Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 76
Tomsk State University Journal of History. 2022. № 76
Научная статья
УДК 94(437+73)" 1939/1945"
doi: 10.17223/19988613/76/11
Чешские и словацкие организации в США в годы Второй мировой войны Валерий Теодорович Юнгблюд1, Артем Викторович Зорин2
12 Вятский государственный университет, Киров, Россия 1 youngblood@vyatsu.ru; valerteod@gmail.com 2 arzor@list.ru
Аннотация. Выявляются доминирующие группы среди организаций выходцев из ЧСР во время Второй мировой войны, определяются природа существовавших между ними разногласий и характер их взаимоотношений с официальным Вашингтоном, с одной стороны, и с правительством ЧСР в изгнании - с другой. В основу исследования положены ранее неизвестные документы государственного департамента США, Управления стратегических служб, ФБР, позволяющие составить представление о характере дискуссий среди ключевых политиков ЧСР и руководителей ведущих чешских и словацких организаций на территории США по вопросам послевоенного будущего страны.
Ключевые слова: Вторая мировая война, словацкие организации в США, чешские организации в США, Э. Бе-неш, ЧСР
Для цитирования: Юнгблюд В.Т., Зорин А.В. Чешские и словацкие организации в США в годы Второй мировой войны // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 76. С. 89-99. doi: 10.17223/19988613/76/11
Original article
Czech and Slovak organizations in the United States during the World War II
Valery T. Yungblyud1, Artem V. Zorin2
12 Vyatka State University, Kirov, Russian Federation 1 youngblood@vyatsu.ru; valerteod@gmail.com 2 arzor@list.ru
Abstract. The activities of national communities of immigrants from the states occupied by Germany and its allies during the World War in the United States have been relatively poorly studied, although addressing this topic allows us to reveal important facets of wartime diplomacy. After the partial occupation and dismemberment of the Czechoslovak Republic in 1938-1939, disparate organizations of the Czech and Slovak diasporas maintained ties with various political forces at home and in exile. This interaction continued throughout the war and affected the strength of the political positions of President Edward Benes, who headed the CSR government in 1940. The platforms of Czech and Slovak associations in the United States were studied by intelligence and political analysts and taken into account by the state Department. The purpose of the article is to identify the dominant groups among organizations of CSR origin, to determine the nature of their differences and the nature of their relationship with official Washington, on the one hand, and with the CSR government in exile, on the other. The article is based on previously unknown documents of the US State Department, the Office of strategic services, and the FBI and provides an insight into the nature of discussions among key CSR politicians and leaders of Czech and Slovak organizations in the United States and on the post-war future of the country. The authors came to the following conclusions: 1) during the war, the Czechs and Slovaks in the United States failed to create a unified organization to support the liberation movement due to national, religious and political contradictions; 2) the main point of disagreement between supporters and opponents of the revival of the United CSR was the question of the post-war situation of Slovakia and the rights of its population. Many Slovaks (mostly Catholics) supported the independence of their historical homeland; 3) the rivalry between polar platforms developed with the participation of Czechoslovak emigrant politicians; 4) organizations supporting Benes in the United States closely interacted with Czechoslovak diplomatic and propaganda structures; 5) the US government opposed the direct involvement of its citizens in international disputes. Washington supported the Benes government from 1941 until the end of the war and condemned the Slovak puppet regime. Most US citizens of Czech and Slovak origin were not included in the political struggle. Study of archival documents on history of relations between the Czech and Slovak communities in the United States during the Second World War indicates that the debate on the state structure of Czechoslovakia was included
© В.Т. Юнгблюд, А.В. Зорин, 2022
in the agenda of the country's social and political life in the post-war decades and was clearly manifested in the late 1980s and early 1990s during the peaceful dissolution of Czechoslovakia into independent Czech Republic and Slovakia. Keywords: World War II, Slovak organizations in the United States, Czech organizations in the United States, E. Benes, CSR
For citation: Yungblyud V.T., Zorin A.V. (2022) Czech and Slovak organizations in the United States during the World War II. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 76. pp. 89-99. doi: 10.17223/19988613/76/11
К числу слабо исследованных проблем истории Второй мировой войны относятся деятельность национальных общин выходцев из оккупированных стран и их отношения с освободительными движениями. Одно из первых таких движений начало формироваться уже весной 1939 г. - после расчленения и частичной оккупации Германией Чехословацкой республики (ЧСР). Борьбу за восстановление этой страны возглавил ее бывший президент Эдвард Бенеш. Центром его деятельности стал сначала Париж, а затем Лондон, где было создано чехословацкое правительство в изгнании. Важнейшей базой его поддержки были США, в которых сформировались крупнейшие общины выходцев из ЧСР. Расстановка политических сил, влиявших на внешнеполитическую линию правительства ЧСР во время войны и сыгравших существенную роль в определении послевоенной судьбы государства, имела сложную структуру. Сбалансированность интересов всех участников внешнеполитического процесса здесь, как и в ряде других государств и регионов, «достигались в течение длительного времени при непосредственном участии большого количества действующих лиц и исполнителей» [1. C. 459]. Чешские и словацкие организации в США были активными субъектами этих событий. Их взаимоотношения с чехословацким правительством ранее не являлись предметом специального рассмотрения главным образом по причине ограниченности и малодоступности источников. Данная статья призвана частично восполнить этот пробел. Обращаясь к архивным документам Государственного департамента, Управления стратегических служб (УСС) и Федерального бюро расследований (ФБР) США, она раскрывает некоторые аспекты истории чешских и словацких организаций в Америке. Данные материалы впервые вводятся в научный оборот. Дополнительную информацию дают письма и воспоминания чехословацкого дипломата Яна Папанека, проливающие свет на его работу в среде соотечественников в США в годы войны [2, 3].
Массив указанных источников неоднороден. В период американского нейтралитета (1939-1941) взаимодействие с национальными организациями со стороны официальных органов США шло преимущественно через госдепартамент, куда поступали обращения о признании и поддержке Чехословацкого правительства либо Словацкого государства. За 1942-1944 гг. в архиве хранятся доклады и отчеты УСС, за 1944-1945 гг. -Федерального бюро расследований ФБР.
УСС было создано летом 1942 г. как первое американское объединенное разведывательное ведомство. Одним из его подразделений стало Отделение иностранных народностей (Foreign Nationalities Branch),
задачей которого являлось взаимодействие с находившимися в США эмигрантскими группами. Управление поставляло в госдепартамент аналитические отчеты о положении в чешских и словацких организациях, их отношениях с правительством в изгнании. На ФБР лежала ответственность за контрразведку. Для докладов Бюро был характерен более широкий охват внутренних проблем, выявляемых на основании агентурной работы. Обязательным элементом многих докладов являлась оценка степени влияния «коммунистических элементов» на национальные диаспоры.
Организации выходцев из Чехии и Словакии появились в США еще в XIX в. В 1918 г. при участии первого президента ЧСР Томаша Масарика в Чикаго был учрежден Чехословацкий национальный совет Америки (ЧНСА - Czechoslovak national Council in America, Ceskoslovenska narodna rada v Amerike), боровшийся за создание Чехословацкой республики. После успешного выполнения этой задачи совет прекратил активную деятельность. Необходимость в его возрождении возникла весной 1939 г., когда находившийся в Америке Бенеш начал формировать политические структуры для организации правительства в изгнании1.
К тому времени в США функционировали десятки организаций выходцев из ЧСР, созданных на географической, этнической или религиозной основе. Свои объединения были у чехов, словаков и русинов, католиков, протестантов, православных и униатов2. Крупнейшими, включавшими в качестве членов более мелкие организации и отделения, являлись Чешско-американский национальный альянс (ЧАНА) в Чикаго и Словацкая лига Америки (СЛА) в Питтсбурге3.
