Научная статья на тему 'Челябинск в 30-е годы'

Челябинск в 30-е годы Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
189
15
Поделиться

Текст научной работы на тему «Челябинск в 30-е годы»

Н.П.Шмакова

ЧЕЛЯБИНСК В 30-е ГОДЫ

1. По пути индустриализации

30-е годы - это время глубоких социально-экономических, политических и культурных преобразований в стране. Для Челябинска - это годы бурного промышленного развития, мощного индустриального разбега.

Уже первым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР предусматривалось перемещение промышленности на Восток и превращение Урала в «срединную индустриальную базу Союза»1. Это нашло своё дальнейшее развитие в постановлении ЦК партии от 15 мая 1930 года «О работе Уралмета» и в решениях XXI съезда ВКП (б). «Индустриализация страны, - отмечалось в постановлении, - не может опираться в дальнейшем только на одну металлургическую базу. Жизненно необходимым условием быстрой индустриализации страны является создание на Востоке второго основного угольно-металлургического центра СССР путём использования богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири»2.

В связи с этим по плану «Большого Урала» намечалось резкое увеличение промышленного производства к 1933 году по сравнению с заданием первой пятилетки. Так потребность в капитальных затратах определялась в 8,5 млрд рублей против 2,7 млрд рублей по пятилетнему плану3. В результате Урал выдвигался на второе место среди экономических районов, а по вложениям в новое строительство - на первое. Намечались и более высокие темпы развития уральской промышленности, чем в целом по стране. Ведущим звеном второй угольно-металлургической базы становился Южный Урал, и важное место в нём отводилось Челябинску.

Первой крупной индустриальной стройкой города стала Челябинская ГРЭС - первенец плана ГОЭЛРО в нашем крае. 6 мая 1927 года Совет труда и обороны принял решение: «Отмечая государственное значение постройки электростанции при Челябинске для обеспечения нужд Челябинского, Златоустовского, Кыштымского, Карабашского районов, наличие дешёвого топлива и широкие перспективы дальнейшего рентабельного развития, признать её государственной районной станцией союзного значения и поручить ВСНХ СССР начать постройку в 1927-1928 гг.»4.

В мае 1927 года на северо-восточной окраине города разместились первые палатки, а в ноябре был заложен фундамент главного корпуса станции. Строительство шло с невероятным напряжением' не хватало стройматериалов, рабочей силы. «О механизации строительных работ мы и понятия не имели, - вспоминает бригадир монтажников ЧГРЭС А.Гусаров, - канаты, носилки, лопаты, тачки - вот те механизмы, которыми мы пользовались». Однако с первых дней здесь развернулась борьба за ударные темпы работы, за досрочный пуск электростанции. В1928 году был проведён конкурс на лучшую артель строителей, а летом по инициативе О.Ф.Парфёновой возникла одна из первых женских ударных бригад на Южном Урале5.

15 сентября 1930 года состоялся торжественный пуск ЧГРЭС. Забилось энергетическое сердце Челябинска. Урал получил мощную базу, способную обеспечить электроэнергией заводы и стройки огромного промышленного района.

В 1929 году в городе началось сооружение мощного электротермического комбината (ЧЭТК), состоящего из ферросплавного, электродного и абразивного заводов. Особо важное значение приобретало строительство ферросплавного предприятия. Вопрос о нём был решён в минимальные сроки, хотя этот объект не значился ни в пятилетнем плане Уралмета (октябрь 1928 г.), ни в первых вариантах пятилетнего плана развития Урала. Оперативность объяснялась огромной потребностью страны в высококачественных сталях.

Летом 1929 года группа советских инженеров во главе с К.П.Григоровичем, который возглавлял кафедру электрометаллургии в Московской горной академии и был одним из немногих специалистов в этой отрасли, разработала проект Челябинского ферросплавного завода. В группу по первоначальному проектированию входил выпускник академии В.С.Емельянов, позднее главный инженер, а в 1933-1937 гг. технический директор Челябинского завода ферросплавов, член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, известный учёный-металлург6.

В июне 1929 года было организовано управление строительством ЧЭМК, а в июле в степи, за Челябинской ГРЭС, появились первые строители. Возглавил стройку Н.Ф. Захаров, потомственный рабочий, овладевший профессией сталевара, директор ряда металлургических заводов Урала - Каслинского, Чусовского, Ашинского и др. Главным инженером был назначен С В. Семёнов, обладающий разносторонними техническими знаниями и опытом работы. В 1923 году по его проекту был реконструирован Нытвенский завод, в 1927 году он руководил строительством первой высоковольтной линии электропередач на Урале: Лысьва-Чусовская; создавал трубовоздуходувное хозяйство Чусовского завода и др.

7 ноября 1929 года под звуки «Интернационала», под гром аплодисментов состоялась закладка завода. На митинге строители дали слово ровно через год пустить первую электропечь и дать первый ферросплав.

Тяжёлым выдался на феррострое первый зимний строительный сезон. Ранние морозы сковали землю, трудно было вести кладку на подогретом растворе, приходилось выбирать: или прекратить её до начала весны, или укрыть главный корпус тепляком и продолжить его сооружение. Строители решили не прекращать стройку. Строящиеся цехи обшивали тёсом и внутрь вводили паровоз, чтобы его паром обогревать место работы. Бетонирование велось днём и ночью. Между тем в городе поползли слухи, что в тепляке - мороз и вся постройка весной развалится. В мае тепляк раскрыли. Над степью возвышались два этажа железобетонного корпуса, высота северной части которого равнялась 18 метрам. «Первый зимний сезон, - говорилось в рапорте председателя правления «Востокстали» Я.П.Иванченко на имя С.Орджоникидзе, - был опытным и в условиях уральской зимы, и в части ведения железобетонных работ (по основным зданиям в тепляках) и всё же дал блестящие результаты. Выстроенные зимой цеха дали возможности летом ввести оборудование»7.

