Научная статья на тему 'ЧЕМПИОНАТ МИРА 2022 г. В КАТАРЕ КАК СТИМУЛ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ АРАБСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ'

ЧЕМПИОНАТ МИРА 2022 г. В КАТАРЕ КАК СТИМУЛ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ АРАБСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Катар / футбол / Чемпионат мира 2022 / спорт / политика / либерализм / политизация спорта / Qatar / football / World Cup 2022 / sport / politics / liberalism / politicization of sport

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кирчанов Максим Валерьевич

Автор анализирует информационный дискурс Чемпионата мира по футболу в Катаре через призму либеральных арабских средств массовой информации. Предполагается, что катарский Чемпионат оказался одновременно спортивным и политическим событием. В статье выделены основные проблемы, которые формировали информационную повестку дня, а также векторы и траектории интерпретации и восприятия Чемпионата либеральными аналитиками и экспертами. Предполагается, что Чемпионат стимулировал политические и идеологические противоречия между арабскими экспертами. Автор полагает, что арабские аналитики формально использовали спортивные события для актуализации политических, социальных и экономических проблем и противоречий Ближнего Востока в информационном дискурсе. Показано, что Чемпионат актуализировал политические противоречия, визуализируя линии идеологического разграничения между арабскими интеллектуалами, которые активно использовали спорт как информационный повод для обсуждения проблем политики, включая авторитаризм, демократию и права человека. В статье проанализированы основные векторы и траектории политизации и идеологизации спорта в либеральном сегменте арабского информационного дискурса. Автор полагает, что реакция политических элит на критику либеральных средств массовой информации была минимальной, так как экономический эффект превзошел репутационные потери от либеральных обвинений. Поэтому показано, что реакция либеральных СМИ на Чемпионат в Катаре имела ограниченный эффект, содействуя визуализации либерального тренда в современном арабском мире, подчеркнув политические и экономические противоречия между арабскими государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD CUP 2022 IN QATAR AS A STIMULUS OF SOCIO-POLITICAL DISCUSSIONS OF ARAB INTELLECTUALS

The author analyzes the information discourse of the World Cup 2022 in Qatar through the prism of the liberal Arab media. It is assumed that the Qatari Championship turned out to be both a sporting and political event. The article highlights the main problems that formed the information agenda, as well as the vectors and trajectories of the interpretation and perception of the Championship by liberal analysts and experts. It is assumed that the Championship stimulated political and ideological contradictions between Arab experts. The author believes that Arab analysts formally used sports events to actualize the political, social and economic problems and contradictions of the Middle East in the information discourse. It is shown that the Championship underlined political contradictions, visualizing the lines of ideological demarcations between Arab intellectuals, who used sports as an information occasion for discussing political problems actively, including authoritarianism, democracy and human rights. The article analyzes the main vectors and trajectories of the politicization and ideologization of sport in the liberal segment of the Arab information discourse. The author presumes that the reaction of political elites to criticism of the liberal media was minimal, as the economic effect outweighed the reputational losses from liberal accusations. Therefore, it is shown that the reaction of the liberal media to the Championship 2022 in Qatar had a limited effect, contributing to the visualization of the liberal trend in the modern Arab world, highlighting the political and economic contradictions between the Arab states.

Текст научной работы на тему «ЧЕМПИОНАТ МИРА 2022 г. В КАТАРЕ КАК СТИМУЛ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ АРАБСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ»

2023. Т. 7, вып. 3

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 32.019.51:796.093.11(536.4)(045) М.В. Кирчанов

ЧЕМПИОНАТ МИРА 2022 г. В КАТАРЕ КАК СТИМУЛ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ АРАБСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

Автор анализирует информационный дискурс Чемпионата мира по футболу в Катаре через призму либеральных арабских средств массовой информации. Предполагается, что катарский Чемпионат оказался одновременно спортивным и политическим событием. В статье выделены основные проблемы, которые формировали информационную повестку дня, а также векторы и траектории интерпретации и восприятия Чемпионата либеральными аналитиками и экспертами. Предполагается, что Чемпионат стимулировал политические и идеологические противоречия между арабскими экспертами. Автор полагает, что арабские аналитики формально использовали спортивные события для актуализации политических, социальных и экономических проблем и противоречий Ближнего Востока в информационном дискурсе. Показано, что Чемпионат актуализировал политические противоречия, визуализируя линии идеологического разграничения между арабскими интеллектуалами, которые активно использовали спорт как информационный повод для обсуждения проблем политики, включая авторитаризм, демократию и права человека. В статье проанализированы основные векторы и траектории политизации и идеологизации спорта в либеральном сегменте арабского информационного дискурса. Автор полагает, что реакция политических элит на критику либеральных средств массовой информации была минимальной, так как экономический эффект превзошел репутационные потери от либеральных обвинений. Поэтому показано, что реакция либеральных СМИ на Чемпионат в Катаре имела ограниченный эффект, содействуя визуализации либерального тренда в современном арабском мире, подчеркнув политические и экономические противоречия между арабскими государствами.

