Эрик Жагарс
[ЧЕРУШЕВ НС. ВАЦЕТИС — ГЛАВКОМ
РЕСПУБЛИКИ. М.: ВЕЧЕ, 2015. — 384 с.]
.............................
АННОТАЦИЯ
Книга Н.С. Черушева — первый объемный труд на русском языке, специально посвященный главнокомандующему всеми вооруженными силами Советской России в 1918-1919 гг. Иоакиму Вацетису (по-латышски Jukums М^е^э). Герой книги, сын латышского крестьянина-батрака, сделал блестящую карьеру еще во времена Российской империи, пройдя по служебной лестнице от рядового солдата до подполковника — командира полка. Но самым поразительным образом складывается его судьба после Октябрьского переворота 1917 г.: Вацетис принимает сторону большевиков, возглавляет вооруженные силы РСФСР и Советской Латвии, попадает в тюрьму по ложному обвинению, долгие годы после этого занимается военно-научной и преподавательской деятельностью и, в конце концов, попадает в жернова сталинских политических репрессий. Известный латвийский историк Эрик Жагарс находит сильные стороны и некоторые поводы для критики данного издания.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Первая мировая война; латышские стрелки; Гражданская война в России и Латвии; Красная армия; Иоаким Вацетис; политические репрессии.
ЭТА КНИГА — О ПЕРВОМ ГЛАВКОМЕ Красной армии (сентябрь 1918 — июль 1919), уроженце Латвии, латыше, сыне батрака Иоакиме Иоакимо-виче Вацетисе (1873-1938), прошедшем в Русской императорской армии (РИА) трудный и необычайный путь от солдата Рижского учебного батальона до полковника 5-го (Земгальского) латышского стрелкового полка (1915-1917), окончившего к тому же Академию Генерального штаба (1909). Канва его пореволюционной жизнедеятельности еще более поразительна.Уже в октябре 1917 г. он перешел на сторону большевиков, руководил военной операцией по взятию города Валк (Валка), где размещался штаб 12-й армии Северного фронта,руково-дил подавлением мятежа польского корпуса генерала Ю. Довбор-Мусницкого
в Белоруссии (январь 1918 г.) и даже на 10 дней вместе с двумя комиссарами временно возглавил Российскую армию на время поездки верховного главнокомандующего Н.В. Крыленко в Петроград. В апреле 1918 г. он был назначен командиром Латышской дивизии — первого регулярного соединения Красной армии, в которое вошли 8 латышских стрелковых полков, отступивших в феврале 1918 г. под натиском германских войск из Прибалтики в Россию и дислоцированных в разных городах (Москва, Петроград, Бологое, Великие Луки; один полк участвовал в подавлении восстания на Дону). Позднее в состав Латышской дивизии вошли 9-й полк (охрана Смольного и Кремля), Саратовский полк особого назначения и другие подразделения, включая кавалерийские, артиллерийские части и авиационный отряд.
В июле 1918 г. Вацетис руководит подавлением восстания левых эсеров в Москве, чуть позднее, в том же июле 1918 г., назначается командующим Восточным фронтом. А 6-го сентября 1918 г. Вацетис уже главнокомандующий всеми вооруженными силами Советской России, член Революционного Военного Совета Республики. На этом посту он находится до 8 июля 1919 г., когда был арестован по ложному обвинению в измене, через восемь месяцев был освобожден, но — без восстановления в столь высокой должности... В дальнейшем Вацетис выполнял отдельные поручения советского руководства и находился на военно-преподавательской работе.
Имя Юкума Вациетиса (так в латышской транскрипции пишется его фамилия и употребляется его имя Юкумс,а не Иоахим — 1икатв Vacietis) в Латвии хорошо известно. О нем писали латвийские и латышские эмигрантские историки, в частности, В. Берзиньш1, В. Стинкулис2, У. Германис3, В. Штейн4. В 2012 г. на латвийском телевидении был показан документальный фильм о Вациетисе (режиссер — В. Леиня).
Данная монография Н.С. Черушева — первая книга на русском языке, специально посвященная данному герою и написанная, надо сказать, с большой симпатией к нему.Автор широко использовал коллективное издание «История Латвийских стрелков»5 1972 г., сборник документов о главкоме Вацетисе 1978 г.6, мемуары самого героя7 и другие труды, опубликованные на русском языке. Из-за языкового барьера работы латышских историков не взяты во внимание, хотя автор мог бы,по крайней мере, приехать в Ригу и ознакомится с хранящимися в Центральном государственным архиве Латвии манускриптами Вацетиса и посетить его малую родину в Яунлутриньской волости Салдусского края, где со столетия с юбилейного для героя книги 1973 г. по 17 марта 1994 г. находился мемориальный музей Ю. Вацетиса.