При проектирование завода советские инженеры ориентировались на американское оборудование, но после длительных переговоров американская сторона отказалась его продать. Пришлось срочно размещать заказы в Западной Европе. Оборудование обязались поставлять немецкие фирмы «Сименс-Шуккерт», «Зиммеринг», «Бергер Крупп», «Ран-сон» и др. В феврале 1930 года управление ферростроя получило телеграмму из Москвы-«Остановить бетонировку первого этажа главного корпуса, так как германские размеры оборудования электропечей резко отличаются от американских в сторону увеличения в весе и всех габаритных размерах»8 В проектном бюро развернулась лихорадочная работа: думали, как решить проблему без переделки корпусов. Были изобретены добавочные конструкции, которые смогли принять дополнительную нагрузку на перекрытия первого-второго этажа. Всего на три дня остановилась стройка, однако срок пуска первой печи срывался- немецкие фирмы предполагали поставить оборудование только в конце октября, а позднее перенесли срок на февраль 1931 года.

В августе главный инженер С.В.Семёнов и главный металлург А.П.Сергеев обнаружили в Сатке на одном из заводов старую электропечь фирмы «Сименс-Шуккерт» ВСНХ СССР разрешил перевезти ее в Челябинск. За два месяца, работая в три смены, строители и монтажники выполнили огромный объём работ: демонтировали оборудование и доставили его в Челябинск, достроили часть здания главного корпуса для установки печи, произвели её монтаж, уложили канализацию и водопровод, получили сжатый воздух и электроэнергию, проложили тысячи метров труб разного назначения и т.д. Руководили монтажными работами главный механик Г.Ф.Дунаев и начальник монтажного отдела Г.В.Павлов, ударными темпами работала бригада Г.М. Панкова и др.

7 ноября 1930 года первая электропечь дала металл. Плавку вели В.Н.Гусаров, В.Ф.Рубцов, А.Г.Подлужный9. Строители сдержали своё слово. Челябинск стал родиной первых в стране ферросплавов.

Первая электропечь явилась лабораторией по разработке и освоению технологического процесса выплавки ферросплавов. Уже первые анализы показали, что Челябинский феррохром по качеству не уступает продукции знаменитых литейных заводов Круппа. Когда Верх-Исетскому заводу на Урале для производства динамного железа понадобился ферросилиций, рабочие ЧЭТК справились и с этой задачей. В 1931 году на феррострой прибыла бригада инженеров металлургической лаборатории Московского института стали во главе с А.М.Самариным и В.П.Елютиным10, которая провела исследовательские работы по выплавке углеродистого феррохрома. Полученные данные прочно вошли в отечественную техническую литературу о производстве феррохрома.

Торжественный пуск завода состоялся 25 июля 1931 года. Партия и правительство высоко оценили самоотверженный труд строителей, которые в рекордно короткие сроки, ме-

нее чем за два года, воздвигли первый в стране завод ферросплавов Орденом Ленина были награждены директор строительства Н Ф Захаров, главный инженер С В Семенов, главный металлург А П Сергеев, каменщик-ударник П А Шакурин, бригадир-монтажник А С Ермолаев Приказом по «Спецстапи» от 29 октября 1931 года ЧЭТК был переименован в Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК)

После пуска завода перед его коллективом встала ответственная задача освоить производство различных марок ферросплавов и полностью освободить страну от импорта этой продукции В ее решении большое значение имела первая Всесоюзная научно-практическая конференция по ферросплавам, которая состоялась в июне 1932 года в г Челябинске В ней приняли участие видные электрометаллурги страны - К П Григорович, В С Емельянов, П П Шипулин, А П Сергеев и др Участники конференции проанализировали и обобщили опыт работы Челябинского ферросплавного завода и рекомендовали использовать его при освоении других предприятий этой отрасли

В 1932 году челябинские электрометаллурги перекрыли проектную мощность завода, выпустив 15 229 т ферросплава вместо 12 тыс т В 1931-1932 гг завод выдал продукции более чем на 4 млн р золотом Это был большой вклад в освобождение нашей страны от иностранной зависимости До конца 1933 года, до ввода в строй первых печей Зестафон-ского и Запорожского ферросплавного заводов, ЧЭМК являлся единственным поставщиком ферросилиция, феррохрома и ферровольфрама народному хозяйству страны

В 30-е годы Челябинск стал родиной и гусеничного тракторостроения Осенью 1929 года к востоку от города были забиты первые колышки на месте будущего завода - ЧТЗ По своей производственной мощности - 40 тыс гусеничных машин в год - он должен был превосходить в полтора раза строившиеся Сталинградский и Харьковский тракторные заводы вместе взятые