Ключевые слова: Катар, футбол, Чемпионат мира 2022, спорт, политика, либерализм, политизация спорта. DOI: 10.35634/2587-9030-2023-7-3-386-394 Ссылка на статью:

Кирчанов М.В. Чемпионат мира 2022 г. в Катаре как стимул социально-политических дискуссий арабских интеллектуалов // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2023. Т. 7, вып. 3. С. 386-394. https://doi.org/ 10.35634/2587-9030-2023-7-3-386-394

Введение

В современном мире спорт и политика являются связанными явлениями. Глобализация мировой экономики, рост влияния транснациональных акторов в значительной степени усилили коммуникацию между спортивной и политической сферами. В условиях политического и идеологического противостояния и военных конфликтов противоречия между отдельными государствами проецируются и на сферу спорта, который становится ареной борьбы между отдельными государствами. Проявлением последней тенденции стала практика введения санкций со стороны международных спортивных организаций, которые могут существенно ограничивать или вообще отстранять сборные отдельных стран от участия в международных соревнованиях. Санкционное давление на спорт, начиная с середины 2010-х гг., стало столь распространенным явлением, что претендует на универсальность.

Футбол в современном мире относится к числу тех видов спорта, которые подвергнуты значительной маркетизации и коммерциализации. Поэтому практически на этапе организации чемпионата участие различных экономических акторов в создании необходимой инфраструктуры стало не только экономическим, но и политическим вопросом. К 2022 г. международный футбол оказался в состоянии зависимости от идеологической повестки дня глобальной политики, а сам спорт уже на протяжении нескольких лет играл роль пространства санкционного противостояния между отдельными государствами. Катар стал первой арабской страной, которая получила право на организацию и проведение столь значимого спортивного мероприятия как Чемпионат мира, что повысило внимание к нему со стороны международных СМИ. Современный Катар в арабском мире имеет репутацию не самого демократического государства, что не только политизировало проведение Чемпионата, но в еще большей степени усиливало противоречия, которые существуют между отдельными арабскими странами. Получение Катаром права на проведение Чемпионата усилило не только давление со стороны

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2023. Т. 7, вып. 3

Запада, но и в определенной степени ревитализировало и реанимировало ориенталистские политические и культурные настроения, связанные с сомнениями в способности катарского режима организовать и провести столь масштабное спортивное мероприятие.

Начиная с середины 1960-х гг., интеллектуалы в арабском мире от левых до либералов стали активными участниками социально-экономических дискуссий [13], стимулируя дебаты в обществе относительно наиболее значимых или болезненных проблем. Если в предшествующей историографии арабская мысль на фоне европейского либерализма воспринималась в качестве одной из его вторичных производных [11], то актуальный либеральный дискурс, создаваемый, воспроизводимый и транслируемый именно арабскими интеллектуалами велик настолько, что нуждается в отказе от восприятия как фона западной либеральной традиции, будучи подвергнутым систематическому и самостоятельному изучению. Особое место среди современных арабских СМИ занимают платформы либеральной направленности, информационная политика которых отличается подчеркнуто критическим отношением к современным политических режимам в странах арабского мира. Крупнейшим современным арабским СМИ либеральной ориентации является электронная газета «А1-АгаЬу А1-Jadeed», предлагающим широкий спектр критических интерпретаций и комментариев относительно политики, истории, экономики, социальных проблем, культуры и спорта в арабских странах. Проведение Чемпионата мира в Катаре не могло остаться незамеченным со стороны этого издания.

В центре авторского внимания в представленной статье - основные проблемы и направления либерального восприятия Чемпионата мира по футболу в Катаре в информационном дискурсе «А1-АгаЬу Al-Jadeed». Целью автора является анализа того, как проведение Чемпионата стало стимулом для дискуссий арабских интеллектуалов по проблемам социально-экономического развития Ближнего Востока. В число задач автора входит изучение восприятия футбольного чемпионата через призму политических и идеологических противоречий, которые характерны для современного арабского информационного поля в целом и его либерального сегмента в частности.

Чемпионат и социально-экономические проблемы в дискурсе арабского либерализма

Исходным мотивом части интеллектуалов арабского мира в отношении Чемпионата является признание того, что он стал не спортивным, но преимущественно политическим событием, так как прошел как «самый политизированный из турниров чемпионата мира по футболу, беспрецедентным образом продемонстрировав политические противоречия нашего времени, что началось с кампании расистского подстрекательства в западных странах, которым не понравилось, что Катар выиграл организацию этого чемпионата мира. политический характер событий чемпионата мира усугубился успехом команд из арабских и развивающихся стран, в первую очередь Марокко, Туниса, Хорватии и Сенегала, в победе над командами из стран с долгой колониальной историей» [17].

Подобные идеи в современной арабской интеллектуальной среде непосредственно связаны как с причинами, так и последствиями революционных процессов на Ближнем Востоке [14], которые привели к ограниченной демократизации, так как элиты оказались не в состоянии решить политические проблемы, улучшив социальное и экономическое положение населения. Поэтому ряд острых и дискуссионных вопросов, как и раннее, продолжает не только волновать интеллектуальные группы, но и последовательно содействовать их фрагментации. На современном этапе эти вопросы, как правило, ограничиваются следующими: «Какие отношения существуют между интеллектуалами, уличной политикой и гражданским обществом? Обеспечивают ли общественные интеллектуалы общий региональный дискурс, который объединяет настроения более чем в одной стране? Как интеллектуалы связаны (структурно или идейно) с социальными движениями?» [5, р. 2].

