Образование
ЧЕМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА РАБОТА В ШКОЛЕ - ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЕМ
Татьяна КЛЯЧКО
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор. Е-таИ; [email protected] Елена СЕМИОНОВА
Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-таИ;
Галина ТОКАРЕВА
Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-т^П; [email protected]
Ежегодно Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС проводится мониторинг эффективности общего образования, в рамках которого осуществляется социологический опрос родителей учащихся, учителей и директоров школ в субъектах Российской Федерации, дифференцированных по критериям социально-экономического развития. В статье представлены результаты опроса учителей в 2014— 2017 гг., раскрывающие их отношение к таким сторонам профессиональной деятельности, как обновление кадрового состава школы, удовлетворенность работой, перспективы карьерного роста.
Ключевые слова: мониторинг, эффективность школьного образования, учителя, профессиональная деятельность.
Мониторинг эффективности школы, который ежегодно проводится Центром экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС, основывается на анализе данных Росстата, Минобрнауки России, информационно-аналитических материалов органов управления в сфере образования. В рамках мониторинга осуществляются сбор и анализ социологической информации, полученной в ходе опроса родителей учащихся, учителей и директоров школ в субъектах Российской Федерации, дифференцированных по критериям социально-экономического развития. Социологический опрос проводился в 2014-2017 гг. в поселениях разных типов Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областей, Алтайского и Ставропольского краев. В ходе исследования были получены данные, раскрывающие отношение учителей к таким сторонам профессиональной деятельности, как удовлетворенность работой, обновление кадрового состава школы, перспективы карьерного роста.
Приходят ли на работу в школу новые педагогические кадры?
Обновление кадрового состава оказывает положительное влияние на образовательный процесс в школе - ожидаемо привносятся новые элементы в содержание обучения, обновляются подходы к осуществлению профессиональной деятельности. Вместе с тем, по мнению учителей, в течение последних лет произошло лишь незначительное обновление педагогического коллектива школы, в которой они работают (значительным обновление кадрового состава назвали всего 17,3% респондентов). (См. табл. 1.) Более интенсивно обновление кадров происходило в школах столиц субъектов Российской Федерации: 26,1% опрошенных в региональных столицах учителей отметили, что в их школы в последние годы пришло несколько новых учителей. Обновление кадрового состава отметили также учителя сельских школ, но их доля ниже - 15,8%. В целом более 80% учителей высказали мнение, что процесс прихода на работу в школу новых кадров имеет низкую динамику.
Что привлекает молодых учителей в работе в школе?
Учителя выделили факторы, которые, по их мнению, могут привлечь молодых специалистов на работу в школу. Наиболее часто назывались такие, как стабильность занятости, удобный режим работы, интерес к профессии. При этом размер заработной платы и престиж профессии не могут, по мнению большинства респондентов, рассматриваться как наиболее значимые факторы. В то же время почти 24% опрошенных педагогов выразили мнение о том, что в работе в школе нет ничего привлекательного для молодежи.
Ожидаемо выявлены различия в оценке факторов, имеющих значение для привлечения молодых специалистов в систему образования, между учителями школ разных типов поселений. Так, режим работы является актуальным для 44,5% учителей школ региональ-
ных столиц, 41,3% - для учителей городских школ и 26,9% - для сельских учителей. Стабильность занятости важна для 31,9% учителей школ столиц субъектов Российской Федерации, 37,3% - для учителей городских школ и 26,5% - для учителей, работающих в сельских школах. (См. табл. 2.)
Между тем мнения молодых учителей во многом отличаются от средних оценок. Так, интерес к профессии значительно чаще, чем в других возрастных группах, определяется ими как главный фактор для устройства на работу в школу - этот ответ выбрали 51,4% респондентов моложе 35 лет. Также молодые педагоги больше, чем их коллеги старших возрастных групп, ценят режим работы - 49,2%. (См. рис. 1.)
Динамика в оценке педагогами в возрасте до 35 лет факторов, привлекающих молодых учителей на работу в школу, в 2016-2017 гг. при-
Таблица 1
Обновление кадрового состава школ1, в % к итогу
Тип Насколько обновился за последние год-два штатный состав учителей в Вашей школе?