Проектирование Челябинского тракторного было поручено специальной группе, созданной при Государственном институте по проектированию металлургических заводов (ГИПРОМЕЗ) в Ленинграде В нее вошли инженеры К П Ловин, назначенный начальником строительства, И В Иванов, Н А Межевич, А Ю Божко ГГОбошьян, С М Лещенко и др Несмотря на многочисленные трудности и отсутствие опыта проектирования подобных предприятий, эскизный проект был составлен за 50 дней Он получил высокую оценку американских специалистов тракторостроительных фирм «Катерпиллер» и «Альберт Кан» При ЧТЗ предусматривалось сооружение небольшого опытного завода, своеобразной лаборатории по освоению процессов производства и кузницы кадров квалифицированных рабочих для основного предприятия ЧТЗ должен был стать крупнейшим в стране заводом по производству гусеничных машин

Сооружение такого предприятия было возможно только при использовании передового опыта, накопленного в мировом тракторостроении Поэтому разработку генерального плана ЧТЗ и проекта основных цехов решено было перенести в США Однако отношения с иностранными фирмами складывались непросто сказывалось влияние не только политических факторов, но и экономических, в частности, учитывалась и будущая конкуренция на мировом рынке В январе 1930 года начальник строительства К П Ловин и главный инженер И В Иванов выехали в США, где вели переговоры об оказании технической помощи Руководители фирмы «Катерпиллер», тип трактора которой был взят за основу, не отказались помочь в проектировании завода, но выдвинули тяжелые условия Они потребовали в качестве вознаграждения 3500 тысяч долларов и согласились представить его только на английском языке и только в американских, а не в принятых на европейском континенте метрических мерах По условиям фирмы наша страна не имела права экспортировать в течение 20 лет тракторы типа «Катерпиллер» Кроме того компания отказалась предоставлять техническую информацию о новейших усовершенствованиях в машинах, которые будут сделаны после сдачи проекта, т е руководители фирмы не желали развивать нас технически, да и считали невероятным сооружение подобного завода в СССР11

6 марта 1930 года К П Ловин писал в Челябинск своим заместителям В В Борисову и Б П Пронину «У меня остается очень мало надежд на благоприятный исход переговоров с «Катерпиллером» Время безвозвратно уходит и, по-видимому, придется работать силами собственного бюро с помощью другой, второстепенной тракторной фирмы и отдельных американских специалистов Это займет значительно больше времени Мы и так уже потеряли два месяца»12 Действительно переговоры зашли в тупик

Тогда в Детройте, центре автотракторной промышленности США, нашими представителями было организовано специальное проектное бюро «Челябинск трактор плент», куда

вошли 40 советских и 12 американских специалистов. Учитывая последние достижения в тракторостроении, были внесены значительные изменения в эскизный проект ЧТЗ.

По предложению фирмы «Альберт Кан», было решено сооружать три отдельных корпуса: механический, литейный и кузнечный - вместо 20 цехов, намеченных первоначально. Они же рекомендовали заменить железобетонные опорные колонны цельнометаллическими. Это давало не только широкие пролёты, но и позволяло менять объекты производства. Переход на выпуск танков в начале Великой Отечественной войны подтвердил правильность принятых решений.

В июле из Детройта была получена телеграмма: «Передаю окончательный генеральный план завода. Первое: главным корпусом является механический, включающий собственно механический, вторую термическую, холодноштамповочную, склад запасных частей и готовых тракторов, главный магазин. Второе: размеры этого корпуса - длина 468, ширина 156. Третье: направление большой оси главного корпуса параллельно Омской на расстоянии 600 метров...» и т.д. План разбивки будущего предприятия оказался настолько точен, что произведённая по нему закладка фундамента в дальнейшем не потребовала изменения.

10 августа 1930 года под звуки оркестра был заложен литейный цех Здесь же состоялся и один из первых субботников с участием более 5 тысяч работников города. По решению ВСНХ СССР ЧТЗ заносится в ударную группу крупнейших новостроек страны.

Путь создания предприятий отечественного машиностроения, как и других отраслей промышленности, оказался нелёгким. С большими трудностями встретились и строители ЧТЗ: отсутствие в первое время техники, жилья и медицинской помощи; обеспеченность кадрами в 1929-1930 гг. составила 60% к плану; местная кооперация оказалась не в состоянии обслуживать рабочих; не хватало стройматериалов; обнаружились неувязки в проектировании; выявились и факты вредительства; в конце года резко сократилось финансирование. Стройка оказалась под угрозой срыва.

30 апреля 1931 года Центральный комитет партии принял специальное постановление «О ходе строительства Челябинского тракторного завода», где отмечалось, что своевременное окончание стройки и пуск ЧТЗ являются одной из главных задач, стоящих перед народным хозяйством страны13. Под лозунгом «Лицом к промплощадке» развернулось движение за ударные темпы строительства. На сооружении основных объектов вводился 10-часовой рабочий день и двухсменная работа. Начальником промышленного строительства был назначен один из лучших руководителей стройки Л.Б.Сафразьян.

Вот одно из характерных заявлений того времени: «Довожу до вашего сведения, - сообщает один из строителей в профсоюзную организацию, - что за преподнесённую мне премию (поездка на курорт) я благодарю вас как за высокую оценку моей работы. Но учитывая важное значение в союзном масштабе пуска ЧТЗ, я от неё отказываюсь, а все деньги на курорт жертвую в фонд современной авиации».