В этом контексте, отвечая на такие вопросы и реагируя на связанные с ними социальные и экономические вызовы, либералы фактически апеллируют к националистической риторике, используя социальные и экономические аргументы, но при этом их совершенно не смущает искусственное сравнение Хорватии, входящей в ЕС, с африканским Сенегалом и мусульманской Северной Африкой. Либеральные СМИ полагают, что проведение Чемпионата мира в Катаре подчеркнуло неравенство в современном арабском мире, так как позволило одним странам реализовать потенциал своей «мягкой силы» [24], используя трудовые ресурсы мигрантов в то время, как другие государства региона были вынуждены играть второстепенную и вспомогательную роль, обслуживая спортивные мероприятия. Одним из проявлений такого неравенства стало незначительное представительство собственно арабских команд на Чемпионате [29], что объясняется различными финансовыми ресурсами

2023. Т. 7, вып. 3

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

и возможностями футбольных ассоциаций Ближнего Востока по сравнению с аналогичными европейскими и латиноамериканскими структурами.

По мнению аналитиков, основным бенефициаром оказался сам Катар, представленный строительными компаниями, что привело к резкому росту цен как на покупку, так и аренду недвижимости [2]. В катарской экономике проведением Чемпионата сумели воспользоваться туристические компании и крупные сети отелей [19]. В целом, в декабре 2022 г. некоторые СМИ оценивали примерные доходы Катара от Чемпионата мира в 17 млрд долларов [12]. Более того, по мнению некоторых аналитиков, чемпионат мира стал «возможностью, которую режимы использовали для проведения своей болезненной политики в отсутствие воли своего народа, озабоченного магией игры... превратив футбол в новый опиум для людей, который отвлекает их умы от борьбы за собственные права» [21].

Подобная политизация Чемпионата в арабском мире была неизбежной в силу как современной интеграции спорта в мир политики, так и процессов консолидации гражданских обществ на региональном уровне [25], которые активны в своих попытках формировать актуальную политическую и социально-экономическую повестку дня. Раша Омран, египетский обозреватель, комментируя ситуацию, подчеркивает, что «идея отделения политической позиции от любого спортивного, культурного или другого мероприятия не состоятельна, так как мы живем в мире, управляемом политическими предубеждениями, политическими прихотями и политическими интересами, как бы мы ни утверждали обратное» [20]. В такой ситуации политическими и экономическими выгодами от проведения Чемпионата в Катаре, по мнению арабских экспертов, воспользовалась ограниченное число акторов. Фейсал Даррадж, комментируя особенности социально-экономического восприятия арабскими интеллектуалами, указывает на важность внешнего влияния. По его мнению, «если европейская современность была незавершенным проектом, то арабская современность - это проект, искалеченный с самого рождения. Первая коренилась в интеллектуальной, научной и промышленной революциях, которые ускорились на протяжении XVIII века, а последняя начала формироваться лишь в середине XIX века, причем урывками» [7].

В условиях столь негативного социального и культурного наследия даже формально либеральные интеллектуалы Ближнего Востока оказываются вынужденными ретрансляторами политических мифов и стереотипов, что ведет к подмене анализа политически и идеологически мотивированными претензиями со стороны одних в отношении других, более успешных и эффективных стран региона. По мнению либеральных экспертов, наибольшим бенефициаром оказался сам Катар, так как местные элиты укрепили свои позиции, получив и экономическую выгоду. Комментируя ситуацию, Ахмед Аль-Заелик подчеркивает, что «Катар потерял миллиарды на чемпионате мира, но выиграл политически и привлек внимание всего мира» [3], временно став центром арабского притяжения и мишенью западной критики в неоколониальном и неоориенталистском стиле, так как проведение Чемпионата в этой стране подчеркнуло неравенство характерное для арабского мира. Если болельщики из Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии были в состоянии не только приехать в Катар, но и воспользоваться инфраструктурой (отели, рестораны), построенной специально для проведения спортивных мероприятий, то ресурсы и возможности других оказались чрезвычайно ограничены.

По мнению экспертов, первый арабский Чемпионат актуализировал зависимость современного футбола от политики и его сопряженность с социальными и экономическими проблемами [23]. Столь формальные обобщения со стороны арабских интеллектуалов, вероятно, актуализируют и визуализируют одну из системных характеристик политического дискурса Ближнего Востока, которая, как полагает Ясмин Сами Дайфалла, в большей степени основана на критике режимов, но не на теоретическом осмыслении проблем [6, р. 1]. По мнению ряда историков, политические трансформации в арабском мире стимулировали «желание порвать с авторитаризмом, выдвинув требование улучшения условий жизни людей», и хотя подобные «изменения в общественном пространстве создали новую политическую и социальную панораму, которая показала, что арабские общества, далекие от апатии, взяли на себя управление своим будущим развитием» [26, р. 92], ожидания на скорое улучшение социальных и экономических реалий не оправдались, а диспропорции и противоречия на региональном уровне стали заметны в большей степени.

Вероятно, именно, следуя такой логике конструирования и функционирования политического дискурса, Абдул Хамид Авад в качестве примера такого институционализированного неравенства возможностей приводит граждан Судана, которые не только не могли приехать, но и, находясь у себя в стране, имеют ограниченный доступ к информационным ресурсам и, поэтому были не в состоянии

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2023. Т. 7, вып. 3

следить за Чемпионатом. Если туристы из ряда стран Ближнего Востока смогли воспользоваться новыми возможностями в Катаре, то суданцы и граждане других менее развитых арабских стран были вынуждены мириться с чувством «разочарования, вызванного плохими условиями жизни, политической напряженностью и закрытыми горизонтами развития и роста» [1]. Другие страны выбрали иную риторику, чтобы подчеркнуть разные возможности государств арабского мира в связи с проведением Чемпионата.

