Научная статья на тему 'ЧЕРНО-БЕЛЫЕ УЖАСЫ: АМЕРИКАНСКАЯ ГОТИКА. РЕЦЕНЗИЯ. (LENNHARDT C. SAVAGE HORRORS. THE INTRINSIC RACIALITY OF THE AMERICAN GOTHIC. BIELEFELD: TRANSCRIPT, 2020. 286 P.)'

ЧЕРНО-БЕЛЫЕ УЖАСЫ: АМЕРИКАНСКАЯ ГОТИКА. РЕЦЕНЗИЯ. (LENNHARDT C. SAVAGE HORRORS. THE INTRINSIC RACIALITY OF THE AMERICAN GOTHIC. BIELEFELD: TRANSCRIPT, 2020. 286 P.) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ ГОТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ГОТЕМА / РАСИАЛИЗАЦИЯ / ГОТИЧЕСКИЙ ДРУГОЙ / АБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скисова Альбина Владимировна

Рецензия посвящена монографии Коринны Ленхардт (род. 1982 г.) «Дикие ужасы: расиализирующая сущность американской готики» (2020). В сфере научных интересов автора-американиста - проблемы расы, этноса, гендера, жанра и истории литературы. Фокус исследования направлен прежде всего на американскую готическую литературу. Ленхардт постулирует изначально присущую всей готической литературе расиализацию, предлагает концепт «готема» и утверждает, что литературная готика основана на уникальной бинарной оппозиции «дикий злодей / цивилизованный герой», доказывая данный тезис на материале рассматриваемых произведений. Исследовательница обращает внимание читателя на то, как готическая расиализация в течение долгого времени оказывала разрушительное влияние на культурный дискурс в США, а также на то, как афроамериканские писатели сопротивлялись сложившемуся положению вещей в готической литературе. В монографии последовательно анализируются произведения ранней британской готики, а также белой и афроамериканской готики с XVIII в. по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLACK AND WHITE HORRORS: AMERICAN GOTHIC (LENNHARDT, CORINNA. SAVAGE HORRORS. THE INTRINSIC RACIALITY OF THE AMERICAN GOTHIC. BIELEFELD: TRANSCRIPT, 2020. 286 P.)

The monograph by Corinna Lenhardt (b. 1982) Savage Horrors: The Intrinsic Raciality of the American Gothic (2020) studies the problems of race, ethnicity, gender, genre and history of literature. The research is focused primarily on the American Gothic literature. Corinna Lenhardt argues that racialization is intrinsic and natural for all Gothic literature. The researcher also introduces the concept of gotheme and argues that literary Gothic is based on the unique binary opposition "savage villain / civil hero", proving this thesis on the material of the analyzed Gothic novels. The author highlights a long and destructive impact of Gothic racialization on cultural discourse in the United States, as well as Afro-American resistance to the status quo in the American Gothic literature. Corinna Lenhardt thoroughly studies early British Gothic novels, as well as WASP and African-American Gothic literature from the XVIII century to the present time.

Текст научной работы на тему «ЧЕРНО-БЕЛЫЕ УЖАСЫ: АМЕРИКАНСКАЯ ГОТИКА. РЕЦЕНЗИЯ. (LENNHARDT C. SAVAGE HORRORS. THE INTRINSIC RACIALITY OF THE AMERICAN GOTHIC. BIELEFELD: TRANSCRIPT, 2020. 286 P.)»

Литература двух Америк. 2022. № 13.

Рецензия на книгу https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-409-417 https://elibrary.ru/SAUVKV УДК 82.091

Literature of the Americas, no. 13 (2022)

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

Альбина СКИСОВА

ЧЕРНО-БЕЛЫЕ УЖАСЫ: АМЕРИКАНСКАЯ ГОТИКА (Lennhardt C. Savage Horrors. The Intrinsic Raciality of the American Gothic. Bielefeld: Transcript, 2020. 286 p.)

Аннотация: Рецензия посвящена монографии Коринны Ленхардт (род. 1982 г.) «Дикие ужасы: расиализирующая сущность американской готики» (2020). В сфере научных интересов автора-американиста — проблемы расы, этноса, гендера, жанра и истории литературы. Фокус исследования направлен прежде всего на американскую готическую литературу. Ленхардт постулирует изначально присущую всей готической литературе расиализацию, предлагает концепт «готема» и утверждает, что литературная готика основана на уникальной бинарной оппозиции «дикий злодей / цивилизованный герой», доказывая данный тезис на материале рассматриваемых произведений. Исследовательница обращает внимание читателя на то, как готическая расиа-лизация в течение долгого времени оказывала разрушительное влияние на культурный дискурс в США, а также на то, как афроамериканские писатели сопротивлялись сложившемуся положению вещей в готической литературе. В монографии последовательно анализируются произведения ранней британской готики, а также белой и афроамериканской готики с XVIII в. по настоящее время.

