Научная статья на тему '"четвертая власть" в России и странах Юго-Восточной Азии: проблемы ответственности'

"четвертая власть" в России и странах Юго-Восточной Азии: проблемы ответственности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА СЛОВА И СВОБОДА ПЕЧАТИ / КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИЯ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / "ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ" / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ЗАКОН / FREEDOM OF SPEECH AND THE PRESS / CULTURE / INFORMATION / SPIRITUAL SECURITY / "THE FOURTH POWER" / RESPONSIBILITY / PUBLIC CONSCIOUSNESS / LAW

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Валитов Октябрь Калиевич

В статье раскрывается недооценка влияния терминов «свобода слова» и «свобода печати» на общественное сознание, которое в настоящее время стало одной из главных причин вырождения культурных ценностей, искусства и науки, образования и воспитания подрастающего поколения. Свобода слова и свобода печати, обусловленные процессами глобализации, сегодня создают реальную угрозу информационно-духовной безопасности как в России, так и в странах Юго-Восточной Азии. Автор размышляет о роли «четвертой власти» и ее ответственности перед современной Россией и приходит к выводу, что никакая свобода не может быть абсолютной, она обязательно должна ограничиваться рамками закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Fourth Power in Russia and South-Eastern Asian Countries: The Issues of Responsibility

The article reveals the underestimation of the impact of the terms “freedom of speech” and “freedom of the press” on the public consciousness which has now become one of the main causes for the degeneration of cultural values, arts and science, education and upbringing the younger generation. Due to the globalization the freedom of speech and the press creates a real threat for the information and spiritual security both in Russia and in South-Eastern Asian countries. Discussing the role of “the fourth power” and its responsibility before modern Russia the author has come to the conclusion that any freedom can not be absolute. It must be abridged within the limits of the law.

Текст научной работы на тему «"четвертая власть" в России и странах Юго-Восточной Азии: проблемы ответственности»

ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТИКА

.да jsji. ¿ir«. да да^ л». ¿v. да да да да^ да да -IV- ^¿fa да да да .чтс. гр. да ¿у, -v«. да да ¡jv. да jV*.да

О.К. Валитов УДК 070.13

«ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ» В РОССИИ И СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация

В статье раскрывается недооценка влияния терминов «свобода слова» и «свобода печати» на общественное сознание, которое в настоящее время стало одной из главных причин вырождения культурных ценностей, искусства и науки, образования и воспитания подрастающего поколения. Свобода слова и свобода печати, обусловленные процессами глобализации, сегодня создают реальную угрозу информационно-духовной безопасности как в России, так и в странах Юго-Восточной Азии. Автор размышляет о роли «четвертой власти» и ее ответственности перед современной Россией и приходит к выводу, что никакая свобода не может быть абсолютной, она обязательно должна ограничиваться рамками закона.

Ключевые слова: свобода слова и свобода печати, культура, информация, духовная безопасность, «четвертая власть», ответственность, общественное сознание, закон

Oktyabr K. Valitov

THE FOURTH POWER IN RUSSIA AND SOUTH-EASTERN ASIAN COUNTRIES: THE ISSUES OF RESPONSIBILITY

Abstract

The article reveals the underestimation of the impact of the terms "freedom of speech" and "freedom of the press" on the public consciousness which has now become one of the main causes for the degeneration of cultural values, arts and science, education and upbringing the younger generation. Due to the globalization the freedom of speech and the press creates a real threat for the information and spiritual security both in Russia and in South-Eastern Asian countries. Discussing the role of "the fourth power" and its responsibility before modern Russia the author has come to the conclusion that any freedom can not be absolute. It must be abridged within the limits of the law.

Key words: freedom of speech and the press, culture, information, spiritual security, "the fourth power", responsibility, public consciousness, law

Впервые законодательное определение фразы «злоупотребление свободой» было дано в Манифесте Французской революции - в Декларации прав человека и гражданина в 1789 г. Так, согласно ст. 4 «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому». Отсюда следует

вывод, что реализация свободы массовой информации не должна нарушать прав и законных интересов других лиц. Если нарушение все же произошло, то виновный должен быть привлечен к ответственности. Это положение и было закреплено в ст. 11 Декларации, которая гласит:

Валитов Октябрь Калиевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета (Нефтекамск), e-mail: reception@nfbgu.ru

Oktyabr K. Valitov, Prof. Dr.Sc. (Philosophy), Head of the Department of the General Humanities Disciplines, Neftekamsk Branch, Bashkir State University (Neftekamsk), e-mail: reception@nfbgu.ru

© Валитов О.К., 2017

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/3 (77)

«Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом» [13, с. 360].

