креативных ресурсов человеческого капитала педагогов [4], что обеспечивало и его развитие у учащихся (в том числе посредством подготовки и проведения 20 ежегодных научных конференций школьников). Ибо именно такие компоненты человеческого капитала, как профессиональное самосознание педагогов [3] и рефлексивно-критическое мышление [5], являются мощными интеллектуально-рациональными средствами изучения и разрешения множества неопределенностей, возникающих в различных сложных ситуациях педагогической деятельности в условиях нестабильности развития современного образования.
Литература
1. Дюков В.М., Семенов И.Н. Мастерство и профессионализм воспитателя ДОУ. Учебно-методическое пособие. — М.: Сфера, 2008. — 127 с.
2. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для новой школы. Монография. — Красноярск: Красноярский писатель. 2010. — 320 с.
3. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. C. 58-64.
4. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. Международная коллективная монография / Отв. ред.-сост. академик АПСН И.Н. Семенов, член-корр. АПСН Т.Г. Болдина. — Ногинск: Аналитика Родис, 2011. — 402 с.
5. Семенов И.Н. Развитие рефлексивно-критического мышления в процессе образования // Химия: методика преподавания в школе. 2002. № 6. С. 35—38.
6. Семенов И.Н. Индивидуальность в диалоге с собой: Экзистенциально-рефлексивный подход к индивидуальности // Психология индивидуальности: новые модели и концепции / Науч. ред. академик РАО В.Д. Шадриков и др. — М.: МПСИ, 2009. — С. 285—331.
7. Семенов И.Н. Новые тенденции и перспективы современной рефлексивной психологии развития человеческого капитала // Новые тенденции и перспективы психологической науки / Отв. ред. академик РАН А.Л. Журавлев, член-корр. РАН А.В. Юревич. — М.: ИП РАН, 2019. — C. 510—575.
8. Семенов И.Н., Репецкий Ю.А., Репецкая А.В. Тренинг-практикум «Экзистенциальный опыт осознанности и осмысления»: теоретические основы, возможности и апробация в работе с одаренной молодежью // Мир психологии. 2019. № 1. С. 264—277.
ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ПРОФИЛЬ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Лобанов Александр Павлович (Минск, Республика Беларусь), доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. E-mail: lobanov.ap@outlook.com
Дроздова Наталия Валерьевна (Минск, Республика Беларусь), кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой проектирования образовательных систем, Республиканский институт высшей школы. E-mail: drozdova_33@mail.ru
Аннотация. В статье раскрыто соотношение когнитивного и личностного развития будущих педагогов в контексте их профессионального самоопределения. Установлены взаимосвязи про-фессонально-значимых качеств личности, типа мышления и склонности к типам профессии. Выявлены различия черт личности и профиля мышления студентов-педагогов старших курсов. Обозначены проблемы и перспективы личностно-профессионального развития студентов педагогического университета.
Ключевые слова: профессонально-значимые качества личности, тип мышления, склонность к типу профессии, профессиональное самоопределение, педагогическое образование.
PERSONALITY TRAITS AND THINKING PROFILE STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Lobanov Alexandr Pavlovich (Minsk, Republic of Belarus), Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Age and Pedagogical Psychology, Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank. E-mail: lobanov.ap@outlook.com
Drozdova Natalia Valeryevna (Minsk, Republic of Belarus), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Design of Educational Systems, National Institute for Higher Education. E-mail: drozdova_33@mail.ru
Abstract. The article reveals the relationship of cognitive and personal development of future teachers in the context of their professional self-determination. Relationships have been established between professional qualities of personality, type of thinking and inclination to types of profession. Differences in personality and thinking profile of students-teachers of senior courses were revealed. The problems and prospects of personal and professional development of students of the pedagogical university are outlined.
Keywords: professional-significant personality qualities, type of thinking, tendency to type of profession, professional self-determination, pedagogical education.
Выбор профессии и последующая профессионализация во многом являются фактором стабильности общества, устойчивых семейных отношений, уверенности в себе и адекватной самооценки каждой отдельно взятой личности. Между тем в рейтинге значимых интересов поколения Y категория «профессия» не представлена, а в рейтинге поколения Z она косвенно обозначена в контексте обучения и образования [2]. Три первые рейтинговые места занимают музыка, развлечение и юмор, спорт и здоровый образ жизни. Профессия, видимо, окончательно стала средством существования, а не дескриптором образа жизни.