Ключевые слова: американская готическая литература, готема, расиализация, готический Другой, абъект.

Информация об авторе: Альбина Владимировна Скисова, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская набережная, д. 7/9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия. OCRID ID: https://orcid.org/0000-0002-2394-590X. E-mail: algrid_vanadis@mail.ru.

Для цитирования: Скисова А.В. Черно-белые ужасы: американская готика // Литература двух Америк. 2022. №№ 13. С. 409-417. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-409-417

Literatura dvukh Amerik, no. 13 (2022)

Literature of the Americas, no. 13 (2022)

Book Reviev

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-409-417

https://elibrary.ru/SAUVKV

UDC 82.091

Albina SKISOVA

BLACK AND WHITE HORRORS: AMERICAN GOTHIC (Lennhardt, Corinna. Savage Horrors. The Intrinsic Raciality of the American Gothic. Bielefeld: Transcript, 2020. 286 p.)

Abstract: The monograph by Corinna Lenhardt (b. 1982) Savage Horrors: The Intrinsic Raciality of the American Gothic (2020) studies the problems of race, ethnicity, gender, genre and history of literature. The research is focused primarily on the American Gothic literature. Corinna Lenhardt argues that racialization is intrinsic and natural for all Gothic literature. The researcher also introduces the concept of gotheme and argues that literary Gothic is based on the unique binary opposition "savage villain / civil hero", proving this thesis on the material of the analyzed Gothic novels. The author highlights a long and destructive impact of Gothic racialization on cultural discourse in the United States, as well as Afro-American resistance to the status quo in the American Gothic literature. Corinna Lenhardt thoroughly studies early British Gothic novels, as well as WASP and African-American Gothic literature from the XVIII century to the present time.

Keywords: American Gothic literature, gotheme, racialization, the Other, abject.

Information about the author: Albina V. Skisova, PhD Candidate, Saint-Petersburg State University, University Embankment 7/9, 199034 St. Petersburg, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2394-590X. E-mail: algrid_vanadis@mail.ru.

For citation: Skisova, Albina. "Black and White Horrors: American Gothic." Literature of the Americas, no. 13 (2022): 409-417. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-409-417

öfiiui if flhüdt

SAVAGE

HORRORS

Thf rnln-ntk |ti(jjl.1r «I Itf AmffiLinteLhic

Книга Коринны Ленхардт «Дикие ужасы: расиализирующая сущность американской готики» (2020) написана в традициях куль-туральных исследований (cultural studies). В сфере обширных научных интересов автора-американиста находятся этнические и расовые, преимущественно афроамериканские, проблемы, равно как и вопросы гендера, жанра и не в последнюю очередь истории литературы.

Начиная разговор о расе, Ленхардт обращается к полотну афроамериканского художника-концептуалиста Гленна Лайгона «Эскиз к Франкенштейну № 1» ("Study for Frankenstein no 1", 1992), на котором четырехкратно воспроизведена цитата из романа Мери Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей»: "Sometimes I wished to express my sensations in my own mode, but the uncouth and inarticulate sounds which broke from me frightened me into silence again"1. Подобно Лайгону, Ленхардт убеждена, что главная тема готического романа Шелли — не просто инаковость как таковая, а расиализированная инаковость, говоря о которой Ленхардт опирается на термин авторитетного исследователя в области готики Роберта Майлза. В работе «Расизм» он определил расиализацию как «репрезентативный процесс категоризации, процесс определения Другого соматически» [Miles 1989: 75]. Идеи Майлза получили развитие в книге Джудит Халберстам «Тело монстра: готический ужас и технология создания чудовищ» [Halberstam 1995], где предметом изучения стала особая инаковость готических образов, показанная посредством расы, класса, гендера и сексуальности. Говард Малчоу в работе «Готический образ расы в Британии девятнадцатого века» исследует расиализованные готические образы в контексте европейского национализма и империализма [Malchow 1996]2.

1 «Я хотел по-своему выразить волновавшие меня чувства, но издаваемые мной резкие и дикие звуки пугали меня, и я умолкал». Пер. З. Александровой.

