Научная статья на тему 'Человек завидной судьбы'

Человек завидной судьбы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек завидной судьбы»

ЧЕЛОВЕК ЗАВИДНОЙ СУДЬБЫ..

Передо мной лежит книга (М. Горький. Избранные сочинения. 1948 год) в сером выцветшем переплете с пожелтевшими от времени страницами, подаренная Н.Л. Лейдерману, когда ему исполнилось 10 лет с надписью: «...Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю тебе счастья и здоровья, вырасти серьезным и культурным человеком и быть полезным членом социалистического общества на благо

нашей Великой Родины». 23.1.1949. гор. Одесса. Лиза (подруга его сестры, которая была старше брата). Надпись удивляет серьезным и уважительным отношением к адресату. И надо сказать, что Наум Лазаревич свято ее хранил, в дальнейшем она стала для него настольной книгой, о чем свидетельствуют многочисленные карандашные пометки, подчеркнутые слова.

И теперь думаешь, книга для него оказалась пророческой и во многом определила его творческую судьбу. Нет, еще тогда, будучи мальчишкой, азартно играющим в футбол, он не мечтал стать ученым, исследователем. Но уже с детских лет любил читать, буквально зачшывался произведениями русских классиков. Может быть, и интерес к литературе у него «зародился» неслучайно? Наум Лазаревич родился в г. Одессе, городе, где жили и творили известные писатели, поэты. Он бегал по улицам, по которым когда-то ходили Короленко, Бунин, Зощенко. Оживали страницы художественных произведений любимых писателей. Это живая история литературы!

Уже тогда он много читал, много знал, опережал своих сверстников в развитии. Блестяще учился, в школьные годы проявились его творческие способности. Окончил школу, поступил на филологический факультет Одесского государственного университета, закончил его с отличием, женился в 1961 году. Вместе с женой переехал в Свердловск, работал в училище, поступил в аспирантуру и стал работать ассистентом в Свердловском государственном педагогическом институте на кафедре русской и зарубежной литературы.

Защита кандидатской диссертации, а потом и докторской диссертации, посвященных проблемам теории жанра, заявили о нем как крупном ученом. Творчеством Горького он не переставал интересоваться в течение всей жизни. Еще будучи ассистентом он по-новому разработал практические занятия по современной литературе, и в частности, по рассказу А.М. Горького «Старуха Изергиль», и интересно проводил занятия со студентами. На педагогической практике студенты под его руководством разрабатывали систему уроков по роману Горького «Мать» в 10 классе (роман тогда изучался в школе), и с успехом ее реализовали в школьной практике.

Жаркие споры о соцреализме в печати, на кафедре, совместных заседаниях в УрГУ им. А.М. Горького, на конференциях. вновь заставили его возвратиться к творчеству Горького, многое пересмотреть, переосмыслить. В 90-е годы выходит в свет методическое пособие для учителей-словесников «Горький в школе». Книга, которая раскрывает новые подходы к изучению творчества писателя в школе, целая глава отводится изучению пьесы А.М. Г орько-го «На дне» в 11 классе, интересно разработана система уроков. Она вызвала большой интерес у учителей, и широко используется в практике школы.

Н.Л. Лейдерман - ученый с мировым именем, талантливый педагог, литературный критик, удивительный организатор, неординарный человек. Ему принадлежит более шестисот научных трудов, в том числе учебники по современной русской литературе, написанные в соавторстве с его коллегами, монографии, учебные и методические пособия.

Круг его интересов широк: любил Пастернака, Мандельштама, Бабеля, Симонова, Твардовского, Трифонова, Астафьева. Помню, когда была опуб-

ликована повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка» в журнале, он с восторгом сказал, что она сильнее и выше Шекспира «Ромео и Джульетты».

Наум Лазаревич был человеком всеядным, увлекался театром, любил послушать музыку, сам любил петь. Он мог быть веселым, ироничным, раздражительным, жестким, требовательным, любил пошутить, добродушным, мог быть разным, но никогда не был равнодушным. Легко вступал в контакт со всеми. Г де бы он ни был - он в центре внимания. Вокруг него всегда собирались интересные люди. Часами мог говорить о литературе, спорить, не соглашаться; радовался, когда «встречал» понимание у собеседника.

Главное, что отличало его от других, - он обладал талантом трудолюбия. Он никогда не выходил из рабочего состояния, мог работать по 8-9 часов в сутки, а в остальное время размышлять, как он говорил сам. Работал с увлечением, даже когда плохо себя чувствовал - он не переставал работать.

Наум Лазаревич вел огромную переписку, ему писали со всех концов света. «Посмотри, - говорил он мне, разворачивая письмо, - что написал Симонов.» «Знаешь, я написал В. Астафьеву., - и вот получил ответ.» С гордостью он говорил об этом и всегда радовался, как ребенок.

Конечно, не все было легко и просто в его жизни, были тяжелые моменты, трагические события, которые пришлось пережить, перестрадать. Ему завидовали, мешали спокойно работать, но не об этом следует говорить, а тем более писать. Это был сильный человек, который умел постоять за себя и других, отстоять свою позицию, оставаться верным себе. Его поддерживали друзья, семья.

В семье он находил понимание, поддержку, радость. Рядом с ним была его жена, друг и помощник, ангел-хранитель, по его словам. Вместе с Лилией Иосифовной вырастили двух замечательных сыновей, докторов наук: Марк Наумович Липовецкий, доктор филологических наук, Илья Наумович Лей-дерман, доктор медицинских наук. И теперь растут внуки и внучка - гордость и надежда их. О Науме Лазаревиче можно сказать: это был человек счастливой и завидной судьбы: любимое дело, любимая работа, любимая семья.

Он работал до последнего дня, спешил сдать в печать книгу, которую писал всю жизнь, как он сказал. К сожалению, он не успел ее увидеть.

«Теория жанра» - фундаментальный труд Н.Л. Лейдермана, итог его научных творческих размышлений, как он отметил, попытка осмыслить функциональную теорию жанра, понять «секреты» жанра, представить теорию жанра как систему. И в этой книге он вновь обращается к философской пьесе А.М. Горького «На дне». Книга поражает масштабностью мышления, системным подходом к решению проблемы, глубиной исследования. Она открывает перспективу для будущих исследователей, литературоведов. Это последний подарок тем, кто знает и любит его.

Римма Ивановна Монзина, кандидат филологических наук, доцент кафедры современной русской литературы УрГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.