поселения Год Поменялось несколько учителей или обновления вообще не было Поменялось значительное число учителей
п 2014 89,3 10,7
Региональная 2015 73,7 26,3
столица 2016 74,2 25,8
2017 73,9 26,1
1 2014 92,9 7,1
2015 87,9 12,1
2016 82,8 17,2
2017 88,3 11,7
1 2014 96,0 4,0
2015 93,9 6,1
2016 84,4 15,6
2017 84,2 15,8
1 2014 91,1 8,9
2015 81,9 18,1
2016 80,9 19,1
2017 82,7 17,3
Источник: мониторинг ЦЭНО 2014-2017 гг.
1Здесь и далее в таблицах в позицию «Город» за 2014-2015 гг. включены: «крупный город», «малый город», «поселок городского типа».
ведена на рис. 2. Из данных мониторинга следует, что в последний год на 4,5 п.п. увеличилась доля молодых учителей, считающих важным фактор относительно высокой заработной
платы. При этом примерно на такую же величину (4,9 п.п.) уменьшилась доля молодых педагогов, считающих привлекательным для работы в школе фактор относительно высокого со-
Таблица 2
Факторы привлекательности работы в школе для молодых учителей, в % (допускалось несколько ответов)
Что привлекает молодых учителей в работе в школе?
Тип поселения Год Режим работы Относительно высокая зарплата Относительно высокий социальный статус Интересная работа Нет опасения потерять работу Ничего не привлекает
2014 40,9 12,4 15,2 27,7 28,4 23,5
Региональная 2015 47,5 8,1 8,2 31,2 34,8 17,2
столица 2016 42,3 8,4 15,3 36,6 38,8 18,6
2017 44,5 12,0 12,5 38,8 31,9 18,2
2014 30,5 20,5 10,9 26,2 32,0 25,4
Город 2015 37,5 20,4 12,9 35,5 26,9 22,5
2016 36,1 10,6 15,2 34,6 39,4 20,8
2017 41,3 13,8 9,9 30,7 37,3 23,5
2014 25,8 23,1 14,4 28,1 26,4 34,4
Село 2015 34,3 17,6 11,2 29,2 30,7 24,6
2016 30,2 11,2 11,7 30,5 31,3 32,0
2017 26,9 16,4 11,0 36,4 26,5 28,8
2014 36,1 15,3 13,6 27,8 30,0 25,2
В целом 2015 41,2 13,6 11,0 32,2 31,7 20,4
2016 35,9 10,2 14,1 33,8 36,5 23,9
2017 37,4 14,1 11,0 35,0 32,1 23,7
Источник: мониторинг ЦЭНО 2014-2017 гг.
Рис. 1. Факторы привлекательности работы в школе для молодых учителей по возрастным группам, в % (допускалось несколько ответов)
60 50 40 30 20 10
ЁШ
Режим Относительно Относительно Интересная Нет опасения Ничего не
работы высокая заработная высокий работа потерять работу привлекает
плата социальный статус
□ До 35 лет □ 36^45 лет
Источник: мониторинг ЦЭНО 2017 г.
] 46-55 лет ■ Старше 55 лет
циального статуса. На 10 п.п. снизилась оценка молодыми учителями значимости фактора стабильности занятости. Положительной тенденцией является увеличение доли молодых педагогов, для которых самой важной позицией для прихода на работу в школу является интерес к профессиональной деятельности.
Какое влияние оказало обновление кадрового состава на профессионализм педагогического коллектива?
Обновление кадрового состава, по мнению учителей, в принципе должно способствовать повышению уровня профессионализма педагогического коллектива. Вместе с тем доля респондентов, отметивших положительный эффект прихода новых учителей в школу, снизилась в 2017 г. относительно предыдущего года на 6%: о том, что педагогический коллектив стал в результате этого сильнее, заявили в 2017 г. 26,3% респондентов (в 2016 г. - 32,3%), а об отсутствии влияния прихода новых кадров - 68,2% педагогов, и этот показатель вырос почти на 10% (в 2016 г. - 59,9%). (См. табл. 3.) Сопоставление ответов учителей городских и сельских школ показало, что наиболее оптимистично оценивают влияние обновления кадрового состава респонденты, работающие в
школах столиц субъектов Российской Федерации. Так, 30,4% учителей региональных столиц заявили, что педагогический коллектив стал сильнее, и приведенный показатель имел тенденцию к росту (в отличие от других типов поселений, где с 2016 г. отмечается достаточно сильное его снижение: в городских поселениях - с 34,7 до 24,3%, в сельской местности - с 31,5 до 25,1%).