Е. С. Романова и Б. М. Абушкин, изучая системную социализацию школьников, констатируют, что знания и способности не являются существенным фактором выбора профессии; для них также непривлекательны такие социально-личностные ценности, как «карьера», «материальный достаток» и «возможность самореализации» [8]. Необходимо уточнить, что названные ценности не утратили своего значения для подрастающего поколения, они просто стали рассматриваться вне профессиональной деятельности.
Исходя из задач нашего исследования, остановимся более подробно на проблеме исследования качеств личности специалиста помогающих профессий. В качестве профессионально важных черт личности педагога чаще всего указывают на эмоциональность (А.О. Прохоров, В.П. Трусов), общительность и пластичность поведения (Н.В. Кузьмина), способность понимать обучающихся (Э.А. Гришин, Ф.Н. Гоноболин), эмоциональную стабильность (Ф.М. Юсупов), эмпатию (В.Н. Кознев, А.Э. Штейнмец), наблюдательность (Л.И. Уманский) и т.д. Е.И. Рогов выделяет 15 таких качеств, которые характеризуют четыре типа педагогов: коммуникаторов, организаторов, предметников и интеллигентов [7].
Профессионально-значимые качества личности психолога более вариативны и в то же время более генерализированы. Л.М. Митина предлагает концепцию интегральных характеристик личности (безусловно отражающую личность и педагога, и психолога): взаимообусловленность направленности, компетентности и гибкости [4]. В исследовании черт личности педагогов в связи с их профессиональной мобильностью, выполненном Е.И. Го-ранской, установлено, что профессионально стабильные и горизонтально мобильные педагоги отличаются выраженной пассивностью, а вертикально мобильные — уверенностью [3].
Цель данного исследования заключается в определении соотношения профессиональных черт личности, склонности к типам профессий и профиля мышления как совокупности его базовых и комплексных видов у будущих специалистов одной из помогающих профессий.
В нашем исследовании приняли участие 162 студента, обучающихся на факультете социально-педагогических технологий (ФСПТ) Белорусского государственного
педагогического университета имени Максима Танка (БГПУ), из них 87 студентов третьего и 75 студентов четвертого курсов. Способ проведения исследования — групповой (тестирование проводилось непосредственно на лекционных и практических занятиях). В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики:
«Личностный тест» (ЛТ) Дж. Баррета, «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова и методика «Профиль мышления и креативности» (ПМ) Дж. Брунера.
Тест Дж. Баррета позволяет определить восемь профессионально важных качеств личности (доминирующих характеристик в терминологии автора). Качества личности образуют два параметра, которые указывают на взаимоотношения с окружающими (индивидуализм или общительность, уверенность или пассивность), и два фактора, связанных со способами решения задач (ориентация на воображение или факты; спонтанность или осмотрительность). Доминирование полюсов названных выше конструктов является основанием для типологии респондентов. Тест дифференцирует 16 личностных типов и конкретизирует их на примере 507 профессий и специальностей [1].
Опросник Е.А. Климова предназначен для определения осознанной склонности респондентов к одному из пяти типов профессий: «человек — человек» (Ч), «человек — техника» (Т), «человек — природа» (П), «человек — знаковая система» (З) и «человек — художественный образ» (Х). При этом основанием типологии профессий выступает объект трудовой деятельности [6].
Методика Дж. Брунера диагностирует четыре базовых вида мышления (предметное, образное, знаковое, символическое) и три пары его комплексных видов: практическое (предметное плюс образное) и теоретическое (знаковое плюс символическое); художественное (образное плюс знаковое) и операторное (предметное плюс символическое); гуманитарное (предметное плюс знаковое) и техническое (образное плюс символическое) [5].
В результате проведенного исследования можно констатировать, что студенты педагогического вуза вне зависимости от курса обучения соответствуют типу «Преподаватель»: у них наиболее выражены такие черты, как ориентация на воображение (37,15 и 35,47), осмотрительность (33,40 и 32,53), уверенность (32,85 и 32,08) и общительность (31,49 и 30,39). При этом необходимо принимать во внимание тот факт, что студенты третьего курса выше оценивают качества личности, необходимые для их профессионального становления, чем студенты четвертого курса. Только показатель ориентации на факты выше у четверокурсников (таблица 1).