Монография насчитывает 13 глав, в ней использованы фотографии главкома (многие из них публикуются впервые), а также фотографии лиц, с которыми он был связан в период Гражданской войны и по преподавательской работе в Военной академии им. М.В. Фрунзе. Среди фотоснимков, богато иллюстрирующих книгу, есть и 13 изображений командиров Красной армии — латышей, внесших большой вклад в строительство армии в 1920-1930-х гг. Автору во многом помог фактический и методический багаж его монографии «1937 год: элита Красной Армии на Голгофе» (2003)8, в которой он исследовал жестокие карательные меры против командных кадров армии и членов их семей.
В первых двух главах своей книги (с. 9-55) Н.С. Черушев рассказывает о детских годах жизни, об учебе Вацетиса в Виленском юнкерском училище и Академии Генерального штаба. Он широко использовал воспоминания Вацетиса, опубликованные в Рижском литературном журнале «Даугава» в 1980 г., но мимо внимания автора прошла автобиографичаская статья героя, опубликованная в 1922 г. в энциклопедическом словаре «Гранат» (т. 41, часть 1) и переизданная в 1989 г.9 в сборнике «Деятели СССР и революционного движения России».
В этой автобиографии Вацетис говорит о том, как его деда местный барон выгнал из его усадьбы, сделал батраком и сменил ему фамилию на «Вациетис». Вациетис по-латышски означает «немец»; для батрака такая фамилия носила издевательский смысл, ведь немцы в Латвии были в основном представителями привилегированных сословий.
Школьные годы в волостной школе, а затем в Кулдигском уездном училище были тяжелыми, но упорство молодого Юкумса, который даже подрабатывал на спичечной фабрике, позволило ему успешно пройти все испытания. Далее шли годы унтер-офицерской службы и учебы в Виленском юнкерском училище и Академии Генерального штаба, о которых весьма подробно рассказывается в книге.
Первую мировую войну Вацетис встретил в 102-м Вятском пехотном полку в должности командира батальона и чине подполковника, был ранен под Варшавой. После создания осенью 1915 г. латышских стрелковых батальонов в составе РИА он ходатайствовал о переводе в латышские части и стал командиром 5-го (Земгальского) батальона, впоследствии полка (см. 3-ю главу).
Со своим полком он участвовал в тяжелых т.н. «рождественских боях» на Рижском участке фронта в декабре 1916 г., в которых латышские полки понесли большие потери. Особенно отличился полк Вацетиса в августе 1917 г., когда немецкое командование ставило целью окружить всю 12-ю русскую армию. В боях у реки Маза Югла полк Вацетиса выдержал натиск целой германской дивизии. За стойкость в бою многие солдаты и офицеры полка были награждены Георгиевскими крестами.
В дни Октябрьского переворота Вацетис перешел на сторону большевиков, был назначен командиром 2-й латышской бригады, а затем телеграммой от 21 ноября 1917 г. главком Н.В. Крыленко назначил его командиром 12-й армии, но вступить в должность он практически не успел (с. 84). Вацетис был отозван в Могилев, где возглавил Полевой штаб при ставке. 17 декабря 1917 г. Верховный главнокомандующий Н.В. Крыленко подписал приказ о формировании Латышского стрелкового корпуса в составе 2 дивизий. Его командиром назначался Ю. Вациетис. Но в январе 1918 г. ему пришлось возглавить борьбу с выступившим против советской власти польским корпусом (глава 4).
Автор подробно рассматривает в своей книге процесс формирования Латышской стрелковой дивизии (глава 5), командиром которой был назначен Ва-цетис, и об участии латышских стрелков в подавлении мятежа левых эсеров в Москве (глава 6). О ликвидации мятежа повествует сам герой (его рассказ полностью приведен в рецензируемой книге (с. 119-138).
Далее следует глава о деятельности Вацетиса на посту главнокомандующего Восточным фронтом, о титанической работе по приведению в порядок 4-й
армии и созданию новых армейских соединений, о драматических боях за Казань,в которых он принимал непосредственное участие с риском для жизни (с. 178-179). Следует отметить, что бывший ранее под его командованием 5-й Земгальский стрелковый полк за оборону Казани был награжден почетным Революционным знаменем. На Восточном фронте были достигнуты первые успехи, но Ю. Вациетиса ждало новое назначение. 6 сентября он был утвержден Главнокомандующим всеми вооруженными силами республики и вошел в состав революционного Военного Совета Республики. Последовавшее затем высокое назначение на должность главкома всеми вооруженными силами РСФСР говорило о большом доверии к нему революционного руководства и признании его больших организаторских способностей.