2 См. также исследования «Готический Другой: расовые и социальные конструкции в художественном воображении» [Gothic Other 2004], «Готическое

В сущности, главный тезис Ленхардт может быть сведен к следующему: дискурс расы изначально присутствует во всей готической литературе с момента ее зарождения в Англии XVIII в. Буквально с первой до последней страницы автор щедро подкрепляет данный тезис многочисленными доказательствами, упрямо полемизируя с теми, кто придерживается более традиционных взглядов на литературную готику. То, что любое проявление готического изначально расиализо-вано, иначе говоря, то, что любая готизированная инаковость имеет расовый смысл, для Ленхардт аксиоматично.

Обширный круг текстов, с которыми работает автор, на наш взгляд, все же недостаточен для безапелляционного вывода об изначально расиализованной сущности не только американской готики, но и готической литературы в целом. Вполне естественно, что, сфокусировавшись на проблеме расы, автор уделяет основное внимание афроамериканской готике. Однако и белая готика Северной Америки3 так же тщательно изучается с позиций расовой теории и гендерных исследований. При этом Ленхардт отнюдь не пренебрегает исследованием исторических и социополитических контекстов, в которых создавались рассматриваемые тексты.

В круг отобранных ею «белых» текстов вошли значительные произведения ранней, романтической и викторианской британской готики: «Замок Отранто» Хораса Уолпола, «Монах» Мэтью Грегори Льюиса, «Мельмот-скиталец» Чарльза Мэтьюрина, «Дракула» Брэма Стокера. Британский зачин служит отправным пунктом для путешествия по американским готическим романам, равно как и по произведениям, которые, с нашей точки зрения, готическими не являются («Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу, «Последний из могикан» Фенимора Купера, «Тайны и несчастья Нью-Йорка» Неда Бантлайна, «Наследие» Луизы Мэй Олкотт, «Алая буква» Натаниэля Готорна). В фокус исследования попадают небезызвестные «Сумерки» Стефани Майер — сага, которую большинство исследователей относит к жанру фэнтези, «Вампирские хроники» Энн Райс, романы Стивена Кинга, Майкла Ромки, Джона Лэнгана.

Самый ценный раздел монографии посвящен афроамерикан-ским текстам, написанным с конца XVIII в. по настоящее время.

видение. Три века ужаса и страха» Дани Кавалларо [Cavallaro 2002], «Империя и готика: политика жанра» [Empire and the Gothic 2003] и др.

3 Автор пользуется термином WASP American Gothic, но мы для удобства будем называть это явление белой готикой.

Ленхардт утверждает, что текст афроамериканца Олауды Эквиано «Любопытный рассказ о жизни Олауды Эквиано, или Густавуса Вассы, африканца» (1789), своего рода прототип невольничьего повествования, следует считать первым американским готическим произведением.

На каком основании построен отбор текстов и теоретическая рамка исследования Ленхардт? Она вводит в научный оборот остроумный неологизм — «готема», очевидно, отсылающий нас к «мифеме» Клода Леви-Стросса. Готема концептуализирована ею в качестве некой инвариантной бинарной оппозиции, свойственной готике как писательской стратегии. Монография «Дикие ужасы» выстроена вокруг центральной готемы «дикий злодей / цивилизованный герой». Если в классической британской готике XVIII и начала XIX вв. злодей — европеец, чьи поступки могут квалифицироваться как «дикие» (дикарские), то в американской готике злодей — это дикарь, представитель чужой расы, а цивилизованный герой — это британец или белый американец, соответственно. Согласно концепции Ленхардт, готическая литература, в особенности американская, неизменно опирается на данную инвариантную расиализирующую готему. Готика как литературная стратегия, таким образом, стоит на «трех китах»: на готеме, на реитерации (воспроизведении уже существующего текста в новом контексте) и на создании абъекта [Кристева 2003: 36-67], Другого.

Ленхардт сочла необходимым подробно остановиться на истории возникновения термина «готический», отведя немало страниц на рассуждения об этимологии и функционировании понятия, для чего обращается к трудам Тацита и Юлия Цезаря, в которых говорится о древнегерманском племени «готы». Разумеется, не забыты ею и авторитетные штудии по готистике Дэвида Пантера и Гленнис Байрон [Punter, Byron 2004], Фреда Боттинга [Botting 2012] и пр. В них так или иначе рассматривается поэтапная политизация понятия «гот»: «готом» мог быть пренебрежительно назван как невежественный варвар, разрушитель классической цивилизации, так и охарактеризован мудрый британский парламентарий, гордо считающий себя потомком древнего племени.