Большинство чешских и словацких организаций располагалось в Иллинойсе, Огайо, Пенсильвании и Нью-Йорке, что отражало локации расселения чехов и словаков по территории США. Точное количество представителей этих этнических групп, проживавших в Америке, подсчитать сложно. В переписи населения США национальная принадлежность определялась по двум показателям: стране происхождения и родному языку. Согласно данным 1940 г., из 132 млн жителей США выходцами из Чехословакии считались 985 тыс. чел.: 305 тыс. из них родились в ЧСР, 665 тыс. имели родителей из этой страны. Кроме того, 29 тыс. чехов въехали в США из Австрии, около 20 тыс. словаков -из Венгрии. Среди лиц чехословацкого происхождения также числились немцы, русские (русины), поляки, евреи. Из чехословацких эмигрантов на момент переписи 207 тыс. (68%) получили американское гражданство. 160 тыс. эмигрантов считали родным языком чешский, 172 тыс. - словацкий, среди урожденных американцев таковых было 361 и 303 тыс. со-
ответственно. Таким образом, американцами чешского происхождения в 1940 г. можно было считать около 520 тыс., словацкого - 465 тыс. жителей США. В это число не входили граждане США во втором и последующих поколениях [5]. Из крупных городов больше всего представителей обоих этносов жило в Нью-Йорке, Чикаго, Кливленде и Питтсбурге4.
В 1939 г. правительство США не признало оккупацию Чехословакии. В Вашингтоне продолжало работать чехословацкое посольство во главе с Владимиром Гурбаном. В городах с наибольшим числом выходцев из ЧСР (Нью-Йорк, Чикаго, Питтсбург, Кливленд) действовали чехословацкие консульства. Руководство чехословацких дипломатических учреждений в США уже в марте 1939 г. поддержало Бенеша и признало его руководство [3. P. 216]. Однако лишь в июле 1941 г. США установили официальные отношения с чехословацким правительством, а полное дипломатическое признание состоялось в октябре 1942 г. [4].
Бенеш сделал ставку на реанимацию чехословацких национальных организаций в США и их консолидацию под руководством сторонников восстановления Чехословакии. Их задачей, как и в годы предыдущей войны, должна была стать финансовая и пропагандистская поддержка эмигрантских политических и дипломатических структур. По инициативе Бенеша в апреле 1939 г. в Чикаго был создан главный американский центр поддержки чехословацкого освободительного движения за границей. Его главой был назначен консул Ян Папанек [6. S. 123]. Папанек действовал совместно с Гурбаном, дополняя его работу. Он стал личным представителем Бенеша в США. Именно на нем лежала задача взаимодействия с организациями сооте-чественников5.
Тогда же в Чикаго был возрожден ЧНСА. Однако к 1939 г. между американскими чехами и словаками произошел раскол. Если первые готовы были поддержать призывы к борьбе за воссоздание Чехословакии, то симпатии последних оказались на стороне созданного Берлином марионеточного Словацкого государства и его президента Йозефа Тисо. Руководство Словацкой лиги на протяжении долгих лет упрекало чехословацкое правительство в нарушении прав словаков в ЧСР и их дискриминации. Лига выступала против воссоздания Чехословакии в ее прежнем виде. Кроме того, она объединяла преимущественно католические общины, членам которых импонировал новый словацкий клерикальный режим во главе с католическим священником, установивший тесные отношения с Ватиканом.
Воссоздание ЧНСА произошло на съезде чешских и словацких организаций в Чикаго 18-20 апреля 1939 г. Место Словацкой лиги занял учрежденный в те же дни в Чикаго Словацкий национальный альянс Америки (СНАА - Slovak National Alliance in America, Slovenske narodne zdruzenie) [3. P. 217], объединивший главным образом протестантские общины Иллинойса и Пенсильвании [7]. Организациями - членами ЧНСА также стали Национальный альянс чешских католиков и Федерация американских чехословаков Техаса [8]. В 1943 г. в Совет вошел Союз американских карпато-русин (Карпато-русское единство). Эти организации объеди-
няли десятки местных отделений. В обращениях к государственным органам США руководители ЧНСА претендовали на представительство абсолютного большинства американцев чешского и значительной части словацкого происхождения.
Руководящие должности в ЧНСА и его организациях-членах занимали родившиеся в Чехии и Словакии граждане США. Президентом Совета являлся Ярослав Змрхал6, исполнительным секретарем - Йо-зеф (Джозеф) Мартинек7. Словацкий альянс возглавил Ярослав Пеликан8; Чешский альянс - Адольф Качер9. Во главе Федерации американских чехословаков Техаса находился Владимир Маудр10 ЧНСА обратился к Бе-нешу с просьбой возглавить движение за восстановление Чехословакии и признал его руководство [3. P. 217].
Национальные организации выполняли различные задачи. Они проводили съезды и массовые мероприятия, собирали пожертвования, занимались распространением информации и пропагандой, обращались в государственные органы США. По словам Папанека, только за 1939-1941 гг. члены ЧНСА передали в Совет около 350 тыс. долл. для чехословацкого правительства и армии [3. P. 219]. На собранные ими средства, в частности, функционировали чехословацкие консульства в Америке [14. P. 117].
В 1939-1941 гг. одним из главных направлений деятельности ЧНСА была информационная поддержка эмигрантского правительства. Совет неоднократно обращался в госдепартамент с этой целью. В феврале 1940 г. заместителю госсекретаря С. Уэллесу, направлявшемуся с миссией в Европу, был передан меморандум от имени американских чехов и словаков с выражением готовности бороться под руководством Бенеша за восстановление свободы и независимости «страны их предков» и просьбой о поддержке [6. S. 377]. Визиты в госдепартамент были повторены в январе и мае 1941 г. [15, 16]. Были организованы встречи лидеров Совета с главами комитетов обеих палат конгресса США по иностранным делам [2. S. 65].
Одновременно Совет пытался дискредитировать Словацкую лигу, обвиняя ее в поддержке пронацист-ского марионеточного режима и отсутствии прав на представление интересов словаков на исторической родине [17]. Представители Лиги также старались донести свою точку зрения до руководителей внешнеполитического ведомства США. В апреле 1941 г. они направили обращение к госсекретарю К. Хэллу с просьбой не признавать за Бенешем и лондонским правительством право говорить от имени словаков, намеренных добиваться независимости и самоуправления [18].
После ограниченного признания в июле 1941 г. Вашингтоном чехословацкого правительства сторонники независимой Словакии пытались оспорить это решение. 18 ноября 1941 г. в Госдепартаменте был принят редактор старейшей словацкой газеты в США Slovak V Атепке Г. Кошик. Он пытался убедить главу Европейского отдела Р. Атертона, что Бенеша «ненавидели все словаки» за отстаивание чешских интересов и стремление к восстановлению их «господства над словаками». Представитель госдепартамента отказался занимать чью-либо позицию в конфликте, заме-
тив, что правительство Соединенных Штатов не намерено вмешиваться во внутренние споры двух народов. В меморандуме о встрече Атертон негативно отозвался о возможности признания независимости Словацкой республики [19].
