Научная статья на тему 'ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ МАСС В ТОННЕЛЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА С УЧЕТОМ «ПОРШНЕВОГО» ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА'

ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ МАСС В ТОННЕЛЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА С УЧЕТОМ «ПОРШНЕВОГО» ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поршневой эффект / трубка Пито напорная цилиндрическая PFM / шкафы СЦБ / CFDмоделирование / поле давления / анемометр / температура воздуха / piston effect / Pitot cylindrical pressure tube PFM / SCB cabinets / CFD modeling / pressure field / anemometer / air temperature

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Д Д. Угли Каримов

Цель: Рассмотреть вопрос, является ли верификация численной модели воздухообмена при движении поезда в тоннеле метрополитена, учитывающей процесс взаимодействия штатной вентиляции с поршневым эффектом вытесняемой воздушной среды, корпусом движущегося состава. Методы: Сканирование и обработка данных. В качестве оборудования использовалась трубка Пито напорная цилиндрическая PFM 2 для измерения дифференциального давления и измерения скорости потока воздуха, объемного потока и температуры. Результаты: Установлена динамическая структура возмущенной текучей среды в момент прибытия состава и его отправления. Практическая значимость: Определены факторы конструктивных решений портальной части тоннеля, влияющие на процесс воздухообмена при совместном действии вентиляции и поршневого эффекта движущихся поездов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Д Д. Угли Каримов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NUMERICAL SIMULATION OF AERODYNAMIC PROCESSES OF AIR MASS MOVEMENT IN UNDERGROUND TUNNELS TAKING INTO ACCOUNT PISTON IMPACT OF ROLLING STOCK

Purpose: To consider the issue on verification of numerical model of air exchange during the movement of a train in a subway tunnel, taking into account the process of interaction of regular ventilation with the piston effect of the displaced air by the body of the moving train. Methods: Data scanning and processing. The equipment used was a pressure cylindrical Pitot tube PFM 2 for measuring differential pressure and air flow velocity, volumetric flow and temperature. Results: The dynamic structure of disturbed fluid media at the time of rolling stock arrival and departure has been established. Practical importance: Factors of design solutions of tunnel portal part affecting the process of air exchange at the combined work of ventilation and piston effect of moving trains have been determined.

Текст научной работы на тему «ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ МАСС В ТОННЕЛЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА С УЧЕТОМ «ПОРШНЕВОГО» ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА»

УДК 624.19:625.1-697.9

Численное моделирование аэродинамических процессов движения воздушных масс в тоннелях метрополитена с учетом «поршневого» воздействия подвижного состава

Д. Д. угли Каримов

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Каримов Д. Д. угли. Численное моделирование аэродинамических процессов движения воздушных масс в тоннелях метрополитена с учетом «поршневого» воздействия подвижного состава // Известия Петербургского университета путей сообщения. — СПб.: ПГУПС, 2022. — Т. 19. — Вып. 1. — С. 17-27. DOI: 10.20295/1815-588Х-2022-1-17-27

Аннотация

Цель: Рассмотреть вопрос, является ли верификация численной модели воздухообмена при движении поезда в тоннеле метрополитена, учитывающей процесс взаимодействия штатной вентиляции с поршневым эффектом вытесняемой воздушной среды, корпусом движущегося состава. Методы: Сканирование и обработка данных. В качестве оборудования использовалась трубка Пито напорная цилиндрическая PFM 2 для измерения дифференциального давления и измерения скорости потока воздуха, объемного потока и температуры. Результаты: Установлена динамическая структура возмущенной текучей среды в момент прибытия состава и его отправления. Практическая значимость: Определены факторы конструктивных решений портальной части тоннеля, влияющие на процесс воздухообмена при совместном действии вентиляции и поршневого эффекта движущихся поездов.

Ключевые слова: Поршневой эффект, трубка Пито напорная цилиндрическая PFM, шкафы СЦБ, CFD-моделирование, поле давления, анемометр, температура воздуха.

В работе представлены результаты математического CFD-моделирования аэродинамических процессов формирования «поршневого» эффекта, образующегося при движении поезда в тоннеле метрополитена. Определена структура и параметры динамики движения возмущенной воздушной среды при проходе поезда в районе рамповых и портальных участков при различных схемах воздухообмена системы вентиляции.