Советская Россия была превращена в «единый военный лагерь», оборону страны и защиту революции осуществляла Красная армия, которой приходилось сражаться на востоке, юге, западе и севере с белогвардейцами, различными националистическими формированиями и поддерживающими их силами Антанты, США, Японии и Германии. Ставка Вациетиса — полевой штаб находился в Серпухове, откуда осуществлялось оперативное руководство фронтами и армиями, и откуда главком регулярно направлял В.И. Ленину обзоры о военном положении и свои предложения. Под руководством главкома было 4 фронта, 16 армий и 54 дивизии.
Специальная глава в книге посвящена тому короткому периоду его работы на посту командующего армией Советской Латвии (январь-март 1919), совмещая этот пост с должностью Главкома. Здесь под его командованием были его латышские стрелки, отозванные с других фронтов.
Однако главкому пришлось иметь дело не только с внешними врагами. Многие офицеры старой армии, оказавшиеся в Красной армии (и в первую очередь М.Д. Бонч-Бруевич) считали, что он не достоин занимаемого места, завидовали и интриговали. Пришлось иметь дело и с серьезным конфликтом на Южном фронте, где так называемая «царицынская группа» (И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов) отказались подчиняться командующему Южным фронтом П.П. Сытину. Конфликт был улажен с большим трудом. Но наиболее серьезная угроза Вацетису пришла со стороны ВЧК.
Ф.Э. Дзержинский и его ближайшие подчиненные с подозрительностью относились к «военспецам» и склонны были считать, что ряд неудач на фронтах связан с изменой в Полевом штабе, возглавляемым главкомом Вацетисом. Армейские чекисты провели аресты среди ближайших к нему сотрудников штаба и всячески добивались (и частично добились) от арестованных «признаний» в существовании в штабе заговора, более того — причастности к нему Вацетиса. Об этих «признаниях» поставили в известность В.И. Ленина. И хотя в вышедшей в 2009 г. монографии С.С. Войтикова «Троцкий и заговор в Красной ставке»10 вопрос был рассмотрен, автор книги приводит новые материалы в освещении этой сложной темы.
Одновременно с «раскрытием заговора» в Полевом штабе РККА обострились отношения главкома с командованием Восточного фронта (С.С. Каменев, С.И. Гусев). Вациетис уже весной 1919 г. пришел к выводу (позднее полностью подтвердившемуся), что основная угроза Советской России возникла на юге,со
стороны армии А.И. Деникина. Он в мае 1919 г. даже разработал план удара по Деникину через Донбасс.Этот план позднее приписали И.В. Сталину («Сталинский план разгрома Деникина»). При этом с целью экономии сил и резервов он предложил войскам Восточного фронта остановить наступление на Урале. Это решение командование Восточного фронта также сочло «изменническим» и апеллировало к В.И. Ленину.
Сталин и некоторые другие работники предложили Ленину сменить Ва-цетиса на посту главкома. Сталин считал, что смена главкома нанесет удар по Л.Д. Троцкому, воспринимавшемуся в качестве ярого и могущественного противника во внутрипартийной борьбе. Под давлением этих сил Ленин, который до этого поддерживал Вацетиса, был вынужден уступить, и 8 июля 1919 г. он был отстранен с поста главкома и немедленно арестован.
97 дней Вацетис провел в заключении в Лубянской тюрьме ВЧК, отметая все обвинения. Да и сложившаяся военная обстановка на фронтах подтвердила его правоту. 9 октября 1919 г. решением президиума ВЦИК он был освобожден и все обвинения с него сняты, отмечались только его «несдержанность» на допросах и неразборчивость в выборе знакомых. Арестованные по делу «заговора в Полевом штабе» были амнистированы. Сыграло свою роль и то,что порочные практики обхождения со своими высокопоставленными лицами, обвиняемыми во «вредительстве» и «шпионаже», еще не были наработаны: в этом смысле 1919 г. сильно отличался от 1937-1938 гг.
В действующую армию Вацетис не вернулся и был оставлен «для особых поручений». Но определенный уровень доверия политического руководства он не потерял, о чем свидетельствует его командировка в 1923 г. в Германию, где он должен был помочь немецким коммунистам в организации восстания и создании в Германии Красной армии. Вывод Вациетиса по итогам командировки состоял в том, что условий для выполнения этого задания в Германии в то время не было.
Н.С. Черушев выдвигает предположение, что арест Вацитиса нужен был карательным органам (он их называет «компетентные органы») для демонстрации своей власти и являлся своеобразной репетицией разгрома армии в 1937 г. (стр. 325-326). С автором можно согласиться лишь отчасти, так как не следует забывать, что карательные органы всегда находились (в особенности в период диктатуры Сталина) под руководством партии и ее руководства.
