и стационаром». Всё это привело к тому, что с 01.01 по 01.06.1944 г. на танкостроительном производстве умерло 98 человек из числа т/м САВО. В целом, на многих предприятиях Челябинской области было отмечено недостаточное внимание «...хозяйственных и партийных руководителей к материальнобытовому обслуживанию рабочих узбеков, казахов и др. национальностей»11.

Аналогичная ситуация складывалась и в Чкаловской области, где на всех предприятиях области ощущался острый недостаток постельного белья, верхней одежды и обуви для т/м САВО12.

Такое отношение местных властей и хозяйственников приводило к резкому снижению численности «трудмобилизованных из САВО» на хозяйственных объектах региона. Например, в начале 1943 г. в ОСМУ 1 работало 2225 т/м САВО. Прошло меньше года, и на предприятии осталось всего 93 т/м САВО, которые были отправлены в январе 1944 г. в Среднюю Азию для дальнейшей работы в пригородном хозяйстве ОСМЧ-20. В ЧМС НКВД СССР на 01.010.1943 г. работало 5008 человек из числа т/м САВО, а к 26.01.1944 г. - 1387 человек. Схожая картина была и на автомобильном заводе «МАЗИС» в Миассе,

Причины сокращения численности т/м САВ

куда весной 1943 г. прибыли 802 т/м САВО, а к 01.01.1944 г. осталось 245 человек. Уменьшение численности работников из числа данного контингента составило 557 человек. При этом 346 т/м были «уволены по болезни и отправлены к местам постоянного проживания», 211 человек дезертировали. На отдельных предприятиях Челябинской области к 01.01.1944 г. т/м САВО вообще отсутствовали. В ОСМЧ «Запорожстрой» весной 1943 г. прибыло 727 т/м САВО. К 01.01.1944 г. все уроженцы Средней Азии «...убыли по причине болезни, на другие стройки, в армию. В основном - все отправлены на строительство мет. завода в г. Ташкент»13.

Основными причинами сокращения численности «трудмобилизованных из САВО» в южноуральском регионе были плохое состояние здоровья и дезертирство.

Из приведённых в таблице данных видно, что основной причиной уменьшения численности т/м на Южном Урале были различные заболевания (41,75 %), дезертирство (30,76 %), смерть (15 %) и слабое физическое состояния уроженцев Средней Азии. Общая численность т/м САВО на Южном Урале за период апрель-декабрь 1943 г. с 30274 человек уменьшилась на 10023 человека или на 33,11 %.

Осенью 1944 г. на место демобилизованных по болезни на работу был произведён приём новых мобилизованных уроженцев из республик Средней Азии. В сентябре было оформлено на работу 13 человек, в октябре 270 человек. Сократилась и численность демобилизованных по здоровью. Например, в октябре-декабре 1944 г. из ЧМС из числа т/м САВО было демобилизовано по болезни

Таблица 2

на Южном Урале. Данные на 31.12.1943 г.14

Челябинская Чкаловская Южный

Причина убытия область область Урал

Т/м, % к общ. Т/м, % к общ. Т/м, % к общ.

чел. количеству чел. количеству чел. количеству

Болезнь 4 185 49,85 Нет данных Нет данных 4 185 41,75

Дезертирство 2 376 28,3 708 43,46 3 082 30,76

Смерть 1 052 12,53 452 27,75 1 504 15,0

Отправлено в Среднюю Азию 609 7,25 457 28,05 1 066 10,65

Призыв в РККА 54 0,64 Нет данных Нет данных 54 0,54

Уголовная ответственность 24 0,28 12 0,74 36 0,36

Причина не указана 94 1,1 - - 94 0,94

Всего 8 394 100 1629 100 10 023 100

32 человек, в 1945 г. в январе, феврале - 41 человек, апреле, мае - 35 человек. Всего за

8 месяцев убыло в Среднюю Азию 108 человек. В первой половине 1945 г. изменился на ЧМС правовой статус уроженцев Средней Азии. Из категории «трудмобилизованные» они были переведены в категорию «вольнонаёмные», с последующей отработкой установленного срока в ЧМС или на ЧМЗ. В январе-марте 1945 г. новый статус получили 700 бывших т/м САВО, в апреле-мае - 300 человек15. Общая численность трудоспособного контингента бывших т/м САВО в ЧМС к 09.05.1945 г. составляла не менее 1000 человек.

