Научная статья на тему 'Черты романа воспитания в романе Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта»'

Черты романа воспитания в романе Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2481
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОН ФАУЛЗ / РОМАН ВОСПИТАНИЯ / ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ / ВИКТОРИАНСКИЙ РОМАН / FRENCH LIEUTENANT’S WOMAN / JOHN FOWLES / BILDUNGSROMAN / MIKHAIL BAKHTIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шааев Ш. Р.

Рассмотрен роман «Женщина французского лейтенанта» Джона Фаулза как роман воспитания. Дан краткий обзор освоения теории жанра отечественными литературоведами и характеристика английского романа воспитания ХIХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шааев Ш. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE FEATURES OF “THE FRENCH LIEUTENANT’S WOMEN” BY JOHN FOWLES

In the article the novel “French lieutenant’s woman” by the British contemporary writer John Fowles is analyzed in the Bildungsroman context. The transformation of the genre and evolution of the Bildungsroman features including English Bildungsroman of the Victorian age are investigated. The author’s innovative approach to the Bildungsroman is revealed. Fowles used the genre features that show the process of a man’s education in a new epoch obtaining the existential type of consciousness.

Текст научной работы на тему «Черты романа воспитания в романе Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта»»

УДК 821.111

ЧЕРТЫ РОМАНА ВОСПИТАНИЯ В РОМАНЕ ДЖОНА ФАУЛЗА «ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»

© Ш. Р. Шааев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32. Тел: +7 (347) 271 7719. E-mail: shamilshaaev@gmail.com

Рассмотрен роман «Женщина французского лейтенанта» Джона Фаулза как роман воспитания. Дан краткий обзор освоения теории жанра отечественными литературоведами и характеристика английского романа воспитания Х1Х века.

Ключевые слова: Джон Фаулз, роман роман.

Джон Фаулз, стилизуя «Женщину французского лейтенанта» под викторианский роман, использует жанровые черты романа воспитания, которые часто использовали в своих романах такие писатели-викторианцы, как Ч. Диккенс, У. Текке-рей, Дж. Элиот, Т. Гарди.

Формирование и становление романа воспитания происходит в эпоху Просвещения, решающую роль в формировании романа сыграла немецкая классическая и просветительская культура «эпохи Гете». Но в целом этот тип - явление общеевропейской литературы. Он ставит своей главной задачей решение вопросов существования человека в окружающем мире, его целей и смысла бытия в целом.

В отечественном литературоведении большое значение имеют работы М. М. Бахтина, посвященные жанру романа воспитания. На основе этих исследований он разработал классификацию романов воспитания (роман странствий, роман испытания, биографический роман, роман воспитания (становления)). Исследуя разновидности романного жанра, ученый отталкивается от различных трактовок личности главного героя, в частности от динамики его образа. В романе странствий, романе испытаний и биографическом романе герой предстает как «готовый продукт», на протяжении всего романа его характер не меняется, он «постоянная величина в формуле романа, все же прочие величины ... могут быть величинами переменными» [1, с. 195]. По мнению М. М. Бахтина, отличительной особенностью романа воспитания наряду с романом странствования и биографическим романом являются изменчивость образа главного героя, его внутреннее и внешнее становление. Идея становления личности занимает центральное место в структуре романа воспитания. Путь становления, носящий типический повторяющийся характер, отображает переход героя «от юношеского идеализма и мечтательности к зрелой трезвости и практицизму» [2, с. 213]. Происходящие изменения с главным героем носят сюжетное значение: человек предстает как переменная величина, зависящая от внешних

воспитания, жанровые признаки, викторианский

обстоятельств, он «становится вместе с миром, отражает в себе становление самого мира. Он уже не внутри эпохи, а на рубеже двух эпох, в точке перехода от одной к другой». В этом процессе исследователь подчеркивает важность исторического времени «с его необходимостью, с его полнотой, с его будущим, с его глубокой хронотопичностью» [2, с. 213].

К проблеме немецкого романа воспитания обращается Н. Я. Берковский в монографии «Романтизм в Германии» (1973). По мнению ученого, когда европейский роман XVIII - начала XIX в. повествовал о том, «как строятся быт, семья, общественное и личное благополучие», «роман воспитания рассказывал о самом главном: как строится человек, из чего и как возникает его личность» [3, с. 128-129]. Роман воспитания проясняет значительность каждого человеческого лица, явившегося в мир. История личности предстает как история рода, которая «очищается через историю индивидуума, обновляется, юнеет через нее» [3, с. 129]. По мнению исследователя, наивысшего расцвета воспитательный роман достигает в эпоху Просвещения в дилогии Гете о Вильгельме Мейстере.

