Научная статья на тему '«Человек великой души» - президент США Ф. Д. Рузвельт в оценках И. В. Сталина'

«Человек великой души» - президент США Ф. Д. Рузвельт в оценках И. В. Сталина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
749
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СССР И США / ОБРАЗ СОЮЗНИКА / ИДЕОЛОГЕМЫ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОПАГАНДИСТСКИЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фролова Наталья Станиславовна

В статье рассматривается вопрос о реконструкции образа президента США Ф. Д. Рузвельта советским вождем И. В. Сталиным. В этой связи анализируется эволюция образа в результате влияния военно-политических условий и идеологем. Автор обосновывает положение о том, что позиция советского лидера в годы Великой Отечественной войны по вопросам внешней политики была определяющей и для властных структур, и для общества в целом, а образ главы государства партнера по антигитлеровской коалиции становился проекцией негативного либо позитивного опыта взаимоотношений СССР с США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Человек великой души» - президент США Ф. Д. Рузвельт в оценках И. В. Сталина»

ЛИТЕРАТУРА

Вербицкий С.И. 1991: Формирование представлений о Японии в России и СССР // Япония. Ежегодник / И. И. Коваленко (ред.). М., 129-148. Комаровский Г.Е. 2005: Записки япониста. М. Латышев И.А. 2001: Япония, японцы и японоведы. М.

Молодяков В.Э., Молодякова Э.В., Макарьян С.Б. 2009: История Японии. ХХ век. М.

JAPAN IN THE SOVIET REALITY: THE IMAGE OF THE COUNTRY IN THE SOVIET PERIODICAL PRESS (1956-1985)

Ya. D. Galimova

The most typical structural components of the image of Japan are analyzed in this research which is based on various materials of the Soviet periodical press. The relevance of the study is determined not only by the problematics of the native historical imagology but also by specificity of the period under the study and the subject of the research. The normalization of the relationship between the USSR and Japan, a specific level of the social life deideologization, a partial diversion from a range of narrow class Stalin's dogmata in foreign policy contributed to the development of the conditions to form a new image of Japan. At the same time the class approach prevailed in the evaluation of a number of the events. The issues between the countries were discussed on the basis of Soviet-Japanese-American relationship.

Key words: Japan, Soviet society, the Soviet periodical press

© 2015 Проблемы истории,

филологии, культуры 2015, №3, с. 323-328

Н. С. Фролова

«ЧЕЛОВЕК ВЕЛИКОЙ ДУШИ» — ПРЕЗИДЕНТ США Ф. Д. РУЗВЕЛЬТ

В ОЦЕНКАХ И. В. СТАЛИНА

В статье рассматривается вопрос о реконструкции образа президента США Ф. Д. Рузвельта советским вождем И. В. Сталиным. В этой связи анализируется эволюция образа в результате влияния военно-политических условий и идеологем. Автор обосновывает положение о том, что позиция советского лидера в годы Великой Отечественной войны по вопросам внешней политики была определяющей и для властных структур, и для общества в целом, а образ главы государства — партнера по антигитлеровской коалиции становился проекцией негативного либо позитивного опыта взаимоотношений СССР с США.

Ключевые слова: международные отношения, дипломатические отношения между СССР и США, образ союзника, идеологемы, военно-политические условия, пропагандистские установки

Фролова Наталья Станиславовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. E-mail: [email protected]

Начало Великой Отечественной войны изменило как международную ситуацию, так и подход к ней со стороны советского правительства. Бывшие потенциальные враги должны были стать потенциальными союзниками.

Наличие общих политических и мирохозяйственных интересов, а тем более общих противников, способствует преходящему сближению государств. Военно-политическое сотрудничество Советского Союза и Соединенных Штатов в годы Второй мировой войны — это наиболее благоприятный этап в истории их взаимоотношений. В эти годы страны, представляющие противоположные политико-социальные системы, объединились в борьбе против общего врага — фашизма.

Ключевой фигурой, определяющей курс внешней политики Советского Союза, был лидер Советского Союза и Генеральный секретарь ЦК ВКП (б), ведущий идеолог и «вождь» И. В. Сталин. Его взгляды и видение мира формировали идео-логемы в обществе, что способствовало созданию образов различных государств, в данном случае Соединенных Штатов Америки.