Суммируя причины, повлекшие сокращение численности уроженцев Средней Азии в Челябинской и Чкаловской областях, можно отметить, что это стало возможным из-за общей неготовности местных властей и руководителей хозяйственных организаций к принятию, размещению и созданию надлежащих санитарно-бытовых условий для проживания и трудовой деятельности т/м САВО. Только этим можно объяснить тот факт, что весной

1943 г. после прибытия основного контингента численность т/м САВО на Южном Урале составила 30274 человек, но уже к 1 января

1944 г. уменьшилась более чем на 33 % и составила 20251 человек.

Примечания

1 Вознесенский, Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М. : Гос. изд-во полит. лит., 1948; Липатов, Н. П. Чёрная металлургия Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Очерки истории строительства. М. : Изд-во АН СССР, 1960; Васильев, А. Ф. Промышленность Урала в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. М. : Наука, 1982.

2 Узбекистан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) / отв. ред. чл. корр. АН УзССР Р. Х. Аминов, д-р ист. наук Т. Д. Джу-раев. Ташкент : ФАН, 1966; Агарышев, П. Г. В забой, как в бой. Коммунисты Челябинского угольного бассейна в годы Великой Отечественной войны. Челябинск : Юж.-Урал. книж. изд-во, 1972.

3 Гончаров, Г. А. : 1) Режим содержания, организация труда и быта трудармейцев Урала

в годы Великой Отечественной войны // Урал в контексте российской модернизации : сб. ст. Челябинск : Камен. пояс, 2005; 2) «Трудовая армия» на Урале в годы Великой Отечественной войны : монография. Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2006; Павленко, В. Д. Труд-мобилизованные Средней Азии и Казахстана на предприятиях и стройках Урала. 1941-

1945 годы // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. 10. 2002. № 1; Шмыров, Б. Д. Металл Победы -мы за ценой не постоим?! // Страницы истории. Челябинск : Челяб. Дом печати, 2009.

4 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп. 1. Д. 64. Л. 37.

5 Подсчитано по данным: Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. П-288. Оп. 8. Д. 125. Л. 80; Д. 261. Л. 3-8, 35, 38, 39, 41, 43, 45, 48, 50, 53, 57, 59, 60, 66, 68, 72.

6 Подсчитано по данным: ОГАЧО. Ф. П-234. Оп. 17. Д. 60. Л. 49 об.; Оп. 18. Д. 43. Л. 30; Ф. П-288. Оп. 8. Д. 261. Л. 1, 3-8, 38, 39, 41, 43, 45, 48-50, 53, 57, 59, 60, 73; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 122. Д. 50. Л. 43.

7 ОГАЧО. Ф. Р-1619. Оп. 1. Д. 133. Л. 140, 141.

8 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 122. Д. 50. Л. 9; ЦДНИ-ОО. Ф. 371. Оп. 7. Д. 25. Л. 35; Д. 50. Л. 20 об.

9 Подсчитано по данным: ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 7. Д. 25. Л. 35; Д. 50. Л. 20 об.; ОГАЧО. Ф. П-234. Оп. 17. Д. 60. Л. 49 об.; Оп. 18. Д. 43. Л. 30; Ф. П-288. Оп. 8. Д. 261. Л. 1, 3-8, 38, 39, 41, 43, 45, 48-50, 53, 57, 59, 60, 73; Ф. Р-1619. Оп. 2. Д. 16. Л. 71, 73 об., 91; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 122. Д. 50. Л. 43.

10 Подсчитано по данным: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 122. Д. 50. Л. 43; ОГАЧО. Ф. П-234. Оп. 17. Д. 60. Л. 49 об.; Оп. 18. Д. 43. Л. 30; Ф. П-288. Оп. 8. Д. 261. Л. 1, 3-8, 38-39, 41, 43, 45, 48-50, 53, 57, 59, 60, 73.

11 ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 7. Д. 126. Л. 19; Оп. 8. Д. 261. Л. 66, 87, 108.

12 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 122. Д. 50. Л. 9.

13 ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 8. Д. 261. Л. 5, 8, 39, 41; Ф. Р-1619. Оп. 1. Д. 133. Л. 141.

14 Таблица составлена по данным: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 8. Д. 261. Л. 3-5, 7, 8, 11, 41, 43, 45, 49, 50, 53, 59, 60; ЦДНИОО Ф. 371. Оп. 7. Д. 50. Л. 20 об; Д. 151. Л. 41; Д. 154. Л. 51; Д. 526. Л. 83, 85, 86; Д. 540. Л. 76, 80-83.

15 ОГАЧО. Ф. Р-1619. Оп. 2. Д. 16. Л. 55, 59 об., 66, 71, 73 об, 91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.