Научная статья на тему 'О зимовках жаворонков на полуострове Мангышлак'

О зимовках жаворонков на полуострове Мангышлак Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Карпов Фёдор Фёдорович, Ковшарь Виктория Анатольевна

Второе издание. Первая публикация: Карпов Ф.Ф., Ковшарь В.А. 2014. О зимовках жаворонков на полуострове Мангышлак // Selevinia 22: 190-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О зимовках жаворонков на полуострове Мангышлак»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1465: 2709-2713

О зимовках жаворонков на полуострове Мангышлак

Ф.Ф.Карпов, В.А.Ковшарь

Второе издание. Первая публикация в 2014*

Ежемесячно в середине декабря-февраля 2008-2014 годов мы проводили наблюдения за птицами на побережье Каспийского моря от Тюб-Караганского залива на севере до залива Курык (Ералиево) на юге. Всего было проведено 18 выездов, каждый из них занимал неделю в середине месяца. За это время на территории Мангышлака (Манги-стау) мы наблюдали жаворонков 9 видов, принадлежащих к 6 родам. Одни виды (хохлатый, серый, белокрылый, рогатый и полевой жаворонки) отмечались каждую зиму, другие (степной и чёрный), в зависимости от погодных условий, встречались на зимовке не каждый год. Двупятнистый и лесной жаворонки в зимний период на Мангышлаке отмечены впервые.

Обычно жаворонки после сезона размножения, объединившись в стаи, начинают кочевой образ жизни — вначале вблизи района гнездования, а затем и на более обширной территории. Зимой, в зависимости от погодных условий, которые в первую очередь влияют на кормовую базу птиц, жаворонки в поисках корма могут перемещаться на значительные расстояния, от нескольких десятков до сотен километров, причём не обязательно в южном направлении. Распределение зимующих птиц на Мангышлаке крайне неравномерно. Иногда, концентрируясь в большом количестве в благоприятном месте с наличием водопоев и доступным кормом, они могут полностью отсутствовать на больших пространствах с подходящим биотопом, особенно это касается стайных птиц. Редкие в этих местах обильные снегопады, иногда покрывающие землю на значительной территории, также могут сгонять большую массу птиц, а среди них и жаворонков разных видов, на относительно узкую приморскую полосу, не покрытую снегом из-за влияния недостаточно остывших масс воды. Такая ситуация за всё время наших исследований наблюдалась лишь раз, в середине января 2009 года. Наблюдения за отдельными видами приводим ниже.

Хохлатый жаворонок Galerida cristata. Немногочисленный зимующий вид в приморской зоне полуострова. Встречается главным образом в населённых пунктах, где придерживается обочин дорог, территорий промышленных зон и пустошей. Как правило, этих жаворонков

* Карпов Ф.Ф., Ковшарь В.А. 2014. О зимовках жаворонков на полуострове Мангышлак II Selevinia 22: 190-192.

можно наблюдать парами или небольшими группами от 3 до 7 особей. Более крупные стайки из 10-20 птиц встречаются редко и отмечались за всё время наблюдений всего несколько раз. В целом мы насчитывали 45 особей за неделю (n = 18). В районе наших наблюдений в зимнее время встречаются два подвида хохлатых жаворонков (Гаврилов 1999): G. c. tenuirostris (более тёмный с широкими наствольными пестринами на спине) прилетающий сюда на зимовку с Волго-Уральского междуречья, и местный, кочующий G. c. iwanowi (светлее, песочного оттенка и с тонкими наствольными пестринами). Представителей обоих подвидов иногда можно наблюдать в одной группе кормящихся птиц.

Серый жаворонок Calandrella rufescens. Самый многочисленный из зимующих жаворонков в Мангистауской области. За каждую недель -ную поездку мы регистрировали около тысячи серых жаворонков (в среднем 995 особей, n = 18), держащихся стайками по несколько десятков, но бывали и исключения. Так, в январе 2010 года мы отметили всего 25 особей этого вида, в феврале 2013 - 57, а в январе 2014 года в учёт не попал ни один серый жаворонок. На открытых плоских побережьях, где большие площади покрыты солеросом, семена которого служат доступным кормом, иногда собираются тысячные скопления серых жаворонков. Это особенно характерно для залива Курык, где в середине декабря 2008 года отмечена наибольшая численность этих жаворонков - до 5000 особей. Многочислен серый жаворонок также и на открытых берегах озера Караколь. В местах скопления серых жаворонков мы часто отмечаем и дербников Falco columbarius, которые охотятся преимущественно на них. Во время обильного снегопада в январе 2009 года серые жаворонки в массе появились в городе Актау. Было необычно наблюдать этих наземных птиц, густо облепляющих торчащие из снега кусты полыни и лебеды. Во время этого бурана в нескольких местах были найдены замерзающие, потерявшие способность к полёту, и уже погибшие серые жаворонки.