Таблица 1 — Показатели выраженности черт личности студентов
Черты личности 3 курс 4 курс В целом по выборке
т т т Мах Мт 8
Индивидуализм 27,78 26,72 27,29 50 14 6,79
Общительность 31,49 30,39 30,98 45 16 5,62
Уверенность 32,85 32,08 32,49 49 16 6,29
Пассивность 25,07 25,03 25,04 39 7 6,02
Ориентация на воображение 37,15 35,47 36,37 49 20 6,02
Ориентация на факты 25,13 26,25 25,64 41 12 6,07
Спонтанность 31,03 29,91 30,51 43 16 5,76
Осмотрительность 33,40 32,53 33,00 47 17 5,39
В целом по выборке будущих педагогов встречаются 13 из 16 личностных типов. 72 % приходится на четыре типа: преподаватель (31 %), борец (21 %), дизайнер (11 %) и специалист (9 %). Типы «преподаватель» и «борец» отличаются только фактором решения задач: у преподавателя доминирует осознанность, а у борца — спонтанность. Типы «специалист» «дизайнер» имеют три одинаково значимых показателя (ориентация на воображение, индивидуализм и осмотрительность) и отличаются, соответственно, доминированием, пассивностью и уверенностью. В то же время среди 162 студентов нет «завершителей» (ОПФОсм), «исполнителей» (ИПФСп) и, что наиболее прискорбно, «исследователей» (ИПФОсм) — типов, в структуре которых присутствует ориентация на факты.
Опросник Е.А. Климова позволяет генерализировать общую склонность студентов к профессиональному самоопределению (таблица 2). Два типа профессий («человек — человек» и «человек — художественный образ») имеют позитивную оценку, и три типа отличаются негативным отношением. При этом профессия типа «человек — художественный образ» (7,06) более привлекательна для студентов, чем «человек — человек» (5,86).
Таблица 2 — Показатели склонности студентов к типу профессии
Тип профессии т Мах Мт а
человек — человек 5,86 20 -14 5,02
человек — техника -4,04 10 -20 4,69
человек — природа -1,27 17 -21 5,58
человек —знаковая система -4,06 14 -20 5,42
человек — художественный образ 7,06 24 -6 6,05
Наименее привлекательными типами профессий для студентов педагогического вуза являются «человек — знаковая система» (—4,06), «человек — техника» (—4,04) и «человек — природа» (—1,27). Такой характер оценивания в целом согласуется с практико-ориенти-рованной направленностью помогающей профессии и сниженным интересом к ориентации на факты.
Согласно тесту Дж. Брунера, студенты обладают скорее знаковым (10,51) и образным (9,01), чем символическим (8,55) и предметным (7,64) мышлением, а также явной претензией на креативность (9,35) (таблица 3). Преобладание знакового мышления — характерный критерий гуманитария.
Таблица 3 — Профиль мышления и креативности студентов
Профиль мышления т Мах Мт а
Предметное мышление 7,64 13 1 8,49
Символическое мышление 8,55 15 1 3,22
Знаковое мышление 10,51 15 3 2,78
Образное мышление 9,01 14 2 2,51
Креативность 9,35 14 3 2,02
Если принимать во внимание комплексные виды мышления респондентов, то для них характерно доминирование гуманитарного (18,15) мышления над техническим (17,56); художественного (19,52) над оперантным (16,19) и, что неожиданно, теоретического (19,06) над практическим (16,65). Такое соотношение теоретического и практического мышления, видимо, можно объяснить тем, что уровень теоретических знаний студенты склонны оценивать выше уровня своей практической подготовки.
В результате корреляционного анализа (по Пирсону) установлено, что привлекательность профессии типа «человек — человек» положительно коррелирует с профессией типа «человек — художественный образ» (г=0,18; р<0,05) и отрицательно с профессией типа
«человек — техника» (г=—0,17; p<0,05), которая, в свою очередь, взаимосвязана с оценкой привлекательности профессии типа «человек — знаковая система» (г=0,26; p<0,05).
Три вида базового мышления, согласно методике Дж. Брунера, взаимосвязаны с типом профессии и личностными чертами. Так, символическое мышление респондентов коррелирует с показателями профессий типа «человек — художественный образ» (г=0,23; p<0,05), предметное мышление — с ориентацией на воображение (г=0,16; p<0,05), а знаковое мышление — с индивидуализмом (г=—0,20; p<0,05).
Различия по заявленным выше переменным между студентами третьего и четвертого курсов мы определяли при помощи U-критерия Манна-Уитни. Различия оказались статистически значимыми по степени выраженности символического (U=977; p<0,01) и образного (U=1313; p<0,01) мышления. Символическое мышление выше у студентов третьего курса, а образное, напротив, у четверокурсников.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие предварительные выводы:
1. Характерной личностной чертой студентов третьего и четвертого курсов, будущих специалистов помогающих профессий, является ориентация на воображение, эмоциональная чувствительность и склонность к интуиции. У них доминирует тип «Преподаватель» (ОУВОсм).
