Степанов Е.А. 2009. Гнездование белой лазоревки Parus cyanus и рябинника Turdus pilaris в окрестностях Караганды // Рус. орнитол. журн. 18 (538): 2338-2339.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1609: 2263-2266
Численность и размещение зимующих орланов-белохвостов Haliaeetus albicilla на полуострове Мангистау (Мангышлак)
В.А.Ковшарь, Ф.Ф.Карпов
Поступила в редакцию 2013*
В литературе неоднократно упоминалось о зимовках орланов-белохвостов Haliaeetus albicilla на северном Каспии (Губин 2007; Ерохов, Белялов 2007; Ковшарь, Карпов 2009), часто с упором на то, что они привязаны к местам щенки каспийского тюленя Phoca caspica, где питаются ослабленными после родов самками, оставленными без присмотра бельками и последами, остающимися на снегу. Однако понятно, что щенка тюленя — не единственная причина скоплений орлана в районе северного Каспия. Ежегодные наблюдения в течение последних 6 зимних сезонов позволили отметить некоторые закономерности в зимовках орланов-белохвостов на полуострове Мангистау (бывшем Мангышлаке). Наблюдения проводились ежемесячно каждую зиму и охватывали морское побережье от Форта Шевченко на севере до залива Ералиево (бывшее Фетисово) на юге, где в течение 5-6 дней покрывались большие расстояния, делая «одномоментную» съёмку численности и распределения птиц. Кроме того посещались места скопления зимующих птиц вне побережья — озеро Караколь и свалка твёрдых бытовых отходов Карасор в окрестностях Актау, некоторые ущелья с постоянными источниками воды и т.д.
В результате наблюдений было установлено, что зимующие орла-ны-белохвосты, как и следовало ожидать, распределены по побережью неравномерно, привязаны к источникам корма и часто держатся далеко от береговой линии. Наиболее высокая плотность в течение всего периода наблюдений оставалась вблизи крупных населённых пунктов, таких как города Актау и Форт-Шевченко. Здесь птицам легче найти корм, так как тут расположены свалки с пищевыми отходами, могут попадаться павшие домашние животные.
* Ковшарь В.А., Карпов Ф.Ф. 2013. Численность и размещение зимующих орланов-белохвостов на полуострове Мангистау II Орнитол. вестн. Казахстана и Средней Азии 2: 211-213.
В каждый из зимних месяцев, охваченных наблюдениями (с декабря 2008 по февраль 2013 года), насчитывалось от 19 до 86 орланов (в среднем 53 в течение почти недельной поездки). Наибольшие скопления во все посещения отмечались на незамерзающем в зимнее время водоёме Караколь (окраина Актау), в который постоянно сбрасываются тёплые технические воды с энергетического комплекса МАЭК. Здесь зимует большое количество водоплавающих и околоводных птиц, которые привлекают хищников, не только орланов, но и филинов Bubo bubo, луней Circus spp., однажды отмечен могильник Aquila heliaca, в тростниковых зарослях на берегу держатся шакалы Canis aureus. В разные даты обследования здесь отмечалось от 7 до 51 орлана (в среднем 20). Максимальные количества наблюдались в наиболее холодное время, когда часть акватории Караколя замерзала, плотность зимующих водоплавающих на оставшихся полыньях увеличивалась, смертность птиц в суровых условиях также возрастала. В таких случаях нам неоднократно приходилось наблюдать конкуренцию орланов за труп погибшего лебедя с шакалом, когда оба этих хищника отдирали свои куски с разных сторон.
Вторым по богатству зимними скоплениями орлана был крупный сор Кашкарата к востоку от Актау, который долгое время был местом сброса различных бытовых и промышленных стоков города, а в последние годы в его южной части организована свалка бытовых отходов Актау. Здесь нами отмечалось от 2-3 орланов в одно посещение до 4650 птиц одновременно (в среднем 19 птиц за одно посещение). Часто они собираются группами на небольших участках, конкурируя за пищу с воронами, сидя группами по 7-12 орланов на небольшом участке практически вплотную друг к другу, не реагируя на работающую всего в 50 м технику.
Причём орланы, которые посещают городскую свалку Актау (Каш-карата) и те, что держатся на Караколе, составляют одну зимовочную группу. В зависимости от условий конкретной зимы численность птиц в этих двух близко расположенных точках (15-20 км напрямую) заметно изменяется. Так, зимой 2010/11 года, когда на Караколе держалось много лысух Fulica atra — излюбленной добычи орланов, большинство орланов-белохвостов сосредоточилось на данном водоёме, в то время как на Кашкарате их численность в ту зиму была низкой.
Интересно обнаруженное место скопления орланов в небольшом ущелье в 15 км от Форта Шевченко вглубь суши. На дне этого ущелья есть родник с постоянным током воды, не замерзающим в самое холодное время, остатки старого плодового сада и развалины старой зимовки. Судя по следам у ручья, он постоянно используется в качестве водопоя для скота. Во время посещения этого места 10 января 2012 было отмечено 46 орланов, сидящих на скалах вокруг садика с ручьём. Тру-
пов животных, на которых бы слетелось такое количество хищных птиц, отмечено не было, как и других видимых источников корма. Следующий раз нам удалось посетить это ущелье только в феврале 2013 года, и снова здесь отмечено скопление — 32 орлана. Возможно, существуют и другие такие локализованные участки зимнего пребывания орланов.