В сентябре 1931 года по инициативе Н.Самохина комсомольцы промышленного строительства, а затем и всей стройки взяли шефство над сооружением механосборочного цеха. Здесь же молодые рабочие организовали и так называемые «бетонные вечера», когда после работы, под звуки оркестра, строители возводили стены корпусов будущего завода. Многие рабочие из других смен часто оставались, чтобы посмотреть на работу энтузиастов, нередко, охваченные общим подъёмом, сами брались за лопаты. Случалось так, что в «бетонные вечера» укладывали бетона больше, чем в обычные дни. На одних лишь субботниках комсомольцы возвели свыше 3 тыс. кв. метров стен. За самоотверженный труд на лесах ЧТЗ комсомол стройки был награждён Почётной грамотой Ударника пятилетки.

Высокие темпы строительных работ позволили перейти к развёрнутому монтажу производственного оборудования. Проект ЧТЗ и технологический процесс были разработаны с учётом только американского оборудования. Но позднее выяснилось, что все агрегаты в США закупить невозможно: приходилось часть заказов переносить в Европу, причём многие заграничные фирмы совсем не выпускали некоторые типы станков и механизмов, необходимые для предприятия. Поэтому по заказу ЧТЗ впервые на европейских заводах изготовлялись тяжёлые молоты, ковочные машины, конвейеры. В оснащении ЧТЗ оборудованием принимали участие 307 иностранных фирм Германии, США, Франции, Англии.

Однако иностранные фирмы предпочитали продавать готовые изделия, а не оборудование. В 1931 году группа советских специалистов, в составе которой был молодой инженер H.A. Межевич, находилась в Германии. Он вспоминал, как их пригласил к себе руководитель компании. После обмена первыми фразами о заводе, о заказах он заявил: «Вы, уважаемые господа, строите большой завод, заказываете много оборудования. Вам

потребуется много инструмента, не проще ли купить этот инструмент у меня9» Советские специалисты ответили ему «Для того мы и строим инструментальный цех, чтобы делать самим инструменты, а не быть в зависимости от заграницы»

Большую роль в укомплектовании ЧТЗ оборудованием сыграли отечественные предприятия Более 120 заводов изготовляли станки и механизмы для Челябинского тракторного Только в Ленинграде над его заказами трудились рабочие 52 предприятий Электропечи и трансформаторы поставляла Москва, регулирующую аппаратуру - Харьков, ковши -подольские заводы, «Красный путиловец» и «Уралмаш», 20-тонные выгранки готовили де-бальцевские предприятия Удельный вес отечественного оборудования на ЧТЗ в целом составил более 40%14 Рабочие отечественных предприятий считали большой честью выполнять заказы челябинцев «За пуск ЧТЗ отвечает весь рабочий класс СССР и в особенности заводы - поставщики оборудования1» - под таким девизом развернулось всесоюзное соревнование за досрочное выполнение заказов для завода

31 октября 1932 года при управлении завода был создан монтажный отдел Монтажем оборудования в инструментальном цехе руководил опытный специалист ГА Трегубов Представители американской фирмы «Келлер», английской «Старк» и немецкой «Альфред-Шютте» не раз с уверенностью заявляли, что механизмы могут быть смонтированы лишь с помощью их рабочих Однако наши монтажники не только сокращали сроки установки, но и в рекордно короткое время осваивали импортные механизмы Так фирме «Келлер» для наладки 10 копировапьно-фрезерных станков требовалось 45 дней Рабочие ЧТЗ смонтировали первые восемь агрегатов и запустили их за 17 дней При этом монтажники превысили и производительность, указанную компанией Отдельные операции были сокращены в полтора раза

Монтаж ковочных машин в кузнечном цехе производился под руководством А Ште-ренберга Никто из рабочих не знал этих машин, а фирма не прислала ни чертежей, ни инструмента Начинали с разбора ковочных машин, внимательно изучали детали, наблюдали за их взаимодействием Работали не считаясь со временем Задание было выполнено В результате ремонтно-инструментальная кузница через три месяца смогла выполнить заказы для основных цехов завода Имея в виду массовый энтузиазм строителей и самоотверженную помощь трудящихся страны в сооружении предприятия, Г К Орджоникидзе отмечал «Я много видел у нас различных строек и хороших, и плохих, но такой прелестной стройки, как Челябинский тракторный завод, другой такой у нас нет»'5

1 июня 1933 года ЧТЗ вступил в строй действующих предприятий Перед участниками торжественного митинга прошла первая колонна челябинских тракторов Их вели лучшие люди завода М Макагон, М Суровцева, ударники Зыков, Спиридонов, Ветренкова, а также делегаты совхозов и МТС, прибывшие на праздник, - Шурупов, Мавлюта, Бондаренко и др Оценивая пуск ЧТЗ, С Орджоникидзе говорил на XXII съезде партии «Такого огромнейшего и роскошнейшего завода нет не только в Европе, но, кажется, и в Америке»15 По решению партии и правительства десять лучших работников были удостоены ордена Ленина начальник стройки К П Ловин, его заместитель Л Б Сафразьян, главный инженер В В Лельков, зам технического директора завода С М Лещенко, председатель постройкома И А Смагин, бригадиры И В Монахов, А Т Першин и др 21 человек были награждены орденом Трудового Красного Знамени, 42 строителя получили грамоты ЦИК СССР, в их числе В П Степанов, секретарь комитета ВЛКСМ ЧТС (Челябтракторострой), А И Александров, сотрудник газеты «Наш трактор», позднее заслуженный учитель РСФСР Имена девяти лучших организаторов строительства были занесены на Доску почета Челябинского тракторного завода

