14. Pryakhin A.D. Poselenija katakombnogo vremeni lesostepnogo Podon'ja [Settlement catacomb-time forest-steppe along the Don]. Voronezh, 1982.
15. Berezin J.B., Kaminsky V.N., Malyshev V.Y. Tatarskoe gorodishhe i formirovanie pamjatnikov tipa Tatarka-Verbovka [Tatar settlement and the formation of the monuments the type of Tatarka-Verbovka]. Moskow, 2012.
16. Lozhkin M.N. Alans on Urup (archaeological review) // Problems of archeology and Ethnography of Northern Ossetia. Ordzhonikidze, 1984.
УДК 391.1 И.Н. ГАВРИШОВ
ЧЕРКЕСКА КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СИМВОЛ
НАРОДОВ КАВКАЗА
Гавришов Игорь Николаевич, аспирант кафедры истории и музееведения Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье дается описание верхней плечевой мужской одежды - черкески, символа доблести и чести мужчины. В социально-общественном строе народов Кавказа черкеска подчеркивала статус своего хозяина.
Ключевые слова: горский костюм, черкеска, газыри, черкес, казак.
UDC 391.1 I.N. GAVRISHOV
CHOKHA AS A CULTURAL HISTORICAL SYMBOL OF CAUCASUS PEOPLES
Gavrishov Igor Nicolaevich, post-graduate student of the department of history and museum of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abstract. This article is devoted to the outwear of men's dress up - chokha, which came into the traditional both material and spiritual culture of people living in the Caucasus, not only mountain peoples but also nomadic peoples and the Slavs, the Russians and the Ukrainians in particular, who inhabited the foothills of the Caucasus. In the social system of Caucasus peoples chokha pointed out the status of its owner. Keywords: mountain costume, ^okha, cartridge belts, rircassian, ^ssack.
Черкеска - это культурно-исторический тип верхней распашной традиционной мужской одежды Кавказа. Она имеет общий вид распашного кафтана в талии со сборками и вырезом на груди, чтобы был виден бешмет (архалук, волгач), застежка на крючках встык, рукава широкие и длинные. Их носят загнутыми, но во время танцев отпускают на всю длину [1]. По обеим сторонам черкески находятся кожаные гнезда для ружейных патронов, помещающихся в газырях [2, с. 180]. Немецкий путешественник Барон Фон Гакст-гаузен описывал черкеску как горский костюм, который делится на основной тип двух родов народного костюма - черкесского и персидского. Он подметил также, что осетины переняли черкесскую одежду [3, с. 112]. Спенсер сравнил черкеску с «польской военной туникой, плотно прилегающей к телу и спускающейся к колену, закрепленной посередине кожаным поясом, которая имела покрой без воротника»... [4, c. 12]. Русский майор Пас-сек говорил о черкеске как о верхнем платье [5, с. 128]. С приходом на Кавказ российских войск и казаков в период Кавказской войны черкеска становилась символом для казака в духовном и материальном плане. Казак носил ее в домашнем и походном быту и вне строя. Она очень легка и удобна в крое и форме, структура сукна прочная и крепкая. И как бы тепло ни одевался казак, он будет проворен и поворотлив в ней [6, c. 128].
"Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (62), 2016
Костюм ногайцев, армян и грузин подходил несколько к костюму черкесов, который был в большой моде у всех русских. Чистый черкесский костюм был взят в образец для служебных мундиров линейного казачьего войска [7]. Розен писал: «Офицеры в черкесском наряде гарцуют на славнейших черкесских конях» [8].
Изначально черкеска не имела своего единого названия в среде многообразия наречий народов, проживающих на Кавказе. Итальянский этнограф эпохи Возрождения Джор-джио Интериано в своей монографии «описание Черкесии» дал название на итальянском языке черкески как «tpelicci», которую носили под плащом из шелковой или полотняной материи с широкими складками, наподобие того, как носили древние римляне [9, с. 4849]. Само название «черкеска», которое ей дал русский солдат в честь народа под общим именем - «черкесы» (адыги) появилось с приходом русской армии на Кавказ [10, с. 3640]. Султан Хан-Гирей, описывая черкеску, говорил: «Мужская одежда у черкесов превосходит все одеяния удобством и красотой, мне известные, не только в Азии, но даже и в Европе. [11, с. 240]. На протяжении XVIII, XIX и начала XX века черкеска изменялась в некоторых деталях, при этом оставляя общую форму, фасон и идеал красоты. Майор Пассек подметил одну общую идею о красоте и эталоне черкески: «Красота состоит в том, чтобы иметь широкие плечи, полную грудь и тонкий стан» [12, с. 128]. Несмотря на военные действия в период Кавказской войны, горцы всегда следили за модой и эталоном красоты. В этом преуспевали кабардинцы, которые в некотором роде стали кавказскими французами [13, с. 382].