В процессе движения поездов в тоннелях метрополитена возникает сложный режим воздухообмена по длине состава. Под воздействием движущихся корпусных элементов поезда происходит вытеснение объемов воздушных масс с

образованием локальных фронтов сжатого и разряженного воздуха. При условии постоянного значения коэффициента блокирования тоннеля, формы и шероховатости поверхности обделки, параметры сжатого и разреженного объемов можно считать относительно постоянными. Поэтому наибольший интерес вызывает участок движения состава в районе конфузорных участков портальной части тоннеля. Процесс еще более усложняется при взаимодействии с активно действующей вентиляцией.

Непосредственный мониторинг аэродинамических процессов сопряжен с рядом сложностей организационно-технического характера,

1 — рамповый участок, 2 — порталы, 3 — штольня, 4 — станционная камера тоннельной вентиляции, 5 — портальный участок, эскалаторный тоннель, 6 — путевой тоннель; А, В — точки съема информации аэродинамической нагрузки

в связи с чем рассматривается вариант гибридной модели на основе CFD-модели, построенной в среде FlowSimulation программного комплекса SolidWorks, с использованием уточняющих характеристик, полученных в натурном эксперименте. С этой целью разработана модель типового станционного комплекса глубокого заложения, оснащенная двумя вентиляционными стволами 4 (рис. 1) реверсивной при-точно-аспирационной установки. За прототип поезда принята модель 81-740/741 «Русич» производства ОАО «Метровагонмаш».

Информационная модель сложного объекта чаще всего выполняется с определенным упрощением — редуцированием (процедура сниже-

Рис. 2. Трубка Пито напорная цилиндрическая PFM 2

ния размерности решаемой задачи в соответствии с ресурсами существующих технических средств). В частности, редуцирование предполагает изъятие из описания реального прототипа определенных, несущественных компонентов, не оказывающих значительного влияния на основные функции изучаемого объекта.

Установлены следующие допущения: из расчета исключены элементы железнодорожного пути, помещения тягово-понизительной электроподстанции, шкафы СЦБ, подплатформенное пространство со служебными помещениями, вентиляторные устройства представлены виртуальными объектами.

В качестве оборудования использовалась трубка Пито напорная цилиндрическая PFM 2 (рис. 2) — для измерения дифференциального давления и измерения скорости потока воздуха, объемного потока и температуры.

Устройство воспринимает полное давление текучей среды отверстием в торце изогнутой трубки, статическое давление — отверстиями в

Скорость (м/с). (Прибытие — отправление)

25

20

15

10

Г

t - y = 0,0644х - 6,4538

-10

-15

y = -0,0566х + 9,8812

•Ряд 1

Ряд 2 -----• Линейная (Ряд 1) а

Давление, Па. (Прибытие — отправление)

Линейная (Ряд 2)

350 300 250 200 150 100 50 0

-50 -100

1

iA /Л.,Ii

л ИГ Г 11 ........

J И ............

JuA J L y = -0,2106x + 44,081 „-'Г*' \ = -.--""MAI y y = ■ 0,7224x - 74,028 I

•м VW---,,-......... V

ч О ON < X) t^ ЧО ^ СП N rn ^f ш ю ooaOOrHdm'i^'Ohooa.ONOrHMrn^f^^hMM tfjo чо

■Ряд 1

Ряд 2

■ Линейная (Ряд 1) б

Линейная (Ряд 2)

Рис. 3. Показания скорости а и избыточного давления б воздушного потока, инициированного поездом: торможение состава 40-0 км/ч — черный; разгон состава 0-60 км/ч — красный

стенке внешней трубки. Анемометр имеет встроенный блок автономной памяти на 99 значений для каждого параметра, и ШВ-адаптер для соединения с компьютером.

Натурный эксперимент по определению динамических параметров воздушной среды

выполнялся в рекреации посадочного вестибюля станции «Ленинский проспект» в крайних точках платформы: точка А (рис. 1) — прибытие поезда, точка В — отправление. Высота положения воздухозаборная оборудования — 1,2 м над уровнем рампы.

5

0

Рис. 4. Эпюра траекторий движения воздушных потоков от нагнетающего вентилятора

до аспирационного

Рис. 5. Эпюра траекторий движения воздушных потоков с учетом поршневого действия поезда

и работы вентиляции

CFD-моделирование газодинамических процессов в характерных участках станционного комплекса метрополитена

Для оценки поршневого действия поезда вначале выполняется CFD-моделирование состояния среды при работе только станционного вентиляционного оборудования (рис. 4).