Степной жаворонок Melanocorypha calandra. Данных о зимовках степного жаворонка на Мангышлаке в основных орнитологических сводках нет (Волчанецкий 1954; Корелов 1970). Не отмечал его здесь в зимнее время и работавший в этих местах с 1956 по 1963 год Е.Г.Самарин (Пославский и др. 1964). Довольно противоречивые сведения приводятся в работе О.В.Митропольского (2011), в которой автор, называя степного жаворонка «обычным зимующим видом», в своих учётных данных приводит всего 2 (!) особи, отмеченные на 720 км маршрута. Птицы же, отмеченные им во второй половине февраля, однозначно являются пролётными, так как в это время на Мангышлаке начинается весенняя миграция этого вида (Митропольский 2011). Без конкретизации статуса этот жаворонок упомянут в списке встреченных в феврале 2006 года ещё в одной орнитологической работе, посвящённой

этому району (Ерохов, Белялов 2007). За время наших наблюдений (Карпов, Ковшарь 2009; Ковшарь, Карпов 2010) степные жаворонки отмечались не каждый зимний сезон. Так, мы их не встречали зимой 2008/09 года, а в зимний сезон 2012/13 года зарегистрировали всего одну птицу в январе. В другие зимы численность степных жаворонков тоже значительно разнилась. В январе 2008 года нами было отмечено 27 особей, причём тогда появление их в районе города Актау было вызвано сильнейшим снегопадом. Также относительно небольшое количество зимующих птиц этого вида регистрировалось в декабре 2011 года (70 особей) и в январе 2012 (120 особей). Значительно большее число степных жаворонков отмечено в январе 2010 — 1025 особей, и примерно такая же численность (1000 птиц) наблюдалась в первой половине февраля 2013 года.

Двупятнистый жаворонок Melanocorypha bimaculata. Отмечен нами всего в один приезд. После обильных снегопадов, закрывших весь доступный корм в степи, вдоль трассы Актау — Порт-Шевченко 13 января 2009 отмечено несколько небольших групп этих жаворонков, общей численностью 20 особей. Встречались они на тех участках дороги, где к ней подходили каменистые саи (Ковшарь, Карпов 2010). С полотна дороги подобран свежесбитый двупятнистый жаворонок. Ближайшие к Каспию зимовки этих птиц отмечены для Муганской степи на западном берегу Каспийского моря в пределах Азербайджана (Вол-чанецкий 1954).

Белокрылый жаворонок Melanocorypha leucoptera. Отмечался нами каждую зиму, но численность зимующих птиц из года в год значительно разнится. Немногочисленными они были в зимние сезоны: 2009/10 - 12 особей; 2010/11 - 8; 2012/13 - 15; 2013/14 - 20 птиц. В то же время в середине января 2009 года в широкой приморской полосе от Баутино на севере до залива Ералиево на юге было учтено 1495 белокрылых жаворонков. Причиной массового появления их явилась аномально снежная погода. Птицы отмечались как в степи, так и в самом городе. Жаворонки кормились на участках, которые начинали оттаивать в первую очередь: береговые склоны южной экспозиции, железнодорожные насыпи и обочины дорог. Зимой 2011/12 года, когда нами было отмечено 3435 белокрылых жаворонков, сильные снегопады также предшествовали их появлению на приморской равнине.

Чёрный жаворонок Melanocorypha yeltoniensis. Встречается не каждую зиму. В 2009/10, 2010/11, 2012/13 и в 2013/14 годах чёрных жаворонков мы не встречали. После больших снегопадов в январе 2009 и в феврале 2012 года было отмечено 105 и 177 особей соответственно. Эти жаворонки встречались стайками от 5 до 20 особей, причём держались не только в степи, но и залетали в населённые пункты, включая город Актау.

Рогатый жаворонок Eremophila alpestris. Немногочисленный оседлый вид. В бесснежный период в небольшом числе отмечался нами на равнине вдали от города. В это время рюмы держатся небольшими стайками от 3 до 10 особей. Имеется указание, что на Мангышлаке взрослые (?) рогатые жаворонки всю зиму держатся парами (Митро-польский 2011). Нам в зимы 2008-2014 годов ничего подобного наблюдать не приходилось. В середине января 2009 года вместе с выпавшим снегом рюмы появились в заметном числе и в пригороде, и в самом городе. За январский учёт отмечено 145 особей. Следует отметить, что все встреченные нами птицы, принадлежали к казахстанскому подвиду E. a. brandti, ни разу не был отмечен тундряной рюм E. a. flava.