Помимо прямых обращений в государственные органы, национальные организации занимались пропагандистской работой. При этом ЧНСА работал в тесной координации с Папанеком и посещавшими США чехословацкими официальными лицами. В 1939 г. более сотни лекций в различных городах прочитал сам Бенеш [3. P. 218]. Такую же работу вели чехословацкий дипломат, а затем министр иностранных дел Ян Масарик и его сестра (проживавшая в США) Алиса -дети первого президента ЧСР [2. S. 24-25]. Ян Масарик приезжал с продолжительными визитами в США и в последующие годы. Для соотечественников он символизировал идеалы своего отца и пользовался огромной популярностью и авторитетом. Например, летом 1941 г. его выступления в Чикаго, Кливленде, Бостоне, Вашингтоне и Нью-Йорке посетили десятки тысяч человек [Ibid. S. 46-49]. Деятельность Масарика была настолько эффективной, что Папанек просил Бенеша подольше не отзывать его в Лондон [Ibid. S. 91-93].
Учрежденная в Нью-Йорке под руководством Па-панека информационная служба распространяла новости о положении в Богемии и Моравии, Словацкой республике, о преступлениях нацистов и тисовского режима, рассылала материалы в прессу, публиковала различные брошюры и книги [Ibid. S. 68-73]. ЧНСА издавал регулярный новостной бюллетень News Flashes from Czechoslovakia о ситуации на родине.
Одним из направлений информационной работы было отстаивание позиции чехословацкого правительства и Бенеша в спорах с критиковавшими их курс политическими деятелями из эмигрантской среды. Уже в 1939 г. обозначилось соперничество между Бе-нешем и рядом словацких политических деятелей. Первым, кто оспорил лидерство бывшего президента ЧСР, был чехословацкий посланник в Париже Штефан Осусский11. Папанек жаловался Бенешу, что тот пытался проводить агитацию среди американских словаков через рассылку своих сочинений, критиковавших эмигрантское правительство [Ibid. S. 40-42].
Другим словацким политиком, доставившим немало хлопот сторонникам Бенеша в США, был бывший премьер-министр ЧСР (1935-1938) Милан Годжа. Являясь влиятельным политическим деятелем и лидером Аграрной партии, он пытался представить себя выразителем воли словацкой нации. Однако в Лондоне Годжа был оттеснен на второй план, получив лишь место в заменявшем парламент ЧСР Государственном совете. Годжа открыто выступал за автономию Словакии с перспективой включения ее в Центрально-Европейскую федерацию и оспаривал курс Бенеша на сближение с СССР.
Хотя и Гурбан, и Папанек были словаками и полностью поддерживали курс Бенеша, Осусский и Годжа не без успеха эксплуатировали тему дискриминации и неравноправия словаков в домюнхенской ЧСР. В письмах Бенешу Папанек сетовал на то, что Годжа своими
призывами разрушает созданное чехословацкое единство, подрывая позиции лондонского правительства ЧСР в Америке. С 1940 г. на сторону Годжи и пропагандировавшейся им идеи словацкой автономии стали склоняться словацкие протестантские организации [Ibid. S. 43]. Словацкие католики - приверженцы СЛА - считали Годжу наравне с Бенешем своим противником.
В октябре 1941 г. Годжа прибыл в США, где начал кампанию по распространению своих идей. Этот визит вызвал интерес американских властей. В начале декабря словацкий политик был принят помощником госсекретаря А. Берлом, которого Папанек считал противником Бенеша. Во время разговора Годжа осудил словацкий марионеточный режим и указал на необходимость предоставления Словакии автономии в рамках воссозданной ЧСР. В госдепартаменте сочли позицию словацкого политика разумной и умеренной, а сам он произвел впечатление «патриота, с искренностью и видением, которые могут быть направлены на конструктивную работу в послевоенный период в Центральной Европе» [21].
Папанек, пытаясь противопоставить Годже другого словацкого политика, поддержал приезд в США осенью 1941 г. члена лондонского правительства Яна Лих-нера, который посетил Чикаго, Питтсбург, Нью-Йорк, Вашингтон, где выступал перед соотечественниками, встречался с лидерами ЧНСА, журналистами и частными лицами [2. S. 89]. Но вскоре выяснилось, что Лихнер имел собственное мнение по словацкому вопросу. Он фактически поддержал федерализацию ЧСР, организовал встречу с Годжей и членами Словацкой лиги. На ней Лихнер выступил в поддержку Годжи как представителя интересов словацкой нации. Эти действия привели к прямому конфликту с Папанеком, обвинившему Лихнера в стимулировании раскола среди американских словаков [2. S. 91-100; 3. P. 222].
По мнению Папанека, из-за деятельности Годжи и его сторонников к началу 1942 г. СНАА оказался в состоянии кризиса [2. S. 102-103]. Исправлению ситуации способствовало вступление США в войну. Тот факт, что Словакия официально считалась союзницей Германии, привел к подрыву позиций Словацкой лиги в Соединенных Штатах. Организации, поддерживавшие лондонское правительство, получили дополнительный козырь для агитации, поскольку последнее стало официальным военным союзником США. Вместе с тем характер деятельности национальных организаций начал меняться. Они стали переходить на патриотические позиции и сосредоточились на поддержке военных мероприятий правительства США.
Уже 19 декабря 1941 г. руководство ЧНСА направило обращение в госдепартамент от имени 300 тыс. своих членов с выражением солидарности президенту США «во всех его действиях по защите Америки». Особое внимание в документе уделялось тому, что Совет являлся американской, а не иностранной организацией, ориентированной, прежде всего, на патриотические цели: объединение всех американцев чехословацкого происхождения и распространение среди них «верности США, их традициям и законам». Лишь в качестве второстепенной задачи указывалось на поддержку «всеми
законными средствами» восстановления Чехословакии и поддержание контактов с ней, распространение информации о «культуре, языке и демократическом наследии чехословацкой нации» [22].
Переориентация на американскую повестку произошла довольно быстро. В феврале 1942 г. Папанек сообщал Бенешу: «Сейчас, когда Америка находится в состоянии войны, Национальный совет и его избиратели занимаются исключительно американскими делами» [2. S. 100-101]. Также он информировал президента, что пытался сократить влияние чехословацких дипломатических структур на организации соотечественников, чтобы не вызывать недовольства официальных органов США [Ibid. S. 102].
Вместе с тем Папанек отмечал наличие серьезных трудностей в руководстве Совета, вызванных разногласиями и соперничеством в его руководстве. Лидеры ЧНСА Змрхал и Мартинек не могли найти общего языка с новым главой ЧАНА Качером. Последний, возглавляя наиболее крупную и богатую организацию в Совете, претендовал на расширение своих полномочий и контроль над ресурсами организации [Ibid. S. 109-111]. Руководство Словацкого альянса продолжало полностью поддерживать Совет, но его единство было подорвано. Для противодействия сторонникам Годжи в альянс было приглашено Словацкое рабочее общество (входившее в Международный рабочий орден12). Это усилило влияние левых сил и в дальнейшем послужило основанием для серьезного внимания к СНАА со стороны ФБР [24].
Госдепартамент был недоволен раздорами в чехословацком движении и информационной войной между сторонниками и противниками чехословацкого правительства. В марте 1942 г. А. Берл выразил Папанеку обеспокоенность нарушением «внутреннего единства» в США из-за разногласий в рядах американских граждан иностранного происхождения [25]. Чехословацкое посольство направило в госдепартамент меморандум, в котором обвиняло Годжу в подрыве единства чехов и словаков [26].
В июне 1942 г. Годжа вновь посетил Вашингтон, где встретился с Д. Пуллом из УСС, а затем с Берлом. Словацкий политик вновь изложил основы своей программы и обвинил Папанека в организации клеветнической кампании. Он сообщил, что получил поддержку двух словацких организаций с 80 тыс. членов (Словацкий католический сокол и Пенсильванский Католический союз). Пулл дал понять Годже, что «борьба по европейским политическим проблемам не должна вестись на американской земле среди американских граждан и иностранцев» [27]. А Берл заметил, что, хотя усилия Годжи направлены в правильном направлении, правительство США выступает против конфликта между американскими гражданами иностранного происхождения [28]. По итогам этих встреч Берл попросил Пулла изучить ситуацию и попытаться уладить возникший в чехословацкой среде конфликт «на личной основе» [29].