Вступали в строй действующих и другие ударные объекты города В 1933 году начал выпускать продукцию абразивный завод, в 1934-м - электродный, а в 1935 году был сдан в эксплуатацию электролитно-цинковый завод Недалеко от ЧТЗ завершалось сооружение предприятия крупного станкостроения - первенца на Урале

Наряду с новым промышленным строительством шла реконструкция старых предприятий Завод имени Колющенко перешел на выпуск тракторных плугов, прицепов и культиваторов Перестраивался Челябинский железнодорожный узел, ставший крупным центром образованной в 1934 году Южно-Уральской железной дороги прокладывались вторые пути, строились новые станции, дорога оснащалась мощными локомотивами, использовались большегрузные вагоны В 1935 году был открыт новый железнодорожный вокзал

Итак, в 30-е годы Челябинск превратился в крупный индустриальный город Только за первую пятилетку в его промышленное развитие было вложено 298 млн р , валовая продукция промышленности в 1932 году достигла 73,5 млн р , увеличившись за четыре года

в 3 раза Резко изменилась и ее структура удельный вес тяжелой промышленности составил 60% вместо 17% в 1928 году16 В городе действовало более двух десятков крупных предприятий, в их числе первенцы отечественной промышленности - ЧТЗ, ферросплавный, электролитно-цинковый заводы и др Первые пятилетки по праву можно считать третьим рождением Челябинска

2. Кадры решали всё

бурное промышленное строительство в Челябинске в 30-е годы вызвало огромный спрос на рабочую силу Так только за 1929-1930 годы численность населения в городе увеличилась на 32 900 человек17 Основным источником пополнения рабочего класса, как и во всей стране, становилась деревня В декабре 1929 года по данным Челябинской биржи труда прибыло в город из села 1 754 человека, т е половина из вновь зарегистрированных на бирже

Документы тех лет содержат сведения о формах привлечения рабочих на новостройки и о трудностях в формировании строительных кадров Вот один из них «За октябрь

1930 года на ЧТС поступило 2 514 чел , из них «самотеком»- 1 801 чел , вербовкой - 279, принудиловцев - 205, цитовцев - 132, местная биржа труда - 193, мобилизация ВКП(б)-ВЛКСМ - 4 За этот же период уволилось 3 120 чел , по причинам отсутствие одежды и обуви - 31,4%, квартир-7,5%, по семейным обстоятельствам - 9,6%, по увольнению -4,4%, по призыву в РККА - 1,1%, на учебу - 2% Всего в октябре на строительстве ЧТЗ были заняты 10 504 чел , при плановой потребности 14 941 чел За этот же месяц было совершено 19 249 нарушений дисциплины»16

С конца 1930 года управления строительством переходят к организованному набору рабочих путем заключения договоров с колхозами Так по условиям того времени «вербованные и доставленные Башнаркомтруда коновозчики-землекопы для ферросплава должны быть физически здоровыми, не ниже 18-летнего возраста и не свыше 50 лет, вполне способные выполнять земляные работы на своих лошадях и со своим транспортом»19 Это были в основном грабари, представители распространенных профессий в начальный период строительных работ

В феврале 1931 года строители ЧТЗ обратились с открытым письмом к колхозникам Урала «Тракторы, которые будет выпускать наш завод, изменят вашу жизнь, облегчат труд, улучшат положение колхоза Чтобы окончить постройку ЧТЗ в срок, необходима и ваша помощь»20 Хорошим средством агитации было и посещение крестьянами строительства завода К концу

1931 года почти половина рабочих поступала на Тракторострой в порядке организованного отходничества А в 1932 году по договору с колхозами прибыло более 7 тыс чел

На помощь строителям шел и город В числе первых на Челябтракторострое (ЧТС) оказались посланцы Челябинского железнодорожного узла и завода Колющенко - А Епифанов, H Чемоданов, M Башкирова и др По путевке городского комитета партии начинали свой трудовой путь на феррострое В Рубцов и А Подлужный На новостройки Челябинска ехали посланцы с заводов Урала, Сибири, центральных районов страны Одной из первых прибыла на ЧТС артель плотников С Фролова с «Урапмедьстроя», строители Сталинградского тракторного прислали лучшую артель землекопов во главе с И Семеровым По путевкам Уральского, Московского, Орловского и Тамбовского обкомов ВЛКСМ прибыли С Галанов, Б Свиш, Е Чуев, M Александрова, H Самохинидр Только на строительство тракторного завода было направлено более 3 тыс комсомольцев Здесь же стремились внести свой вклад и представители более 17 национальностей русские, башкиры, татары, казахи, киргизы и др На стройках использовался и принудительный труд спецпоселенцев Так в отчете начальника управления НКВД СССР по Челябинской области А А Минаева содержатся сведения о трех спецпоселениях в Челябинском районе в 1934 году, из них два - в поселке Шершни (ИСО УНКВД), 906 семей21

В целом количество рабочих и служащих в Челябинске увеличилось за первую пятилетку в 6 раз и составило 103 тыс чел , число рабочих в промышленности возросло с 3,3 тыс до 24,1 тыс чел , а численность строителей достигла 29 тыс чел Удельный вес женщин в производстве составлял 28,5%, в строительстве - 19,3%2г Размах капитального строительства привел к ликвидации безработицы

В связи с большим притоком рабочей силы вставала проблема подготовки кадров строителей Необходимость этого диктовалась тем, что для многих выходцев из деревни стройка была первой производственной школой Кроме того, почти половину строителей

