Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ'

ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная философия / социальная эпистемология / социально-эпистемологические исследования / цифровая антропология / цифровое общество / трансдисциплинарность. / social philosophy / social epistemology / socio-epistemological research / digital anthropology / digital society / transdisciplinary.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Омонова, Махфурат Мурод Кизи

Статья посвящена методологическим проблемам изучения цифровой социальной реальности и цифровой повседневности. В современном обществе цифровые технологии опосредуют весь комплекс социальных отношений, связывая государство, организации, индивидов в сложнейший технический объект. Новый технологический уклад, интегрирующий конвергентные технологии, радикально преобразует ландшафт человеческой телесности, повседневности и творчества. Переход к Интернету вещей и практики самоулучшения человека становятся вызовом для антропологических способов определения сущности и границ человеческого. Используя новые цифровые технологии для повседневных проблем, индивиды в цифровом обществе рутинизируют использование первых, расширяя и модифицируя диапазон их применимости, заложенный разработчиком, через накопление и распределение социального опыта, преодолевая технологическое отчуждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN IN A DIGITAL SOCIETY: EXPERIENCE OF PHILOSOPHICAL REFLECTION

The article is devoted to the methodological problems of studying digital social reality and digital everyday life. In modern society, digital technologies mediate the whole complex of social relations, linking the state, organizations, individuals into the most complex technical object. The new technological paradigm, integrating convergent technologies, will radically transform the landscape of human physicality, everyday life and creativity. The transition to the Internet of Things and the practice of human self-improvement become a challenge for anthropological methods of determining the essence and boundaries of the human. Using new digital technologies for everyday problems, individuals in a digital society routinely use the former, expanding and modifying the range of their applicability, laid down by the developer, through the accumulation and distribution of social experience, overcoming technological alienation.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ»

ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО

ОСМЫСЛЕНИЯ

АННОТАЦИЯ

ОМОНОВА Махфурат Мурод кизи

Ташкентский государственный университет востоковедения

E-mail: mahisha92@mail. ru

d https://doi.org/10.24412/2181-2993-2023-2-47-51

Статья посвящена методологическим проблемам изучения цифровой социальной реальности и цифровой повседневности. В современном обществе цифровые технологии опосредуют весь комплекс социальных отношений, связывая государство, организации, индивидов в сложнейший технический объект. Новый технологический уклад, интегрирующий конвергентные технологии, радикально преобразует ландшафт человеческой телесности, повседневности и творчества. Переход к Интернету вещей и практики самоулучшения человека становятся вызовом для антропологических способов определения сущности и границ человеческого. Используя новые цифровые технологии для повседневных проблем, индивиды в цифровом обществе рутинизируют использование первых, расширяя и модифицируя диапазон их применимости, заложенный разработчиком, через накопление и распределение социального опыта, преодолевая технологическое отчуждение.

Ключевые слова: социальная философия, социальная эпистемология, социально-эпистемологические исследования, цифровая антропология, цифровое общество, трансдисциплинарность.

The article is devoted to the methodological problems of studying digital social reality and digital everyday life. In modern society, digital technologies mediate the whole complex of social relations, linking the state, organizations, individuals into the most complex technical object. The new technological paradigm, integrating convergent technologies, will radically transform the landscape of human physicality, everyday life and creativity. The transition to the Internet of Things and the practice of human self-improvement become a challenge for anthropological methods of determining the essence and boundaries of the human. Using new digital technologies for everyday problems, individuals in a digital society routinely use the former, expanding and modifying the range of their applicability, laid down by the developer, through the accumulation and distribution of social experience, overcoming technological alienation.

ABSTRACT

47

14 www.birunijournal .uz

Keywords: social philosophy, social epistemology, socio-epistemological research, digital anthropology, digital society, transdisciplinary.

ВВЕДЕНИЕ (Introduction)

Исследователи-гуманитарии, философы ХХ в. фактически отразили основные моменты кристаллизации в человеке силы воли, которая могла определять природные и социальные процессы. Человек становился экологической формообразующей силой, феноменом природы, который мог изобретать новое, но не всегда имел чувство меры. Тем более что речь идет здесь о глобальном человеке, в котором объединяются усилия разнонаправленно действующих людей со своим интеллектом.

Производным синтеза социокультурного и научно-технического прогресса на рубеже XX- XXI столетий стало стремительное развитие техногенной цивилизации. Ее специфика заключается в компьютеризации основных сфер деятельности сообществ и воспроизводства надситуативной и нададаптивной ментальной активности их членов. Возрастающие информационные потоки, а также усложняющиеся информационно-телекоммуникационные технологии, ведущие к слиянию средств массовой информации и компьютерных коммуникаций в мультимедийный комплекс, непосредственно влияют на процесс социокультурного воспроизводства. Это воздействие уже привело к необратимым изменениям в характере и природе воспроизводства социокультурного опыта и человеческих отношений, которые выразились в изоляции членов социума от природной реальности, вследствие создания имитирующей ее искусственной среды обитания. Процесс цифровизации целесообразно воспринимать как «вызов социальности». Несмотря на «объединяющее и интегрирующее начало», цифровизация порождает «новые формы неравенства и сегрегации» 1

Заметим, что цифровая реальность, возникшая сравнительно недавно, является полноценным концептом, развивающимся одновременно с реальной действительностью. В отличие от последней, она обладает константной турбулентностью и требует от человека быстрой реакции и умения работать в режиме многозадачности. Личность находится в условиях постоянного выбора. Человек выбирает цифровые каналы для совершения своих действий, вычленяет необходимый информационный минимум из множества потоков, применяет различный цифровой инструментарий для личностного

1 Конева А. В., Лисенкова А. А. Матрица идентичности в цифровую эпоху: социальные вызовы преодоления анонимности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. №

35. С. 14-28.

