Научная статья на тему 'Чичеринские чтения в Тамбове'

Чичеринские чтения в Тамбове Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аверин Николай Михайлович, Кокорев Александр Степанович

4-5 октября 2001 г. в ТГУ им. Г.Р. Державина состоялись III Чичеринские чтения, в которых приняли участие ученые Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, Краснодара, Тамбова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chicherin's Readings in Tambov

The III Chicherin's Readings were held at Tambov State University on 4-5 December 2001. The Conference was attended by scholars from St. Petersburg, Voronezh, Nizhny Novgorod, Krasnodar, and Tambov.

Текст научной работы на тему «Чичеринские чтения в Тамбове»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЧИЧЕРИНСКИЕ ЧТЕНИЯ В ТАМБОВЕ

С Тамбовским краем неразрывно связана деятельность крупнейшего русского философа и правоведа второй половины XIX в. Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904). Тамбовщина — его «малая родина», здесь же он провел почти три десятилетия своей зрелой жизни; на тамбовской земле, в имении Караул созданы самые значительные философские произведения Чичерина.

С конца 80-х гг. XX в., после того, как в стране развернулся многоплановый процесс актуализации культурного наследия прошлого, незаслуженно забытого или преданного забвению по идеологическим причинам в советскую эпоху, тамбовские ученые обратились к исследованию жизненного пути и творчества Б.Н. Чичерина. Был подготовлен и издан ряд научных сборников, посвященных чи-черинской тематике. Сложилась традиция проведения на родине мыслителя Чичеринских чтений, которые состоялись в 1993 и 1998 гг.

В нынешнем году в структуре Тамбовского государственного университета был организован Чичеринский центр, в задачи которого входит дальнейшее развитие исследовательской работы в данном направлении.

4-5 октября 2001 г. в ТГУ им. Г.Р. Державина состоялись III Чичеринские чтения, в которых приняли участие ученые Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, Краснодара, Тамбова. Открывая чтения, первый проректор ТГУ им. Г.Р. Державина профессор В.Н. Окатов рассказал о чичеринских связях с Тамбовщиной, охарактеризовал вклад тамбовских исследователей в изучение жизни и творчества своего знаменитого земляка, крупнейшего русского мыслителя XIX столетия.

На пленарном заседании были прочитаны и обсуждены пять докладов, а затем это обсуждение было продолжено в рамках «круглого стола», посвященного проблеме «Социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина и современность».

Председатель Головного совета по социологии Министерства образования РФ д.ф.н. проф. А.О. Бороноев выступил с докладом «Социогуманитарное наследие России: пути изучения и развития». Отметив важность данной задачи, докладчик особо подчеркнул необходимость воссоздания целостности интеллектуального процесса, существовавшего в отечественном обществоведении XIX — XX вв. и преодолевавшего идеологические пристрастия, довлевшие все это вре-

мя над социогуманитарной наукой. Касаясь недавнего прошлого, А.О. Бороноев говорил, что в советский период фактически выводились из оборота целые школы, которые не соответствовали господствующей идеологии. Подобная участь постигла и взгляды Б. Чичерина. Эта тенденция, по словам докладчика, продолжается и сейчас в обществе, которое объявило себя либерально-демократическим. По-прежнему забываются традиции российских научных школ, мы перестали интересоваться своими предшественниками, бездумно увлекаясь западными теориями. В этой связи проф. Бороноев отметил актуальность изучения наследия таких отечественных мыслителей, как Б.Н. Чичерин. Именно Чичерин, считает автор доклада, является одним из тех ученых, кто всегда размышлял о будущем обустройстве России, составил программу обновления страны. Сегодня эта тема весьма актуальна в связи с необходимостью думать об организации социального пространства России, ибо промедление с решением этих вопросов грозит усилением дезинтеграции общества и государства.

Преподаватель Санкт-Петербургского госуниверситета д.ф.н. И.Д. Осипов посвятил свое выступление проблеме «Парадигмы метафизики личности Б.Н. Чичерина». Докладчик отметил, что метафизика Б.Н. Чичерина представляет интереснейшую сторону его научно-философского творчества. Этой проблеме посвящены фундаментальные работы: «Наука и религия», «Основания логики и метафизики», серия полемических статей.