Например, багдадский эксперт Зайд Салем указывает на опосредованный вклад Ирака в организацию спортивного мероприятия усилиями иракского сообщества в Катаре [28]. В современной историографии все более настойчиво подчеркивается необходимость «сосредоточить внимание на внутренней динамике ближневосточных обществ и использовать марксистский и политико-экономический подходы, а также исследования национализма и неэлитных или маргинализирован-ных групп, таких как крестьяне, рабочие и женщины» [9, р. 549] для изучения социально-экономических противоречий Ближнего Востока. Другой, потенциальной, группой для изучения являются либеральные интеллектуалы, которые стремятся оживить политические дебаты, актуализируя формально неудобные темы, связанные с фактически иерархической структурой современного арабского мира. В качестве примера диспропорций и неравенства возможностей в связи с проведением Чемпионата арабскими экспертами приводится Палестина, где жители лишены возможностей следить за матчами по причине постоянной угрозы со стороны Израиля [4].

Если официальный Катар, по мнению либеральных СМИ, игнорирует палестинцев, предпочитая не замечать их социальные и экономические трудности, то граждане стран Ближнего Востока, наоборот, проявили солидарность, поддержав палестинские устремление к свободе [16]. В качестве другого примера приводилась Сирия, где власти использовали массовые собрания во время трансляции матчей в общественных местах для проведения арестов [8]. Кроме этого, Сирия также фигурировала в качестве примера государственного манипулирования спортом в целом и футболом в частности. Поэтому Фаузи Муханна, сирийский эксперт, цитировал официальных лиц, которые, по его словам, утверждали, что «национальная сборная играет за президента и поддерживает его» [10]. В этом контексте арабские либеральные средства массовой информации, с одной стороны, использовали проведением Чемпионата в Катаре как повод для повышения собственной видимости и значимости в информационных пространствах арабского мира. С другой, проведение и организация Чемпионата в очередной раз актуализировала многочисленные социальные и экономические проблемы арабского мира, инициатором обсуждения которых оказались именно либералы.

Либеральные средства массовой информации в арабском мире использовали Чемпионат как политический повод для продвижения собственной идеологической позиции. В первой половине 2010-х гг. американский историк Кевин Мартин формулировал вопрос относительно того, не пропустили ли западные исследователи культурный поворот в ближневосточных историографиях [15]. Модифицируя этот запрос относительно политико-экономической компоненты обществ Арабского Востока, мы можем констатировать не только игнорирование социального поворота региона со стороны Запада, но и резкий всплеск интереса со стороны интеллектуалов к социальным проблемам, что объясняется их хроническим характером и нерешенностью. В такой ситуации некоторые арабские аналитики не только оперировали фактами, которые, по их мнению, актуализировали и подчеркивали социальные проблемы и региональное экономическое неравенство, ставшее еще более заметно на фоне спортивных мероприятий, но указывали на ответственность Запада в целом и Израиля в частности за сложившуюся ситуацию.

Проводниками критической позиции в отношении тактики Израиля стали, в первую очередь, палестинские эксперты [22], которые обвиняли Тель-Авив в политизации Чемпионата мира 2022 г., называя обвинения в нарушении прав человека в Катаре и других арабских странах ложными, указывая при этом на систематическое, по их мнению, преследование палестинцев, что лишает регион возможностей динамичного развивать как социально-экономическую, так и спортивную сферу. Неменьшую долю ответственности либеральные средства массовой информации возложили и на США, обвинив последние в фактической институционализации социального и экономического неравенства и в разрушении равного доступа к трансляциям матчей, так как американские власти заблокировали несколько десятков интернет-платформ, предоставлявших бесплатный доступ к просмотру спортивных программ, которые были особенно популярны на Ближнем Востоке [27].

2023. Т. 7, вып. 3

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В целом, социально-экономическая риторика арабских экспертов, которые описывали Чемпионат в Катаре, в значительной степени была основана на сравнении и противопоставлении соревнований 2022 г. с более ранними. Если европейские и американские чемпионаты воспринимались ими в категориях официально институционализированного неравенства и насилия, то чемпионат в Катаре позиционировался как наиболее удачный, так как организаторы, по их мнению, смогли решить большинство социальных и экономических проблем и создали условия для недопущения дискриминации [18].

Выводы

Проведение Чемпионата именно в Катаре актуализировало фактическое отсутствие единства современного арабского мира, подчеркнув наличие множественных противоречий между отдельными странами. Организация Чемпионата мира в Катаре еще раз подчеркнула то, что в первой четверти XXI века арабский мир подвергся внутренней иерархизации и экономической структуризации, которая выявила как лидеров роста, так и аутсайдеров. Усиление стран типа Катара объективно вызывает недовольство других арабских государств, которые не обладают подобными ресурсами и чьи политические и экономические возможности и потенции, как следствие, значительно ограничены. Экономическая дискриминация одних арабских стран другими в такой ситуации сочетается с политическими противоречиями, содействуя их большему усилению.

Чемпионат, организованный и проведенный в Катаре, визуализировал идеологическую фрагментацию современных арабских интеллектуалов и аналитиков, линия раскола между которыми прошла по вопросу целесообразности организации столь значимого спортивного мероприятия не просто в арабской, но не самой демократической стране арабского мира.