Вместе с тем, по мнению большинства педагогов, в современных условиях обновление не стало фактором роста уровня профессионализма педагогического коллектива: в школах, где обновление было достаточно интенсивным, меньшая часть респондентов признала сложившийся кадровый состав сильным. Так, в школах, где поменялось большое число учителей, педагогический коллектив назвали сильным 51,7% респондентов (в 2016 г. -55,6%), а в школах, затронутых обновлением в меньшей степени, - 64,9% (71,8%). (См. рис. 3.)
Среди учителей, отмечающих снижение качественного уровня педагогического коллектива, значительно выше доля тех, кто считает, что учителя стали хуже готовиться к урокам (31,3%), - таким образом, ослабление педагогических коллективов может быть след-
Рис. 2. Факторы привлекательности работы в школе для молодых учителей в оценках педагогов в возрасте до 35 лет, в % (допускалось несколько ответов)
60 -
Режим Относительно Относительно Интересная Нет опасения Ничего не
работы высокая заработная высокий работа потерять работу привлекает
плата социальный статус
□ 2016 г. ■ 2017 г.
Источник: мониторинг ЦЭНО 2017 г.
ствием ухудшения подготовки учителей к урокам. Отдельно стоит отметить, что, в аспекте обновления кадрового состава школы, речь идет не только о привлечении молодых спе-
циалистов, но и о приходе в школу учителей с опытом работы. (См. табл. 4.)
Почти две трети учителей (62,7%) считают педагогический коллектив школы, в которой
Таблица 3
Влияние обновления кадрового состава на профессионализм педагогического коллектива, в % к итогу
Каким образом обновление кадрового состава за последние год-два повлияло Тип на уровень педагогического коллектива Вашей школы?
поселения 1 ОД Педагогический коллектив стал сильнее Педагогический коллектив стал слабее Принципиально ничего не изменилось
п 2014 31,3 11,5 57,2
Региональная 2015 22,9 14,3 62,8
столица 2016 30,0 10,2 59,8
2017 30,4 8,4 61,2
1 2014 27,3 10,0 66,0
2015 32,5 7,1 60,4
2016 34,7 6,4 58,9
2017 24,3 3,7 72,0
1 2014 22,1 5,0 72,9
2015 28,0 4,3 67,8
2016 31,5 7,5 61,0
2017 25,1 5,0 69,9
1 2014 28,9 9,8 61,3
2015 27,2 10,5 62,3
2016 32,3 7,8 59,9
2017 26,3 5,5 68,2
Источник: мониторинг ЦЭНО 2014-2017 гг.
Рис. 3. Мнение учителей о влиянии интенсивности обновления кадрового состава на уровень педагогического коллектива, в % к итогу
80
60
40
20
2016 г. 2017 г.
Поменялось значительное число учителей
2016 г.
2017 г.
Поменялось несколько учителей или обновления вообще не было
□ Сильное ■ Неоднородное
Источник: мониторинг ЦЭНО 2017 г.
I Слабое
они работают, сильным, а треть респондентов рассматривают кадровый состав своей школы как неоднородный, в которой работают как сильные, так и слабые учителя (36,2%). При этом доля учителей, считающих кадровый состав своей школы сильным, в целом уменьшилась по сравнению с предыдущими годами на 6%. Данная тенденция прослеживается в оценках учителей как сельских, так и городских школ - в отличие от школ региональных
столиц, где 61,7% педагогов характеризовали свой педагогический коллектив сильным как в 2016 г., так и в 2017 г. (См. табл. 5.)
Какие стороны профессиональной деятельности устраивают учителей?
В наибольшей степени респондентов устраивают отношения учителей с учащимися, руководством школы, а также со своими коллегами внутри педагогического коллектива. В меньшей
Таблица 4
Обновление кадрового состава и качество образовательного процесса, в % к итогу
Учителя стали лучше готовиться к урокам?