Что касается морского берега, то орланы в небольшом числе встречаются только в тех местах, где есть скопления водоплавающих птиц, в частности в районе залива Курык. Кроме того, часть орланов зимует рядом с постоянно сдвигающейся, в зависимости от погодных условий, кромкой сплошного льда, вдоль которой держатся большие стаи гоголей Bucephala clangula, а также морянок Clangula hyemalis и средних крохалей Mergus serrator. В других местах побережья, иногда на многие километры, орланы определённо редки. В декабрьских учётах за четыре зимних сезона отмечено в среднем 24-25 особей. В это время состав зимующих здесь птиц ещё только формируется и значительная часть птиц находится севернее полуострова. В январских и февральских учётах средние показатели достаточно схожи (68.2 и 65 особей за сезон), но уже в конце февраля и в начале марта большинство орланов покидает эту территорию; некоторое время здесь держится лишь небольшое число молодых птиц.
Сравнивая материалы полувековой давности (Пославский и др. 1964), когда на 100 км береговой линии отмечалось от 4 до 6 орланов, а вблизи населённых пунктов регистрировалось максимум 11 птиц (Мит-ропольский 2010), можно констатировать, что численность белохво-стов, зимующих на полуострове Мангистау, значительно возросла. По нашему мнению, причин этому несколько. Главные из них — увеличение самой популяции орлана-белохвоста в целом благодаря прекращению поощряемого государством истребления хищных птиц, включению этого вида в Красную книгу, а также по ряду других причин (Карпов, Ковшарь 2009). Немаловажным фактором мы также считаем значительные антропогенные изменения природных условий полуострова, о которых говорилось выше, дающие возможность зимовать здесь большему количеству птиц.
В завершении этого сообщения хочется отметить, что наши данные основаны только на фактических встречах при быстром обследовании крупной территории. Исходя из привязанности этого крупного хищника к источникам корма, его неравномерного распределения по территории в зависимости от условий сезона, погоды и др., считаем, что для этого вида недопустима экстраполяция численности для региона.
Литератур а
Губин Б.М. 2007. Учёт водоплавающих птиц в Мангистауской области в феврале-марте 1985 г. // Каз. орнитол. бюл. 2006: 257-259.
Ерохов С.Н., Белялов О.В. 2007. Наблюдения за зимующими птицами в Мангистауской
области // Каз. орнитол. бюл. 2006: 9-10. Карпов Ф.Ф., Ковшарь В.А. 2009. Наблюдения за зимующими птицами на восточном
побережье казахстанской части Каспия // Каз. орнитол. бюл. 2008: 9-18. Карпов Ф.Ф., Ковшарь В.А. 2010. Зимовки птиц на двух существующих IBA, расположенных на восточном побережье Мангистау // Исследования по ключевым орнитологическим территориям в Средней Азии и Казахстане 3: 64-71. Карпов Ф.Ф., Ковшарь В.А. 2009. Необычно высокая численность орлана-белохвоста
(Haliaeetus albicilla) в Северном Прикаспии осенью 2009 г. // Selevinia: 235. Ковшарь В.А., Карпов Ф.Ф. 2009. О зимней фауне птиц побережья Мангистау // Selevinia: 133-142.
Митропольский О.В. 2010. Зимняя фауна птиц полуострова Мангышлак: изменения за
120 лет // Selevinia: 83-92. Пославский А.Н., Постников Г.Б., Самарин Е.Г. 1964. О зимовках птиц на Северном Прикаспии и на Мангышлаке // Тр. Ин-та зоол. АН КазССР 24: 157-180.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1609: 2266-2271
О гнездовании серой мухоловки Muscícapa striata и зяблика Fríngílla coelebs в западных предгорьях Заилийского Алатау
О.В.Белялов, В.А.Ковшарь, В.А.Федоренко, А.А.Фокина
Второе издание. Первая публикация в 2013*
Область гнездования серой мухоловки Muscícapa striata в Казахстане имеет мозаичный характер. В северной, лесостепной зоне спорадично гнездится M. s. striata, образуя по существу несколько локальных популяций. На казахстанском Алтае достаточно широко распространена сибирская форма - M. s. neumanni. Туркестанская серая мухоловка M. s. sarudnyi гнездится в Таласском Алатау и его отрогах (хребты Угамский и Каржантау) и южном Каратау (Ковшарь 1970; Гав-рилов 1999). Из казахстанской части Киргизского хребта данных о её гнездовании нет, но для ущелья Ала-Арча, в окрестностях Бишкека, она указана гнездящейся (Кузнецов 1962). Предполагалось гнездование серой мухоловки в хребтах Северного Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау, которое было основано на нескольких встречах птиц в летнее время (Шнитников 1949). Птица, встреченная 3 июня (год не указан) в
* Белялов О.В., Ковшарь В.А., Федоренко В.А., Фокина А.А. 2013. О гнездовании серой мухоловки (Muscicapa striata) и зяблика (Fringilla coelebs) в западных предгорьях Заилийского Алатау // Орнитол. вестн. Казахстана и Средней Азии 2: 205-207.