Английский роман воспитания, как и немецкий, также формируется в эпоху Просвещения, когда плутовской роман постепенно обретает новые черты: «роман о плуте превращается в роман о человеке» [4, с. 28]. Писатели-просветители не столько показывают перипетии и приключения героев, которые из самоцели трансформировались в средства, сколько изображают влияние окружающей среды на его характер и раскрывают его скрытые возможности.

В литературном процессе XIX в. происходит расцвет воспитательного романа. Обратившись сначала к теме растущей преступности и закону о бедных, английские писатели первой половины века подошли к проблеме нравственности и общества, которые необходимо было разрешать. В связи с этим возросла популярность романа воспитания. Главный герой воспитательного романа этого периода - это маленький человек, обладающий душевной чистотой и противосто-

ящий пороку, а его скромный «будничный» героизм, несущий счастье маленькому мирку вокруг него, - прекрасный пример для читателя. «Это повысило роль автора, т.к. он должен был отчетливо показать читателю, что ему следовало одобрять, а что осуждать» [5, с. 6]. Наиболее яркие примеры воспитательного жанра первой половины XIX в. это романы «Дэвид Копперфилд» и «Большие надежды» Дж. Диккенса, а также «Пенденнис» У. Теккерея.

Вторая половина века стала временем «психологического» направления в реализме (Дж. Элиот, Дж. Мередит). Авторы этого направления, обращаясь к роману воспитания, противопоставляли трактовку характеров героев трактовке Диккенса и Теккерея. Также с 60-х гг. наблюдается еще одна новая тенденция в трактовке героя - его поиски приводят к конфликту, а затем разрыву со старым поколением. «Эта тема особенно явственно звучит как одна из первых решительных попыток переоценки моральных ценностей викторианской эпохи, как бунт молодого поколения против навязываемого ему образа мысли и образа жизни отцов» [6, с. 8].

Сюжет классического романа воспитания - это история личности, охватывающая либо всю жизнь героя, либо его молодые годы. Ключевым признаком сюжета является воспитательный процесс. Возникающий между героем и действительностью конфликт является движущей силой развития сюжета. Главный герой - носитель случая, средний человек, содержащий в себе огромный потенциал и возможности. Наряду с этим он еще и герой-правдоискатель, стремящийся к идеалу и определению своей «самости». Часто главного героя сопровождают герои-спутники, герои-учителя, преподносящие ему уроки жизни и открывающие скрытые грани его личности [7, с. 27]. Также характерной чертой романа воспитания является испытание героя любовью. Эволюция героя раскрывается как в бытовом, так и в нравственном значении. В ходе нее реализуются идеологические и социальные противоречия, которые и достигают наивысшего напряжения в развязке романа, когда происходит характерная «смена вех».

Путь становления героя заканчивается тогда, когда он приходит к самоопределению и становится ясно его назначение в жизни. Финал романа воспитания, как правило, дидактичен, итоги воспитания и ученичества обусловлены пройденными этапами жизни.

«Женщина французского лейтенанта» в первую очередь есть роман о переломном этапе викторианской эпохи, и только потом - роман о становлении нового типа личности. Фаулз ищет причины сдвига викторианского мира со своей оси посредством изменения самосознания главного мужского образа. Этой причиной, по его мнению,

оказывается женщина, «воплощенная идея Новой Женщины», обладающая, как выразился сам писатель в «Кротовых норах», экзистенциалистским типом сознания, характерной чертой которого является субъективное переживание человеком своего нахождения в мире и мира в себе. Именно таковой и является Сара. О доминировании женских образов в своих романах Фаулз говорит в эссе «Заметки о неоконченном романе»: «У женских образов моих книг - явная тенденция доминировать над мужскими. Я смотрю на мужчину как на нечто искусственное, в то время как женщина для меня - реальность. Он -воплощение холодной идеи, она - теплой действительности» [8, с. 58]. В связи с этим проблема личной эмансипации трактуется Фаулзом иначе, нежели в викторианской литературе, где путь эмансипации проходит женщина (Дж. Остен). В «Женщине французского лейтенанта» этот путь проходит Чарльз под руководством Сары, которая сохраняет свою личную независимость на протяжении всего действия романа. Подобное положение вещей меняет традиционную воспитательную схему «герой-учитель» на «учитель-герой», устанавливая тем самым первостепенность причины, а не следствия. Это также подтверждается тем фактом, что Фаулз отказывается от традиционного называния романа воспитания, где, как правило, фигурирует имя главного героя. Названием становится синоним падшей женщины, мнимая порочность.