Да Скорее да Скорее нет Нет
Педагогический коллектив стал сильнее 53,3 38,2 4,8 3,7
Педагогический коллектив стал слабее 19,6 49,1 26,8 4,5
Принципиально ничего не изменилось 29,7 50,9 14,1 5,3
Источник: мониторинг ЦЭНО 2017 г.
Таблица 5
Мнение учителей о профессиональном уровне педагогического коллектива школы, в которой они работают, в % к итогу
Можете ли Вы сказать, что сегодня в Вашей школе работает сильный Тип педагогический коллектив?
поселения 1 ОД Да, в школе работает сильный педагогический коллектив Есть и сильные, и слабые учителя Если и есть сильные учителя, то их единицы
п 2014 58,0 39,3 2,7
Региональная 2015 49,9 47,0 3,1
столица 2016 61,7 37,7 0,6
2017 61,7 37,1 1,2
I 2014 63,1 36,4 0,5
2015 68,5 29,9 1,6
2016 71,5 28,2 0,3
2017 62,8 36,0 1,2
I 2014 59,2 39,5 1,3
2015 66,3 31,6 2,1
2016 71,4 27,8 0,8
2017 63,3 35,5 1,2
I 2014 59,3 38,9 1,8
2015 58,9 38,9 2,2
2016 68,7 30,8 0,5
2017 62,7 36,2 1,1
Источник: мониторинг ЦЭНО 2014-2017 гг.
степени учителя удовлетворены отношениями с родителями школьников. (См. табл. 6.)
Неудовлетворенность учителей взаимоотношениями с родителями во многом обусловлена постоянным ростом требований со стороны родителей к качеству учебного процесса: ежегодно более половины учителей отмечают рост требовательности такого рода со стороны родителей. (См. табл. 7.)
Объем учебной нагрузки в целом устраивает 77,3% респондентов (в 2016 г. - 76,4%), и по годам наблюдений существенных изменений в данном вопросе не отмечается. Несколько повысилась удовлетворенность учителей уровнем оплаты труда. Вместе с тем пока остается высокой доля тех учителей, кого не устраивает размер заработной платы, - 59,1% (в 2016 г. - 65,3%), при этом полностью удов-
Таблица 6
Удовлетворенность учителей школ отношениями с другими участниками образовательного процесса, в % к итогу
Ответы
Вопросы мониторинга Год Полностью устраивают Скорее устраивают Скорее не устраивают Совершенно не устраивают
2014 47,1 48,4 4,1 0,4
Устраивают ли Вас в принципе 2015 48,7 48,0 2,4 0,9
отношения с учащимися? 2016 57,8 39,5 2,1 0,6
2017 53,9 42,6 2,1 1,4
2014 56,8 39,5 2,9 0,9
Устраивают ли Вас в принципе 2015 55,4 40,1 3,2 1,3
школы? 2016 61,1 34,4 3,3 1,2
2017 65,4 31,5 1,7 1,5
2014 34,6 55,6 8,9 1,0
Устраивают ли Вас в принципе 2015 36,1 56,8 5,1 2,0
учащихся? 2016 42,0 52,2 4,7 1,1
2017 37,6 53,7 6,4 2,3
2014 61,5 36,1 2,0 0,4
Устраивают ли Вас в принципе 2015 60,3 37,0 1,6 1,1
в школе? 2016 71,4 26,6 1,0 1,1
2017 68,5 29,4 0,7 1,3
Источник: мониторинг ЦЭНО 2014-2017 гг.
Таблица 7
Мнение учителей о росте требований родителей школьников к качеству образовательного процесса, в % к итогу
Можете ли Вы сказать, что родители учащихся стали более требовательны к качеству учебного процесса, чем это было раньше (год-два назад)?
Да, стали более Требования Требований стало Затрудняетесь ответить, поскольку требовательны не изменились меньше работаете в школе недавно
2015 54,6 33,3 5,1 7,0
2016 53,5 34,2 5,9 6,4
2017 56,2 33,1 3,4 7,3
Источник: мониторинг ЦЭНО 2015-2017 гг.
летворены зарплатой лишь 11,8% респондентов (9,6%). (См. табл. 8.)