составляла молодежь, не имевшая специальности Большинству рабочих приходилось начинать с ликвидации неграмотности Уже в начале 1930 года руководство ферростроя докладывало городской партийной организации на местных курсах Центрального института труда (ЦИТ) подготавливаются штукатуры и бригадиры-каменщики Работают школы ученичества массовых профессий (ШУМП), профтехкурсы и тд В следующем году будет обучено 1 276 строителей, в том числе 353 женщины23 В 1930 году сеть курсов и школ на ЧТС окончили 4 125 чел , а в 1931 году - 3 794 чел , в целом за период стройки овладели строительными профессиями свыше 11 тыс чел

При создании постоянных кадров строителей приходилось преодолевать большие трудности, связанные прежде всего с прогулами и текучестью рабочей силы Одной из форм борьбы стало самозакрепление рабочих или контрактация Рабочий давал письменное обязательство не покидать стройку до пуска предприятия В конце 1930 года уже половина строителей ЧТЗ изъявила желание работать до пуска завода, а многие из них связали свою трудовую судьбу с тракторным Это - И Семеров, бригадир бетонщиков, а позднее начальник Управления вспомогательных служб, М Макагон - слесарь-сборщик Опытного завода, в дальнейшем возглавлял участок технического контроля цеха сборки тракторов, И Запорожец, П Воробьев, А Гончаров и многие другие

Следует отметить, что по инициативе рабочих ЧТС - бетонщика Ф Капралова, штукатура Леонова, плотника Агеева - возникли так называемые индустриально-строительные бригады Они формировались из высококвалифицированных рабочих, после окончания строительства их можно было послать на другие объекты Таким образом, создавался костяк постоянно действующих подрядных строительных и монтажных организаций

В ходе строительства готовились и кадры промышленных рабочих Особая сложность с их подготовкой была связана с освоением новых производств гусеничное тракторостроение и ферросплавное «Выплавка высококачественного ферросилиция в больших печах, малоуглеродистого феррохрома в печах высокой частоты и ферровольфрама в дуговых печах будет производиться в СССР в промышленном масштабе впервые», - писал директор завода Н Ф Захаров в правление Уралмета и «Востокостали» Вставали проблемы где отработать технологию производства, опробовать ведение плавок, проверить обработку продукта'' Еще до начала строительства ферросплавного завода правительством СССР был заключен договор с фирмой Круппа, по которому советские специалисты могли ежегодно проходить практику по качественной стали и ферросплавам на немецких заводах За несколько лет более трехсот человек познакомились с немецкими предприятиями качественной металлургии, но этого было мало

В январе 1930 года на феррострое разработали план подготовки кадров для собственного производства Программа обучения предусматривала теоретические курсы и практику на Порогах и Саткинском заводе С каждым курсантом администрация ЧЭТК заключала трудовой договор «Я, курсант, обязуюсь посещать аккуратно все занятия, после прохождения теоретических и практических занятий обязуюсь проработать на заводе ферросплавов не менее двух лет»24 Слушатели получали стипендию, обеспечивались спецодеждой, учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями

Занятия начешись 1 июня 1930 года Трудно приходилось курсантам многие из них имели образование 5-7 классов, а некоторые были безграмотными А Г Подлужный вспоминал «Я пришел на курсы, но даже расписываться не умел Только на курсах научился писать и читать, все должен был брать на память Но громадное было желание выучиться Когда приехал на Пороги, сразу стал к печи, каждый момент хотел использовать, чтобы овладеть плавкой»25 В числе первых электроплавильщиков был и Абдулла Якубов Башкир, батрак, полуграмотный землекоп, он не только постиг тайны профессии, но и подготовил 12 ферросплавщиков Эрудированным специалистом в области производства феррохрома стал П С Колпаков, пришедший на стройку малограмотным рабочим Неутомимый новатор, человек технической смекалки, он долгие годы работал старшим мастером в первом цехе, постоянно совершенствуя методы выплывки стали Имя Колпакова широко известно отечественным ферросплавщикам Его заслуги перед Родиной отмечены несколькими орденами и медалями, он лауреат Государственной премии СССР

К моменту пуска первой электропечи в ноябре 1939 года было подготовлено на курсах 40 плавильщиков, а к вводу ферросплавного в строй - еще 1000 человек «Многие из них, -как вспоминает В Н Гусаров, директор ЧЭМК, заслуженный металлург, почетный гражданин города Челябинска, - имели в трудовой книжке только одну запись о трудовом стаже работал плавильщиком на Челябинском заводе ферросплавов» Решению проблемы кад-

ров способствовал и пуск первой электропечи, а сам комбинат стал первой школой подготовки кадров электрометаллургов для всей страны

Творческая активность рабочего класса в 30-е годы ярко проявилась в развитии различных форм соцсоревнования ударные бригады, общественный буксир, встречный про-финплан, стахановское движение и т д Вместе с тем, энтузиазм и самодеятельность рабочих использовались существующей системой для ликвидации прорывов и обеспечения форсированных темпов индустриализации, что нашло отражение в призывах и обязательствах со страниц газет и журналов о досрочном выполнении пятилетних планов Об этом свидетельствуют и документы тех лет Из протокола первого слета ударников-энтузиастов Челябгрэсстроя от 3 сентября 1930 года «Каждый энтузиаст обязан по первому приказу штаба являться для работы в какое угодно время (дня или ночи) для ликвидации прорывов, каждый энтузиаст подписывается на месячный заработок на заем «пятилетка в четыре года» и обязуется завербовать по 2-3 человека, каждый энтузиаст берет на буксир по 2 новых рабочих, чтобы научить их в кратчайшее время работать хорошо»26