Рассматривать позицию Сталина к союзу с США нужно, прежде всего, с точки зрения его решающей роли в иерархии партийной и государственной элиты СССР и ответственности, которая ложилась на плечи главы государства в связи с данными полномочиями. С первых дней Великой Отечественной войны риск остаться в одиночестве перед превосходящими силами врага стал довольно велик. Альтернатива заключалась в принятии помощи Запада, что Сталин сделал с большой осторожностью. Это сложное сочетание функций и установок обязывало Сталина показать себя гибким и обходительным политиком и одновременно дать понять союзникам, что инициатива в складывающемся альянсе будет оставаться за советской стороной. Следует отметить, что Сталин придавал большое значение персонификации политики той или иной державы, поэтому говорить об образе президента США Ф. Д. Рузвельта следует в отдельности от восприятия самого государства-союзника.

Первым шагом главы Советского правительства к сближению с Западом стало личное обращение к народу 3 июля 1941 г. по радио, где Сталин заявил, что «в этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки», которые сольются с советским народом в единый фронт борьбы с Гитлером1. Соединенные Штаты становятся союзником Советского Союза, и изменение образа непременно доводится до общественности.

24 июня 1941 г. американское правительство приняло решение отменить закон о нейтралитете в отношении Советского Союза. Сталину необходимо было сориентировать правящие круги США в пользу Советского Союза, и он воспользовался моментом — визитом в Советский Союз советника и доверенного лица президента Гарри Гопкинса. Этот визит состоялся 30 июля 1941 г., и именно его считают переломным во взаимоотношениях СССР и США. По воспоминаниям Валентина Бережкова, переводившего беседы с Гопкинсом, Сталин показал себя непревзойденным актером: зная, что Гопкинс имеет влияние на президента Рузвельта, лидер Советского Союза олицетворял саму любезность, но в то же время — необычайную уверенность в своих силах и надежность2. Личное обаяние

1 Сталин 1951, 16.

2 Бережков 1998, 127.

Сталина, манера его поведения с гостем, а главное — уверенность и ответственность за свою огромную страну сыграли свою роль.

Важным шагом в развитии отношений двух президентов и государств стало начало переписки, которая преимущественно велась путем обмена шифрованными телеграммами через посольство в стране-адресате. Переписка началась в августе 1941 г. между Сталиным и Рузвельтом и закончилась в декабре 1945 г. между Сталиным и Трумэном. Подготовка посланий с советской стороны велась самим Сталиным и Молотовым, готовившим «черновик», впоследствии корректируемый главой государства. По советским данным, зарегистрировано 290 посланий между Сталиным и Рузвельтом3. Ровно половина из этого числа пришлась на период до Тегеранской конференции, когда состоялась первая встреча глав государств. Тон взаимоуважения, установившийся с самого начала переписки, сохранился до конца; это был диалог равных и полноправных союзников. В конце посланий, помимо традиционных благодарностей, можно было встретить фразы «с искренним уважением», «искренне ваш», «шлю горячий привет», «верьте мне» и др., которые говорят о некоторой доле сердечности в отношениях двух людей, которые никогда не видели друг друга. Почти все послания имели ответ, что также говорит о положительном психологическом фоне, доверии, установившемся между ними, взаимном уважении, близким к симпатии. Переписка между лидерами двух стран оказалась конструктивным способом общения, учитывая языковой барьер между Сталиным и Рузвельтом.

Темы, затрагиваемые в переписке, охватывали весь круг проблем, занимающий лидеров союзных государств. Впервые была поднята проблема второго фронта, став важнейшей для целого ряда посланий. Обсуждались вопросы поставок по ленд-лизу, возможности личных встреч, проблема послевоенных границ в Европе, создание новой международной организации.

Личные контакты между руководителями двух стран были единичным явлением, но они также помогают раскрыть образ союзников глазами «вождя». С Рузвельтом Сталин встречался два раза: в Тегеране осенью 1943 г., вторая встреча в Ялте в феврале 1945 г. — до победы президент не дожил.

В беседе с корреспондентом газеты «Нью-Йорк Таймс» Уолтером Дюранти 25 декабря 1933 года, после установления дипломатических отношений между СССР и США, Сталин дал свою оценку американскому президенту: «Рузвельт, по всем данным, решительный и мужественный политик. Есть такая философская система — солипсизм, заключающаяся в том, что человек не верит в существование мира и верит только в свое я. Долгое время казалось, что американское правительство придерживается такой системы и не верит в существование СССР Но Рузвельт, очевидно, не сторонник этой странной теории. Он реалист и знает, что действительность является такой, какой он ее видит»4. «Вождь» выделял Рузвельта из всех американских президентов и относился к нему положительно. Он не мог предвидеть, что Соединенные Штаты окажутся его главной внешнеполитической заботой: вначале главной надеждой, а затем главным врагом.