Заработная плата. В 2017 г., в отличие от предыдущих лет, по всем типам поселений отмечался рост доли учителей, которых полностью устраивает уровень оплаты труда. Вме-
сте с тем размером заработной платы удовлетворены менее половины респондентов -40,1% учителей сельских школ, 41,3% учителей региональных столиц и 41,6% учителей, работающих в школах других городов региона. Доля педагогов, которых совершенно не
Таблица 8
Удовлетворенность учителей школ размером заработной платы и объемом педагогической работы, в % к итогу
Ответы
Вопросы мониторинга Год Полностью Скорее Скорее Совершенно
устраивает устраивает не устраивает не устраивает
2014 11,2 35,6 34,1 19,1
Устраивает ли Вас в принципе 2015 11,1 29,5 36,5 22,9
размер заработной платы? 2016 9,6 25,1 33,6 31,7
2017 11,8 29,1 33,7 25,4
2014 30,6 44,6 18,7 6,1
Устраивает ли Вас в принципе 2015 33,6 42,8 16,5 7,1
объем учебной нагрузки? 2016 37,1 39,3 16,1 7,5
2017 36,5 40,8 16,5 6,2
2014 30,2 42,3 20,9 6,6
Устраивает ли Вас в принципе 2015 33,4 40,8 16,8 9,0
объем внеучебной нагрузки? 2016 37,3 35,3 17,4 10,0
2017 37,8 37,2 14,0 11,0
Источник: мониторинг ЦЭНО 2014-2017 гг.
Таблица 9
Удовлетворенность учителей размером заработной платы, в % к итогу
Устраивает ли Вас размер заработной платы?
Тип поселения Год Полностью устраивает Скорее устраивает Скорее не устраивает Совершенно не устраивает
■ 2014 7,0 34,5 36,3 22,2
2015 8,1 26,3 38,7 26,9
2016 8,3 21,5 33,8 36,4
2017 12,6 28,7 35,1 23,6
■ 2014 17,1 39,1 30,6 13,2
2015 14,8 33,9 31,7 19,6
2016 9,7 25,0 33,2 32,1
2017 11,2 30,4 31,9 26,5
■ 2014 16,4 34,4 31,8 17,4
2015 12,8 30,7 37,4 19,1
2016 10,5 28,2 33,9 27,4
2017 11,7 28,4 34,4 25,5
Источник: мониторинг ЦЭНО 2014-2017 гг.
устраивает материальная сторона их профессиональной деятельности, несколько ниже в школах, расположенных в столицах субъектов Российской Федерации, - 23,6% (в сельской местности - 25,6%). (См. табл. 9.)
Объем педагогической нагрузки. В 2017 г. наибольшая доля учителей, которых полностью устраивает объем учебной нагрузки, работали в сельских школах - 38,5% (в 2016 г. -41,3%). При этом не были удовлетворены учебной нагрузкой 22,2% учителей сельских школ (20,1%), 21,4% учителей школ столиц субъектов Российской Федерации (26,2%) и 24,2% педагогов, работающих в других городах региона (24,7%). Соответственно, в отличие от городских школ доля сельских учителей, которых не устраивает данная сторона работы, увеличилась по сравнению с предыдущими годами. (См. табл.10.)
В наибольшей степени удовлетворены объемом внеучебной нагрузки учителя сельских школ - 42,8% (в 2016 г. - 44,0%), и это превышает соответствующие показатели в городских школах. Также среди сельских учителей меньше тех, кого данная сторона работы совершенно не устраивает, - 9,2% (11,5% учите-
лей региональных столиц, 12,2% учителей других городов региона). (См. табл. 11.)
Как видят учителя развитие профессиональной карьеры?
Продолжение профессиональной карьеры связывают с методической деятельностью 19,9% респондентов. Предполагают стать директором школы или занять другие позиции в управленческой команде школы 11,7% учителей. При этом большинство учителей (68,4%) не определились в вопросе развития своей карьеры. (См. рис. 4.)
