Научная статья на тему 'ЧЕМУ МОЖЕТ УЧИТЬ ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА: ПОПЫТКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ КОНТЕНТА'

ЧЕМУ МОЖЕТ УЧИТЬ ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА: ПОПЫТКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ КОНТЕНТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ КУЛЬТУРЫ / ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИИ / УНИВЕРСИТЕТ / ЭТОС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тульчинский Григорий Львович

Дигитализация труда проблематизирует прикладную этику. Возникает задача систематизации содержания прикладной этики в соответствии с организацией существующих этосов. Представлены три уровня организации содержания прикладной этики: национальный, профессиональный, корпоративно-стилевой этосы. Главной задачей преподавания прикладной этики становится формирование и взаимодействие этих этосов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT CAN THE APPLIED ETHICS TEACH: ATTEMPT TO SYSTEMATIZE CONTENT

The labor digitalization problematizes applied ethics. The task is to systematize the content of applied ethics in accordance with the organization of existing ethoses. There are presented three levels of organization of the applied ethics content: national, professional, corporate-style of the ethos levels. The main task of teaching applied ethics becomes formation and interaction of these ethos.

Текст научной работы на тему «ЧЕМУ МОЖЕТ УЧИТЬ ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА: ПОПЫТКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ КОНТЕНТА»

Г.Л. Тульчинский

УДК 17; 378

Чему может учить прикладная этика: попытка систематизации контента

Аннотация. Дигитализация труда проблематизирует прикладную этику. Возникает задача систематизации содержания прикладной этики в соответствии с организацией существующих этосов. Представлены три уровня организации содержания прикладной этики: национальный, профессиональный, корпоративно-стилевой этосы. Главной задачей преподавания прикладной этики становится формирование и взаимодействие этих этосов.

Ключевые слова: деловые культуры, прикладная этика, профессии, университет, этос.

В связи с интенсивной динамикой рынка труда и образования, проблематизацией и перспективами девальвации человеческого труда и соответствующего образования [8], не менее проблематизи-руется и тема трансляции прикладной этики. О каком контенте может идти речь? И кого учить этому контенту - людей или роботов, искусственный интеллект?

Представляется важным, для начала, провести концептуальную инвентаризацию этосов, имеющих прикладное значение. Разумеется, никакая прикладная этика не заменит в профессиональном поведении такие факторы, как личные качества, способности, история семейных отношений, статус и уровень благосостояния, конкретные жизненные цели. Но можно вычленить уже доказавшие свое прикладное значение концепции.

Разумеется, содержание прикладной этики определяется родом конкретной деятельности, профессии. Но это содержание зависимо и от нравственной культуры конкретного социума, в котором эта деятельность реализуется. А реализация конкретного профессионального этоса вписывается в конкретную корпоративную культуру, стиль руководства. Представляется, что данные уровни, условно говоря - «национальный», «профессиональный», «корпоративно-стилевой», и образуют три уровня организации контента прикладной этики. Проведем краткую «инвентаризацию» каждого из уровней.

Деловые этосы национального уровня

Наиболее полно содержание национальных этосов как систем ценностей (и их динамики) представлены в базе данных международ-

ного масштабнейшего исследования World Values Survey [12]. На ее основе за последние годы проведен и ведется ряд социологических и политологических исследований, позволяющих анализировать и сопоставлять базовые этосы, ценностные установки, связанные с различными национальными (гражданскими) идентичностями). [3, 4, 6,7]. Главное достоинство этих данных в том, что они позволяют проследить динамику национальных этосов за последние полстолетия.

Не меньший интерес представляет база данных исследований особенностей национальных деловых культур, разработанная на основе типологии культурных измерений, предложенной Г.Хофстеде [9, 10]. В ее основе лежат шесть параметров: дистанцированность от власти (степень зависимости от властных решений); индивидуализм (как противоположность коллективизму); настойчивость, готовность к соперничеству в достижении цели («маскулинность»); неприятие неопределенности; долгосрочность ориентации; допущение к открытости эмоций и удовольствиям (в противоположность жесткому социальному контролю). По этим параметрам определены индексы, выстроены шкалы и рейтинги, полезные в анализе и организации кросс-культурных деловых контактов, принятии конкретных решений. На эту типологию опирается также оценка и разработка экономических преобразований в национальном масштабе, а также корпоративных культур - для учета контекста национальных деловых культур места размещения.

