Научная статья на тему 'Чему россия может научиться у Китая в переходе к рыночной экономике'

Чему россия может научиться у Китая в переходе к рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Интрилигатор Майкл

As of the late 1980's, it would have been reasonable to expect that Russia would maqke a successful transition from a socialist to a market economy while China would fail in its attempt as such a transition. Nevertheless, market reform has been successful in China, whereas it has been a failure in Russia, leading to catastrophic decline in the economy, with potentially disastrous political and social consequences. This paper examines the bases of China's success and Russia's failure, and its concludes that Russia's failure stemmed, in part, from its reliance on the «SLP» approach of stabilization, liberalization, and privatization for the transition to market economy, Russia can learn from the China example, using the alternative «ICG» approach of institutions, competition, and government. The paper concludes by drawing some lessons from the China-Russia comparison for how to make the transition from socialist to market economy, building on the «IPG» approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What Russia Could Learn From China in the Transition to a Market Economy

As of the late 1980's, it would have been reasonable to expect that Russia would maqke a successful transition from a socialist to a market economy while China would fail in its attempt as such a transition. Nevertheless, market reform has been successful in China, whereas it has been a failure in Russia, leading to catastrophic decline in the economy, with potentially disastrous political and social consequences. This paper examines the bases of China's success and Russia's failure, and its concludes that Russia's failure stemmed, in part, from its reliance on the «SLP» approach of stabilization, liberalization, and privatization for the transition to market economy, Russia can learn from the China example, using the alternative «ICG» approach of institutions, competition, and government. The paper concludes by drawing some lessons from the China-Russia comparison for how to make the transition from socialist to market economy, building on the «IPG» approach.

Текст научной работы на тему «Чему россия может научиться у Китая в переходе к рыночной экономике»

За^шя/ёмжме у/гепьге со эмтожилсе ^России

Чему Россия может научиться у Китая при переходе

к рыночной экономике

Майкл Д. Интршигатор

Ожидания в начале рыночных реформ

В Китае рыночные реформы начались в 1978 г. под руководством Дэн Сяопина, а в России - в 1985 г. под руководством Михаила Горбачева. В конце 80-х годов было естественно ожидать, что Россия преуспеет, а Китай потерпит неудач)' в их попытках перехода к рыночной экономике. Эти ожидания основывались на сравнении исходных позиций в каждой стране.

Начнем с России, которая успешно использовала центральное планирование для создания второй по размерам экономики в мире. В конце 80-х г. она была крупнейшим в мире производителем нефти, газа, угля, стали, пшеницы, обуви и многих других продуктов. Россия имела огромный внутренний

рынок и полную инфраструктуру. Она располагала урбанизированным и образованным населением, подготовленными запасами человеческого капитала, включая большее, чем в любой стране число ученых и инженеров. Россия имела значительный средний класс с растущими доходами, с существенными активами, образующими крупнейшее в мире сосредоточение личных накоплений в советском Сберегательном банке. Она обладала огромными природными ресурсами, особенно в Сибири.

Китай же, в противоположность, имел очень низкий доход на душу населения, узкий внутренний рынок, слаборазвитую индустрию и инфраструктуру. Его население на 80% было сельским и большей частью нео-

бразованным и даже неграмотным, рабочая сила в основном неподготовлена, а число ученых, инженеров и техников невелико. Китай имел весьма ограниченные природные ресурсы и только узкий внутренний рынок. Средний класс здесь был очень мал. С другой стороны, Китай обладал некоторыми преимуществами по сравнению с Россией. Он пережил значительно более короткий период социализма, чем Россия, и частично в результате этого имел значительно меньший государственный сектор. Он также имел возможность получать выгоды от присутствия потенциальных предпринимателей, которые могли проявить деловую инициативу. Его преимуществами были высокие темпы накоплений, помощь со стороны зарубежных китайцев и значительная дешевизна рабочей силы. Однако, может быть, самым важным явился выбор другого подхода к экономическим реформам, чем это было сделано в России.

