Научная статья на тему 'Численность и биотопическое распределение ястребиной славки Sylvia nisoria в Окском заповеднике'

Численность и биотопическое распределение ястребиной славки Sylvia nisoria в Окском заповеднике Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Численность и биотопическое распределение ястребиной славки Sylvia nisoria в Окском заповеднике»

времени в северном Прибайкалье: упитанность отстрелянных особей не оставляет сомнения в том, что растительная пища достаточно хорошо ими усваивалась.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1907: 1573-1579

Численность и биотопическое распределение ястребиной славки Sylvia nisoria в Окском заповеднике

Е.А.Фионина

Второе издание. Первая публикация в 2007*

Ястребиная славка Sylvia nisoria в России населяет всю европейскую часть на север до верховьев Волги и Камы, юг Западной Сибири, верховья Енисея (Степанян 1990). Она широко распространена на территории Среднего Поволжья, практически повсеместно являясь редкой или малочисленной. Статус обычного или многочисленного гнездящегося вида ястребиная славка имеет лишь на юге и юго-западе региона в Самарской и Пензенской областях. На севере и северо-западе Поволжья она является малочисленной или имеет неопределённый статус, на востоке и юго-востоке региона ястребиная славка — редкий вид и в некоторых областях на гнездовании она не отмечена (Аверина и др. 2001; Гришуткин 2001; Ахмерова 2001; Иванчев 2001; Кондрухо-ва 2001; Павлов 2001).

На территории Рязанской области ястребиная славка немногочисленна и является самой редкой из славок (Хомяков 1900; Туров 1922; Бабушкин, Бабушкина 1999; Иванчев 2005а). Она занесена в Красную книгу Рязанской области как вид, имеющий низкую численность и спорадически распространённый на значительной территории (Николаев 2001). В Окском заповеднике ястребиная славка имеет статус малочисленного гнездящегося вида (Иванчев 2005б). Вместе с тем, плотность её населения в некоторых биотопах достаточно велика, это обусловливает возможность детального изучения её биологии.

В данном сообщении мы приводим результаты изучения численности и биотопического распределения ястребиной славки в Окском заповеднике и выявляем некоторые причины ограниченности распространения этого вида в пределах ареала.

* Фионина Е.А. 2007. Численность и биотопическое распределение ястребиной славки в Окском заповеднике II Экол. вестн. Чувашской Республики 57: 322-326.

Материалы и методы исследований

Исследования проводили в 2005-2006 годах в Окском государственном природном биосферном заповеднике и его охранной зоны. Для изучения численности ястребиной славки использовали площадочный метод учёта (Tomjaloic 1980; При-едниекс и др. 1986; Морозов 1999). Птиц учитывали в 4 модельных биотопах общей площадью 129 га. Учёты проводили в период с 27 апреля по 4 июля, в течение сезона осуществляли по 6-8 учётов на каждой площадке. Кроме этого, во внеучёт-ное время наблюдали за поведением птиц, уточняя их гнездовые территории, и вели поиск гнёзд. В работе использованы также опубликованные ранее данные по численности птиц в Окском заповеднике (Кулешова 1988; Марочкина, Чельцов 2000; Денис 2004).

Для определения биотопической приуроченности ястребиной славки описывали и подробно анализировали структуру растительности в местах её обитаний. Геоботанические описания растительности проводили на территории площадью 100 м2 по стандартной методике (Неронов 2002), всего выполнено 35 описаний.

Характеристика района исследований

Окский заповедник расположен в центральной части европейской территории России на юге Мещёрской низменности, в бассейне нижнего течения реки Пра, впадающей в Оку. Значительная часть территории заповедника (88.7%) занята лесом, преобладают сложные смешанные леса, включающие сосну, берёзу, осину и ель. Существенное место также занимают пойменные лесные ассоциации, в древостое которых доминирует дуб. Не покрытые лесом пространства представлены рединами, вырубками, гарями, прогалинами, кустарниковыми сообществами, лугами и водоёмами (Приклонский 2004).