На момент повествования тридцатидвухлетний англичанин Чарльз уже лишился родителей: годовалым ребенком - матери, а в двадцатилетнем возрасте - отца. Подобное сиротство главного героя весьма существенно для романа воспитания. С этим связан его поиск альтернативного образа жизни (поэтому Чарльз много путешествовал в юности) и отсутствие веры героя в ценности семьи (женитьба на Эрнестине представляется ему не любовным союзом, а договором, что, в общем, соответствовало представлениям о браке в XIX столетии). Описывая прошлое героя Фаулз дает ему прямые характеристики, свойственные типу молодого человека, сформировавшегося под влиянием внешних обстоятельств того времени. Как иронично отмечает писатель, «главной отличительной чертой Чарльза была лень» [9, с. 8]. Автор продолжает: «Для Чарльза, так же как для большинства его современников, равных ему по положению в обществе, жизнь шла, безусловно, в темпе адажио». «Но даже барахтаясь в медлительном потоке Викторианской эпохи, Чарльз не превратился в легкомысленного бездельника» [9, с. 22].

Как мы видим, в начале романа Чарльз -продукт своего времени, усредненный типаж молодого человека викторианской аристократии.

Традиционная система общественных взаимоотношений и установок полностью определяет существование героя. Его аристократическое положение, обеспеченное прошлое, настоящее и будущее, образование, религиозные взгляды, научные теории (которые лишь подтверждают порядок, правильность и незыблемость мироустройства), выбор супруги - все обусловлено. Фаулз, таким образом, в начале романа показывает героя, лишенного какой-либо индивидуальности и находящегося в гармонии с внешним миром. Он типичный и почти мертвый, как «ничтожный аммонит, захваченный волной истории и выброшенный навсегда на берег; то, что могло бы жить и развиваться, но превратилось в бесполезное ископаемое» [9, с. 411].

Но Чарльз, согласно традиции воспитательного романа, проходит школу жизни. Причиной этому становится необычное, для викторианской эпохи даже катастрофическое положение, куда помещает своего героя Фаулз. Автор сводит Чарльза с загадочной Сарой, пользующейся репутацией «падшей» женщины.

Отправляясь на поиски окаменелостей в Вэсторский лес Чарльз находит там не только искомые аммониты, но и Сару, ищущею в лесной глуши уединения. «При виде нее он тотчас остановился. Право пройти первой по узкой тропинке принадлежало ей. Но тут она его увидела. Они стояли в нескольких шагах друг от друга, оба явно смущенные...» [9, с. 144]. Мотив дороги проходит через всю историю взаимоотношений между главными героями. Поиски мертвых окаменелостей обернулись находкой живой человеческой натуры. Природа, лес, естественная и внесоциальная среда способствовали зарождению простого человеческого чувства, не обремененного условностями эпохи. Случайная краткая встреча необратимо повлекла за собой остальные. Чарльз не в силах противостоять своим чувствам и просьбам Сары о новых встречах, и вскоре он понимает всю силу рокового влечения к этой необычной женщине: «У Чарльза было такое чувство, словно он шел дорогой, ведущей по равнине, и вдруг очутился на краю пропасти» [9, с. 176].

Первые встречи героев один на один, происходящие на лоне природы, со временем переносятся из Лайм-Риджерса в Эксетер. Чарльз уже по собственной инициативе приезжает к Саре. В номере отеля на фоне горящего камина, символизирующего чувственную страсть, происходит их связь. С каждой новой встречей Сара необратимо уводит Чарльза все дальше и дальше по неизвестной тропе, и если инициатором первых встреч была Сара, то последующих - Чарльз.

Своим появлением Сара обозначает новую веху жизни Чарльза. «В немецком романе воспитания главного героя сопровождают так

называемые герои-спутники, появляющиеся на разных этапах его жизни и способствующие пробуждению или воспитанию той или иной стороны многогранного мира его личности. Второстепенные герои часто ему как бы «преподносят уроки», дают повод для философских размышлений о свершениях и падениях духа» [7, с. 27]. В «Женщине французского лейтенанта» Сара становится единственным героем-спутником, наставником и учителем жизни Чарльза, с той лишь разницей от немецкого варианта, что она не второстепенный, преходящий герой-учитель, а главная причина, толчок, способствующий «очищению» Чарльза от викторианской «накипи».

