Научная статья на тему 'Четыре ступени детского и юношеского познания Вселенной'

Четыре ступени детского и юношеского познания Вселенной Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Четыре ступени детского и юношеского познания Вселенной»



РЕИСпупЕминЕпскок©

Я

ИЮЖ©]Ш1ИСК(©И©1И[©ШНВЯН1ИЯИВСЁЛШЖ;НО№

Е. П. Левитан

Ефрем Павлович Левитан,

доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАЕН, член президиума

Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, зам. главного редактора журнала «Земля и Вселенная» с 1964 по 2012 гг.

Актуальность проблемы

В детстве и юности формируются личность человека и его мировоззрение, определяющее отношение к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, способствующая расширению кругозора молодого человека, дающая ему возможность ощутить свою связь с Вселенной и воспитывающая ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Современная астрономия -сложная физико-математическая наука, поэтому преподавание достаточно серьёзного курса школьной астрономии должно максимально опираться на знания учащихся по физике и математике. Это возможно, если школьный курс астрономии будет следовать за курсами физики и математики. Реализовать такую последовательность курсов учебных предметов удалось лишь в советских средних профессиональных училищах, где на протяжении нескольких лет учащимся преподавали астрономию. Для этих учебных заведений мною был даже специально написан

учебник по астрономии, переизданный в 2005 г как пособие по самообразованию.

В настоящее время система среднего профтехобразования оказалась настолько деформированной, что о преподавании астрономии просто забыли. Изменилась к худшему ситуация и в средних общеобразовательных школах.

Хочется быть оптимистом и верить, что наступит время, когда сегодняшнее негативное отношение к школьной астрономии изменится и эта учебная дисциплина станет играть системообразующую роль в планировании содержания общего образования. Тогда объективно возникнут принципиально новые требования к подготовке учителей астрономии, потому что школе будут необходимы люди, способные не только успешно преподавать курс астрономии, но и проводить факультативные занятия по астрономии во всех классах, начиная с первого.

Какими же видятся мне этапы формирования у детей представлений о Вселенной? Выделю четыре основных: «Вселенная дошкольни-

От редакции. Данная статья была прислана Е. П. Левитаном в редакцию нашего журнала в 2011 г. К сожалению, в опубликованном виде ему не пришлось её увидеть. 31 марта 2012 г. Ефрема Павловича не стало. Он был старейшим популяризатором астрономии в нашей стране, автором многих научно-популярных статей, книг, методических пособий и учебников по астрономии.

Приятно, что Ефрем Павлович высоко оценивал наш журнал, вёл переписку с его главным редактором, давал советы и высказывал свои предложения. Пусть публикация этой статьи станет данью памяти и выражением большой благодарности этому талантливому популяризатору науки, истинному педагогу и гражданину своей страны.

кплеиитан малышам озвёздах и планетах

М

ка», «Вселенная младшего школьника», «Вселенная подростка» и «Вселенная старшеклассника».

Вселенная дошкольника

Сегодня всем ясно, что малышей 5 - 6 лет необходимо готовить к школе. Существуют различные программы воспитания и обучения дошкольников. Они предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Однако составители подобных программ забывают (или не понимают), что детям интересен не только мир, который вблизи них, но и вокруг, и над ними. Внимание нормального ребёнка не могут не привлекать Солнце, Луна, звёзды. Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звёздочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в Космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем недетские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребёнку, «что кушает Солнышко» или какие они, эти «чёрные дыры»... Если хотите убедиться в том, что всё это не выдумки, понаблюдайте за своими маленькими детьми и внуками, прислушайтесь к их разговорам с друзьями, посмотрите, какие «мультики» им нравятся больше. Тогда вы согласитесь, что многие дети хотят больше знать о звёздном мире и Вселенной и играть в «астрономические игры».

Обоснование целесообразности «дошкольной астрономии» необходимо, но недостаточно. Надо обозначить, по крайней мере, ещё три проблемы и показать варианты их реализации.

Во-первых, это содержание обучения, т.е. вопрос о том, чему учить малышей. Можно сказать, что «дошкольная астрономия» - это первоначальное ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. Иными словами, мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звёздах и т.д.

Во-вторых, выбор способов и приёмов обучения. Разумеется, как содержание, так и методы обучения

| »^¡ншмсшшг

должны быть адекватными психолого-педагогическим особенностям развития детей дошкольного возраста. В противном случае вместо развития у них любознательности, интереса к астрономии, космонавтике и, вообще, к учёбе, может получиться нечто совершенно противоположное. К числу наиболее приемлемых видов занятий с малышами можно отнести ролевые игры (дети играют в помещении или во дворе своего детского сада «в Солнышко», «в Луну» и т.д.) и беседы с детьми во время дневных и вечерних прогулок. А соответствующие «теоретические знания» должны сообщаться детям через увлекательные «астрономические сказки», написанные в наиболее воспринимаемой ими диалогической форме.