Активность Годжи удалось частично снизить после того, как при посредничестве Пулла ему была предложена должность в Йельском институте международных
исследований, где он смог сосредоточиться на научной работе. К концу 1942 г. он отошел от активной критики Бенеша, посчитав, что выполнил свою главную задачу - добился вынесения на обсуждение вопроса о будущем Словакии. Впоследствии Годжа вынужден был отправиться на лечение во Флориду, где и скончался в июне 1944 г. [30].
УСС в конфликте ЧНСА с Годжей прежде всего выступал против раскола в чешских и словацких организациях. В подготовленных осенью 1942 г. обзорах Совет был назван «символом чехословацкого единства в США», разрушение которого могло быть использовано вражеской пропагандой [Ibid.]. Обзор УСС от 24 октября сообщал об ослаблении противоречий в словацкой среде после того, как на съезде Словацкого альянса было зачитано обращение Бенеша о поддержке им децентрализации восстановленной ЧСР и равноправия чехов и словаков [31].
В тот же период происходила смена руководства в Словацкой лиге, вызванная желанием дистанцироваться от тисовского режима. Сторонник прежней политики президент Йозеф Гушек13 вынужден был уступить свой пост более умеренному лидеру - Френсису Дюбошу14.
В ноябре 1942 г. поддержавшие Годжу автономисты учредили Американо-словацкий совет организаций и газет. В его состав вошли 14 организаций из разных лагерей - СНАА и СЛА. Таким образом, в словацком движении наметилась тенденция к консолидации двух оппозиционных Чехословацкому совету групп [33]. С целью поддержать сторонников лондонского правительства в феврале 1942 г. в США вновь прибыл Масарик. Он выступал с публичными заявлениями, читал лекции, встречался с представителями американской элиты, активистами чешской и словацкой общин [34. S. 142]. Но главным стимулом консолидации должен был стать долгожданный визит в США Бенеша. Вашингтон дал согласие на приезд чехословацкого президента весной 1943 г.
За несколько месяцев до этого словацкие организации пытались направить свою делегацию в Вашингтон с обращением к правительству США в защиту интересов Словакии. Госдепартамент выступил против подобных инициатив, не желая подогревать разногласия между американскими гражданами [35-38].
Весной 1943 г. в УСС было подготовлено несколько аналитических докладов об обстановке в национальных организациях чехов и словаков. Специалисты Управления полагали, что Бенеш мог рассчитывать на поддержку ЧНСА и его членов. Общее количество его сторонников оценивалось в 500 тыс. человек. Противники лондонского правительства были сосредоточены в Словацкой лиге (150 тыс. членов) и движении автономистов (до 100 тыс. человек). Ожидалось, что сам Бенеш будет избегать обсуждения словацкого вопроса и заключения каких-либо соглашений по этой проблеме до конца войны [39].
В справке госдепартамента главными противниками Бенеша в национальной среде назывались Годжа, Осусский, некоторые политические эмигранты в Лондоне, недовольные авторитарными методами управле-
ния и сближением с СССР [40]. Папанек в начале января 1943 г. в письме Бенешу называл в числе его врагов в США Годжу, словаков, венгров, католиков, сторонников Габсбургов и восстановления Австро-Венгрии, объявлявших лондонское правительство «авангардом большевиков» [2. 8. 105-109].
Официальный визит Бенеша в США и Канаду длился с 12 мая по 9 июня 1943 г. Он посетил Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, но отказался от визитов в Питтсбург и Кливленд. Наиболее грандиозный прием со стороны соотечественников Бенешу был устроен в Чикаго. На вокзале его встречали около 2 тыс. человек, на следующий день президент выступил перед огромной аудиторией на стадионе, а вечером посетил организованный в честь него Чехословацким советом ужин [41. Р. 250].
Президент ЧСР публично выступал с разъяснением своей политической программы. Он заявлял о скором освобождении Чехословакии, ее восстановлении в прежних границах и возвращении к демократическим порядкам, говорил о том, что соотечественники в Америке должны ассоциировать себя прежде всего с интересами США, а с исторической родиной их должны связывать борьба против общего врага и верность демократии. Он высказывался в пользу реорганизации политической и административной системы ЧСР, предоставления большей автономии местным властям, проведения важных социальных и экономических реформ. В области внешней политики он отстаивал необходимость тесного союза с СССР [42. Р. 71-145; 43. Р. 40-70].
Во время переговоров Бенеша с руководством госдепартамента лишь вскользь поднимались вопросы взаимодействия чешских и словацких организаций в США. Государственный секретарь США К. Хэлл выразил сожаление по поводу действий американских словаков, наводнивших внешнеполитическое ведомство всевозможными ходатайствами. Госсекретарь отметил, что их запросы передавались для ответов младшим сотрудникам ведомства, чтобы не создавать впечатления, что они принимались всерьез. Бенеш отверг все претензии американских словаков, заявив, что они являлись гражданами США и мало или вовсе ничего не знали о Словакии [44].
На встрече с помощником госсекретаря А. Берлом обсуждалось отношение к Годже. Папанек в письмах Бенешу изображал американского дипломата одним из главных противников чехословацкого правительства. Однако Берл не проявил никаких симпатий к оппонентам чехословацкого президента. По его словам, Годжу в госдепартаменте воспринимали как бывшего высокопоставленного политика и беженца, с которым не собирались заключать никаких сделок. «Мы считаем, что отношения со словаками являются вашим внутренним делом, что это нас не касается», - заметил помощник госсекретаря. Он также поблагодарил чехословацкое правительство за отказ от использования соотечественников для влияния на политику США, как это делали поляки [41. Р. 128].
В целом визит Бенеша оказал благотворное влияние на отношения лондонского правительства и его сторонников с Вашингтоном. В докладе УСС констатирова-
лось, что президент ЧСР сознательно не искал путей примирения с оппозиционными ему словацкими группировками в США и заявлял, что будущее страны должно определяться ее гражданами, а не эмигрантами. Отмечалось, что он с достоинством отразил критические выпады словацких католиков и Годжи по поводу курса на сближение с СССР и недвусмысленно дал понять, что для него важнее «поддержка 190 миллионов русских, нежели нескольких сотен тысяч словаков в США». В то же время президент признавал некоторые ошибки в управлении довоенной Чехословакией и обещал словакам «больше справедливости в будущем». В целом открытая поддержка Вашингтоном Бенеша и его сторонников, по мнению экспертов УСС, превратила его противников в «политические отбросы» [45].
В конце 1943 г. Бенеш посетил СССР, где подписал договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. Это событие возбудило неоднозначную реакцию в разных кругах американского общества и вызвало ожидаемый шквал нападок со стороны противников Бенеша [46]. Папанек сообщал в Лондон о «нервозном» отношении государственных органов США к Чехословацкой информационной службе, а также о том, что от лидеров ЧНСА потребовали зарегистрироваться в качестве агентов чехословацкого правительства [2. 8. 121].
В обзоре УСС, посвященном реакции чешских и словацких организаций на подписание советско-чехословацкого договора, упоминалось о проведении нескольких митингов в поддержку этого акта. Вместе с тем указывалось на причастность к их организации Словацкого рабочего общества, особо отмечалось присутствие на торжествах члена чехословацкого госсовета -словацкого коммуниста Йозефа Вало, прибывшего на конференцию Международной организации труда [47].
