УДК 271.2(470+571)
Абехтикова Марина Борисовна
Костромской государственный университет [email protected]
ЧИСЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ УЧАЩИХСЯ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ.
Актуальность исследуемой проблемы обуславливается возрастающим значением Русской православной церкви (РПЦ) в развитии духовной культуры современного общества, необходимостью осмысления её многовекового исторического опыта, в том числе и в деле подготовки кадров священнослужителей, деятельность и нравственный облик которых во многом определяет авторитет Церкви в обществе, эффективность её миссионерских функций.
В данной статье на основе широкого круга источников ставится задача проанализировать динамику социального состава учащихся духовных училищ, семинарий на рубеже Х1Х-ХХ вв., который отражает социальные интересы и потребности того времени, нарастающие кризисные ситуации в обществе, в том числе жизнедеятельности РПЦ, накануне исторического перелома. В широкой историографии истории РПЦ эти вопросы ещё не получили своего полного освещения [3].
Ключевые слова: Русская православная церковь, духовные училища, семинарии, социальный состав, епархия, священнослужители.
К началу XX в. Русская православная церковь располагала 4 академиями, 57 семинариями и 185 духовными училищами. По степени развитости структуры духовного образования епархии можно условно разделить на несколько групп:
1) не имевшие духовно-учебных заведений -Владивостокская, Туркестанская и Финляндская;
2) с незавершенной структурой духовного образования - без семинарий: Варшавская, Гродненская, Екатеринбургская, Омская. В этих епархиях были духовные училища, а в Екатеринбургской даже 2;
3) со среднеразвитой структурой - семинария и 1-3 училища. С одним училищем - Архангельская, Астраханская, Благовещенская, Владикавказская, Енисейская, Забайкальская, Иркутская, Литовская, Рижская, Таврическая, Уфимская, Холмская, Якутская; с двумя училищами - Донская, Калужская, Олонецкая, Оренбуржская, Пермская, Полоцкая, Ставропольская, Тобольская, Томская; с тремя - Екатеринославская, Казанская, Кишиневская, Минская, Пензенская, Симбирская, Харьковская, Черниговская;
4) с разветвленной сетью духовных школ - семинарии и 4-7 училищ. По 4 училища имели епархии: Волынская, Воронежская, Киевская, Моги-левская, Нижегородская, Орловская, Подольская, Полтавская, Псковская, Самарская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Ярославская; по 5 училищ -Владимирская, Вологодская, Костромская, Курская, Саратовская; 6 училищ было в Вятской епархии и по 7 - в Новгородской, Рязанской, Московской и Тверской. Причем, в двух последних было по 2 семинарии, а в Рязанской вопрос об открытии второй семинарии ставился накануне революции. В Грузинском экзархате (Грузинская, Имеретинская, Гу-рийско-Менгрельская епархии) насчитывалось 6 духовных училищ и 1 семинария [5, с. 56].
Как нетрудно заметить, небольшое число духовно-учебных заведений было на территории
епархий с низкой плотностью населения и невысоким удельным весом православных, то есть там, где русская колонизация и христианизация распространяются в основном с ХУ1-ХУШ вв., а также в небольших епархиях. Наиболее разветвленная структура духовного образования характерна в основном для территорий, на которых христианство укоренилось с Х-Х11 вв. Именно там находились самые крупные по количеству учащихся семинарии: Вологодская (507 учащихся), Ярославская (516), Киевская (536), Тверская (625), Владимирская (547), Орловская (537), Тамбовская (562), Московская (668) (сведения на 1898 г.). Самыми малочисленными семинариями были расположенные в национальных окраинах и удаленных районах: Благовещенская (44), Якутская (49), Архангельская (109), Астраханская (147), Холмская (166), Кутаисская (180), Рижская (147). В 1902/1903 уч. году в 12 семинариях было менее 200 учащихся в каждой, в 9 - от 200 до 300, в 13 - от 300 до 400 человек, в 11 - более 400 и в 4 - более 500 воспитанников [1, с. 78].
В 1898/99 уч. году в 185 училищах обучалось 31 685 человек, иносословных насчитывалось 7 562 - 23,87 %. В 58 духовных семинариях -19 511 учащихся, иносословных было 4 321 -22,15 % [6, с. 42].
В 1900 году был ограничен прием в духовные училища детей иносословного происхождения. Это объяснялось тем, что большая часть выходцев из других сословий «не имеет расположения к служению церкви в духовном знании», а учится в духовно-учебных заведениях, чтобы получить льготы по отбыванию воинской повинности и «вообще поучиться чему-нибудь хотя бы лишь в духовном училище» [6, с. 15]. Большая часть иносословных выбывала из семинарий до ее окончания, а окончившие редко принимали духовный сан, приносили в стены духовно-учебных заведений «грубые нравы и недоброе религиозно-нравственное на-
32
Вестник КГУ ^ № 3. 2017
© Абехтикова М.Б., 2017
Численность и социальный состав учащихся духовных учебных заведений Русской православной церкви..
