ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОНКОЛОГИЯ
27
левых препаратов, за основу которых взята панель классических методик нейрофармакологического скрининга нейро- и психотропных препаратов. ТФ и «ТФ + АК» вводили животным внутривенно однократно в ЛД50(ТФ-100мг/кг; «ТФ + АК»-ТФ- 50 мг/кг + АК-110 мг/кг) и в дозах, равных 1/2 МПД (ТФ -40 мг/кг; «ТФ + АК» - ТФ 20 мг/кг + АК- 44 мг/кг). Контрольным животным давали АК и изотонический раствор хлористого натрия. Статистическую обработку полученных результатов проводили по критерию и Уилкоксона-Манна-Уитни при Р<0,01 и Р<0,05.
Результаты. ТФ и «ТФ+АК» снижают эмоциональные реакции животных и их агрессивность, оказывают существенное угнетающее дозозависимое влияние в тесте «открытое поле» на горизонтальную и вертикальную двигательную активность мышей (до адинамии) без нарушения исследовательской активности. ТФ и «ТФ + АІС» не изменяют «ориентировочного рефлекса» животных, но проявляют тенденцию к снижению у животных
мышечного тонуса в тестах «горизонтальная проволока» («рефлекс подтягивания») и «удерживание на перевернутой сетке». ТФ и «ТФ+АК» усиливают эффект барбитуратов, пролонгируя и потенцируя барбитуратовый сон животных =в10 раз. ТФ и «ТФ+АК» не изменяют судорожной активности животных при провокации судорог мышей коразолом; вызывают каталептогенное действие; влияют на оборонительную реакцию мтчттпей. снижая ее при болевом раздражении корня хвоста; вызывают дозозависимую гипотермическую реакцию, снижая температуру тела на 1 -4 °С; в дозах, равных 1А МПД. нарушают «норковый» рефлекс, в связи с чем выработка и воспроизведение условно-рефлекторной реакции пассивного избегания (УРПИ) невозможны. АК подобных нарушений не вызывает и на воспроизведение УРПИ после его выработки не влияет.
Выводы. ТФ и «ТФ + АК» проявляют признаки «острой» нейротоксичности, оказывая угнетающее действие на ЦНС.
ЧЕРНОМОРСКИЕ ОРГАНИЗМЫ-ИСТОЧНИК ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫХ ПРЕПАРАТОВ
М.В. Нехорошее1, А.А. Рееина2, Г.Н. Апрышко3 1Институт биологии южных морей НАН Украины, Севастополь
2НИИ электрохимии РАН, Москва 3ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, Москва
Противоопухолевая активность препаратов из морских организмов известна давно. Использование их развивается в 2 направлениях: выделение активного начала с разработкой на его основе лекарственного средства и приготовление пищевых добавок сложного состава, стимулирующих противоопухолевый иммунитет.
Реальный источник комплекса разнообразных препаратов, на основе которых могут быть разработаны как лекарственные средства, так и пищевые добавки, стимулирующие противоопухолевый иммунитет, - наиболее массовые моллюски Черного моря мидии МуШш galloprovincialis, выращиваемые в виде марикульту-ры. Из липидных экстрактов гонад черноморских мидий выделена нетоксичная высокоактивная фракция, тормозящая рост экспериментальных солидных опухолей мышей на 42-76 % и не проявляющая цитоток-сической активности в культуре опухолевых клеток. Очевидно, противоопухолевый эффект этой фракции опосредован иммуномодулирующим действием. Суммарный выход противоопухолевой фракции составляет 15 % общего сырого веса гонад. Исследования ее методами электронного парамагнитного резонанса, электрохимии в неводных средах и жидкостной хроматографии высокого давления показали, что она обогащена биоантиоксидантами (витамин Е и его произ-
водные). Противоопухолевой активностью обладает также полисахарид с примесью белка, выделяемый из водного экстракта ткани мидий.
Другим перспективным источником противоопухолевых препаратов могут стать черноморские водоросли, естественные запасы которых весьма значительны: биомасса бурой водоросли цистозиры у Крымских берегов составляет около 600 тыс тонн. По составу цистозира похожа на ламинарию, применяемую в качестве пищевой добавки в комплексном лечении онкологических больных. Из этой водоросли с высоким выходом получен каротиноид фукоксантин, обладающий высокой биологической активностью, в том числе антиоксидантной и противоопухолевой.
Во многих черноморских водорослях содержатся цитотоксические вещества, аналогичные уже известным, выделенным из макрофитов, произрастающих у берегов Японии, например, скваленовые тритерпе-ноиды из морской красной водоросли Laurencia obtusa, дитерпеноиды из Dictyota dichotoma. Потенциальным сырьем для противоопухолевых препаратов могут быть водоросли Черного моря Ulva sp., Enteromorpha sp., Zostera marina, при введении которых в рацион мышей с опухолями наблюдается значимый противоопухолевый эффект.
№2/томЗ/2004
РОССИЙСКИЙ БИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