Посол СССР в США А.А.Громыко, долгое время находившийся рядом как со Сталиным, так и с Рузвельтом, видел взаимоотношения двух руководителей госу-

3 Шр://сооШЬ.пе1/Ь/149903

4 Правда 4.01.1934.

дарств, слышал то, что говорили друг о друге союзники. В своих воспоминаниях он отразил отношение Сталина к Рузвельту: «Сталин симпатизировал Рузвельту как человеку, и он ясно давал это нам понять, рассуждая о болезни президента. Нечасто Сталин дарил симпатии деятелям другого социального мира и еще реже говорил об этом»5.

В конце ноября 1943 г. состоялась встреча «Большой тройки» в Тегеране. Носившее ознакомительный характер свидание двух лидеров прошло успешно: оба участника сумели расположить себя друг к другу, вероятно, даже понравиться. Цель Тегеранской конференции была выполнена. По воспоминаниям маршала Жукова, по возвращении И. В. Сталин заявил: «Рузвельт дал твердое слово открыть широкие действия во Франции в 1944 г. Думаю, что он слово сдержит»6.

Если Черчилль в глазах Сталина был «достаточно типичным буржуазным политиком и политиканом», то Рузвельт вызывал уважение как незаурядная личность, бросившая вызов судьбе и преодолевающая физическую немощь силой духа. Отношение его к Рузвельту определялось, по мнению исследователя В. О. Печатного, букетом объективных и субъективных факторов: превосходящей военно-экономической мощью США, более позитивным образом Америки по сравнению со старым противником царской и советской России — Великобританией, меньшим конфликтным потенциалом советско-американских отношений, чем англо-советских, личной репутацией Рузвельта — инициатора дипломатического признания СССР и помощи ему в виде ленд-лиза по контрасту с ярым антисоветчиком, вдохновителем похода Антанты в годы гражданской войны Черчиллем7. Во время Крымской конференции после посещения заболевшего Рузвельта И. В. Сталиным, наркомом иностранных дел В. М. Молотовым и послом СССР в США А. А. Громыко последний воспоминал: «Когда мы покинули комнату президента и спускались по узкой лестнице, Сталин остановился, неторопливо набил табаком трубку и тихо произнес: "Ну скажите, чем этот человек хуже других, зачем природа его наказала?"»8. В диалоге с Громыко советский лидер прямо дает оценку американскому президенту: «Рузвельт... сама рассудительность и немногословность», — симпатизируя Рузвельту и как политику, и как человеку.

Сталин был потрясен смертью Рузвельта. Не доверявший даже самому себе, привыкший и в союзниках видеть врагов, он, конечно, не доверял до конца и Рузвельту. Но хорошо понимал, что Рузвельт для СССР — это наилучший из всех возможных вариантов американского руководства, крайне важный для реализации его большой стратегии, главными целями которой являлись разгром общего врага и закрепление плодов победы — новой расширенной сферы влияния СССР в Европе и на Дальнем Востоке.

Отношение Сталина к Рузвельту прослеживается в реакции на его кончину, в том, как Сталин отзывался об этом в своих посланиях американцам. В соболезновании вдове президента Элеоноре — первом официальном отклике вождя на смерть Рузвельта — Сталин высоко поднимает значение мировой роли американского президента, заменяя скупую молотовскую характеристику президента «как

5 Громыко 1988, 96.

6 Жуков 1970, 522.

7 http://www.mgimo.ru/victory65/documents/1-pechatnov_big3.pdf

8 Громыко 1988, 158.

друга и соратника по борьбе с нашим общим врагом» на куда более выразительное и масштабное — «великого организатора борьбы свободолюбивых наций против общего врага и как руководителя дела обеспечения безопасности во всем мире»9.

Именно в такой чеканной формулировке послание было срочно, 13 апреля, напечатано в «Известиях», задав тон всей советской пропаганде в освещении этого события. В опубликованном в том же номере «Известий» большом некрологе (также просмотренном Сталиным) давалась развернутая и самая комплементарная характеристика всей политической деятельность Рузвельта: «... проводил "новый курс", имевший целью ограничение монополий и улучшение социальных условий широких народных масс. руководитель великой заокеанской демократии»; отмечался «прогрессивный образ мысли Рузвельта, его непримиримость к фашистской агрессии и стремление обеспечить безопасность в будущем»10. Решением СНК советским государственным учреждениям в Москве было «предложено вывесить на своих зданиях траурные флаги». Это фактически означало объявление официального траура в связи кончиной буржуазного лидера — первый случай подробного рода во всей советской практике.