Ранние готические тексты, как полагает Ленхардт, изображали злодеев агентами враждебной, как правило, католической культуры. Удивительно, однако, что автор пренебрегает фактами, лежащими на поверхности. Например, все до единого герои (и злодеи, и жертвы) «Замка Отранто» — итальянцы. А в «Старом английском бароне»

Клары Рив все действующие лица — англичане. Следовательно, о культурном противостоянии своего и чужого здесь говорить не приходится.

Сместив фокус исследования с ранней британской готики на американскую, Ленхардт обретает более твердую почву под ногами. Как же функционирует готема «дикарь-злодей / цивилизованный герой» в принципиально иных условиях? Ранние «готические» писатели Америки, такие как Чарльз Брокден Браун, Фенимор Купер и Эдгар Аллан По, утверждает Ленхардт, попросту заимствовали британскую готему и адаптировали ее к американским реалиям. Вместе с тем, американские авторы ввели дополнительного персонажа — псевдо-злодея (mocking villain), представлявшего собой пародию на стереотипизированного британского негодяя, который в итоге оказывается куда менее опасным по сравнению с реальным американским злом. Эта фигура используется преимущественно для того, чтобы оттенить истинный источник зла — бескрайние дикие территории, населенные опасными аборигенами. Изначально злодей ранней американской готики — это краснокожий, а впоследствии — чернокожий. Рассуждая о специфике североамериканского рабовладения, Ленхардт неизменно обнаруживает готему в многочисленных расово окрашенных повествованиях.

Перейдя к обзору современной белой американской готики, исследовательница особенно подробно останавливается на романах «Свампландия!» (2011) Карен Рассел и «Девочка, которая любила Тома Гордона» (1999) Стивена Кинга. Роман Кинга представляется странным выбором. По сюжету девятилетняя белая девочка теряется в страшном лесу. Кинг мастерски конструирует картину ужасающей и отвратительной черноты, пугая маленькую героиню и читателей богатым ассортиментом суггестивных образов, например, черной змеей и медведем гризли. Вывод, сделанный Ленхардт, парадоксален, хотя и не удивителен в свете предшествующей аргументации: налицо готема, в которой «черный-черный человек» присутствует... имплицитно. Тот факт, что в финале девочку выводит из черного леса на свет божий не кто иной, как белый американец, должен недвусмысленно прочитываться как расиализирующее художественное высказывание, что, на наш взгляд, совершенно необоснованно.

Последний раздел монографии посвящен скрупулезному анализу афроамериканских текстов и ответу на вопросы: действительно ли вся американская готика — белая и черная — основана на расовом

противостоянии, и может ли готема «дикий злодей / цивилизованный герой» воспроизводиться вне расового нарратива? И, наконец, правомерно ли использование зонтичного термина «американская готика», иными словами, следует ли всякий раз уточнять, какая именно ее разновидность имеется в виду?

Данный раздел открывает анализ ранней афроамериканской готики — тексов Олауды Эквиано, Фредерика Дугласа, Гарриет Джейкобс и Ханны Крафтс. В ранних произведениях афроамери-канцев автор отмечает несколько парадоксальную оптику. Так, еще в невольничьих повествованиях, хладнокровно живописуя дикие ужасы рабства и чудовищные злодеяния белого хозяина-плантатора, повествователь-раб стремился представить самого себя как цивилизованного, благородного джентльмена, способного взвешенно свидетельствовать, а не демонизировать белого рабовладельца.

Затем Ленхардт приступает к анализу современной афроаме-риканской готики, останавливая свой выбор на творчестве Октавии Батлер, Лесли Эсдейл Бэнкс, Норы Джемисин, Виктора Лаваля, Андре Дуза и некоторых других. Наиболее подробно и весьма убедительно проанализированы романы Тони Моррисон «Жалость» и Колсона Уайтхэда «Зона 1». Последний, по мнению Ленхардт, является единственным из рассмотренных ею произведений, где готема сконструирована безотносительно к расе.

Один из выводов монографии подготовлен описанной выше структурой ее разделов: термин «американская готика» должен быть отвергнут по причине его размытости. Ленхард предлагает не просто различать поджанры, а говорить о разных видах (разделах) «страшной» литературы США. Нет сомнения, что в свете «расиали-зирующей» тенденции в критике такой подход вполне обоснован. Однако утверждение о том, что попытки критического переосмысления расового дискурса предпринималась и предпринимается лишь со стороны писателей-афроамериканцев, представляется несколько натянутым.