Разработка типологии Г.Хофстеде началась и велась на первых порах на материале особенностей деловых культур офисов ИБМ в различных странах.

Еще более конкретную привязку к деловым отношениям и лежащей в их основе коммуникации имеет модель Р.Льюиса [11], в которой национальные деловые культуры выстроены в систему, в зависимости от степени их моноактивности, полиактивности и реактивности, а также отношения к фактору времени. Практическая ориентация модели и ее нацеленность на коммуникацию и профилактику/разрешение кросс-культурных конфликтов делает ее особенно полезной в проведении практических занятий, тренингов.

Выше названы только наиболее известные аналитики и модели национальных этосов. Их данные подтверждают, дополняют и развивают друг друга, что делает их полезными в процессах подготовки, повышения квалификации, в реальном консультировании и экспертизе.

Профессиональные деловые этосы

В этой связи достаточно перспективным выглядит подход, предложенный Л.Болтански и Л.Тевено еще в 1980-х и развитый позже Л.Болтански и Э.Кьяпелло [1, 2]. Подход этот был развит на основе широких эмпирических исследований деловых культур в разных сферах занятости. Сгруппировав эти сферы, авторы обозначили эти группы в августиновском смысле как «грады» (социальные миры, в которых вырабатываются специфические нормы, важные для социальной консолидации, а также представления об оценке достоинств (заслуг, уважения, признания, авторитетности).

Сами Л.Болтански и Л.Тевено выделяют несколько качественно специфических социальных миров (градов): мир вдохновения (le monde del'inspiration); патриархальный мир (le monde domestique); мир репутации (le monde del'opinion); гражданский мир (le monde critique); рыночный мир (le monde marchand); научно-технический мир (le monde industriel). Термин «мир» выглядит более привычным, хотя определенный смысловой потенциал имеется и в термине «град», выводящем в проблему гражданства (практически во всех европейских городах слово «гражданин» восходит к «горожанин» - буржуа, бюргер, мещанин).

Отличия между социальными мирами (градами) авторы связывают с параметрами соответствующего этоса: признание великим, высшим (etatdegrand); высший общий принцип; великое (высшее); достоинство; субъекты; объекты; формула инвестиции; протокол о величии; естественные отношения; формы гармонии; испытания; суждение; очевидность; падение.

Конкретизацию характеристик каждого из параметров по каждому этосу можно, ради наглядности, представить в виде таблицы.

Миры

Парамет- вдохнове- патри- репутации граждан- рыноч- научно-

ры ния архаль- ский ный техниче-

ный ский

1 2 3 4 5 6 7

Высший Вдохнове- Род, Мнение Коллектив, Конкурен- Результа-

общий ние иерархия, других общая воля ция тивность

принцип традиция

Необыч- Воспитан- Извест- Норматив- Пользую- Эффектив-

Великое ное, спон- ность, ность ный, щийся ный,

(высшее) танное, предан- законный спросом, надежный

волнующее ность прибыль

Продолж. табл.

1 2 3 4 5 6 7

Творчество Здравый Стремле- Граждан- Интерес, Работа,

Достоин- смысл, ние к при- ские права, спрос сила,

ство привычка знанию, уважению участие энергия

Дух, Выше- Знамени- Органы Произво- Эксперты,

артист, стоящие тости, управле- дитель, специали-

художник (отец, ко- лидеры, их ния, пред- клиенты, сты

Субъекты роль, шеф, поклонни- ставитель- конкурен-

семья) и ки, пред- ства ты

подчинен- ставители,

ные журналисты

Дух, тело, Статус, Имена, Права, Богатство, Цели,

Объекты грезы, сон титул, марки, законы, роскошь средства,

наяву знаки отличия реклама, РЯ, медиа суды методы, программы

Сомнение, Самоотре- Откры- Солидар- Свобода, Прогресс,

Формула бегство от чение, тость, пуб- ность, Откры- развитие

инвести- привычек долг, обя- личность борьба тость,

ции занности динамичность

Гений, Уважение Извест- Делегиро- Обладание, Знание,

независи- и ответст- ность и вание собствен- умение

Протокол мость венность, узнавае- ность

о величии авторитет, честь, стыд, позор мость, признание

Творить, Порож- Влиять, Сплотить, Интересо- Реализо-

открывать, дать, вос- убеждать, мобилизо- вать, вывать,

мечтать, питывать, привле- вать, при- покупать, выявлять,

воображать благода- кать, про- соединить- продавать, учитывать,

Естест- рить, двигать ся, торговать- опреде-

венные уважать призвать, ся, лять, из-

отноше- обсудить, соперни- мерять,

ния уполномочить, обратиться в суд чать, договариваться, извлекать выгоду решать, использовать, предвидеть, внедрять, оптимизировать