В качестве граничных условий на торцевых сечениях тоннелей и эскалаторного наклонного хода применены следующие параметры среды: давление — 101 395 Па, температура — 20 °С, начальная скорость воздушной среды — 0 м/с. Параметры приточно-аспирационной вентиляции: давление в приточной зоне — 105-725 Па,

8.729 7.482 6 235

ш

ж

CutPiot: Cut Prot Isosurfa

а

б

Рис. 6. Эпюра распределения скоростей текучей среды (прибытие поезда): сечение по оси симметрии поезда в вертикальной плоскости а; сечение в горизонтальной плоскости б

аспирационной — 97 925 Па, температура среды — 20 °С.

По результатам численного моделирования установлено, что наиболее интенсивные вихревые образования формируются непосредственно на портальных участках сопряжения тоннелей со станционным залом, где конструкция тоннеля образует резкое изменение поперечного сечения — конфузор. Скорость потока находится в пределах 2-9 м/с.

Численное моделирование процесса воздухообмена с учетом движения состава выполнена с применением функции тойопгеа^аП (движущаяся реальная стена) модуля FlowSimulation, реализующей принцип вытеснения объемов

воздушной среды корпусом подвижного состава. В условиях сопротивления зазора (поезд—тоннель) объемы уплотненной воздушной среды смещаются обтекателем со скоростью движения поезда, создавая таким образом «поршневой» эффект.

В модели дополнительно к существующим граничным условиям (вентиляция) добавлены опции геа^аП, wallmotion: режим торможения состава — 40-0 км/ч; режим разгона состава — 0-60 км/ч. Рассматривается момент выхода поезда из портала тоннеля.

На рис. 5 представлена эпюра траекторий движения воздушных потоков при работе станционного вентиляционного оборудования с учетом поршневого действия поезда.

б

Рис. 7. Эпюра распределения скоростей текучей среды (отправление поезда): сечение по оси симметрии поезда в вертикальной плоскости а; сечение в горизонтальной плоскости б

Согласно эпюре траекторий перемещение основных объемов воздушной среды происходит в пределах объема путевой части тоннеля с частичным выходом на рамповую часть. Максимальная турбулентность наблюдается в пределах портальной части тоннеля.

Эпюра распределения скоростей текучей среды (рис. 6, 7), построенная по оси симметрии поезда, отражает структуру распределения скоростей в перемещаемом объеме уплотненной воздушной среды «поршневого» эффекта [6, 7].

На эпюре четко просматривается «факел» поршневого эффекта, образовывающийся перед поездом, и его частичная деформация за счет взаимодействия с тоннельной вентиляцией.

На эпюре представлен процесс увеличения поездом обширных объемов воздушных масс в процессе отправления со станции и входа в тоннель, а также образование поршневого эффекта перед головным вагоном.

Параметры изменения состояния воздушной среды определялись по линии, построенной параллельно движению состава в плоскости, расположенной на дистанции 1,2 м над уровнем рампы вестибюля. Таким образом, моделируется процесс получения данных при проходящем поезде (рис. 8).

Валидация разработанной модели выполнена согласно теории вероятности и математической статистике [8, 9] по обработке результатов пря-

Скорость, (м/с). (Прибытие — отправление)

Ряд 1 Ряд 2 -----• Линейная (Ряд 1) ----- - Линейная (Ряд 2)

а

Давление, (Па). (Отправление — прибытие)

Рис. 8. Результаты численного эксперимента скорости а и избыточного давления б: торможение состава 40-0 км/ч — черный; разгон состава 0-60 км/ч — красный

мых измерений. Данные по однофакторному анализу приведены в табл. 1 — прибытие состава и табл. 2 — отправление состава.

По критерию скорости текучей среды фактическое значение отношения Фишера (12,15) больше критического (3,86), с вероятностью 95 % отклоняется нулевая гипотеза о равенстве

средних данных реального объекта и модели, то есть модель с достаточной точностью описывает поведение реального процесса. По критерию давления текучей среды условие не выполняется.

По критерию скорости текучей среды фактическое значение отношения Фишера (1153,26) больше критического (3,870682), с вероятностью

ТАБЛИЦА 1. Однофакторный анализ результатов измерений

Режим «Прибытие состава» (черный цвет — объект, красный цвет — модель) Скорость, м/с Давление, Па

Дисперсионный анализ

Источник вариации SS df MS F P-Зна-чение Fкрити-ческое

Между группами 171,92 1 171,92 12,15 0,00055 3,867

Внутри групп 5064,0 358 14,145

Итого 5235,9 359

Дисперсионный анализ

Источник вариации SS DF MS F P-Зна- чение F критическое

Между группами 3224,124 1 3224,124 2,7373 0,0993 3,881

Внутри групп 275 615,9 234 1177,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 278 840 235

