Научная статья на тему 'Четвертый семинар преподавателей бизнес-дисциплин государственных университетов Северо-Запада России'

Четвертый семинар преподавателей бизнес-дисциплин государственных университетов Северо-Запада России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Четвертый семинар преподавателей бизнес-дисциплин государственных университетов Северо-Запада России»

Российский журнал менеджмента №2, 2003. С. 160-162

ХРОНИКА

ЧЕТВЕРТЫЙ СЕМИНАР ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БИЗНЕС-ДИСЦИПЛИН ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ

20-21 ноября 2003 г. на базе факультета менеджмента СПбГУ состоялся четвертый семинар для преподавателей бизнес-дисциплин государственных университетов Северо-Запада России. Этот семинар стал завершающим в цикле семинаров, осуществленных в период 2002-2003 гг. в рамках проекта «Развитие кооперации между государственными университетами Северо-Запада России в области бизнес-образования» под эгидой Совета ректоров вузов СевероЗападного Федерального округа (председатель Совета — ректор СПбГУ Л. А. Вербицкая). Финансовая поддержка проекту была оказана фондом «Евразия» за счет средств, предоставленных Агентством международного развития США (USAID), а также частично — из средств гранта Государственного департамента США для Института менеджмента, инноваций и организации Калифорнийского университета (Беркли), многолетнего академического партнера факультета менеджмента СПбГУ.

Опыт данного проекта вновь подтвердил, что к настоящему времени специализированные факультеты и кафедры в области менеджмента практически повсеместно стали полноправными структурными подразделениями государственных университетов России. Между тем в силу недолгой и сопряженной с известными методическими, кадровыми и иными трудностями истории российского бизнес-образования у преподавателей отечественных вузов пока нет устойчивой традиции профессионального общения и обсуждения актуальных вопросов и перспектив развития этой крайне важной для экономического роста России

области высшего образования. Рождение проекта было обусловлено потребностью интеграции усилий факультетов менеджмента (или управления) и других профильных факультетов вузов Северо-Запада по обмену опытом, организации совместных проектов, разработке передовых учебных материалов и повышению общего уровня бизнес-образования в регионе.

Тремя основными целями проекта были:

• повышение квалификации преподавателей университетов Северо-Запада с целью разработки и реализации на основных образовательных программах по экономико-управленческим специальностям и программах «Мастер делового администрирования» (МВА) учебных курсов продвинутого уровня по общему и стратегическому менеджменту, маркетингу и финансовому менеджменту;

• обмен опытом становления и управления развитием программ высшего (основного и дополнительного) профессионального образования по менеджменту в российских государственных университетах, в том числе — детальное знакомство с моделью развития факультета менеджмента СПбГУ;

• формирование основ сети стратегических партнерств между государственными университетами Северо-Запада в области преподавания и научных исследований по менеджменту.

В проведенных четырех семинарах приняли участие руководители профильных факультетов и кафедр, а также их ведущие преподаватели из 27 университетов Санкт-Петербурга, 8 университетов Северо-Западного

Четвертый семинар для преподавателей бизнес-дисциплин государственных университетов.

161

Федерального округа (в том числе Поморского им. М. В. Ломоносова (г. Архангельск), Петрозаводского, Сыктывкарского, Череповецкого, Новгородского ГУ им. Я. Мудрого и др.) и Волгоградского ГУ. В среднем в работе каждого семинара участвовало около 50 специалистов.

Программа каждого семинара имела три составляющие. Во-первых, это презентации и обсуждение оригинальных учебных курсов, разработанных преподавателями факультета менеджмента СПбГУ. Особый интерес вызвали при этом такие курсы, как «Этика бизнеса», «Теории стратегического управления», «Современные стратегии управления персоналом», «Финансовый учет», «Макроэкономика для менеджеров», «Промышленный маркетинг», «Рекламный менеджмент». Во-вторых, это презентация и обсуждение опыта факультета менеджмента СПбГУ в создании и развитии новых типов учебных программ — МВА и аспирантуры, а также нетрадиционных для российских государственных университетов элементов структуры управления факультетом — Попечительского совета и Центра карьер. В-третьих, это обсуждение актуальных вопросов бизнес-образования в рамках круглых столов с участием и под председательством представителей разных университетов Северо-Запада страны. Темами таких дискуссий были: первый семинар (апрель 2002 г.) — «Опыт разработки учебных кейсов на программах высшего профессионального образования и МВА в университетах Северо-Запада РФ»; второй семинар (ноябрь 2002 г.) — «Опыт организации научно-исследовательской работы на факультетах менеджмента и других профильных факультетах университетов Северо-Запада РФ»; третий семинар (апрель 2003 г.) — «Оценка качества учебных программ в сфере бизнес-образования».