Россией использовался подход «СЛП» (стабилизация, либерализация и приватизация), его выбор частично определялся условиями, установленными для России Всемирным Банком и МВФ. Китай же, с учетом предыдущих традиций, применил подход «ИКП» (институции, конкуренция и правительство).

Вопреки ожиданиям, рыночные реформы оказались чрезвычайно успешными в Китае и неудачными в России, что привело к катастрофическому спаду в экономике этой страны.

Роет

Фундаментальным мерилом экономического успеха являются темпы роста. Китай переживает бум со среднегодовыми темпами роста свыше 10%, начиная с 1985 г. Самый большой в мире устойчивый прирост в

одной из крупнейших стран - это прекрасный показатель. Текущие темпы роста промышленной продукции - 13%, что быстро превращает Китай в ведущую индустриальную страну. В противоположность этому Россия страдала от такой же жестокой «Великой Депрессии», как это было в Соединенных Штатах в 30-е годы при ежегодном падении производства более чем на 10%. Экономика России уже опустилась со второго места (после США и перед Японией и Германией) до 11 или 12 места, примерно на уровень Бразилии или Мексики.

Ценой больших усилий ей удалось недавно выйти с отрицательных показателей роста ВВП до почти нулевого, но промышленное производство продолжает падать.

Инфляция

Другим показателем экономического успеха является уровень инфляции. В последнее время годовые темпы инфляции в Китае находились на уровне около 6%. В отличие от этого, Россия в течение ряда лет переходного периода пережила высокую инфляцию, граничащую с гиперинфляцией. Устойчивые ежемесячные темпы инфляции в 20-30% уничтожили накопления и вместе с ними средний класс страны - хребет любого общества. Рубль в качестве жизнеспособной валюты потерпел крах, предоставив другим валютам, особенно доллару, определяющую роль внутри страны в качестве меры стоимости и средства накопления. Хотя в последнее время инфляция в России снизилась, этого удалось достичь большей частью за счет невыплаты заработной платы.

Инвестиции и банковские операции

Третьим мерилом экономического успеха являются инвестиции и банковские one-

рации. Темны прироста инвестиций в Китае огромны, инвестиции идут за счет использования как внутренних крупномасштабных накоплений, так и массового притока капитала со всего мира. Напротив, в России инвестиции рухнули, они недостаточны даже для компенсации амортизации. В то время как капитал устремляется в Китай, в России продуктивные иностранные инвестиции незначительны. Вместе с тем большие капиталы уходят на счета на Кипре, в Объединенных Эмиратах и в других оффшорных банковских центрах.

Что касается банковского сектора, то российские банки не обеспечивают коммерческих операций, что приводит к кризису задолженности между предприятиями, поскольку предприятия вынуждены обращаться за товарными кредитами к своим поставщикам. Кроме того, российские банки не проводят инвестиционных банковских операций путем долгосрочных займов. Вместо этого они вовлечены в краткосрочные спекуляции, предоставление займов по завышенным ставкам, переводы капиталов, отмывание денег и другие мафиозные операции.

Россия тратит иностранную валюту, полученную в основном за счет продаж нефти и газа, главным образом на импорт предметов роскоши и продовольствия. В противоположность этому Китай использует актив торгового баланса на импорт капитального оборудования и технологии, и увеличение резервов иностранной валюты, уже составивших свыше 100 млрд. долларов США.

Реальная зарплата и уровень жизни

Четвертым показателем экономического успеха является реальная зарплата и уровень жизни, которые возрастают в Китае, созда-

вая не существовавший ранее средний класс и расширяя внутренний рынок. В то же самое время в России реальная зарплата и уровень жизни снижались, разрушая ее значительный средний класс и внутренний рынок. Свидетельствами размеров этого спада в России служат многие показатели. Так, средняя продолжительность жизни в стране сократилась для мужчин с 72 лет до 57 лет. Экономический упадок в России может привести к социальной и политической нестабильности и даже к возвращению своего рода авторитарного управления, может быть, военного или фашистского.