Метафизика личности Чичерина синтезировала гегелевскую концепцию мирового духа с соборно органической русской философией. Он, ссылаясь на гегелевскую диалектику, утверждал, что непосредственное знание составляет для разума точку исхода. Правильность и достоверность умозаключения основаны на том, что в каждом действии заключается категория бытия, мышление есть известное действие и нет другого действия, которое было бы дано мысли, кроме ее собственного. Метафизическая природа личности заключается в том, что она исполняет закон сознательно. Но поскольку бесконечным по своей природе разумом познается единичное существо, данное себе только через другое, то закон не может быть вполне раскрыт в опыте. Переход от отождествления к различию в личности совершается скачкообразно, а внутренним мотивом к нему служит не конкретное, а бесконечное содержание.

В историческом аспекте социальной метафизики Чичерина этот процесс выражается в чередовании синтетических и аналитических эпох. История общества — это история развития человеческого духа.

Данный процесс духовного исторического развития совершается иначе, чем в органической природе: по мере развития сознания внутренняя движущая сила раскрывается в большей полноте, давая для каждой интеллектуальной ступени ту идею, которая служит путеводной нитью живущим на ней поколениям. Значение разумных начал человеческого духа состоит именно в том, что они вносят свет в хаос борющихся сил и стремлений, которые тем самым становятся способными служить высшим целям человечества. Тем самым возникает внутренняя связь между процессом совершенствования личности и общим прогрессом человечества.

Руководитель чичеринского центра ТГУ им. Г.Р. Державина профессор А.С. Кокорев сделал доклад «Либерально-консервативные взгляды Б.Н. Чичерина: прошлое и настоящее». Он отметил, что в последнее время в российском обществе вновь обострилась ситуация, связанная с проблемами выбора пути развития общества и политического устройства государственной системы. Полемика вновь, как и сто сорок лет назад, сконцентрировалась вокруг вопросов, связанных со становлением гражданского общества, развитием либерализма и

Аверин Н.М., Кокорев А.С. Чичеринские чтения в Тамбове

демократии, способов экономического хозяйствования. Можно сказать, что Россия сейчас переживает период социальной нестабильности, во многом сходной с переходными процессами, которые имели место во второй половине XIX столетия. В данном контексте идеи Б.Н. Чичерина о происхождении и принципах либерально-демократических преобразований, а также о соотношении права, порядка и свободы личности представляют определенный научный интерес. Чичерин был представителем «государственной школы» и западнического крыла русской интеллигенции, предпринимал теоретические попытки, направленные на решение проблемы перехода России к капиталистическим формам экономического развития. В некоторой степени эти же задачи и с тех же позиций пытаются решить и большинство современных российских политиков.

Б.Н. Чичерин пытался определить ту политическую силу, которая в данную эпоху могла осуществить конструктивное реформирование общества. Характерно, что он отказывал в способности повести страну по пути плодотворных преобразований представителям крайних течений и приверженцам старого порядка, желавшим сохранить самодержавный строй в том виде, как он оформился в эпоху Николая I, и радикалам, зовущим к революции. Эту роль он отводил сторонникам постепенных, но неуклонных реформ. Выдвинутая Б.Н. Чичериным во второй половине XIX в. программа «консервативного либерализма» для общества или «либерального консерватизма» для правительства носила ярковыраженный характер. Живя в тот момент, когда складывались предпосылки той эскалации нетерпимости и классового противоречия, которые в следующем, XX столетии, породили цепь социальных потрясений, Б.Н. Чичерин решительно отстаивал для России путь общественного согласия, эволюционного развития, дающего простор новым формам жизни и сохраняющего все исторически жизнеспособное, что имелось в строгом укладе социальной ориентации.