Раскол среди арабских комментаторов и аналитиков оказался особенно заметен в либерально-информационном пространстве, так как проведение Чемпионата в Катаре привело к росту числа комментариев и экспертных оценок, направленных на формирование его негативного образа. В этой ситуации катарским элитам, ставшим организатором Чемпионата, ставился в вину их недемократический и авторитарный характер. Проведение Чемпионата стало информационным поводом для обсуждения тех проблем, которые реально существуют в арабском мире в целом и в катаре в частности, но эффект от такой дискуссии оказался крайне ограниченным. Власти Катара предпочли проигнорировать критические замечания, воспользовавшись только экономическим эффектом. Вместе с тем и критики как Чемпионата, так и катарского режима смогли воспользоваться информационными поводами, что привело к большей визуализации либерального видения проблемы в современном арабском мире.

Чемпионат мира по футболу 2022 г., проведенный в Катаре, в очередной раз подчеркнул отсутствие единства современного арабского мира, визуализировав политические и экономические противоречия в контексте идеологических дискуссий и дебатов об уместности или недопустимости проведения столь значимых спортивных мероприятий в странах, известных нарушением прав человека, что, в целом, свидетельствует о растущей политизации спорта в современном глобализирующемся мире, указывая на важность и необходимость проведения дальнейших исследований по данной проблематике.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Abdal Hamid Awad, Mushajieu al-Suwdan... shaghaf kurat al-qadam yatahadaa al-awdae al-saeba (Абдул Хамид Авад, Суданские болельщики. Страсть к футболу бросает вызов трудным обстоятельствам) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 15. URL: https://www.alaraby.co.uk/society/mushajieu-alsudan-shghif-krat-alqidim-ytihdaa-al'awdaei-alsaeba (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

2. Afnan Shaeban, Antieash eaqarat Qutra: makasib lilmustathmirin walmalikin waeib'an ealaa al-mustajirin (Афнан Шаабан, Бум на рынке недвижимости Катара: прибыль для инвесторов и собственников и бремя для арендаторов) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 25. URL: https://www.alaraby.co.uk/economy/antieashi-eaqarati-quturu-mkasbi-lilmustathmirin-walmalikin-weib'-elaa-almustajirayn (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

3. Ahmad Al-Zaeilik, Mundial qitru: taswiq ealaa ghirar al-hulm al-Amirikii? (Ахмед Аль-Заелик, Чемпионат мира по футболу в Катаре. Маркетинг в духе американской мечты?) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 4. URL: https://www.alaraby.co.uk/blogs/mundial-qtiru-tswiq-elaa-ghrar-alhulmu-al'amiriki (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2023. Т. 7, вып. 3

4. Amjad Yaghy, Khalid Asbiatuhu: kurat al-qadam mataeatna al-wahidat fi Ghaza (Амджад Яги, Халед Эсбейта: Футбол - наше единственное удовольствие в Газе) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 13. URL: https://www.alaraby.co.uk/society/khald-asbitihi-karatu-alqadamu-mitietina-alwahidatu-fi-ghaza (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

5. Bamyeh M.A. The Social Dynamism of the Organic Intellectual // Intellectuals and Civil Society in The Middle East. Liberalism, Modernity and Political Discourse / ed. M.A. Bamyeh. L. - NY.: IB Tauris, 2012. P. 1-26.

6. Daifallah Y.S. Political Subjectivity in Contemporary Arab Thought: The Political Theory of Abdullah Laroui, Hassan Hanafi, and Mohamed Abed al-Jabiri. Berkeley: University of California, 2012. Р. 1. 150 р.

7. Darraj F. The peculiar destinies of Arab modernity / trans. A. Swank // Arab Art Histories / eds. S. Rogers, E. van der Vlist. Amsterdam: Idea Books, 2013. URL: https://daratalfunun.org/?page_id=298

8. Eadnan Ahmad, Al-nizam al-Suwriu ystghl tjmmeat mutabaeat al-mundial litawqif matlubin amnyaan 'aw liltajnid (Аднан Ахмед, Сирийский режим использует митинги после чемпионата мира для ареста разыскиваемых службой безопасности лиц или для вербовки) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 08. URL: https://www.alaraby.co.uk/politics/alnizamu-alsuwri-ystaghli-tajimeat-almundial-ltuqifi-matlubin-amnia-'uw-liltajnid (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

9. El Shakry O. Rethinking Arab Intellectual History: Epistemology, Historicism, Secularism // Modern Intellectual History. 2021. Vol. 18. No 2. P. 547-572. DOI: https://doi.org/10.1017/S1479244319000337

10. Fawzi Mahanaa, Ma bayn antisar al-shueub wantisar al-hukaam (Фаузи Муханна, Между победой народов и победой правителей) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 23. URL: https://www.alaraby.co.uk/blogs/ma-bin-antisar-alshueub-wantisar-alhukaam (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

11. Hourani A. Arabic Thought in the Liberal Age, 1789-1939. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 406 p.

12. Kas al-ealam FIFA qatar 2022: 17 milyar dular eayidat mutawaqaeat lilbutula (Чемпионат мира по футболу FIFA 2022 в Катаре: ожидаемая выручка от турнира - 17 млрд долларов) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 17. URL: https://www.alaraby.co.uk/economy/ka'as-alealami-fifa-qitir-2022-17-miliar-dulari-eayidatun-mitawaqaeatun-llbutula (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

13. Khalaf S. The Growing Pains of Arab Intellectuals // Diogenes. 1966. Vol. 14, No 54. P. 59-80. DOI: https://doi.org/10.1177/039219216601405404

14. Kienle E. Les "révolutions arabes" // Critique international. 2012. No 54. P. 103-117.

15. Martin K. Middle East Historiography: Did We Miss the Cultural Turn? // History Compass. 2014. Vol. 12. No 2. P. 178-186.