Учителя школ столиц субъектов Российской Федерации более ориентированы на карьерный рост по сравнению с их коллегами из поселений других типов, и это свидетельствует о наличии более широких возможностей, предоставляемых развитой городской образовательной инфраструктурой. Вместе с тем, так же как и в поселениях других типов, в региональных столицах карьерные амбиции учителей связаны прежде всего с методической деятельностью. Среди респондентов, не видящих никаких направлений развития своей карьеры, 70% респондентов работают в сельских, а
Таблица 10
Удовлетворенность учителей объемом учебной нагрузки, в % к итогу
Устраивает ли Вас объем учебной нагрузки?
Тип поселения Год Полностью устраивает Скорее устраивает Скорее не устраивает Совершенно не устраивает
■ 2014 25,4 46,4 21,3 6,9
2015 31,5 43,2 17,8 7,5
2016 33,5 40,2 17,5 8,7
2017 33,9 44,7 15,3 6,1
■ 2014 37,5 41,7 15,4 5,5
2015 35,6 43,8 14,3 6,1
2016 36,1 39,1 17,9 6,8
2017 36,8 39,0 18,3 5,9
■ 2014 39,1 39,5 15,4 6,0
2015 36,5 38,3 18,2 7,0
2016 41,3 38,6 13,0 7,1
2017 38,5 39,3 15,6 6,6
Источник: мониторинг ЦЭНО 2014-2017 гг.
Таблица 11
Удовлетворенность учителей объемом внеучебной нагрузки, в % к итогу
Тип поселения
Региональная столица
Город
Устраивает ли Вас объем внеучебной нагрузки?
Год Полностью устраивает Скорее устраивает Скорее не устраивает Совершенно не устраивает
2014 26,7 43,7 22,6 7,0
2015 31,8 40,8 18,1 9,3
2016 32,1 36,7 18,8 12,4
2017 33,9 40,8 13,8 11,5
2014 37,7 39,9 16,1 6,3
2015 35,1 42,5 14,1 8,3
2016 35,2 36,4 18,8 9,6
2017 36,3 36,4 15,1 12,2
2014 32,8 40,5 20,7 6,0
2015 36,5 38,0 16,7 8,8
2016 44,0 33,2 14,5 8,3
2017 42,8 35,1 12,9 9,2
Село
Источник: мониторинг ЦЭНО 2014-2017 гг.
70,9% - в городских школах, что связано с узостью рынков учительского труда и, видимо, с отсутствием амбиций. (См. табл. 12.)
Молодые учителя с большим оптимизмом смотрят на возможности карьерного роста, но уже к 35 годам надежды на продвижение по профессиональной лестнице снижаются. (См. табл. 13.) Так, если на первом этапе профессиональной деятельности рассматривают возможность заниматься методической работой 28,1% молодых учителей, то в возрасте 36-45 лет доля таких учителей падает до 18,4%.
Учителя (55%) относят себя к уважаемым членам общества, причем в наибольшей сте-
Рис. 4. Представления учителей о развитии профессиональной карьеры, в % к итогу
Таблица 12
Представления учителей о развитии профессиональной карьеры в зависимости от типов поселений, в % к итогу
Как Вы видите развитие своей профессиональной карьеры?
Тип поселения Учитель-методист Завуч л Пока не видите направлений развития профессиональной карьеры
Региональная столица 23,4 8,6 4,6 63,4
Город 17,9 8,0 4,1 70,0
Село 19,0 7,5 2,6 70,9
Источник: мониторинг ЦЭНО 2017 г.
пени так считают сельские учителя (59,7%), а в наименьшей - учителя школ региональных столиц (47,4%). (См. табл. 14.)
В случае ухода из своей школы учителя в первую очередь ориентированы на работу в другой образовательной организации, а не за пределами системы образования, что во многом связано с узостью рынка труда в регионах. По мнению почти двух третей учителей (65,2%), найти достойно оплачиваемую ра-
боту в другой сфере деятельности достаточно непросто. Респонденты, проживающие в региональных столицах (44,2%), считают, что найти работу в другой сфере деятельности с их образованием возможно, и это связано с тем, что предложений об устройстве на работу в столицах субъектов Российской Федерации ожидаемо больше. О том, что очень трудно найти достойно оплачиваемую работу, заявили 29,4% учителей сельских и 30% учите-
Таблица 13
Представления учителей о развитии профессиональной карьеры по возрастным группам, в % к итогу
Возраст Как Вы видите дальнейшее развитие своей профессиональной карьеры?