Основной формой соцсоревнования в первой пятилетке стало ударничество На ЧТО пионером соревнования выступила бригада плотников С Фролова Трудно было вначале 25 деревенским рабочим, многие из которых впервые попали на стройку Члены бригады ликвидировали неграмотность, изжили прогулы и постоянно перевыполняли норму Наивысших результатов в соревновании бетонщиков достигли бригады И Монахова и Ф Капралова, давшие по 300-800 замесов за смену, в то время как по техническому паспорту бетономешалки «Кайзер» предусматривалось не более 240 замесов А мировой рекорд на укладке бетона поставил бригадир строителей ММК Хабибула Галиуллин - давший 1 196 замесов в смену В 1931 году на ЧТС ударники составляли 57% к общему числу рабочих а накануне пуска завода - почти 90%

Далеко за пределами края стали известны имена ударников ЧЭТК - ГПанкова и В Рубцова В Уральскую Красную книгу были занесены герои труда, ударники ЧГРЭС О Ф Парфенов и И А Балыкин Оценивая заслуги передовиков соцсоревнования, IX конференция Челябинской окружной партийной организации отмечала что их имена будут записаны в историю Челябинска как образцы беззаветной преданности делу рабочего класса

В годы второй пятилетки в связи с освоением новой техники и новых производств широкий размах получило стахановское движение, борьба за качество Начало стахановскому движению на Южном Урале было положено на копейской шахте N23 Здесь 13 сентября 1935 года забойщик ударник-трудпоселенец И Башляев за 7 часов работы вырубил 102 тонны угля вместо 49 тонн по норме А через три дня бригада П Пузанова выдала за смену уже 146 тонн топлива

На ЧТЗ рабочий Л Быков при норме 560 штамповал за смену 1 859 звеньев гусениц, шлифовщица И Зырянова за час обрабатывала 2,8 тыс поршневых колец при дневной норме 2 тыс штук В числе новаторов производства - Е Орешкина (ЧТЗ), П Захарова (ЧГРС), П Агафонов (ЮЖД) и др В 1936 году на крупнейших предприятиях города стахановцы составляли от 20 до 50 процентов рабочих По темпам и размаху стахановское движение не отставало от движения новаторов в целом по стране

Пока стахановцы ставили рекорды, а ударники брали обязательства по досрочному выполнению пятилетних планов, успешно претворяя их в жизнь и «каждодневно побеждая трудности», административно-командная система использовала эти трудности для введения чрезвычайных и репрессивных мер В Челябинске были объявлены врагами народа и расстреляны первый секретарь обкома партии К В Рындин, председатель облисполкома М А Советников. В числе репрессированных оказались и руководители ЧТС - ЧТЗ - К П Ло-вин и И Я Нестеровский, многие заводы лишились лучших специалистов и квалифицированных рабочих Из постановления 9-го пленума облисполкома о фактах разоблачения врагов народа в области от 3 ноября 1937 года «Гнусная банда вредителей, группирующая вокруг себя все враждебные элементы для подрывной, вредительской и диверсионной деятельности», - так говорилось о людях, стоявших во главе облисполкома, горсовета, целого ряда райисполкомов, - «пленум считает первейшей обязанностью каждого честного работника принять все меры к тому, чтобы вред, нанесенный предательской деятельностью фашистской шайки, был в кратчайший срок ликвидирован, чтобы до конца были вскрыты и выкорчеваны все корни и последствия вредительской работы»27 Памятником жертв сталинских репрессий 30-х годов стала Золотая гора в Челябинске

Несмотря на все трагические противоречия действительности 30-х годов, шло освоение новых предприятий и новых технологий, завершалась вторая пятилетка В 1934 году коллек-

тив ЧТЗ освоил проектную мощность первой очереди завода Это позволило СССР не только прекратить импорт гусеничных машин, но и выйти на первое место в мире по производству гусеничных тракторов В приказе Главного управления автотракторной промышленности по годовому отчету ЧТЗ отмечалось «Столь интенсивного освоения производства заводы автомобильно-тракторной промышленности еще не знали» 29 декабря 1936 года челябинские тракторостроители на год раньше срока завершили свой пятилетний план При этом за время, прошедшее со дня пуска завода, себестоимость трактора была снижена в три раза

В1935 году достигла проектной мощности ЧГРЭС -150 тысяч киловатт, а на XII съезде Советов она была названа в числе лучших электростанций страны В 1936 году коллектив электростанции досрочно выполнил годовое задание, и по экономическим показателям ЧГРЭС заняла второе место в соревновании электростанций страны Успешно справлялся с перевозкой грузов второй угольно-металлургической базы страны и Челябинский железнодорожный узел На развитие железнодорожного транспорта во вторую пятилетку было вложено 569,5 млн р

Таким образом, в Челябинске в связи с крупным капитальным строительством и ре-конструкцей предприятий происходили глубокие качественные изменения в составе рабочего класса, шло формирование строительных и промышленных кадров и производственно-технической интеллигенции В целом в 30-е годы в городе была создана и освоена мощная и разносторонняя промышленность, которая внесла достойных вклад в обеспечение технико-экономической независимости страны В 1937 году Челябинская область занимала первое место в стране по производству тракторов, магнезита и никеля, второе - по добыче руды и выплавке ферросплавов, третье - по выплавке чугуна и стали