С 1944 г. активностью левых сил в рядах Словацкого альянса стала интересоваться и ФБР. По сведениям Бюро, коммунистическую линию в Совете проводил глава влиятельного Чикагского отделения СНАА, один из лидеров Словацкого рабочего общества и член Коммунистической политической ассоциации Чарльз Коренич [48]. Опасаясь усиления его влияния, консервативные лидеры в то же время не желали открыто выступать против «коммунистических элементов», чтобы не осложнять отношения чехословацкого правительства с СССР [49].
В 1944 г. в ЧНСА обозначился еще один внутренний конфликт. Под эгидой Совета была учреждена благотворительная организация «Американская помощь Чехословакии». Этот шаг обосновывался рекомендациями властей США. Против выступили Чешский альянс и Качер, поскольку под его руководством уже функционировала другая организация - «Чехословацкая лига помощи». Лидеры ЧНСА требовали передать ее активы новой структуре. Качер отказался, заявив, что в этом случае собранные средства будут использоваться не в благотворительных, а в политических целях [50]. Информаторы ФБР сообщали о возможности выхода ЧАНА из Совета и его сближении со словацкими автономистами [51].
Лишь в октябре 1944 г. на съезде в Чикаго президиум ЧАНА вопреки позиции президента альянса под-
держал создание новой благотворительной организации. Решение было принято после выступления секретаря ЧНСА Мартинека, обвинившего противников реформы в непатриотичном поведении и сопротивлении рекомендациям правительства США [51, 52]. Словацкие католики были отстранены от участия в «Американской помощи Чехословакии» и учредили собственную организацию - «Американо-словацкую католическую помощь».
Угроза лишиться поддержки Чешского альянса могла серьезно подорвать положение Совета, поскольку именно ЧАНА являлся его главным спонсором [53]. Однако опасность его объединения со словацкими автономистами была маловероятной. К концу войны их движение находилось в упадке. После смерти Годжи на руководящую роль в нем претендовали один из бывших лидеров СНАА Михаил Мудры-Себик и зять Годжи Ян Палка из Чикаго. Их попытки встретили серьезное сопротивление Словацкого альянса и вызвали новую информационную войну в словацкой прессе [24].
В 1944 г. в Словакии заметно оживилось освободительное движение, во главе которого встал Словацкий национальный совет. Его программа была близка требованиям Годжи об автономии в рамках ЧСР. Одним из лидеров этого движения стал бывший сторонник Годжи Ян Урсины. Получив поддержку американских словаков, автономисты в ЧСР могли усилить свои позиции. Кроме того, по мере продвижения Красной Армии на освобожденных территориях Словакии усиливалось влияние коммунистов, которые получали хорошие шансы войти в коалиционное правительство ЧСР. Указанные обстоятельства заставляли лидеров чехословацкого правительства искать новых сторонников и союзников.
Информаторы ФБР сообщали, что лондонское правительство пыталось переманить на свою сторону лидеров словацких автономистов в США. Палке была предложена должность директора чехословацкой секции Администрации Объединенных Наций по оказанию помощи и реабилитации, а Мудры-Себику - пост политического советника при правительстве. Проживавший в США сын Милана Годжи Федор был включен в состав чехословацкой правительственной делегации в Словакии. Назначение Мудры-Себика отстаивали Лихнер и Урсины, предлагая предоставить тому также пост заместителя министра сельского хозяйства [54].
Эти мероприятия вызвали решительные возражения со стороны ЧНСА, Папанека и Гурбана [55]. Для преодоления разногласий вновь был привлечен Масарик. По дороге на конференцию в Сан-Франциско, в апреле 1945 г., он остановился в Чикаго, проведя переговоры с руководством ЧНСА и с лидерами автономистов. Но к этому времени Мудры-Себик отказался возвращаться в Чехословакию «из-за слишком большого количества политических врагов», а Палка попросил время на размышление [56, 57].
Лишь Словацкая лига последовательно сохраняла самостоятельную оппозиционную Бенешу позицию. К 1945 г. в ней выделилась фракция автономистов, но большинство оставалось за сторонниками независимости. Проходивший в октябре 1944 г. съезд лиги принял
резолюцию с призывом к созданию словацкого государства в рамках Центрально-Европейской федерации [24].
Большинство же американских словаков, судя по данным ФБР, в этих дебатах участия не принимали. Как сообщали информаторы Бюро в начале 1945 г., рядовые члены различных организаций всерьез не интересовались будущим своей исторической родины. Борьба шла в основном в верхах - между политиками, «которые своими заявлениями и бесконечными распрями создавали впечатление, будто американские словаки крайне заинтересованы в иностранных делах» [24, 58]. По всей видимости, похожая ситуация сложилась и среди американских чехов.
На итоговом съезде ЧНСА 28-29 июля 1945 г. были оглашены основные показатели его работы. К концу войны в Совете было 75 тыс. членов и 370 отделений. Из них в Чешском альянсе - 50 тыс. членов и 213 отделений, в Национальном альянсе чешских католиков - 4 тыс. членов и 10 отделений/, в Федерации американских чехословаков Техаса - 50 отделений (без указания количества членов), в Словацком альянсе - 7 тыс. членов, 97 отделений. С апреля 1939 по июль 1945 г. суммарный бюджет Совета составил 600 тыс. долл. Из них 212 тыс. были переданы на освободительное движение. Крупнейшим вкладчиком был Чешский альянс, внесший 238 тыс. долл., Словацкий альянс вложил 87 тыс. долл., Федерация американских чехословаков Техаса - 62 тыс., Национальный альянс чешских католиков - 50 тыс. долл. [53].
По сведениям ФБР (непроверяемым), общий объем собранных ЧНСА средств оценивался в 1,5 млн долл. Из них 365 тыс. было потрачено на поддержание работы чехословацких консульств, 162 тыс. - на нужды самого Совета и 22 тыс. на выплаты зарплат, 25 тыс. -на издательскую деятельность и пропаганду. 217 тыс. были выделены для оказания гуманитарной помощи Чехословакии. Еще 300 тыс. было собрано Чешским альянсом в рамках гуманитарной деятельности [52]. На июльском съезде ЧНСА 1945 г. было принято решение переориентировать работу Совета на культурную сферу - организацию студенческих обменов, различных мероприятий и выставок [53].
Подводя итоги, необходимо отметить, что в годы Второй мировой войны чехам и словакам в США не удалось создать единую национальную организацию для поддержки освободительного движения. Причиной были укоренившиеся разногласия на этнической, религиозной и политической основе.
В США действовало множество чешских и словацких объединений, разделенных на два главных лагеря - сторонников и противников возрождения ЧСР. Во главе первых находился ЧНСА, вторых - Словацкая лига Америки. Главным очагом разногласий был вопрос о послевоенном положении Словакии и правах ее населения. Чехословацкое правительство в изгнании поддерживали чешские и словацкие протестантские организаций с центром в Чикаго. Большинство словаков (преимущественно католиков) выступали за независимость своей родины. В 1941-1942 гг. в их среде также выделилась группа автономистов, занимавшая среднюю позицию.
Соперничество между этими платформами развивалось при активном участии чехословацких политиков-эмигрантов. Поддерживавшие Бенеша организации во главе с ЧНСА действовали в тесном сотрудничестве с чехословацкими дипломатическими и пропагандистскими структурами, оказывали им финансовую и идейную поддержку, выступали лоббистами различных политических программ. Пропаганда велась через периодические издания на чешском, словацком и английском языках.