Однако, на наш взгляд, абсолютная свобода неизбежно приводит к тому, что ее носители, беспредельно пользуясь своими полномочиями, организовывают сферу полномочий других лиц, затрудняя или делая невозможной реализацию их субъективных прав и законных интересов. Поэтому никакая свобода не может быть абсолютной, она обязательно должна ограничиваться рамками закона. Статья 49 закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 устанавливает, что при осуществлении профессиональной деятельности работники печатных органов, журналисты обязаны соблюдать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Российское государство конституционно закрепило свободу слова, печати, объединений, вероисповедания, частной деятельности, в т.ч. коммерческой. Но это не означает, что в России и странах Юго-Восточной Азии нет проблем со свободой слова и угроз для нее.

Эти проблемы и угрозы для России сегодня, на наш взгляд, связаны со следующими негативными явлениями:

- безответственным использованием свободы слова журналистами, что вызывает ответную, часто неадекватную реакцию со стороны части населения, а также государства;

- продолжающейся открытой острой дискуссией, «холодной войной» внутри российского общества, его нестабильностью, когда задача политического, а порой и физического выживания отдельных лиц, групп и самой власти заставляет их нарушать любые законы, в т.ч. и законы, охраняющие свободу слова;

- произошедшим за короткий срок переворотом в умах многих граждан многонациональной России в результате успешной работы СМИ при помощи американских спецслужб и телевидения, в целом, гайдаровской реформы раскола России на две части - на богатую и бедную.

Необходимо отметить, что раскол произошел на почве и экономической, и социальной. Если раньше главным нравственным ориентиром в обществе было «человек человеку - друг, товарищ и брат», то ныне на смену пришли слова «элита»,

«гражданин», «олигарх», «господин», а также «бомж», «гастарбайтер» и др.;

- вновь сформированным своеобразным стилем российской журналистики, жонглирующим множеством красивых слов и понятий, таких как «народовластие», «инакомыслие», «гражданское общество», но не имеющим какого-либо реального практического наполнения. Большинство журналистов говорят, что взбредет им в голову, не затрудняя себя ни стилистикой, ни лексикой... [1, с. 121]. Это вызывает у людей только раздражение.

Сегодняшняя действительность показывает, что информация становится реальной, почти физически ощутимой, силой. Смысл демократии наполнен пафосом освобождения от тоталитарно-авторитарной системы, раскрепощения частных интересов людей - либерализацией, которая возникла в постсоветской России [2, с. 197]. Однако либерализация на деле оказалась «освобождением» от порядка вообще.

Здесь необходимо отметить: в связи с отменой цензуры в стране слово «свобода» стало одним из самых употребляемых в лексиконе журналистов. И все демократические конституции мира закрепляют понятие свободы, видя в нем основу для свободы печати оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Она опасна в руках людей безответственных. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои. Ярким примером этого является перестройка и развал СССР.

Изменившиеся общественные условия и внедрение в экономику частных форм собственности вызвали к жизни новые независимые периодические издания, некоторые из них находятся в оппозиции к официальной власти и организуют работы СМИ с жесткой критикой мер, проводимых органами государственной власти различных уровней.

Сегодня в условиях рынка и информационной войны в России культивируются покупательские инстинкты западного образца, развивается страсть к наживе, приобретательству. Молодое поколение начинает верить, что герои, отдавшие жизнь за Родину, достойны глумления, а ее предатели и есть истинные герои, и что стяжательство прекрасно, бескорыстие уродливо, а чистота и любовь, нравственность и порядочность ныне у них не являются ли предметом осмеяния? В информационном пространстве имеют место правовой

нигилизм, насаждение культа насилия, правовое превосходство, пропаганда оккультизма и т.д. Это противоречит истинным традициям российской журналистики, ведет к деградации общества и вырождению внутренней культуры человека. Сегодня очень актуально звучат слова Цицерона: «Не давайте ей (жестокости. - О.В) дальше распространяться в нашем государстве. Она опасна не только тем, что самым ужасным образом истребила стольких граждан, но и тем, что привычка к постоянным картинам несчастий сделала самых добрых людей глухими к голосу сострадания. Ибо, когда мы ежечасно видим одни только ужасы или слышим о них, то даже если мы от природы очень мягки - все же наши сердца вследствие непрекращающихся потрясений теряют всякое чувство человеколюбия» [4, с. 43].

