Научная статья на тему 'Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России»'

Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PERSONAL SELF-DETERMINATION / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капцов Александр Васильевич

В статье подведены итоги прошедшей Всероссийской научно-практической конференции, кратко изложено содержание докладов пленарного заседания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Капцов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOURTH ALL-RUSSIA SCIENTIFIC CONFERENCE «PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH IN MODERN RUSSIA»1

The article sums up the results of the last All-Russia scientific conference and the content of the reports of the plenary session.

Текст научной работы на тему «Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России»»

УДК 159.92+378

ЧЕТВЕРТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

© 2013 А.В.Капцов

Самарская гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 30.09.2013

В статье подведены итоги прошедшей Всероссийской научно-практической конференции, кратко изложено содержание докладов пленарного заседания.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, молодежь.

Актуальность проблемы в настоящее время только усиливается, т.к. в современном социально-экономическом периоде России отчетливо проявляются: феномен самоопределения, изучаемый в тесной связи с изучением смысло-жизненных ориентаций человека; важность феномена самоопределения очевидна на этапах динамического, противоречивого развития человека, включая регрессивные формы; любые формы развития позволяют задать человеку социально-психологическое пространство жизненных смыслов, ценностей и идеалов, норм и правил.

26 - 27 сентября 2013 г. в Самаре состоялась Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России» при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант №13-0614012 г). В работе приняли участие 52 ученых из 17 городов России: Артема, Астрахани, Белгорода, Владимира, Волгограда, Казани, Краснодара, Курска, Москвы, Нижнего Новгорода, Ноябрьска, Перми, Самары, Саратова, Смоленска, Тольятти, Якутска, а также Астаны (Казахстан) и Сумы (Украина). Организаторами конференции были факультеты психологии Самарской гуманитарной академии (декан А.В.Капцов) и Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (декан Г.В.Акопов).

Научная программа конференции включала в себя обсуждение как теоретических и методологических проблем профессионального и личностного самоопределения молодежи, так и вопросов практической работы. В рамках конференции прошли презентации новых психологических изданий, психодиагностических методик и мастер классы.

Капцов Александр Васильевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии управления. E-mail: avkaptsov@mail. ru

Конференцию открыл проректор по научной работе Самарской гуманитарной академии, доктор юридических наук, профессор В.К.Дуюнов В своем выступлении он отметил актуальность рассмотрения проблем профессионального и личностного самоопределения молодежи в настоящее время и сформировавшиеся традиции обсуждения проблем самоопределения на самарской земле. Отличительная особенность конференции - это практическая направленность рассматриваемых вопросов, что позволяет органам управления, политикам принимать научно обоснованные решения.

С приветственным словом выступил главный Ученый секретарь Самарского научного центра РАН В.О.Соколов, пожелавший плодотворной работы участникам конференции и заверивший поддержку со стороны Самарского научного центра Российской академии наук актуальных исследований и публикации в Известиях СамНЦ РАН статей и сообщений о конференции.

С глубоким социально-психологическим анализом ситуации на рынке труда Самарской губернии молодежи выступил руководитель департамента по связи с общественностью и экспертной деятельности Администрации Губернатора Самарской области Д.В.Холин, отметивший большую потребность в психологических тренингах для безработных, в результате которых, как показал опыт работы в Самарской губернии, выделяется три типа безработных, один из которых в короткие сроки трудоустраивается.

На пленарном заседании был заслушан ряд докладов. В докладе начальника отдела социализации молодежи на рынке труда Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения г.о. Самара» О.В.Грошевой были подняты проблемы профессионального самоопределения и практика их решения в области системного и несистемного образования как взрослых, так и детей.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №№2(4), 2013

В докладе Г.В.Акопова, профессора, доктора психологических наук (Самара) «Глобализация и самоопределение личности в современном обществе» было отмечено, что глобализация неизбежно субъективирует все основные ипостаси человека и его жизнедеятельности. В биологической образующей это вопросы половой, возрастной, гендерной, телесной, конституциональной, пищевой и т.д. идентичности (самоопределения). В социальной и этно-ментальной (менталитет) образующей это проблема принятия - выбора - включенности в те или иные социальные группы. Образовательно-профессиональная образующая, примыкая, с одной стороны, к социальной, одновременно связана с психологической образующей: в первом плане это статус, тип и профиль образования и профессиональной деятельности; во втором плане -осознанный выбор жизненной линии, проектирование карьеры, определение образа жизни и др. Глобализационные процессы вызывают, с одной стороны, существенное расширение свободы субъекта как во внешнем, так и во внутреннем планах, включая возможность «дрейфа» от традиционной рациональности к постнеклас-сической рациональности, с другой - повышение меры субъективного произвола и, соответственно, ответственности за самоизбранную форму конструируемого «Я» и соответствующей системы отношений.