Другие типы биотопов характерны для охранной зоны заповедника. Её территория занята преимущественно пойменными лугами, которые ранее традиционно использовались как сенокосные угодья. В середине 1990-х годов сельскохозяйственная деятельность на пойменных лугах была прекращена, а затем началось их зарастание кустарником (главным образом, шиповником майским Rosa majalis). Луга преобразовались в лугово-кустарниковый комплекс, и в настоящее время в заповеднике этот процесс носит повсеместный характер (Нестеренко 2000, 2004).

Таким образом, на территории Окского биосферного заповедника существует комплекс биотопов с разнообразными условиями существования, в большей или меньшей степени привлекательными для обитания ястребиной славки.

Численность и биотопическая приуроченность

ястребиной славки

Ястребиная славка — кустарниковый вид открытых и закрытых биотопов. В пределах гнездового ареала она населяет луга с куртинами кустарников и деревьев, реже селится на опушках, зарастающих лиственных вырубках и гарях (Птушенко, Иноземцев 1968; Мальчевский, Пукинский 1983; Бутьев 1998; Рябицев 2002).

В Окском заповеднике, как и в других частях ареала, ястребиная славка при гнездовании явно избегает сплошных лесных массивов. Так, при проведении в 1973-1981 годах маршрутных учётов птиц с использованием метода средней дальности обнаружения в сосновых, хвойно-широколиственных, берёзовых и ольховых лесах ястребиная

славка не отмечена. Не удалось обнаружить её и в 1988-2003 годах при учётах методом картирования на площадках в сосняке, ольшанике и дубраве (Кулешова 1988; Марочкина, Чельцов 2000; Денис 2004).

Вместе с тем, ястребиная славка имеет довольно высокую численность в кустарниково-опушечных биотопах заповедника. Так, в сообществе птиц опушек берёзовых лесов у границы с горельником плотность населения ястребиной славки составила 22.5 пары на 1 км2 (Кулешова 1988).

Наиболее многочисленной ястребиная славка является в пойменных лугах и на луговых полянах восточного отдела заповедника, где она селится в зарослях шиповника и кустарниковых ив. Поэтому в качестве модельных территорий для изучения плотности населения ястребиной славки нами выбраны 4 участка пойменных биотопов: 1) влажный осоковый луг в центральной части поймы (41.5 га); 2) разнотрав-но-злаково-подмаренниковый луг в луговой части центрально-притеррасной поймы (42 га); 3) злаково-разнотравная луговая поляна в лесной части центрально-притеррасной поймы (27 га); 4) влажнотравно-осоковая луговая поляна в притеррасной части поймы (18.5 га). Эти территории различаются по уровню увлажнения и структуре растительности (см. таблицу).

Численность ястребиной славки в пойменных биотопах Окского заповедника, 2005-2006 годы

Плотность, Доля в

№ Модельная Особенности биотопа пар/10 га населении,%

площадка

2005 2006 2005 2005

1 Влажный осоковый луг Высокий уровень увлажнения, густой и высокий травостой (преимущественно осоки Сагех), наличие отдельных куртин невысокого кустарника

2 Разнотравно-злаково- подмаренниковый луг Средний уровень увлажнения, густой невысокий травостой, сильно развитый кустарниковый ярус, образующий сплошные массивы

площадью от 0.1 до 1.5 га 2.26 3.1 4.52 6.16

3 Злаково-разнотравная луговая поляна Низкий уровень увлажнения. отсутствие высокого густого травостоя, хорошо развитый древесный подрост и кустарниковый ярус по периферии

луговой поляны 0.74 0.74 2.21 2.34

4 Влажнотравно-осоковая луговая поляна средний уровень увлажнения, высокий густой травостой, хорошо развитый кустарниковый ярус

по периферии луговой поляны 1.08 1.08 4.6 5.88

На гнездовании ястребиная славка обнаружена на трёх модельных площадках, здесь её численность в разные годы варьирует от 0.74 до

3.1 пар/10 га. При этом она наиболее многочисленна в сообществе раз-нотравно-злаково-подмаренникового луга: в среднем за два года плотность населения её на этой площадке составила 2.68 пар/10 га. Более низкая численность ястребиной славки отмечена в сообществах влаж-нотравно-осоковой луговой поляны и злаково-разнотравной луговой поляны, в среднем за два года в этих биотопах она составила 1.08 и 0.74 пар/10 га соответственно.