ТАБЛИЦА 2. Однофакторный анализ результатов измерений

Режим «Отправление состава» (черный цвет — модель, красный цвет — объект) Скорость, м/с Давление, Па

40 35 30 25 20 15 10 5 0 -5

140 120 100 80 60 40 20 0 -20

со (Л О

Дисперсионный анализ Дисперсионный анализ

Источник вариации SS df MS F P-Зна-чение Fкрити-ческое Источник вариации SS df MS F P-Зна-чение Fкрити-ческое

Между группами 35 535,18 1 35 535,18 1153,26 4E-108 3,870682 Между группами 3010,304 1 3010,304 2,55043 0,111625 3,881853

Внутри групп 9860,02 320 30,81257 Внутри групп 273 832,4 232 1180,312

Итого 45 395,2 321 Итого 276 842,7 233

95 % отклоняется нулевая гипотеза о равенстве средних данных реального объекта и модели, то есть модель с достаточной точностью описывает поведение реального процесса. По критерию давления текучей среды условие не выполняется.

Невыполнение условия превышения отношения Фишера по критерию давления объясняется неполными сведениями натурного эксперимента: отсутствует компонента статического давления (трубка Пито не измеряет статическое давление).

Эффект от поршневого действия поезда значительно изменяет структуру распределения воздухообмена в помещениях метрополитена: изменяются объемы, давления, скорости течения воздушных масс по модифицированным трассам. К негативным свойствам данного явления следует отнести определенное повышение энергопотребления за счет увеличения аэродинамического сопротивления передвижению состава, в то же время периодическое преобладание импульсной продувки тоннелей за счет «поршневого» эффекта можно считать положительным свойством для улучшения показателей воздухобмена.

Выводы

1. Разработана математическая модель совместной работы станционной системы вентиляции и «поршневого» эффекта движущихся поездов.

2. Выполнена валидация модели на основе данных, полученных в ходе натурного эксперимента.

3. Установлена динамическая структура возмущенной текучей среды в момент прибытия состава и его отправления.

4. Определены факторы конструктивных решений портальной части тоннеля, влияющие на процесс воздухообмена при совместном действии вентиляции и поршневого эффекта движущихся поездов.

5. Путем анализа результатов численного CFD-моделирования получены параметры поршневого действия поезда: поле давления, скорости перед и за поездом.

6. Установлено, что эффективная длина «поршневого» эффекта, способного создавать дискомфорт для пассажиров, находящихся на перроне станции, составляет 20-25 м, скорость движения воздушных масс при этом достигает 15 м/с.

Библиографический список

1. Бамтоннельпроект. Объекты. — URL: http://www. btpnsk.ru/objects.

2. Гендлер С. Г Исследование вентиляционного и теплового режимов Лысогорского железнодорожного тоннеля / С. Г. Гендлер, В. В. Смирняков, А. Н. Соловьев // ГИАБ. — 2006. — № 3. — С. 133-145.

3. Гендлер С. Г. Выбор рациональной схемы проветривания Кузнецовского железнодорожного тоннеля / С. Г. Гендлер, В. А. Плескунов // ГИАБ. — 2009. — Отдельный выпуск № 13: Аэрология. — С. 81-89.

4. Гендлер С. Г. Проблемы проветривания транспортных тоннелей / С. Г. Гендлер // ГИАБ. Тематическое приложение «Безопасность». — 2005. — С. 281-295.

5. Проектная документация. Строительство нового Байкальского тоннеля на перегоне Дельбичинда — Дабан Восточно-Сибирской железной дороги. Раздел 3. Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения. — ОАО «СтройТрест». — 2014.

6. Алямовский А. А. SolidWorks Simulation. Инженерный анализ для профессионалов: задачи, методы, рекомендации /

A. А. Алямовский. — М.: ДМК Пресс, 2015. — 562 с.

7. Алямовский А. А. Инженерные расчеты в SolidWorks Simulation / А. А. Алямовский. — М.: ДМК Пресс, 2010. — 464 с.

8. Бурнаева Э. Г. Статистический пакет анализа данных в Excel 2013: учебное пособие / Э. Г. Бурнаева, С. Н. Леора. — СПб.: СПбГУ, 2020. — 40 с.

9. Бараз В. Р. Использование MS Excel для анализа статистических данных: учебное пособие / В. Р. Бараз,

B. Ф. Пегашкин; М-во образования и науки РФ; ФГАОУ ВПО «УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина», Нижнетагил. техн. ин-т (филиал). — 2-е изд., перераб. и доп. — Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2014 — 181 с.