1 2 3 4 5 6 7

Вымысел, Дом, Публич- Республи- Рынок Организа-

Формы фантазия семья, ный имидж ка, демо- ция,

гармонии обычаи, целевая кратия, система

приличия аудитория, представи-

позицио- тельские

нирование институты

Искания, Награжде- Специаль- Собрание, Сделки Проверка,

духовный ние, назна- ные собы- демонст- тест,

Испыта- поиск, пе- чение, тия, цере- рация, внедрение,

ния реживае- праздники монии, спор, реализация

мый опыт (рождение, презента- судебное

свадьба, ции разбира-

кончина) тельство

Озарение, Доверять, Слухи, Голосова- Цена, Правиль-

аура, ценить, мода, ние, стоимость ный,

удача, упрекать, рейтинги, выборы, эффектив-

Суждение шедевр, доклады- резонанс, мобилиза- ный,

переворот вать, ин- отклик ция действую-

представ- формиро- щий

лений вать

Интуиция, Типичная Извест- Текст Деньги, Измерение

символы, история, ность, закона, прибыль,

Очевид- аналогия, пример очевид- юридиче- результат

ность образы, ность ские нор-

знаки успеха мы, устав,

положение

Привычка, Небреж- Непри- Разобще- Невостре- Отношение

повторы, ность, знанность, ние, бован- к людям

роль ошибки, баналь- остаться в ность как вещам

Падение внешних нескром- ность, меньшин-

факторов ность, испорчен- стве, неза-

завистли- ная конность,

вость, репутация, лишение

измена забытость пол-

номочий

Несомненно, возможны уточнения конкретизаций (операциона-лизаций) параметров. Но главное - в этом подходе улавливается существенная специфика различных этосов со своими ценностно-нормативными установками, критериями оценки, признания успешности. Каждый из таких этосов связан со сформировавшимися в современной цивилизации кластерами деятельности, связанными с ними рынками труда. Открываются перспективы и кросс-культурных

исследований. Так, недавно проведенное по заказу Роснано исследование особенностей мотивации инноваторов в России, Корее и Финляндии выявило различие доминирующих этосов в этой мотивации: если для финских стартаперов доминирует рыночный этос, а для корейских - научно-технический, то для российских - этос вдохновения. Бросается в глаза параллель между типами социальных миров (градов) Болтански-Тевено и типов власти, выделенных в свое время А.Кожевым, согласно которому в истории политической философии можно выделить несколько типов политического авторитета (Отца, Вождя, Судьи, Господина). В 1942 году он предложил на этой основе, пожалуй, наиболее детальную систематизацию чистых и смешанных типов власти [5], которая позволяет достаточно просто квалифицировать определенный политический режим с точки зрения характеристик реализуемого в нем этоса властных отношений. Подход Л.Болтански с коллегами позволяет дополнить эту типологию еще одним типом авторитета, свойственным информационному обществу и основанным на паблицитном капитале (риЬПеНу - известность и узнаваемость), который был и остается фактором, дополнительно подкрепляющим авторитет. Однако в современном информационном обществе этот вспомогательный фактор начинает теснить традиционные типы авторитета. И концепция Л.Болтански и Л.Тевено, вводящая отдельный социальный нормативный град репутации, роль этого фактора учитывает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более того, можно говорить о различных типах конфликтов (в зависимости от того, нормы каких градов приходят в столкновение), о конкретном рассмотрении возможностей и технологий их разрешения. На основе разработок Л.Болтански, Э.Кьяпелло, Л.Тевено, как представляется, вырисовывается подход к выработке модели и процедуры гармонизации профессиональных этосов - применительно к конкретному социуму на конкретном этапе его развития, в зависимости от особенностей исторического развития и расстановки сил в данном социуме.