Колебания численности ястребиной славки за время исследований незначительны. В целом на модельной территории плотность населения её в 2006 году оказалась несколько выше предыдущего года за счёт увеличения численности в одном из модельных биотопов. При этом различия в плотности населения ястребиной славки между биотопами более заметны, чем межгодовые вариации её численности в каждом из модельных биотопов. Подобные факты свидетельствуют об устойчивости популяции ястребиной славки на обследуемой территории и неслучайном характере выбора местообитаний.

Гнездовые территории ястребиной славки располагаются на модельных площадках мозаично, поэтому плотность населения в отдельных стациях может оказаться в несколько раз выше, чем в целом на площадке. При анализе особенностей распределения гнездовых территорий на площадках установлено, что в разные годы птицы выбирают для гнездования преимущественно одни и те же участки, не заселяя остальные (рис. 1).

Рис. 1. Распределение и количество гнездовых территорий ястребиной славки на пробной площадке разнотравно-злаково-подмаренникового луга (42 га) в 2005-2006 годах. Пунктирной линией обозначены гнездовые территории 2005 года, сплошной линией — 2006 года. Сторона квадрата — 100 м.

В результате анализа структуры растительности предпочитаемых и избегаемых участков были выявлены некоторые закономерности биотопического распределения ястребиной славки (рис. 2). Она наиболее

многочисленна в биотопах с хорошо развитыми зарослями кустарника. При этом оптимальным для птиц оказывается густой шиповник высотой 110-160 см, образующий сплошные массивы на пойменных лугах. Кустарник на опушках луговых полян для ястребиной славки менее предпочтителен. Ещё более низкая плотность населения птиц наблюдается в ивняке и редких шиповниковых зарослях. Эта закономерность выражена не только на изученной модельной территории, она характерна для территории Окского заповедника в целом.

Рис. 2. Типы стаций на пробной площадке разнотравно-злаково-подмаренникового луга (42 га)

в 2005-2006 годах. Сторона квадрата — 100 м.

Приверженность ястребиной славки к подобным стациям обусловлена, вероятно, не столько повышенными требованиями птицы в выборе мест для гнездования, сколько особенностями её кормового поведения. Птица кормится преимущественно в подкронном пространстве кустарника, не занятом травой, и перемещается в широких промежутках между стеблями. Она очень подвижна и собирает пищевые объекты со стеблей, веток и почвы, используя прыжки, перепархивания, дотягивания и другие поисковые и кормовые манёвры. В низком кустарнике птице остаётся гораздо меньше пространства для манёвров. В более редком кустарнике пространство между стеблями занимает травянистая растительность, поэтому птица избегает подобных стаций.

В качестве лимитирующего фактора, обусловливающего практически повсеместную малочисленность ястребиной славки, мы склонны

рассматривать недостаток подходящих для неё местообитаний: сплошных массивов высокого кустарника. Этот тип растительности чаще всего распространён мозаично и занимает небольшие территории, чередуясь с другими биотопами, менее подходящими или не подходящими для обитания ястребиной славки.

Литератур а

Аверина И.А., Курочкин Д.В., Коршунов Е.Н. 2001. Птицы Керженского заповедника

// Тр. Окского заповедника 21: 33-49. Ахмерова М.В. 2001. Птицы национального парка «Марий Чодра» // Тр. Окского заповедника 21: 102-114.

Бабушкин Г.М., Бабушкина Т.Г. 1999. Птицы: животный мир Рязанской области.

Справочник. Рязань: 1-56. Бутьев В.Т. 1998. Ястребиная славка // Красная книга Московской области. М.: 74. Гришуткин Г.Ф. 2001. Птицы Мордовского заповедника // Тр. Окского заповедника 21: 72-102.

Денис Л.С. 2004. Особенности динамики численности и пространственного распределения птиц в некоторых биотопах Окского заповедника // Тр. Окского заповедника 23: 119-132.

Иванчев В.П. 2001. Список птиц заповедников и национальных парков Ассоциации

«Средняя Волга» // Тр. Окского заповедника 21: 161-191. Иванчев В.П. 2005а. Динамика орнитофауны Рязанской области (с конца XIX до начала

XXI вв.) // Тр. Окского заповедника 24: 534-567. Иванчев В.П. 2005б. Динамика фауны позвоночных животных Окского заповедника

(1935-2004 гг.) // Тр. Окского заповедника 24: 273-305. Кондрухова С.В. 2001. Птицы заповедника «Нургуш» // Тр. Окского заповедника 21: 1033.