Некоторые обозреватели используют факт того, что Россия и Китай начинали движение к рыночной экономике с разных уровней в качестве аргумента против проведения сравнения реформ в этих двух странах. Однако этот факт только усиливает вывод об успехе Китая и неудаче России, поскольку Россия обладала значительными преимуществами по сравнению с Китаем, когда начинались реформы. Очевидный контраст между двумя реформирующимися странами позволяет извлечь важные уроки, касающиеся политики, которая может привести к успешному переходу к рыночному хозяйству.

Основы успехов Китая и неудач России

В программах экономических реформ было заложено несколько причин успеха Китая и неудач России.

Во-первых, Китай начал с экономических, а не с политических реформ, откладывая или предотвращая их и сохраняя авторитарную политическую систему во избежание политического риска. Напротив, Советский Союз в 1985-1991 гг. и Россия, начиная с 1992 г., пытались проводить политические и экономические реформы одновременно.

Во-вторых, Китай начал с сельскохозяйственной реформы, раздробив крупные коллективные хозяйства на сравнительно мелкие, более эффективные единицы с введением «системы семейного подряда» для малых ферм. Это привело к увеличению производительности и накоплений, что дало прекрасный эффект, учитывая что четыре пятых населения страны проживало в сельских районах. В результате крестьяне стали богатыми и начали отходить от традиционного самообеспечивающегося натурального хозяйства, торгуя с городами и создавая большой внутренний рынок для предметов потребления, которого раньше не существовало. Эта реформа привела также к массовому оттоку населения из сельских районов в города, что представило развивающейся промышленности фактически неограниченные трудовые ресурсы. Россия, напротив, большей частью игнорировала сельское хозяйство и связанные с ним проблемы, в том числе земельную собственность, сельское образование и роль местных властей.

В-третьих, Китай создал прибрежные свободные экономические зоны, как на юге в провинции Гуандун, создавая «еще один Гонконг» в Шенджене, так и на востоке в провинции Фуцзянь, полагаясь на успех Тайваня. Эти свободные экономические зоны привлекли промышленность, ориентированную на внешние рынки, зарабатывая тем самым необходимую иностранную валюту.

Капитал, притекавший ранее из Гонконга, Тайваня, от зарубежных китайцев, начал поступать в Китай со всего мира. Это свидетельствует о наличии одного глобально интегрированного рынка капитала, на котором он ищет наивысшую прибыль, разумеется с учетом риска. Что касается рынков для своих товаров, то Китай был в состоянии

использовать рынки потребительских товаров за рубежом, особенно в Соединенных Штатах, ориентируясь на дешевый экспорт товаров с высоким содержанием трудовых затрат. По мере развития своего собственного внутреннего рынка, Китай оказался также в состоянии производить и для этого рынка. В противоположность этому, Россия не ориентирована на экспорт, кроме экспорта газа, нефти, других минеральных продуктов, а также вооружений. Россия тоже пыталась учредить свободные экономические зоны, но без успеха.

В-четвертых, Китай ослабил контроль со стороны центра и сосредоточился на «новой экономике» вместо того, чтобы тратить ограниченные ресурсы на приватизацию старого хозяйства. Основное внимание было обращено на развитие новых экономических объектов на провинциальном, городском и сельском уровне. Местная инициатива оказалась весьма успешной, особенно в создании новых частных, муниципальных и сельских предприятий. Эти предприятия смогли использовать фактически неограниченную рабочую силу, поступающую из деревни, новейшую технологию и разработки, полученные из-за рубежа или имитированные, привлекли лучших управляющих в стране и мировой капитал, что обеспечило все факторы, необходимые для промышленного производства. Китай оказался значительно более прагматичным и гибким, чем Россия и другие страны, переживающие переходный период. Он не настаивал на смене собственности или исключительном создании новых предприятий как частных. Требовалось лишь, чтобы новые производственные единицы ориентировались на экспорт и использовали современную технологию, хороших управляющих и работников. Россия же