В-третьих, необходимо создать доступные и интересные для дошкольников книжки, наглядные таблицы, картины, компьютерные игры и программы. К сожалению, многое из того, что уже сделано в нашей стране и за рубежом в этом отношении, предназначается, скорее, младшим школьникам, чем дошкольникам. С известной «натяжкой» воспитатели и родители могут использовать в своей работе с детьми мою книжку «Звёздные сказки». В ней любимый поросёнок маленькой девочки горюет по поводу того, что не может поднять голову и любоваться Солнышком и Луной. Задумавшись, девочка осознаёт, что ведь и она редко смотрит на небесные светила и почти совсем ничего не знает о них. Вот ей и приходится познакомиться со светилами, украшающими дневное и ночное небо, поговорить с ними (благо, в сказках это возможно), узнать много интересного о них и утешить поросёнка.

Совершенно в ином ключе написана другая моя книга - «Вселенная дошкольника», которая представляет собой десять бесед и «астрономических игр» с любознательными ребятами из старшей группы детского сада.

Существующих книжек для малышей, конечно, недостаточно, поэтому хотелось бы пригласить к сотрудничеству специалистов в этой области - астрономов, детских писателей и т.д.

Вселенная младшего школьника

Многое из сказанного выше применимо и для разработки проблем «детской астрономии», хотя здесь речь пойдёт о детях 7 - 10 лет. Важно то, что в курсах таких обязательных учебных дисциплин, как «Окружающий мир» и «Природоведение», младшие школьники знакомятся с некоторыми небесными светилами и астрономическими явлениями. Именно на основе этого у любознательных детей возникает необходимость в дополнительном школьном и внешкольном астрономическом образовании (в рамках кружковых и факультативных занятий).

Астрономы-любители наблюдают за метеорным потоком Персеиды.

Мне хотелось бы предложить вниманию коллег три факультатива для младших школьников. Первый из них - «Твоя Вселенная, I» - наиболее известен, поскольку его программа и некоторые методические рекомендации были впервые опубликованы в 1994 г.1 Программа рассчитана на четыре года (1 - 4 классы). Она предусматривает последовательное ознакомление детей прежде всего с тем, какой мы видим Вселенную в дневное время, когда на небе появляется и движется Солнце, и в вечернее, когда видны Луна, звёзды и другие небесные тела. Это знакомство детей с «видимой Вселенной». Затем им даётся понятие о том, какова Вселенная на самом деле (понятие о «семье» Солнца и мире звёзд). Попутно в доступной форме детям сообщается о космонавтике, а также о наиболее ярких страницах истории развития астрономии и космонавтики.

Второй факультатив «Сказочная Вселенная» включает последовательно следующие темы: «Знакомьтесь: Вселенная»; «Солнышкины тайны», «Про семью Сол-

нышка», «Про звёзды и Вселенную». В список рекомендуемой литературы можно включить ряд книг отечественных и зарубежных авторов, в том числе мою трилогию «Алька в Солнечном королевстве», «Как Аль-ка с друзьями планеты считал», «Странствия Альки и гномов по Млечному Пути». Подробнее о содержании этого факультатива говорится в журнале «Земля и Вселенная» (2004, № 5).

Третий факультатив «Астрономия для умненьких детей» адресован более увлечённым младшим школьникам, которым «сказочная астрономия» уже не очень интересна. С ними можно обсудить более сложные и увлекательные тексты. Для этого факультатива издаётся серия из десяти брошюр («Твоё Солнышко», «Луна -внучка Солнышка», «В семье Солнышка "танцуют" все», «Звёзды - Солнышкины сестрички», «Планеты-крошки», «Хвостатые светила», «Камни, падающие с неба», «Звёздные картинки», «Наш звёздный дом», «Ау, инопланетяне, где вы?»).

Подчеркну, что «детская астрономия» - одно из перспективных, новых направлений дидактики астрономии и хорошо, что к её разработке всё более активно подключаются коллеги из разных регионов России.

Вселенная подростка

Подростковый возраст (11 - 15 лет) по праву считается очень трудным. Вчерашние учащиеся 4-х классов буквально преображаются, попав из начальной школы в среднюю. Мне приходилось это наблюдать, когда я преподавал астрономию одновременно в младших, средних и выпускных классах. Сквозь внешнюю неуправляемость подростков проглядывала их склонность к фантазированию, интерес к загадочным природным явлениям и т.д.

Дети этого возраста уже выросли из «звёздных сказок», поэтому для них был создан оригинальный курс «подростковой астрономии», включающий факультатив «Твоя Вселенная, II». В нём в доступной форме даётся определённая система знаний о мироздании. Ограничусь перечислением разделов авторской программы этого факультатива: «Солнце», «Луна», «Звёздное небо», «Планеты, астероиды и кометы», «Галактики -звёздные острова» и «Понятие об истории Вселенной». Основным пособием по астрономии для учащихся 5 -7 классов может служить книга автора данной статьи «Твоя Вселенная» (М. : Просвещение, 2006).