16. Mundial filastin fi Qatar (Кубок мира и Палестина в Катаре) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 25. URL: https://www.alaraby.co.uk/politics/mundial-filastin-fi-qatar (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

17. Mustafaa Al Barghuthi. Al-mundial watanaqudat al-easr al-siyasia (Мустафа Баргути, Чемпионат мира и политические противоречия эпохи) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 25. URL: https://www.alaraby.co.uk/opinion/almundial-wtanaqudati-aleasr-alsiyasia (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

18. Mustafaa Eabdal Salam, La tuhrash fi mundial Qatar (Мостафа Абдель Салам, Никаких домогательств на чемпионате мира по футболу в Катаре) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 12. URL: https://www.alaraby.co.uk/economy/liai-tihirshi-fi-mundial-qtar (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

19. Natayij qiasiat lildiyafat al-Qatariati: 100 % mueadalat 'iishghal al-fanadiq fi nufimbir wadisambir (Рекордные результаты для катарского гостеприимства: 100 % заполняемость отелей в ноябре и декабре) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 28. URL: https://www.alaraby.co.uk/economy/natayija-qiaasiatun-lildiyafati-alqatariati-100-'iishghal-alfanadiqi-fi-nufimbir-wdisambir (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

20. Rasha Eimran, Tilk al-riyadat al-gharayibia (Раша Омран, Этот странный вид спорта) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 24. URL: https://www.alaraby.co.uk/opinion/tilik-alriyadati-algharayibia (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

21. Sabri Al-Raabihi, Kurat al-qadam bdylaan ean khaybat al-siyasa (Сабри Рабхи, Футбол - замена политическим разочарованиям) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 10. URL: https://www.alaraby.co.uk/blogs/krt-alqdm-bdylaan-en-khybat-alsyas (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

22. Salih Al-Naeami, Ealam kurat al-qadam la "majanina" fi 'iisrayiyl (Салех Аль Наами, Мир футбола для «сумасшедших» в Израиле) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 17. URL: https://www.alaraby.co.uk/ society/ealma-karatu-alqadami-l-mjanin-fi-'iisrayiyl (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

23. Samir Al-Zabn, Kurat al-qadam walsiyasat wa'ahlam al-fuqara (Самир Аль-Забин, Футбол, политика и мечты бедняков) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 06. URL: https://www.alaraby.co.uk/opinion/kuratu-alqadami-walsiyasati-wa'ahlamu-alifuqara (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

24. Siham Maet Allah, Mundial 2022 wqwwt Qatar al-naaeima (Сихам Маеталла, ЧМ-2022 и «мягкая сила» Катара) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 25. URL: https://www.alaraby.co.uk/economy/mwndyal-2022-wqwwt-qtr-alnaem (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

392_М.В. Кирчанов_

2023. Т. 7, вып. 3 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

25. Sociedad civil y contestación en Oriente Medio y Norte de África / ed. I. Álvarez-Ossorio. Barcelona: Fundación CIDOB, 2013. 296 р.

26. Vidal L., Bourekba M., Rufalco L. Socio-Political Map after the "Arab Awakening": in Search of a Balance of Powers // European Institute of the Mediterranean Studies Yearbook 2013. Girona: European Institute of the Mediterranean Studies, 2014. Р. 92. Р. 91-120.

27. Wizarat aleadl al'amirkiat tahjub 55 mwqeaan tabathu mundial 2022 (Минюст США заблокировал 55 сайтов, транслирующих ЧМ-2022) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 13. URL: https://www.alaraby.co.uk/entertainment_media/wzart-aledl-alamyrkyt-thjb-55-mwqeaan-tbth-mwndyal-2022 (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

28. Zayd Salim, Al-mushajieun al-Iraqiuwna. Anshighal bialmubarayat ealaa hisab al-siyasa (Зейд Салем, Иракские болельщики. Озабоченность матчами за счет политики) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 09. URL: https://www.alaraby.co.uk/society/almushajieuna-aleiraqiuwna-anshighali-balmubarayati-elia-hisab-alsiyasa (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

29. Zuhayr Warad, Muntakhabat earabiat eashat sadmat al-khaybat fi 2022 (Зухаир Варад, Арабские команды испытали шок разочарований в 2022 году) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. Disambir 31. URL: https://www.alaraby.co.uk/sport/muntakhabati-earabiatu-eashti-sdmat-alkhibat-fi-2022 (на арабском языке) (дата обращения: 13.01.2023).

Статья поступила в редакцию 16.01.2023 Передана на рецензирование 17.01.2023 Рекомендована к публикации 15.02.2023

Кирчанов Максим Валерьевич, доктор исторических наук, доцент

факультет международных отношений, кафедра регионоведения и экономики зарубежных стран