2. Студенты наиболее высоко оценивают профессии типа «человек — художественный образ» и «человек — человек», что соответствует гуманитарному образованию, а доминирование знакового мышления говорит об их гуманитарном складе ума.
3. Установлено, что привлекательность профессий типа «человек — человек» положительно коррелирует с профессиями «человек — художественный образ» и отрицательно — с профессиями «человек — техника». В то же время символическое мышление респондентов взаимосвязано с показателями профессий типа «человек — художественный образ», предметное мышление — с ориентацией на воображение, а знаковое мышление — с индивидуализмом.
4. Динамика развития структурных компонентов профиля мышления студентов имеет более сложный, нелинейный характер. Так, символическое мышление выше у студентов третьего курса; образное мышление — напротив, у студентов четвертого курса. Возможно, это связано с образовательным процессом гуманитарного вуза и профессионализацией будущих специалистов.
Полученные результаты представляют непосредственный теоретический и практический интерес с точки зрения соотношения когнитивного и личностного развития будущих специалистов и их профессионального самоопределения. В то же время необходимо осознавать, что речь идет об имплицитных теориях личности и перспективными являются исследования, которые позволят соотнести имплицитные и эксплицитные показатели становления личности профессионала.
Литература
1. Баррет Дж. Протестируйте себя. — СПб.: Питер, 2003. — 254 с.
2. Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Soft Skills для цифрового поколения: учебно-методическое пособие. - Минск: РИВШ, 2021. - 152 с.
3. Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Профессиональная компетентность и мобильность специалистов. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2018. - 97 с.
4. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.
5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / В. Д. Балин [и др.] / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
6. Реан А.А. Психология изучения личности. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. — 288 с.
7. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М.: Владос, 1998. — 496 с.
8. Романова Е.С., Абушкин Б.М. Психологическое здоровье как фактор системной социализации школьников // Системная психология и социология. 2015. № 1. С. 5—13.
РИСКОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Федотенко Инна Леонидовна (Тула, Россия), доктор педагогических наук, профессор, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого». E-mail: innafedotenko@mail.ru
Югфельд Ирина Александровна (Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет. E-mail:yugfeld@1311.ort.ru
Аннотация. Авторы убеждают в необходимости использовать знание рискологии для подготовки студентов к профессиональной деятельности в инклюзивном пространстве. В ситуации инклюзии увеличивается число потенциальных опасностей, и выпускник университета должен иметь представление о типологии рисков, о процедуре принятия решения, об обоснованности и надежности прогноза. Необходимая информация была включена в контент лекционных и практических занятий по психологии, конфликтологии, элективным курсам. Были разработаны проектные и исследовательские задания по педагогической практике, ориентированные на получение студентами опыта учета дидактических и воспитательных рисков в образовательной среде.
Ключевые слова: готовность, инклюзия, рискология, типология рисков, бакалавры образования, педагогическая практика.
RISKOLOGY AS THE BASIS FOR PREPARING BACHELORS OF EDUCATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN AN INCLUSIVE SPACE
Fedotenko Inna Leonidovna (Tula, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy. E-mail: innafedotenko@mail.ru
Yugfeld Irina Aleksandrovna (Moscow, Russia), Candidat of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow City Pedagogical University. E-mail: yugfeld@1311.ort.ru
Abstract. The authors are convinced of the need to use knowledge of riskology to prepare students for professional activities in an inclusive space. In a situation of inclusion, the number of potential dangers increases, and a university graduate must have an idea of the typology of risks, the procedure for making a decision, and the validity and reliability of the forecast. The necessary information was included in the content of lectures and practical classes on psychology, conflict management, elective courses. Project and research assignments for pedagogical practice were developed, aimed at obtaining students' experience in taking into account didactic and educational risks in the educational environment.
Keywords: readiness, inclusion, riskology, typology of risks, bachelors of education, teaching practice.
Для психолого-педагогического сообщества, врачей, родителей учащихся совершенно очевиден постоянный рост числа школьников с физическими или психическими проблемами. Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии, которые нуждаются в создании специальных условий для получения образования.
В образовательных организациях Тульского региона сегодня практически каждый класс представляет собой гетерогенное образовательное пространство, включающее детей разных социальных слоев, национальностей, конфессий, школьников-инофонов, одаренных детей и учащихся с проблемами физического или психического здоровья.