респондентов Учитель-методист Завуч Директор Не определились
До 35 лет 28,1 15,5 7,2 49,2
36-45 лет 18,4 10,5 4,8 66,3
46-55 лет 19,0 4,3 1,6 75,1
Старше 55 лет 13,8 2,0 1,7 82,5
Источник: мониторинг ЦЭНО 2017 г.
Таблица 14
Мнение учителей об отношении общества к педагогическим работникам, в % к итогу
Тип Можете ли Вы сказать, что учителя относятся к уважаемым членам общества?
поселения Определенно да Скорее да Скорее нет Определенно нет
2014 16,7 39,8 32,8 10,7
Региональная 2015 8,6 35,7 45,0 10,7
столица 2016 15,7 37,4 36,6 10,3
_2017_12,5_34,9_43,3_9,3
2014 12,9 43,5 38,3 5,3
2017 17,4 42,3 31,7 8,6
2014 15,4 40,8 35,6 8,2
2015 12,1 41,1 38,6 8,2
В целом
2016 16,8 39,8 34,2 9,2
2017 14,8 40,2 36,0 9,0
Источник: мониторинг ЦЭНО 2014-2017 гг.
2017 17,4 42,3 31,7 8,6
лей городских школ (в отличие от учителей школ региональных столиц - в них так считают всего 18,4%). (См. табл. 15.)
Стремление учителей найти дополнительную работу связано с оценкой ими уровня своего материального положения: по мере его снижения растет доля учителей, планирующих совмещать основную деятельность с дополнительной. Среди респондентов, оцениваю-
щих уровень своей жизни как низкий и ниже среднего, около половины намерены искать дополнительный заработок в сфере образования. Учителя, считающие уровень своего материального положения высоким, не планируют для себя работу по совместительству, и лишь 16,7% таких педагогов указали, что, возможно, будут искать дополнительный источник доходов. (См. табл. 16.)
Таблица 15
Представления учителей о перспективах устройства на работу в другой сфере деятельности, в % к итогу
Легко ли с Вашим образованием найти в регионе достойно оплачиваемую Год работу, не связанную со школой?
поселения Легко Не очень легко Трудно Очень трудно
2014 8,2 43,4 33,8 14,6
Региональная 2015 9,2 33,5 37,5 19,8
столица 2016 8,1 33,9 34,5 23,5
2017 5,4 38,8 37,4 18,4
2014 5,5 32,9 38,6 23,0
Город 2015 3,9 27,3 40,6 28,2
2016 4,6 29,1 39,4 27,0
2017 2,8 26,9 40,3 30,0
2014 4,7 35,1 37,5 22,7
Село 2015 2,1 27,1 43,8 27,1
2016 4,4 29,0 37,5 29,0
2017 3,4 28,9 38,3 29,4
2014 6,9 38,2 36,2 18,7
В целом 2015 6,1 30,5 39,5 23,9
2016 5,5 30,4 37,4 26,7
2017 3,7 31,1 38,8 26,4
Источник: мониторинг ЦЭНО 2014-2017 гг.
Таблица 16
Уровень материального положения учителей и дополнительная работа, в % к итогу
Уровень материального Планируете ли Вы в ближайшие годы найти дополнительную работу, связанную с образованием?
Да Возможно Нет
Высокий 0 16,7 83,3
Выше среднего 8,1 17,7 74,2
Средний 5,7 32,4 61,9
Ниже среднего 10,9 38,6 50,5
Низкий 11,7 37,7 50,6
Источник: мониторинг ЦЭНО 2017 г.
Большинство педагогов - 75,7% - не планируют менять сферу профессиональной деятельности и уходить из системы общего образования, и динамика данного по-
казателя не имеет существенных отличий как по годам наблюдений, так и в территориально-поселенческом разрезе. (См. табл. 17 и рис. 5.)
Таблица 17
Представления учителей о планах в сфере профессиональной деятельности, в % к итогу
Тип поселения
Год
Планируете ли Вы в ближайшие годы поменять сферу деятельности (уйти из системы школьного образования)?