Чарльз, таким образом, проходит испытание любовью. В сложившемся любовном треугольнике «Сара - Чарльз - Эрнестина» Сара снова берет на себя роль «испытателя». Традиционное противопоставление чистой и порочной любви отсутствует, т.к. Фаулз дает иную трактовку этого вопроса - качественные (противоположные) характеристики любовного чувства воплощены в одном лице - Саре. Притягательная для Чарльза загадочность Сары и вместе с тем ее порочность оказываются своего рода маской, за которой прячется чистая, но по-прежнему загадочная личность.

В сложившемся треугольнике Эрнестина уходит на задний план, Фаулз ставит под вопрос искренность ее отношения к Чарльзу - девушка не знала, во что она была больше влюблена: в Чарльза или будущее замужество.

После любовного испытания, повлекшего за собой кардинальные перемены в мировоззрении Чарльза, возникает конфликт героя с окружающей его викторианской действительностью. Он понимает, что его жизнь проходит бесцельно, бессмысленно и что его жизнь совершенно предопределена до самой смерти. Чарльз под воздействием Сары сокрушает навязанный ему временем образ жизни, за которым стоят «железные истины и косные условности, подавленные эмоции и спасительный юмор, робкая наука и самонадеянная религия, продажная политика и традиционная кастовость» [9, с. 449]. Осознав это ценой позора, Чарльз разрывает помолвку с Эрнестиной и подписывает документ о признании вины.

Становление духовного мира Чарльза проходит в однородной среде, тогда как в традиционном романе воспитания среда обычно сменяется с каждой ступенью развития. В «Женщине французского лейтенанта» Сара стала единственной ступенью на пути становления Чарльза. Из этого следует, что Сара -всеобъемлющая величина и единственная движущая сила в духовном развитии Чарльза, способная вместить в себя главные уроки жизни.

Также в викторианском романе воспитания (у Ч. Диккенса, У. Теккерея) «представлена история жизни молодого человека, который проходит путь своего становления под влиянием социальной среды» [10, с. 19]. Но по короткому рассказу о жизни Чарльза (глава 3) становится ясно, что социальная среда, взрастившая главного героя, была не в состоянии дать ему что-либо, кроме своих ложных догматов, устаревшей системы ценностей и взглядов на жизнь и человека. Фаулз показывает влияние социальной среды на Чарльза, как процесс, тормозящий внутреннее развитие героя. С появлением Сары на жизненном пути у него появляется альтернатива, и Чарльз, выражая восприимчивость к внешним движущим силам, волен сделать свой выбор: внешнее, «викторианское» благополучие с социумом или истинное существование ценой отказа от него. Сара, относящаяся к другой социальной прослойке, разрушает ту гармонию, которая сформировалась между Чарльзом и общественным устройством. Таким образом, героем нарушается традиционное для романа воспитания движение от крайнего индивидуализма к обществу. Но Фаулз не дает читателю однозначного ответа на душевные «скитания» Чарльза. В традиционном романе воспитания одна веха жизни героя сменяется другой, но автор посредством трех финалов предоставляет читателю сделать выбор самостоятельно.

В первом финале, который можно обозначить как «викторианский», Чарльз, женясь на Эрнестине, возвращается к уютному существованию, и вместе они доживают до глубокой старости. При этом ему пришлось заняться коммерческой деятельностью, которая некогда казалась ему совершенно невозможной. Но в этом случае кажется, что уроки Сары оказались не усвоены им, и эволюции внутреннего мира так и не произошло.

Мотив дороги, дальнего странствия четко проходит через второй финал. Чарльз бежит от случившегося скандала, произошедшего в результате свадебной размолвки, и от обыденной, провинциальной жизни Англии. Фаулз кратко показывает скитания Чарльза по Европе и Соединенным Штатам Америки, где поначалу он испытывает скуку и не находит себе утешения. Однако «после нарумяненных щек европейской культуры» [9, с. 536] и «железного и косного порядка, который правит у него на родине» [9, с. 539] молодая американская культура с ее наивностью кажется ему привлекательной, и путешествие в Новый Свет дает (или возвращает) «ему нечто существенное - веру в свободу» [9, с. 539]. В это время в Англии его поверенный ищет Сару. Как только ее след найден, Чарльз возвращается на родину, где в доме Россетти обретает Сару и маленькую дочь.