сосредоточилась на «старом хозяйстве». Путем приватизации и субсидий она сохраняла старые неэффективные государственные учреждения, используя политику, проводимую по распоряжению и под контролем Москвы. Попытки российского центрального правительства спасти эти предприятия обернулись огромной растратой ресурсов из-за нехватки капитала, огромного риска, изъятия средств путем обложения любым способом новых приватизированных фирм. Российские государственные предприятия были «динозаврами», с гигантскими размерами, с некомпетентными управляющими, устаревшим оборудованием, отсталой технологией и чрезмерной вертикальной интеграцией, все эти недостатки не были устранены приватизацией.

Отмечается относительно небольшое число инициатив, предложенных в России на местах, на уровне городов и регионов, которые большей частью продолжали следовать директивам из Москвы. В Китае же можно увидеть много инициатив, проявленных на провинциальном и местном уровне.

Подход «СЛП», использованный Россией и отвергнутый Китаем

«Шоковая терапия» в России началась в январе 1992 г. по реформам Егора Гайдара. Эти реформы следовали подходу «СЛП», предложенному западными экономистами и международными кредитными институтами, особенно Международным валютным фондом и Всемирным Банком, и их относят к так называемому «Вашингтонскому консенсусу».

Буква «С» в «СЛП» означала стабилизацию макроэкономики. Международные кредитные институции требуют такого рода политики, базируясь на опыте структурной

инфляции в Латинской Америке, несмотря на то, что проблемы перехода к рынку фундаментально отличаются от проблем структурной инфляции. Стабилизационный пакет включал ограничения на величину дефицита госбюджета и на эмиссию денег. Эти ограничения предназначались для стабилизации макроэкономики, но результаты «шоковой терапии» вызвали не только «Великую Депрессию» с массовым сокращением производства, но и «Великую Инфляцию».

Буква «Л» означает либерализация цен. Идея либерализации заключалась в том, что рынок, а не бюрократы будут устанавливать цены, как это имеет место в стандартной экономике спроса-предложения. Однако российская реформа привела к установлению цен не рынком, но, скорее, мафией, монополистами и коррумпированными чиновниками. В результате, формирование цен ушло от правительственных чиновников, как это было при социализме, в основном к криминальным элементам.

Буква «П» - обозначение приватизации, передачи предприятий из государственной собственности в частную. Типичным результатом явился переход собственности на предприятии их бывшим руководителям через так называемую «внутреннюю» приватизацию. Против ожиданий, это привело не к росту производства и к инвестициям, а скорее к разбазариванию активов новыми владельцами, которые продавали все, что могли, включая здания, оборудование и сырье. Доходы от продаж поступали не предприятиям, а на частные оффшорные счета, образуя основную массу убегающего из страны капитала. Более того, приватизация государственных предприятий - монополий, привела к превращению их в частные монополии со всеми злоупотреблениями, им

присущими, включая завышение цен и различные формы рентоориентированного поведения.

В отсутствие соответствующих регулирующих юридических институций приватизация жестко вела к криминализации экономики. Все большую власть над ресурсами и их размещением приобретали монополисты, преступники, вымогатели, коррумпированные чиновники и управляющие, которые больше заботились о своих собственных сиюминутных интересах, чем о вовлечении ресурсов в производственную деятельность.

Подход, используемый Китаем, и возникающие при этом проблемы

Китай сосредоточился на структурных реформах, создавая новые предприятия, приобретающие ресурсы у предприятий, все еще остающихся государственной собственностью, и формируя новые рынки для товаров и услуг до того, как рынок установит свои цены. Эта политика структурных реформ была значительно более успешной, чем подход «СЛП», принятый в России.