Черкески XVIII и XIX века были весьма различны. Черкеска XVIII века выглядела свободной и иногда даже мешковатой одеждой. Длина ее доходила до половины бедра или до колен. В ряде случаев черкеска имела невысокий скошенный спереди угла воротник в виде стойки. Грудь была прикрыта, а иногда от шеи и до талии имелась застежка. Длинные рукава внизу имели треугольный выступ и прикрывали тыльную часть руки. Встречались также черкески с откидными рукавами, не зашитыми от подмышки до локтя. В это отверстие продевали руку, и тогда рукав черкески висел сзади от плеча, как у народов Закавказья и персов [14, с. 17]. К середине XIX века у абхазов образовалось два типа черкески: первый тип - северокавказская, второй - короткая. Короткая черкеска была повседневным костюмом абхазских крестьян. Северокавказская же стала праздничной у крестьян и представителей имущих классов. Отличия были только в качестве материала, в отделке и ее длине. Абхаз считал высшей честью надеть черкеску, особенно белую [15, с. 22-25]. Ногайцы заменили свой традиционный кочевой халат на черкеску. Ее надевали поверх бешмета в холодную погоду. Состоятельные ногайцы облачались в черкеску для посещения общественных мест и приема гостей [16, с. 104].
Черкеска отличала знать от простолюдина богатой изящной отделкой, дорогими газырями и тонким сукном. В богатых семьях Дагестана шили нарядные черкески детям, часто с мелкими газырями, украшенные позолотой и серебром [17, с. 51]. В одном из старинных горских обычаев, «куначестве», способствовавшем развитию межэтнических связей между народами Кавказа, черкеска выступает в качестве свидетеля клятвы молодых людей, которые решили стать побратимами. Они бросали серебряную монету в чашу с хмельным напитком, пили его, принося клятву, что останутся братьями до конца всех своих дней. Одному из них или постороннему отдавалась монета, затем они обменивались личными вещами (черкесками, кинжалами, папахами, и т.д.) [18, с. 145]. Абхазы за праздничным столом всегда произносили тост: «За человека, одетого в абхазскую черкеску» [19, с. 25].
Таким образом, приведенные исторические примеры и факты дают основания заключить, что в материальной и духовной культуре черкеска стала символом народов, проживающих на Кавказе.
Литература
1. Муллер Н. Словарь исторической одежды. URL: http://vneshnii-oblik.ru/raznoe/ slovari/ist.html
2. Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Кавказ. Т. IX. М., 2008.
3. Барон Август Гакстгаузен. Закавказский край. СПб., 1857.
4. Спенсер Э. Путешествия в Черкесию. Майкоп, 1994.
5. Данилевский Н.В. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М.,
1846.
6. Фелицин Е.Д., Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. Краснодар, 1996.
7. Воспоминания Григория Ивановича Филипсона // Русский архив, № 5. 1883. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Filipson_G_I/text 1 .htm
8. Розен А. Записки декабриста. URL: http://www.rummuseum.ru/portal/node/2319
9. Интериано Дж. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Эльбрус. Нальчик. 1974. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/ Kavkaz/XVI/Interiano/text1.htm
10. Кирсанова Р. На нем чекмень, простой бешмет... // Родина. М., 2000. № 1, 2. (35-38).
11. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.
12. Данилевский Н.В. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М.,
1846.
13. Зиссерман А.Л. Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867). Ч. 2. СПб., 1879.
14. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII-XX вв. М.,1989.
15. Малия Е.М., Акаба Л.Х. Одежда и жилища абхазов. Тбилиси, 1982.
16. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев XIX - в начале XX вв. М.,1976.
17. Гаджиева. С.Ш. Одежда народов Дагестана. М., 1981.
18. Гостеприимство и куначество. URL: http://studme.org/1221060528482/pedagogika/ gostep riimstvo_kunache stvo
19. Малия Е.М., Акаба Л.Х. Одежда и жилища абхазов. Тбилиси, 1982. References
1. Muller N. Slovar' istoricheskoj odezhdy [Dictionary of historical clothes]. URL: http:// vneshnii-oblik.ru/raznoe/slovari/ist.html
2. Zhivopisnaja Rossija. Otechestvo nashe v ego zemel'nom, istoricheskom, plemennom, ekonomicheskom i bytovom znachenii [Picturesque Russia. Our homeland in its earth, historical, tribal, economical and domestic value. The Caucasus. V. IX]. Part 1. Kazan, 1850.
3. Baron Avgust Gakstgauzen. Zakavkazskij kraj [Transcaucasian region]. Saint Petersburg, 1857.
4. Spenser Е. Puteshestvija v Cherkesiju [Travelling to Cherkesiya]. Maykop, 1994.
5. Danilevskiy N. V. Kavkaz i ego gorskie zhiteli v nyneshnem ih polozhenii [The Caucasus and its mountain habitants at their present position]. Moscow, 1846.