В третьем, так называемом «экзистенциалистском» финале жизненные пути Чарльза и Сары расходятся. Сара, оказавшись в артистической среде, дорожит обретенным смыслом жизни и отказывается стать спутницей жизни Чарльза, признавая в истории их любви «непоследовательность воплощения замысла». Чарльз, хотя уже далеко не тот самодовольный и невозмутимый викторианский джентльмен, каким был до их встречи, пока не может допустить мысли о том, что женщина способна отказаться от «природного предназначения», то есть создания семьи и рождения детей. Сара чувствует их неравенство на новом этапе развития, она боится, что рано или поздно он посягнет на ее свободу: «Я боюсь не вас. Меня страшит ваша любовь. Я знаю слишком хорошо, что там никаких священных границ не существует» [9, с. 560].

Сара оставляет Чарльза в преддверии окончательного этапа осуществления его душевной метаморфозы, которая должна произойти параллельно метаморфозам, зачатками обозначившимся в викторианском обществе. Примечательно то, что героиня отнюдь не подстраивается под изменяющиеся устои мира, а предвосхищает этот процесс.

Таким образом, каждый из главных героев находится на своем этапе «эмансипации» -возвращения себе собственного содержания, самосознания. Чарльз вынужден продолжить путешествие по жизни в одиночестве: отправиться дальше по реке жизни, «ее таинственных законов, непостижимой тайны выбора» [9, с. 578]. Фактический финал романа лишен традиционной воспитательной дидактики - он открыт. Закрытые финалы викторианской литературы соответствовали царившему ощущению порядка и гармонии, законченной и полноценной схеме. Викторианские герои линии «Диккенс - Теккерей» выходили на тропу добра, обретали цельность и становились полноценными членами общества; линии «Элиот -Гарди» была характерна другая тенденция - их герои, как правило, ломались под гнетом мрачности и ощущения безысходности. Но создавая роман, основанный на экзистенциальных принципах, в заключительной части невозможно было и далее действовать согласно «викторианской схеме». Свое место в жизни Чарльз в итоге так и не нашел, но можно с уверенностью утверждать, что и к прошлой жизни он не вернется. «Ему казалось, что он второй раз родился на свет, хотя все его взрослые свойства, вся память прожитых лет оставались при нем» [9, с. 577]. Финал остается открытым, но совершенно очевидно, что новый этап становления Чарльза - это этап поиска и становления истинного «Чарльза»: «Он обрел наконец частицу веры в себя, обнаружил в себе что-то неповторимое, на чем можно строить...» [9, с. 579].

Фаулз отказывается от навязывания читателю собственной позиции. Загадка Сары так и не была разгадана. Ее и не нужно было разгадывать, Сара нужна для того, чтобы принять ее таковой, какая она есть. И Чарльз, приняв это, отправляется в жизнь, как в свободное плавание «в слепой, соленый, темный океан» [9, с. 579].

Назвать Чарльза героем-искателем истины и собственной самости, т.е. традиционным героем романа воспитания, проблематично в силу его изначальной пассивности по отношению к категориям классическим для рассматриваемого жанра: стремление к идеалу и самоопределению. И хотя эволюция персонажа на протяжении романа лишена ярко выраженной динамики, его внутренний мир претерпевает изменения вопреки социальным условностям. В финале Чарльз сделал шаг по направлению к истинному себе, но основная работа над самим собой, над своей жизнью и гармонией с окружающим миром - это часть будущего, оставшаяся за открытым финалом.

Используемые Фаулзом черты воспитательного романа способствуют более яркому

раскрытию процесса становления человека новой формации, человека с новым типом сознания, который Фаулз обозначил как экзистенциальный. Задачей автора было показать героя как продукт своего времени, установить причины ухода от установленной модели поведения, принятой в данном обществе, и подвести его к новому рубежу собственного сознания, рубежу эпох.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 3: Теория романа (1930-1961 гг.). М., 2012. 880 с.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 445 с.

3. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. 568 с.

4. Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966. 472 с.

5. Клименко Е. И. Английская литература первой половины

XIX в. Л., 1975. 194 с.

6. Влодавская И. А. Английский роман воспитания начала

XX века. Киев, 1983. 180 с.

7. Гайжюнас С. Роман воспитания (Динамика жанровой структуры). Вильнюс, 1984. 160 с.

8. Фаулз Дж. Кротовые норы. М., 2004. 704 с.

9. Фаулз Дж. Женщина французского лейтенанта. М., 2008. 608 с.

10. Осипова Н. В. Роман воспитания в творчестве Диккенса, Теккерея, Гарди. Балашов, 2006. 71 с.

Поступила в редакцию 26.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.