48

www.birunijournal .uz

самовыражения, постоянно сталкивается с психологическими, этическими и моральными дилеммами.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ (Discussion and results)

Очевидно, что новации, привнесенные цифровой реальностью, оказывают неоднозначное влияние на человека. С одной стороны - расширяются границы человеческого бытия, так как технологии дают возможность решать обычные задачи новыми способами, освобождая человека от множества рутинных операций, экономя временные ресурсы и минимизируя зависимость от пространственных факторов. Но одновременно человеческое бытие погружается в состояние нестабильности через перманентные операции отбора, что нарушает традиционную картину мира с привычными социальными устоями, которые являются результатом многолетнего человеческого опыта и отражают объективные характеристики социальной реальности.

Личностные проявления в поле «цифрового Я» претерпевают трансформацию вследствие приобретения возможности «построения» себя желаемого. В ряде ситуаций это имеет положительную тенденцию, так как способствует развитию личностных качеств и психических процессов, познанию новых цифровых проявлений. Вместе с этим возникает опасность ухода от реальности и погружения в цифровой мир, где существуют смоделированные ситуации, действия, образы. Как следствие, вероятно ослабление социально значимых навыков (саморегуляции, реальной коммуникации, социализации). Изменения затрагивают эмоционально-волевую сферу, морально-нравственную, что неизбежно сказывается на «ценностной динамике современного общества», где человек обладает некой сверхактивностью, проявляющейся через активность в рамках исторически сложившихся практик и виртуальных взаимодействий2.

Формирование «цифрового Я» позволяет «стирать» или в значительной степени корректировать социальные характеристики. Цифровой образ человека может не иметь возраста, пола, профессиональной принадлежности и т. д. Это приводит к тому, что появляется шанс выбора тех личностных параметров, которые тот или иной человек посчитает важными для себя. Данный процесс нарушает привычные поведенческие паттерны, действующие в реальном мире.

Представленная учеными и футурологами, новая социальная картина постепенно приобретает более четкие очертания:

2 Баева Л. В. Социокультурные и философские проблемы развития информационного общества: учеб. пособие (курс лекций). Астрахань: Астраханский государственный университет, 2016. С. 89.

49

- в первую очередь, формируется единое информационное, компьютерное сообщество из людей, которые живут в домах, оснащенных различными электронными устройствами и различными «интеллектуальными» устройствами;

- происходит зарождение и развитие новых отраслей производства, которые формируются в рамках использования информационных технологий и наукоемких отраслей;

- меняется культурное содержание в общественном развитии: меняются приоритеты, развиваются виртуальные музеи, используются различные формы коммуникации между людьми;

- и, наконец, процесс обеспечения повседневной жизни людей осуществляется с применением инновационных средств производства, оплаты товаров и услуг (электронных денег, интернет-банкинга, мобильного банкинга, WAP-банкинга, SMS и других)3.

Осмысление взаимообусловленности системной целостности субъектов сознания их ментальной (идеологической) и интеллектуальной (научно-технической) активностью c позиций синергетического историзма предполагает учет специфических закономерностей формирования механизмов воспроизводства цифровой культуры. Однако эти качественно новые психологические механизмы являются носителями потенциальной угрозы для Homo Faber в виде опасности утраты изначально присущих им качеств креативности, выражающихся в нададаптивной и надситуативной ментальной активности. Замещение их пассивной функцией воспроизводства цифровой культуры, в которой отсутствуют ценностные ориентиры, лишает смысла существование человека как субъекта сознания. Цифровая революция стала ключевым термином для определения цифровой трансформации глобализирующегося социокультурного воспроизводства как стремительного динамического процесса социокультурных, экономических и технологических преобразований общества. На современном этапе феномен цифровой революции представляется уже не как выбор конструктивного пути цивилизационного самоопределения. Скорее, это навязанная производными синтеза научно- технического и социокультурного прогресса объективная реальность.

о

3 Иоселиани А. Д. Особенности повседневной жизни человека в цифровом мире // Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 4. С. 117.

50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Conclusion)

Понятие цифрового общества есть современное состояние информационного общества, трансформированного в новый единый организм в поле глобального и универсального времени-пространства, существующий и развивающийся согласно единым ритмам, что предельно раздвигает горизонты представлений о Земле как общем доме людей. Ив то же время предикат «цифровое» отражает некоторое законченное, предельное состояние в развитии общества и мира в целом. Человек, стремящийся представить жизнь как чувственно воспринимаемое целое, воплощенное, к примеру, в виртуальной реальности, априори представляет мир законченным, ограниченным. Такой мир всегда будет иметь конец (как временной, так и пространственный), предел, до которого можно будет добраться (как до конца любой компьютерной игры). С другой стороны, обращаясь к числу как способу постижения реальности, человек не только предполагает, но и утверждает бесконечность мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Баева Л. В. Социокультурные и философские проблемы развития информационного общества: учеб. пособие (курс лекций). Астрахань: Астраханский государственный университет, 2016.

2. Иоселиани А. Д. Особенности повседневной жизни человека в цифровом мире // Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 4. C. 117.

3. Конева А. В., Лисенкова А. А. Матрица идентичности в цифровую эпоху: социальные вызовы преодоления анонимности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 14-28.

4. Хазиева Н.О. — Цифровое общество: опыт философского осмысления проблемы // Философия и культура. - 2018. - № 4. - С. 8 - 13. DOI: 10.7256/2454-0757.2018.4.25383

51

www.birunijournal .uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.