Дата поступления: 02.02.2022 Решение о публикации: 21.02.2022

Контактная информация:

КАРИМОВ Дастонбек Давронбой угли — аспирант; dostonkarimov325@gmail. com

Numerical Simulation of Aerodynamic Processes of Air Mass Movement in Underground Tunnels Taking into Account Piston Impact of Rolling Stock

D. D. ugli Karimov

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Karimov D. D. ugli. Numerical Simulation of Aerodynamic Processes of Air Mass Movement in Underground Tunnels Taking into Account Piston Impact of Rolling Stock // Proceedings of Petersburg Transport University, 2022, vol. 19, iss. 1, pp. 17-27. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2022-1-17-27

Summary

Purpose: To consider the issue on verification of numerical model of air exchange during the movement of a train in a subway tunnel, taking into account the process of interaction of regular ventilation with the piston effect of the displaced air by the body of the moving train. Methods: Data scanning and processing. The equipment used was a pressure cylindrical Pitot tube PFM 2 for measuring differential pressure and air flow velocity, volumetric flow and temperature. Results: The dynamic structure of disturbed fluid media at the time of rolling stock arrival and departure has been established. Practical importance: Factors of design solutions of tunnel portal part affecting the process of air exchange at the combined work of ventilation and piston effect of moving trains have been determined.

Keywords: Piston effect, Pitot cylindrical pressure tube PFM, SCB cabinets, CFD modeling, pressure field, anemometer, air temperature.

References

1. Bamtonnel'proekt. Ob"ekty [Bamtunnel project. Objects]. Available at: http://www.btpnsk.ru/objects. (in Russian)

2. Gendler S. G. Issledovanie ventilyatsionnogo i teplovogo rezhimov Lysogorskogo zheleznodorozhnogo tonnelya [Study of the ventilation and thermal regimes of the Lysogorsk railway tunnel]. GIAB [GIAB]. 2006, I. 3, pp. 133-145. (in Russian)

3. Gendler S. G. Vybor ratsional'noy skhemy provetrivaniya Kuznetsovskogo zheleznodorozhnogo tonnelya [The choice of a rational ventilation scheme for the Kuznetsovsky railway tunnel]. GIAB [GIAB]. 2009, pp. 81-89. (in Russian)

4. Gendler S. G. Problemy provetrivaniya transportnykh tonneley [Problems of ventilation of transport tunnels]. GIAB. Tematicheskoe prilozhenie "Bezopasnost"' [GIAB. Thematic application "Security"]. 2005, pp. 281-295. (in Russian)

5. Proektnaya dokumentatsiya. Stroitel'stvo novogo Baykal 'skogo tonnelya na peregone Del'bichinda — Daban Vostochno-Sibirskoy zheleznoy dorogi. Razdel 3. Tekhnologicheskie i konstruktivnye resheniya lineynogo ob"ekta. Iskusstvennye sooruzheniya [Design documentation. Construction of a new Baikal tunnel on the Delbichinda-Daban section of the East Siberian Railway. Section 3. Technological and design solutions for a linear facility. Artificial constructions]. "StroyTrest" Publ. 2014. (in Russian)

6. Alyamovskiy A. A. SolidWorks Simulation. Inzhenernyy analiz dlya professionalov: zadachi, metody, rekomendatsii [Engineering calculations in SolidWorks Simulation]. Moscow: DMK Press Publ., 2015. 562 p. (in Russian)

7. Alyamovskiy A. A. Inzhenernye raschety v SolidWorks Simulation [Engineering calculations in SolidWorks Simulation]. Moscow: DMK Press Publ., 2010. 464 p. (in Russian)

8. Burnaeva E. G. Statisticheskiy paket analiza dannykh v Excel 2013 [Statistical data analysis package in Excel 2013]. St. Petersburg: SPbGU Publ., 2020. 40 p. (in Russian)

9. Baraz V. R. Ispol'zovanie MS Excel dlya analiza statisticheskikh dannykh [Excel to analyze statistical data]. M-vo obrazovaniya i nauki RF; FGAOU VPO "UrFUim. pervogo Prezidenta Rossii B. N. El tsina", Nizhnetagil. tekhn. in-t (filial) [Ministry of Education and Science of the Russian Federation; FGAOU VPO "UrFU im. the first President of Russia

B. N. Yeltsin", Nizhny Tagil. tech. in-t (branch)]. Nizhniy Tagil: NTI (filial) UrFU Publ., 2014. 181 p. (in Russian)

Received: February 2, 2022 Accepted: February 21, 2022

Author's information:

Dastonbek D. KARIMOV — Postgraduate Student; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.