Правительство США выступало в этих спорах сторонним наблюдателем. Оно высказывалось против прямого вовлечения своих граждан в споры по внешнеполитическим проблемам. Официально Вашингтон с 1941 г. поддерживал чехословацкое правительство во главе с Бенешем и выступал с осуждением словацкого марионеточного режима. Большинство граждан США чешского и словацкого происхождения не были включены в политическую борьбу.
Деятельность национальных организаций можно разделить на три периода. В 1939-1941 гг. произошла
консолидация двух лагерей - сторонников и противников восстановления ЧСР. Лидеры обеих групп обращались за поддержкой к правительству США, которое, однако, предпочитало дистанцироваться от европейских проблем. 1942-1944 гг. были ознаменованы переходом на патриотическую повестку и нараставшим расколом внутри национальных течений, особенно в словацкой среде. На последнем этапе, в 1944-1945 гг., внутренний раскол частично удалось преодолеть. Автономистское движение, оформившись с приездом в США М. Годжи, стало затихать после его смерти летом 1944 г. Проправительственные организации получили дополнительную поддержку после официального визита Э. Бенеша в США в 1943 г. Сторонники словацкой независимости сохранили самостоятельную позицию, но вынуждены были отказаться от открытой поддержки режима Тисо и поддержать требование национальной автономии. Тогда же наметился переход национальных организаций к новым функциям: сбору благотворительных средств и развитию культурных связей.
Примечания
1 Э. Бенеш подал в отставку с поста президента ЧСТ после подписания Мюнхенского соглашения в октябре 1938 г. В качестве частного лица он уехал в Великобританию, а затем в CШA - в качестве приглашенного профессора Чикагского университета, и пробыл там до июля 1939 г. Ci«.: [4].
2 В Пенсильвании (в основном в Питтсбурге) располагались следующие организации: ^овацкая лига Америки, Национальный альянс словацких лютеран, ^овацкое благотворительное общество Zivena, ^овацкий евангелический союз, Национальное словацкое общество, ^овацкий католический сокол, Пенсильванский Католический союз, Пенсильванский словацкий католический союз, Пенсильванский словацкий католический женский союз, &>вет американских словацких организаций и газет (с 1944 г.); в Огайо (Кливленд): Кливлендский словацкий союз, Первый католический словацкий союз, Первый католический словацкий женский союз; в Иллинойсе (Чикаго): ЧНCA, ЧАНА, CНAA, Национальный альянс чешских католиков, Ассоциация чехословацких журналистов и радиоведущих (с 1944 г.).
3 Чешско-американский национальный альянс (Czech American National Alliance; ранее - Bohemian National Alliance, Ceské národné zdruzenie) был основан в 1914 г. со штаб-квартирой в Чикаго. ^овацкая лига Америки (Slovak League of America) - в 1909 г. в Питтсбурге.
4 Кливленд (Огайо) и Питтсбург (Пенсильвания) расположены в соседних штатах, расстояние меду ними составляет около 200 км. ^гласно переписи 1940 г., в Чикаго проживали бЗ тыс. чехов и 21 тыс. словаков, в Нью-Йорке - 25 и 20 тыс., в Кливленде - 28 и 32 тыс., в Питтсбурге -2 и 10 тыс. соответственно. Распределение по штатам было следующим: Пенсильвания - 22 тыс. чехов и 214 тыс. словаков; Иллинойс - 108 и 33 тыс., Огайо - 45 и 8б тыс., Нью-Йорк - Зб и 42 тыс., Техас - бЗ и 1 тыс. соответственно. Cм.: [5. P. 15-22, 33-35].
5 Ян Папанек (189б-1991) родился в &овакии. Во время Первой мировой войны сражался в рядах Австро-венгерской армии. Попал в плен в Италии и включился в движение за создание чехословацкого государства. В 1922 г. начал работать в МИДе ЧСТ. В 192б-19З1 гг. - атташе в Вашингтоне, в 1931-1935 гг. - представитель МИДа в парламенте, с 1935 г. - консул в Питтсбурге. В 1939 г. стад личным представителем Бенеша в CШA, отвечал за пропаганду и взаимодействие с организациями соотечественников. C 1942 г. - глава Чехословацкой информационной службы в Нью-Йорке. В 1945 г. - секретарь чехословацкой делегации на конференции в Cан-Франциско. C лета 194б г. представлял ЧСТ в ООН. В 1948 г. выступил против коммунистического переворота в ЧСТ и остался в CШA. Cм.: [2. S. 7-10; 3. P. 217]
6 Ярослав Змрхал (Jaroslav Josef Zmrhal, 1878-1951) родился в Чехии и эмигрировал в CШA в 1893 г.; закончил Чикагский университет, работал учителем, затем государственным школьным инспектором в Чикаго. В 1939-1945 гг. президент ЧЖА. Cм.: [9. S. 123; 10. P. 61; 11. S. 86].
7 Йозеф Мартинек (Joseph Martinek, 1889-1980) родился в Чехии, эмигрировал в CШA в 1909 г., получил гражданство в 1915 г. В 1915-1934 гг. работал журналистом и редактором газет Delnicky Listy и American Labor News в Кливленде. В 1934-1939 гг. - редактор газеты Чехословацкой социал-демократической партии Pravo Lidu в Праге. В 1939 г. вернулся в CШA, занимал должность исполнительного секретаря ЧНCA до 1945 г. Ci«.: [12].
8 Ярослав Пеликан (Jaroslav Jan Pelikan) родился в 1899 г. в Cловакии. Был привезен в CШA в детском возрасте. Его отец дослужился до сана епископа лютеранской церкви. Он сам служил лютеранским пастором в Чикаго. В 1940 г. избран президентом CНA.
9 Адольф Качер (Adolf Kacer, 1891-195б) родился в Чехии, приехал в CШA в 1902 г., получил гражданство в 1917 г. C 1910 г. жил в Чикаго, где работал механиком, затем открыл собственную фирму. C 1914 г. участвовал в деятельности Чешского национального альянса. C 1935 г. казначей альянса, с 1941 г. - президент. Cм.: [13. P. 4].
10 Владими Маудр (Vladimir A. Maudr) родился в 1901 г. в Чехии и приехал в CШA в 1932 г. Получил гражданство в 1938 г. Занимался торговлей хлопком в Хьюстоне. Возглавлял Федерацию американских чехословаков Техаса с момента ее создания. Cм. : [7].
11 Штефан Осуский (Stefan Osusky, 1889-1973) родился в ^овакии, в 190б г. уехал в CШA, где получил образование и докторскую степень. Активный участник словацких организаций в Америке, вице-президент ^овацкой лиги. Основал газеты Slovenské slovo и Slovensky tyzdenník. Участвовал в движении за создание чехословацкого государства в 191б-1918 гг. В 1918-1921 гг. - дипломатический представитель ЧСТ в Великобритании, на Парижской мирной конференции и в Лиге Наций, в 1921-1940 гг. - посланник во Франции. В 1939-1940 гг. - член Чехословацкого национального комитета в Париже, в 1940-1942 гг. - министр Чехословацкого правительства в изгнании в Лондоне. Из-за критики Э. Бенеша и его политики был выведен из его состава. C 1945 г. проживал в CШA. Cм.: [20].
12 Международный рабочий орден (International Workers Order - IWO) был учрежден в 1930 г. как страховая и благотворительная организация взаимопомощи рабочих. ^овацкое рабочее общество являлось одной из национальных секцией ордена. Оно было учреждено в 1934 г. и к концу войны насчитывало около 14 тыс. членов. Cм.: [23].
13 Йозев Гушек (Jozef Husek, 1880-1947) родился в ^овакии, эмигрировал в CШA в 1903 г. Работал журналистом и редактором газет Slovák v Amerike и Jednota. Был активным членом словацких национальных организаций, президентом ^овацкой лиги Америки в 1922-1935, 19381942 гг. Поддерживал Cловацкую республику.