исторический факультет, кафедра истории зарубежных стран и востоковедения

Воронежский государственный университет

394068, г. Воронеж, Московский пр-т, 88, учебный корпус № 8

E-mail: maksymkyrchanoff@gmail.com

M.V. Kirchanov

WORLD CUP 2022 IN QATAR AS A STIMULUS OF SOCIO-POLITICAL DISCUSSIONS OF ARAB INTELLECTUALS

DOI: 10.35634/2587-9030-2023-7-3-386-394

The author analyzes the information discourse of the World Cup 2022 in Qatar through the prism of the liberal Arab media. It is assumed that the Qatari Championship turned out to be both a sporting and political event. The article highlights the main problems that formed the information agenda, as well as the vectors and trajectories of the interpretation and perception of the Championship by liberal analysts and experts. It is assumed that the Championship stimulated political and ideological contradictions between Arab experts. The author believes that Arab analysts formally used sports events to actualize the political, social and economic problems and contradictions of the Middle East in the information discourse. It is shown that the Championship underlined political contradictions, visualizing the lines of ideological demarcations between Arab intellectuals, who used sports as an information occasion for discussing political problems actively, including authoritarianism, democracy and human rights. The article analyzes the main vectors and trajectories of the politicization and ideologization of sport in the liberal segment of the Arab information discourse. The author presumes that the reaction of political elites to criticism of the liberal media was minimal, as the economic effect outweighed the reputational losses from liberal accusations. Therefore, it is shown that the reaction of the liberal media to the Championship 2022 in Qatar had a limited effect, contributing to the visualization of the liberal trend in the modern Arab world, highlighting the political and economic contradictions between the Arab states.

Keywords: Qatar, football, World Cup 2022, sport, politics, liberalism, politicization of sport.

REFERENCES

1. Abdal Hamid Awad, Mushajieu al-Suwdan... shaghaf kurat al-qadam yatahadaa al-awdae al-saeba (Abdal Hamid Awad, Sudanese fans. Passion for football defies difficult circumstances) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 15. URL: https://www.alaraby.co.uk/society/mushajieu-alsudan-shghif-krat-alqidim-ytihdaa-al'awdaei-alsaeba (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2023. Т. 7, вып. 3

2. Afnan Shaeban, Antieash eaqarat Qutra: makasib lilmustathmirin walmalikin waeib'an ealaa al-mustajirin (Afnan Shaeban, Qatar Real Estate Boom: Profits for Investors and Owners, Burdens for Tenants) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 25. URL: https://www.alaraby.co.uk/economy/antieashi-eaqarati-quturu-mkasbi-lilmustathmirin-walmalikin-weib'-elaa-almustajirayn (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

3. Ahmad Al-Zaeilik, Mundial qitru: taswiq ealaa ghirar al-hulm al-Amirikii? (Ahmad Al-ZaeilikFIFA World Cup in Qatar. American Dream Marketing?) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 4. URL: https://www.alaraby.co.uk/ blogs/mundial-qtiru-tswiq-elaa-ghrar-alhulmu-al'amiriki (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

4. Amjad Yaghy, Khalid Asbiatuhu: kurat al-qadam mataeatna al-wahidat fi Ghaza (Amjad Yaghy, Khalid Asbiatuhu: Football is our only pleasure in Gaza) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 13. URL: https://www.alaraby.co.uk/ society/khald-asbitihi-karatu-alqadamu-mitietina-alwahidatu-fi-ghaza (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

5. Bamyeh M.A. The Social Dynamism of the Organic Intellectual // Intellectuals and Civil Society in The Middle East. Liberalism, Modernity and Political Discourse / ed. M.A. Bamyeh. L. - NY.: IB Tauris, 2012. P. 1 - 26.

6. Daifallah Y.S. Political Subjectivity in Contemporary Arab Thought: The Political Theory of Abdullah Laroui, Hassan Hanafi, and Mohamed Abed al-Jabiri. Berkeley: University of California, 2012. Р. 1. 150 р.

7. Darraj F. The peculiar destinies of Arab modernity / trans. A. Swank // Arab Art Histories / eds. S. Rogers, E. van der Vlist. Amsterdam: Idea Books, 2013. URL: https://daratalfunun.org/?page_id=298

8. Eadnan Ahmad, Al-nizam al-Suwriu ystghl tjmmeat mutabaeat al-mundial litawqif matlubin amnyaan 'aw liltajnid (Eadnan Ahmad, Syrian regime uses post-World Cup rallies to arrest or recruit wanted by security forces) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 08. URL: https://www.alaraby.co.uk/politics/alnizamu-alsuwri-ystaghli-tajimeat-almundial-ltuqifi-matlubin-amnia-'uw-liltajnid (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

9. El Shakry O. Rethinking Arab Intellectual History: Epistemology, Historicism, Secularism // Modern Intellectual History. 2021. Vol. 18. No 2. P. 547 - 572. DOI: https://doi.org/10.1017/S1479244319000337

10. Fawzi Mahanaa, Ma bayn antisar al-shueub wantisar al-hukaam (Fawzi Mahanaa, Between the victory of nations and the victory of rulers) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 23. URL: https://www.alaraby.co.uk/blogs/ma-bin-antisar-alshueub-wantisar-alhukaam (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Hourani A. Arabic Thought in the Liberal Age, 1789 - 1939. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 406 p.

12. Kas al-ealam FIFA qatar 2022: 17 milyar dular eayidat mutawaqaeat lilbutula (2022 FIFA World Cup Qatar: Estimated Tournament Revenue of $17 Billion) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 17. URL: https://www.alaraby.co.uk/economy/ka'as-alealami-fifa-qitir-2022-17-miliar-dulari-eayidatun-mitawaqaeatun-llbutula (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

13. Khalaf S. The Growing Pains of Arab Intellectuals // Diogenes. 1966. Vol. 14, No 54. P. 59-80. DOI: https://doi.org/10.1177/039219216601405404

14. Kienle E. Les "révolutions arabes" // Critique international. 2012. No 54. P. 103 - 117.

15. Martin K. Middle East Historiography: Did We Miss the Cultural Turn? // History Compass. 2014. Vol. 12. No 2. P. 178-186.