Для Сталина неожиданная смерть Рузвельта была тяжелым испытанием. Самым серьезным ударом для Сталина было то, что пропали значительные усилия, затраченные им для установления партнерских американо-советских отношений. Стали рушиться его надежды на американскую экономическую помощь в послевоенном восстановлении СССР, которые при Рузвельте имели основания и перспективы. Почувствовав изменение вектора американской политики, Сталин понял, что линия двух западных держав будет унифицирована под началом США. «Теперь, после смерти президента Рузвельта, Черчилль быстро столкуется с Трумэном», — замечал «вождь» в разговоре с маршалом Г. Жуковым11.

Таким образом, взаимоотношения между СССР и США были во многом связаны с личным восприятием друг друга обоих лидеров держав, что на определенном этапе стало определяющим в их политическом курсе. Отдавая должное гибкости и трезвому расчету, президент Рузвельт был более надежным партнером, чем премьер Черчилль. Последовавшая смена лидера и размежевание интересов привели к ухудшению отношений СССР и США.

ЛИТЕРАТУРА

Баландина Р. К., Миронова С. С. 2004: Дипломатические поединки Сталина. От Пил-судского до Мао Цзэдуна. М.

Бережков В. М. 1998: Рядом со Сталиным. М.

Громыко А. А. 1988: Памятное. Т. 1. М.

Жуков Г. К. 1970: Воспоминания и размышления. М.

Переписка Председателя совета Министров СССР с президентами США и премьер министрами Великобритании во время ВОВ, 1941-1945 гг.: в 2 т. / МИД СССР. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Шр://сооШЪ.пе1/Ь/149903

Печатнов В. О. 2006: От союза — к холодной войне: советско-американские отношения в 1945-1947 гг. М.

9 Печатнов 2006, 144.

10 Известия 13.04.1945.

11 Баландина, Миронова 2004, 713.

Печатнов В. О. Сталин и Рузвельт (заметки историка). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mgimo.ru/victory65/documents/1-pechatnov_big3.pdf

Сталин И. В. 1951: О Великой Отечественной войне советского народа. М.

"A MAN OF GREAT SOUL" — US PRESIDENT FRANKLIN D. ROOSEVELT'S

APPRAISAL OF STALIN I. V.

N. S. Frolova

The article deals with the issue of the image reconstruction of the US president — FD Roosevelt made by the Soviet leader Stalin I.V Therefore, the evolution of the image due to the influence of the military-political conditions and ideologies is analyzed. The author grounds the statement that the position of the Soviet leader during the Great Patriotic War, on foreign policy was dominant for the authorities and society in general, and the image of the head of a state partner in the anti-Hitler coalition became a projection of a negative or positive experience of relations between the USSR and the USA.

Key words: international relations, diplomatic relations between the USSR and the USA, the image of an ally, ideologies, military-political conditions, the propaganda the installation

© 2015 Проблемы истории,

филологии, культуры 2015, №3, с. 328-331

Э. Д. Хадимуллина, Р. Р. Хадимуллин

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

В БАШКИРИИ

После Октябрьской революции молодые люди из рабоче-крестьянских семей получили возможность обучаться в высших учебных заведениях (вузах). Однако у многих из них были слабые базовые знания, что затрудняло или вообще не давало возможности обучаться в вузах. Поэтому для решения столь важной и необходимой задачи были созданы рабочие факультеты (рабфаки), которые в кратчайшие сроки должны были подготовить молодёжь к обучению в высшей школе. В этой статье речь идёт о роли и значимости рабфаков в подготовке молодёжи к обучению в вузах.

Ключевые слова: Октябрьская революция, Башкирия, молодёжь, рабочий факультет, высшее образование

До Октябрьской революции 1917 г. большая часть населения Российской империи была неграмотной. Так, по данным переписи 1897 г., в составе всего насе-

Хадимуллин Руслан Робертович — кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и истории факультета философии и социологии Башкирского государственного университета. E-mail: [email protected]

Хадимуллина Эльвира Дамировна — кандидат исторических наук, специалист по учебно-методической работе Уфимского государственного нефтяного технического университета. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.