Работа Ленхардт представляет несомненный интерес для исследователей американских ужасов, как «диких», так и «цивилизованных». Объем изученных произведений впечатляет. Книгу венчает обширная библиография, учитывающая и труды, уже ставшие классикой готистики (например, «Связность готических формул» Евы Косовски-Седжвик [Sedgwick 1976], «Искусство тьмы: поэтика готики» Энн Уильямс [Williams 1995], «Литература ужаса: история

жанра готики с 1765 года до настоящего времени» Дэвида Пантера [Punter 1996], «Готическая Америка: повествование, история и нация» Терезы Годду [Goddu 1997], и современные исследования, в том числе посвященные как отдельным направлениям (например, «Путеводитель Пэлгрейва по южной готике» [The Palgrave Handbook 2016]), так и специфическим феноменам современной американской готики, например, зомби-дискурсу и сюжетам о вампирах (статьи «Американские монстры» и «Американские вампиры» Джеффри Уайнстока, [Weinstock 2014, Weinstock 2016]). Многие наблюдения и выводы не только оригинальны, но и убедительно обоснованы.

Расиализированная инаковость — это культурный конструкт, несомненно присутствующий в американском сознании. Однако американская готика к нему не сводится. Кроме того, нарисованная Ко-ринной Ленхардт картина, в сущности, построена на противостоянии черного и белого. Забвение прочих рас несколько обедняет красочную палитру американских кошмаров.

ЛИТЕРАТУРА

Кристева 2003 — Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003.

REFERENCES

Botting 2012 — Botting, Fred. "In Gothic Darkly: Heterotopia, History, Culture." A Companion to the Gothic. Edited by David Punter. Malden, MA; Oxford, UK: Wiley & Blackwell, 2012: 13-24.

Cavallaro 2002 — Cavallaro, Dani. Gothic Vision: Three Centuries of Horror, Terror and Fear. New York; London: Contimuum Collection, 2002.

Empire and the Gothic 2003 — Empire and the Gothic: The Politics of Genre. Edited by Andrew Smith, William Hughes. London: Palgrave Macmillan, 2003.

Goddu 1997 — Goddu, Teresa A. A Gothic America. Narrative, History, and Nation. New York: Columbia University Press, 1997.

Gothic Other 2004 — The Gothic Other: Racial and Social Constructions in the Literary Imagination. Edited by Ruth B. Anolik, Douglas L. Howard. Jefferson, MS: McFarland and Company, 2004.

Halberstam 1995 — Halberstam, Judith. Skin Shows: Gothic Horror and the Technology of Monsters. Durham, NC: Duke University Press, 1995.

Kristeva 2003 — Kristeva, Iulia. Sily uzhasa: esse ob otvrashchenii [Powers of Horror: An Essay on Abjection]. Saint-Petersburg: Aleteiia Publ., 2003. (In Russ.)

Malchow 1996 — Malchow, Howard L. Gothic Images of Race in Nineteenth-Century Britain. Stanford, CA: Stanford University Press, 1996.

Miles 1989 — Miles, Robert. Racism. New York: Routledge, 1989. Palgrave Handbook 2016 — The Palgrave Handbook of Southern Gothic. Edited by Susan Callisto Street, Charles L. Crow. London: Palgrave Macmillan, 2016.

Punter 1996 — Punter, David. The Literature of Terror. A History of Gothic Fictions from 1765 to the Present Day. New York; London: Longman, 1996.

Punter, Byron 2004 — Punter, David and Glennis Byron. The Gothic. Malden, MA; Oxford, UK: Wiley & Blackwell, 2004.

Sedgwick 1976 — Sedgwick, Eve K. The Coherence of Gothic Conventions. New York: Arno Press, 1976.

Weinstock 2014 — Weinstock, Jeffrey A. "American Monsters" In A Companion to American Gothic. Edited by Charles L. Crow. Hoboken, NJ: Wiley&Sons, 2014: 41-55.

Weinstock 2016 — Weinstock, Jeffrey A. "American Vampires." In American Gothic Culture: An Edinburgh Companion. Edited by Joel Faflak and Jason Haslam. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2016: 203-221.

Williams 1995 — Williams, Anne. Art of Darkness: A Poetics of Gothic. Chicago: University of Chicago Press, 1995.

© 2022, А.В. Скисова

Дата поступления в редакцию: 17.10.2021 Дата одобрения рецензентами: 01.10.2022 Дата публикации: 25.12.2022

© 2022, Albina V. Skisova

Received: 17 Oct. 2021 Approved after reviewing: 1 Oct. 2022 Date of publication: 25 Dec. 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.