В последние десятилетия в России наблюдается бурный рост политического влияния духовно-информационной власти [5, с. 21]. Как считает известный американский прогнозист О. Тофлер, к исходу XX столетия знания и информация стали важнейшим ресурсом власти. Они позволяют «достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников» [6, с. 15-16]. СМИ, дополняемые властью денег, все более явно превращаются в важный фактор современной политики.

В чем же причины несоответствия реальной культурно-образовательной политики нынешней власти заявляемым ею модернизационным целям?

На наш взгляд, первая причина связана с тем, что власть имущие, либералы убеждены: упадок культуры ведет к снижению организованного и осмысленного протеста масс, вторая кроется в той международной роли, которую играют российские правящие круги, элита, олигархи, фактически превратившись в какой-то степени в приказчиков ведущих сил мирового глобализма.

Наше государство, на словах декларируя служение СМИ общественным, социальным интересам, на практике придерживается либеральных курсов. Общество же (граждане России) в этих условиях оказывается беззащитным перед телевидением, интернетом.

Нужен ли нравственный контроль в России над СМИ и каким он должен быть? В законе «О средствах массовой информации» (ст. 4) записано, что не допускается использование СМИ для распространения материалов, пропаганди-

рующих порнографию, культ насилия и жестокости. Записано-то верно.

Не пора ли ставить вопрос о том, что развитие, воспитание духовности и нравственности должны быть главной государственной задачей? Ведь еще Конфуций в свое время писал: «Народ, лишенный традиций, превращается в стадо животных. К чему ритуалы, если, будучи человеком, не проявляет человечности? К чему музыка, если будучи человеком, не проявляет человечности?» [7, с. 25].

Часто говорят: рынок сам должен все решать. Но ведь у рынка главный и единственный критерий - это прибыль.

Сегодня нам надо вспомнить о событиях в Югославии, странах Ближнего Востока [9, с. 145]. Изучение проблем свободы слова и свободы печати не только в России, но и в других странах, например, Юго-Восточной Азии, Африки и западных странах, показывает, что СМИ имеют четкий «социальный заказ»: через общественное мнение, с помощью СМИ, оказывается влияние на политические силы, которые контролируют «институт власти», определяют направление движения государства и формируют новый базис.

В Японии, например, специализированное законодательство печати сегодня отсутствует. Главный закон о СМИ - 21-я статья конституции, провозглашающая: «Гарантируется свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений. Никакая цензура не допускается.» [10, с. 221-225].

Отсутствие специального законодательства о печати не означает, что деятельность газетных и журнальных компаний не регулируется никакими законодательными актами. На газету, как и на любую фирму или на частное лицо, распространяется действие уголовного и гражданского законодательства.

Статья 204-1 Кодекса о коммерции предусматривает, что газетные компании имеют право продавать свои акции исключительно собственному персоналу. И хотя это, казалось бы, противоречит общей логике акционерной деятельности, подобное специфическое исключение было сделано для того, чтобы предотвратить попадание той или иной газеты под контроль какого-нибудь одного лица, руководствующегося исключительно собственными интересами.

Газеты, радио и телевидение играют очень большую роль в жизни страны. Например, именно печать поспособствовала разоблачению финан-

сового скандала, который привел к отставке кабинета Нобору Такэситы и беспрецедентному кризису в правящей либерально-демократической партии.

Среди ограничений следует упомянуть правило не называть на газетных страницах имен малолетних преступников, душевно больных людей [11, с. 202], статья 61 Закона о несовершеннолетних запрещает публиковать фотографии лиц в возрасте до 19 лет, которые подозреваются в совершении преступления.

Большинство японских СМИ отличает высокое чувство ответственности за правдивость своих материалов, большое внимание уделяется проблемам нравственного воспитания, особенно в научно-исследовательских публикациях [12, с. 140-141].

В 2015 году японцы приняли меры по ужесточению борьбы с производством и распространением аудио-видеопродукции непристойного содержания. КНР запретила продажу аудио-видеопродукции, относящейся к фильмам ужасов.