14 Френсис Дюбош (Francis Joseph Dubosh, 1890-1967) родился в Огайо в семье словацкого эмигранта. Был настоятелем католической церкви в Лейквуде (Огайо) близ Кливленда. См.: [32].
Список источников
1. Встречными курсами: политика СССР и США на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке в 1939-1947 гг. / отв. ред. В.Т. Юнгблюд. Киров,
2014. 510 с.
2. Jan Papanek. Za vojny Edvardovi Benesovi (dokumenty 1939-1945) / ed. S. Michalek. Bratislava, 1997. 206 s.
3. Papanek J. Organization in the United States of the Struggle for Czechoslovakia's Independence, 1938 to 1941 // Czechoslovakia Past And Present.
Hague, 1968. Vol. I. P. 216-223.
4. Зорин А.В. Проблема признания США чехословацкого правительства в изгнании в годы Второй мировой войны // Славяноведение. 2017.
№ 3. С. 31-34.
5. Sixteen Census of the United States: 1940. Population. Nativity and Parentage of the White Population. Washington, 1943. URL:
https://www.census.gov/library/publications/1943/dec/population-nativity.html (accessed: 17.03.2020).
6. Dokumenty ceskoslovenske zahranicni politiky. Od rozpadu Cesko-Slovenska do uznani ceskoslovenske prozatimni vlady 1939-1940 (16. brezen
1939 - 15. cerven 1940). Praha, 2002. 349 s.
7. US National Archives and Records Administration (NARA). RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-945. Hoover to Lyon. Feb. 9, 1945. File 100-
1534.
8. NARA. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-1045. Hoover to Lyon. Feb. 10, 1945. File 100-7531.
9. Dubovicky I. Cesi v Americe a cesko-americke vztahy v ртЬё1ш p5ti staleti. Praha, 2018. 198 s.
10. Sternstein M. Czechs of Chicagoland. Chicago, 2008. 127 p.
11. Zenka J. Alois Richard Nykl. Poznamky k revolucni akci v Chicagu (1914-1918). Praha, 2017. 399 s.
12. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/511. FBI Report file 100-12541. Sept. 14, 1943.
13. Smetana C.J. Stories of the Stones: Kacer and CANA // Heritage Happenings. 2016. Vol. 12, N° 3. URL: www.friendsofbnc.org/newsletters/ vol 12no3.pdf (accessed: 14.03.2020).
14. Interview with Jan Papanek by W.H. Link // Library of Congress. Manuscript Division. Jan Papanek Papers. Box 3.
15. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). 860F.01/334. Memorandum for the files. March 13, 1940.
16. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/414. Memorandum of Conversation. May 8, 1941.
17. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/362. Pelikan to Hull. Dec. 3, 1940.
18. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/372. Husek to Hull. April 2, 1941.
19. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/429-1/2.Memorandum of Conversation. Nov. 18, 1941.
20. Michalek S. Diplomat Stefan Osusky, 1889-1973. Bratislava, 1999. 518 s.
21. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/429-3/4. Memorandum of Conversations. Dec. 9, 1941.
22. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/464. Zmrhal to Hoskins. Dec. 19, 1941.
23. NARA. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-945. Hoover to Lyon. Feb. 9, 1945. File 100-28390.
24. NARA. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-945. Hoover to Lyon. Feb. 9, 1945. File 100-15744.
25. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/502. Memorandum. March 13, 1942.
26. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/438-1/2. Memorandum. May 14, 1942.
27. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/444-1/2. Memorandum. June 16, 1942.
28. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). 860F.00/990.Memorandum. June 18, 1942.
29. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 290). 860F.00/993. Berle to Poole. Sept. 17, 1942.
30. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/458, 860F.01/463-1/2. FNB Memorandums. Oct. 1 and 24, 1942.
31. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/463-1/2. Memorandum. Oct. 24, 1942.
32. NARA. RG165. MID. Regional File, 1922-1944. Box 691. FNB Memorandums № 103 and 116. Feb. 6 and March 18, 1943.
33. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). 860F.001/127-1/2. Poole to Berle. Nov. 19, 1942.
34. Dokumenty ceskoslovenske zahranicni politiky. Ceskoslovenska zahranicni politika v roce 1942. Praha, 2010. Svazek I: 1. leden-31. cervenec 1942. 472 s.
35. NARA. Decimal File 1910-1944. 860F.01/475. Karr to Berle. Dec. 3, 1942.
36. NARA. Decimal File 1910-1944. 860F.01/475. Berle to Karr. Dec. 4, 1942.
37. NARA. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). FW860F.001/127-1/2. Atherton to Berle. Nov. 20, 1942.
38. NARA. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). FW860F.001/127-1/2. Berle to Atherton. Nov. 21, 1942.
39. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). 860F.001/146. FNB Memorandum № 124. May 5, 1943.
40. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). 860F.001/135. "Eduard Benes". May 10, 1943.
41. Taborsky E. President Edvard Benes. 1938-1948. Stanford, 1981. 299 p.
42. Czechoslovak sources and documents. New York, 1943. № 4: August 1943. President Benes on War and Peace.
43. Dr. Edvard Benes's official wartime visit to the United States and Canada in 1943. New York, 1944. 156 p.
44. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.001/144. Poole to the Director of OSS.
45. NARA. RG165. MID. Regional File, 1922-1944. Box 690. FNB Memorandum № 133. June 26, 1943.
46. Зорин А.В. США и Советско-чехословацкий договор 1943 г. // Российская история. 2017. № 4. С. 151-163.
47. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. FNB Memorandum № B-196. 15 May, 1944.
48. NARA. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-945. Hoover to Lyon. Feb. 9, 1945. File 100-15744.
49. NARA. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/4-1245. Hoover to Lyon. Apr. 12, 1945.
50. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/3-844. Hoover to Berle. Aug. 3, 1944.
51. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/11-944. Hoover to Berle. Nov. 9, 1944.
52. NARA. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-1045. Hoover to Lyon. Feb. 10, 1945. File 100-16170.\
53. NARA. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/10-1545. Hoover to Lyon. Oct. 15, 1945. File 100-16170.
54. NARA. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-2845. Hoover to Lyon. Feb. 28, 1945.
55. NARA. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 30). 860F.01/12-3044. Hoover to Lyon. Dec. 30, 1944.
56. NARA. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/4-445. Hoover to Lyon. Apr. 4, 1945.
57. NARA. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/4-2845. Hoover to Lyon. Apr. 28, 1945.
58. NARA. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/4-1445. Hoover to Lyon. Apr. 14, 1945. File 100-15744.
References
1. Yungblyud, V.T. (ed.) (2014) Vstrechnymi kursami: politika SSSR i SShA na Balkanakh, Blizhnem i Srednem Vostoke v 1939-1947 gg. [Counter
courses: the policy of the USSR and the USA in the Balkans, the Near and Middle East in 1939-1947]. Kirov: VSSU.
2. Papanek, J. (1997) Za vojny Edvardovi Benesovi (dokumenty 1939-1945). Bratislava: VEDA.
3. Papanek, J. (1968) Organization in the United States of the Struggle for Czechoslovakia's Independence, 1938 to 1941. In: Rechcigl, M. Czechoslo-
vakia Past And Present. Vol. 1. Hague: Czechoslovak Society of Arts and Sciences in America. pp. 216-223.