На третьем семинаре также состоялись презентации двух новых научных журналов по менеджменту — «Российского журнала менеджмента» (http://www.rjm.ru) и «Вестника Санкт-Петербургского университета. Серия “Менеджмент”» (http://www.som.pu.ru), а также научно-практического журнала по управлению организациями «Персонал-Микс» (http://www.personal-mix.ru).

В ходе четвертого семинара состоялись презентации учебных курсов «Управление торговыми марками», «Управленческое консультирование», «Логистика», «Управление изменениями» и «Правовые основы предпринимательской деятельности», а также реализуемых с 2003 г. на факультете менеджмента СПбГУ новых специализаций специальности 061500 «Маркетинг» («Международный маркетинг», «Управление рекламой» и «Управление продажами»). Круглый стол в этот раз был посвящен теме «Контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов: методика проведения».

Сотрудничество в рамках проекта не ограничивалось проведением семинаров. В результате совместной работы в 20022003 гг. преподавателями факультета менеджмента СПбГУ, факультета управления Поморского ГУ им. М. В. Ломоносова и экономического факультета Петрозаводского ГУ была подготовлена серия полноформатных учебных кейсов, посвященных опыту управления компаниями Северо-Запада России. Следует подчеркнуть, что авторами каждого из 6 кейсов были минигруппы преподавателей из названных уни-верситетов-партнеров. Кейсы сопровождены фактологическими и статистическими приложениями, подробными методическими рекомендациями для преподавателей и предназначены прежде всего для использования на программах МВА. В 2003 г. все эти кейсы были изданы в виде сборника «Опыт российских компаний (Северо-Западный регион)».1

Представленные в сборнике кейсы охватывают как широкий отраслевой спектр, так и обширный перечень учебных дисциплин:

• ОАО «Архангельский ЦБК»: выбор продуктовой стратегии;2

• ЗАО «Арктика»: укрепление позиций на рынке мороженого;

1 Кущ С. П. (ред.). 2003. Сборник учебных кейсов: Опыт российских компаний (Северо-За-падныйрегион). СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та.

2 Несколько сокращенный вариант этого кейса также опубликован в: Российский журнал менеджмента. 2003. 1 (1): 145-168.

• торговая фирма «Шик»: социальная ответственность в малом и среднем бизнесе;

• ЗАО «Карелстроймеханизация»: выбор маркетинговой стратегии развития компании;

• маркетинговая стратегия туристической компании «Помор-тур» Архангельской области;

• лесопромышленный комплекс Карелии. Итоги совместной работы были подведены на четвертом семинаре в ноябре 2003 г. Главным свидетельством успеха проекта являются результаты анкетирования участников, проводившегося в конце каждого семинара. Стабильно высокими были оценка эффективности проекта в целом, а также оценка программы и организации семинаров. Согласно полученным результатам, наиболее интересными для преподавателей темами являются финансовый и инвестиционный менеджмент, управление проектами, стратегический менеджмент, информационный менеджмент, вопросы управления персоналом и деловое общение, а также подходы к организации практических занятий по управленческим дисциплинам, методика работы с кейсами. С результатами семинаров

их участники связывают решение научных и организационных проблем путем обмена опытом, приглашение к дискуссии по вопросам бизнес-образования представителей деловой среды, усиление внимания к проблемам разработки и использования кейсов. В своих отзывах участники семинаров однозначно высказываются в пользу продолжения совместной работы по подготовке новых учебных кейсов и курсов.

Основным результатом двухлетнего опыта проведения подобных семинаров было создание основ сети университетов Северо-Запада России в области бизнес-образования, каналов обмена опытом и возможностей для совместной работы в различных формах долгосрочного сотрудничества. Как показал успех создания сборника кейсов межуниверситетской командой преподавателей, существует серьезный потенциал объединения усилий и повышения качества бизнес-образования в регионе. Это особенно ценно ввиду очевидного факта быстрого расширения и усложнения довольно нового вида деятельности российских государственных университетов — программ основного и дополнительного профессионального образования в области менеджмента.

М. М. Смирнова

Факультет менеджмента СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.