В Индии за публикацию неразрешенных материалов авторам или редакторам грозит тюремное заключение сроком до одного года и штраф до 10 тысяч рупий [11, с. 171]. Кроме того, властям предоставлено право конфискации номеров периодических изданий.

Конституция Индии 1950 года гарантирует свободу печати, однако государство имеет право вводить разумные ограничения на это право в интересах укрепления суверенитета, безопасности и целостности республики, ее дружественных отношений с иностранными государствами, а также в целях укрепления общественного порядка, морали и нравственности, также в связи с неуважением к суду, диффамацией либо подстрекательством к совершению противоправных действий. Верховный суд страны и высшие суды штатов наделены правом уголовного или административного преследования за неуважение к суду. Конституция предусматривает право любого гражданина правдиво освещать в газетах слушания в обеих палатах парламента и законодательных собраниях штатов без опасений быть привлеченным за это к ответственности [11, с. 172].

Представим несколько примеров из положения дел СМИ других стран этого региона. Например, 7 апреля 1997 года суд Индонезии приговорил журналиста к 30 месяцам тюремного заключения за оскорбление Президента Сухар-то. В том же году угрозы правительства в адрес

прессы, а также законодательное пресечение ее деятельности сыграли немаловажную роль в ограничении свободы СМИ. Именно в этот период особо жесткие ограничения отмечены в Африке (Эфиопии, Нигерии, Замбии), Азии (Гонконге и Кыргызстане) и Средней Азии [11, с. 254-255].

В Бирме заведено лицензирование модемов для компьютеров, а в Киргизии, Сингапуре и Индонезии ограничено использование компьютера. В Нигерии и многих странах этого региона газеты проходят регистрацию каждый год, «сомнительные» репортажи могут привести к отказу в выдаче лицензии или регистрации. Парламент Уганды трижды рассматривал законопроект, который «обуздал» журналистов. Этот законопроект предусматривал ежегодную регистрацию всех работающих журналистов и создание «Совета по надсмотру за работой прессы». В Южной Африке есть закон, помогающий журналистам иметь доступ к информации. Верховный суд постановил, что та часть уголовного кодекса, согласно которой редактор газеты несет уголовную ответственность за компрометирующий материал своего журналиста, является неконституционной. Верховный суд Пакистана постановил, что пресса может свободно публиковать «любые материалы», даже если они неправдивы, «при условии, что такие материалы не продиктованы ненавистью и не содержат информацию о насилии» [11, с. 260].

Краткий обзор изучения проблем СМИ в России и странах Восточной Азии поднимает вопрос о состоянии законодательства, обеспечивающего свободу массовой информации и борьбу со злоупотреблением этой свободой. Ведь отсутствие цензуры в России и некоторых других странах не означает вседозволенности в такой сфере, как массовая информация, влияющая на духовное здоровье, жизнь любого общества. Нельзя бесстрастно наблюдать, как остаются безнаказанными передачи телевидения, публикации газет и журналов, направленные на оглупление народа и создание климата ненависти и взаимного неприятия.

Проблема предотвращения злоупотребления СМИ является злободневной не только для России, но и для многих стран Юго-Восточной Азии и Европы. В данной ситуации в прессе самоконтроль неизбежен с точки зрения экономической и духовной безопасности, более того желателен, но вопрос лишь в том, кто выступит гарантом и распорядителем его осуществления.

Поэтому в данной сфере необходимо не только функционирование специальных комитетов (6 общенациональных организаций в Великобритании), но и профессиональное самоограничение журналистов. Работа в сфере СМИ должна основываться на ответственности каждого журналиста, издателя перед личностью, обществом, государством.

Президент Российской Федерации всегда в своих выступлениях подчеркивает, что отношение к проблемам сохранения многонациональной культуры, духовности России со стороны государства должно быть решительным образом пересмотрено.

Что касается будущего России, В.В. Путин отметил, что оно зависит не только от руководства страны, но и от народа, защищенности его духовности и культурного наследия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кара-Мурза С. Матрица-Россия. М.: Знание, 2007. 320 с.

2. Иного не дано / под ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Мысль, 1988. 680 с.

3. Федотов Г.П. Россия и свобода // В кн.: Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 2. М.: Знание,

1992. 315 с.