4. Zorin, A.V. (2017) Problema priznaniya SShA chekhoslovatskogo pravitel'stva v izgnanii v gody Vtoroy mirovoy voyny [The problem of US recogni-
tion of the Czechoslovak government in exile during the Second World War]. Slavyanovedenie. 3. pp. 31-34.
5. USA. (1943) Sixteen Census of the United States: 1940. Population. Nativity and Parentage of the White Population. Washington. [Online] Available
from: https://www.census.gov/library/publications/1943/dec/population-nativity.html (Accessed: 17th March 2020).
6. Czechia. (2002) Dokumenty ceskoslovenske zahranicni politiky. Od rozpadu Cesko-Slovenska do uznani ceskoslovenske prozatimni vlady 1939-1940
(16. bfezen 1939- 15. cerven 1940). Praha: [s.n.].
7. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Feb. 9, 1945. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-945. File 100-
1534.
8. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Feb. 10, 1945. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-1045.
File 100-7531.
9. Dubovicky, I. (2018) Cesi vAmerice a cesko-americke vztahy vprubehupeti staleti. Praha: [s.n.].
10. Sternstein, M. (2008) Czechs of Chicagoland. Chicago: Arcadia Publishing.
11. Zenka, J. (2017) Alois RichardNykl. Poznamky k revolucni akci v Chicagu (1914-1918). Praha: [s.n.].
12. US National Archives and Records Administration (NARA). FBI Report file 100-12541. Sept. 14, 1943. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/511.
13. Smetana, C.J. (2016) Stories of the Stones: Kacer and CANA. Heritage Happenings. 12(3). [Online] Available from: www.friendsofbnc.org/newsletters/ vol12no3.pdf (Accessed: 14th March 2020).
14. Papanek, J. (n.d.) Interview with Jan Papanek by W.H. Link. Library of Congress. Manuscript Division. Jan Papanek Papers. Box 3.
15. US National Archives and Records Administration (NARA). Memorandum for the files. March 13, 1940. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). 860F.01/334.
16. US National Archives and Records Administration (NARA). Memorandum of Conversation. May 8, 1941. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/414.
17. US National Archives and Records Administration (NARA). Pelikan to Hull. Dec. 3, 1940. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/362.
18. US National Archives and Records Administration (NARA). Husek to Hull. April 2, 1941. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/372.
19. US National Archives and Records Administration (NARA). Memorandum of Conversation. Nov. 18, 1941. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/429-1/2.
20. Michalek, S. (1999) Diplomat Stefan Osusky, 1889-1973. Bratislava: [s.n.].
21. US National Archives and Records Administration (NARA). Memorandum of Conversations. Dec. 9, 1941. RG9. Decimal File 1910-1944. 860F.01/429-3/4.
22. US National Archives and Records Administration (NARA). Zmrhal to Hoskins. Dec. 19, 1941. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/464.
23. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Feb. 9, 1945. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-945. File 100-28390.
24. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Feb. 9, 1945. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-945. File 100-15744.
25. US National Archives and Records Administration (NARA). Memorandum. March 13, 1942. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/502.
26. US National Archives and Records Administration (NARA). Memorandum. May 14, 1942. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/438-1/2.
27. US National Archives and Records Administration (NARA). Memorandum. June 16, 1942. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/444-1/2.
28. US National Archives and Records Administration (NARA). Memorandum. June 18, 1942. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). 860F.00/990.
29. US National Archives and Records Administration (NARA). Berle to Poole. Sept. 17, 1942. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 290). 860F.00/993.
30. US National Archives and Records Administration (NARA). FNB Memorandums. Oct. 1 and 24, 1942. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/458, 860F.01/463-1/2.
31. US National Archives and Records Administration (NARA). Memorandum. Oct. 24, 1942. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/463-1/2.
32. US National Archives and Records Administration (NARA). FNB Memorandums № 103 and 116. Feb. 6 and March 18, 1943. RG165. MID. Regional File, 1922-1944. Box 691.
33. US National Archives and Records Administration (NARA). Poole to Berle. Nov. 19, 1942. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). 860F.001/127-1/2.
34. Czechia. (2010) Dokumenty ceskoslovenske zahranicni politiky. In: Ceskoslovenskazahranicnipolitika v roce 1942. Praha: [s.n.].
35. US National Archives and Records Administration (NARA). Karr to Berle. Dec. 3, 1942. Decimal File 1910-1944. 860F.01/475.
36. US National Archives and Records Administration (NARA). Berle to Karr. Dec. 4, 1942. Decimal File 1910-1944. 860F.01/475.
37. US National Archives and Records Administration (NARA). Atherton to Berle. Nov. 20, 1942. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). FW860F.001/127-1/2.
38. US National Archives and Records Administration (NARA). Berle to Atherton. Nov. 21, 1942. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). FW860F.001/127-1/2.
39. US National Archives and Records Administration (NARA). FNB Memorandum № 124. May 5, 1943. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). 860F.001/146.
40. US National Archives and Records Administration (NARA). "Eduard Benes". May 10, 1943. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 29). 860F.001/135.
41. Taborsky, E. (1981) PresidentEdvardBenes. 1938-1948. Stanford: [s.n.].
42. Czechia. (1943) Czechoslovak sources and documents. № 4. New York: [s.n.].
43. Watson, T. (1944) Dr. Edvard Benes's official wartime visit to the United States and Canada in 1943. New York: International Business Machines Corporation.
44. US National Archives and Records Administration (NARA). Poole to the Director of OSS. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.001/144.
45. US National Archives and Records Administration (NARA). FNB Memorandum № 133. June 26, 1943. RG165. MID. Regional File, 1922-1944. Box 690.
46. Zorin, A.V. (2017) SShA i Sovetsko-chekhoslovatskiy dogovor 1943 g. [USA and the Soviet-Czechoslovak Treaty of 1943]. Rossiyskaya istoriya. 4. pp. 151-163.
47. US National Archives and Records Administration (NARA). FNB Memorandum № B-196. 15 May, 1944. RG59. Decimal File 1910-1944.
48. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Feb. 9, 1945. File 100-15744. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-945.
49. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Apr. 12, 1945. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/4-1245.
50. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Berle. Aug. 3, 1944. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/3-844.
51. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Berle. Nov. 9, 1944. RG59. Decimal File 1910-1944. 860F.01/11-944.
52. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Feb. 10, 1945. File 100-16170. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-1045.
53. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Oct. 15, 1945. File 100-16170. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/10-1545.
54. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Feb. 28, 1945. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/2-2845.
55. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Dec. 30, 1944. RG59. Decimal File 1910-1944 (M1218, Roll 30). 860F.01/12-3044.
56. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Apr. 4, 1945. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/4-445.
57. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Apr. 28, 1945. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/4-2845.
58. US National Archives and Records Administration (NARA). Hoover to Lyon. Apr. 14, 1945. RG59. Decimal File 1945-1949. 860F.01/4-1445. File 100-15744.
Сведения об авторах:
Юнгблюд Валерий Теодорович - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории и политических наук, президент Вятского государственного университета (Киров, Россия) E-mail: youngblood@vyatsu.ru; valerteod@gmail.com Зорин Артем Викторович - доктор исторических наук, доцент кафедры истории и политических наук Вятского государственного университета (Киров, Россия). E-mail: arzor@list.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
Yungblyud Valery T. - Doctor of Sciences (History), Professor, President оf Vyatka State University (Kirov, Russian Federation). E-mail: valerteod@gmail.com
Zorin Artem V. - Doctor of Sciences (History), Professor, Department of History and Political Sciences, Vyatka State University (Kirov, Russian Federation). E-mail: arzor@list.ru
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 06.07.2020; принята к публикации 22.02.2022 The article was submitted 06.07.2020; accepted for publication 22.02.2022