Доклад В.А.Толочека, профессора, доктора психологических наук (Москва) «Профессиональное становление субъекта на протяжении профессионального пути: ресурсный подход» был посвящен профессиональному становлению субъекта. Обобщая данные серии авторских предварительных исследований, установлено, что динамика становления составляющих профессионализма субъекта, названных психологическими системами, имеет три «классические» части - эволюция, «плато», инволюция систем. Кривая динамики чаще имеет слабо выраженную вершину на рубеже 35 - 45 лет с двумя пологими восходящей и нисходящей ветвями; слабо выраженное промежуточное сравнительно непродолжительного «плато» в 10 - 15 лет. Изменения в развитии разных систем гетеро-хронны, т.е. несколько смещены относительно друг друга. Чаще динамику профессионального становления представителей социономических профессий (учителей, менеджеров и др.) можно характеризовать как неоптимальную; полноту использования ресурсов - как ограниченную, фрагментарную, частичную. Значимыми для профессионального становления субъекта могут выступать разные условия социальной среды: особенности своей и родительской семьи, открытость, сензитивность к условиям социаль-

ной макро- и мезо среды, системы саморегуляции физического и психического состояния, интеллектуальной деятельности и др.

В докладе А.Б. Купрейченко, профессора, доктора психологических наук (Москва) «Проблема изучения мотивов и психологических барьеров волонтерской активности молодежи» показано, что мотивация к волонтерской деятельности не всегда связана с проявлениями альтруизма. Волонтеры имеют практически полную свободу выбора вида и форм деятельности. Кроме того волонтерская деятельность не предъявляет жестких требований к опыту и квалификации работника. Однако могут возникать психологические барьеры, препятствующие участию личности в этой деятельности, важно включать в анализ мотивации волонтерства не только стимулы, но и барьеры.

Доклад В.И.Панова, член-корреспондента РАО, доктора психологических наук (Москва) на тему «Образовательная среда в контексте проблемы личностного и профессионального самоопределения» посвящен проблеме построения образовательная среды образовательного учреждения, от которой зависит способность обучающегося к профессиональному и личностному самоопределению.

В докладе А.В.Капцова, доцента, кандидата технических наук (Самара) «Противоречия в ценностной сфере и развития личности студентов» показана взаимосвязь между экопсихоло-гическими типами и динамикой психологических характеристик студентов.

Продуктивной и интересной была работа секции «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи» (руководители -А.Б.Купрейченко, Г.В.Акопов), на которой были заслушаны сообщения об особенностях профессионального и личностного самоопределения студентов (С.В.Ильинский, Е.И.Колесникова, Самара), спортсменов (О.И.Мухрыгина, Самара), работающей молодежи (О.И.Патоша, Н.В.Антонова, Москва), интеллигенции (Е.В.Бакшутова, Самара) и др.

Высокий теоретический уровень докладов был продемонстрирован на секции «Ценностно-нравственное самоопределение молодежи» (руководители - Р.М.Шамионов, А.В.Капцов), на которой были заслушаны сообщения о нравственном становлении (А.Е.Воробьева, Москва). Ряд сообщений был посвящен изучению ценностной и смысловой сфер в исследованиях молодежи (Е.С.Борисова, Е.А.Геник, Самара) и др.

Большая практическая направленность исследований была представлена на секции «Психологическая помощь в профессиональном и личностном становлении молодежи» (руководители - В.И.Панов, В.А.Гуружапов), на кото-

рой были заслушаны сообщения о проблемах психологической диагностики в образовательных учреждениях (В.А.Гуружапов, Москва), формирования универсальных учебных действий (Е.Д.Лесникова, А.Г.Остроумова, Л.А.Пе-дан, С.С.Хохлов, Самара) и др.

В рамках конференции В.И.Панов провел мастер-класс «Четыре проблемы - четыре направления работы с одаренными детьми».

На конференции состоялась презентация нового номера «Вестника Самарской гуманитарной академии» серия Психология №1, 2013.

На конференции прошли презентации новых психодиагностических методик (А.А.Волочков,

Пермь, А.В.Капцов, Самара), разработанных для учебных и исследовательских целей.

В заключение конференции В.И.Панов, А.Б.Купрейченко отметили высокий научный уровень конференции и социальную значимость представленных работ. Профессор Г.В.Акопов отметил положительную динамику, прошедшую за три года со времени проведения третьей конференции, в научном становлении конференции. На закрытии конференции было принято решение о проведении в г.Самара Пятой Всероссийской конференции по проблемам профессионального и личностного самоопределения молодежи в 2016 году.

THE FOURTH ALL-RUSSIA SCIENTIFIC CONFERENCE «PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH

IN MODERN RUSSIA»

© 2013 A.V.Kaptsov°

Samara Academy of Humanities

The article sums up the results of the last All-Russia scientific conference and the content of the reports of the plenary session.

Key words: professional self-determination, personal self-determination, youth.

Alexander Vasilievich Kaptsov, Candidate of technical sciences, Associate professor, Head of Department of psychology of management. E-mail: avkaptsov@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.