Корпоративно-стилевые этосы

Тематика корпоративных (организационных) культур - их типологий, управления ими - самым широким образом представлена в литературе. Модели Э.Шейна, Дж. Зонненфельда, других авторов воспроизводятся в учебниках, практических руководствах. Поэтому в данном контексте не имеет смысла заниматься их перечислением. Достаточно обозначить этот хорошо разработанный фрагмент содержания и инструментов прикладной этики. Думается, что дополнительное внимание заслуживает тема стиля руководства.

На первый взгляд, тема стиля руководства заиграна и затерта до банальностей. Стили управления X и У, предложенные Д.Макгре-гором, традиционная триада авторитарного, демократического и либерального стилей руководства, их уточнения, развития и дополнения тоже хорошо известны. Вместе с тем важно понимать, что любая такая типология, какой бы она тонкой и изощренной ни была, не учитывает главное - стили не самодостаточны. Они складываются под воздействием ряда факторов.

Прежде всего, они зависят от вида деятельности. Без учета этого обстоятельства остается не понятным, почему в подавляющем большинстве успешные художественные руководители (главный режиссер, главный хормейстер, главный дирижер) - авторитарны, даже если они по своим взглядам и убеждениям демократы из демократов, каким был, например, Ю.Любимов, несколько раз увольнявший В.Высоцкого прямо на репетициях. Просто дело в том, что только художественный руководитель является носителем общего творческого замысла, идеи, которые зачастую только выстраиваются во время репетиции. И если главный дирижер начнет советоваться с треугольником (ну ладно еще - с альтом), это будет означать, что этого замысла у него просто нет.

Зависит стиль управления и от ситуации. На пожаре, в кризисе действия руководителя и команды радикально отличаются от действий в спокойной ситуации, например, выявления перспектив развития, обсуждения новых направлений.

Многое зависит от зрелости коллектива. В ситуации с молодыми неопытными новичками от руководителя ждут наставничества А придет амбициозный автократ в сплоченный коллектив ценимых руководством профессионалов - быстро рога «обломают», а то и «съедят». Даже с разными работниками у руководителя складываются различные отношения - в зависимости от его возраста, опыта, фактов личной биографии.

Все это сказано только для того, чтобы подчеркнуть, что стилей руководства и соответствующих «микроэтосов» - континуум. Они не задаются, а складываются, могут меняться. Затевается нововведение, которое работники плохо понимают или не принимают вообще, и руководитель вынужден будет авторитарничать, вести разъяснительную работу. И - по мере снижения сопротивления - снижать контроль и делегировать полномочия. И наоборот, затеяв реорганизацию в сложившемся коллективе, где каждый имеет свою зону ответственности, знает, что делать, руководитель до этого занимающийся только представительством и работой на развитие, должен будет

отобрать некоторые полномочия работников и поднять степень контроля, эмоциональность и жесткость контроля и оценок.

Даже такой предварительный и беглый обзор показывает: прикладная этика имеет широкие возможности применения при подготовке специалистов как в образовательных структурах, так и в системе реквалификации. Можно и нужно учить, во-первых, конкретному профессиональному этосу, включая - академический. А во-вторых -тому, как складываются и взаимодействуют профессиональные это-сы с национальными и корпоративно-стилевыми.

Список литературы

1. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. М.: НЛО,

2011.

2. Болтански Л., Тевено Л. Критика и обоснование справедливости. М.: НЛО, 2013.

3. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации как это меняет мир. - М.: Мысль, 2018. - 347 с.

4. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Новое издательство, 2011.

5. Кожев А. Понятие власти. М.: Праксис, 2007.

6. Фукуяма Ф. Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ, 2004.

7. Харрисон Л., Хантингтон С. (Ред.) Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М.: МШПИ, 2002.

8. The Future of Jobs and Jobs Training // http://www.pewinternet.-org/2017/05/03/the-future-of-jobs-and-jobs-training. (Дата обращения: 08.12.2017).

9. Hofstede G. Culture's Consequences. L.: SAGEPublications,

2001.

10. Hofstede Geert, Hofstede Gert Jan. Cultures and organizations: software of the mind (Revised and expanded 2nd ed.). - New York: McGraw-Hill, 2005.

11. Lewis R.D. When Cultures Collide. Leading across cultures. Boston-London: NicolasBrealy Intern., 2012. - 600 p.

12. World Values Survey: http://www.worldvaluessurvey.org (Дата последнего обращения 01.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.