правление», а от вносимой ими платы за обучение получалась «ничтожная сумма». Поэтому правлениям духовных училищ предписывалось «принимать по экзамену ежегодно в училище сначала детей духовенства, на оставшиеся же места иносо-словных не более 10 % всего количества поступивших в училище учеников». Из числа иносословных предпочтение предлагалось отдавать крестьянским детям, получившим первоначальное образование в церковно-приходских школах [6, с. 14-15].
Данная мера явилась анахронизмом, консервируя и без того ощутимые пережитки сословности. Определенная часть упреков в адрес учащихся недуховного происхождения была справедлива, но «грубые нравы и недоброе религиозно-нравственное направление» в равной мере привносила с собой и часть детей духовенства. Этот шаг привел к тому, что год за годом стал уменьшаться удельный вес иносословных в духовных училищах, а вместе с тем и общее число учащихся в них. С 1898 по 1906 г. количество учащихся сократилось с 31 685 до 27 513 человек - на 13,2 %. Потребовалось 9 лет, чтобы осознать очевиднейшую вещь: «из всех сословий легче произвести выбор лучших и по способностям, и по поведению воспитанников». Указом от 3 марта 1909 г. 10%-ная норма для духовно-учебных заведений была отменена. После этого доля иносословных стала ежегодно увеличиваться, составив в 1915 г. 27, 24 %, но по общему количеству учащихся уровень 1898 г. не был превзойден и в 1915 г. [4, с. 22].
Представительство сословных категорий значительных изменений за указанный период не претерпело, значительно возросла лишь доля крестьянских детей - с 7,5 % в 1909 г. до 13,5 % в 1915 г. [4, с. 21]. Продолжалось падение престижа и популярности духовных училищ, прежде всего в глазах самого духовенства, что являлось симптомом нарастающего кризиса духовной школы, в том числе шло сниже-
ние качественного уровня воспитательного процесса. Определенную популярность духовные училища сохраняли лишь у крестьянства.
Социальный состав учащихся духовных училищ различных епархий был неодинаков. Он зависел от особенностей социальной структуры населения того или иного региона, в том числе сказывался удельный вес духовенства в составе населения. Там, где этот вес был значительным, в духовных школах учились преимущественно дети священников. К таким регионам относились Владимирская, Костромская, Московская, Новгородская, Курская и другие епархии. В местностях с небольшим удельным весом духовенства процент учащихся из других социальных сословий неуклонно рос. В Донской, Рижской, Якутской, Горийской епархиях этот процент был наиболее высоким.
Доля иносословных в духовных семинариях также сокращалась. В 1906 г. она составляла 16,8 %, а через пять лет снизилась до 14,8 %. Действие указа 1909 года не могло остановить этот процесс, поскольку выпускники духовных училищ предыдущих лет составляли основу приема абитуриентов в семинарии. Несколько выросла в среде учащихся духовных школ доля выходцев из крестьян: с 5,7 % в 1909 г. до 8 % в 1915 г. Это объяснялось, во-первых, возможностью для крестьянских детей повысить свой социальный статус, а во-вторых - наибольшим сохранением религиозных традиций в крестьянской среде по сравнению с другими социальными группами российского общества, вступившего в противоречивый период своей модернизации. Наименьший процент детей духовенства был среди учащихся Благовещенской, Рижской, Холмской, Якутской семинарий [4, с. 23].
Одним из проявлений кризиса духовного образования являлась его статичность, отсутствие динамики развития, о чем наглядно свидетельствуют таблицы 1, 2 [2, с. 43, 107].
Таблица 1
Количество духовных учебных заведений и учащихся в них
Год Академий Семинарий Училищ Студентов академий Семинаристов Учеников училищ
1881 4 53 183 950 14914 30582
1894 4 56 186 901 18749 30869
1908 4 57 185 873 19892 30765
1912 4 57 185 935 21850 28833
1914 4 57 185 995 22734 -
Год В академиях В семинариях В училищах
1881 134 963 1768
1894 131 1091 1827
1908 152 1212 2056
1912 165 1426 2362
1914 - 1448 2374
Таблица 2
Численность преподавательского состава духовных школ
Вестник КГУ ^ № 3. 2017
33
В нарастающем кризисе духовной школы РПЦ отразились болевые проблемы развития российского общества на переломном этапе его истории, драматичные поиски эффективной модели социального, культурного прогресса. Страна стояла накануне глубочайших перемен. Дальнейшее осмысление этого трагического периода нашей истории остается актуальной и значимой задачей отечественной науки.
Библиографический список
1. Богословский вестник: журнал. - 1905. - №2 4.
2. Всеподданнейший отчет обер-прокурорского Святейшего Синода по ведомству православного исповедания. 1887-1916 гг. - СПб., 1916. - 144 с.
3. Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX в. - М., 1982. - 215 с.; Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в XX веке. - М., 1995. - 511 с.; Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI вв. - Иваново, 2017. - 411 с.
4. Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 802. - Д. 3510.
5. Циркуляр по управлению Московским учебным округом: журнал. - 1899. - № 15.
6. Циркуляр по управлению Московским учебным округом: журнал. - 1901. - № 21.
34
Вестник КГУ ^ № 3. 2017