4. Цицерон. Речи в 2-х томах. Т. 1. М.: Наука,

1993. 448 с.

5. Пугачев В.П. Информационная власть и демократия // Общественные науки и современность. 1999. № 4. С. 21-23.

6. Тофлер О. Проблема власти на пороге XXI века // Свободная мысль. 1992. № 2. С. 15-17.

7. Антология мысли. Конфуций. Уроки мудрости. М.; Харьков: Эксмо-Пресс, 1998. 958 с.

8. Апресян Г.Р., Гусейнов А.А. Демократия и гражданство // Вопросы философии. 1996. №7. С. 11.

9. Панарин И. Первая мировая информационная война. Развал СССР. М.: Знание, 2010. 256 с.

10. Валитов О.К. Печать и цензура / ТАСС (Бюллетень почтовой информации. Для служебного пользования). За 1989-1990 гг. Уфа: Китап, 1995. 256 с.

11. Валитов О.К. Печать и цензура: учеб. пособие. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. 296 с.

12. Проблемы современной Японии. Проблемы национальной психологии Японии. М.: Академия наук СССР, 1977. 225 с.

13. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ. Нормативные акты и практика. Комментарий. М.: Право и закон, 1997. 400 с.

REFERENCES

1. Kara-Murza, S. Matritsa-Rossiya [Matrix-Russia]. Moscow: Znanie press, 2007. 320 p. (in Russ.).

2. Inogo ne dano [There is No Other Way]. Ed. Yu.N. Afanasyev. Moscow: Mysl' press, 1988. 680 p. (in Russ.).

3. Fedotov, G.P. Rossiya i svoboda [Russia and Freedom]. In: Fedotov, G.P. Sud'ba i grekhi Rossii. T. 2 [The Fate and Sins of Russia. Vol. 2]. Moscow: Znanie press, 1992. 315 p. (in Russ.)

4. Cicero. Rechi v dvukh tomakh. T. 1 [Speeches in 2 Vol. Vol. 1]. Moscow: Nauka press, 1993. 448 p. (in Russ.).

5. Pugachev, VP. Informatsionnaya vlast' i demo-kratiya [The Power of Information and Democracy]. Ob-shchestvennye nauki i sovremennost' - Social Sciences and Modern Times. 1999. No 4. P. 21-23 (in Russ.).

6. Tofler, O. Problema vlasti na poroge XXI veka [The Problem of Power at the Turn of the 21st Century]. Svobodnaya mysl'- Free Thought. 1992. No 2. P. 15-17 (in Russ.).

7. Antologiya mysli. Konfutsiy. Uroki mudrosti [Anthology of Thought. Confucius. Lessons of Wisdom]. Moscow; Kharkov: Eksmo-Press, 1998. 958 p. (in Russ.).

8. Apresyan, R.G., Guseynov, A.A. Demokratiya i grazhdanstvo [Democracy and Citizenship]. Voprosi philisophii - Issues of Philosophy, 1996. No 7. P. 11 (in Russ.).

9. Panarin, I. Pervaya mirovaya informatsionnaya voina. Razval SSSR. [The First World Informational War. The Collapse of the USSR]. Moscow: Znanie press, 2010. 256 p. (in Russ.).

10. Valitov, O.K. Pechat 'i tsenzura/TASS (Byulleten ' pochtovoy informatsii. Dlya sluzhebnogo pol'zovaniya). Za 1989-1990 gg. [Press and Censorship / TASS (A Bulletin of Postal Information. For Classified Use). The Years 1989-1999]. Ufa: Kitap press, 1995. 256 p. (in Russ.).

11. Valitov, O.K. Pechat' i tsenzura: ucheb. posobie [Press and Censorship: Textbook.] Ufa: Bashkir State University press, 2014. 296 p. (in Russ.).

12. Problemy sovremennoy Yaponii. Problemi nat-sional'noy psikhologii Yaponii [Problems of Modern Japan. The Problems of National Psychology of Japan]. Moscow: The USSR Academy of Sciences press, 1977. 225 p. (in Russ.).

13. Sudebnaya palata po informatsionnym sporam pri Presidente RF. Normativnye akty i praktika. Kom-mentariy [The Judicial Chamber for Information Disputes under the President of the Russian Federation. Regulations and Practice. Review]. Moscow: Pravo i Zakon press, 1997. 400 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.