6. Felitsin E.D., Sherbina F.A. Kubanskoe kazach'e vojsko [Kuban Cossack army]. Krasnodar, 1996.
7. Vospominanija Grigorija Ivanovicha Filipsona [Memories Of George Ivanovich Philipson] // Russkii arkhiv. No. 5. 1883. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Filipson_G_I/text1 .htm
8. Rozen A. Zapiski dekabrista [Notes of the Decembrist]. URL: http://www.rummuseum.ru /portal/node/2319
9. Interiano J. Adygi, balkarcy i karachaevcy v izvestijah evropejskih avtorov XIII-XIX vv. [The Carcassians, Balkarian and Karachais in the news of European authors XIII-XIX centuries]. Elbrus. Nalchik. 1974. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI/Interiano/ text1.htm
10. Kirsanova R. On him chekmen, an ordinary tunic. // Rodina. Moscow, 2000. № 1,2 (35-38).
11. Khan-Girey. Zapiski o Cherkesii [Notes about Cherkesiya]. Nalchik, 1978.
12. Danilevskiy N. V. Kavkaz i ego gorskie zhiteli v nyneshnem ih polozhenii [The Caucasus and its mountain habitants at their present position]. Moscow, 1846.
"Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (62), 2016
13. Zisserman A.L. Dvadcat' pjat' let na Kavkaze (1842-1867) [Twenty-five years in the Caucasus (1842-1867)]. Part 2. Saint Petersburg, 1879.
14. Studenetskaya E.N. Odezhda narodov Severnogo Kavkaza. XVIII-XX vv. [Clothes of the people of Northern Caucasus of XVIII-XX centuries]. Moscow, 1989.
15. Maliya E.M., Akaba L. Kh. Odezhda i zhilishha abhazov [Clothes and dwellings of Abkhazians. Tbilisi], 1982.
16. Gajieva S.Sh. Material'naja kul'tura nogajcev XIX - v nachale XX vv [The material culture of the Nogais of XIX - beginning XX centuries]. Moscow, 1976.
17. Gajieva S.Sh. Odezhda narodov Dagestana [Dagestan people's clothes]. Moscow, 1981.
18. Gostepriimstvo i kunachestvo [Hospitality and kunachestvo]. URL: http://studme.org/ 1221060528482/pedagogika/gostepriimstvo_kunachestvo
19. Maliya E.M., Akaba L. Kh. Odezhda i zhilishha abhazov [Clothes and dwellings of Abkhazians]. Tbilisi, 1982.
УДК 398 (470.621) Д.С. СХАЛЯХО
ЭТИКЕТ И ФИЛОСОФИЯ НАРТСКОЙ МИФОЛОГИИ В КУЛЬТУРОГЕНЕЗЕ АДЫГОВ
Схаляхо Дарико Саферовна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела литературы Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 13), [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, связанные с концепцией личности женщины в героическом эпосе «Нарты», являющемся высшим проявлением духовной культуры древнего адыгского народа. Автор показал глубокую внутреннюю связь эволюции образа Сэтэнай с общественно-историческими условиями развития адыгского общества, проанализировал основы воинственности ее характера, причины, обусловившие отражение в народной поэзии высокого положения женщины в прошлом.
Ключевые слова: женщина, эпос, жена, мать, эволюция, характер, этикет, мифология, концепция мировидения, этнос, бытовой уклад.
UDK 398 (470.621) D.S. SKHALYAKHO
ETIQUETTE AND PHILOSOPHY OF THE NART MYTHOLOGY OF THE CIRCASSIANS CULTUROGENESIS
Skhalyakho Dariko Saferovna, PhD (philological), leading researcher of the Adygeya Republican institute of humanitarian studies named after T.M. Kerasheva (Republic Adygea, Maikop, Krasnooktyabrskaya str., 13), shovgenova 1974@mail. ru
Abstract. The article considers the problems connected with the concept of a woman's personality in the heroic epos "Narts", the highest manifestation of spiritual culture of the ancient Adyghe people. The author showed a deep inner connection to the evolution of the image of Setenai with the socio-historical conditions of development of the Adyghe society, analyzed the foundations of militancy of her character, the reasons reflected in the folk poetry of the high status character in the society.
Keywords, woman, epic, wife, mother, evolution, character, etiquette, mythology, the concept of worldview, ethnicity, and household structure.
В культурогенезе адыгов особая роль принадлежит этикету, который тесно соотнесен с образным миром и философией нартской мифологии. Если этикет - это форма социокультурного и культурно-коммуникационного проявления, то нартский этнос - его культурно-философская и культурно-ментальная основа.