Кулешова Л.В. 1988. Сообщества птиц Окского заповедника // Проблемы инвентаризации живой и неживой природы в заповедниках. Проблемы заповедного дела. М.: 131156.

Марочкина Е.А., Чельцов Н.В. 2000. Сравнительный анализ пространственной структуры населения птиц дубравы и соснового леса Окского заповедника // Тр. Окского заповедника 20: 240-250. Морозов Н.С. 1999. Метод картирования территорий птиц на постоянных пробных площадках: международные рекомендации и личный опыт // Организация научных исследований в заповедниках и национальных парках. М.: 156-186. Неронов В.В. 2002. Полевая практика по геоботанике в средней полосе европейской России. М.: 59-121.

Нестеренко В.П. 2000. Роль антропогенного фактора в формировании лугов Окского

заповедника // Тр. Окского заповедника 20: 53-60. Нестеренко В.П. 2004. Многолетняя динамика лугов Окского заповедника на фоне основных абиотических процессов // Тр. Окского заповедника 23: 305-314. Николаев Н.Н. 2001. Ястребиная славка // Красная книга Рязанской области. Рязань: 115.

Павлов Ю.И. 2001. Птицы Волжско-Камского заповедника // Тр. Окского заповедника 21: 143-160.

Приедниекс Я., Куресоо А., Курлавичус П. 1986. Рекомендации к орнитологическому

мониторингу в Прибалтике. Рига: 1-47. Приклонский С.Г. 2004. Окский государственный природный биосферный заповедник //

Природно-заповедный фонд Рязанской области. Рязань: 289-300. Степанян Л.С. 1990. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: 1-728.

Туров С.С. 1922. Отчёт о поездке в Рязанскую губернию в 1915 году (апрель-сентябрь) //

Ежегодник Зоол. музея Акад. наук 22: 81-85. Хомяков М.М. 1900. Птицы Рязанской губернии // Материалы к познанию фауны и

флоры Российской империи. От. зоол. 5: 103-201. Tomialojc L. 1979. The combined version of the mapping method // Proc. VIIntern. Conf. Bird Census Work. Gottingen: 92-106.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1907: 1579-1581

О размножении ремеза Remiz pendulinus при экстремальных погодных условиях

Л.П.Пятак

Второе издание. Первая публикация в 2007*

Обитающие в северных частях ареала популяции птиц зачастую подвержены суровым погодным воздействиям. Для достижения репродуктивного успеха в подобных условиях особи максимально реализуют свой адаптационный потенциал. Катастрофические по погодным условиям гнездовые сезоны в средней полосе России наблюдаются не так уж часто, тем ценнее представляются нам сведения о размножении птиц в таких ситуациях.

Наблюдения проводили в локальной популяции ремеза Remiz pendulinus в северной части ареала в пойме реки Иж (правый приток Камы) в окрестностях Ижевска (56°48' с.ш., 53°12' в.д.) в гнездовой сезон 2002 года. Все особи были индивидуально помечены. Под наблюдением находилось 5 гнёзд.

Весна 2002 года отличалась возвратами в мае продолжительных сильных холодов с устойчивыми минусовыми температурами, снегопадами и шквальными ветрами. К моменту наступления холодного фронта все ремезы в исследуемой популяции уже приступили к размножению, в гнёздах шла откладка яиц.

С наступлением непогоды лишь у одной из пяти размножавшихся самок стереотип репродуктивного поведения не изменился. Эта птица продолжила насиживать кладку, но сроки инкубации в условиях низких температур увеличились у неё почти на неделю, один эмбрион погиб, вылупление растянулось на 3 сут и птенцы вылетели из гнезда в возрасте 23 дней, что больше обычных сроков (Третьяков 1973; Пятак 1999, 2003).

* Пятак Л.П. 2007. О размножении обыкновенного ремеза (Remiz pendulinus) при экстремальных метеоусловиях // Экол. вестн. Чувашской Республики 57: 281-282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.