16. Mundial filastin fi Qatar (World Cup and Palestine in Qatar) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 25. URL: https://www.alaraby.co.uk/politics/mundial-filastin-fi-qatar (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

17. Mustafaa Al Barghuthi. Al-mundial watanaqudat al-easr al-siyasia (Mustafaa Al Barghuthi, World Cup and political controversies of the era) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 25. URL: https://www.alaraby.co.uk/ opinion/almundial-wtanaqudati-aleasr-alsiyasia (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

18. Mustafaa Eabdal Salam, La tuhrash fi mundial Qatar (Mustafaa Eabdal Salam, No harassment at the World Cup in Qatar) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 12. URL: https://www.alaraby.co.uk/economy/liai-tihirshi-fi-mundial-qtar (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

19. Natayij qiasiat lildiyafat al-Qatariati: 100% mueadalat 'iishghal al-fanadiq fi nufimbir waDecember (Record results for Qatari hospitality: 100% hotel occupancy in November and December) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 28. URL: https://www.alaraby.co.uk/economy/natayija-qiaasiatun-lildiyafati-alqatariati-100-'iishghal-alfanadiqi-fi-nufimbir-wDecember (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

20. Rasha Eimran, Tilk al-riyadat al-gharayibia Rasha Eimran, This strange sport) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 24. URL: https://www.alaraby.co.uk/opinion/tilik-alriyadati-algharayibia (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

21. Sabri Al-Raabihi, Kurat al-qadam bdylaan ean khaybat al-siyasa (Sabri Al-Raabihi, Football is a replacement for political disappointments) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 10. URL: https://www.alaraby.co.uk/blogs/krt-alqdm-bdylaan-en-khybat-alsyas (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

22. Salih Al-Naeami, Ealam kurat al-qadam la "majanina" fi 'iisrayiyl (Salih Al-Naeami, The world of football for the "crazy" in Israel) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 17. URL: https://www.alaraby.co.uk/society/ealma-karatu-alqadami-l-mjanin-fi-'iisrayiyl (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

23. Samir Al-Zabn, Kurat al-qadam walsiyasat wa'ahlam al-fuqara (Samir Al-Zabn, ootball, politics and the dreams of the poor) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 06. URL: https://www.alaraby.co.uk/opinion/kuratu-alqadami-walsiyasati-wa'ahlamu-alifuqara (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

394

2023. T. 7, Bbm. 3

M.B. KHpgaHOB

СOЦHO.ПOГHtf. nOHHTOnOrHM. ME^AYHAPOflHblE OTHOfflEHHfl

24. Siham Maet Allah, Mundial 2022 wqwwt Qatar al-naaeima (Siham Maet Allah, World Cup 2022 and Qatar's soft power) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 25. URL: https://www.alaraby.co.uk/economy/mwndyal-2022-wqwwt-qtr-alnaem (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

25. Sociedad civil y contestación en Oriente Medio y Norte de África / ed. I. Álvarez-Ossorio. Barcelona: Fundación CIDOB, 2013. 296 p.

26. Vidal L., Bourekba M., Rufalco L. Socio-Political Map after the "Arab Awakening": in Search of a Balance of Powers // European Institute of the Mediterranean Studies Yearbook 2013. Girona: European Institute of the Mediterranean Studies, 2014. P. 92. P. 91 - 120.

27. Wizarat aleadl al'amirkiat tahjub 55 mwqeaan tabathu mundial 2022 (The US Department of Justice blocked 55 sites broadcasting the 2022 World Cup) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 13. URL: https://www.alaraby.co.uk/ entertainment_media/wzart-aledl-alamyrkyt-thjb-55-mwqeaan-tbth-mwndyal-2022 (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

28. Zayd Salim, Al-mushajieun al-Iraqiuwna. Anshighal bialmubarayat ealaa hisab al-siyasa (Zayd Salim, Iraqi fans. Preoccupation with matches at the expense of politics) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 09. URL: https://www.alaraby.co.uk/society/almushajieuna-aleiraqiuwna-anshighali-balmubarayati-elia-hisab-alsiyasa (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

29. Zuhayr Warad, Muntakhabat earabiat eashat sadmat al-khaybat fi 2022 (Zuhayr Warad, Arab teams experienced the shock of disappointment in 2022) // Al-Araby Al-Jadeed. 2022. December 31. URL: https://www.alaraby.co.uk/ sport/muntakhabati-earabiatu-eashti-sdmat-alkhibat-fi-2022 (in Arab) [accessed: 13.01.2023].

For citation:

Kirchanov M.V. World Cup 2022 in Qatar as a stimulus of socio-political discussions of Arab intellectuals // Bulletin of

Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. 2023. Vol. 7, iss. 3. P. 386-394.

https://doi.org/10.35634/2587-9030-2023-7-3-386-394 (In Russ.).

The article was received by the editorial office on 01/16/2023 Submitted for review on 01/17/2023 Recommended for publication on 02/15/2023

Kirchanov M.V., Doctor of History, Associate Professor

Faculty of International Relations, Department of Regional Studies and Economics of Foreign Countries

Historical Faculty, Department of Foreign Countries History and Oriental Studies

Voronezh State University

Moskovskii pr-t, 88/8, Voronezh, Russia, 394068

E-mail: maksymkyrchanoff@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.