Из обсуждавшихся в своё время факультативов для учеников 7 - 9 классов заслуживают внимания следующие: «Познаваемая Вселенная» (по истории астрономии), «Космонавтика школьникам», «Астрофизика - школьникам». Эти факультативы разрабатывались на основе таких книг, как «Извечные тайны неба» (А. А. Гурштейн), «Астрономическая картина мира» (А. И. Еремеева), «Как открыли Вселенную» и «Астрофизика - школьникам» (Е. П. Левитан), «Основы космонавтики» (А. Д. Марленский) и «Космонавтика сегодня и завтра» (С. П. Уманский).

1 Журнал «Начальная школа», 1994, № 7 и № 8; Физика в школе, 1996, № 3; в книге «Справочник руководителей и учителей начальной школы», 1999 и др.

В астрономической лаборатории XXI в.

Разумеется, занятия астрономией с подростками не должны быть ограничены чтением и комментированием книг. В них надо включать подготовку и обсуждение рефератов, защиту проектов, изготовление простейших астрономических инструментов и, конечно, астрономические наблюдения. Всё это позволит направить энергию тинейджеров в русло полезных занятий, заполнить их досуг, заинтересовать научно-технической деятельностью.

Вселенная старшеклассника

Проблема астрономического образования старшеклассников - традиционная проблема дидактики астрономии. В начале 90-х гг. XXI в. казалось, что относящиеся к ней фундаментальные вопросы решены. Однако ситуацию, в которой оказалась школьная астрономия в начале нынешнего века, можно назвать критической. Для спасения школьной астрономии реально имеются два пути. Во-первых, разумно включить самые необходимые учащимся сведения о Вселенной в курсы физики и естествознания старших классов, во-вторых, разработать факультативы для старшеклассников. Рассмотрим кратко каждый из этих путей.

Сейчас некоторые из создателей курсов школьной физики поняли, что целесообразно завершать его обзорными сведениями по астрономии. Так, например, учебник «Физика - 11» (авторы: С. В. Громов, Н. В. Шаронова, Е. П. Левитан; Просвещение, 2006) заканчивается главой «Строение Вселенной». Существуют также мнения о том, чтобы уделять большее внимание астрономии в учебном курсе «Естествознание».

При разработке факультативов по астрономии для старшеклассников необходимо учитывать их интере-

сы, особенно в профильных школах и классах. Так, для классов с гуманитарным уклоном желательно, чтобы содержание факультативов по астрономии было связано с историей культуры, искусством, научно-фантастической литературой, космической поэзией и т.д. Учащимся классов с физико-математическим профилем, скорее всего, понравятся факультативы по физике Вселенной, астрофизике, космологии, а также решение задач с целью подготовки к астрономическим олимпиадам.

Разрабатывая факультативы, надо использовать уже имеющиеся книги по астрономии для старшеклассников. Одна из них - книга автора «Эволюционирующая Вселенная», на основе которой можно создать одноимённый факультатив.

В начале 90-х гг. мною была разработана подробная программа интегративного факультатива «Вселенная Человека» (см. журнал «Земля и Вселенная», 1992, № 6). В программу факультатива включено много вопросов по космонавтике, космической экологии, физике, биологии и истории религии.

В 2005 г. появилась ещё одна моя программа факультатива по астрофизике для старшеклассников «Физика Вселенной», содержание которой изложено в журнале «Земля и Вселенная», 2005, № 6.

И всё-таки наиболее полно содержание «Вселенной старшеклассника» раскрывается в существующих сейчас учебниках по астрономии для 11 классов (их авторы - Е. П. Левитан; А. В. Засов и Э. В. Кононович; Б. А. Воронцов-Вельяминов; В. В. Порфирьев).

Таким образом, даже в нынешней тяжёлой ситуации, в которой оказалась школьная астрономия, можно сформировать у выпускников российских школ достаточно широкое представление о современной астрономической картине мира.

Нужен ли концентризм?

Рассматривая предложенные четыре ступени астрономического образования, легко заметить, что детское и юношеское познание идёт по спирали. Такой концентризм обычно малопривлекателен для педагогов и методистов. Но в нашем случае он необходим, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, концентризм связан с идеей непрерывного формирования у детей основных понятий по астрономии и космонавтике и последовательного их усложнения. Так, например, вряд ли имеет смысл объяснять восьмилетнему ребенку, в силу каких физических процессов эволюционируют звёзды и т.д. Во-вторых, важную роль в представленной многоступенчатой системе формирования знаний и представлений о Вселенной играют факультативные (элективные) курсы, которые совсем небязатель-ны для всех учащихся. Возможно, что очень немногим детям удастся систематически изучать астрономию с дошкольного возраста. В большинстве случаев школьники могут «подключаться» к факультативам в любом из классов - от первого до десятого. Важно общими усилиями учёных, методистов и учителей астрономии сформировать у детей правильное представление о Вселенной и вызвать интерес к познанию астрономической картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.