Автор в своей работе (глава 12 «Учитель полководцев») подробно останавливается на работе Вацетиса в Академии им. М.В. Фрунзе, где он работал преподавателем и профессором с 1922 по 1937 гг. Бывший главком получил звание командарма 2-го ранга (1935), был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. У слушателей Академии он пользовался заслуженным авторитетом и щедро делился с ними своим боевым опытом.
В Академии он руководил Кафедрой военной истории и опубликовал ряд работ по истории Первой мировой войны, военной психологии и военно-док-тринальным перспективам11. Многие его работы остались в рукописях и ждут своего исследования, особенно по истории Гражданской войны.
Последняя глава книги посвящена аресту бывшего главкома РККА 28 ноября 1937 г. и расстрелу 2 июля 1938 г.
Автор не приводит материалы следственного дела на Вацетиса в 19371938 гг. (а также материалы допросов 1919 г.) Однако в конце книги он представляет вниманию читателя два важных документа Главной военной прокуратуры СССР, расследовавшей повторно «дело Вациетиса». Из этих документов мы видим, что его обвиняли в предательской деятельности в годы Гражданской войны, в связях с немецкой (с 1918 г.) и латвийской (с 1921 г.) разведками, а также в активном участии в руководстве латвийской националистической организации в СССР в 1920-1930-х гг. Была установлена полная вздорность этих обвинений, и он определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 2 марта 1957 г. был посмертно реабилитирован. Вызывает удивление один факт: почему же его не обвинили в связях с Троцким, с которым он тесно сотрудничал в 1918-1919 гг., а позднее в своих работах (оставшихся в рукописях) критиковал...
Следует отметить, что автор провел большую работу над книгой, избежал, увы, не редких ныне ошибок в написании фамилий и географических названий. Однако следует отметить, что в марте 1919 г. проходил 6-й, а не 4-й съезд Компартии Латвии, и Япония захватила Манчжурию не в 1932, а в 1931 году. Следовало бы в книге поместить и карты-схемы Москвы (лето 1918 г.), карты Средней Волги (осень 1918 г.) и Прибалтики на начало 1919 г., для лучшей ориентации читателя. Но судя по практике, картографические замечания могут быть отнесены не только и не столько к автору, сколько — коммерческому издательству.
История латышских стрелков и РККА неразрывно связана с именем Иоа-кима Иоакимовича Вацетиса (Юкума Вациетиса), это составная часть истории как Латвии, так и России. О данной книге автор рецензии написал в журнале Института истории Латвии Латвийского Университета12.Надеюсь,что русский вариант (отличающийся после новых размышлений и прочтений) найдет своего читателя и дойдет до автора книги — Николая Семеновича Черушева.
1 Berzins V. Es iesu pirmais. Riga: «Liesma», 1984. 181 lpp.
2 Stinkulis V. Aizgäja latvietis pasaule tälu...// Latvijas Vesture, 1993, Nr.2, 43.- 46.lpp.
3 Germanis U. Oberst Väcietis und die lettischen Schützen im Weltkrieg und in der Oktoberrevolution. — Stockholm: Almquist/Wiksell., 1974. 336 S.
4 Steins V. Dizais kurzemnieks Jukums Väcietis. — Riga: Zvaigzne ABC, 2010. 175 lpp.
5 История латышских стрелков (1915-1920): пер. с латыш. / АН Латв. ССР. Ин-т истории; ред. Я. П. Крастынь. Рига: Зинатне, 1972. 788 с.
6 Главнокомандующий всеми вооруженными силами Республики И.И. Вацетис. Сборник документов. Рига: Зинатне, 1978. 364 с.
7 Вацетис И.И. Моя жизнь и мои воспоминания // Даугава. 1980. № 2, 3, 4, 5.
8 Черушев Н.С. 1937 год: Элита Красной Армии на голгофе. М.: Вече, 2003. 544 с.
9 Деятели СССР и революционного движения России. Энциклопедический словарь Гранат. М.: Советская энциклопедия, 1989. 832 с.
10 Войтиков С.С. Троцкий и заговор в Красной Ставке. Москва: Вече, 2009. 348 с.
См., например: Вацетис И.И. О военной доктрине будущего. М.: ГИЗ. 1923. 148 с.; Он же. Боевые действия в Восточной Пруссии в июле, августе и начале сентября 1914 г.: стратегический очерк: действия 1 и 2 русских армий и 8 германской армии / Воен. акад. РККА. М., 1923. 104 с. Zagars £. Nikolai S. Cherushev. Vatsietis — Glavkom Respubliki. Moskva: Veche, 2015. 384 s., il. // Latvijas vestures instituta zurnals. 2015. Nr. 3. 196.-201. lpp.
11
12
ЖАГАРС ЭРИК АДОЛЬФОВИЧ — кандидат исторических наук, историк, архивист, археограф, редактор энциклопедий. Латвия.