Имеются, конечно, проблемы и у Китая при переходе к рыночной экономике, а именно: большие региональные различия; коррупция; циклически повторяющиеся плохие урожаи, что вызывает инфляцию в результате ценовых стимулов, предлагаемых фермерам для повышения производства; неэффективность государственных предприятий, приносящих убытки и не погашающих банковские займы; периодические сжатия кредитов, приводящие к банкротствам; хроническое относительное сокращение найма при постоянном предложении новой рабочей силы, поступающей из сельских районов; проблемы с жильем и с социальными услугами для вновь прибывших в города в

результате массовой миграции из сельских районов; потенциальная угроза социальной, экономической и политической нестабильности, усугубленная неравенством разных провинций; проблемы преемственности и политических реформ при переходе к новому поколению лидеров. Тем не менее, замечательные экономические достижения Китая, особенно его высокие темпы роста, должны помочь ему в преодолении этих экономических и политических проблем.

Использование подхода «ИКП» в Китае

В противоположность подходу «СЛП», используемому в России, Китай применил совершенно иной подход - «ИКП», который прежде использовали Япония, Тайвань, Южная Корея и некоторые другие страны для успешного перехода от потрясенной войной или неразвитой экономики к рыночной.

Буква «И» в «ИКП» означает институции рыночной экономики, созданные государством или местными правительствами, а также частными предприятиями. Эти институции включают права собственности, юридическую систему, надежную валюту, коммерческие и инвестиционные банки, правила коммерческой деятельности, бухгалтерию, страхование, финансы и рекламу.

Буква «К» означает конкуренцию, подчеркивая значение новых конкурирующих фирм в приобретении наилучших ресурсов у неконкурентоспособных предприятий. Эти фирмы становятся ведущей силой производства, занятости, инвестиций и экспорта. Создание конкурирующих частных городских и сельских предприятий, как это произошло в Китае, было более эффективным, чем приватизация в России.

Буква «П» в «ИКП» означает правительство, которое обладает активностью и стабильностью на всех уровнях - национальном,

провинциальном (областном), городском, районном и сельском. Сильное и активное правительство должно играть ведущую роль в осуществлении переходных мероприятий путем оказания помощи в создании институций и предприятий рыночной экономики. Речь идет прежде всего о законах, правилах, рамках экономической деятельности и социальной системы, включая систему социальной безопасности. В качестве особых мер правительство может проводить активную экспансионистскую политику, охватывающую: погашение задолженности по зарплате и пенсиям; инвестиции в инфраструктуру; программу реструктуризации приватизированных и государственных предприятий; торговую политику и регулирующие меры, которые бы привлекли иностранных инвесторов в качестве экспертов, высококвалифицированной рабочей силы и организаторов учреждений промышленного и регионального развития и т.п. Эти и другие программы, такие как направленные на защиту против вымогательства и завышенного налогообложения, обеспечение личной безопасности, могут привлечь мобильный капитал и людей.

В России слабое и некомпетентное правительство создало своего рода вакуум силы, способствующий переходу ресурсов к криминальным элементам. Напротив, в Китае сильное центральное правительство и активные местные правительства помогали создавать условия, ведущие к рыночной экономике. Власти активно помогали созданию рыночных институций и конкурирующих фирм, налаживали отношения сотрудничества с частными или иностранными фирмами. Центральное правительство и местные власти обеспечивали поддержку как государственной, так и частной промышленности,

в форме информации, стимулов и страхования.

Китайская модель перехода к рыночной экономике, и Российская модель того, как не надо осуществлять такой переход

Китайское умение управлять этим переходом имело огромную отдачу в виде растущей неинфляционной экономики, которая превратилась в одно из наиболее мощных хозяйств в мире. Китайская модель важна для возможного использования другими странами, включая Россию и государства бывшего Советского Союза.

Россия и некоторые другие бывшие советские государства имеют тенденцию сосредоточиться на «старой экономике», удерживая старые учреждения в процессе приватизации. Однако имеется альтернатива приватизации в качестве пути к рыночной экономике. Эта альтернатива состоит в том, чтобы сконцентрироваться на программе «новой» экономики. Возможно, например, создать новые предприятия. Контраст между этими двумя путями к рыночной экономике является драматическим.