Лесной жаворонок Lullula arborea. Для территории Казахстана в зимнее время отмечен впервые (Карпов, Ковшарь 2013). В 40 км к югу от города Актау на краю оазиса с густой древесной растительностью (тополь, карагач, абрикос) 13 февраля 2013 встречена стайка из шести этих птиц. Птицы, сидящие на проводах ЛЭП, проходящей вдоль сада, были явно жавороночьего облика, однако до этого нам не приходилось видеть мелких жаворонков на проводах. При рассматривании птиц в полевые бинокли мы обратили внимание на относительно тонкий клюв и более короткий хвост, а хорошо заметные светлые брови, сходящиеся на затылке под углом, убедили нас в том, что это лесные жаворонки. В момент их взлёта удалось также разглядеть белые кончики рулевых.

Полевой жаворонок Alauda arvensis. Отмечался нами каждый зимний сезон. Обычно птицы встречались поодиночке или небольшими стайками. Максимальное число полевых жаворонков зарегистрировано в январе 2009 года — 290 особей, причём птиц отмечали как за городом, так и в самом Актау. Появление этих жаворонков в данном районе в столь заметном количестве было связано с сильным снегопадом, закрывшим землю на большой территории (Ковшарь, Карпов 2010). Основным зимним биотопом для полевого жаворонка на Мангышлаке являются приморские песчаные дюны. В Волго-Уральском междуречье зимовки этих жаворонков также приурочены к полузакреплённым и незакреплённым пескам (Пославский и др. 1964).

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что только многолетний мониторинг может дать относительно полное представление о видовом составе зимующих птиц, их распределении и динамике численности, чего никак нельзя получить при наблюдениях в течение од-ной-двух зим, не говоря уже о разовых краткосрочных поездках.

Литератур а

Волчанецкий И.Б. 1954. Семейство жаворонковые Alaudidae // Птицы Советского Союза. М., 5: 512-594.

Гаврилов Э.И. 1999. Фауна и распространение птиц Казахстана. Алматы: 1-198. Ерохов С.Н., Белялов О.В. 2007. Наблюдения за зимующими птицами в Мангистауской

области // Каз. орнитол. бюл. 2006: 9-10. Карпов Ф.Ф., Ковшарь В.А. 2009. Наблюдения за зимующими птицами на восточном

побережье казахстанской части Каспия // Каз. орнитол. бюл. 2008: 9-18. Карпов Ф.Ф., Ковшарь В.А. 2013. Зимняя встреча лесных жаворонков (Lullula arborea)

в Казахстане // Selevinia 2012: 180. Ковшарь В.А., Карпов Ф.Ф. 2010. О зимней фауне птиц побережья Мангистау (Мангышлак // Selevinia 2009: 133-142. Корелов М.Н. 1970. Семейство Жаворонковые // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 3: 194-285. Митропольский О.В. 2011. Зимняя фауна птиц полуострова Мангышлак: изменения за

120 лет // Se1evinia 2010: 83-92. Пославский А.Н., Постников Г.Б, Самарин Е.Г. 1964. О зимовках птиц на Северном Прикаспии и на Мангышлаке // Тр. Ин-та зоол. АН.КазССР 24: 157-180.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1465: 2713-2717

О гнездовании савки Oxyura leucocephala на озере Сорбулак (Алматинская область)

В.А.Федоренко

Второе издание. Первая публикация в 2012*

Данные о гнездовании савки Oxyura leucocephala в Алматинской области относятся к первой половине ХХ века, когда она указывалась как обычная гнездящаяся птица для всей Балхаш-Алакольской котловины (Шнитников 1949; Долгушин 1960). Однако в последующем численность вида подверглась сильной депрессии и только к началу 2000-х годов наметилась тенденция её роста (Ерохов 2010; Березовиков 2012). Ближайшие к Сорбулаку места, где гнездование савки было известно до 1960-х годов, находятся в 200 км к северо-западу, в дельте реки Или (Долгушин 1960). С момента заполнения Сорбулака (1975 год) впервые савок здесь встретили в 1981 году (Шимов 1991). После десятилетнего перерыва они вновь наблюдались в марте 2001 года (Белялов и др. 2002). Встреченные на Сорбулаке 29 мая 2003 и 31 июля 2005 савки по поведению были неразмножающимися птицами. До 2006 года каждую весну и осень отмечалось по 100-200 птиц. Но с 2007 по 2010 год савки встречались лишь в небольшом числе только осенью (Белялов, Карпов 2012). В целом в течение последних 10 лет савка регулярно наблюдается здесь на пролёте весной и осенью алматинскими орнитологами и

* Федоренко В.А. О гнездовании савки (Oxyura leucocephala) на оз. Сорбулак (Алматинская область) // Selevinia 20: 183-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.