Хотелось бы, подчеркнул докладчик, чтобы представители политической власти России воспользовались некоторыми выводами Чичерина. В частности, что приверженность даже к самой прекрасной теории, оторванной от реальной жизни, оборачивается бесплодным принесением в жертву идее миллионов жизней. С другой стороны, сугубый практицизм в политике лишает возможности увидеть более отдаленную перспективу, которая со временем приобретает решающее значение. Программа развития общества Б.Н. Чичерина отличается от других консервативных теорий прошлого тем, что она не идеализирует прошлое, не зовет к изоляционизму, замкнутости. Она за вхождение в европейскую цивилизацию, но с учетом особенностей и состояния того или иного общества. Эта теория может служить методологической базой для конкретизации современного российского общества.

Политическое кредо Б.Н. Чичерина — «либеральные меры и сильная власть», и, как отметил докладчик, аналогичная ориентация и у современных российских политиков, находящихся у власти. Вместе с тем, Чичерин доказывал, что при наличии сильной власти, проводящей либеральные меры, общественная инициатива не выльется в неуправляемые формы.

Примечательна его мысль о том, что сильная государственная власть вовсе не исключает демократии. Напротив, государство становится сильнее, когда в нем господствует сила закона и авторитет права.

И хотя Борис Николаевич был сторонником «смешанной формы» — конституционной монархии с двухпалатным парламентом, он неодно-кратно подчеркивал, что характер государственного устройства зависит от множества истори-

ческих факторов, и потому унификация политической жизни различных народов неправомерна и невозможна.

Конечно, готовых рецептов для развития российского общества быть не может, но воспользоваться научным наследием прошлого, наполнив его новым содержанием, соответствующим сегодняшним реалиям, очень важно.

В докладе к.ф.н. профессора ТГУ им. Г.Р. Державина Н.М. Аверина «Изучение теоретического наследия Б. Чичерина в 1990-е годы: результаты и перспективы» были проанализированы итоги исследовательской работы в данной сфере и высказаны соображения о задачах дальнейшего изучения чичеринского наследия. Важнейшим результатом исследовательской работы 1990-х гг. стало, по мнению докладчика, формирование восприятия Б.Н. Чичерина как выдающегося русского ученого-обществоведа второй половины XIX в., включение его наследия в современный культурно-образовательный процесс. Новым результатом в этой работе должно стать, как считает Н.М. Аверин, изучение роли Чичерина-мыслителя. По диапазону творческих интересов, по своему интеллектуальному масштабу Б. Чичерин — фигура, сопоставимая в XIX столетии с такими деятелями философского мира, как Гегель, Маркс, Спенсер, Ницше. Поэтому плодотворной задачей является изучение исторической роли идей Чичерина в социокультурной жизни России, анализ взаимодействия его теоретического наследия с важнейшими социогуманитарными концепциями конца XIX — начала XX вв.

К.и.н. доцент С.В. Туманова (ТГУ им. Г.Р. Державина) в докладе «Б.Н. Чичерин о возможности преобразования России в конституционную монархию» рассмотрела комплекс взглядов Чичерина на проблему модернизации системы государственной власти. Докладчица отметила, что Чичерин был сторонником конституционализма в его широком понимании, предусматривающего создание гражданского общества, правового государства и закрепление этих принципов в основных законах государства и практике функционирования его институтов. С.В. Туманова охарактеризовала основные положения программы, выдвинутой Б. Чичериным, отмечая, что ученый отдавал предпочтение элитарному правлению и был сторонником постепенного перехода к конституционной монархии.

В ходе обсуждения прочитанных докладов и выступлений за «круглым столом» были затронуты вопросы изучения социально-политических взглядов Чичерина, исследования отечественного социогуманитарного наследия. В обсуждении данной проблематики приняли участие д.ф.н. проф. А.О. Бороноев, к.ф.н. доц. О.А. Кокорева (Санкт-Петербург), к.ф.н. проф. А.С. Кокорев, д.ф.н. проф. А.И. Юдин, к.п.н. доц. А.В. Зимин, к.ф.н., доц. В.В. Шпаковский (Тамбов), к.и.н. Д.А. Николаев (Нижний Новгород) и др. Участники обсуждения отметили, что Чичеринские чтения в Тамбове стали полезным и конструктивным явлением в исследовании отёчественного социально-философского наследия.

Н.М. Аверин, А. С. Кокорев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.