Рассмотрим различные стороны вовлечения предприятий в приватизацию в отличие от создания новых. Что касается управляющих, то приватизация сохраняет старых, некомпетентных или коррумпированных руководителей, в то время как создание новых предприятий ведет к поискам компетентных и честных управляющих. Что касается рабочих, то приватизация сохраняет старых, плохо ориентированных и малопродуктивных рабочих, тогда как создание новых предприятий приводит к поискам лучших рабочих. Вместо растранжиривания ресурсов в попытках поддержать существующее предприятие по схемам приватизации,

гораздо плодотворнее было бы использование существующих активов для создания новых предприятий. Если эти новые предприятия не создаются частными капиталом, то государство (или местные правительства, как это делается в провинциях Китая) могло бы создать их.

Из сопоставления Китая и России можно извлечь некоторые важные уроки, касающиеся перехода от социалистической к рыночной экономике. Ряд общих требований для успешного перехода включает в себя политическую стабильность, содействие инициативам на местном уровне, использование недостающих в стране иностранных ресурсов и доступ к их рынкам, фокусирование на новой экономике вместо создания подпорок для старой, использование военной промышленности для выпуска гражданской продукции, необходимость проявления гибкости, неидеологизированности и прагматичности, все это имело место в Китае. Подход «ИКП» реализуется в несколько этапов. Первый шаг должен состоять в создании рыночных институтов, формирующих основу рыночной экономики. Сюда включаются права собственности, юридическая система, надежная валюта, коммерческие и инвестиционные банки, правила выпуска и обращения коммерческих акций, бухгалтерия, страхование, финансы и реклама.

Следующий шаг должен заключаться, в основном, в создании новых конкурентоспособных предприятий и, во вторую очередь - в реорганизации старых предприятий в жизнеспособные и прибыльные фирмы, имеющие компетентных управляющих, продуктивных рабочих, современное оборудование и технологию, надежные источники снабжения и рынки. Эти фирмы могут быть или государственными, или частными. Пе-

рефразируя известный афоризм Дэн Сяопина. можно сказать: «Неважно, является ли предприятие государственным или частным, лишь бы оно преуспевало в производстве товаров и услуг».

Третьим шагом может быть приватизация тех фирм, которые принадлежат государству, путем приспособления их к частному сектору. Приватизация откладывается до того момента, когда предприятия, включая также и заново созданные государственные, станут жизнеспособными, используя институции рыночной экономики.

Успешный переход требует активного правительства, ставящего перед собой цель создания не системы свободной торговли, а скорее, смешанной экономики, как это имеет место в западных рыночных хозяйствах, включающих сильный центральный - государственный и муниципальный, местный сектор. Власти должны предпринимать важные инициативы, не полагаясь полностью на частный сектор. В России, в особенности, правительство должно обеспечивать средства финансирования расчетов между фирмами и формировать рынки для полуфабрикатов. Оно должно создать юридическую основу, которая поставит вне закона разбазаривание активов, монополизацию рынков, вымогательство и другую преступную деятельность. Оно должно также твердо осуществлять принятые правила для предотвращения криминализации экономики. Если правительство в переходе к рыночному хозяйству не будет сильным и активным, этот переход может быть затруднен. Он не состоится и при правительстве, ориентированном только на политику свободной торговли.

При осуществлении всех вышеперечисленных шагов и удовлетворении общих требований, мировые источники частного ка-

питала проявят желание обеспечить необходимое инвестиционное финансирование, как это имело место в Китае, поскольку они будут иметь надежные перспективы получения прибыли при приемлемом уровне риска. Рыночная проверка реформ поистине заключается в том. будет ли капитал поступать

в экономику из внутренних или внешних источников. Важным признаком успеха реформ является также возвращение капитала, покинувшего страну.

Перевел А.М.Воинов

9-1-6488

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.