3. Челябинск - областной центр

17 января 1934 года постановлением президиума ВЦИК огромная Уральская область была разделена на три - Свердловскую, Пермскую и Челябинскую Челябинск из окружного и районного превращался в крупный город областного значения Первым председателем Челябинского облисполкома стал М А Советников, секретарем обкома партии -К В Рындин, комсомольскую организацию области возглавил Б М Раскин В целом за тридцатые годы численность населения Челябинска возросла с 59 тыс до 274 тыс чел 28, это был второй по величине город на Урале после Свердловска

Об индустриальном развитии города наглядно свидетельствуют данные о производстве промышленной продукции по годам в ценах 1926-1927 годов 1910 - 8 615 тыс р , 1927 -21 479 тыс р , 1932 - 66 686 тыс р , 1937 - 477 327 тыс р , те в 1937 году произошло увеличение в 55 раз по сравнению с 1910 годом и в 22 раза по отношению к 1927 году29 В коммунальное хозяйство города в 30-е годы было вложено 65,5 млн р , жилой фонд увеличился более чем в двое, расходы бюджета на душу населения составили в 1927 году -24 р , 1932 - 57 р , 1937 - 140,8 р 30

В 1932 году был выпущен первый трамвай, который связал вокзал с центром города, а следующие его ветки соединили центр с ЧТЗ, ЧЭМК и Заречьем В 1933 году вступили в эксплуатацию канализация и новый водопровод К 1934 году были замощены почти все основные магистрали города, площадь зеленых насаждений увеличилась в 4,5 раза Был открыт Центральный парк культуры и отдыха Оформилась главная площадь, и создавался архитектурный ансамбль областного центра

В предвоенные годы Челябинск становился и студенческим городом В1930 году был открыт институт механизации сельского хозяйства, а в 1934 году - педагогический институт К началу второй пятилетки в городе действовало 9 техникумов тракторный, энергетический, медицинский и др , 6 - фзу С 1936 года началась история Челябинского авиационного училища штурманов Создавалась и система здравоохранения работала железнодорожная больница, а в 1940 году была сдана в эксплуатацию крупнейшая на ЮУЖД и в городе центральная поликлиника станции Челябинск

В 1934 году распахнул свои двери клуб ЧТЗ, считавшийся в то время крупнейшим в области В 1937 году был открыт первый в стране многозальный кинотеатр имени А С Пушкина В городе работали театры - кукольный, драматический и музыкальной комедии В 1936 году открылось музыкальное училище, в 1937 году - филармония, а в 1940 году - картинная галерея

Таким образом, преобразования 30-х годов изменили облик города и всего Южного Урала Челябинск превратился не только в крупный индустриальный район Урала и страны, но и в центр науки и культуры

1 Пятилетний план народно-хозяйственного строительства СССР 3-е изд М , 1930 С 180

2 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967гг) М , 1967 Т2 С 202

3 См Челябинская область, 1917-1945 Сб док и материалов Челябинск, 1999 С 268 За первую пятилетку всего было вложено 3,7 млрд р План «Большого Урала» и пятилетки не был выполнен

4 Электрификация СССР, М , 1966, С 187

5 В декабре 1933 г О Ф Парфеновой и С В Водянникову ВЦИК СССР присвоил звание Героев труда

6 См Емельянов В С О времени, о товарищах, о себе М , 1968

7 ГАЧО Ф 870 Оп 3 Д 11 Л 2-3

8 Там же Оп 1 Д 5 Л 3

9 Гусаров В Н Родина советских ферросплавов Челябинск, 1971 В Н Гусаров - заслуженный металлург России, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной и Ленинской премий, кавалер трех орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Октябрьской Революции и Дружбы Народов, более четверти века был бессменным директором Челябинского ферросплавного завода, почетный гражданин города Челябинска

10 А М Самарин - академик, металлург с мировым именем В П Елютин - чл -корр АН СССР, министр высшего и среднего специального образования СССР

11 ГАЧО Ф 379 Оп 3 Д 100 Л 67

12 Летопись Челябинского тракторного (1929-1945 гг) М , 1972 С 22-23

13 См Правда 1931 4 мая

14 См Автотракторное дело 1931 №6 С 196, Шмакова Н П Рождение Челябинского тракторного// Вопр истории 1977 №3 С 108

15 Орджоникидзе Г К Статьи и речи Т 2 М , 1949 С 531

16 См Челябинская область, 1917-1945 С 157

17 Там же С 266

18 ГАЧО Ф 379 Оп 2 Д 11 Л 123, 125 об

19 ГАЧО Ф 870 Оп 1 Д 22, Л 51, Шмакова Н П , Кутепова Н М Первенец советской ферросплавной промышленности// Вопр истории 1980 №1 С 82

20 Челябинский рабочий 1931 6 февр

г1 См Челябинская область, 1917-1945 С 271

22 Там же С 157

23 См Шмакова Н П , Кутепова Н М Первенец советской ферросплавной промышленности С 82

24 Там же С 68

25 Челябинский рабочий 1931 22 июня

26 См Челябинская область, 1917-1945 С 143

27 Там же С 177

28 Там же С 271

29 ГАЧО Ф804 Оп 11 Д 141 Л 23

30 См Челябинская область, 1917-1945 С 270, 271