Да
Возможно
Нет
2014 7,4 20,8 71,8
Региональная 2015 5,8 22,4 71,8
столица 2016 6,0 19,2 74,7
2017 3,4 21,1 75,5
2014 5,3 20,2 74,5
Город 2015 6,7 15,4 78,0
2016 5,9 23,6 70,5
2017 3,0 21,4 75,6
2014 6,7 20,1 73,2
Село 2015 3,3 18,5 78,1
2016 7,8 21,5 70,7
2017 5,4 18,7 75,9
2014 6,9 21,4 71,7
В целом 2015 6,0 19,7 74,3
2016 6,6 21,7 71,8
2017 3,9 20,4 75,7
Источник: мониторинг ЦЭНО 2014-2017 гг.
Рис. 5. Планы учителей в сфере профессиональной деятельности, в % е итогу
Планируете ли Вы в ближайшие годы уйти на пенсию?
Планируете ли Вы в ближайшие годы найти дополнительную работу, не связанную с образованием?
Планируете ли Вы в ближайшие годы найти дополнительную работу, связанную с образованием?
Планируете ли Вы в ближайшие годы поменять сферу деятельности (уйти из системы школьного образования)?
Источник: мониторинг ЦЭНО 2017 г.
0 10 20 30 40 ■ Да ■ Возможно ПНет
50
60
70
80
Выводы
По мнению учителей, в течение последних лет обновление кадрового состава школ было незначительным. Даже в столицах субъектов Российской Федерации, где рынок труда является более широким в сравнении с другими типами поселений, большая часть учителей (73,9%) не считают происходившее обновление педагогического коллектива интенсивным.
Обновление кадрового состава не привело к повышению уровня профессионализма педагогического коллектива. В школах, где поменялось значительное число учителей, 51,7% педагогов характеризуют сложившийся кадровый состав как сильный, а в школах, где обновления не было или поменялось незначительное число учителей, педагогический коллектив назвали сильным 64,9% учителей. Эта тенденция свидетельствует о сохранении ценности стабильности в педагогическом сообществе и о низкой оценке профессионализма молодых учителей значительной долей их старших товарищей.
Основными факторами, которые привлекают молодых специалистов в школу, являются: режим работы (37,4%), стабильность работы (32,1%), интерес к профессиональной педагогической деятельности (35,0%). Об этом также свидетельствует увеличение притока в педагогические вузы абитуриентов, имеющих высокие результаты ЕГЭ. Размер заработной платы также важен для привлечения молодых специалистов в школу (14,1%), но более значимым этот фактор является для учителей сельских школ (16,4%).
Наибольшую степень удовлетворенности у учителей вызывают отношения с учащимися, коллегами и администрацией школы, в меньшей - с родителями школьников. Степень удовлетворенности учителей объемом педа-
гогической работы за период наблюдений практически не изменилась: объем учебной и внеучебной нагрузки устраивает более 75% учителей.
В 2017 г. отмечен некоторый рост удовлетворенности учителей уровнем их заработной платы. Вместе с тем остается высокой доля педагогов, которых не устраивает данная сторона профессиональной деятельности, -59,1% (в 2016 г. - 65,3%). Доля педагогов, которые совершенно не удовлетворены уровнем заработной платы, несколько ниже в столицах субъектов Российской Федерации (23,6%) и выше - в сельской местности (25,6%), средних и малых городах (26,5%).
Более половины учителей (55,0%) относят представителей педагогической профессии к уважаемым членам общества, причем статус учителя сельской школы оценивается выше в сравнении с городскими (59,7% сельских учителей и 47,4% учителей школ региональных столиц).
Большинство учителей (75,7%) не планируют менять сферу профессиональной деятельности и уходить из системы общего образования. В случае перехода в другую школу учителя могут столкнуться с теми же проблемами, что и на предыдущем месте работы (неудовлетворенность учебной нагрузкой, заработной платой, отношениями в коллективе и т.д.). Также, по мнению респондентов, перспектив найти достойно оплачиваемую работу, не связанную со школой, у них немного. Развитие профессиональной карьеры респонденты связывают с методической деятельностью (19,9%) или с работой в управленческой команде школы (11,7% учителей). На карьерный рост в большей степени ориентированы учителя школ столиц субъектов Российской Федерации.■